Прием С. А. Лозовским
иранской принцессы
Ашраф Пехлеви
	3 июля Заместитель Министра Иностран-
ных Дел СССР С. А. Лозовский принял пре-
сывающую в Москве иранскую принцессу
Апраф Пехлеви.
	Прием С. А. Лозовским
Поспанника Швеции
г-на Гуннара Хегглеф
	2 июля Заместитель Министра Инострая-
вых Дел СССР С. А. Лозовский принял
Чрезвычайного Посланника и Полномочного
Министра Швеции в CCCP г-на Гуннара
Хегглефа в связи с предстоящим вручением
им своих верительных грамот Председателю
Президиума Верховного Совета CCCP.
		Процесс главных немецких военных
	преступников
	в Нюрнберге
	Заявление Карделя
представителям печати
	ПАРИЖ, 2 пюля. (ТАСС). Вак сообщает
агентство Фране Пресс, заместитель юго-
славекого премьер-министра’ Кардель пред-
ставил сегодня утром Бирнсу свои возраже-
ния против проекта Бидо относительно ита-
лэ-югославской границы. После беседы с
Бирнсом КВардель заявил представителям пе-
чати, что он рассматривает такое решение
как противоречащее принципам справедли-
вости и не учитывающее югославских воен-
ных усилий. Вардель предложил Бирнеу но-
вую пограничную линию, являющуюся ком-
промиесом между французской пограничной
линией и пограничной линией, предложен-
ней СССР. Кардель охарактеризовал свое
новое предложение как «чисто этническое».
Оп снова подтвердил, что ни одно югослав-
ское правительство не согласилось бы пол-
пасаться под проектом Бидо. Однако Rap-
дель указал, что югославы готовы принять
принцип ингернапионализации Триеста и
прилегающих к нему территорий, если юго-
славы булут участвовать в управлении го-
		Вокруг «Конференции четырех»
	трех важнейших вопросов, & именно — в0-
прое о ренарациях с Италии.
	Ход работы конференции четырех миви-
стров показал, что советская делегация со
своей стороны сделала всё. необходимое для
того, чтобы найти приемлемые решения по
тем вопросам, по которым особую запяте-
рееованность проявили другие делегации.
Относительно вопроса об интернационали-
зации Триеста, например, в здешних журна-
листеких кругах отмечают большую актив-
ность американской делегации. Вообще, во
всём ходе обсуждения ярко проявилась CCO-
бая заинтересованность американской де-
легации в вопросе о судьбе Триеста- Что ка-
сается бывших итальянских колоний, то,
как известно. в этом вопросе наибольшую
запнтересованность проявляла английская
делегация. Й по этому вопросу достижение
	соглашения оказалось возможным лишь бла-
	годаря примирительной позиции советской
хелегации. Как известно, по вопросу, нан-
более интереговавшелу Францию, а имен-
0 — о некоторых исправлениях франко-
итальянской границы, в том чнеле в районе
Тенда—Брига, было достигнуто соглашение,
полностью удовлетворяющее Францию.
	Таким образом, единственный вопрос, во-
	рый до сих пор осталея неразрешенным —-
	это вопрое OO итальянских репарацияз, т
которых, как известно, неносредетвенно за-
интересован Советский Союз. Проблема
итальянских ропараций ›обсуждалась неод-
нократно. Но ло сих пор американская и
английская делегации всячески задержи-
вали решение.этого вопроса.

На сегодняшнем заседании со стороны
французской, & также английской делега-
ций былз всё же проявлена некоторая го-
товноеть пойти навстречу законным требо-
ваниям советской делегации, предлагавшей
договориться по ренарационному вопросу и
TOM самым закончить подготовительную ра-
боту, которая, в соответствии с решениями
Московской конференции, должна быть про-
делана Советом Министров Иностранных Дел
до созыва мирной конференции. Тем не ме-
нее, занятая американской делегацией по-
зиция помешала решению этого вопроса, чем
было сорвано п решение на этом же засе-
дании вопроса о назначении латы мирной
конференции.

