3 ОКТЯБРЯ 1848 г., № 277 (11018)

оаявление мар
	ничтиельных мероприятий на коммуника-
циях Берлина с западными зонами.

На совещании 22 июня даже западные
финансовые експерты ваявели, что они
«проявляют полное понимание в отноше-
нии аргументации советских оккупацион-
ных властей о невозможности введения в
обращение в Берлине иных денег, чем в
советской зоне, так как Берлин находится
в центре этой зоны и связан © нею вся-
кого рода экономическими связями».

Решительно протеетовала против введе-
ния второй валюты в Берлине также демо-
кралическая общественность Берлина и co-
зетской зоны, в связи © чем имели место
массовые митинги и демонстрации трудя-
щихся, начиная © июня № кончая постед-
HEME днями.

На пагубные последствия взедения вто-
рей валюты в Берлине указывала также
английская и французская пресса. Так, ли-
беральная английская газета «Манчестер
тардиан» 24 июня предостерегающе ука-
зывала: «Мы должны тщательно обдумать,
не осложняем ли мы сами свое пребывание
в Берлине введевлем второй валюты, ва-
трулняя жязнь немцев, вместо того, чтобы
предоставить русским контроль над валю-
той. Мы должны признать, что для немпев
было бы самым лучшим то, что пытались
сделать русские, а именно, установить еди-
ную валюту для всего Берлина».

05 агрессивном характере политики за-
падных оккупапионных властей в Берлине
свидетельствуют и практические действия
западных властей, которые они предприня-
ли для подрыва и дискредитации валюты
советской зоны оккупации Германии цогле
введения в Берлине марки «Б». В западных
секторах Берлина была сразу организованз
в большом масштабе спекуляция валютой
советской зоны на черном рынке, причем
искусственно поддерживалось соотношение
курса двух валют, невытодное для валюты
советской зоны.

С той же целью подрыва валюты совет-
ской зоны на спекулятивный черный рынок
в западных секторах Берлина американиз-
ми быля выброшены для продажи «только
за марку «Б» сигареты, кофе, шоколад и
хругие американские товары. Следуя по это-
му пути, 5 августа западные оккупацион-
ные власти в Берлине создали в западных
секторах так называемые «меняльные кон-
торы» для открытой спекуляции валютой
советской гоны.

Спекулятивный курс в этих меняльных
конторах «произвольно устанавливается
владельцами контор совместно с представи-
телями западных оккупационных властей в
зависимости от политических соображений».

Этот факт был вынужден подтвердить на-
чальник финансового отдела берлинского мд-
гистрата городской советник д-р Xaac. До-
ходы от спекуляции валютой советской
зоны в Берлине западные оккупационные
власти употребляют для оплаты за счет со-
ветской зоны оккупационных и других рас-
ходов западных властей в Берлине.

Западные власти в Берлине приняли и
другие меры 5 расстройству денежного
обралцения и в еозданию валютного хаюса
в Берлине, что не может не отражаться на
положении в советской зоне.
  10 звгуста 1948 года амераванские,
британские и французские власти в Бер-
лине издали распоряжение, запрещающее
всем учреждениям и ляцам в западных сек-
торах города переводить деньши сю своих
счетов наз счета в советском секторе, a
также принимать на советский сектор анз-
логичные переводы.

Этим распоряжением вапахные оккупа-
ционные власти фактически лиЕвидирова-
ли свободное денежное обращение внутри
Берлина и привели к расстройству дея-
тельность берлинских кредитных  учре-
ждений.

Кроме того, вападные оккупационные
власти отдали берлинскому магистрату
приЕаз об отдельном взимании в вападных
секторах налогов, что ликвидировало един-
ство городского бюджета.

В июде и августе этого года в вападных
секторах города оккупационными властями
были изданы распоряжения, запрещающие
торговым и промышленным фирмам запад-
ных секторов поддерживать какие-либо
производетвенные или коммерческие связи
с фирмами советского сетора и советской
воны оккупации, что нанесло удар по бер-
яинской экономике в целом и прежде все-
‘го по промышленности западных секторов.
‘Охкупационные власти принуждали немец-
кие фирмы западных секторов расторгать
‘торговые сделки е фирмами советового сех-
Тора даже в том елучае, если эти послед-
ние предоставляли предприятиям вападных
секторов недостающие уголь и сырье.

