oe EE 15 9 1 НЫ] п P A B A A —

\Ipumep беззаветного служения Wapon
	на защиту Москвы. Тот, кто является бой-
цом Красной Армии, бойцом истребительно-
го батальона, пусть помнит, что народ дал
ему оружие в руки для того, чтобы защи-
щать свою Родину и свой народ до послед-
него вздоха.

Да здравствует товарищ Сталин!»

Когда вражеские полчища были отбро-
шены ог столицы и.в подмосковных сне-
Tax был похоронен миф о непобедимости
германской армии, тов. Щербаков с удеся-
терённой энергией руководит делом моби-
лизации московской промьппленности, всех
её богатейших возможностей для нужд
фронта, для дела нашей победы. Он руково-
дит реэвакуацией московских  прелирия-
тий, восстановлением
Подмосковного уголь-
ного бассейна, в03-
рождением районов,
подвергавигихея вра-
жеской оккупации,
внедрением в произ-
водство  TeXHOAOTMI
военного времени,
борьбой за всемерное
увеличение производ-
ства продукции для
нужд фронта. Харак-
терно, что уже в 10
время, в предвидении
нашей победы, А. С.
Щербаков думал и за-
ботилея о ‘послевоен-
ной перестройке мос-
KOBCROH промьншлен-
ности, о налаживании
выпуска продукции
для нужд народного
хозяйства и населе-
ния. Это предвидение
было основано на не-
поколебимой вере в
народные силы, в ве-
личайшие преимуще-
ства советекого строя,
в мудрость и дально-
видность вталинского
руководства.

«Так разве можно
победить такой народ
й такую страну, как
наш народ, как наша
страна!»— говорил он
В одном из своих за-
мечательных, вдохно-
венных докладов, посвящённых годовщине
смерти В. И. Ленина, говорил © глубокой
патриотической гордостью за наш героп-
ческий народ, с непоколебимой убеждён-
ностью в торжестве великого правого дела,
во главе которого стоит товарищ Сталин.

После разгрома немцев под Москвой тов.
Щербаков говорил:

«...Трудные дни переживала Москва, a
вместе с нею и вся страна... Но и в эти
трудные дни наш народ, наша армия ни на
минуту не сомневались в том, что враг бу-
дет остановлен, отброшен и разбит. Не <%-
мневались, товарищи, ибо крепко верили в
свои силы и в еилу гения нашего вождя и
полководца товарища Сталина».

Зло и метко издеваясь над гитлеровеким
командованием, которое пыталось об’яснять
свои поражения «сокращением линии фрон-
та», тов. Щербаков с твердой верой в нашу
победу говорил:

«Пусть себе «сокращают» и «укорачи-
вают». Наша Армия и наш народ уверены,
что гитлеровцы досокращаются до того, что
самая короткая линия фронта для немецкой
армии будет проходить по реке Шпрее, на
которой стоит Берлин». .

Так и вышло! От Волги и Невы, от. Мо-
сквы-реки и Терека наша победоносная

красная Армия дошла до Шпрее и водрт-
	зила над Берлипом знамя Победы. В своих
докладах А. С. Щербаков показывал могу-
чие источники побед советского государства,
сокрушившего гитлеровскую военную ма-
шину, показывал великую силу мудрой
сталинской стратегии. :

«Руководство военными действиями Вер-
ховным Главнокомандованием Красной Ар-
мии, — говорил он,—опрокинуло все расчёты
врага и повернуло ход войны в нашу пользу.
История войн не знает таких примеров,
когда, течение, войны, в начале столь небла-
топриятное для одной стороны, было бы
с таким искусством переломлено, а армия,
направляемая твёрлой рукой военного гения,
одерживала бы такие победы. Великая Оте-
чественная война советского народа против
немецких извергов, направляемая и влохно-
вляемая товарищем Сталиным, войдёт
в историю войн как изумительный образец
руководства войсками, высшего искусства
ведения войны».

