Пролетарии. всех стран. соебиняйтесь!
	Всесоюзная Коммунистическая Партия (больш).
	Сегодня советский народ с глубокой скорбью
	ПУТЬ
	провожает в последний
	Михаила Ивановича Калинино
	Б, М. Молотов, Л. М. Каганович и.А. А. Жданов в почетном карауле
	Б Колонном зале Дома союзов 4 июня 1946 года: (слева направо): Л. П. Берия, Г. М. Маленков, И. В. Сталин,
	у гроба М. И. Калинина.

C лавы CLI великого русского народа Председателю Президиума Верховного Совета СССР   Министру Иностранных Дел

А ТУ! ПЕ
	В. М. Молотову
	Будучи глубоко огорчен скорбным изве=
стием о кончине бывшего Председателя Пре-
зидиумз Верховного Совета Союза Совет-
ских Социалистических Республик Михаила,
Ивановича Калинина, я имею честь как от
своего имени, так и от имени моего Прави-
тельства просить Вас, господин Министр,
принять и передать Правительству Союза
Советских Социалистических Республик
искреннее соболезнование по поводу поз
стигиего Советский Союз горя.

Посол Ирана М. АХИ.
к
	министру Иностранных Дел СССР
В. М. Молотову
	Глубоко потрясенный известием о кончиз
не Президента Калинина, имею честь пере-
дать от имени Норвежекого Правительства
выражение искреннего сочувствия в связи
в понесенной Советским Союзом тяжелой
утратой.

Исключительные заслуги Президента
Калинина перед родиной и высокая идей-
ность, которой отличалась его долгая и
прекрасная деятельность, всегда вызывали
восхищение за пределами его страны. Весть
о его кончине была встречена в Норвегии
с глубокой скорбью.

Прошу Вас, господин Министр, принять
уверения в моем весьма высоком к Вам

уважении.
Рольф АНДВОРД,
Посол Норвегии.
	Министру Иностранных Дел CCCP
В. М. Молотову
	Я с глубоким прискорбием узнал о конз
чине господина Калинина, бывшего Пред
седателя Президиума Верховного Совета
Союза Советских Социалистических Pecny-
блик.

Я полностью сознаю ту потерю, которую
понесла Ваша страна в связи со смертью
этого крупного деятеля и доброго гражда-
нина, и, по-моему, великой человеческой
личности.

Я выражаю Вашему Превосходительст=
ву, как от своего имени, так и от имени
моей страны, самое искреннее соболезнова=
ние.

Я прошу Ваше Превосходительство пез
редать эти ‘чувства госпоже Калининой и
всей семье.

Я благодарю Вас и выражаю Вашему
Превосходительству уверения в моем весь
ма высоком уважении.

Египетский посланник
ЭЛЬ-БИНДАРИ паша,
		глубокой дружбы © народами Советского
Союза, разделяет с ними скорбь по поводу
	этой тяжелой потери.
	От имени президиума Врайовой Рады На-
родовой, Правительства и Войска Польско-
го просим принять глубокое соболезнование
по поводу смерти М. И. Валинина —— дол-
голетнего Предеелателя Президиума Верхов-
ного Совета СССР, замечательного человека,
талантливого и заелуженного государетвен-
ного руководителя, горячо любимого Hapo-
nama CCCP.

Польский надол, связанный чувством
	Глубокой скорбью отозвалась в сердце
BAROLO советского человека весть о смер-
ти Михаила Ивановича Калинина. Тяжесть
л горечь утраты одинаковы для рабочего,
крестьянина и интеллигента, для русского
и украинца, белорусса и грузина, эстонца
я узбека, для каждого гражданина нашей
страны, к какой бы национальности он
ни принадлежал, на каком бы языке он ни
говорил. Михаил Иванович Калинин дорог
и незабываем для всех народов СССР, до-
рог как человек, вся жизнь которого была
зраздельно посвяшена служению народ-
ному благу, великому делу Ленина —
Сталина.
`В личности Михаила Ивановича
Малинина были воплощены лучшие черты
великого русского народа, верным и слав-
ным сыном которого он являлся: ясный ум,
жизненная мудрость, духовная одаренность,
стойкость, мужество и беспредельная лю-
бовь к Родине. Жизненный путь Михаила
Ивановича — это путь героического рус-
ского рабочего класса, сыгравшего истори-
ческую роль вождя и руководителя народов
России в борьбе за освобождение от капи-
талистического рабства, за победу социа-
лизма в нашей стране.

