3 ИЮЛЯ 1946 г., № 156 (10238)

Испытания атомной бомбы в районе атолла Бикини
	«Пенсильвания» загорелась зенитная устам
новка в срелней части корабля, и произошел
взрыв. К борту линкора была послана
шлюпка, и команда её ликвидировала по-
жар. Помещенные для испытаний на этом
лннкоре козы остались живы, «жевали сена
и превосходно себя чувствовали».

Контр-адмирал Соллберг заявил, что он нз
видел, чтобы на корабле где-нибудь pac-

лавился металл. Он также сказал, что не
думает, что американский авианосец. «Инде-
пенленс» потерял управление, Kak это
утверждали наблюдатели, находящиеся на
бирту флагманского судна.

Контр-адмирал Соллберг со своими коман-
дами 1 июля был на борту 12 или 15 в0-
раблей, подвергшихея действию атомной
бембы.

НЬЮ-ЙОРК, 1 нюля. (ТАСС). Как с00б-
щает корреспондент атентства Ассопшей“
тех Пресс с ‘борта корабля «Апналаклен»,
близкое рассмотрение через бинокль с кэ-
рабля «Панаминт» показывает, что повре-
ждены, вероятно, все корабли, подвергшие-
ся действию атомной бомбы, но большинет-
во из них получило только незначитель-
ные повреждения (изогнуты мачты, повре-
ждены натетройки).

НЬЮ-ЙОРК, 1 июдя. (ТАСС). Сообщения,
полученные до настоящего времени 0б ис-
пытании атомной бомбы в районе Бикини,
разочаровали миллиены американских чи-
тателей газет, которые в течение многих
месяцев читали в печати фантастические
прелположения об атомной бомбе. В течение
последних месяцев газеты и радаостанцич
оглушали американцев сообщениями 0 том,
что атомная бомба уничтожит 73 сулна-ми-
шени, вызовет колоссальную приливную
волну ИТ. д.

Газетные заголовки 1 июля, об`являвшие
о том, что 2 небольших судна были уничто-
жены, явились ударом для читалеля, давно
‘приученного к сенсационным сообщениям.
	Некоторые политические круги полагают,
что, хотя Гоминдан и выдвинул различные
предложения, тем не менее его действитель-
ное намерение направлено на то, чтобы от-
теснить коммунистические войска в спе-
циально выделенные изолированные райо-
ны с целью их подавления и уничтожения:
Учятывая нынешнее состояние перегово-
ров, эти политические круги считают, что
ст соглашения о перемирии не следует ожи-
дать никаких положительных результатов.
В этой связи придается значение интервью
Сюнь Ши-гуя, данному корреспонденту
«Даганбао» в Мукдене, в котором он заявил,
что «если мероприятия, на которых настап-
вает правительство, не будут приняты ком-
мунистами, то правительство будет прово-
лить ‘установленную политику принятия
Севера-Востока». Полагают, что поездкз
Хо Ин-цина в Маньчжурию также заслу-
живает 0с0бого внимания.
	НЬЮ-ИОРВ, 1 июля. (ТАСС). Вчера аме-
риканские военные власти в присутствии
иностранных наблюдателей провели в рай-
оне атолла Бикиня (Маршальские острова)
испытания действия атомной бомбы. Бомба
была сброшена в районе атолла, где было.
сосредоточено несколько десятков  кораб-
лей различных классов, использованных в
качестве мишеней.

Как сообщает корреспондент агентства
Ассошиэйтед Пресе из района Бикини,
ксмандующий специальным отрядом, прово-
дящим испытание атомной бомбы, вице-ад-
мирал Бленди об’явил, что в результате
взрыва атомной бомбы пять из 73 кораб-
дей-нишечей были подожжены. Бленди з8-
явил, что, по нредварительным результатам,
пожар начался на американских авианос-
пах «Саратога» и «Инлепендене», крейсере
«Ненсакола», японском крейсере «Сакава»
и на одном транспорте. Бленти заявил: «Не
былое отмечено никаких приливных волн
или каких-либо других анормальных явле-
ний». Он сообщил, что самолеты типа «Ле-
тающая крепость», управляемые по радно,
пролетели через атомное облако и благопо-
лучно вернулись, причем приборы зафикси-
ровали различные показания.

По сообщению корреспондента агентства
Ассоптиэйтед Пресс, телевизор показал, что
атолл ФБчкини пострадал незначительно.
Доки, повидимому, не разрушены. Пальмо-
вые деревья не пострахалн.

