11 ОКТЯБРЯ 1948 г. № 285 (11026)
	_Первоочередные мероприятия правительства
‚Туркменской ССР по ликвидации
последствий землетрясения
	Туркменской ССР’ тов. С. БАБАЕВЫМ
	ятия общественного питания, предприятия
пищевой и вкусовой промышленности,

Энергичные меры принимаются 5 разверч
тыванию торговой сети. Сегодня в городе от-.
крыты стационарные торговые точки — 6:
лее 50 ларьков, & в течение завтралинето
дня мы надеемся открыть еще столько же,

— Вольшой ущерб, -— сообщил далее тов.
Бабаев, — нанесен землетрясением не только
жилому фонду и промышленным предприя-
THM, носи  мноточиеленным культурным
учреждениям Ашхабада. В столице Туркмен-
ской ССР насчитывалось пять высших учеб-
ных заведений, в том числе крупнейший ме-_
(MICE, сельскохозяйственный, педаго-
тический институты, большое количество
техникумов, начальных и средних школ.

Все эти учебные заведения в значительч
ной мере пострадали от землетрясения. Мно-
го жертв имеется среди профессорско-пре=
подавательского состава.

Совет Министров Туркменской ССР с0-
вместно < прибывшими в Ашхабах предета-
вителями Министерства высшего 0образовз=
ния СССР разрабатывает мероприятия по
оказанию помощи каждому учебному заве-,
дению в отдельности: устанавливает поря“
док организации дальнейшей учебы, решает
вопросы, евязанные 6 размещением студенч
лов, и т. д. Такая же работа проводится в
		заведений, начальных и средних швол.

В заключение беседы тов. Бабаев од
черкнул акливное участие ‘ населения
г. Ашхабада и прилегающих к нему районов
в работе по ликвидации последствий земте-
трясения. Население Ашхабада в эти TA
желые для него дни особо ощущает великую
и животворную силу советского строя,
ленинско-сталинской дружбы нафодов СССР.
Мы видим, как Правительство СССР и все
союзные республики — прежде всего вели-
кий русский народ, народы Азербайджана,
Узбекистана, Киргизии, Таджикистана, Ёз-
захстана — протянули нам руку братекой
помощи. Эту помощь туркменский народ
не забудет никогда! Она еще больше скре-
пит дружбу туркменекого народа со всеми
народами СССР, евяжет их еще более тес-
ными и неразрывными узами.

— Трудящиеся Ашхабада и правитель=
ство Туркменской республики, — заявил
тов. Бабаев-— выражают горячую благо-
дарность великому вождю народов товарищу
Сталину, Правительству Советского Союза
и всем братеким народам СССР за оказыч
ваемую ими огромную помощь и заверяют;
910, с0 своей стороны, они не пожалеют сил
и труда для быстрейшей ликвидации тяже-
лых послелетвий землетрясения.
	Беседа корреспондента «Правды» с председателем Совета Министров
	Вчера вечером корреспондент «Правды»
связалея но’‘телефону © г. Ашхабадом. В
Ашхабаде к аппарату подошел председатель
Совета Министров Туркменской ССР тов:
С. Бабаев.

По просьбе корреспондента «Правды»
тов. Бабаев сообщил 0 первоочередных
мероприятиях правительства Туркменской
ССР по ликвидации последствий землетря-
сения и оказанию   помощи населению
г. Ашхабада и прилегающих к нему насе-
ленных пунктов.

—- Ве руководящие работники Совета
Министров Туркменской ССР и республикан-
ских министерств, — сказал тов. Бабаев, —
находятся на своих постах. ‘

Среди жертв землетрясения — зам. ми-
нистра государственного контроля тов. Фаль-
кович, зам. министра мясной и молочной
промышленности тов. Уваров, зам. уполно-
моченного Госплана СССР тов. Мамонтов,
прокурор Туркменской ССР тов. Гуков, зам.
начальника Ашхабадекой железной дороги
тов. Замчалов и другие. Их обязанности
выполняются в настоящее время другими
работниками.

