13 МАЯ 1946 г., № 113 (10195)
				LIBETOK»
	Письма в редакцию
	Разве так надо помогать восстановлению
	Донбасса?
	Паровозы и поездные бригахы за вертуш-
ками не закреплены, отеутетвует лиспет-
черский контроль за их работой.

Несмотря на то. что правительство сво-
ам решением запретило расформировывать
вертушки, ози неоднократно расформиро-
вывались. особенно на Северо-Донепкой же-
лезной дороге. Из-за этого нелогружено в
первом квартале свыше 7.000 вагонов
стройматериалов Лонбасе лишился 20 мил-
лионов штук кирпича. 42 тыс. кубомет-
pop песка. 35 тые. кубометров камня,
1.000 тонн гипса. 6.000 тонн цемента.

Все это залерживает восетановительные
и строительные работы.

Какле же меры принимает Министерство
путей гообщения?

Министерство дало указание железным
ToporaM... сократить количество вертушек
до 8.

Совершенно нетерпимо. чтобы восстано-
вительные работы срывались из-за плохой
доставки строительных материалов.
	Начальник комбината
«Ворошиловгралуголь» В. ФАДЕЕВ.
Начальник комбината
«Донбассантрацит» Ф. МОИСЕЕВ.
	Для успешного восстановления Донбасса
нужны строительные материалы, в чаетно-
ети такие. как песок. камень. кирпич. Их
далеко искать не приходится. В Донбассе
же они имеются в достаточном количестве.
Все лело в планомерной подвозке материа-
лов на Шахты.

Правительство тот час же после освобож-
дения Донбасса постановлением от 96 ок-
тября 1943 гола обязало НЕПС оргачизо-
вать лля перевозок стройматериалов спе-
ппальные поезда-вертушки из 30 вагонов
каждая е закрепленными паровозными п
поездными бригалами. По мере развития
вогстановительных работ в Шонбасее это
рошение было полтвержлено правительством
15 яюля 1944 гола и 25 октября 1945 гола.
причем число вертушек. которые полжны
постоянно действовать на Северо-Лоненкой.
Южно-Донепкой и Северо-Кавказской же-
лезпых дорогах, лолжно быть доведено
до 26

Олнако фактически работало в январе
13 вертушек (в среднем). в феврале — 14
ив марте — 12 вертушек. Оборачиваемость
составов недопустимо медленная — ло
9 километров в час. .
	Немецкие воинские части в британской зоне
	Германии
	окквупацин
		Внига уральских сказов П. Бажова —
его чудесная «Малахитовая шкатулка» —
была и поныне остается дорогим подарком
	  для советского читателя. Про нее можно
	сказать, что она обладает свойством истин-
ного произведения искусства. которое не
насышает с первого взгляда, а заставляет
снова и снова возвращаться к нему и каж-
дый раз всё глубже и острее чувствовать
его красоту.

Произведения Бажова — именно сказы,
а не сказки. В них причудливо еплели“ь
реальноеть и фантастика, элементы пол-
линного быта старых уральских горняков
и вековые мечты рабочего люда о воль-
ной, справедливой жизни, о радости ево-
бодного созидательного труда. Эти образ-
ные, поэтические сказы лают  благодар-
нейший материал для кино, особенно для
цветного кино. Й очень хорошо слелал та:
лантливый постановщик А. Птушко, по-
святив евою новую работу темам «Малахи-
товой шкатулки».

В основу фильма «Каменный цветок» по-
ложены два сказа Бажова — о старом ма-
стере-камнерезе Прокопьиче и ero yue-
нике Даниле. в судьбе которого неотлелимы
друг от друга горькая быль и ослепитель-
но прекрасная сказка. Крепостной пасту-
шок, не раз жестоко поротый на барской
конюшне, Данила становится замечатель-
ным камнерезом. первым Мастером во всей
округе. Он — настоящий художник. взы-
скательный, неудовлетворенный собой
одержимый стремлением к непрестанному
совершенствованию. Его мечта — «пока-
зать люлям полную силу камня» — как
будто уже исполнилась: выточенная им
ваза в форме цветка восхишает самых ис-
кусных и требовательных мастеров. Но ему
кажется. что задуманное не улалоеь, что
нет живой красоты в его творении. И в
душу Данилы глубоко запалает услышан-
ное им поверье о каменном пветке. Олин
раз в голу во влалениях Хозяйки Медной
горы — сказочной владелипы  богатетв
земных недр — расцветает чудесный ка-
менный цветок. Тому, кто его увидит. от-
крывается самая сокровенная тайна ис-
кусства. Но познавший эту тайну больше
не возвращается к людям, он навсегда
остается мастером у Хозяйки Мелной горы.

