4 ОНТЯБРЯ 1348 г., № 278 (11019)

ПРА

%» Accam6neu.OOH _
	Третья сессия Генерально
	Речь А. Я. ВЫШИНСКОГО в первом комитете по вопросу о запрешении
атомнозо оружия и о контроле над атомной энершей
	седателя комитетов, мы натольнулись Ha
стену этого глухого отрицания наших
прав, — если мы в этом малом вопросе
встретились с таким грубым нарушением
наших прав меньшинства, то какие же мо-
гут быть сомнения в том, что в вашем
«международном» органе, где будет вам
обеспечено большинство, вы  продиктуете
нам такие законы, от которых не поздоро-
витея нашей промышленности, нашему на-
	родному хозяйству.
	Штатов от республиканской партии Дьюи,
который откровенно высказал эта на днях
в своей речи в Фениксе, заявив, что (0-
единенным Штатам принадлежит-де исклю-
чительная монополия на атомные секреты.
Нападая на СССР, Дьюи откровенно иря-
знался, что «наши мысли (т. е. мысли
Дьюц и его сторонников) об атомной энергии
сосредоточились, главным 0бразом, на ее
использовании для военных целей».

Я спрашиваю: Это ли не является под-
тверждением того действительного агрессив-
ного курса внешней политики, которой при-
держивается добивающаяся власти реснуб-
ликансвая партия Соединенных Штатов Аме-
рики?

В этой связи следует напомнить об одном
Из заявлений председателя атомного коми-
тета США Лилиенталя. В книге «Междуна-
родный контроль над атомной энергией (о-
единенных Штатов Америки» приводится
следующее заявление Лилиенталя по поводу
атомной энергии: «Наша безопасность зави-
сит отчаети ог секретности некоторой жиз-
ненно важной информации и от знания спо-
собов производства, которыми только мы од-
ни обладаем. Ибо мы хотим продлить моно-
полию на эти знания тах долго, как только
возможно, прекрасно понимая, что она, в
лучшем случае, является временной».

0 чем говорит это заявление — не кого-
либо, а председателя атомной комиссии Co-
единенных Штатов Америки? Оно говорит о
том, что они в Америке верят в то, что
они — монополисты в отношении атомных
секретов и хотят продлить эту монополию
тав долго, как возможно. Не тут ли лежит
и ответ наз вопрос, почему в течение 30 ме-
сяцев атомная комиссия не могла дать ни-
какого положительного результата в выра-
	ботке прелложений по ликвидации атомного
	оружия? Яено, что если Лилиенталь заяв-
ляет. что Соелиненные Штаты Америки за-
	интересованы в том, чтобы как можно доль-
	ше продлить эту монополию, то вто же тогда
может  сомневатьея в тм, 99 пи
	таких условиях и работа соответствующих
	делегаций, в частности американской деле-
гации в атомной комиссии в вопросе 0б атом-
ной энергии, будет направлена не на то,
чтобы скорее покончить с монополией в от-
ношении атомной бомбы, а на то, чтобы как
можно дольше сохранить монополию секре-
тов, которые в общем уже потеряли свою
секретность.

Bee эти факты свидетельствуют 0 том, что
Соединенные Штаты Америки в атомном во-
просе совершенно не заинтересованы в про-
	ведении в жизнь тех решений Генеральной
Ассамблеи, с напоминания о которых я на-
чал сегодняшнее свое выступление. Цитата,
которая была приведена мною из выступле-
ния ЧЛилиенталя, служит в значительной
степени ответом и на то недоумение, которое
выразил здесь вчера Остин по новоду моего
замечания, что американским планом вовсе
не принимается во внимание распростране-
ние международного контроля на промыш-
ленное производство атомной энергии.
	Для лучшего понимания политики Соеди-
ненных Штатов Америки в области. атомной
энергии следует вапомнить еще 06 одном вы-
ступлении, а именно — о выступлении пре-
зидента США Трумэна по поводу результа-
тов, достигнутых во время испытания атом-
ного оружия улучшенного образца, Боторое
имело место на о. Эниветоке.
	Президент США отметил, что эти испыта-
ния, касавшиеся этого «улучшенного атом-
ного оружия», показали «весьма .значитель-
ный прогресе», прогресс в усилении эффек-
THBHOCTH действия атомной бомбы.
	Я не говорю о бомбах, которые были ебро-
шены на Хиросима и которые уничтожили
сотни тысяч людей. Вероятно, прогрессе, ©
котором говорит президент США, заклю-
чается в том, что раньше одной бомбой мож-
но было уничтожить тысячи людей, а тв-
перь — еще больше. Это называется про-
грессом, которым хвастают сегодня руково-
дящие политические деягели Соединенных
Штатов Америки.

Разве это не говорит, что вдохновляет ны-
нешнюю американскую внешнюю политику
в области атомной энергии? Один деятель
говорит нам, что задача заключается в том,
чтобы дальше основательнее улучшать и
усовершенствовать атомное оружие. Другой
говорит, что усилия должны быть направ-
лены в настоящее время на то, чтобы луч-
ше использовать атомное оружие в военных
целях. Вот 0 чем думают сейчас руководя-
щие политические деятели в Соединенных
Штатах Америка.
	Не удивительно, что при таком курсе по-
литики по отношению в атомной энергии ра-
бота атомной комиссии, где было обеспечено
влияние англо-американской группы, не мо-
гла дать положительных результатов. Долж-
но быть совершенно ясно, что всякие кивки
в сторону Советекого Сбеюзз, якобы несущего
какую-то ответственность за неухачу рабо-
ты, за шювал работы атомной комиссии, ли-
шены какого бы то ни было основания, яв-
ляются простым пропагандистским трюком.
	.ВвПросу 96 установлении атомного контроля
	в международном масштабе, причем
контроль должен быть установлен на основе
точного выполнения принятых Организацией
05’единенных Наций решений.

Советский (Союз считает, что принятие его
плана,  предуематривающего ° заключение
конвенции о запрещении: атомного оружия и
конвенции о контроле над осуществлением
этого запрещения, будет существенным
ввладом в дело укрепления международного
мирз и безопазвости,

Бритики предложения о запрещении атом-
ного оружия, и в частности представители
Соединенных Штатов Америки, во-первых,
пытаются аргументировать свои возражения
тем, что это будто бы явится для США