з ОКТЯБРЯ 1948 г., № 282 (11023)

На миллионы пудов больше   Навстречу 30-летию
прошлогоднего ет

-_
	Годовые нормы — к юбилею
	ПЕТРОЗАВОДСК, 7. (Норр. «Правды»).
Около тысячи молодых рабочих Петроза-
водека, участников соревнования в честь
30-летия ВЛАСМ, досрочно выполнили го-
довые нормы, а свыше 300 человек —
пятилетние задания.

Вести о большом под’еме среди молодежи
идут из всех районов Карело-Финской ССР.
  Котозерекий лесопункт находится возле
Полярного круга. Большинство его рабо-
чих — молодежь. Бригада девушек-лесору-
бов, которой руководит Шура Соковникова,
досрочно выполнила годовой план. Комсо-
мольцы взяли шефство над новичками, He-
давно пришедшими в лес, и обучают их
стахановским методам. труда.
	Комсомольские вечера
	СВЕРДЛОВСК, 7. (Корр. «Правды»)., На
заводах, рудниках, в колхозах Свердловекой
области проходят массовые молодежные с9-
брания. Молодые уральцы в честь 30-детия
ВЛЕСМ принимают новые производственные
обязательства.

Молодые рабочие и работницы Урал-
машзавода обязались закончить выполнение
годовых норм к 29 воктября.. Молодежь
Уралвагонзавода соревнуется за выпуск к
юбилею 30 железнодорожных гондол еверх
плана, 3& экономию ‘миллиона киловалт-
часов электроэнергии и 500 тонн топливз.

Во дворцах культуры и клубах начались
вечера, посвященные героическим традици-
ям комсомола. Один из таких вечеров во
Дворце культуры серовских металлургов
был посвящен памяти Героя Советского
Союза Анатолия Серова,
	Новоселье молодых рабочих
	Нэсколько месяцев назад дирекция фад-
рики «Красная крутильщица» в Москве
совместно с комитетом комсомола приняла
решение © строительстве двухэтажного до-
ма для молодежного общежития.

Сейчас его постройка закончена. В зда-
нии — центральное отопление, проведен газ.
В комнатах общежития разостланы ковры,
на стенах — зеркала, часы, В доме оборудо-
ваны красный уголок, библиотека-читальня.

Возле дома молодежь разбила сквер.. Вы-
сажено много деревьев и кустарников.

Вчера в дом вселились первые жильцы —
молодые рабочие и работницы фабрики. В
нем булет жить около 300 человек.
	жж

„Хроника
	культурной жизни
	#: Зеленые зоны вокруг городов решил
создать {исполком Новосибирского област-
ного Совета депутатов трудящихся. («Со-
	  ветская Сибирь»).
	$ Дом радио сооружается в Pure. Ha
строительство отпущено семь маллионов
рублей.

88 Портреты и бюсты Героев Социалисти-
ческого Труда — передовиков колхозной де-
ревни — готовят к республиканской худо-
жественной выставке художники и скульп-
торы Белоруссии.

$: Семинар учителей-биологов состоялся
во’ Львове. Были прочитаны доклады об
итогах сессии Всесоюзной академии сельско-
хозяйственных наук имени Ленина, о зада-
чах преподавания биологии в средней школе
и о мичуринских методах работы на при-
школьных опытных участках,

# Строительство радиоузлов закончено в
сельскохозяйственной артели «Победа»,
Прионежского района, и в селе Спасская Гу-
ба, Петровского района, Карело-Финской
ССР.

$3 Розыгрыш первенства Узбекистана по
футболу закончился в Самарканде. Звание
чемпиона республики завоевали футболисты
колхоза «Полярная звезда».
	Беседа с секретарем Курского обкома ВКП(б) тов. П. И. ДОРОНИНЫМ
	‚ Выполняя обещание, данное товарищу

талину, колхозники и колхозницы Курской
области добились новых успехов в восета-
новлении сельского хозяйства. Посевы яро-
вых культур расширены на 230 тысяч гек-
таров, а уборочная площадь веех культур —
Ha 439 тысяч гектаров. По яровой ишени-
це, ячменю, подсолнечнику, кукурузе и кар-
тофелю- посевные площади достигли довоен-
ного уровня.

Применяя высокую атротехнику, сотни
передовых колхозов добились хорошего уро-
жая озимых, проса и сахарной свеклы. Этот
успех они закрепили во ‘время хлебозагото-
вок, первыми рассчитавигись с государством,
сдав десятки тысяч пудов зерна сверх плана.