Не приходится сомневаться, что попытки
уклониться от решения вопроса о репара-
пиях. с Италии заранее обречены на провал.
	ПАРИЖ, 3 июля. (Спец. корр ТАСС).
На сегодняшнем заседании Совета Мини-
стрев Иностранных Дел были приняты важ-
ные решения. Рассмотрение вопроса об. итз-
ло-югославской границе и Триесте закончи-
лось достижением соглашения по всем пунк-
там. Согласно принятому решению, Триест
и его район в установленных границах
(Дунно-—Нови Град) образуют свободную
территорию Триеста. Отатут этой свободной
территории разрабатывается особой комис-
спей, состоящей из представителей четырех
держав с привлечением для консультаппи
представителей Югославии и Италии. Пред-
ложения этой комиссии представляются
мирной конференции, которая в соответ-
ствин с решением, принятым в Москве,
представляет свои рекомендации, после чего
постоянный статут подлежит утверждению
Советом Безопасности 0б’единенных напий.
Совет Безопаеноети назначает также гу-
бернатера Триеста.
	Далее на сегодняшнем заседании 0ыл0
закончено рассмотрение вопроса об италь-
янских колониях. Согласно принятому ре-
шению, в мирный договор с Италией вклю-
чаются статьи, предусматривающие отказ
Италии от всяких прав на её бывшие коло-
нии; окончательная судьба этих колоний
должна быть в течение года решена четырь-
мя державами; в случае невозможности д9-
стижения в течение этего срока согласован-
ного решения вопрос о дальнейшей судьбе
итальянских колоний должен быть передан
на рассмотрение организации Об’единенных
напий.
	После этого Совет Министров. Иностран-
ных Дел перешел к обсуждению вопроса о
предстоящей мирной конференции.

Как известно, советская делегация всег-
да держалась того мнения, что до установ-
ления срока мирной конференции. необхо-
димо покончить с основными вопросами
мирного договора с Италией. Как уже ука-
зывалось не раз, к числу таких вопросов
относятся прежле всего следующие: ита-
ло-югославская граница и Триест, судьба
бывших итальянских колоний и репарации
с Италии в пользу СССР и других стран,
пострадавших от итальянского вторжения.
В результате работы, проделанной конфе-
ренцией четырех министров, два из этих
вопросов нашли свое положительное разре-
шение. Это, во-первых, итало-югославекая
граница п Триест и, во-вторых, судьба
бывших итальянских колоний. Неразрешен-
ным ло сих пор остался только один‘ из
	7.65, гильзы, найденные при раскопках,

имели марку фирмы «Геко».
Охарактеризовав детально состояние ис-

слелованных комиссией трупов польских

Я
	УВЕ

сфицеров, ‘свидетель, основываясь на CBOEM
опыте песлелования трупов 5 тысяч жертв
	немелко-фашиетской оккупации в’ разлиз-
	ных местностях Советского Союза, прих9-
дит к выводу, что захоронение польских
офицеров в Катынеком лесу относится Е
	осени 1941 года.
Обвинитель: Вами было эксгумировано

белее 5 тысяч трупов в различных местах
	Советского Союза?
	НЮРНБЕРГ, 2 июля. (ТАСС). На вечер-
нем заседании Трибунал слушал показания
свидетеля обвинения по Катынскому делу
професеорз судебной медицины Прозоров-
ского. Свидетель в составе специальной ко-
миссии по установлению и расследованию
обстоятельств раестрела  немецко-фашиет-
скими захватчиками в Катынском лесу во-
еннопленных польских офицеров возглавлял
судебно-медицинскую экспертную  комис-
сию.

Оплеав в своях показаниях места захо-
ронения польских офицеров в Катынеком
лесу, свидетель Прозоровекий сообщает су-
ду, что судебно-медицинской экспертной ко-
миссией было эксгумировано и исследовано
925 трупов.

Как следует из показаний свидетеля, ко-
мисепя обнаружила в одежде умерщвлен-
ных польских офицеров ряд документов,
датированных различными числами конца
1940 и начала и середины 1941 года.

Обвинитель тов. Смирнов спрашивает
свидетеля: «Были ли извлечены при ©у-
1ебно-медицинеком  иселедовании трупов
стреляные гильзы и пули?»