В веселый, свадебный вечер ухолит Да-
нила от невесты, от любимой хевушки Ка-
ти, — ухолит на поиски каменного цвет-
ка. разбив свою малахитовую вазу, кото-
рой восхищались старые камнерезы. И
мечта мастера сбывается: он познаёт за-
ветную тайну и полностью воплощает в
камне свой творческий замысел. А силз
любви, верность любимой приносит ему
	вторую победу: Аозяйка Медной горы от-
пускает его на волю, и он возвращается
к людям, чтобы нести им радость высокого,
совершенного искусства...

Этот прекрасный поэтический сюжет,
разработанный в еценарии П. Бажовым g
И. Келлером, в большим художественным
мастерством воплощен на экране. «Камен-
ный цветок» прежде всего очень хорош
именно как пветной фильм. Злесь лело не
только в технике. которую вало признать
высокой: сама палитра красок «Каменного
цветка» и то, как она использована, свиле-
тельствуют о тонком вкусе авторов карти-
ны п глубоко продуманно»  применрнии
пвета. Насколько его мягкоеть и естеет-
венность радуют глаз в картинах ураль-
ской природы. настолько же внечатляет бо-
гатетво красок в епенах ярмарки, евальбы
ий особенно в подземных сокровищнипах
Хозяйки Мелной горы.

Заслуживает похвалы актерскпй ан-
самбль фильма. В. Пружников (Данила)
созлает образ молодого, талантливого Ма-
стера. влюбленного в свое искусство, пол-
ного творческих исканий. Много непосред-
ственности п обаяния в игре Е. Деревпги-
ковой, исполняющей роль Кати — неве-
сты Ланилы. 0с0бо следует отметить
Т. Макарову в роли Хозяйки Медной ro-
ры. Ей удалось верно и тонко передать
сложные черты этой сказочной «мудро-
вальницы». как называет ве П. Бажов. —
гордой и насмешливой, властной и жен-
ственно-мягкой, «которая любила  поте-
шитья не только нал неугодными ей людь-
ми, но часто ставила в затруднительное
положение п тех, кто ей нравилея».

Ярко и выразительно играют в фильме
М. Трояновекий (Прокопьич), А. Кельберер
(ел Слышко) и М. Яншин (барский при-
казчик Северьян).

Хорошее впечатление оставляет музы-
ка J. Шварпа, в которой композитор ис-
пользовал народные мелодии. Большая до-
ля успеха по праву приналлежит оператэ-
ру Ф. Пооворову п художникам М. Богда-
нову п Г. Мясникову.

Картина «Каменный цветок» — бес-
спорная удача стулии «Меефильм». Она до-
носит ло зрителя — полнопенными хуло-
жественными средствами — и глубокую
поэтичность народной легенлы. и большую
нлею, заложенную в ней: эта идея — вее-
побеждлающая сита русского человека,
умельпа. мастера. который веегда лостита-
ет цели в своих благородных творческих
исканиях.
		Заявление американского офицера
	НЬЮ-ИОРК, 12 мая. (ТАСС). Коррес-
покдент газеты «П. М.» Стоун опубликовал
заявление одного офицера американской
армии, сделанное им 6 марта американским
влестям в Германии. В этом заявлении го-
ворится: «Примерно 20 февраля 1946 года,
находясь в течение трех дней в Брауншвей-
ге, в британской зоне оккупации Германии,
я увидел две роты немецких солдат, одетых
в темносинюю форму и имевших винтовки
н боеприпасы. Наличие у них боеприпасов
подтвердил майор 5-й английской дивизни.
Каждая рота состояла примерно из 125—150
человек. Во время прохождения рот ими
командовали немцы, однако я неё мог убе-
диться в том, были ли то офицеры или
унтер-офицеры. Как заявили английские
соллаты и офицеры, немцы обучаются для
обеспечения «защиты», независимо от поли:
ции Более высокое начальство, которое по-
зволило, содействовало и, повидимому, по-
ошряло это обучение, не дало об’яснения,—
хотя это очень важно, — для защиты чего и
зашиты от кого обучаются эти немцы Бо-
лее мелкие аналогичные группы немецких
	сслдат видели инсгда в других частях бри-
танской зоны»,
	Стоун сообщает далее, что один амери-
канский солдат видел в середине марта в
американской зоне одного офицера, одетого
в форму немецкой армии. Когда его остано-
вили, немецкий офицер прел’явил англий-
ские документы, удостоверяющие, что он
находится в отпуску из частей немецкой ар-
мии, нахолящейся в британской зоне,
	‚ Комментируя эти факты, Стоун заявляет,
что ход конференции министров иностранных
дел в Париже легче понять в свете фактов,
которые указывают на то, что английское
правительство не соблюдает Потсдамских
рентений о разоружении и демилитаризации
Германии. Стоун заявляет далее, что, хотя
англичане нё хотят позволить американцам
В‘езжать в британскую зону, американские
военные представители в Берлине хорошо
знают, что в британской зоне находятся ча-
сти германской армии, которыми командуют
немецкие офицеры и которые насчитывают,
по некоторым данным, до   млн. человек.
	КРУПЛЫЕ АНТИМОНАРХИЧЕСКИЕ ДЕМОНСТРАЦИИ
В ИТАЛИИ
	г часа, в течение которых все движение в
центре города и работа учреждений были
прерваны.