ЛОНДОН, 1 июля. (ТАСС). Как сообщает
агентство Рейтер, японский линкор «На-
гато», служивший одной из мишеней во
время испытания атомной бомбы, получил
только незначительные повреждения. Гер-
манский тяжелый крейсер «Принц Esre-
ний», который сначала считали сильно по-
врежденным, изменил свою окраску на бо-
лее темную. На американском линкоре «Не-
вада» загорелась надстройка в средней ча-
‘стн корабля. На американском линкоре
	AHRHH, 29 июня. (ТАСО). В связи c
истечением 30 июня срока перемирия по-
литическое положение в стране становится
напряженным. Внимание общественности
привлечено к возможному исходу перегово-
ров между Гоминханом и коммунистической
партией. Поскольку переговоры ведутся в
строгой тайне, ‘то никакие подробности от-
носительно хода этих переговоров неизвест-
ны. Тем не менее за последнее время в с0-
общениях местной печати проскальзывают
намеки на то, что в ходе переговоров воз-
никли огромные трулности, преодоление ко-
торых требует продления срока перемирия
и дальнейшей дискуссии. Кроме того, сооб-
щают, что Гоминдан выступает против про-
дления перемирия. На состоявшемся
28 июня заседании постоянного комитета
ЦИК Гоминдана, которое продолжалось бо-
лее 3 часов, но не привело ни к какому
определенному решению, было высказано
мнение, что «больше нельзя терпеть ника-
кого промедления».
	Положение в Китае
	Бсенародное голосование в Польше
	Массовое участие населения в референдуме
	БАРШАВА, 1 июля. (ТАСС). Передают,
что накануне референдума лидер партии
«Цольске стронництво людове» Миколайчик,
выступая на пресс-конференции для из-
бранного› круга иностранных корреспонден-
тов, заявил, что, по его мнению, от референ-
дума нельзя ожлдать многого, ибо населе-
ние относится к нему крайне индиферентно.

Однако предварительные и далеко не
полные сведения с мест о ходе референдума
полноетью опровергли прогнозы Миколайчи-
ка. Согласно предварительным: данным, в
различных районах Варшавы процент уча-
стия в голосовании колеблется между 75 и
30 проц.; в Варшавском воеводстве — от 70
до 85 проц., причем в Минско-Мазовецком
уёзде в голосовании приняли участие
92 проц., в Люблине к 6 час. вечера прого-
лосовало 75 проц. имеющих право толоса, в
Радзиминском, Влодавском, Грубешувеком
уездах — 85 проц., в Красноставском уез-
xe — 90 проп., в Познани к 7 час. вечера
проголосовало более 85 проц., & в городе
Калише, Познанекого воеводства, на многих
участках к 7 час. вечера проголосовало 100
проц. имеющих право голова. В Лодзи в ря-
де районов в голосовании приняло участие
до 100 проц. всех имеющих право голоса, в
Гданьском воеводстве — 90 проц., в Штет-
тинском — 90 проц. В Вроцлавоком воевод-
стве к 5 час. вечера проголосовало 75 проц.,
а в Белостокском — от 80 до 85 проп. всех
имеющих право голоса. В селе Опатув, Ве-
лецкого воеводства, после богослужения в
костеле все местные жители во главе ©
ксенлзом явились на избирательный уча-
сток п приняли участие в голосовании.

ВАРШАВА, 1 июля. (ТАСС). Официаль-
ные сведения 00 итогах референдума в
Польше будут опубликованы, согласно по-
ложению, через 12 лней, Олнако уже сей-
час поступают свеления, свидетельствую-
щие о крупном успехе польской демокра-
тии. По предварительным данным, по
участкам города Лодзи, охватывающим
53.269 человек, имеющих право голоса,
приняло участие в голосовании 48.722 чел.
При подсчете учтено действительных голо-
сов 47.866. Из них дало положительный
ответ по первому вопросу 37.566, по вто-
рому вопросу — 41.469 и по третьему во-
просу — 45.375. Ответило «нет» по пер-
ему вопросу 10.300, по второму —
6.397 и по третьему —2.491 человек.

По 124 участкам города Варшавы из
.246.339 граждан, имеющих право голоса,
голосовало 221.418. При подечете призна-
но действительными 220.797 толосов. Из
этого числа голосовавших ответило положи-
тельно на первый вопрос 152.231, на вто-
рой — 193.281, на третий — 209.168
человек.

Как сообщают, в среднем в Польше при-
HATO участие в толосовании 80—90
процентов лиц, имеющих право голоса.

Огромный успех польской демократии,
выразившийся в привлечении всего народа
® избирательным урнам, вызвал серьезное
замешательство в лагере ПСЛ. Вышедшая
сегодня «Газета Людова» задним числом со-
обитает, что в этом успехе имеется якобы
определенная доля участия ПОЛ, будто при-
зывавшего население к участию в голо6о-
вании.