Передовой петербургский рабочий, не те-
рявший связи с деревней, М. И. Калинин
стал профессионалом-революционером. Он
пошел той тернистой, но ` славной до-
гой, на которую вывели . русский
рабочий классе Владимир Ильич Ленин
1 Иосиф Виссарионович Сталин, — до-
той открытой политической, борьбы,
явижя одним из основателей и вы-
мющихся руководителей коммунистической
партии и советского государства. Вышед-
Ший из самой гущи народа, тесно и повсе-
дневно связанный © рабочими и крестья-
нами, он всегда был близок им, хоропю
и всесторонне знал их нужды и чаяния,
зкал, чем и как живет народ. «Деятельность
‘товарища Михаила Ивановича Калинина, —
товорится в некрологе, подписанном
товарищем Сталиным и руководителями
партии и. правительства, — всегда будет
являться. образцом государственной мудро-
ети и неразрывной. связи. с народом, приме-
	DOM героического служения делу комму-
	НИЗМа».
	ской дружбы народов нашей Родины, делу.
укрепления могучего многонационального
советского государства. В этом служении
его вдохновляли великие идеи товарища
Сталина, которого он с любовью называл
«нашим учителем по национальному вопро-
су». С исключительной простотой и житей-
ской мудростью выразил тов. Калинин суть
этих великих идей: «Никто не может ска-
зать, что товарищ Сталин отдает предпочте-
ние тому или иному народу. Он отец для
всех». М. И. Калинин, соединивший в себе
лучшие черты русского рабочего и крестья-
нина, был в глазах всех народов СССР жи-
вым олицетворением великой Руси, епло-
тивитей их в нерушимый союз свободных со-
циалистических республик и открывшей им
широкий путь к процветанию и счастью.

Приведенные выше слова М. И. Калинина
«итти за Сталиным» были замечательным
выражением всего его жизненного пути,
всей его многогранной и неутомимой пар-
тийной и государственной деятельности.
	М. И. Калинин был человеком высшей
человеческой морали — морали социалисти-
ческого общества, морали партии Ленина—
Сталина! Вдохновляющие примеры жизни и
деятельности Ленина и Сталина были его
немеркнушей путеводной звездой. Он слу-
жил народу, служил делу коммунизма C
той же самоотверженностью, с тем же без-
заветным самопожертвованием, с каким слу-
жил им бессмертный Тенин, с каким слу-
жит им наш великий вождь, наш рохной,
любимый отец Иосиф Виссарионович
Сталин.

Сегодня советский народ провожает
Михаила Ивановича в последний путь. Оч
похоронит его на Красной площади, у древ-
ней Кремлевской стены, под сенью Тенин-
ского мавзолея, в сердце русской земли ий
всего многонационального Советского (о-
юза. В глубокой скорби советский народ
склоняет перед его прахом свои боевые зна-
мена, овеянные бессмертной славой вели-
ких битв и самоотверженного труда. Над
прахом своего любимото сына и верного дру-
га, выдающегося деятеля большевистской
партии и советского государства наш нарох
повторяет торжественные слова траурного
сообщения ЦЕ ВКП(б), Совета Министров

СССР и Президиума Верховного Совета
CCCP:

«Память о Михаиле Ивановиче Валинине,
о его неутомнимой борьбе за свободу и сча-
стье народов нашей страны, за процветание
советской Родины будет влохновлять всех
коммунистов и беспартийных, всех рабочих,
крестьян и интеллигенцию на самоотвер-
женный труд во имя дальнейшего укрепле-
ния социалистического государства».
	Как священная клятва прозвучат сегод-
ня эти слова по всей необ’ятной советской
земле. Их произнесет столица нашей Роди-
	ны -— Москва, их_повторят на берегах Бал-
	тики и Тихого океана, в суровой заполярной
тундре и в горах Кавказа, у Дуная и на
крыше мира — Памире, в Кенигеберге и на
Куряльских островах. И в новых и новых
победах социалистического строительства, в
нашей всенародной борьбе за новую пяти-
летку и за пятилетки грядущие, в нашем
движении вперед, к коммунизму будет веч-
но жить, будет сиять . незабываемое имя
Михаила Ивановича Калинина — верного и
благородного борца за великое дело
Лепяня— Сталина!
	Б памяти польского рабочего класса
	Ивановича. Правильной, хорошей и свет-
Лой жизни был человек! Недаром и ценили
и любили его Ленин и Сталин...

— Смерть товарища Калинина, — ска-
зала на собрании колхозников сельхозарте-
ли им. Ленина, Днепропетровской области,
знатная колхозница, депутат Верховного
Совета СССР тов. Марченко, — великая
утрата для партии, это нае общее © пар-
тией народное горе. Поклянемся, товарипеи,
в честь светлой памяти Михаила Ивановича
Калинина отдать все свои силы за дело
партии Ленина— Сталина!