Совет Министров Туркменской ССР по-
ставил перед каждым министерством рес-
публики конкретные задачи и установил
оперативный контроль за их выполнением.
Ежедневно Совет Министров республики
рассматривает практические вопросы, свя-
занные с. ходом восстановительных работ и
организацией помощи населению.
	Выполнение первоочередных мероприятий
	по ЛИЕВИиланции последетвий землетрясения
	возложено на членов правительства Турк-
менской ССР. Так, восстановление  водо-
снабжения в г. Ашхабаде поручено миниет-
ру коммунального хозяйства Туркменской
ССР тов. Полатову. Налаживание торговли
в городе возложено на ‘министра торговли
тов. Оразмамедова. Забота о детях поручена
министру просвещения тов. Аннаклычеву.
Проведение неотложных мероприятий, свя-
занных © организацией медицинской помо-
ши населению, возложено на министра
	здравоохранения тов. Бердыклычева. Совет
	Министров систематически  заслушивает
сообщения работников, ответственных 38
определенные участки работы, дает им
практические ‘указания, принимает реше-
ния о дальнейших мероприятиях:

— Одной из важнейших задач прави-
тельства Туркменской ССР, — сказал далее
тов. Бабаев, — является обеспечение жиль-
	ем. той части населения г. Ашхабада и
	прилегающих к нему районов, которая в
результате землетрясения лишилась крова.
Ущерб, нанесенный землетрясением жи-
	лому фонду г. Ашхабада, огромен. эначи-
тельная часть домов разрушена. Совет Ми-
нистров Туркменской ССР принимает Bee
необходимые меры к быстрейшему оказанию
помощи населению. Тщательно изучается
степень разрушения жилых домов. Выявля-
ются здания, которые можно быстро восета-
новать и приспособить под жилье. Союзное
Правительство выделило для Ашхабада боль-
пюе количество сборных деревянных домов,
утепленных палаток, а также строительных
материалов (пиленый лес, строительная фз-
нера, стекло, гвозди, кровельные материалы
и т. д). Зимь в Ашхабаде мягкая
и кратковременная, и мы рассчитываем,
благодаря помощи, оказанной нам Союзным
Правительством, до наступления зимнего по-
холодания — в течение октября и первой
половины ноября в основном рептить труд-
ную и сложную задачу обеспечения жильем
населения.

Корреспондент «Правды» задал тов. Ba-
баеву вопрос — в БАКОМ состоянии Находит-
ся промышленность г. Ашхабада и Езкие
меры принимаются по ее восстановлению.

На этот вопрос тов. Бабаев ответил:

— Ашхабад имел свыше двухоот про-
мышленных предприятий, в том числе хоро-
о оснащенные новейшим оборудованием
механизированные стекольные заводы, крУП-
ную текстильно-прядильную фабрику, шел-
комотальную фабрику, мясокомбинат, ряд
предприятий легкой, пищевой и BEYCOBOH
промьниленности, крупный холодильник,
мельничный комбинат, консервные заводы, .
крупнейший в Средней Азии винодельческий
комбинат и т. д. :

В результате землетрясения вое промыш-
ленные предприятия г. Ашхабада в той илн
	иной мере пострадали. Совет Министров
	Туркменской. ССР. принимает меры к. быст-
рейшему установлению размера и характера
разрушений каждого предприятия в отдель-
ности. Эта работа поручена созданным экс-
пертным комиссиям, в состав которых вхо-
дят крупные специалисты — инженеры,
экономисты, механики, строители и т. д.
В этой работе нам активно помогают Cons-
ные министерства — текстильной, легкой,
мясо-молочной промышленности, связи, етро-
ительных материалов и другие. Они приела-
ли в Ашхабад большую группу специали-
стов, возглавляемую заместителями минист-
ров.