ЛОНДОН, 1 июля. (ТАСС). Корреспон-
дент атентства Рейтер в Варшаве Губерт
Гаррисон сообщил вчера, что, «стремясь сво-
бодно проголосовать первый раз за много
лет, избиратели Варшавы начали выстраи-
ваться в очереди перед пунктами для голо-
_сования за 2 часа до. начала референдума,
в котором правительство ищет одобрения
своей политики». .

По словам Гаррисона, голосование про-
ходило в условиях нолного порядка и тай-
ны. В деревне Ломянки — типичном пунк-
те для голосования — кабины для голоео-
вания были завешены одеялами и закрыты
цветущими ветками липы для того, чтобы
обеспечить тайну голосования. Мужу и
жене разрешалось голосовать вместе, если
		не знаем количества всех

они этого желали. Голпы народа; ожидав-
шие около пунктов для голосования, при-
ходили с детьми, приносили продукты и
устраивали импровизированные пикники.

ЛОНДОН, 1 июля. (ТАСС). Агентство
Рейтер передает сообщение своего варшав-
ского корреспондента Губерта Гаррисона,
который пишет:

«Корреспонденты свободно раз’езжали по
всей территории страны и видели веё, что
они хотели видеть. Мы не нашли «железно-
го занавеса». Повсюду мы нашли хорошую
организацию, избирателей в праздничном
настроении, свободно выражающих свое
мнение. /

Комиссии по проведению референдума
были составлены из членов всех легальных
партий. Только в двух или трех деревнях
партия Миколайчика не была представлена
в комиссиях, так, как, местные руководители
этой партии находились в евязи с террори-
стическим подпольем».

ВАРШАВА, 2 июля. (ТАСС). Со всех
концов Польши поступают разрозненные
сообщения об итогах референдума.

Согласно этим данным, на ряде участков
Варшавского воеводства (не считая Bap-
шавы) из 36.209 участвовавигих в голосо-
вании. дали утвердительный ответ нз пер-
вый вопрос 26.895, „или 73,9 процента
всех, принявших участие в голосовании:
на второй вопрое — 30.654 (84,9 про-
цента); на третий вопрос — 33.562, или
92.6 процента.

В Белостоке на двух участках голосо-
вало 3.730 человек, из них ответило
положительно на первый вопрос 2.017, на
второй вопросе — 2.543, на третий во-
прое — 3.012 человек.

Как сообщают корреспонденты варшав-
ской вечерней газеты «Экспресс вечоерны»,
в Кельце, Радоме, Ченстохове большинство
составляет утвердительные ответы на все
три вопроса референдума.

Краковский корреспондент газеты «Экс-
пресс вечорны» сообщает, что, по претва-
рательным данным, на ряде участков Kpa-
кова по первому вопросу референдума боль-
шинство ответило отрицательно.

ВАРШАВА, 2 июля. (ТАСС). Вся поль-
ская демократическая печать отмечает
массовое Участие польского народа в про-
веденном 30 июня референдуме.

Газета «Глос люду» в передовой статье
«Весь народ голосовал» пишет: «Когда ла-
терь польской демократии выступил с
проектом всенародного толосования, реак-
ция высказалась прямо против этого, а ПОЛ
делала всё, что могла, чтобы преуменьшить
10 крайности значение референдума. Мы
помним, как некий «замечательный юрист»
назвал всенародный референдум «необяза-
тельной анкетой».

Мы не знаем еще в точности, каков про-
цент принявших участие в голосовании, но
уже сейчас на основе предварительных
подсчетов нет оснований сомневаться. что
их число превысит 80 процентов, т. е. боль-
ше, чем в выборах в законодательный сейм
(1919 год) и даже в сейм 1922 года. Народ
показал, что считает всенародное голосова-
ние, об’явленное Крайовой Радой Народовой,
политическим актом огромной важности».

Газета «Роботник» в статье «Мы ликви-
дировали пассивность масс» пишет: «Мы
не знаем еше полных итогов голосования,
«да» и всех
«нет», но одно уже знаем наверно — нам
удалось всколыхнуть весь народ».

Сравнивая проявленную во время рефе-
рендума активность пгироких масс с пас-
сивностью, которой отличались выборы в
довоенной Польше, тазета приходит к 3a-
ключению, что польской демократии удалось
добиться коренного перелома в настроениях
широких масс. «Те, кто рассчитывал, что
этот день станет днем поражения польской
демократии, глубоко ошиблись.— указы-
pact тазета «Роботник». — Этот день до-
казал, что идеи польской демократии глубо-
KO проникли в умы, сердца и сознание
гражлан».