Облаеть в целом дала стране на 3 мил-
лиона 778 тысяч пудов хлеба больше, чем
в прошлом году.

Этих успехов курекие колхозы добились
благодаря большой помощи, которую оказало
им советское государство тракторами, моло-
тилками и другими машинами. Огромную
роль в борьбе за урожай, его своевременную
Уборку и выполнение плана хлебозатотовок
сыграло осуществление постановления Co-
вета Министров СССР от 19 апреля 1948
года 06 улучшении организации, повыше-
нии производительности и упорядочении
оплаты труда в колхозах.

Как известно, уборка урожая и хлебоза-
тотовки являются самым ответственным эта-
пом ельскохозяйственного года. На проведс-
нии этих кампаний проверяются б0еспособ-
ность партийных организаций, их влияние
на массы, их забота об интересах госудат-
ства. Несмотря на общее повышение уровня
партийного руководства колхозами, надо пря-
MO сказать, что не все районные и первич-
ные партийные организации и их руководи-
тели выдержали это испытание с честью.
Речь идет прежде веего о партийных ра-
ботниках Боброво-Дворского и Больше-Сол-
датского районов. Руководители этих райо-
нов не поняли особенностей нынешних хле-
бозатотовок, пустили их на самотек, свое-
временно не разглядели. антигосударствен-
ных тенденпий, проявляющихея в поведе-
нии отдельных председателей колхозов, ко-
торые под разными предлогами пытались
задержать хлебосдачу.

Чтобы выяснить действительные причи-
ны отетавания многих районов, члены бюро
обкома тщательно разобрались в положении
дел в сотнях колхозов на месте. В ходе
уборки урожая и хлебозатотовок обком про-
верил работу многих райкомов и первичных
парторганизаций, помог им решать хозяй-
ственные задачи путем всемерного улучше-
ния массово-политической работы.

Нам удалось значительно поднять роль
колхозных партийных организаций в борьбе
за хлеб. Взять, к примеру, партийную орга-
низацию колхоза «Красный  путиловец»,
Уразовского района. В недавнем прошлом
	артель эта сильно отставала по воем сель-
скохозяйственным работам. Райком партии
уделил много внимания первичной парторга-
низации колхоза, направил ее усилия Ha
укрепление дисциплины и улучшение орга-
низации труда в колхозе. Партийные силы
были расставлены на решающих участках
колхозного производства. С коммунистами
велась кропотливая работа по повышению
их идейно-политического уровня. Влияние
партийной организации на массы колхозни-
ков особенно возросло в текушем году. Эна
сумела хоропю наладить нартийно-полити-
ческую работу и развернуть подлинно мае-
совое соревнование колхозников, поднять их
на героическую борьбу за хлеб. И артель
еще в июле выполнила свою первую запо-
ведь, сдав государству 36.500 пудов отбор-
ного зерна. Ее пример оказал большое дей-
ствие на другие колхозы района.

Инициаторами областного соревнования
на уборке урожая и хлебозаготовках нынче
выступили колхозы Ново-Оскольского райо-
на. Но скоро первенство в соревновании у
них стали оспаривать колхозы других райо-
Hos. Первым выполнил план хлебозаготовок
Уразовский район.

Соревнование по профессиям — вот на
что обращалось особое внимание обкома и
райкомов партии. В области стали широко
известными имена застрельщиков этого со-
ревнования — щигровского косаря Николая
Иванова, новооскольской вязальщицы Мат-
рены Рудавиной, глушковского машиниста
сложной молотилки Николая Васюкова, ва-
луйского шофера Сергея Филатова и многих
других мастеров сзоего дела. На поучитель-
ных примерах образцовой организации и
высокой производительности труда этих
товарищей учились тысячи других колхоз-
ников и механизаторов.

Особенно узким местом на уборке урожая
у нае была молотьба. Чтобы производитель-
нее использовать имеющиеся машины, 0б-’
ком обратился к машинистам молотилок с

письмом, которое вручалось им секретарями
райкомов партии. Письма обкома. зачитыва-
лись и обсуждались в бригадах, обслужи-
вающих молотилки. Соревнование на молоть-
бе заметно оживилось. Машинно-тракторные.
станции области к 1 октября выполнили 3а-.
зание по обмолоту хлебов на 105 про-
центов.