- * * &

Смерть оборвала кипучую жизнь Але-
ксандра Сергеевича ШЩербажова на завтра
после того, как по всей стране разнеслаеь
радостная весть о нашей победе. Вместе
со всем народом он радовался и гордился
ею. Но ему не довелось увидеть плоды
великой побелы советского народа над не-
мецко-фашистекими захватчиками — побе-
ды, которой он отдал все силы своего вы-
дающегося ума и своего большого сердца.

Родина высоко оценила плодотворную
деятельность Александра Сергеевича на
благо народа. За евою успешную деятель-
ность в области хозяйственного строитель-
ства он был награжден правительством
тремя орденами Ленина и орденом Отече-
ственной войны Г степени и за успешное
выполнение заданий Верховного Главно-
командования — орденом Суворова 1 сте-
пени и орленом Кутузова 1 степени.

Имя товарища Щербакова навсегда
останется в памяти советекого народа, как
пример беззаветного служения делу пар-
тии Ленина-— Сталина, делу победы комму-
низма в нашей стране.
	Новый переход на московском
метро
	К празднику Победы метростроевцы сде-
лали прекрасный подарок москвичам: они
сдали в эксплоатацию новый подземный
переход, соединяющий станции метрополи-
тена «Площадь Революции» и «Площадь
Свердлова».

Отлично отделанный тоннель рассчитан
на пропуск 25 тысяч пассажиров в час.
Теперь для пересадки со станции «Пло-
щадь Революции» на станцию «Площадь
Свердлова» незачем пользоваться эскалато-
рами. Направляясь с одной станции на
другую по тоннелю, пассажиры в два раза
сокращают время, затрачиваемое на пере-
садку.
	Тод назад — 10 мая 1945 года — пар-
тия большевиков и советский народ понес-
ли большую утрату: после тяжёлой и про-
должительной болезни скончался один из
выдающихся деятелей партии и советского
тосударства — секретарь Центрального и
Московекого Комитетов ВКП(б), Начальник
Главного Политического Управления Крас-
ной Армии Александр Сергеевич Щерба-
Ков.

«Товарищ Щербаков, —писали в сообще-
нии о его смерти Центральный Комитет
ВЕП(б) и Совет Народных Комиссаров
CCCP,—yauep ua боевом посту, отдав все
силы и всю свою кипучую энергию делу.
социалистического строительства и делу
победы над немецко-фашистокими захват-
чиками... Жизнь товарища Александра Сер-
теевича Щербакова — отного из виднейших
руководителей партии Ленина-— Сталина и
Красной Армии будет служить примером
для трудящихся нашей страны в их борьбе
за дальнейший расцвет Союза Советских
Сопиалистических республик».

Год прошел с тех пор, как остановилось
сердце Александра Сергеевича. В памяти
народа остался светлый облик замечатель-
ного большевика, верного и талантливого
сына великого русского народа, человека,
для которого служение Родине было’ выс-
шим законом и жизненным призванием 2
юношеских лет до последнего вздоха. Прой-
дут многие, многие годы, но «память о
выдающемся деятеле большевистской пар-
тии, пламенном патриоте нашей Родины—
Александре Сергеевиче Щербакове навсегда
сохранится в наших сердцах». Так писали
в своём некрологе об А. С. Щербакове ру-
ководители партии и правительства во гла-
ве с товарищем Сталиным и активные ра-
ботники Московской партийной организа-
ЦИИ.

хх=
	Жизнь и деятельность Александра Сер-
теевича Щербакова, будучи высоким образ-
цом ревностного служения Родине, народу,
В 10 же время являет собою пример тото,
какой безграничный простор даёт наш 0б-
щественный строй всестороннему развитию
народных талантов, как бережно и забот-
ливо большевистская партия, товарищ
Сталин выращивают кадры, учат и воспи-
тывают их.

А. С. Щербаков был юношей, только
вступающим в жизнь, когда произошла Ве-
‚ликая Октябрьская социалистическая ре-
волюция. Тогда не было более важной зада-
чи, чем отстоять молодую Советскую рес-
публику от её врагов. В 16 лет А. С. Щер-
баков вступает в рыбинский красногвар-
	(К годовщине со дня смерти А. С. Шербакова)
	Исключительно напряжённой и плодо-
творной была работа А. С. Щербакова в
Ленинграде, в качестве второго секретаря
обкома ВКП(б), затем в Иркутске и в Дон-
бассе, где он возглавлял большевистские
партийные организации.
	Он каждодневно бывал на предприятиях,
на шахтах, в первичных ‘организациях,
хорошо знал, чем живут, о чём думают рабо-
чие, всегда был в самой их гуще, всегда
был связан с ними тесно и неразрывно.