Отвечая на этот вопрос, свидетель по-
казывает, что при слепых огнестрельных
ранениях польских офицеров были обнару-
жены деформированные или мало дефор-
мированные пули. Обнаруженные же пра
раскопках стреляные гильзы были герман-
ского производства.

Обвинитель Смирнов оглашает немецкий
документ, прямо относящийся к делу 00
уничтожении немцами в Ватынеком лесу
польских офицеров. Цитируемая обвините-
лем телеграмма некоего Гейриха гласит:

«В правительство генерал-губернаторства.
Главному управлению внутренней безопас-
ности. Первому старшему административ-
ному советнику. Секретно.

Часть делегации польского Красного
Бреста вчера возвратилась из Катыни. (0-
трудники польского Красного Креста при-
везли с собой тильзы патронов, использовав-
шихся при расстреле жертв в Калыня. Вы-
яенилось, что это — немецкие боеприпа-
сы. Калибр 7.65. фирма «Геко». Письмо
следует. Гейрих».

Обвинитель: Обнаруженные вами, свиде-
тель, в массовых могилах польских офице-
ров германские патроны были той же гер-
манской фирмы и такого же калибра или
нет?

Свидетель: Пули, найденные при слепых
  огнестрельных ранениях, были калибра

п О а бы фа

Свидетель: Да.

Обвинитель: От каких причин в подав-
ляющем большинстве случаев следовала
смерть жертв?

Свидетель: В подавляющем большинстве
причиной смерти являлоеь огнестрельное
пулевое ранение в голову, в область заты-
лочной кости.

Обвинитель: Картина смерти жертв в
Катыни являлась сходной или нет C кар-
тиной смерти в других местах массовых
раеетрелов?

Свидетель: Все расстрелы были произве-
	дены одним методом — выстрелом в затылов
	в упор или на близком расстоянии.

На этом обвинитель тов. Смирнов закон-
чил евой допрос свидетеля. Затем у пульта
поярляетея адвокат Штамер.
	Штамер: Вы придерживаетесь того мне-
ния. что на основании медицинекого иссле-
	дования трупов можно было точно опреде-
	лить время, когда были убиты люди!
	Прозоровский: Мы, все члены комиссии,
устанавливая даты захоронения этих тру-
пов, исходили из предшествующего. опыта
многочисленных раскопок и также из ве-
шественных доказательств, которые были
обларужены судебно-медицинекими экспер-
тами. Это дало нам возможноеть твердо
установить, что польские офицеры были
расстреляны осенью 1941 года.
	Получив этот обоснованный ответ свиде-
теля Прозоровекого, адвокат Штамер сразу
же прерывает свой допрос. Однако он пы-
TRETCH опорочить оглашенный обвинителем
Смирновым документ—телеграмму о немец-
ких гильзах, найденных в могилах. Штамер

заявляет, что он не видел оригинала этой
телеграммы.
	Обвинитель тов. Смирнов немедленно же
пред’являет алвокату подлинный документ.
	3 пюля в Москву в качестве гостьи ае-
риканского Посла в СССР г-на Уолтера
В. Смита прибыла супруга государетвен-
ного секретаря Соединенных Штатов Аме-
рики г-жа Д. Ф. Бирнс. Одновременно в Мо-
скву прибыл помошник Государственного
секретаря США г-н Д. Расселл.

—_—_—O—
	К, пребыванию в Москве
иранской принцессы
Ашраф Пехлеви

Нахолящаяся в Москве иранская прин-
	necca Ampap Пехлеви в сопровождении
Председателя Иранского Общества Врасного
	Льва и Солнца д-ра И. Марзебана, супруги
	поездку по каналу Москва—Волга, присут-
	ствовала на спектаклях в Большом и АХудо-
жественном театрах.
x * &

2 июля Председатель Исполкома Союз%
обществ Красного Креста и Красного Полу-
месяца СССР С. А. Колесников е супругой
устроили в честь принцессы Ашраф Пехле-
ви завтрак.