План зяблевой пахоты в прошлом году.
область не выполнила. Весною много при-
шлось сеять по весновспашке. Это не могло
не сказаться на урожае, особенно при не-
благоприятных метеорологических условиях
нынешнего. года. Партийная организация
области учла этот печальный урок. Сейчае
в колхозах и МТС развернулось массовое со-
ревнование на вспашке зяби. Есть все оено-
вания полагать, что в будущем году колхо-
зы вырастят высокий урожай на всех пло-
щадях, по всем культурам.

ИЙНАЯ ЖИЗНЬ
			е молодежи
	Райком партию требует от первичных
тартортанизаций, чтобы они повседневно и
здумчиво вели работу © молодежью. Нз от-
етно-выборных партийных собраниях, про-
педших : весной отого года, отмечалось, что
углельные. первичные партортанизации не-
редко забывалот 0б этой своей обязанности.
Через некоторое время мы проверили, как

тр гв ТЕГ.
			ВЫ О о Ань,
работе комсомольской организации... Поаьзы

о а о ие На,
	от этого не было: воспитание молюдижи в0-
таки было поставлено плюхо, потому что
парторганизация не вникала в детали ком-
сомольской работы, не помогала молодеж-
ным вожакам. Теперь парторганизапря
устранила эти недостатки.

Первичные парторганизации стали глуб-
же вникать в комсомольские дела, сзоевре-
менно подмечать хорошие начинания и
поддерживать их. А инициативы комсомоль-
цы проявляют немало.
` Партийные организации привлекают
комсомольцев к общественной работе. Mao-
тие из‘них утверждены агитаторами. нк
хоропю и умело выполняют это партийное
поручение, систематически проводят бесе-
ды, читают колхозникам газеты и журналы,

В эти дни молодежь готовится отметить
30-летиз ленинско-сталинского комеомола,
Вопрос с подготовке в юбилею обоуждает-
ся на собраниях первичных палупийных 9р-
ганизаций. Ве работу мы проводим под
знаком дальнейшего сплочения советской
уолод@ки вокруг большевистской партии,
ее вождя и учителя товарища Сталина. _

_Н. ПАРАМОНОВ,
Секретарь Курган-Тюбинского рай-
кома КП(б) Таджикистана, Герой
Социалистического Труда. ‘
	предложению райкома избран новый секре-
тарь партийного бюро.

Тов. Ботвин не справился ©0‘своими 9бя-
занностями, но коммуниеты, выступая п
‘отчету партийного бюро, говорили о многих
ценных чертах тов. Ботвина как партийного
руководителя. Тов. Ботвин — молодой ин-
женер, был‘\астером, плановиком, началь-
ником цеха,”Ваввным металлургом. Он хо
pomo знает и люби” производство. Комму-
нисты рассказывают,  что”Вотвин постоянно
общалея © рабочими  и’ ивжэнерно-техниче-
скими работниками, знал ‘ихиззмтосы, на
строения. Он постоянно учёеяяеам” препоч
давал в одном из кружков 19 изучению
«Краткого курса истории ВЁП(б)з’” Работал
он много, но не сумел как следует органи
зовать актив, в частности, не привлекал“ к
активной деятельности членов партбютю, №
всегда бралея за главные, решающие в
просы. Тов. Ботвин, несомненно, мог бы
стать хорошим партийным руководителей,
но ему не помогли в этом ни райком, м
горком партии.

В’ Хабаровске довольно часто прибогают
к смене секретарей партийных ®руганизаций.
3» два ода на заводе имени Молотова ©ме-
нилось пять секретарей партбюро, на заво-
де имени Кагановича — три, на заводе име-
ни Кирова — тоже три. Такая частая смена
руководителей партийных организаций, ко-
нечно, не способствует улучшению дела,
Полагаяеь на силу постановлений, работ-
ники райкома и горкома не оказывают
повседневной помощи партийным opriiintsa-
WHIM хотя бы в выполнении свой” о ре-
шений и слишком часто прибегают к край-
ней мере — замене руководиёлей. Так про-
изошло и на заводе имени Горького.

и’ В. МАЛЫГИН.