В первую очередь Совет Министров 1ес-
публики принимает меры к быстрейшему
восстановлению промышленных предприя-
тий, непосредственно обслуживающих нуж-
ды населения и городского хозяйства. В чя-
сле таких предприятий — электростанция,
	городской водопровод, хлебозаводы, предпри-
	За эконом
	Позавчера в редакции «Правды» состоялось совещание,
посвященное вопросам экономии металла в нашей промыш-
ленности. Ha совещании присутствовали представители
снабженческих и планирующих органов,  минастерств,
	машиностроительных и других заводов. Участники совещания
обменялись мнениями 0 мерах борьбы за рациональное
	ЕЯ
`Каждый процент экономии—
это десятки тысяч тонн

металла
	— Вопросы экономии металла,— сказал
представитель органов государственного
снабжения тов. Песчаный, — имеют важное
значение 8 нашем народном хозяйстве. Важ-
дый процент. еэкономленного черного метал-
18 в балансе страны составляет многие де-
сятки тысяч тонн’ металла.

Борьба 38 экономию прежде всего требует
нормирования расхода сырья и материалов.
Нормирование расхода топлива и электро-
энергии в промышленности проводится 00-
лее или менее систематически, чего нельзя
сказать о нормировании расхода металла.
Здесь еще неночатый край работы, колос-
сальные нетронутые резервы.

Тов. Песчаный приводит много примеров
нерационального, расточительного расходо-
вания металла. Поковки сплошь и рядом
имеют припуски до 20 процентов. зто ведет
пе только к перерасходу металла, но и к 38-
трате большого количества труда на обра-
ботку ненужных припусков.
	Большое значение имеет правильный
раскрой металла. На ленинградском заводе
«Электросила» благодаря более экономному
раскрою стального листа удалось повысить
коэффициевт использования металла Ha
20 процентов. На Московском трансформа-
торном заводе отходы при раскрое стального
листа составляли 31 процент, & после того
как была разработана правильная техноло-
тия раскроя, потери снизились до полутора
процентов.
	эти примеры, число которых можно уве-
личить 50 много раз, показывают, как ве-
лики резервы экономии металла и как мало
еще в этой области сделано.

Много лет на изготовление паровоза СУ
отпускзлось 108 тонн металла. А теперь
выяснилось, что достаточно 88 тонн. Поче-
му, разве паровоз стал легче на 20 тонн?
Нет, дело-в том, что раньше не было техно-
логических норм, а существовали так, назы-
ваемые снабженческие нормы, проще гово-
ря, отпускали столько металла, сколько
просили.

Технологам Сталинградекого тракторного
завода’ удалось снизить нормы расходования
металла на один трактор на 200 килограм-
мов. На Харьковеком тракторном заводе нор-
мы расхода на один трактор также сниже-
ны на 105 килограммов.

Тов. Песчаный показывает, как велика
возможность экономии пветных металлов.
Казалось бы, много ли металла надо на из-
тотовление туб для парфюмерной продук-
ции? Но если принять во внимание, что
этих туб изготовляется сотни тысяч, то окз-
жется, что если перевести их производство
на менее дефипитный металл, можно сэконо<
мить много свинца и олова. Но Министерство
вкусовой промышленности пока не торо-
пится с этим делом.
	Нужны жесткие нормы
	Ценным опытом борьбы за экономию ме-
талла поделился директор Московского ин-
струментального завода тов. Симонов.

Коллектив этого завода обязалея выпол-
нить годовой план к 7 ноября, дать 7.600
тысяч рублей прибыли.

—- Такие обязательства заставляют нас
изысвивать все новые и новые резервы, —
говорит тов. Симонов.

Большим резервом является экономия

стали. Стало законом на заводе — весь кон-
цевой инструмент сваривать методом оплав-
ления. Из-з& косности на некоторых заво-
дах долго побаивалиеь применять такой
инструмент, хотя качество его не хуже
инструмента, изготовленного из средней
быстрорежущей стали.
‹ Каждый раз, когда поступают чертежи
для изготовления того или иного инстру-
мента; ‘они прежде всего рассматриваются
в технологическом отделе, где решается во-
прос о том, как можно сэкономить металл
и как перевести новый инструмент на свар-
ную конетрукцию.