Но в полную меру развернулись выдаю-
щиеся организаторские способности А. С.
Щербакова на посту руководителя крупней-
	произошла Ве-   шей организации нашей партии —Москов-
стическая [е-   ской, в качестве секретаря Московского об-
> важной Зада-   ластного и городского комитета ВКП(б).
	Деятельность А. С. Щербакова на посту
	секретаря МЫ и МГК ВКП(б) была исклю-
	у   Вся страна торжественно и радостно
	х
Слушая приказ
вождя
	БАКУ. 9. (Корр. «Правды»). Б это теп-
	л0е майское утро жители Баку проену-
лись рано. Люди ждали у репродукторов, у
радиоприемников голосе Москвы. И вот дик-
тор зачитал приказ Министра Вооружен-
ных Сил Союза ССР. Великий Сталин ет
имени советского правительства и нашей
коммунистической партии поздравил совет-
ских людей с днем всенародного торже-
ства — праздником Победы над немецким
фаптизмом.

К полудню улицы, площади, парки, При-
морский бульвар наполнились весельем.
Под задористые мелодии зурны, тары и буб-
на’ молодежь и старики пляшут лихие-кав-
казекие танцы. В садах п парках гремят
оркестры. Радостными возгласами ветреча-
ют ребята артистов цирка. На централь-
ных улицах замелькали майки спортеме-
нов. Бакинцы совершали сегодня прогулки
в море на специальном теплоходе и парус-
никах.

Спустились бархатные южные сумерки,
зажглись огни, переполнилиеь театры. Мно-
толюдно стало в парке имени Дзержинско-
го. На площадках началиеь физкультурные
состязания, танцы.

Вот взвилась первая ракета, за ней сноп
разноцветных огней озарил окрестность.
Красочный фейерверк возвестил о начале
вечернего гулянья, :

Никогда еще не было на Приморском
бульваре столько горожан, как в этот ве-
чер. Вдоль берега выстроилея бесконечный
ряд пушек. Грянул первый залп, вепыхну-
ли десятки прожекторов, мирнадами искр
в воздухе рассыпались огни разноцветных
ракет. Стало светло, как днем. Раздалиеь
возгласы:

— Слава Красной Армии — победитель-
нице!

— Слава великому Сталину!

В ответ пронеслоеь могучее «ура».

Бакинны с восхищением любовались ве-
личественным зрелищем. Народное гулянье
продолжалось до поздней ночи.
	—о—

Праздник Победы
	в Сталинграде
	СТАЛИНГРАД, 9. (ТАСС). День Победы
сталинградпы встретили новыми: трудовыми
успехами. Ha металлургическом. заводе
«Ёраеный Октябрь» вступила в строй мощ-
ная мартеновекая печь, давшая первую
плавку высококачественной легированной
стали. Тракторостроители увеличили ©ред-
несуточное производство по сравнению ©
мартом на две машины. На Сталинградекой
электростанции дал пар последний по сче-
Ту восстановленный котел, приведена в дви-
жение еще одна мощная турбина. Тысячи
строителей посвятили свои трудовые ре-
корды Дню Победы., Знатный каменщик
Иван Щербаков, штукатур Василий Колобов
за восемь часов выполнили по 20 сменных
норм.
	Сталинтрадцы свято чтут память ге-
поических защитников волжекой твердыни.
На все братские могилы возложены тысячи
букетов и венков — дань бессмертной сла-
вы героической Красной Армии.

В честь Дня Победы в лесу на восточном
берегу Велги состоялось народное гулянье,
в котором поиняло участие свыше 50 ты-
сяч жителей.