На завтраке присутствовали д-р И. Марзе-
бан, г-жа Р. Ахи, ген. Й. Шафаи и другие
сопровождающие принцессу Ашраф Пехлеви
лица. .
С советской стороны присутствовали Ми-

нистр здравоохранения СССР Г. А. Митерев
н заместители Министра М. Д. Ковригина,
Н. Н. Приоров, член коллегии МИД CCCP
М. А. Силин, председатель правления
ВОЕС’а В. С. Кеменов, 0. А. Бароян, члены
президиума Союза обществ Красного Ерестз
и Красного Полумесяца СССР и другие.

*x * =

3 июля гости посетили мавзолей Ленина,
где принцесса Ашраф Пехлеви возложила
венок.

Днем принцесса Ашраф Пехлеви и сопро-

вождающие ее лица присутствовали н& за-
сезании президиума исполнительного. ко-
митета Союза обществ Красного Креста и
Красного Полумесяца СССР. По поручению
Президиума (С. А. Колесников Наградил
знаком «Отличник санитарной обороны
CCCP» принцессу Ашраф Пехлеви, Предсе-
`дателя Иранского Общества Красного Льва
и Солнца д-ра И. Марзебана и тен.
И. Шафаи за помошь частям Красной Ар-
мии в голы Великой Отечественной войны.
а x x * s
	3 июля Председатель Правления Бсесо-
юзного Общества Культурной Связи с за-
границей В. С. Кеменов устроил прием в
честь пранцессы Ашраф Пехлеви, на ко-
тором присутствовали все сопровождающие
принцессу Ашраф Пехлеви лица, а также
супруга иранского посла в СССР г-жа
Р. Ахи и состав иранского посольства в
CCCP.

На приеме присутетвовали Председатель
Исполкома’ Союза Общееств Красного Креста
и Красного Полумесяца СССР С. А. Колес-
ников, Министр здравоохранения СССР
Г. А. Митерев, Министр просвещения
РСФСР А. Г. Калашников, член Коллегии
МИД СССР М. А. Силин, акад. А. И. Абри-
ROCOB, почетный член Иранской Академии
Натк акад. Е Н. Павловский. акал. Б. Д.
	Греков и другие зидные представители со- ,
	ветской мелицин, науки, литературы, ис
кусства, а также ответственные сотрудни-
ки МИЛ СССР и ВОКС*&.
	Для гостей был дан концерт.
—_—_—_——
	На первенство СССР по футболу.
	ПОБЕДА ФУТБОЛИСТОВ
«ТОРПЕЛО»
	Бчера при большом стечении зрителей на
московском стадионе «Динамо» состоялся
очередной матч на первенство СССР по фут-
болу. Встретились столичные команды
«Спартака» и «Торпедо».

Как известно, встреча этих команд в пер-
вом круге закончилась победой «Торпедо»
со счетом 3:1. Любители футбола надея-
лись, что в матче второго круга спартаковцы
будут энергично добиваться ревёнша. Одна-
ко ах надежды не оправдались. Футболисты
«Спартака» играли вчера плохо и вторично
проиграли торпедовцам.

Первый гол в ворота «Спартака» был забит
на 22-й минуте центром нападения «Торпе-
ao» А. Пономаревым. Находившиеся побли-
зости от него спартаковцы даже не пыта-
лись помешать А. Пономареву ударить по
воротам. Спустя несколько минут вратарь
«Спартака» А. Леонтьев нерасчетливо отбе-
жал от ворот, и Пономарев точным ударом
послал мяч в сетку. Счет стал 2:0. В конце
первого хавтайма А. Яковлев забил в ворота
«Спартака» третий гол.

После перерыва футболисты «Торпедо»
‚вбили четвертый гол. Лишь в последние ми-
‘нуты игры Н. Дементьеву удалось отквитать
один гол. Матч закончился победой торпе-
довцев со счетом 4:1. Это уже шестое по-
ражение спартаковцев в текущем сезоне.
		Фашистские провзкации
в Триесте
	БЕЛГРАД, 3 июля. (ТАСС). Белградское
радио передало сообщение триестекого кор-
респондента югославского агентства
ТАНЮГ, в котором говоритея, что вечером
30 июня фашистские элементы совершили
неслыханные бесчинства в городе. Фашиет-
ские молодчики ворвались в здание прези-
диума краевого Народно-освободительного
комитета. Словенского Приморья и Триеста
и полностью уничтожили канцелярию, рас-
положенную в первом этаже злания. То же
самое они сделали со зданиями городского
Освободительного веча и ‘городского Коми-
тета антифаптистской молодежи ТОлийской
Врайны.