В этом году на заводе пересмотрены все
действующие нормы расхода металла. ено-
вываяеь на новых данных техники, нз 3а-
воде ‘уменьшили припуска на поковках
примерно на 12 процентов. Это позволит
сэкономить много быстрорежущей стали.
Раньше отходы быстрорежущей стали шли
в металлолом. Теперь они переплавляются
и вновь используются для изготовления ин-
струмента.

Тов. Симонов останавливается на очень
важном для всей металлообрабатывающей
промышленности вопросе — об  асеорти-
менте металла. Дело в том, что металлурги-
ческие заводы и базы «Металлосбыта» чз-
сто дают металл больших, чем требуется,
	диаметров. Это неизбежно ведет к перерас-
ходу металла. Металл диаметром в 65 мил-
лиметров приходится обдирать до 60—
55 миллиметров и даже до меньших разме-
ров. Следовалельно, 15—20 процентов ме-
талла срабатывается в стружку.

Эту тему затрагивает также тов.
Селишонов (автозавод им. Сталина).
Полуось заднего моста, говорит он, — это
деталь, которая требует точного проката.
Завод не получает такого проката и вынуж-
ден обрабатывать обыкновенный прокат,
теряя на этом 10 процентов металла. На за-
воде лежит около 1.000 тонн толетого листа,
который не может быть использован, пото-
	ию металла!
	х =

использование металла, являющееся крупным источником
сверхплановых накоплений в нашем народном хозяйстве.

Представители заводов поделились конкретным опытом
экономии металла на своих предприятиях.
	Ниже приводим краткое изложение выступлений Участ-
	  ников совещания,
&
	дало хороший результат. Тов. Врысин при-
водит такой. пример: за_9- месяцев. 1947. го-
да на изготовление жатки расходовалось
24,4 килограмма листового проката, а сей-
чае — 19,8. Это было достигнуто в основ-
HOM 33 счет упорядочения хранения металла
в цехах. Надо добитьея такого положения,
чтобы поступающий на завод металл сорти-
ровалея по маркам, размерам, чтобы он ле-
жал в порядке, чтобы можно было легко до-
стать ту марку, которая необходима в дан-
ный момент.

Тов. Крысин останавливается также нз
вопросе об использовании отходов. Люберец-
кий завод, например, имеет такие отходы
(железные полосы), которые он может у ©е-
бя использовать только в вагранках, между
тем как другие предприятия и другие отрас-
ли промышленности (например, текстиль-
ная) могли бы их использовать в натуре
без переплавки. Он считает, что борьбу 33
экономию металла необходимо. вести в двух
направлениях: © одной стороны, необходимо
заставить металлургические заводы поста-
влять нормальный металл с минимальными
допусками, в другой стороны, — необходимо
так организовать систему снабжения, что-
бы заводы-потребители не имели перебоев
	и не были вынуждены заменять один про-
филь металла другим. Частые замены, ко-
торые сейчас приходится делать поневоле,
влекут за собой большой перерасход метал-
ла. Заводы-потребители должны иметь воз-
можность получать на базах необходимые
им марки металла в небольших количествах.

По мнению тов. Врысина, следовало бы
организовать небольшие базы, куда <давз-
лись бы отходы, Обслуживание таких баз
обойдется значительно дешевле тото, что те-
	перь теряется на неправильном использова-
HHA OTXOTOB.
	Опыт предприятий
тяжелого машиностроения
	Представитель Министерства тяжелого
мапелностроения тов. Лещинер в ©воем вы-
ступлении указал, что заводы-потребители
могут добиться большой экономии металла,
если серьезно займутся этим делом. В каче-
стве примера можно привести Уралматиза-
вод. Он выпускает сейчас буровые установ-
ки лля нефтяной промышленности. Вес каж-
	roti установки-—90 тонн. Шо норме на каж-
	дую установку полатается 42,3. тонны про-
ката. Сейчае, после пересмотра норм, про-
ката уходит уже только 40,4 тонны. При
серийном производетве буровых установок
такая экономия имеет большое значение.