райком партии и воспитани
	лось обобщению опыта работы комсомоль-
ских ПОЛИТШКол H EPYROB.
	Политическое просвещение, расптирениюе
кругозора молодежи не ограничивается, ко-
нечно, учебой в политшколах и кружках.
Есть много‘ и других форм воспитательной
работы. Райком партии требует от комсо-
мольской организации, чтобы она шире их
использовала. У нае проводится обсуждение
книг советеких писателей. В: частности, об-
суждались такие книги: «Как закалялась
сталь» Н. Островского, «Молодая гвардия»
А. Фадеева, «Непокоренные» Б. Горбатова.
Или взять лекции, пропагандирующие поли-
тические и научные знания. Они у нас поль-
зуются большой популярностью и играют
серьезную роль в воспитательной работе
с молодежью. Райком партии разработал
тематику лекций и докладов, привлекает
к чтению их квалифицированных пропаган-
дистов, учителей, агрономов, помогает им.
	Мы поставили перед собой задату кон-
кретно заниматься всеми вопросами, свя-
занными с воспитанием молодежи: На, васе-
даниях райкома партии теперь заслушива-
ются доклады по отдельным злободневным
вопросам комсомольской работы.

В некоторых колхозах нашего района,
гле нет первичных парторганизаций, имели
место случаи, когда члены. правления итно-
рировали предложения комсомольцев. Рай-
хом комсомола поставил этот вопрос перед
райкомом партии. Мы проверили: работу че-
тырех комсомольских организаций. В колхозе
«Красный текстильщик» было. обнаружено,
что активисты. вместе с секретарем комсо-
мольской организации стремилиеь как мож-
но больше сделать для укрепления обще-
ственного хозяйства. Но предеедатель кол-
хоза не очиталея © мнением комсомольцев.
После проверки на месте и обсуждения на
заседании бюро райкома партии правление
колхоза стало приолупивалься к голосу
комсомольцев, подхватывать их начинания.
		   оучительная история
	От корреспондента «Правды»
по Хабаровскому краю
	воде. Даже по телефону никто не справился,
как выполняется решение райкома, хотя
уже проходили сроки, установленные для
реализации отдельных пунктов.

Перед секретарем партийного бюро, когда
он взялея за исполнение решения, возникло
много трудностей. Казалось бы, в решении
записаны ясные положения: _ :

—- усилить контроль над хозяйственной
деятельностью администрации; .

— ликвидирозать формализи в ©0псо-
ревновании;

— покончить © бформализмом и camote-
ком в политическом воспитании коммуни-
стов;

— усилить контроль з& работой’ завод-
ского комитета профсоюза и т. п.

Такие требования секретарь партбюро
слышал и ‘раньше. Он убежден, что они
справедливы, но ках быстрее и лучше ocy-
ществить их? Секретарь партбюро’ нуждал-
ся в деловом совете и практической -помо-
щи с0 стороны ‘более опытных товарищей.
Не -помощи этой он не получил.

Не помогли работники райкома заводекой
партийной организации и в процессе подго-
овки вопроса к заседанию бюро. Jump 2za-
ведующий отлелом пропаганды и агитации
райкома тов. Захарченко собрал пропаганти-
стов и редакторов стенных газет и проин-
структировал их.

После решения райкома в работе завода
им. Горького не наступило сколько-нибудь
значительных изменений.. Это побудило
работников райкома притти к выводу
9 необходимости заменить тов. Ботвина. По
	славных советских патриотов. На сцене
МХАТ появляются пьесы Всеволода Ивано-
ва, Л. Леонова, В. Тренева, А. Афиногенова,
В. Катаева, А. Корнейчука, К. Симонова,

. Вирты, Б. Чирскова, А. Крона. Целая
галлерея советских людей, изваянная с без-
укоризненным мастерством, возникает в
этих спектаклях.
	Верный своим творческим традициям, кол-
лектив тезтра неустанно стремитея глубже
постигнуть духовный мир советского чело-
века, изучает движущие пружины его пат-
риотичееского мужества, раскрывает богат-
ство его интеллекта и культуры. Образы
партийных и непартийных большевиков,
созданные В. Качаловым, И. Москвиным,
Н. Хмелевым, Б. Добронравовым, А. Tapaco-
вой, В. Топорковым, Н. Вотолюбовым,
А. Грибовым. Б. Ливановым, М. Болдуманом,
принадлежат к числу лучших достижений
советской сцены. Созданные ими образы
способствуют развитию лучших сторон
в характере советского человека и обладают
для зрителей покоряющей силой. воспита-
тельного примера.
	 Новые идейные принципы, усвоенные те-
атром, оказывают решающее влияние и на
его работу над пьесами классического ре-
пертуара. Е ним театр подходит с позиций
нашей современности, перечитывает их гла-
зами передового советского человека. Дости-
жения, которые имеет театр в этой области,
пользуются всеобщим признанием. Такие
спектакли, как «Горячее сердце», «Враги»,
«В людях», «Мертвые души», «Три сестры»,
«Дядя Ваня», «Последняя жертва», «Вос-
кресение», «Анна Каренина», прочно вошли
в сокровищницу советской художественной
культуры, ь
	Опыт творческой работы МХАТ над со-
временными и классическими постановками
имеет неоценимое значение для борьбы со-
ветского театра за метод социалистического
реализма. У формалистов и натуралистов
всех мастей в современном театре нет врага
более опасного, чем МХАТ. Самим фактом
своего существования его богатое содержа-
нием, ясное и простое по форме, подлинно
народное искусство разоблачает жалкие вы-
крутасы формалистов.