На улице Корча фашисты вломились в
словенский книжный магазин, вынесли сл0-
венские книги и сожгли их. Всё это хела-
лось в присутетвии гражданской полиции.
	Члены одного культурного общества,
установившие охрану у своего учреждения
на случай возможного налета Фапгиетов,
подверглись нападению гражданской и во-
анной полиции. В результате стрельбы, ко-
торая была открыта полицией, был убит
один рабочий. ,

Паселение Триеста и Юлийской Крайны
в знак протеста против бесчинств фашиет-
ских элементов об’явило всеобщую заба-
стовку в полночь с 30 июня. Забастовка
охватила sew зону «А» Юлийской Крайны.
Все мастерские. торговые предприятия лег-
кой и тяжелой промышленности. пристани,
трамваи, транспортные предприятия. бан-
ки. страховые предприятия, частные конто-
ры и продуктовые лавки приостановили
	свою работу.
Е
	Критика внешней политики леисористского правительства“
	НА ПРОФСОЮЗНЫХ КОНФЕРЕНЦИЯХ В АНГЛИИ
ТОНЛОН. 3 пюля. (ТАСС). На ряде еже-   ко всё еще в состоянии подавлять испан-
	годных профсоюзных ‹ конференций была
полвергнута критике внешняя политика
английского правительства.

На конференции напионального комитета
об’единенного профсоюза машиностроителей
в Блэкпуле 30 голосами протав 22 была
принята резолюция, требующая, чтобы лей-
бористекое правительство проводило такую
внешяюю политику, которая бы больше со-
ответствовала программе, принятой на кон-
ференциях лейбористской партии и британ-
ского конгресса тред-юнионов.

На ежеголной конференции  националь-
ного союза железнолорожников в Моркамйе
(Ланкантир) делегат Селф заявил, что Фран-
	ский рабочий класс. Он добавил, что ана-
логичное положение существует в Греции
и Индонезии, несмотря на то, что Англия
дала обещание окончательно уничтожить
Фашизм. Меня серьезно беспокоит, заявил
Селф, ухудшение англо-советских отноше-
ний. Лейбористекое правительство” поддер-
живает реакдионную политику, сотрудни-
чая с имперналистической Америкой. Селф
полдержал принятую единогласно резолю-
цию, в которой выражается уверенность в
том, что «существующие трудности во
внешней политике, в особенности в отно-
щениях © Советским Союзом, будут  пре-
ололены © помошью сотрудничества».
	Напряженное положение в Палестине
	НЬЮ-ЙОРК, 1 июля. (ТАСС). Как, пере-
тало 29 июня нью-йоркское радио, англий-
ские власти фактически оккупировали Ие-
русалим. Прервана всякая связь между го-
родом и остальными районами Палестины. В
тороде произведены многочисленные аресты.
В частности, арестованы члены исполни-
тельного комитета Еврейского агентства.
	ЛОНДОН, 1 июля. (ТАСС). Как сообщает
лондонекое радио, во время облавы в Пале-
стине было арестовано свыше тысячи че-
ловек, в том чиеле ряд видных еврейских
деятелей. Английские власти захватили по-
мешение Еврейского агентства.
	Эти действия 0об’являютея следствием
волнений. вызванных действиями еврейских
террористических организаций.

ЛОНДОН, 2 июля. (ТАСС). Вчера премьер-
министр Англии Эттли выступил в пала-
те общин с заявлением, в котором он изло-
жил положение в Палестине п привел 0бос-
нование принятых английским празитель-
ством в связи с событиями в Палестине
мер. .