Все эти факты свидетельствуют © TOM,
что. вводя вторую валюту в Рерлине, ва-
падные оккупационные власти имели
целью подорвать валюту, дезорганизовать
экономику советской зоны, с чем советские
оккупационные влаоти согласиться ни В
коем случае не могли.
	3) Вопрос. Вак Бы относитесь к во-
просу о так называемой «блокаде» Берли-
на? Можно ли считать обоснованными тре-
бовання западных властей о предваритель-
ном снятии так называемой «блокацы»
Берлина, как предпосылки для переговоров
по беллинскохгу вопросу?
	Ответ. Никакой блокады Берлина не
было и нет, если бы бловада имела место,
то берлинское население было бы ланпезо
возможности получать снабжение продо-
вольствием, топливом и др. предметами не-
обхолимости. Но фактически всё население
Берлина имеет полную возможность полу-
чать всё причитающееся ему снабжение, в
том числе и уголь на зиму, из советского
сектора Берлина. Только противодействие
послушного западным оккупационным вла-
стям берлинского магистрата лишает бер-
линское население возможности получать
это снабжение непосредственно в Матазя-
нах в западных секторах Берлина,

Дорогостоящие перевозки в Берлия про-
довольствия и угля самолетами из вапад-
ных зон по так называемому <«воздушиюму
мосту» являются поэтому ненужной и чи-
сто пропагандистской мерой, возлагающей
на Германию только излишнее бремя рас-
ходов.

Правда, «воздушный мост» используется
также для вывоза ценностей гз Берлина в
западные зоны, но ато не может оправ-
пать существования «воздушного моста».
Однако, даже при теперешнем положении,
котла существует так называемый «в08-
душный мост» межлу Берлином и западты-
	БЕРЛИН, 2 октября. (ТАСС). Корреспон-
	Хент Всеобщего немепкото телеграфного
агентства в Берлине (ATH), а также кор-
респонденты газет «Берлинер цейтунг»,
«Трибюне» и «Нейес Дейчланд» обратились
Е Главноначальствующему советской воен-
ной администрации и Главнокомандующему
группой советских оккупационных войск в
Германии, Маршалу Советского Союза Соко-
ловекому с вопросами о положении в Бер-
длине в связи с переговорами четырех дер-
ав в Москве и Берлине. 7

Маршал Соколовский дал на эти вопросы
слеуюшие ответы: :
	1) Вопрос. Почему американские и брч-
е власти осложнили в настоящее вре-
MH разрешение берлинского вопроса?
	Ответ. У нас складывается впечатление,
что западные державы не ищут решения
бертинекого вопроса, они прололкают в
этом вопросе свою агрессивную политику,
преслехующую цели, которые не имеют ни-
чего общего с урегулированием положения
в Берлине. Осложняя разрешение берлин-
ского вопроса, западные державы прежде
всего пытаются отвлечь внимание обще-
ственноети от проводимого имя раскола Гер-
мании и создания Западно-германекого го-
суларства. Уже создан раскольнический
«Парламентский совет» для Запалной Гер-
мании и спешно готовится западно-герман-
сЕая конституция и так называемый овку-
‘пационный статут для западных зон, кото-
рый должен служить суррогатом мирного
договора для Герчании.

Осложнение берлинского вопроса исполь-
Вуется и для того, чтобы взнуздать реакци-
онные силы внутри и вне Германии и опе-
реться на них при проведении «плана Мар-
алла».

Поддерживая неуверенность и беепокой-
	_©тво, западные державы используют берлин-
	‘ский вопрос для того, чтобы прикрыть ско-
лачивание агрессивного западного военного
блока, направленного против Советского
Союза и стран народной демократии, и от-
влечь внимание народов от вопросов мира
и разоружения.

Если бы три запалные лержавы нскали
	решения берлинского вопроса, лойяльно
учитывающего интересы всех четырех
	стран, то переговоры давно бы уже приве-
ли к положительному результату. Однако,
они не стремятся к лойяльному решению,
они желают использовать Берлин в каче-
стве «передовой позиции» для борьбы про-
тив демократии и социализма, о чем прямо
говорил Бевин в последней речи в палате
общин. Фактически Берлин уже использует-
ся западными державами в качестве базы
хля разложения экономической и политиче-
ской жизни советской зоны посредством
дезорганизации валюты и других агресеив-
ных действий, нарушающих Нотедамекое
соглашение.
	2) Вопрос. Каковы, по Вашему мнению,
причины так называемого «берлинского
кризиса»?
	Ответ. Наиболее глубокие причины этого
Еризисз лежат в политике раскола Герма-
нии, которая проводится западными держа-
вами. Не будь у западных держав политики
раскола Германии, не мог бы возникнуть
Ни берлипсвий, ни какой-либо другой «кри-
зис» в германских делах. Лондонское сове-
щание трех держав приняло в марте этого
года решение о завершении раскола Герма-
нии И о создании Западно-германекого го-
cyzapersa. Когла советское командование
потребовало в Контрольном совете 20 марта
информацию о секретных решениях лон-
донского совещания трех держав по гер-
манскому вопросу, то три западных коман-
хующих отказались дать такую информацию
Контрольному совету. Они не дали также
никаких заверений о том, что сепаратные
решения лондонской конференции не проти-
воречат Потсдамским соглашениям и прин-
пипам четырехстороннего управления Гер-
манией.