Художественный театр давно уже стал под-
линной академией сценического мастерства.
Искусство ето прославленных актеров —
И. Москвина, В. Качалова, 0. ` Книппер-
Чеховой, М, Лилиной, Л. Леонидова, М. Tap-
ханова, Н. Хмелева, А. Тарасовой, В. До-
бронравова, его нынешнего художествен-
ного руководителя М. Кедрова и других
служит  вдохновляющим примером для
советских актеров. Влияние МХАТ na

В последнее время заметно возросла
активность молодежи. В нашем районе все
увеличивается. количество заявлений о же-
лании вступить в комсомол; появилась воз-
можность создать первичные комсомольские
организации во всех 54 колхозах и 5 сов-
хозах, не говоря уже © промышлевных
предприятиях. 0 росте производственной
активности молодежи свидетельствует такой
факт: в текущем году количество высоко-
урожайных комеомольско-молодежных зве-
ньев в колхозах района увеличилось почти
в пять раз.

Все это не пришлю само собой, & явзяет-

ся результатом ‘улучшения воспитательной
работы среди молодежи. Выполняя решения
партии по идеологическим вопросам, райком
партии. стал болыне заниматьея комсомоль-
ской организацией. Нельзя сказать, что
раньше райком не направлял и не контро-
лировал ее работу. Но зачастую наше руко-
водетво упрощалось, сводилось к общим
решениям и заданиям райкому комсомола.

В воспитательной работе огромное значе-
вие имеет политическое просвещение моло-
дежи. Райком партии в своих решениях
требовал хоропю организовать учебу юно-
шей и девушек, но далеко не всегда вникал,
как эта работа ведется на, деле. В пропьлом
году мы стали чаще проверять работу ком-
сомольских политшкол и кружков и более
строго подбирать пропагандистов для работы
с молодежью. Дело заметно улучшилоевь.

Используя накопленный опыт, в этом
году райком партий еще больше внимания
уделяет политическому просвещению моло-
дежи. Секретари’ первичных парторганиза-
ций, партийные ‘пропагандисты помогли
правильно укомплектовать молодёжные по-
литшколы и кружки. При подборе пропа-
гандистов и во врем семинарских занятий
© ними райком учитывал особенности рабо-
ты © молодежью. На семинаре, помимо тео-
релических лекций, много внимания уделя-
	Врупнейшее предприятие Железнодорож-
	ного района Хабаровска — завод имени
	Горького продолжительное время не вы-
полнял производственных планов; Понят-
но, что это волновало работников Железнодо-
рожного райкома партии. И в январе, и в
феврале, и в марте, и в апреле — месяц
от месяца резче — райком выносил в этой
связи свои решения. Но положение He Me-
НЯлОСЬ.
	Работники райкома в конце концов при-
	шли: к правильному выводу © необходимо-
сти тщательно разобраться в делах завода
и принять обетоятельное, конкретное по-
становление, которое дало бы правильное
направление. в работе нартийной организа-
ЦИИ. °

С этой целью на завод прибыли два сек-
ретаря райкома, два заведующих отделами,
несколько инструкторов, На помощь им бы-
ла прислана труппа работников городского
комитета партии. Бригада, в которую вхо-
дило около 20 человек, на протяжении ‚двух
недель знакомилась с работой партийного
бюро, цеховых партийных организаций,
профеоюзной организации, с. порядками НА
производстве. -