касается всех нас, и трудно заставить себя
думать, что он абволютно разумен или 2бсо-
лютно необходим в настоящий момент. Есть
некоторая доля безответственности в непри-
крытом удовольствии, с которым американ-
ский флот проводит этот эксперимент. Эта
тотовность играть атомными бомбами едва
ли рассеет подозрения русских или будет
способствовать работе комиссии по контро-
лю над атомной энергией».

Французская газета «Фран-тирер» утвер-
ждает, что испытания у Бикини отличают-
ся «столь воинственным характером, что
они, естественно, волнуют во всём мире нер-
BH, Tak пострадавшие во время войны».
Парижское радио передаёт: «В мире и без
того много источников горя. Опыты в рай-
оне Бикини ложатся невероятной тяжестью
на сердце. Вряд ли испытания атомного
оружия могут содействовать восстановле-
нию доверия в мире. Их надлежит рассма-
тривать, как демонстрацию силы, как базу
для создания «пакс американа» — амери-
канского мира».

Впрочем, и сама американская печать не
скрывала спепифического смысла испыта-
ний в районе Бикини. По выражению влия-
тельной американской провинциальной га-
зеты «Глоб демократ» (выходит в Сен-Луи),
эти испытания были призваны иметь «меж-
дународное политическое значение».

Характерно, что испытания у Бикини
совпали с начавшимся обсуждением различ-

ных предложений в комиссии организации
06 елинённых наций по контролю над атом-
вой ‘энергией. Взрыв атомной бомбы утром
1 июля был своеобразным аккомпанементом
Е прениям в комиссии и её органах.

В этом же свете приходится, повидимому,
рассматривать и недавнее решение комиссии
по военным делам палаты представителей
США, предложившей включить в принятый
сенатом законопроект по контролю над
атомной энергией весьма примечательное
условие. Последнее предусматривает, что
вооружённые силы США могуг «произво-
дить или присваивать любое оборудование
или любые аппараты, использующие мате-
риалы для расщепления атома, или атомную
энергию в качестве военного оружия».
Ичыми словами, комиссия по военным де-
лам палаты представителей предложила
узаконить сохранение атомной бомбы на
вогружении армии и флота США.

Как и взрыв над лагуной Бикини, это
решение комиссии палаты представителей
служит красноречивым комментарием к
американскому плану, изложенному в ко-
	Газета и партийный актив
	«На пленуме выступили секретари пер-
вичных партийных организаций тов. Чупи-
на (швейная фабрика № 4) и тов. Белоусо-
ва (артель «Красный богатырь»). Но и их
речи мало чем отличались от разговоров
незадачливых хозяйственников».
Этот упрек редакция может отнести п к

себе. Ее отчеты о пленумах партийных ко-
митетов также напоминают разговоры «хо-
зяйственников». В них нет речи 90 опыте
партийного строительства; в состоянии атн-
тационной и пропагандистской работы, о
руководстве парторганизаций хозяйством.

Отлел партийной жизни строит свои паа-
ны без учета многогранной деятельности
парторганизаций заводов, колхозов и МТС.
Поэтому из поля зрения газеты ускольза-
ют важнейшие. процессы, происходящие в
жизни партийных организаций. Если бы ее
сотрудники были теснее связаны © отте-
лами обкома партии, ближе стояли к райко-
мам, к первичным  парторганизациям, —
партийный актив подсказал бы им много
интересных тем.

В начале мая, например, бюро обкома
рассмотрело вопрос в порядке приема посе-
тителей в учреждениях, об отношении к их
заявлениям и жалобам. Решение по этому
вопросу было опубликовано в «Советской
Сибири». Казалось бы, редакция должна бы-
ла взять под особый контроль выполнение
решения, крятиковать руководителей, пре-
небрегающих нуждами трудящихся. Одна-
KO в плане отдела партийной жизни этих
вопросов не оказалось. Между тем много-
численные сигналы свидетельствовали 9
TOM, что постановление обкома многими ту-
ководителями предприятий и учреждений не
выполняется, что факты безлушного отно-
шения к посетителям п жалобам трудящих-
ся продолжают иметь место.

0бком вынужлен: был вторично возвра-
титься к обсуждению этого вопроса. 27 мая
бюро обкома вынесло постановление 0б осво-
бождении от работы председателя Новосибир-
ского горисполкома тов. Хайновского за бю-
рократическое отношение к жалобам и нуж-
дам трудящихся. А что в это время делала
«Советская Сибирь»? Почти весь май она
не проронила ни слова о волокитчиках п
бюрократах. Уже задним числом, робко,
боясь обидеть и затронуть «авторитет» не-
которых работников, «Советская Сибирь»
дала в конце мая две-три статеечки о не-
чутком отношении & жалобам.