Этот же завод выпускает трехкубовые
экскаваторы. Проката на каждую малину
расходовалось 90,7 тонны. Теперь завод ©0-
кратил расход металла Ha экскаватор ло
86,3 тонны. Это достигнуто только благода-
ря более правильному раскрою металла.

При выпуске первого рельсо-балочного
стана конструкторы и технологи Уралмаша
для изготовления роликов применили вме-
сто слитков трубы. На этом была получена
большая экономия металла. Вообще в тя-
желом малтиностроении © успехом приме-
няетея замена стального литья прокатом,
например, при изготовлении ножниц для 0б-
резки металла и т. п.

Тов. Лещинер указывает, что на заводах
индивидуального маптиностроения еще очень
велики расходы металла, а Выход голной
продукции низок. С этим необходимо 60-
роться общими усилиями как металлурги-
ческой промышленности, тах и заводов-по-
требителей.

хх =
	В обсуждении поднятых на совещании
вопросов приняли участие также тов. Кон-
стантинов (завод «Борец»), тов. Спецов (Ми-
нистерство средств связи) и тов. Мырцымов
(Министерство металлургической промыш-
ленности).

Тов». Спецов, в частности, говорил о при-
менении заменителей металла. Пластмассы
при изготовлении телефонных аппаратов и
других видов продукции могут дать боль-
шую экономию металла.

Тов. Константинов останавливается Ha
вопросе о больших перерасходах цветных
металлов. Завод «Борец», говорит он, рас-
ходует большое количество бронзы и баб-
бита. Бронзу мы получаем е завода «Ёрас-
ный факел», который имеет долголетний.
опыт выпуска бронзового литья. Однако это
литье дает большой брак. Отходы доходят
иногда до 60—70 процентов. Мы делаем,
например, втулку, которая весит 100 грам-
мов, & расходуем на нее больше килограмма
металла. То же относится и к баббиту.

Тов. Мырцымов, коснувитиеь претензий,
пред’явленных мапгиностроителями кв ме-
таллургической промышленности, признал
большинство этих претензий в основном
правильными. Но ‘металлургические заводы
одни не в состоянии разрешить веех пред’-
явленных к ним требований. Для этого нуж-

‘на помощь машиностроителей. Mammmo-
‘строительные заводы должны дать метал-
лургам отделочное оборудование—правиль-
ные машины, ножницы, контрольно-изме-
рительную аппаратуру, и тогда: металлурги
смогут лучше отделывать металл для ма-
шиностроителей.