ыы
	На улицах города-героя
	ОДЕССА, 9. (Корр. «Правды»). Трудя-
щиеся города-героя торжественно и радост-
но встретили День Победы. Улицы и пло-
щади украшены. портретами товарища
Сталина, руководителей партии и прави-
тельства, маршалов Советского Союза, пла-
катами и лозунгами.

В парке культуры и отдыха имени
Шевченко и в Аркадии состоялись гу-
лянья. На стадионе «Спартак» проведен
большой физкультурный праздник.

Вечером прогремел торжественный салют
В честь всенаролного праздника. .
	Бедь знаешь, сынок-то мой погиб в пар-
тизанах. Мне одному, старому, управиться
трудно.

— Погоди, отец, несколько деньков, —
вот управимся с севом, и мигом в своей
хате будешь.

Старик верит слову Федора. У предееда-
теля колхоза слово не расходится с делом.

Совсем недавно в колхозе не было ни
одной седёлки, ни одной телеги. Поля ле-
жали пустые, нераспаханные. А теперь на
поле горит работа. Работают все. Пятнадца-
тилетняя Валя Скоморошенко ходит за плу-
гом. Фна соревнуется с молодым пареньком,
бывшим партизаном Николаем Белоусом. Н
надо сказать, что побета часто бывает на
стороне девуйтки. Работает она много и
усердно.

— Вот смотрите, сколько засеяли — п
она широко обводит рукой, простирая ев
вдаль к зеленому лесу. —Тут и бульба, п
ячмень, и овес, и лен.

Федор берет подле плуга Вали Скомо-
рошенко комочек рыхлой черной земли,
разминает его жесткими пальцами, потно-
сит к носу, и кажется ему, что отменно
приятно пахнет своя. ротная земля.
	Возвращаясь в село, на околице предее-
датель встречает своего однофамильца Ko-
стюковича Григория.

— Овец, овец нам надо побольше, Гри-
ша,-— обращается к нему председатель.—
Ты взгляни, сколько у нас пастбища... А
озеро совсем пустое. Сколько уток можне
развести!

Они идут вдвоем и толкуют о том. что
еще надо сделать в колхозе, чтобы людям
легче, вольготнее жилось.
	Петрусь BPOBKA,
	Лепельский район,
Витебской области.
	праздновала первую зодовшину
нашей великой победы
				Слова любви и привета-
товарищу Сталину
	раздаются приветственные возгласы в честь
товарища Сталина.

Олин за другим выступают ораторы. Сре-
ди них — слесарь завода имени Кирова
тов. Раззоренов, директор института хи-
мии профессор Бектуров, студентка тов.
Кошкенбаева.

Около 60.000 трудящихся присутетво-
вало на городском митинге. Участники ми-
тинга с большим под’емом приняли при-
ветственное письмо великому вождю на-
родов Генералиссимусу Советского Союза
товарищу Сталину.

По окончании митинта люди заполнили
улицы, площади, нарки. В парке имени
28 ‘твардейцев- -панфиловцев состоялся боль-
шой карнавал, посвященный Дню Победы.
Многообразна была программа карнаваль-
ных увеселений. В летнем театре и на
эстрадных площадках ‚выступали госулар-
ственный национальный оркестр, духовой и
джаз-оркестры, республиканский  куколь-
ный театр, театр Петрушки.

Массовое. гулянье состоялось также в
парке культуры и отдыха имени Горького.
Здесь выступали казахская капелла и ак-
кордеонисты. Многолюдно было и в парке
имени Катановича.
	Вечером, когда стемнело, в ознаменова-
ние праздника Победы столица Казахстана
салютовала 30 артиллерийскими залпами.
К небу взлетели тысячи разноцветных ра-
кет. Из толпы раздавались возгласы:

— Слава великому народу-победителю!
Слава мудрому полководцу товарищу
Сталину!
	митинга приняли приветственную телеграм-
му организатору побед советского народа
Генералиссимусу Советского Союза товарищу

Сталину.
эх её
	После митинга на стадионе состоялись
	р  выступления литовских спортеменов. Боль-
	шой интерес вызвала игра в баскетбол
сборных команд Тбилиси и Каунаса.