Итоги обследования обсуждались на засе-
ланий бюро райкома. Дав резкую оценку
деятельности партийного бюро и его секре-
таря тов. Ботвина, райком утвердил боль-
шое количество предложений, в которых
заключено немало полезных советов и по-
желаний. Но, приняв решение, работники
райкома забыли о нем. Они даже не п0забо-
Тились 9 том, чтобы довести постановление
д0 сведения коммунистов завода,
	На протяжении ‘длительного времени
работники райкома не. показывались нз за-
	Электрификация сел Украины
	` ВИЕВ, 7. (Кэрр. «Правды»). Совет Ми-
нистров Украинской ССР и ЦК КП(б) Ук-
раины рассмотрели итоги соревнования 06-
ластей республики за выполнение плана
сельской электрификации. По итогам за
8 месяцев признаны победителями Харьков-
ская и Херсонская области. Харьковчане за-
няли первое место и за ними оставлено пе-
еходящее Красное знамя Совета Министров
краины.

В Харьковской области в этом году полу-
нили электроэнергию 114 колхозов, 5 сов-
х0зов и 5 МТС. На 500 токах была органи-
зована электромолотьба: Это дало возмож-
ность использовать около 500 тракторов на
других сельскохозяйственных работах.
	С начала года в сёлах Украины введено
& действие 248 тепловых электростан-

ций и 97 гидроэлектростанций, протянуто
1.300 километров высоковольтных и свыше
2.000 километров низковольтных линий.
Установлено около двух тыеяч электуро-
моторов.

За девять месяцев в республике эдектри-
фицировано 527 колхозов, много мапинно-
тракторных станций и мастерских. В домах
колхозников, школах, больницах и произ-
водетвенных помещениях зажглось около
30 тысяч электрических лампочек. На 1.690
токах в нынешнем году MDOUSBOMLTACE элек-
тромолотьба.

Уепешно выполняется план coasenodl элек-
трификации в Херсонской области. Хоро-
шие показатели-—уУ Тернопольской области.
В нынешнем году на Тернопольщине по-
строено 18 гидроэлектростанций.

истории театра. «Мы начинали терять веру
	в самих себя и в свое искусство», —вепо-
минал впоследствии об этой кризисной поре
Немирович-Данченко.

Великая Октябрьская социалистическая
революция возродила, спасла’ Художествен-
ный театр, обновила и утроила его силы,
открыла перед ним невиданно широкие твор-
ческие перспективы. «Мы вое сейчас вели-
колепно сознаем, — говорил в. 1938 году
Немирович-Данченко,— что если бы не бы-
ло Великой Октябрьской социалистической
революции, иаше, искусство потерялось бы
и заглохло».

Hl действительно, заветные мечты зачи-
нателей Художественного тезтра, мечты, в
неосуществимоети которых вакануне 1917
ода они были вынуждены © горечью при-
зналься, в послереволюционные годы благо-
даря заботам партии и правительства осу-
ществилиеь с размахом и полнотой, во мно-
го раз превзошедшими все самые смелые
замыелы Станиславского и Немировича-Дан-
ченко. Основывая в 1898 году свой театр,
они назвали его «Художественно-общедо-
ступным». Подлинные демократы, они хо-
тели высокое, полноценное искусство сце-
ны сделать доступным народу, искали встреч
с широкими кругами зрителей. Но из этих
намерений великих театральных пПреобразо-
вателей до победы социалистической рево-
люции не вышло ничего. Впервые народ
вошел под заветные своды Художественного
театра только в незабываемые дни 1917—
1918 годов.

С этих дней и началась история нового
Художественного театра, с ‘течением време-
ни все более и более проникавшегося духом
борьбы за коммунизм и нашедиего на этом
пути ту немеркнущую от времени творче-
скую молодость, за которую его так любит
наш народ и секрет которой навсегда уте-
рян буржуазным искусством.

В условиях советского общества твбрче-
ская деятельность Художественного театра
приобретает невиданный ранее размах, опи-
раетея нз любовь и. заботу партим и всего
народа. Творческий коллектив театра видит
перед собой ясную, вдохновляющую цель —
борьбу за коммунизм, внервые сознает, что
ео искусство действительно  связалось
своими корнями с глубочайшими потребно-
стями народной жизни. Это придало искус-
ству театра идейную. целеустремленноеть,
страстность. Оно освободилось от элементов
созерцательности и об’ективизма, присущих
ему в прошлом, стало активным, четким
в идейных выводах и оценках.