Совещание в редакции «Правды» пока-
зало, что вопросам экономии металла в про-
мышленности вое еще уделяется недостаточ-
но внимания, На наших предприятиях име-
ются возможности для сокращения расхода
металла, что будет способствовать увели-
чению выпуска продукдии 1 и снижению ее
себестоимости.
	MY что он по своим размерам не укладывает-
ся.в нашу карту раскроя. ;
Автозавод применял и применяет специ-
ально разработанные технологические нор-
мы расходования металла. Припуска уста-
навливаются минимальные. Имеются карты
раскроя металла. Широко применяется cBap-
ка при изготовлении отдельных деталей. С
переходом к выпуску автомобиля новой мар-
ки — «3И0-150» — был. введен ряд новых
технологических процессов, которые обес-
печивают экономию металла. Вот один при-
мер: при изготовлении шпилек методом то-
карной обточки 50 проц. металла уходило
в стружку. а теперь, при холодной высад-
ке, в стружку уходит 15 процентов металла.
Большое распроетранение на заводе по-
лучило использование отходов, получа-
ющихея при штамповке крупных деталей.
Так, например, из отходов от ланжерона
	штампуют пять деталей. Это позволяет на
	каждой машине сэкономить около четырех
килограммов металла, что при массовом вы-
	пуске составляет значительную цифру.
	Улучшить технику снабжения
	Представитель Министерства автотрак-
	торной промыименности тов. Лифшиц ука-
зывает, что. борьба за экономию метал-
ла должна начаться © его ‘разгрузки на
заводе. Хранение и рассортировка металла
на заводах поставлены плохо. Совершенно
недостаточно используются отходы. Вместе
с тем отходы автомобильных заводов — это
ценное сырье для многих предприятий. На
отходах ЗИС’а, например, мог бы работать
ряд заводов, получающих теперь новый ме-
талл. Мля лучшего использования отходов
	требуется, чтобы они не сваливались в ку-
Чу, 8 сортировались п маркам, по профилю.
Нарушение этих требований приводит к т0-
му, что отходы идут, как правило, в лом и
отправляются обратно на металлургические
предприятия.
		В экономии металла принадлежит металлур-
гам. Надо улучитить систему снабжения. Да-
ке такой крупный потребитель металла, как
московский автозавод, получает один и тот
же профиль металла © трех различных ме-
таллургических заводов. Это приводит к 10-
му, что завод-поставщик не знает как сле-
дует своего завода-потребителя, не знает его
технологических требований. Правильное и
по возможности постоянное прикрепление
металлургических заводов ‘к машиноетрои-
тельным предприятиям будет иметь боль-
ое значение в вопросах. экономии металла.
	Для того. чтобы металл отвечал требовз-
	ниям машиностроителей, его нужно отделы-
вать на металлургических заводах, обрезать,
выправлять и т. д. Это часто не делается.
	Борьбу за экономию
нало вести на рабочем месте
	Интересным опытом борьбы за экономию
	металла поделился директор Подольского за-
вода имени Орджоникидзе тов. Хабенский.
	— В основном на рабочих местах эко-
	номия металла зависит от разметчиков. Они
являются как бы закройщиками металла. В
зависимости от того, как разметчик раекроит
лист, получится большая иди меньшая эко-
	номия, больше или меньше огходов. Мы вы-
	даем каждому разметчику особую книжечку
учета экономии металла, или, как мы на-
зываем ее, «лицевой счет». В эту кни-
	жечку разметчик ежедневно вносит количе-
ство и вес нормалей, вырезанных им из от-
ходов. Нормали эти предварительно уста-
навливаются отхелом главного технолога.
	Мы ввели премирование за экономию ме-
талла.
	Такой метод учета экономии металла и
социалистическое соревнование среди раз-
метчиков дали большой эффект — количе-
отво отходов значительно снизилось.
	В борьбе за экономию металла большую
роль играют конструкторы и технологи.
Конструкторы Подольского завода имени
Орджоникидзе поставили себе задачу-— дать
такую конструкцию вертикального котла,
которая требовала бы на 25 процентов
меньше металла при той же производитель-
ности и давлении пара. Вонструкторы это
осуществили, и теперь на каждый верти-
кальный котел расходуется вместо четы-
рех три тонны листа, если качество ли-
ста хорошее.
	Подольский завод имеет свои претензии
	К металлургическим заводам, в особенности
	Б Нижне-Тагильскому и Магнитогорскому,
которые поставляют в больших количествах
необрезной металл. Из-за этого на произ-
водстве получаются большие отходы.

Тов. Хабенский останавливается также на
	вопросах лучшего использования отходов.
	Он указывает, что на заводе имеются сотни
тонн отходов в виде фланцев, которые нуж-
ны другим заводам. Необходимо должным
образом поставить информацию о подобных
отходах; Заводы, нуждающиея в них,
должны знать, тде их можно получить,
	тогда использование отходов SHAMMTCIBHO
улучшится.
	Обеспечить правильное
хранение металла
	На этом вопросе останавливается дирек-
тор Люберецкого загэда сельскохозяйствен-
ного машиностроения тов. Крысин. Металл,
говорит он, ‘не столько портится из-за не-
правильного раскроя или неправильной
штамповки, сколько из-за неправильного
его хранения. Нужно навести элементатугый
порядок в хранении металла на заводеких
складах. На Люберецком заводе этому во-
просу было улелено 0с0бое внимание. что
	Помощь населению, пострадавшему от землетрясения
	в гор. Ашхабаде и прилегающих к нему районах

Белья, обуви, чулок, трикотажа, верхнего
платья, хлопчатобумажных тканей, одеял и
других промышленных товаров в Ашхабад
отправлено в ценностном измерении на
30 миллионов рублей.
	я хх

Вак сообщили корреспонденту ТАСС в
Центросоюзе, в Ашхабад для кооперативной
сети направлено большое количество про-
довольствия, одежлы, обуви, посуды, строи-
тельных материалов, автомашин и других
предметов.