Демонстрация прошла в полном порядке.

10 мая вечером народные республикан-
ские демонстрации состоялись также в Ми-
лане, Турине и других городах севера Ита-
лии. В Милаче на состоявшемся на Собор-
ной площади митинге присутствовало
100 тыс. человек.
	Адмирал Стоун об отречении итальянского
короля
	РИМ, 10 мая. (ТАСС). Верховный комис-
са» союзной комиссии в Италии адмирал
Стоун передал следующее письмо предсе-
дателю совега министюв де Гаспери:
«Ссылаясь на нашу недавнюю беседу, дово-
жу до Вашего сведения, что верховное со-
юзное командование сообщило мне о том,
что руководители генерального штаба счи-
тают, что отречение короля не влечет за со-
бой никаких действий или комментариев со
стороны союзной комиссии, поскольку оно
не затрагивает ни в кской мере конституци-
онных полномочий принца Умберто».
	РИМ, 12 мая. (ТАСС). Вчера в Риме со-
стоялась грандиозная народная демонстра-
ция «за свободу, демократию, республику и
выборы 2 июня». В ней участвовало более
200 тыс. человек. Она была организована
римской палатой труда при участии комму-
вистической. социалистической, христианско-
демократической и республиканской партий
H «партии действия» и явилась самой боль-
шой народной демонстрацией, когда-либо
происходившей в Риме.

В начале демонстрации состоялся ми-
тинг, на котором выступили: от республи-
канской партии — генерал Ацци, от «пар-
тии действия» — Командини, от христиан-
ско-демократической партии — Фускини, от
социалистов — Сарагат, от коммунистов =—
Скоччимарро и от итальянской Всеобщей
	конфедерании труда (ВКТ) — Лиццадри.
Затем колонны демонстрантов с оркестра-
MH, национальвыми знаменами. знаменами
	партий и транспарантами с надписями «Да
здравствует республика!», «Долой монар-
хию!», «Свободы, работы и мира!» двину-
лись по центральным улицам столицы к ре-
зиленции правительства. Колонна растяну-
лась на 4,5 км. Шествие продолжалось
	Больше внимания заводским лабораториям
	Заводские лаборатсрии предприятий хи-
мической  промышленноста выполняют
ответственные задания. Сейчас в связи с
перестройкой работы на выпуск продукции
мирного воемени задачи заводских лабора-
торий особенно велики.
	Ь сожалению. внимание, уделяемое ла-
бораториям на предприятиях, не всегла
соответствует поставленным перед ними
залачам. Для лабораторий скупо приобре-
тают оборудование. Заказы лабораторий
нерелко выполняются в последнюю очередь.

Приведу в пример Центральную лабора-
торию завода. на котором я работаю.

В 1946—1947 гг. на заволе лолжно быть
освоено более песяти новых производств.
значительного усовершенствования tpeby-
ют тействующие производства. Вее это мо-
жет быть осуществлено практически только
пря активном участии Центральной лабора-
тории завола. Ма деле же лаборатория не
может приступить к решению этих задач
в полном 0б’еме. Почему? Прежде всего по-
Тому. что работают у нае только три’ ин-
женера-химяка с высшим образованием
вместо семи, утвержденных по штату. Затем
ввилу плохого снабжения реактивами зна-
чительная часть техников и лаборантов
	занята изготовлением реактивов лаборатор-
ным способом. Эта работа обходится пред-
приятию очень лорого и мало эффективна.