С неутомимой настойчивостью работают
зктеры и режиссеры театра над воплоще-
нием характеров наших современников,
	“eye
многонациональную советскую  тезтраль“
ную культуру исключительно велико. В
нашей стране нет сейчас ни одного драмё-
тического театра, который бы не испытал на
себе в той или иной мере воздействие твор-
ческих идей Станиславского и Немировича=
Данченко. Прупнейшие режиссеры совр
менности считают себя их учениками, це-
лые поколения актеров воспитаны на основе
системы, носящей имя великого учителя
сцены В. С. Станиелавекого.

Получившая свое начало еще в предрево-
люционные годы, система Станиславского
окончательно’ оформилась и стала достояни-
ем широких театральных кругов „только в
советское время. Сейчас немыслимо себ
представить театрального педагога, или серь-
езного режиссера, который бы не руковод-
ствовался в своей работе этой системой,

Для передовых театральных деятелей 38
рубежом Художественный театр давно ужо
служит вдохновляющим и поучительных
примером, побуждающим их к, борьбе за реа-
лизм и демократичность в сценическом ис-
кусстве против декадентекого распада, охва-
тившего буржуазный театр. Лучшие режис-
серы и актеры Западной Европы и Амерлки
© гордостью об’являют себя учениками Cra-
ниславского и стараются следовать в своей
творческой практике замечательным тради-
циям великого театра. Особенно велико и
плодотворно влияние МХАТ им. Горького па
театральную культуру в странах новой де-
мократии,

Незадолго перед своей смертью Crant-
славский обратился со страстным призывом
50 всем советским театральным деятелям
чеустанно «работать над советским тоат-
ром, который один может спасти гибнущий
во всем мире театр».

Последние годы были в жизни МХАТ
годами интенсивной творческой работы, на-
пряженных опытов, смелых творческих ис-
каний, В годы Великой Отечественной войны
мастера театра оказались на боевом посту:
их искусство звало к борьбе с фэмпиетекими

деи на патриотические подвиги. После вой:
НЫ исторические решения ЦК ВКП(б) по-
ставили перед работниками советского те-
атра и драматургии задачу создавать aap
киев, полноценные в художественном отно-
шении произведения о жизни совежского
общества, о советском человеке». Эти на-
правляющие указания Центрального Коми-

тета партии открывают новую полосу в
	EEE GENE EEN EO

т вы
зорческом развитии Художественного те:

атра.
	Ю. ЗАВАДСКИЙ.
Народный артист СССР,
лауреат Сталинской премии.
	Гордость советского искусства
	К. 50-летию Московского
Художественного театра
им. М. Горького
	хика получает и новое содержание и новый.
закалу.

Выдающееся новаторское значение Худо-
жественного театра определилось сразу же
после его возникновения. Уже в. самых
первых работах «художественников», как их
тогда называли, — в таких спектаклях, как
«Царь Федор Иоаннович», «Чайка», «Сне-
гурочка», «Дядя Ваня», «Три сестры», —
явственно проступили черты, характерные
для их искусства. Художественная завер-
шенность постановок, ясность идейных
замыслов, связанная © невиданной прежде
высокой культурой режиссуры, поразитель-
ная естественность и искренность игры,
глубочайший реализм в передаче как пеи-
хологии действующих лиц, так и их быто-
вого окружения, — все это сразу же з2-
хватило зрителей, почувствовавших, что до
такой правды в сценическом творчестве в
прошлом возвышались только отдельные 3а-
мечалельные актеры — Щепкин, Пров Ca-
довокий, Мартынов, Ленский. Но в то вре-
мя как усилия этих актеров оставались
изолированными, не получая никакой под-
держки в условиях рутинного буржуазного
театра, в спектаклях Художественного
театра стремление к реализму получило
блестящую творческую завершенность.

В этом была прежде всего выдающаяся
заслуга создателей и руководителей театра—
К. С. Станиславского и Вл, И. Немировича-
Данченко, впервые в истории театра утвер-
дивших понимание спектакля как художе-
ственного единства, обусловленного един-
ством идейного замысла.

Прогрессивный характер эстетических
исканий молодого театра был обусловлен
прогрессивным характером его идейно-
общественных позиций.

Художественный ‘театр возник и окреп в
период общественного под’ема, предитеетво-
вавшего первой русской революции. Идей-
ные настроения демократической интелли-
тенции, горячо протестовавшей против экс-
плоатации и деспотизма, хотя еще и смутно
представлявшей себе средства борьбы < ца-
	рящим вокруг злом, лежали в основе пер-
вых спектаклей театра. Наиболее полным и
глубоким выражением этой стадии в идей-
ном развитии театра явились его знамени-
тые постановки чеховских пьес.