Эти сепаратные решения трех держав 10
воренным вопросам судеб Германии взорвз-
ли Контрольный совет и четырехстороннее
управление Германией и, следовательно, на-
несли уничтожающий удар по четырехето-
роннему управлению Берлином, тем более,
что запалные оккупационные власти пыта-
лись вкЛЮЧИТЬ Западные сектора города в
создаваемое ‘ими Западно-германское госу-
даретво.

Непосредственной причиной возникнове-
ния так называемого «берлинского кризи-
са» явилась проведенная 18 июня 1948 го-
да амеряканскими, британскими и француз-
скими оккупационными властями сепарат-
ная денежная реформа в Западной Герма-
нии, через несколько дней распространенная
И на западные сектора Берлина.

Требования советекой стероны 0б осуще-
ствленил общегерманской денежной рефор-
мы и уже люстагнутые в Контрольном с0-
вете соглашения по основным принцяпамь
такой общегерчанской реформы были игно-
рированы западными оккупационными дер
кавами, пошедшими на сепаралную денежг.
вую реформу в Западной Германия. 910
было езиболее крупным шаточ западных
оккупационных властей по пути ваверше-
вия раскола Германии. Вместо единой гер-
манской валюты в Германии стати обра-
щатьея две валюты. Вместо единых цен—
хвойные пены. Разруптились предпосылки
пля свободного передвяжения между зона-
ми оккупации Германии населения и чова-
ров. Межзональная торговля нревратилась
по существу в торговлю между разными го-
сударствами. Фактически она вамерла. Делу
экономического восстановления Германии
был нанесен непоправимый ущерб. Совет-
ские оккупационные власти были выну-
[SHH ввести ограничительные мероприя-
тия на коммуникациях с западнымие зона-
ми, чтобы защитить экономику советской
всны п Берлина от наплыва обесдененных
в Западной Германии старых денежных
внаков.

Но, не довольствуясь указанными сепа-
ратными действиями в Западной Германии,
западные оккупационные власти ввели за-
падную марку со штампом «Б» также й в.
своих секторах в Берлине, хотя ясно, что
факт пребывания американеких, британ-
ских и французских властей в Берлине не
дает им праза дезорганиеовать денежное
обращение в Берлине и в советской sone
охкупалии Германии введением в обраще-
ние в Берлине второй валюты с запада.
Лопытье  дезорганизация хозяйственной
аизни советской воны е помошью марки
*Б» не могли не вынулить советские вла-
сти к продлению хдайствия защитных огра-
	тала Соколовского

говле Берлина с вападными зоназет и третья
ими странами?