‚ Слабое освещение жизни парторганиза-
ций — результат того, что газета плохо
связана с партийным активом. За полгода
«Советская Сибирь» напечатала по вопро-
сам партийной работы лишь...зтри статьи
секретарей райкомов ВЕЛ(б).

Как-то для обсуждения планз отдела пар-
тийной жизни в релакции решили провести
совещание актива. Пришли на это совеща-
ние... пять человек. Нужно ли искать более
разительное доказательство оторванности
газеты от партийного актива? Но даже и
на этом узком совещании редакция услы-
шала много справедливых упреков. Товарн-
щи говорили о том, как нуждаются молодые
партийные кадры в помощи органа обкома.
Товарищи требовали от газеты широкого по-
каза партийной работы, обобщения лучшего
опыта пропатанлы пятилетнего плана, руко-
волства социалистическим соревнованием.

Законные требования. Выполнить их ре-
дакция сможет лишь в том случае, если по-
ставит отдел партийной жизни как веду-
щий отдел в газете, если привлечет к 0б-
суждению вопросов партийной работы ши-
рокий ‘актив парторганизаций.

Обязанность партийной газеты — осве-
щать опыт местных организаций, выявлять
новые формы и методы внутрипартийной п
массовой работы, обеспечить широкий при-
ток писем и информации по вопросам пар-
ТиЙНоЙ ЖИЗНИ.

Отдел партийной жизни в газете — одна
из средств повседневной связи партийных
комитетов с местными партийными органи-
зациями. Прямой долг Новосибирского 09-
кома ВКП(б) — помочь редакции своей га-
зеты поставить на лолжную высоту освеще-
ние вопросов партийной работы.
		В апреле этого года в редакцию газеты
«Советская Сибирь» поступила статья о
крайней запущенности политической рабо-
ТЫ на оловозаводе. Автор статьи сигнатизи-
ровал, в частности, о том, что на заводе с-
вершенно не организована пропаганда 33-
Бона о новом пятилетнем плане. Доклалов н
лекций не-бывает, кружки в цехах не с5-
эданы, в общежитиях агитапионная работа
не проводится. Автор писал, что секретарь
партбюро тов. Коробов «больше всего сидит
в кабинете. За полгода он не был ни 91-
ного раза на рабочем собрании в цехе. Ко-
робов больше администрирует и командует,
чем работает © людьми».

Приезжали на`завод секретари райкома
BBH(é) тт. Петрович и Симакин, но они
«не заметили» развала массово-политиче-
ской работы. не побеседовали © рабочими в
цехах. Завелующая отделом пропаганды и
агитации райкома тов. Лаптева в течение
двух лет ни разу не была на заводе.

Как отнеслись в редакции к статье? 0т-
дел партийной жизни подготовил ее к печа-
ти. Правда, ее «выправили» так, что от
критики райкома ничего не осталось. Не
понравилось работникам отдела п то место
в статье, ге говорилесь об администрирова-
нии и командовании тов. Коробова. Они <9ч-
ли нужным употребить более деликатное
выражение: он-де «страдает нелосценкой
массово-политической работы».

Прочитав после этого статью, замести-
тель редактора «Советской Сибири» тов.
Дремов вызвал к себе заведующего отделом
партийной жизни тов. Трегубова.

— Вто автор заметки?— спросил Дремов.

Узнав. что статья подписана псевдони-
мом, заместитель редактора написал резо-
люцию: «Очень бледная и неубедительная
заметка. Давать не надо».

Так статья была похоронена. Ретакция.
не проявила интереса и к тому, почему ав-
тор, отин из руководящих работников рай-
она, подписал свою статью псевлонимом. А
ведь уже один этот факт говорил © том, что
в районе создалась атмосфера нетерпимо-
го отношения к критике. Именно поэтому
автору и потребовался псевдоним.

Rak показали последующие события,
статья била в точку. В июне на заводе со-
стоялось отчетно-выЮорное собрание, и ком-
мунисты забаллотировали Коробова, не из-
брали его в новый состав партбюро.

Вообще федажция газеты «Советская Си-
бирь» предпочитает не критиковать нело-
статки работы отдельных парторганизаций.

От случая в случаю на страницах «Совет-
ской Сибири» появляются подборки пол руб-
рикой «Партийная. жизнь». Однако боль-
шую часть их составляют отчеты о плену-
хах райкомов, собраниях актива, о различ-
ных засетаниях и совещаниях. В марте и
апреле газета опубликовала 27 таких отче-
-тов. Как правило, излагаются они серым,
канцелярским языком, не содержат инте-
ресных мыслей, наблюдений, критических
замечаний, выволюв.