Из фондов Центросоюза в Ашхабад от-
гружены и отгружаются большие партии
сахара, рыбы, 25 тонн масла растительного,
50 тонн мыла хозяйственного, 5 тонн чая,
большое количество консервов, кондитер-
ских изделий, еыра и т. п., з также много
обуви, одежды, белья.

Для неотложного восстановления жилищ
выделено 50 вагонов круглого леса) 10 ваз
тонов фанеры и толя, 30 вагонов пилома-
териалов, 2 вагона кровельного железа, за-
гон гвоздей.

Центросоюз выдал Туркменскому потреб-
союзу денежную ссуду Ha восстановление
складов и торговой сети.

(ТАСС).
	с Ашхабалом восстановлено
	кой магистрали из Москвы, по распоря-
жению Министерства путей сообщения
СССР, отгружены автомашины, большое ко-
личество строительных материалов, тысячи
комплектов нательного белья, много обуви,
десятки вагонов © продовольствием. Ha
Калининской и Томской железных дорогах
грузятся стандартные дома.

Для руководства работами по ликвидации
последствий землетрясения на железнодо-
рожном транспорте в Ашхабаде находится
бригада руководителей главных управлений
Министерства путей сообщения во главе с
заместителем министра тов. ’Мирошни-
ченко. (ТАСС).
	Продовольствие и промтовары для Ашхабада
	В Миянистеретве торговли ССОР коррес-
	понленту ТАСС <0общили о мерах помощи
	населению Ашхабада продовольственными
и промышленными товарами, принятых в
исполнение указаний Правительственной
комиссии Совета Министров СССР по ликви-
дации последствий землетрясения в районе
Ашхабада.

Из близлежащих в `Ашхабаду государ-
ственных продовольственных екладов от-
гружены в большом количестве мука, кру-
па, мясные, овощные и фруктовые консер-
вы, сахар и другие продукты. `

Из Москвы на самолетах отправлены
большие партии чая, какаю, шоколада, яич-
ного порошка, сухого молока и других вы-
сокопитательных продуктов.

По полученным из Ашхабада сообщениям,
там уже открылись хлебопекарни, открывз-
ются проловольственные и промтоварные
палатки,

В Ашхабад поступают в большом количе-
стве промышленные товары, посуда и
прелметы хозяйственного обихода — лампы,
примусы, ведра, кастрюли, кипятильни-
ки и др.
	железно

дорожное сообщение
	Усилиями железнодорожников движение
поездов от Ашхабада в сторону Врасно-
водока и на самой станции Ашхабад пол-
ностью восстановлено. Полностью восста-
новлено также движение поездов до Ашха-
бада со стороны Ташкента. Налажена теле-
фонно-телеграфная связь © Ташкентом и
Москвой.

В настоящее время восстановительные
работы на Ашхабадеком узле и прилегаю-
щих перегонах продолжаются. На работах
занято несколько тысяч железнодорожни-
ков.

В порядке первоочередной помоши по-
страдавшим железнодорожникам атихабад-
	Помошь Азербайджана
	БАКУ, 9 октября. (ТАСС). Сразу xe
после получения. ‘сообщения о землетрясе-
нии в районе Ашхабада Советом Министров
Азербайджанской ССР’ была создана Прави-
тельственная комиссия, которая’ приняла
ряд срочных мер для оказания ‘медицин-
ской и продовольственной помощи наееле=
нию столицы Туркменистана.