ЛОНлОН. 2 июля. (ТАСС). Как передает
агентство Рейтер. 29 июня представитель

английского министерства иностранных дел
заявил, что в начале этой Недели прави-
тельство США было информировано о реше-
нии Англии арестовать различных видных
членов Еврейского агентства в Палестине.

ВАШИНГТОН, 2 июля. (ТАСС). Белый
Лом опубликовал официальное заявление, в
котором указывает, что Трумэн выразил со-
жаление по поводу последних событий в
Палестине и заявил, что английское прави-
тельетво не консультировалось заранее с
Соединенными Штатами, прежде чем при-
нять меры, направленные против еврейеких
лидеров. Трумэн выразил надежду. что ан-
глийские власти вокоре освободят аресто-
ванных евреев.

В заявлении Белого’ Дома упоминается о
посещении Трумэна еврейскими лидерами
Уайзом, Гольдманом. Липским и Сильвером.

ВАШИНГТОН, 2 июля. (ТАСС). Выступая
на пресс-конференции. исполняющий обя-
занности государственного секретаря США
Ачесон. отвечая на вопросы корреспонден-
тов. указал, что Соелиненные Штаты не бы-
ли заранее уведомлены о намерении англи-
чан арестовать еврейских лидеров в Пале-
’етина. :
	Пребывание Энвера Хеджа
в Югославии
	БЕЛГРАД, 3 июля. (ТАСС). Вак с000-
щает белградекое радио, ‘премьер-министр
Албании генерал-полковник Энвер Ходжа
покинул Югославию, где он пробыл © 23
июня по % пюля.
	По сообщению  белградекого ‘pain,
представители Албании и Югославии ре-
шили в целях сохранения своей свободы,
независимости и неприкосновенности  3а-
ключить договор о дружбе и взаимной 1о-
мощи, который подтвердит  нерушимое
братство и решимость народов обеих дру-
жественных стран в будущем совместно
заптишать свою свободу и независимость.

Выступление газеты «Дейли геральд» против режима Франко
	поводу своего поведения в прошлом и не вы-
ражает никаких сомнений в отношении
своей нынешней политики.

Несомненно, что постыдному фару прав-
ления Франко должен быть ноложен конец,
B должен быть найден метод, на основе
которого 0б`единенные нации, действуя
совместно, ускорили бы его уход».
	за труд. Предположено исследование 0 вине
в советском уголовном праве. Ряд проблем

относится к весьма актуальной проблеме
международного права.
		ЛОНЛОН, 2 июля. (ТАСС). Как передает
агентство Рейтер, орган лейборястов газета
«Дейли геральд» пишет, что нужно поло-
жить конел «постыдному фарсу» режима
Франко в Испании.

«Франко, — пишет газета, — He толь-
ко сохраняет тираническую власть, но он
не проявляет ня малейшего сожаления 00

этому естественно, что в нашем плане боль-
шое место занимают вопросы языковеле-
ния, в особенности изучения русского язы-
ка. Будем надеяться, что намеченные по
плану работы громадного интереса: «Словарь
современного русского литературного язы-
ка», «Исторический словарь русского язы-
ка», «Однотомный исторический словарь
русского языка», будут осуществлены.
Очень большое значение имеют грамматики
й словари народов Советского Союза, а так-
же и народов зарубежных стран и важные
вопросы древнего и нового востоковедения.
Весьма обширен план по литературоведе-
нию. В этом плане находятся важнейшие
работы — «10-томная история русекой ли-
тературы», «История русской советской ли-
тературы», «История русской лирики» и
‘ряд отдельных монографий. Большое зна-
‘чение имеют намечаемые очерки по исто-
рии литератур зарубежных стран — S01-
гарской и др. Очень существенна наме-
чаемая работа по изланию русских влас-
спков: предполагается издать полное кри-
тическое собрание сочинений М. Ю. Лер-
монтова, В. Белинского, М. Горького.