Плохо укомплектована литературой тех-
ническая библиотека. Здесь нет многих ос-
новных пособий и справочников, совсем
не поступают иностранные журналы. Полъ-
зоваться же услугами отраслевого инсти-
тута нельзя. так как заказы на переводы
и Фотокопин выполняются очень медленно.
Сотрудники лаборатории не направляются
ва курсы повышения квалификации, в
команлировки на хругие предприятия и в
научные институты для обмена опытом. В
результате нередки случаи, когда одно п
то же производство ведется на одном прел-
приятии гораздо рациональнее, чем на
другом.

В выполнении задач, поставленных перед
промышленностью пятилетним планом, за-
волские лаборатории лолжны сыграть не-
маловажную роль. Хорошая организация
пела в этих лабораториях — важный фак-
тор успешной работы предприятий.

Л. ФЕЛЬДМАН.
Начальник Центральной лаборатории
завода.

г. Кинешма, Ивановской обл.
	Происки монархистов в Италии
	Всеобщая конфедерация труда призывает к защите демократии
	РИМ, 10 мая. (ТАСС). Секретариат
итальянской Всеобщей конфедерации труда
(ВКТ) опубликовал за подписями Гранди,
ди Витторио и Лиццадри коммюнике, в ко-
тором говорится:

«Секретариат итальянской ВКТ собрался
совместно с секретарями основных профсо-
юзов Италии и с руководителями римской
палаты труда для того, чтобы обсудить
положение, создавшееся в результате отре-
чения Виктора Эммануила ПГ и в связи с
беспорядками, которые монархические и ре-
акцнонные элементы пытаются вызвать в
стране. Собрание ‘единогласно решило, что
ВКТ должна приложить все силы для за-
щиты демократических свобод и прав
итальянского народа на решение вопроса о
государственном устройстве путем голосо-
вания 2 июня. Спорные с юридической точ-
ки зрения изменения, которые имели или
могут иметь место в Сазойской династии,
не должны ущемлять права итальянского
	народа свободно и в легальных, установ-
ленных правительством формах решать
сульбу нации. ВКТ призывает лемократиче-
ское правительство гарантировать всеми
средствами свободы, завоеванные кровью
наших солдат и партизан, обещая ему са-
мую энергичную поддержку со стороны
итальянских трудящихся масс. ВКТ призы:
вает все национальные федерации и все па-
латы труда охранять спокойствие среди ра-
бочих и бдительно следить за ситуацией в
ожидании директив, которые могут быть
даны руководящим комитетом ВКТ с тем,
чтобы избегнуть частных стихийных дви-
жений, обеспечить срочные согласованные
действия масс в случае, если таковые будут
необходимы для защиты бесспорных прав
тальянского народа и демократической ‘3a-
конности». .
Это коммюнике было передано тремя

секретарями ВКТ председателю совета ми-
нистров.
	Эстафета по Садовому кольцу
		У московских спортсменов-легкоатлетов
существует традиция — начинать летний
спортивный. сезон эстафетой по Садовому
кольцу.

В двадцатый раз разыгрывалась вчера
эстафета. В ней участвовали 20 команд спор-
тивных обществ столины и сборная команда
города Горького.

Весь маршрут был разбит на 30 этапов—
15 мужских и 15 женских. Самый длинный
этап — 1.100 метров, самый короткий —
940 метров.
	Ровно в 12 часов дня на площади Мая-
ковского главный сулья соревнования гене-
рал-полковник авиации - Герой Советского
Союза М Громов дал старт участникам
эстафеты. Из группы бегунов сразу же вы-
рвался вперел физкультурник в красной май-
ке — С. Пржевальский (ЦДКА). Он вел
весь этап — 950 метров — и первый передал
эстафету. За Пржевальским почти вплот-
ную бежали спортсмены команд «Крылья
Советов», «Динамо» и «Спартак».
	Вчера Ансамбль песни и пляски Мини-
стерства внутренних дел Союза ССР пока
зал новую программу — театрализованный
концерт «Весна победная» (сценарий
М. Вольпина, И. Добровольского, Н. Эрдма-
на). Постановка С. Юткевича. Музыкаль-
	На четвертом этапе спартаковцы выходят
вперед, но динамовцы постепенно обходят
всех и, начиная с б-го этапа, идут впереди.
Самую длинную и сложную дистанцию
(1.100 метров) у «Динамо» бежал А. Пуга-
чевский. Он прекрасно пробежал этап, уве-
личив разрыв между командами «Динамо»
и ЦДКА еще на 50 метров.