9 марта «Советекая Сибирь» поместила
сразу три отчета 9 пленумах райкомов
ВЕП(б). Читаем отчет о пленуме Ояшинеко-
го райкома ВЕП(б):

«Выступивший с докладом по первому
вопросу секретарь райкома партии... отме-
THA...»

«Многие из выступавших говорили о не-
обходимости более внимательного подхода
к подбору руководителей колхозов и сель-
советов...»

«Выступившие в прениях отмечали серь-
езные недостатки в работе...»

Отчет о пленуме Веселовского райкома,
такой же: ;

«Докладчик и выступавшие в прениях
председатели колхозов... отмечали, что в
подготовке к севу имеются еще сущест-
венные недостатки».

В отчете вы прочтете о том, сколько трак-
торов отремонтировано, сколько имеется в
наличии семян, сколько подтотовлено кон-
ных сеялок и т. д., & 0 партийной работе—
почти ничего.

В информации о пленуме Кагановичекого
райкома города Новосибирска газета писала:

Требования итальянских трудящихся
	1946 года руководители Всеобщей конфе-
дерации труда во избежание провокацион-
ных действий со стороны реакционных
элементов призывали трудящихся времен-
но воздержаться от активной зашиты ряда
своих законных требований 10 момента
окончательного разрешения жгучего вопро-
са о форме правления в Италии и созыва
Учредительного собрания.

«Олнако ныне, когда республика и Учре-
дительное собрание стали реальностью, тру-
дящиеся массы ожидают эффективного
улучшения их нишенских условий суще-
ствования и удовлетворения их справедли-
вых требований», — заявил Альберганти.
Трудящиеся, указал он, получают в настоя-
щее время в среднем не больше того, что
позволяет им удовлетворять на 40 продея-
тов свои насущные потребности.
	РИМ, 2 июля. (ТАСС). В Северной Ита-
лии происходят массовые волнения среди
трудящихся, требующих приведения зара-
ботной платы в соответствие с возрастаю-
щей стоимостью жизни. Во всех частях
Италии состоялись демонстрации безработ-
НЫХ.

Секретарь палаты труда Милана Аль-
берганти заявил в интервью корреспонденту
газеты «Унита», что трудящиеся и безра-
ботные требуют, помимо увеличения зарпла-
ты, пособий и предоставления работы, так-
же увеличения продовольственного рацио-
на, немедленного осуществления широкого
плана общественных работ для поглощения
незанятой рабочей силы и развития произ-
водства в целях ускорения восстановления
кародного хозяйства.

Альберганти указал, чт со времени
освобождения страны вплоть до 2 июня

миссии по контролю над атомной энергией
Бернардом Барухом.

На страницах «Правды» уже высказы-
валея ряд замечаний по поводу основных
черт этого плана. В частности, указывалось,
что он сводится на деле в закреплению на
неопределённый срок монопольного положе-
ния США в производстве атомного оружия.
Добиваясь запрещения для других стран
любых работ в области атомной энергии,
сами Соединённые Штаты собираются про-
изводить и накоплять атомные бомбы, пока
им не заблагораесудитея поделиться этим
оружием с международным контрольным
органом. Можно предполагать, что это слу-
читея лишь в том случае, если в этом орга-
не будет обеспечено преобладающее амери-
канское влияние. В то же время авторы
американского плана.стремятся воспользо-
ваться атомной проблемой для того, чтобы
расшатать принципы, на которых зиждется
деятельность организации  0б’единённых
напий,/— в частности, правило единогласия
великих лержав в Совете Безопасности.
	Цечать США живо реагировала на заме-
чания «Правды» по поводу американского
плана. Отражая точку зрения преобладаю-
щей части американской печати, ‘газета
«Нью-Йорк геральд трибюн» сетует на не-
доверчивое отношение «Правды» к добрым
намерениям Соединённых Штатов. Но вель
недаром говорят, что добрыми намерениями
вымощен ад. Не думает ли автор статьи в
«Нью-Йорк геральд трибюн», что добрые
намерения не мешает подкреплять соответ-
етвующими делами?
	Более реалистически подходит к критике
американского атомного плана нью-йорк-
ская газета «П. М.», считающая, что
«Правда» «атаковала самый уязвимый
пункт плана Баруха». Газета полагает, что
«нельзя с лёгким сердцем отметать в сторо-
ну опасения Советского Союза в связи с
долгим сохранением Америкой монополия
на атомную бомбу». В другой статье газета
«П. М.» признаёт, что предложения Бару-
ха не предусматривают уничтожения 09-
елинёнными Штатами атомного оружия «ни
немедленно, ни впоследствии».  «Продол-
жающаяся гонка атомного вооружения, —
устанавливает газета, —вряд ли создает бла-
гоприятную атмосферу для организации
атомного мира».