Через несколько часов © бакинского аэро-
дрома на самолетах санитарной авиации в

бад вылетело 50 врачебных бригад,
возтлавляемых лучшими хирургами, опыт-
ными специалистами.

3 короткое время пострадавшим послано
более 15 тонн медико-санитарного имупо-
ства, несколько сот палаток, лопат, кирок и
других инструментов для восстановительных
работ. Отправлены три передвижных элех-.
тростанции. На самолетах вылетела бригада ,
монтажников Азэнерго для организации ра-
бот по восстановлению ашхабадекой электро-
станции.

Из Баку в Ашхабад огправлена rpynna
работников по организации общественного:
питания.

Энергично Участвуют в деле помощи по-
‘страдавшему населению Ашхабада партий-
ные и советские организации Баку. В мини-
мально короткий срок были подготовлены
6.200 коек в лечебных учреждениях города,
санаториях и домах отдыха апшеронской
здравницы. ,
  Особенно теплой заботой и чутким вниз
манием окружиза общественность Баку при-
бывающих из Ашхабада детей. Для малень-
ких граждан выделены специальные поме-
щения в больницах, детских учреждениях,
уютно обставленные заботливыми руками
домашних хозяек, жен нефтяников, депута-
тов районных Советов.

В городе совдано справочное бюро; вото+
рое ведет строгий учет прибывающих и выз
	дает справки родным и олизким постралав-
		Завод, где учатся тысячи рабочих и инженеров
	CTAIHHCR, 10. (Корр. «Правды»). На
Кузнецком металлургическом комбинате на-
чалея новый учебный год. По вечерам ауди-
тории металлургического института и тех-
никума, просторные классы средних школ
заполняются стахановцами и техническими
работниками завода. Тысячи человек учат-
ся без отрыва от производства.

Свыше ста мастеров, бригадиров и тех-
ников являются студентами вечернего от-
деления института. Двести человек занима-
ются в техникуме. Несколько сот молодых
металлургов посещают школы рабочей мо-
лодежи и двухгмодичную школу мастеров, в
которых наряду со специальными дисципли-
нами изучают общеобразовательные предме-
ты. Тысячи рабочих совершенствуют свои
знания нз курсах повышения квалификации
ий в стахановеких школах пехов.
	  Учеба рабочих 6ез отрыва от пруизводства
  распгиряет их технический кругозор, повы-
	шает общую культуру, будит в них творче-
скую мысль. Не случайно кузнецкие метал-
лурги уснешно освоили новые технико-эко-
номические показатели, ломают устаревиие
	Нормы и вводят новую, более совершенную.
	технологию производства.

На вею страну прославились искуесные
мастера скоростного сталеварения т.т. При-
валов, Подгорный, сталевары тт. Ляхов и
Мочалов, работающие по нормам 1950. года.
На сверхплановом счету каждого из них—по
нескольку тысяч тонн металла. Тверческий
успех этих людей во многом — результат
ежедневной учебы в школе мастеров социа-
листического труда.

Благодаря технической учебе вальцов-
шики блуминга уже перекрыли  про-
изводительность станов, запланированную
на конец пятилетки. Вальцовщики т.т. Со-
мов и Заворыкин перевыполнили свои пя-
	тилетние обязательства и дали сверх плана
много проката. р

Систематически повышают свой знания,
свою квалификацию ‘и специалисты комби-
ната. Они регулярно слушают лекции про-
фессоров и научных работников по специзль-
ным дисциплинам. Ежемесячно десятки ин
женерно-технических работников команд
руются на лучшие предприятия страны ©
целью. изучения их передового опыта. 60
инженеров в этом году окончили курсы ино-
странных языков. 176 человек заканчивают
двухгодичный городской университет марк-
сизма-ленинизма, 32 инженера без отрыва OT
производства‘ готовятся к защите диссерта-
ций на соискание ученых степеней канди-
дата и доктора технических нзук,

Огромную помощь в учебе рабочим, слу-
жащим и специалистам комбината оказы»
вает Дем техники кузнецких металлургов