Вечером на Замковой площади, в Пуш-
кинском и Бернандинском садах состоялиеь
массовые народные гулянья. На эстрадах
выступали концертные бригады, оркестры
Литовеких театров, самодеятельные худо-
жественные коллективы профсоюзов и гар-
HH20Ha,

Всенародные торжества закончились Be-
личественным салютом в ознаменование
праздника Победы.

Массовые народные митинги и гулянья,
посвященные Дню Победы, состоялиеь ce-
годня в Каунасе, Шауляе, Клайпеде, Пане-
вежисе и других тородах республики. В
Каунасе на митинге присутствовало свыше
10.000 человек. `Собравигихся на митинг
поздравил с праздником Победы, пожелав
им новых успехов в выполнении пятилет-
него плана восстановления и развития на-
родного хозяйства и культуры республики,
секретарь ЦК КП(б) Литвы тов. Снечкус.
	АЛМА-АТА, 9. (Корр. «Правды»). Из-за
зубчатых вершин Ала-Тау показалось солн-
це. Его яркие лучи озарили улицы и пло-
щади города, цветущие сады и зеленеющие
парки. По-праздничному украшенная сто-
лица Казахстана радостно встретила пер-
вую годовщину великой победы советского
народа над фашистской Германией.

Тысячи горожан заполнили улицы горо-
да. Расцвеченные алыми полотнищами
знамен, плакатов, транспарантов, украшен-
ные портретами товарища Сталина. руково-
дителей партии и правительства, маршалов
Советского Союза, двигались по улицам ко-
лонны трудящихся.

Секретарь городекого комитета партии
тов. Шмельков открывает митинг трудя-
щихся города. Слово предоставляется секре-
тарю Центрального комитета КП(б) Казах-
стана тов. Шаяхметову. От имени прави-
тельства и коммунистической партии боль-
шевиков Казахстана он приветствует и го-
рячо поздравляет красноармейцев, cep-
жантов, офицеров Красной Армии и всех
трудящихся города с днем всенародного
торжества — праздником Победы над не-
мецким фашизмом.

— Первые слова любви и привета, —
говорит тов. Шаяхметов, — мы шлем тому,
KTO вел нас все тяжелые годы войны в
победе, под чьим руководством осущеетв-
ляются величайшие планы партии больше-
виков, наше слово горячей любви и приве-
та — великому Сталину!
	Участники митинга отвечают на эти сло-
ва восторженной овацией. Нал площалью
	ВИЛЬНЮС, 9. (Корр. «Правды»). Празд-
нично выглядит сегодня столица Советской
Литвы. На зданиях — огромные транспа-
ранты ‹о’словами первомайского приказа
товарища Сталина.
	Празднества в литовской столице откры-
ли физкультурники спортивных обществ. В
12 часов дня началась городская эстафета,
посвященная Дню Победы. В ней приняли
участие команды спортивного общества
«Жальгирис» (Грюнвальл), «АСК» (етуден-
ческого спортивного клуба), «Динамо»,
«Спартак», «Локомотив» и физкультурники
Красной Армин. Приз — хрустальный ку-
бок — выиграла команда спортеменов «Ди-
намо».
	В 13 часов дня на городском стадионе
«Динамо» открылся многолюдный митинг
трудящихся столицы совместно с представи-
телями воинских частей гарнизона. На ми-
тинге выступили секретарь Вильнюсского
торкома партии тов. Беляускас. председа-
	тель Президиума Верховного Совета Литов-
	ской СОР›тов. Палецкис, генерал-майор тов.
Олев, ректор Вильнюсского ‘государственно-
го университета профессор Жемайтие, по-
славленный литовский партизан, Герой Со-
ветокого Союза тов. Урбанавичуе и другие.
	С болышим воотушевлением участники
	В литовской столице
			и SS EE we A SE aS et CS Ore eves
	Tay
		отм
де
	daly

of (1
Вы

Ty,
	Пу
ACHR
	DAY
Rese
wep
EBay
		тет
ВИ
ABUT
[Де

ТО
Beat

м
те
	Mt
Вст
rons
вот
11:

[ое
бете
	г
ТИ
Че
					дейский отряд. В последующие годы тов.   Чительно плодотворной и многогранной. Он с
Щербаков проявляет себя талантливым ор- ГЛУбоким знанием дела вникал в работу
ганизатором молодёжи, с его именем свя- промышленности, транспорта, сельского хо-
зано создание многих первых комеомоль-   ЗЯйства, в вопросы реконструкции и благо-
ских организаций. устройства столицы. Его часто можно было
	Г i BHI€Tbh На MOCKOBCRHX предприятиях, Ha
‘осле окончания гражданокой Войны   стройках, в научных институтах, в колхо-

А. С. Щербаков уходит на учёбу В Сверд-   зах. Тов. Щербаков всегда неизменно и го-
ловокий коммунистический университет. рячо поддерживал каждое ценное, идущее
С увлечением отдаётся он изучению вели-   снизу. начинание поттерживал новатотов.
	Е р OME”   CHASY, HATNHAHHE, HOLICDR ABA HOBATOPOR,
ROH науки всех наук — мафкеистоко-   людей смелых. лерзающих. творческих. Оя
	наук — маркеиестеко-   людей смелых, дерзающих, творческих. Он
сновательно знакомит-   Умел разбиратьея в люлях тонко и верно,
	еде: трудами: - Maprea,: Sareea, Jemma,   ценить их, воспитывать, помогая. в работе,
	Сталина, изучение которых залем продол-
жает всю жизнь.

Но университет. был лишь первой сту-
пенью учёбы молотого большевика. Глубо-
	а, CGI Надо, то и критикуя, прямо и резко
указывая на ведостатки. Целая плеяда
цартийных работников, руководителей хо-
зяйства, организаторов колхозного труда
поела и воспитывалась с помошью А. С.
	кой и плодотворной учёбой была практика   Шербакова в духе беззаветной. преданности
	делу Ленина—Сталина, в духе неуклонной
заботы об интересах советского государства.
	в духе верности священному патриотиче-
скому долгу перед Родиной.
x + =
	Организаторский талант, большевистская
целеустремленность и исключительная ра»
ботоспособноеть А. С. Щербакова в полной
мере сказались в годы Великой Отечествен-
ной войны. Будучи секретарём ЦК ВАП(5)
п кандидатом в члены Политбюро ЦК
ВКП(б), руководя Московской партийной
организацией, тов. Щербаков одновременно
получает назначение на пост начальника
Главного Политического Управления Rpac-
ной Армии и на пост Начальника Совет-
ского Информбюро. Он ведёт огромную п
разностороннюю работу по политическому
воспитанию бойцов и командиров Красной
Армии, по обеспечению страны правдивой
информацией о военных действиях совет-
ских войск.

Осенью 1941 гола, когла враг подступал
к столице, А. С. Щербаков, выполняя ука-
зания товарища Сталина, проводил боль-
шую работу по обороне Москвы. Он  нею-
средственно занимался эвакуацией  мос-
ковских предприятий, органазацией  про-
изводства вооружения и боеприпасов, про-
тивовоздушной обороной столицы,  етроч-
тельством оборонительных ‘сооружений.
Выступая 16 октября 1941 года по радио,
А. С. Щербаков обратился к трудящимся
стотицы CO словами, исполненными веры в
силы нашего народа, в его способность пол
гениальным водительством товарища
Сталина отстоять независимость ия И
разгромить врага.

«Над Москвой, — говорил он; — навис-
ла угроза, но за Москву будем драться
упорно, ожесточённо, до последней капли
крови! Каждый из вас, на каком бы посту
он ни стоял, какую бы работу ни выпол-
нял, пусть будет бойцом армии, отстаиваю-
щей Москву от фашистских захватчиков.
Тот, кто работает на строительстве оборо-
нительного рубежа, пусть знает, что его
труд укрепляет защиту Москвы. Тот, кто
работает на предприятии, пусть знает, что
его работа направлена на защиту Родины,
	Б павильоне выставки хранятся знамена
уничтоженных Ерасной Армией немецких
полков.