Зрителям, заполнившим площадь Маяков-
ского, недолго пришлось ждать возвраще-
ния эстафеты. Через 39 минут 27,6 секунды
после старта они увидели финиширующего
спортсмена — динамовна С Комарова.

Время, показанное динамовцами, является
рекордным за 20 лет. Старый рекорд при-
надлежал им же и был поставлен в 1944
голу — 40 минут 0,4 секунды.

Второе место заняла команда ИДКА —
40 минут 3,4 секунды. На третьем месте —
«Крылья Советов», на четвертом — «Спар-
так».
	ный руководитель ансамбля А. Степанов
Хуложник — В. Рындин. Художественные
руководителя: драматического  коллекти-
ва — М. Тарханов; хореографического кол-
лектива — А. Meccepep.  Балетмейстер —
К. Голейзовский.
	принять участие в демонстрации протеста.
Мы видели, вак, шествуя в колоннах демон-
странтов, словенские крестьяне несли крас-
нозвездное итальянское знамя, а итальян-
цы — юЮюгославекоё.
	В деревне Боиско мы беседовали с пред-
солателем районного совета Иваном Гравие-
ром и председателем народно-освободитель-
ного комитета, бывшим партизаном, священ-
ником Этко Ферьентичем.
	Они рассказали нам, что 63 проц. местных
крестьян не имеют земли и живут в уело-
виях колоната. За время итальянского вла-
дычества 3.000 человек не вылержали и бе-
жали, бросив свою землю. А с первых дней
войны 1.400 человек ушли в партизаны.
Сейчас безземельные крестьяне вступают в
члены единого профсоюза в надежде на то,
чт2 он защитит их. Недавно несколько се-
мей отказалось доставить помещице баронес-
ce Tako ee долю. Они заявили предетавите-
лю военного управления, что готовы кому
угодно отдать продукты своего труда, но не
ей. Баронесса помогала немцам, выдавала
им партизан: по ее указанию немцы сожгли
леревню. в которой укрывалиеь партизаны.
Но в ответ на это заявление был выслан
полицейский наряд, крестьян арестовали и
имущество их выбросили, а Продукты на
автомапинах доставили в поместье баро-
неесы Тако.
	Мы задали вопрос священнику Этко Ферь-
ентичу: как относится местное духовенетво
к органам народного управления? Ферьентич
ответил, что среди местных священников
существуют большие разногласия. Низшее
духовенство из словенцев готово подлержи-
вать народ в его борьбе за присоединение
к ПОгославии, но высшее духовенство ак-
тивно борется против наподной власти и
против присоединения к Югославии.
	Монахам целого ряда монастырей был
отдан приказ обойти население и убедить
верующих принять участие в фашистской
чемонстрации. Во время демонстрации мно-
гие монахи находились в рялах фашистских
колонн. «И это понятно,— сказал Ферьен-
тич, — если учесть, что огромные участки
земли принадлежат монастырям п обрабаты-
ваютея при помощи системы колоната, а
колснат может удержаться только при pe-
акпионной власти».
	Почта и телеграф должны работать четко
	Читатели «Правды» присылают в редак-
пию Много писем с жалобами на небреж-
ное. зачастую безответственное отношение
некоторых работников почты и телеграфа
Б своим обязанностям.

Капитан С. Коровяковский сообщает. что
в феврале нынешнего гола им было посла-
но на Урал из горола Кировакана (Арме-
ния) шесть телеграмм, в том числе сроч-
ные и молнии. Но ни одна из этих теле-
трамм алресатом не’ получена.
	06 исключительном случае безответ-
ственности работников почты города Орека
сообщает читатель Л. Гинзбургский. В ва-
чале февраля Министерством нефтяной про-
мышленности Востока был выслан в Орск
для работников одного завода пакет с
шестью путевками на лучшие курорты
страны. Срок действия путевок — март.
Пакет был получен в орском отделении
связи 11 февраля. Завод расположен
	невдалеке от отделения связи. Гем не ме-
нее пакет пролежал у нерадивых почтови-
ков 37 дней и был доставлен Ha завод
лишь 20 марта, когда срок путевок уже
почти истек. Следует прибавить. что на пз-
кете было обозначено его содержимое.
	Инвалия
	И. Новиков. находящийся В
	госпитале, пишет 0 тревоге, которую On
пережил из-за небрежности работников те-
леграфа. Больной ожидал сообщения от же-
ны. Влруг ему приносят телеграмму такого
содержания: «Жди письма. Успокойся». И
невеломая. непонятная нодлись: «Косяянин
Костя». Не трулно понять. сколько беспо-
койств пережил больной, пока ему улалось
установить. что полпись искажена. В дей-
ствительности телеграмма была подписана
так: «Екатерина Новикова».