Ответ. Советское командование в ходд
берлинских переговоров стремилось и по
этому вопросу найти наиболее приемлемое
для сторон решение. Мне известно, что
25 сентября сего года Советское правич
тельство в своей ноте внесло по этому во+
просу предложение еще более птирокого хаз
рактера, позволяющее найти согласованное
решение. Советское правительство в этой
ноте предложило производить торговлю
Берлина -с западными зонами и третьйми
странами при выдаче лицензий на Вывоз
и ввоз товаров в четырехстороннем порядке.
Именно этот порядок был предложен амеч
ряканеким главнокомандующим генералом
Клей в ходе переговоров главнокомандут-
них в Берлине. Но представители западных
держав теперь почему-то считают сущест
венную уступку, содержащуюся в этом
предложении Советского правительства,
иллюзорной и, повидимому, хотят такого
порядка, при котором, несмотря на то, что
в Берлине обращалась бы валюта советской
зоны, советская администрация была бы
вообще лишена возможности участвовать
в регулировании торговли Берлина с запад=
ными зонами и третьими странами. Вполне
понятно, что в нынешних условиях, когда
в Германии обращаются две различные ва“
люты и при введении в обращение в Берз
линё и советевкой зоне елиной валюты co-
ветской зоны, советская администрация не=
сет еще большую ответственность 28 с0=
стояние денежной системы в Берлине и в
советской зоне, важным условием которой
является обеспечение нормальной торговли
в Берлине. Фактическое оттеснение в этих
условиях советской военной администрация
от участия в регулировании торговли Бер=
лина означало бы открытие пгироких канз-
лов для всякого рода спекулятивных т0рго+
вых сделок западных секторов Берлина, ко=
торые могли бы нанести непоправимый
ущерб ‘как экономике. советской зоны и
Берлину, так и денежному обращению в с0=
ветекой зоне и в Берлине. А что такого
рода спекулятивные сделки и торговля воз+
можны, показывает тот факт, что экономи=
ческий отлел берлинского магистрата ныне
занимается разбором такого рода спекуля-
тивных дел, связанных © нелегальной торз
говлей даже через «возлушный мост» с за=
палными зонами, размах которых опредез
ляется пока что суммой в 10 млн. марок.
Из сказанного видно, что советекая стороз
на в ходе переговоров в Берлине исхолила
из необходимости отыскать положительную
основу для решения поставленных перед
главнокомандующими вопросов в духе cos
гласия и договоренноети. дна натолкнулась,
однако, © самого начала переговоров Ha
предвзятое и отрицательное отношение к ее
предложениям со стороны других главно-
командующих. Хотя в созданных главноз
команлующими комиссиях экспертов по фи
нанеовым вопросам, по вопросам коммуниз
_каций и по вопросам торговли была достиг
нута по многим вопросам общтая точка apes
‘ния, западные главнокоманлующие вее 29
не сочли возможным заверить начатую
работу и вообще ход переговоров показал;
Что главнокомандующие западных зон ок-
купзции, повилимому, приступили к пере
оворам с заранее выработанной установ“
кой — отклонить всякие предложения ©0з
ветекой стороны. Такую. недоброжелателья
ную тактику можно было наблюдать на
протяжении всего хода переговоров.

8) Вопрос. Каковы перспекливы разрез
шения «берлинского кризиса»?

Ответ. Советское правительство уже за-
явило 25 сентября западным державам 0
том, что оно готово вести дальнейшие пере-
говоры по вопросу о Берлине на базе до-
стигнутого в Москве 30 августа соглашения.
Таким образом от желания правительств
США, Великобритании и Франции целиком
зависит достижение соглашения по берлин
скому вопросу на практической основе ©
учетом взаимных интересов. Попытки до-
биться решения этого вопроса иными пу=
тями, очевидно, рассчитаны линть на затя-
гивание созданного по’ вине западных ов:
купационных властей‘ ненормального поло-
жения в Берлине, что пе может прявести
К тем результатам, на которые рассчатывам
	транспорта — также на автостраде в районе
зональной границы и в районе Берлина.

7) Четыре оккупационные власти издают
распоряжения, запрещающие провоз валю-
ты, западных марок и восточных марок в
поездах, в автомашинах и в самолетах.

8) Воздушное сообщение для нужд окку-
пационных войск западных держав е Без-
AWHOM осуществляется на основе решения
Контрольного совета от 30 ноября 1945 г.

9) Для межзональной торговли и между-
народных сообщений используются все же-
лезнодорожные и водные пути как © запада
Ha восток, так и © востока на запад»,

Предложения советского командования по
вопросам коммуникаций полностью восста-
навливают нормальные условия для снаб-
жения Берлина продовольствием, топливом
и другими предметами. Ни по числу поез-
дов, ни по перевозкам по шоссейным доро-
гам они ни в какой степени не ухудшают
того снабжения западных секторов Берлина,
Боторое было ранее установлено в органах
Контрольного совета. Больше того, для пе-
ревозок грузов в Берлин и из Берлина прак-
тичееки никогда не требовалось в прошлом
16 пар поездов в сутки, что предлагается
советским командованием.

Предложения советского командования об
отмене ограничений на коммуникациях бы-
ли признаны западными главнокомандую-
щими как важные и значительно продви-
гающие вперед дело переговоров.

Тем не менее главнокомандующие запад-
ных зон, очевидно, не были расположены
вообще принимать советские предложения,
хотя в них учитывались вое основные по-
желания западных оккупационных властей,
и сосредоточивали свое внимание только на
пункте 8 о воздушных сообщениях, ис-
пользовав его в качестве искусственного
повода для отказа обсудить и принять с9-
ветские предложения о коммуникациях Бер-
лина © запалными зонами,

Они пытались снять с обсуждения во-
прос о воздушных сообщениях, будто бы
он находится пеликом в их собственной ком-

петенции.