Сколько горячей любви и тяжелого горя
в этих простых, от самой души идущих
словах! Нет на советской земле такого
уголка, где ‘бы не знали и не любили
Михаила Ивановича, гле не скорбели бы
всем сердцем от понесенной утраты!
Товарищ Калинин работал на заводах
Ленинграда, Таллина и Тбилиси. Он помо-
гал создавать первые колхозы на Украине,
неоднократно бывал в Белоруссии, Азер-
байджане и в других союзных республиках.
Тысячи люлей — стариков и молодых рабо-
чих, крестьян, деятелей науки и искусства
знали Михаила Ивановича лично. Товарищ
Калинин часто выступал на предприятиях,
в колхозах, на собраниях партийного и
комсомольского актива, Часто принимал
У себя делегации рабочих, колхозников,
учителей, советских фаботников, женщин,
работников большевисжской печати, деяте-
лей науки и искусства. В годы Отечествен-
ной войны Михаила Ивановича не раз виде-
ли У себя фронтовики и He раз бывали
у него, беседовали с ним задушевно и 1по-
дружески о самом дорогом для советского
человека — о нашей Родине; о-священном
долге защищать ее свободу и независи-
мость.

Обаяние Михаила Ивановича было по-
истине исключительным. Он умел говорить
с народом так, как говорил Ленин и говорит
Сталин. Его речь всегда была простой, до-
ходчивой, глубоко человечной и в то же
время OT первого до послелнего слова
принципиальной, воинствующей. Это была
речь закаленного и убежденного борца, пла-
менного патриота Родины, верного сына
партии и народа! Вот за эту-то принципи-
альность, за глубокую партийность, за бес-
предельную преданность Родине, партии,
великому Сталину ценил и любил наш на-
род товарища Калинина.

«Я, товарищи, думаю, — говорил
М. И. Калинин в одном из своих выступле-
ний, — что бороться успешно за комму-
низм — это’ значит итти за Сталиным».

Итти за Сталиным! Беззаветно служить
народу, служить Родине, без устали тру-
диться во имя ее процветания и славы! Вот
великая и благородная цель жизни Михаи-
та Ирановича Калинина, вот путь, на коту-
	1 рый он встал еще юношеи и е которого не
	сошел ло последнего своего’ вздоха. И в
этом — корни той задушевной. теплой, по-
истине всенародной любви, которой был ок-
ружен в нашей стране этот славный сын
великого русского народа, сын большеви-
стской партии, непоколебимый и верный
соратник Ленина и Сталина.

Все народы СССР любили и уважали
М. И. Калинина за ту поистине неутоми-
мую энергию, з& ту плолотворность, с кото-
рыми он служил делу упрочения сталин-
	Центральному Комитету ВКП(б)
	Тов. Калинин боролся не только за пра-
	Президент Крайовой Рады Народовой
Б. БЕРУТ.

Председатель Совета Министров

Э. ОСУБКА-МОРАВСКИЙ.
	Маршал Войска Польского
	связанный чувством!

М. РОЛЯ-ЖИМЕРСКИЙ.
	Председателю Президиума Верховного Совета Союза
Советских Социалистических Респубпик _
	выражения искреннего соболезнования и
	Президент Финляндской Республики ПААСИКИВИ.
	Николаю Михайловичу Швернику
	Примите по поводу кончины глубокоува-   выражения искренне
жаемого Михаила Ивановича Налинина   серлечного сожаления.
			0,
	ee
	Генералиссимусу И. В. Сталину
от Премьер-Министра г-на Эттли
	От меня лично и от имени моих коллег
хочу выразить Вам искоеннее чувство
	скорби, с которым мы узнали о смерти
	Председателю Совета Министров СССР
	Разрешите выразить Вам от имени Пра-
вительства и народов Федеративной Народ-
ной Республики Югославии глубокое сожа-
ление по поводу смерти Михаила Ивановича
Калинина, великого революционера, сорат-
ника и сотрудника великого Ленина и
Сталина.

С глубоким прискорбием узнали народы
Югославии о смерти своего доротого и ис-
креннего хоуга и защитника. Это большая
	[Генералиссимусу И. В. Сталину
МОСКВА, КРЕМЛЬ.
	потеря не только для великой социалисти-
ческой страны, которой отдал вею свою
жизнь М. И. Калинин, но это большая по-
теря и для всего передового человечества.

Вечная слава Михаилу — Ивановичу
	Вечная слава Михаилу — Иванови
Калинину.