Газета «Вашингтон пост» полагает, что
«возмущение «Правды» планом Баруха
является естественным ответом на то уда-
	рение, которое этот план делает на вопрос
9 паре зето». «Вашингтон пост» призы-
	вает Соединённые Штаты «сложить атом-
ное оружие и отказаться от угрозы, кото-
рую оно представляет».

Комическую нотку в дискуссию об атом-
ной проблеме внёс обозреватель Уолтер
Липпман. В статье, опубликованной
22 нюня, он отметил, что американский
план допускает даже на заключительном
этане производство и хранение международ-
ным контрольным органом атомного ору-
жия, — в отличие от советского плана,
предлагающего наложить на него запрет.
Четырьмя днями позже, 26 июня, Липпман
заявил, что он сперва неправильно понял
американский план, & впоследствии себе
уяснил, что последний предусматривает,
подобно советскому плану, полное запреще-
ние атомного оружия.
	Каков план, на страницах которого Уол-
тер Липиман, автор ряда международных
документов, заблудился, словно в трёх сос-
нах! Маленькое происшествие с Уолтером
Липиманом наглядно показывает, каким
запутанным и неясным является американ-
ский план. Именно на это обстоятельство п
указывала «Правда».

Большинство газет в Соединённых Шта-
тах довольно болезненно реагирует на кри-
тику американского плана. Любопытнее
всего, что определённые круги в США счя-
тают атомную монополию в порядке вещей.

Сущность атомной дипломатии раскрыва-
ет ло конца обозреватель «Нью-Йорк ге-
ральт трибюн» Элиот. С бесподобным пи-
	низмом он предлагает, чтобы Coeq-
нённые Штаты использовали атомную
бомбу в качестве  «липломатического
	оружия» для того, чтобы добяться политиче-
ских уступок. За сим он излагает весьма
обширный перечень вопросов, в которых,
по его мнению, Соединённым Штатам сле-
дует добиться уступок от Советского Сою-
за, — этот перечень охватывает все важ-
нейшие вопросы международного положе-
ния от Адриатики до Кореи.

Программа Элиота очень походит на са-
мое вульгарное вымогательство. К этому
же, в конечном счете, и сводится атомная
дипломатия во всех её проявлениях. Она от-
нюдь не становится пригляднее, когда с0-
провождается световыми и взрывными э$-
фектами вроде тех, которые были проде“
монстрированы 1 июля на Тихом океане.
		Так или иначе, атомная бомба, сброшен-
ная над Бикини, не вызвала светопреставле-
ния. Но она взорвала нечто более суще-
ственное, чем пару поставленных на прикол
устаревших кораблей. Она основательно по-
дорвала доверие к серьёзности американских
разговоров 06 «атомном разоружении».

В самом деле, зачем нужно было бы про-
изводить хлопотливый и дорогостоянтий эвс-
перимент у Бикини, если бы Соединённые
Штаты всерьёз собирались отказаться от
атомного оружия? Проведённые испытания
свидетельствуют не о подготовке к уничто-
жению этого оружия, а, напротив, о работах
по его усовершенствованию.

Показательно, что известный американ-
склй физик Оппентеймер, назначенный не-
давно помощником Бернарда Баруха, пред-
ставителя США в комиесии организации
0б’единённых наций по контролю за атом-
ной энергией, отказался участвовать в ис-
пытаниях № атолла Бикини. Как сообщает
агентство Оверсис Ньюс, Оппенгеймер на-
звал в письме к Трумэну эти испытания «не-
конструктивными». Еще раньше американ-
ская Федерация ‘учёных, об’единяющая
большинство научных работников, занятых
в США последованиями в области атомной
энергии, отметила в специальном заявлении,
что испытания у Бикини имеют чисто воен-
ное. а не научное значение. В заявлении
Федерации учёных подчеркивалось, что ис-
пытания атомной бомбы «основаны на той
странной идее, что человечество может
ветупить в атомную войну».

Именно так и был понят смысл экопе-
римента у Бикини во всем мире.
	Как указывает лондонская газета «Ньюс
кроникл», мир не нуждался в дополнитель-
ных испытаниях для того, чтобы знать,
что атомная бомба обладает огромной раз-
рушительной силой. По мнению газеты,
«облако, появившееся в результате взрыва
атомной бомбы, омрачает политический го-
ризонт». Другая лондонская газета, «Дейли
телеграф энд Морнинг пост», выражает 9па-
сение, что «Бикини может оказаться тем
хлыетом, который будет подгонять челове-
чество в состязании за овладение наиболее
смертоносным оружием для устрашения
своих соседей».
	«Манчестею гардиан» пишет: «Мы можем
предоставить американцам спорить, стоят
ли результаты испытаний тех 500 миллио-
нов долларов, в которые, согласно некото-
рым подсчетам, они обойдутся. Однако в
более широком смысле этот эксперимент
	В понедельник, 1 июля, в 9 ч. 01 м. утра
по тихоокеанскому времени, ‘над лагуной
атолла Бикини, входящего в группу Мар-
шальских островов, была сброшена атом-
ная бомба. Американские зласти провели
	этот эксперимент в порядке испытания атом- ]
	HOTO ОРУЗИЯ.
	рика охвачена легким атомным толовокру-
хжением. В этой обстановке испытания у Би-
кини, естественно, затмили в представле-
нии многих американцев все мировые со-
бытия.