Я холжен заметить, что в отношении в03-
душных коридоров между Берлином и за-
палными зонами еше 30 ноября 1945 г.
состоялось решение Контрольного совета,
которое предусматривало, что воздушное
сообщение Берлина с западными зонами дол-
жно осуществляться для нужд оккупацион-
ных войск западных держав, находящихся
в Берлине. Советекое командование в Бер-
лине предложило лишь руководствоваться
этим решением и не вносило в него каких-
либо изменёний. Во всяком случае ясно,
что при наличии двух различных валют
в западной и восточной частях Германии
должен быть установлен контроль. совет-
ских органов нал всеми перевозками това-
ров, в том числе и над воздушными пере-
возками, что является необходимой мерой
защиты валюты советской зоны от незакон-
ных перевозок и контрабанды.

Нужно отметить, что западные главно-
командующие, получив советские предло-
жения по вопросу о коммуникациях, не
сделали со своей стороны столь же опре-
деленных заявлений о том, что © HX CTO-
роны будут приняты немелленные меры в
восстановлению прерванных ими coodme-
ний между советской зоной и западными
зонами, а также транзитных сообщений
советской зоны ¢ другими странами, иду-
щих через запалные зоны.
	6) Вопрес. Бакова была позиция совет-
ского командования в берлинских перегово-
рах по вопросу о введении в Берлине ва-
люты советской зоны и из’ятии матки «Б»?
	Ответ. Полученные главнокомандующи-
ми указания предусматривают, что немец-
кая марка советской зоны будет единствен-
ной валютой для Берлина, & западная марка
«Б» будет из’ята из обращения в Берлине
одновременно со снятибм ограничений на
коммуникациях с западными зонами.

Четырем глазнокомандующим было пору-
чено разработать конкретные мероприятия
по введению в Берлине немецкой марки с9-
ветской зоны. Эти мероприятия должны
обеспечить:

«А) Отсутствие дискриминации или тей-
ствий, направленных против держателей за-
палных марок в связи © обменом этих за-
	‘падных марок «Б», выпущенных в Берлине,
	Эти марги «Б» будут принаты к обмену на
немецкие марки советской зоны по соотно-
шению 1:1. *

Б) Равные условия в отношении валюты
и представление вполне доступных бан-
ковских и кредитных возможностей во всех
секторах Берлина.

Четырем главнокомандующим поручает-
ся предусмотреть достаточные гарантии в
целях предотвращения того, чтобы исполь-
зование в Берлине немецкой марки совет-
ской зоны не привело к раестройству де-
нежного обращения или к нарушению ус-
тойчивоети валюты в соретокой зоне окку-
пации.

В) Уловлетворительную основу для то]-
говли между Берлином и третьими страна-
ми и западными зонами Германии.

Изменение этой согласованной основы
будет производиться только по ‹огласова-
нию между четырьмя главнокомандующими.

Г) Предоставление достатозного количз-
ства валюты для бюджетных целей и для
максимально ениженных оккупапионных
расходов, а также бездефицитности бюджета
Берлина».

Директивой четырех правительств было
предусмотрено, что «регулирование денеж-
ного обращения в Берлине должно осущест-
вляться Немецким эмиссионным банком
советской зоны через действующие в насто-
ящее время кредитные учреждения Берлина.
Для контроля за практаческим осуществле-
нием указанных выше финансовых меро-
приятий, связанных © введением и обраще-
ниех единой валюты в Берлине, создается
финансовая комиссия из представителей че-
тырех  главнокомандующих».

Во время переговоров в Берлине главно-
командующими был в основном согласо-
ван порядок обмена в Берлине выпущенных
в обращение западных марок «Б» на немец-
кие марки советской зоны оккупации, а так-
же порядок переоценки текущих и сберега-
тельных счетов в кредитных учреждениях,
находящихся в западных секторах Берлина.

финансовым вопросам предотавляли кон-
кретную программу действий также н в дру-
тих областях, обеспечивающую соблюдение
предусмотренных директивой четырех пра-
вигельств условий. Олнако из позяций, за-
	HATHA За аднымиИ — Главнокомандующими,
было видно, что они хотят создать для себя
такое положение в Берлине, которое прак-
тически означало. бы подчинение ‘их пол-
ному контролю и влиянию финансовой по-
литики и денежного обращения, как в
Берлине, так и в советской зоне.

Английским командованием по вопросу
о функциях финансовой комиссии был вне-
сен документ, который предусматривает,
что финансовая комиссия в Берлине яз-
ляется «высшей финансовой властью».