Председатель Совета Министров

Федеративной Народной Республики

Югославии

Маршал Югославии ТИТО.
	Председателю Совета. Министров СССР
	Разрешите мне от имени Чехословацкого
Правительства выразить Вам и всему на-
роду Советекого Союза глубокое соболезно-
вание по случаю смерти одного из лучитих
сынов вашего народа — Михаила Иванови-
ча Калинина, который был для нас олице-
творением высоких человеческих идеалов.
за которые Советский Союз приносил жерт-
вы и боролся. Покойный был лля нас луч-
	Генералиссимусу Сталину
. MOCKBA
	лений советского трудящегося народа, ко-
TOPOMY он отдал всю свою жизнь, Смерть
этого великого советского патриота являет-
ся днем скорби и для всего чехословацкого
народа. т
	Зденек ФИРЛИНГЕР.
Председатель Совета Министров.
	Велика и безмерна скорбь советского на-
bor, потерявшего своего верного сына, ©во-
	ето мудрого и сердечного друга! И те горест-
НЫе  слова, которые о произносятся в’ эти
9%ы на траурных собраниях и MATHH-
тах, мощной волной прокатившихся по
В08Й   стране, по ее бесчисленным прел-
приятиям, колхозам, научным учреждени-
ям— слова, сказанные от всего сердца,
Хак нельзя ярче выражают чувства мил-
Лнонов людей —^ всей воликой и дружной
Би; народов Советского Союза.

г — 0н—<казал о Михаиле Ивановиче
атинине его товарищ по совместной рабо-
те на заводе бывш. Айваз тов. Богданов, —
Всогда защищал интересы рабочих, и каж-
ДЫЙ из нас видел в нем своего друга...
Мы никогла не забудем светлого образа на-
Шего учителя и друга, верного соратника
	Ленина и Сталина, нашего любимого
иныча!
‚ — Внукам своим завещаем, — сказал
	старый колхозник, земляк М. И. Валинина,
Иван Александрович Соловьев, — чтобы
стремились они походить на Михаила
	Выражаем сердечное соболезнование п9
поводу кончины товариша Валинина, неуто-
Мимого борца за свободу и социализм.
	Министру Иностранных Дел
Cow3a cep
	В. М. Молотову
	. В связи со смертью одного из выдаю-
шихся руководителей Советского государ-
ства, верного соратника Ленина и Сталина,
уважаемого М. И. Калинина, от имени Пра-
вительства и народа Монгольской Натод-
ной Республики выражаю глубокое соболез-
нование Вам и в Вашем лице всему совет
скому народу.

Являясь главой Советского государства в
течение более чем четверти века, М. И.
Калинин неустанно крепил братскую лруж-
бу советского и монгольского народов, по-
следовательно проводил политику мира и
безопасности народов.

Монгольский нарол навсегда сохранит в
своих сердцах светлую память о своем ис-
креннем друге — М. И. Калинине.

Хотя и умер М. И. Калинин, но его слав
ное дело, которому посвятил он вею свою
замечательную жизнь, булет жить в веках.

Временный поверенный в делах
МНР в СССР — ИДАМЖАБ.
	Господину Председателю Совета Министров
Генералиссимусу
	Иосифу Виссарионовичу Сталину
МОСКВА

выражения сердечного соболезнования и ис-
креннего сожаления.

ал а. DO we OR cece en

По поводу кончины высокоуважаемого
Михаила Ивановича Калинина прошу при-

“ee ee eee lee ЗИ р

Председатель Совета Министров
нять от имени правительства Финляндии ПЕККАЛА.
	Заместителю Председателя Совета Министров и Министру
Иностранных Дел СССР
	B. М. Молотову
		ва русского рабочего класса, но и за пра-   тов. Валинин останется навсегда как борец
	за общие, ролетвенные илеи.
	вах рзбочего класса всего мира.
	В момент, когда Союз Советских Социа-  которую испытывает Правительство и 0о-
листических Республик теряет в лице Пре-   ветскии народ.
зидента Калинина одного из своих самых   Соблаговолите принять, господин Заме-
	cea wn aapaerau wonmanurce eng   @ТИТель Председателя Совета Министров,
выдающихся и по заслугам уважаемых 16Я-   ения в моом весьма высоком уважении

телей, я желаю сказать Вам, 937710 A OT BC@+   ay oo unde а и п
	1одоИ, я фола оказать рам, 9119 a Ui BOG} H B MOHX чувствах глубокой печали.
го сердца присоединяюсь к той скорби, Ж. КАТРУ.
	Председатель Центрального Исполнительного комитета польской
социалистической партии ОСУБКА-МОРАВСКИЙИ.
Генеральный секретарь Центрального исполнительного комитета
польской социалистической партии ЦИРАНКЕВИЧ.