На новую, высшую ступень в своем идей-
ном развитии Художественный театр всту-
пил, осуществив в 1902—1904 годах по-
становку первых горьковеких пьес — «Ме-
шане», «На дне», “Дети солнца». По оп-
ределению Станиславского, ветреча с Горь-
ким открыла новую «общественно-политиче-
скую» линию в истории театра. В этих
спектаклях впервые с его спены прозвуча-
л0 не только страстное отрицачие мира
лжи и насилия, но и непоколебимая
вера в созидательную мощь народа, подни-
мавшегося для сознательной борьбы за свое
счастье.

Горьковские спектакли привлекли в те-
атру любовь и симпатию революционно-демо-
кратических кругов и вызвали ненависть к
нему со стороны. прислужников реакции.
Отношение к МХАТ передовой интелли-
генции великолепно выразил Горький, нА-
писавший: «Художественный театр — это
так же хорошо и значительно, как Третья-
ковская галлерея, Василий Блаженный и
все самое лучшее в Москве. Не любить
его — невозможно, не работать для него—
преступление».

Высокую оценку творческим достиже-
ниям Художественного театра тех лет дал
В. И. Ленин, восклицавший в одном из пч-
сем: «Превосходно играют в «Художествен-
ном — общедоступном» — до сих пор вепо-
минаю с ущвольствием свое °посещение
в прошлом году...».

Поражение революции 1905 тода и по-
следовавший за ним разгул реакции болез-
	ненно отразились на творческой работе те-
атра. Разумеется, и после 1905 гола его
	репертуар обогащается рядом спектаклей
(«Смерть Пазухина», «На всякого мудреца
довольно. простоты», «Живой труп» и др.),
в которых театр продолжал развивать и
совершенствовать свое искусство жизненной
правды и больших социальных обобщений.
	Но} одновременно < этим, в полном и кри-
чащем противоречии с основной реалисти-
ческой устремленностью театра, в его дея-
тельности проявляется увлечение декадент-
	СсКИМИи, СИМволиетекими течениями. столь
	распространенными в те голы в буржтазном
		27 октября исполняется 50 лет со дня
открытия’ Московского Художественного
театра им. Горького, с именем которого свя-
заны крупнейшие творческие достижения
нашей русской театральной культуры,
составившие целую эпоху в развитии миро-
вого сценического искусства.

В нашей стране искусство и, в частно-
сти, театр пользуются всенаролным внима-
нием. Никогда в истории и нигде в мире
труд мастеров сцены не был поставлен
так высоко в общественном мнении, никогда
и нигде не играл театр такой важной роли в
духовной жизни своего народа, как у Hac.
`0 жестоком кризисе современной западно-
вэвропейской и американской буржуазной
сцены, отражающем общий кризис капита-
листической системы, с болью пишут и го-
ворят все честные прогрессивные театраль-
ные деятели за рубежом. Наш советский
театр стоит во главе всего прогрессивного
мирового сценического искусства, наши
актеры и режиссеры, вооруженные учением
Ленина — Сталина, создают новые художе-
ственные ценности, двигающие вперед.
искусство театра.

Вее это е полным правом должно быть в
первую очередь отнесено к Московскому
Художеетвенному театру имени Горького,
давно уже снискавшему себе славу лучше-
го театра мира.

Его значение в истории  отечественяой
Н мировой сцены определяется тем, что,
обобщив в своей деятельности лучшие тра-
диции передовых русских актеров—реали-
сетов и демократов прошлого, Художествен-
ный театр развил и продолжил их искания,
достигнув вершин реализма.

_ Наиболее содержательным и ярким было
последнее 30-летие в жизни театра, когда
его высокое искусство оплодотворилось со-
пиалистической идейностью. Спектакли, со-
зданные театром в этот период, отнюдь
не являются простым продолжением его
прежних достижений, нет, они составляют
качественно новую ступень в его художе-
ственном развитии, Этот новый этап в раз-
витии МХАТ, обусловленный благотворным
воздействием на него социалистической дей-
ствительности, отметил Вл. И. Немирович-
Данченко, писавший: «Социальное положе-
ние сегодняшнего актера так резко разнится
от прежнего, замкнутого в стенах театра,
широчайший жизненный поток страны так
вахватывает все его существо, что вместе с
художественным наследием отцов его пси-
	Это было наиболее тягостное время в