В отмену директивы четырех  прави-
тельств © том, что регулирование денежно-
го обращения в Берлине осуществляется
Немецким эмисеионным банком, английское
командование предложило, чтобы западные
власти устанавливали свою собственную
кредитную полатику для кредитных учре-
ждений Берлина через берлинекий город-
ской банк, а Немецкий эмиссионный банк
советской зоны оккупации осуществлял -бы
сваи функции в Берлине под руководством
финансовой комиссаи. Тем самым практи-
чески под контроль этой четырехсторонней
финансовой комиссии должно было быть
поставлено денежное обращение и советекой
зоны, для чего нет никаких оснований, тем
более, что денежное обращение западных
зон оккупации Германии полностью регу-
лируется военными властями этих зон. Та-
кого рода требование западных властей 03-
начает, по существу, передачу в руки четы-
рехсторонней финансовой комиссии контро-
ля над хозяйственной жизнью советской
зоны.

Такое вмешательство западных океупа-
ционных властей в вопрос фегулирования
денежного обращения несовместимо с ответ-
ственностью советской военной админи-
<трации за регулирование денежного обра-
щения в советской зоне оккупации.

Природа денежного обращения требует,
чтобы руководство финансовой политикой
находилось в одних руках. Требование са-
мостоятельной финансовой политики для
Берлина при обращении в Берлике валюты
советской зоны оккупации чревато больши-
ми опасностями для хозяйственной жизни
советской зоны. Если бы в Берлине в ре-
вультате самостоятельных указаний финан-
совой комиссии стала возможна инфляция,
она неизбежно распространилась бы также
и на советскую зону оккупации, чего не
могут допустить советокие оккупационные
власти, Между тем в английских предло-
жениях, поддерживаемых американским и
французским главнокомандующими,  пря-
мо выдвигалось требование о предоставле-
нил Немецким эмиссионным банком еовет-
ской воны кредитным учреждениям Берлм-
Ha денежных знаков на основе их потреб-
ностей, то-есть по существу в неограничен-
ном количестве. Это предложение западных
оккупационных властей находитея в пря-
мом противоречии © указанием директивы
четырех правительств, по которой четырем
главнокомандующим предлагается преду-
смотреть достаточные гарантии в целях
предотвращения ‘того, чтобы испюльзован-
ные в Берлине немецкие марки советекой
зоны не привели к расстройству денежного
обращения или нарушению устойчивости
валюты в советской зоне оккупации. Та-
ким образом, предложения главнокомандую-
щих западных зон не пюказывали их доб-
рой воли и стремления найти приемлемую
для всех четырех сторон позицию на оено-
ве директив четырех правительств. Напро-
тив, они продемонстрировали определенную
агрессивность их намерений и желание
использовать финансовую комиссию для
дезорганизации  денежлюго обращения п
окономикя советекой зоны. Отеюда ясно,
наетелько неосновательны утверждения о

том, будто советокое командование по во-

прюсу о введении в Берлине марк совет-
ской зоны и о функциях четырехсторон-
ней финалеовой комиссии отклонилось от
данных главнокомандующим указаний. На-
оборот, именно главнокомандующие запад-
ных зон выдвинули требование, находящее-
ся в резком противоречии с их обязатель-
ствами. Очевидно, что это было сделано с9-
знательно © целью сорвать переговоры и
не допустить тем самым проведения в жизнь
соглашения, достигнутого между четырьмя
правительствами в Москве.
	() Вопрос. Какие предложения выдви-
	ми зонами, Берлин фактически снабжается
в основном 38 счет советекой зоны. По
далеко не полным данным, из советекой
зоны ежедневно поступает в западные сек-
тора города различными путями до
900 тонн продуктов, не считая угля, тек-
стильных и др. товаров. Я хотел бы реши-
тельно опровергнуть лживое заявление.
имевшее место недазно в палате общин в
Лондоне, о том, будто советские оккупа-
ционные власти рассчитывали на голод
среди берлинокого населения при введении
ограничительных мероприятий на комму-
никапиях между Берлияом и западными
	зонами оккупации 18 июня с. г. В середи-
	не пюня западные сектора Берлина имели
большие запасы продовольствия, причем на
складах в западных секторах Берлина на;
ходится большое количество зерна совет-
ской военной администрация,

Теж не менее Соретское правительство
по представлению советской военной адми-
нистрации в Германии еще в вачале июля
вынесло решение полностью принять на
себя снабжение всего берлинского населе-
НИЯ

Из Советекою Союза было доставлено
100 тые. тонн зерна, & затем и 10,8 тые.
тонн жиров, что покрывало ближайшие
потребности как немецкого населения Бер-
линз, так и дефицит по жирам, возникший
в советской зоне оккупации.