Тов. Байбаков пишет. что посланная ему
посылка за № 5460 из-за неряшливости
работников почты была отправлена не в
Селиваново. Тульской области, & в Селива-
ново. Владимирской области. Несмотря на
то. что ошибка почты уже установлена.
адресат we может лобиться возвращения
приналлежащей ему посылки.

С. Гофман. будучи в ноябре 1945 г. в
Москве. послала домой в Ростов-ва-Дону
телеграмму. Но доставили эту телеграмму
по адресу лишь 18 апреля 1946 г.. т. е.
спустя более пяти месяцев после ее отпра-
вления. «Гле путешествовала эта депета
в течение почти полугода?!» — недоуме-
вает тов. С. Гофман.

Авторы писем настойчиво требуют. что-
бы Министерство связи неустанно боролось
за высокую точность работы почты и теле-
графа.
	Заявление компартии Японии
	партии и партии сотрудничества. Несмотря
на это, правое крыло социалистической
партии пытается сформировать коалициоя-
ный кабинет из представителей социалиети-
ческой и либеральной партий. Центристы же
в этой партии пытаются создать однопар-
тийный кабинет без участия других партий.
Все эти попытки означают обман труля-
щихся масс. Социалистическая партия долж-
на встать на позицию её левого крыла, по-
тому что только оно отвечает чаяниям тру-
дящихся масс и потому, что только левое
крыло социалистической партии стремится
к созданию народного правительства на ос-
нове сотрудничества трех левых партий».
	Мы беседовали с этими людьми, и они с0-
сбщшили нам, чте чомещики потребовали,
чтобы крестьяне-колоны улобряли землю за
свой счет. А один пентнер удобрений стоит
1.400 лир, в то время как центнер пшени-
цы стоит 750 лир. Если колоны не выпол-
нят этого требования, они будут изгнаны ©
земли.

Так расправляются здесь с крестьянами-
антифашистами. Помешик заставляет коло-
на продавать свою долю пшеницы по 7,5
лиры за килограмм и платать ему же 6 лир
за килограмм отрубей. Спрашивается: чем
эта форма грабежа отличается от немепкого
оккупационного бандитизма?

Выражаясь языком военного управления,
«между колонами и землевладельцами нет
духа взаимопонимания». Мы бы сказалн
обратное: колоны и помещики очень хоропто
понимают друг друга. Поэтому одна еторо-
на прибегает для своей защиты к помощи
народно-освободительных комитетов, а дру-
тая—к вооруженным силам, явным и тай-
ным, надеясь с их помошью либо остано-
вить процесс исторического развития, либо
повернуть его вспять.

Помещик Минопи заявил мне в минуту
откровенности, что он лично хотел бы, что-
бы зона А и впредь осталась в руках «с0юз-
ных войск», как он выразился. «Важно
лишь,— добавил этот аграрий и «патри-
от>,— чтобы не нарушались традиционные
формы землевладения».

Землю Юлийской Крайны населяют и обра-
батывают в преобладающем большинстве
словенские и хорватские крестьяне. Они
не хотят быть оторванными от своего наро-
да, не хотят, чтобы кровь павших в 9сво-
бодительной войне 42.800 борцов Юлий-
ской Крайны была пролита даром.

Народы Юлийской Крайны хотят быть с
Отгославией, которая является им матерью
Не только по крови. В югославской семье
братских народов они видят торжество осво-
бодительных идеалов демократии, а здесь
эти идеалы, поруганные и гонимые, могут
пока существовать только в ‘сердцах и
чаяниях угнетенных.