Отдельный раздел посвящен химической
службе германской армии. Тут можно уви-
деть самые‘ разнообразные средства уничто-
жения людей: ампулы с отравляющими ве-
ществами, приборы для заражения меетно-
сти и другие химические средства.
	Выставка трофейного вооружения убеди-
	тельно показывает, как силен был враг,
наголову разгромленный Ирасной Армией.
	социалистического строительства, борьба
за великое дело Ленина—Сталина.

После окончания университета А. С.
Щербажов ведёт акливную партийную ра-
боту в гор. Нижнем-Новгороде (ныне—
г. Горьком). Он громит здесь троцкистов
и других вратов партии и народа, постоян-
но выступает с докладами и лекциями на
предприятиях и в рабочих клубах. Он учит
сормовеких рабочих-большевикюв и одно-
временно учится у них — учится великой
народной жизненной мудрости, получает
ту боевую большевистскую закалку, кото-
рая в дальнейшем помогала ему успешно
справляться се любыми, самыми сложными
й трудными заданиями партии.

Работа в Нижегородской партийной ор-
танизации была большой жизненной шко-
лой для. тов. Щербакова. Затем следует
учёба в Институте красной профессуры в
Москве, где он основательно подкрепляет
теорией полученную им богатейшую прак-
тику партийной работы. ,

Широко и разносторонне проявились
организаторские таланты Александра Сер-
тезвича в его работе в Союзе советских
писателей. Внимательный и чуткий това-
рищ, умелый больпювистскай  руководи-
тель — таким он проявил себя на. этом
важном участке идеологического фронта.
Тучшей оценкой его деятельности ‘на этом
посту могут служить замечательные слова
великого русского писателя Алексея Мак-
симовича Горького. В одном из писем
А. С. Щербакову Горький писал:

«В комплиментах, искренних с моей сто-
рены и заслуженных Вами, Вы, наверное,
не нуждаетесь, но всё же с большой радо-
стью отмечу: чувствуется; что в лице Ва-
шем литература найдёт пастыря и органи-
затора социально ценных сил».

На политической, партийной работе, — а
всякая работа, на которую посылала его
партия, была для Александра Сергеевича
глубоко партийной, — он рос как партий-
ный руководитель, обогащался опытом, зна-
нием жизни, знанием марксистско-ленин-
ской теории.
	ЛЬВОВ, 9. (Корр. «Правды»). одесь от-
крылась выставка трофейного вооружения.
Среди ее посетителей много крестьян, кото-
рые прибывают сюда из далеких карпат-
ских селений и деревень Львовской области.
Интерес к выставке особенно повысился в
связи с Днем Победы.

На выставке представлено вооружение
немецкой армии. Экспонируется танк «Пан-
	тера».
На выставке собраны самолеты разных
	fACTeM,
	Выставка трофеиного вооружения
	Там, где погиб Александр Матросов
	Теперь эти места неузнаваемы. С каж-
тым днем разрастается деревня Чернушки.
Укрепляется здешний колхоз «Стальной па-
харь». В прошлом году в нем проживало
десять семей. Сейчас проживают 34. Зано-
во сооружено 17 домов. Осенью колхоз за-
кончит постройку начальной школы имени
Александра Матросова. Пахари поднимают
землю, которой плуг не касался в течение
нескольких лет.

Успешно возрождается и весь район.
26 тракторов бороздят его поля. Колхозы
засевают 7.000 гектаров пашни — в ‚три
раза больше, чем в прошлом году, и почти
столько же, сколько до войны. За год по-
строено 720 домов для колхозников.

Молодежь окружающих Чернушки дере-
вень часто навещает могилу героя. В День
Победы её посетила делегация трудящихся.
Она возложила на могилу венки живых цве-
тов.
	ron cnyctTs
	своем саду, работай и нас не забывай,
приятель!

Помнит Федор, как в сентябре прошлого
года, после четырехлетней разлуки, ветре-
тили его у колхозного сада дети Федя и
Галя: раскрасневшиеся, возбужденные,‘ по-
бежали они к нему навстречу и в руках
несли громадные антоновки.

На сердце было тепло и радостно. Но
прошел Федор селом, и забота запала в его
душу. Немцы пожгли много хат. Кругом—
пустыри, в заглохшем саду на деревьях
черные сухие сучья.