Разве не ясно, ввиду сказанного, что
разговор © «голодной блокаде» Берлина
является заведомой клеветой и провокацион-
ным измышлением. Что же касается снаб-
жения западных секторов Берлина углем,
электричеством и газом, то решение этого
вопроса зависит исключительно от устра-
нения препятствий, чинимых западными
оккупационными властями торговым сдел-
кам между промышленностью западных
секторов Берлина и промышленностью со-
ветской зоны, которая может предоставить
западным секторам города необходимое топ-
ливо и сырье.

Так обстоит дело с фальшивой легендой
0 так называемой «блокаде Берлина».

Что же касается требования западных
держав о том, чтобы до возобновления пере-
говоров по берлинскому вопросу были
сняты ограничительные мероприятия на
коммуникациях между Берлином и запад-
ными зонами оккупации, то это требование
представляет собой яркое свидетельство
отхода западных держав от достигнутого
в Москве четырехетороннего соглашения 06
одновременном снятии ограничительных
мероприятий на коммуникациях и из’ятии
из обращения в Берлине второй ` валюты,
то-есть марки «Б».
	4) Вопрос, Можете ли Вы сообщить
что-либо относительно хода берлинских
переговоров четырех главнокоманлующих?
	Ответ. Переговоры четырех _ главно-
командующих в Берлине начались 31 авгу-
ста и были прерваны 7 сентября по на-
стоянию американского главнокомандую-
щего генерала Клея. Вначале были созданы
комиссии экспертов по коммуникациям,
финансам и торговле. На первых заседаниях
западные эксперты ‘не представляли ника-
ких конкретных предложений, что вызывало
известную задержку в работе главнокоман-
дующих. Ввиду этого, а также ввиду ‘боль-
шего количества технических вопросов,
комиссий экспертов к 7 сентября успели
обсудить только часть порученных им во-
просов. Главновомандующим потребовалось
бы еще, по крайней мере, три или четыре
дня для того, чтобы закончить рассмотре-
ние всех оставшихся несогласованными в9-
просов по торговле и финансам и предета-
вить правительствам совместный доклад
тлавнокомандующих с указанием как согла-
сованных, так и несогласованных вопросов,
на чем и настаивало советское командова-
ние. Однако, три западных главнокомандую-
цих He пожелали представить такой
согласованный доклад.

Американский главнокомандующий нз-
стоял на перерыве переговоров, что повела
впоследствии Е их срыву.
	5) Вопрос. Какова была позиция совет-
ского главнокомандующего во время пере-
говоров главнокомандующих в Берлине по
вопросу о снятии ограничений нз комму-
никациях между Берлином и западными
зонами?
	Ответ. Советский главнокомандующий в
ходе переговоров в Берлине стремился &
тому, чтобы найти в соответствии с дирек-
тивой четырех правительств удовлетвори-
тельную основу для восстановления нор-
мального сообщения между Берлином и 32-
падными зонами.

7 сентября 1948 г. советское командо-
вание внесло следующие предложения:

«1) Вее ограничения как по железно-
дорожному транспорту, так и по автомобаль-
	ному транспорту, наложенные ¢ 50 марта.
	1945 г., отменяются.
2) Перевозки грузов и пассажиров ме-
	жду Берлином и западными зонами оккупа-
ции Германии производятся по железнодо-
рожной линии Гельмштедт — Берлин и 10
автостраде Гельмштедт — Берлин.

3) На линин Гельмштедт — Берлин устз-
навливается суточный лимит в 16 пар по-
ездов, из них 3 воинских,

4) Перевозки пассажиров военноелужа-
щих, членов их семей и гражданских слу-
жащих оккупационных войск, подданных
той страны, которой принадаежат эти 9к-
купационные войска, производятся в в9-
инских поездах и в автомобилях по авто-
страде по удостоверениям личности, которые
имеются нз руках у этих военнослужащих,
членов их семей и гражданского персонала
этих оккупацаонных войск. Немецкий пер-
сонал, который находится на службе у ок-
купационных властей, передвитаетея м2-
жду зонами в нормальных пассажирских
поездах. Он не может пользоваться воин-
скими побзлами союзных оккупационных
властей. Перевозка военных грузов оккупа-
ционных CHI производитея в воинских по-
ездах, причем право на провоз этих грузов
дает накладная, пред’являемая на контроль-
но-пропускном пункте начальником COOTBET-
ствующего воинского поезда.