Вадим КОЖЕВНИКОВ.
	Юлийская Крайна.
Апрель.
	ТОКИО, 10 мая. (ТАСС). Как передает
токийское радио, ввиду того, что позиция,
‘ззнимаемая социалистической партией по
вопросу о сформировании нового кабинета
министров, нерешительна, японская комму-
нистическая партия вчера сделала заявте-
ние. в котором говорится:

«Мы должны считагь резолюцию, приня-
тую на массовом митинге   мая, основой
совместной программы при создании нарол-
ного правительства, ибо только народное
правительство будет отражать волю трудя-
щихся масс нашей страны. В настоящее
время народные массы стремятся к созда-
нию коалиционного кабинета из представи:
телей социалистической и коммунистической
	Большая часть земли здесь принадлежит
графу Миани. Граф частенько наведывается
из Милана сюла, в свой замок, и, об’езжая
евси владения, лично присутствует при раз-
деле сельскохозяйственных продуктов пн
живности. 8 чоследнее свое прибытие он
предупредил одного крестьянина, что если
куры, принадлежащие графу (имеются соот-
ветствующие отметки на хвостах), будут
недостаточно жирны, граф выгонит крестья-
нина ес земли.
	1.500 полей принадлежат графу, и на
каждом поле он владеет порабощенной кре-
стьянской семьей, которую он волен карать
или миловать. Мы посетили замок графа п
видели великолепные конюшни, гардеробы,
в которых развешаны костюмы для верхо-
вой езды, и видели также ящик с сотнями
ячеек для проверки куриных яиц, сдавае-
мых графу ежедневно с каждой второй ку-
рипы. Сейчас граф Мизни выиграл в новых
сулах большое количество дел, затеянных
им для того, чтобы выселить до истечения
срока контракта тех крестьян, убеждения
которых не нравятся графу. Взамен изгнан-
пых батраков-словенцев граф заселяет свой
земли завербованными из Италии беззе-
мельными крестьянами.

Владельцы других латифундий—Бенати,
Брунер, Дэтори не отетают от своего титу-
леванного собрата. Олин приезжает на рос-
кошном «Фиате», другой — на телеге, на
которой находятся десятичные весы. Сгру-
зив весы на землю, помещик еженедельно
проверяет прирост живого веса у принадле-
жащих ему овец. И если крестьянская овца
прибавила больше в весе, он штрафует кре-
стьянина на соответствующую сумму.

0б’езжая Фурланскую долину, мы были
потрясены зрелишем крестьянской нищеты.
	Мы видели изможденных людей, покры-
тых лохмотьями. Имперналистическая Итз-
лия издавна пыталась сломить этот малень-
кий народ. Но никакое шовинистическое
изуверство не смогло заставить фурланов
забыть о своей борьбе за национальную не-
зависимость. 24 тысячи из них ушло в
партизанские отряды, и они с высоким геро-
измом сражались в горах с атальянеко-гер-
манскими фашистами. Но когда крестьяне-
партизаны, разгромив войска оккупантов,
спустились ‘© гор, на шею им снова была
надета петля колоната.

Земля Юлийской Крайны /ееье метки
	ромные и страшные размеры. «Битва за
зерно» сопровождалась террором. направлея-
ным против словенцев. Сжигались словен-
ские народные дома и школы. Словенпам
запрещалось пользоваться родным языком.
Насильственно заставляли менять фамилии
и именз на итальянские. Даже на клалби-
шенских плитах было приказано менять
имена покойных словеннев на итальянские.
Карательные экспедиции уничтожали сло-
венские села. В Словенском Приморье было
сожжено дотла 19.357 и разрушено
16.837 домов жителей. Только в олном кон-
центрационном лагере. на острове Рабе, то-
молось 14.000 словенцев и хорватов; 4.700
заключенных погибло от голода. В 1940 г.
начались массовые расстрелы словенских
крестьян. Но команлующего 2-м корпусом
итальянской армии Марио Работи не удовле-
творяли масштабы истребления словенцев.
В циркуляре за № 5966 он выразил своим
подчиненным недовольство их лействия-
ми. «Слишком мало убивают». заявил он.
	Фалтисты твердо рассчитывали, что ме-
HAY словенскими и итальянскими крестья-
нами установятся враждебные отношения.
Но. этого не случилось. Священные цели
ссваболительной борьбы против фашиетско-
го гнета спаяли словенских и итальянских
крестьян. Народно-освободительные коми-
теты, созданные в 1941 г., сумели спло-
тить народ. завоевать его доверие. И сейчас,
после всенародного голосования, они поль-
зуются доверием и авторитетом среди насе-
ления Юлийской Крайны.