Не успел и дня ‘отдохнуть Федор, при-
шли колхозники:

— Был ты у нае, Федор: Тимофеевич,
председателем, и жаловаться не можем,
дела у нас шли неплохо. Становись, бра-
Tell. на свое место.

Снова наступили приятные его сердцу
привычные трудовые дни. Дел много, куда
ни взглянешь -=— всюду надо приложить
руки. Коровник разрушен, коровы стоят
Просто в огороже, без навеса. Встретил Фе-
дор колхозного плотника Василя Скомэ-
рошенко, поговорил с ним. Василь Ско-
морошенко возглавил строительную брига-
ду, и через две недели в колхозе был по-
строен просторный сосновый коровник.
Внутри заботливыми руками устроены хо-
юттие ясли, кормушки.

Колхозные строители на этом не остано-
вились. На пять хат привезли лесу. Поста-
вили срубы. Надо отстроить погорельцев.
Правда, их заботливо разместили соседи,
но надо, чтобы каждый имел свой дом. И
новые дома растут на пепелищах.

У свежего соснового сруба работает то-
пором старик Смажевский Антрей. Заметив
Федора Костюковича, он обращается к нему:

— Товарищ председатель, знаю, что ма-
ло у тебя людей, а работы много, но вее-
таки не гоех старику побольше помочь.
	ВЕЛИКИЕ ЛУКИ, 9. (По телефону).
23 февраля 1943 года, в день годовщины
Красной Армии, в бою за деревню Чернуш-
ки погиб гвардии рядовой Александр Мат-
росов. Отважный боец закрыл своим телом
амбразуру вражеского дзота, открыв путь
нашим наступающим подразделениям.

Недалеко от места боя, в сосновом бору,
покоится тело Героя Советского Союза
Александра Матросова.

Еще не исчезли здесь следы боев. Вот по-
росший травой и почерневший от времени
бревенчатый дзот, у которого пал сражен-
ный герой. Тянетея линия траншей, опу-
танных колючей проволокой. Валяются по
косогорам заржавевшие немецкие танки и
пушки. Год тому назад здесь было пустынно
й неприютно. Поодиночке собирались сюда
из разных мест колхозники, строившие для
жилья временные землянки.
	Федор Wier по большому колхозному
саду, и сердце его взволнованно бьется.
Федору кажется, что молодые яблони и
груши склоняются ему наветречу и машут
ожившими ветвями. Это он посадил их на
высоком взгорке недалеко от озера пятна-
дцать лет назад. Тогда он был садоводом.
Потом стал председателем колхоза. У него
много забот и дел, но среди всех есть са-
мое любимое — сад. Федор непременно
ежедневно побывает в нем и, как он выра-
жается, поговорит с яблоньками. Так и те-
перь, когла он проходит между их строй-
ными рядами, ему кажется, что они пони-
мают его думы.

А думы у него светлые, радостные. На-
рядно встретили великий День Победы
колхозные поля: зеленые озими широкой
скатертью  разостлались вокруг синего
озера; внизу, рядом пролегает картофель-
ное поле; в стороне, на взгорке белеют мо-
лодые деревья колхозного сада.

Й Федору Костюковачу, председателю
колхоза «Большое Жезлино», невольно
вспоминается недавнее прошлое. В прошлом
году встретил он День Победы далеко от
Родины. Был он тогда старшиной батареи.
Его дивизион после сражения за Дрезден
шел по немецкой земле в Прагу. Был сол-
нечный майский день. Командир построил
бойцов, прочитал приказ великого Сталина
п сердечно поздравил с долгожданной побе-
дой. Сколько радости. было!

А через несколько месяцев рязанец Ми-
хамл Серегин и воронежец Андрей Гранев
провожали своего дружка белорусса Федо-
ра Костюковича домой.

— Мы молоды, нам еще служить на-
до, — говорили они, прощаясь, — a TH
отправляйся. Колхозу своему и саду, о ко-
тором столько толковал, привет от нас
онеси. Твой колхоз — он и наш, потому
что вместе за него воевали мы. Житги в