5) Перевозимые по железной дороге
Гельмштедт —— Берлин продовольствие и
уголь, поступающие на снабжение населе-
ния Берлина, проверяются на контрольно-
пропускном пункте по пред’явлению HA-
вкладной, а коммерческие грузы проверяются
по пред’являемым лицензиям.

_ 6) Для проверки воннеких поездов будет
учрежден двусторонний патруль на входных
а выхотных станциях. а в отногении аБто-
	нула советская CTODPOHS IO BOUDOCY O TOP-   LOT ЗзАПалнНые овБкУпационные власти.
	’Макдоуэлл признает необоснованность обвинений,
пред’явленных руководителям компартии
	щие за свои действия адвокаты не хотели
бы, чтобы судебные процедуры были раз-
работаны по образцу деятельности комиссии.

Коммунистическая партия США опубли-
ковала заявление, в котором говорится:
«Сейчас Макдоуэлл признает, что «компе
тентные адвокаты», рассмотревиие обвини-
тельные акты против 12 лидеров коммуни“
стической партий, заявили, что эти акты
не выдержат испытания судебного процес-
са. Таким образом, они подтверждают т,
что говорили мы, коммунисты, и многие
некомиунисты,—это новая инсценировка
наподобие поджога рейхстага».

В заключение в заявлении говорится,
что коммунистическая партия верит, что
честные люди, и особенно рабочие, могут
убедиться теперь. что как министерство
юетиции, так и комиссия по расследова-
нию антиамериканской деятельности обма-
нывали их так же, как Гитлер обманывал
немцев. «Коммунистическая партия верит,
что наши попутчики американцы будут
справедливо возмущены этим мрачным
хвухпартийным затовором, выявявшимея в
результате ссоры двух партий. Мы призы-
ваем народ и прежде всего профсоюзы под-
нятьея в своем гневе и потребовать, чтобы
министерство юстиции отменило антикомму-
нистический процесс, назначенный на 15
октября. Кроме того, мы призываем всех,
кто видит теперь двухпартийный заговор. 38
туманом партийной политики, удвоить свои
усилия, чтобы нанести поражение kak
Трумэну, таки Дьюи и избрать канлидатов,
которые ничем не обязаны Уолл-стриту и
которые будут зашищать билль 09 правах
	‚ НЬЮ-ИОРЁ, 2 октября. (ТАСС). Ilo co-

общению вапингтонского корреспондента
газеты «Дейли уоркер», исполняющий обя-
занности председателя комиссии по рассле-
дованию антиамериканской деятельности
Макдоуэлл 30 сентября проговорился, что
обвинительные акты, выдвинутые мини-
стерством юстиции против 12 руководите-
лей компартии, обвиняемых в том, что они
высказывались за насильственное сверже-
ние правительства, необоснованны.
_ Макдоуэлл заявил, что компетентные
адвокаты, которые рассмотрели обвинитель-
ные акты, пред’явленные 12 членам ком-
партии, выразили мнение, что они недоста-
точны для судебного преследования и что
обвинение провалится на суде. Макдоуэлл
также обвинил министерство юстиции в
том, что при составлении этих обвинитель-
ных актов оно руководствовалось мотивами
«партийной политики».

НЬЮ-ЙОРК, 2 октября. (ТАСС). Поли-
тические нападки правительства на комис-
сию по расследованию антиамериканской
деятельности вызвали отклики в различ-
ных кругах. Бывший военный министр
Паттерсон, который в настоящее время яв-
ляется председателем ассоциации адвокл-
тов города Нью-Йорка, и профессор права
Нью-Йоркского университета Симпсон вы-
ступили с осуждением действий комиссии
во время совещания студентов и юристов.
Паттерсон заявил, что ни один отвечаю-
щий за свой поступки адвокат не может
одобрить нынешнюю деятельность комис-
сии. Симпсон заявил, что действия комис-
сии «представляют собой пример инквизи-
	торской системы», и сказал, что отвечаю- и всеобщий мир».
	В Бизонии отменен закон о твердой заработной плате
	на 0 твердой заработной плате, отменяются.
Отныне размер заработной платы будет 1е-
гулироваться на основе договоров между
предпрянимателями и рабочими,
	БЕРЛИН, 2 октября. (ТАСС). Согласно
сообщению агентства ДЕНА, 30 сентября
двухзональный экономический совет принял
решение, согласно которому все распоряже-
ния. изданные в свое время в рамках зако-