Когда после распоряжения № 11 воен-
ного управления народно-освободительные
комитеты были лишены всякой власти, &
на смену им была поставлена у власти
алминиетрацяя из назначенных лиц, из-
вестных как явные реакционеры или попро-
сту фашисты, рабочие Триеста, Тржича
отРетили на это массовой стачкой. И тогл
крестьяне Юлийской йрайны, в большинстве
своем словенцы. повезли в город для рабочих
продукты в таком изобилии, что помещения
стачечных комитетов напоминали собой
продуктовые склады.
	Б день демонстрации рабочих в город с
гор прибыли десятки тысяч крестьян, чтобы
	Путешествуя по Юлийской Араине, по
так называемой зоне А (в этой зоне нахо-
JATCA англо-американские оккупационные
войска), мы поражались красоте природы и
одновременно ее жестокости к человеку. Ва-
мень, присыпанный красным суглинком, —
BOT почва. на которой работает крестьянин.
Землю здесь измеряют нетолько вширь, но
и в глубину. Есть участки, на которых 3е-
мельный покров. лежащий на камне, не пре-
вышает 20 сантиметров. Поэтому здесь зе-
мельный участок раньше. чем его пахать,
надо созлать. Землю приносят енизу в меш-
ках с берегов реки. Для многих полей. рас-
положенных по склонам гор, основанием
служит искузно сложенная каменная тер-
раса, на которую из поколения в поколе-
ние крестьянские семьи ссыпали приноси-
мую из долин землю.

Сколько же ‚героического человеческого
труда было затрачено, чтобы заставить эти
серые каменные склоны пышно ий плодо-
ролно зеленеть! Каждый клочок улобной
земли имеет свою историю. А то, что мы
обнаружили злесь, не копаясь в глубинах
времени, оказалось поистине драматичным.
Мы очутились внезапно в эпохе средневе-
ковья. Речь илет о системе колоната,
He только сохраненной со времен средне-
вековья, но даже окрепшей и упрочившейся
3& период фашистского господства.

Вольшинство юлийских крестьян не име-
ет собственной земли. Они работают на зем-
лях, принадлежащих либо помещикам, либо
аклионерным компаниям. Половина урожая
идет помещику, ему же идет половина удоя
коров, шерсти овец, куриных яиц. Поло-
вина всего того. что возделывает, выраши-
васт крестьянин, принадлежит по закону
колоната владельцу земли. Кроме того, кре-
стьянин обязач в период сельскохозяйствен-
ных работ отрабатывать барщину — от 10
до 20 пней он работает бесплатно не на
арендуемой им земле, а на той, где хозяй-
ничает сам помешик. За жилище, за сель-
скохозяйственный инвентарь крестьянин
платит помещику арендную плату. Если
кто-нибудь из членов семьи крестьянина
ве работает на земле, а занимается ремес-
лом, он не имеет права жить на участке
земли, принадлежащем помещику. Если
	крестьянин переходит от одного помещива
к другому, то он обязан продать по сходной
пене половину своего скота и живности но-
вому хозяину.

Юлийские крестьяне в худшем положе-
нии, чем были когда-то крепостные. В слу-
чазь неурожая помешик-крепостник не был
заинтересован в том, чтобы его крепостные
умирали с гололу. и ссужал их до нового
урожая семенами. При колонате иначе: по-
сле неурожая обессиленные и разорившие-
ся крестьянские семьи сгоняются с земли,
а на йх место приходят те, кто менее постра-
дал в период голода и имеет. еще средства
заплатить за семена.

Аля того. чтобы расширить систему ко-
лоната, итальянский фашизм предпранял в
пору своего господства настоящую войну
против словенсвого крестьянства. Фашисты
установили  изощренную  разорительную
налоговую систему. Прибегнув сверх того к
рялу полицейских мероприятий. фашисты
разорили и согнали с земли десятки тысяч
крестьянеких семей. Эти земли скупались
анонимными акционерными обществами за
беспенок и заселялись эмигрировавшими из
Италии крестьянами.

Итальянское госуларство передавало пра-
во взимания налогов со словенских крестьян
частным банкам. а те перепролавали это
право различным лицам, которые по суше-
ству являлись агентами акционерных
обществ или владельцев латифундий. Эта
атентура ставила перед собой одновременно
политические и экономические пели: вытеёс-
нить словен из Юлийской Крайны и. скупая
на торгах конфискованные за неуплату
налогов земли словенских крестьян, содей-
ствовать грабительскому обогащению своих
хозяев.

Периох итальянского владычества в
Юлийской Крайне ознаменовался также бес-
славной и жестокой «битвой за зерно» co
словенскими крестьянами. Здешние земли
не годятся для зерновых посевов. Злесь с
древних времен разводили виноград. Но для
собственно итальянских земель не выгодна
была конкуренция юлийского виноградар-
ства. И вот власти приказали словенцам вы-
рубить виногоатные лозы и сеять пшеницу.
Газорение юлийских крестьян приняло ог-