_ Некоторые энтузиасты атомной бомбы
предсказывали всевозможные страсти-мор-
дасти: тайфун, землетрясение, даже какой-
TO атомный ложль». Газеты  услужливо
перепечатывали подобные предсказания,
Некий француз Робер Пельтери об’явил,
что взрыв атомной бомбы вызовет цепную
реакцию в океанских водах, в результате
чего в течение 90 минут наша планета
прекратит свое существование. Напечата-
ЛИ И 910. -

И вот испытания состоялись. Как и мож
но было ожидать, они подтвердили, что
атомное оружие обладает огромной разру-
птительной силой. Всё же результаты ис-
пытаний оказались более скромными, чем
предсказывала американская печать.

По предварительным сведениям,  огла-
шённым адмиралом Бленди, взрыв атомной
бомбы вызвал пожары на пяти кораблях-
уишенях. Потоплены два транспортных
судна и эсминец. Другие корабли потерпе-
ли различные повреждения. Бленди не уп-
мянул об ущербе, причинённом главной мч-
шени — линкору «Невада»; большинство
наблюдателей сходится на том, что линкор
почти не пострадал.

Атолл Бикини уцелел. Пристань на ост-
рове не разрушена. Даже пальмовые херевья
не тронуты взрывом. Что касаетея судьбы
обречённых свиней, коз и мышей, то она
полностью еще не выяснена, хотя. как с0-
общает агентство Рейтер, на линкоре «Пен-
спльвания» козы остались живы и превос-
ходно себя чувствуют.

Однако при оценке результатов испыта-
ний нельзя сбросить со счетов окружавшую
их секретность. Быть может, американские
военно-морские власти, руководившие испы-
таниями, могли бы опубликовать небезынте-
ресные дополнительные сведения на их
счет. Обращает на себя внимание поепел-
ность, с которой военно-морские круги США
использовали сообщения из района Бикини
для выводов 0 необходимости сохранения
большого флота...
	Испытания были организованы с широ-
ким размахом. В качестве мишеней были
выделены 73 корабля устаревших  тинов,
среди них —* два японских линкора, гер-
манский крейсер «Принц Евгений» и амери-
канские корабли всех категорий. Основной
мишенью был намечен американский лин-
кор «Невада», построенный около тридца-
ти лет тому назад. Вспомогательная фло-
тилия состояла из 169 кораблей с экипа-
	_жем в 42 тысячи человек. Экспедицию 09-
	служивало 158 самолетов, в том числе
специально оборудованные «Летающие
крепости», управляемые по радио. Воору-
Жёнными силами, участвовавшими в ис-
пытаниях, командовал адмирал Бленди.

Напомним, что атолл — это особый вид
кораллового острова, представляющий
кольцеобразную полосу суши,  скружаю-
щую внутренний залив — лагуну. Кораб-
ли-мишени были размещены в лагуне атол-
ла Бикини, где они стояли как в гавани;
‘очи были начинены боеприпасами, воен-
ными материалами, горючим. Помимо ко-
раблей, в жертву атомному духу были при-
несены четыре тысячи крыс, двести сви-
ней, двести коз, не считая морских свинок
и мышей. По подсчетам агентства Юнай-
тед Пресс, испытания обошлись в 110 милд-
лионов долларов: в эту сумму не включена
стоимость кораблей-мишеней, оцениваемая
в 400 миллионов долларов.
	° Вокруг испытаний в районе Бикини в
Америке была поднята необычайная шуми-
ха. Начиная с момента выселения корен-
ных обитателей атолла, газеты и радио-
станции обстоятельно сообщали мельчай-
шие подробности подготовки к испытаниям,
обсуждая на все лады их возможные ре-
зультаты. Это и неудивительно. В Америке
сейчас наблюдается род атомного поветрия.
В магазинах Нью-Йорка МОЖНО КУПИТЬ
«атомные» галстуки, в ресторанах подают
‹атомные» коктейли, на подмостках варь-
стэ выступают «атомные» блондинки. Аме-