Программа энономистов очень велика и
‘затрагивает важнейшие вопросы экономики
советекоге государелва и мирового хозяй-
ства. Мы находим злесь иселедования 10
вопросам хозяйственно-организатореких
функций советского государства, по про-
блеме социалистической собетвечности, по
вопросу матернальнс-производственной ба-
зы сопиализил. по проблеме планирования,
по вопросу стеимпетн и денег в СССР. На-
мечены исслелования заработной платы в
Советском Союзе. теории хозраечетного ме-
тода управления предприятиями, советской
торговли, индустриализации. Предположено
несколько работ шо экономике железноло-
 рожного транспорта. Большое значение
должна иметь работа по вопрогу о путях
повышения производительноети труда в
сельском хозяйстве.
	В области мирового хозяйства и мировой
политики намечена работа по исследованию
политических изменений в капиталистиче-
ском мире в итоге второй мировой войны,
по вопросу п роли государства в экономике
США, о рабочем классе капиталистическвих
стран после второй мировой войны и дру-
гие.
	В плане Института права намечены важ-
ные темы о советеком госуларстве, по во-
	что все эти проблемы технические и вме-
сте с тем еще далеко не отраслевые. Перед
нами типичный и, мне кажется, очень X0-
роший пример той техники, которая лолж-
на ис большим успехом может разраба-
тывалься в Академии наук. № таким же
очень общим и вместе е тем явно техниче-
ским вопросам относится намечаемая в
плане общая теория механизмов и машин,
теория прочности машин и их деталей, про-
блема трения и износа в машинах.

Весьма важным’ вопросом, который в
значительной степени может обеспечить
Академия наук, служит проблема радиосвя-
зи, в которой намечаются исследования B
области волн сверхвысокой частоты. про-
должение изучения распространения ралио-
волн, развитие теории нелинейных колеба-
ний; научные основы многоканальной свя-
3H по ретрансляционным линиям на ультра-
‘коротких волнах и по аксиальному кабелю.
	Развитие таких важнейших технических
отделов в Академии наук, как электротех-
ника, электрьсварка, автоматика и телеме-
ханика, теплофизика, металлургия и метал-
левеление. горное дело, гидравлика, возмож-
но, разумеется, тольке при создании нал-
лежащих условий, т. е. помещений и обору-
дования. Это не значит, что мы должны
строить инетитуты-гиганты с тысячами
сотрудников и громадными подсобными ма-
стерскими и лабораториями, но вторая
крайность институтов «вне пространства»,
иуеющая место в некоторых случаях на
сегодняшний день, также недопустима. Раз-
витие технической работы в Академии наук
должно и может итти только рука об руку
с повышением уровня материальных усло-
вий наших институтов.
		еновные научные проблемы Академии наук
в ближаишее пятилетие
		Обширный план академии по вопросам
геологии, естественно, главным образом со-
средоточен на проблемах геологии Советско-
го Союза. Но вместе с тем зкадемическая
геология не забывает и широких вопросов
геологии. имеющих не только местное значе-
ние. В связи со специальными обетоятель-
ствами переживаемой нами исторической
эпохи 06060 выделены в плане вопросы гео-
логического строения и современных гГеоло-
гических и  физико-географических про-
цессов в области тихоокеанского побережья
и Тихого океана. Намечено усиление
исслетовательской работы по геологии нефти,
будут продолжаться традиционные работы
по вопросам вечной мерзлоты и геохимии.

Так же: каб в в отношении геофизики,
следует заметить. что эффективность рабо-
ты по геологии в Академии наук будет
во многом зависеть от правильной коопера-
ции с учреждениями Министерства геоло-
ren.
	Бюльшоз внимание наш план уделяет во-
просам почвоведения, географии почв, про-
пессам почвообразования и свойств почв.

Перед нашими географами стоит большая
и ответственная залача составления в тече-
ние пятилетия большой  «Географии Co-
ветского Союза» и вместе с тем иселедова-
ния по разнообразным вопросам географии
зарубежных стран. 020б0е внимание уле-
ляется закономерности развития физико-
географической среды и исследованию рель-
ефа нашей етраны и истории его образова-
ния. К проблемам науки о земле. относятся.
конечно, фундаментальные исследования по
флоре и фауне СССР и большая комплекс-
ная экспедиционная работа, намечаемая
нами главным образом в связи с задачами
госутарственного пятилетяего плана.
		Даже из этого весьма краткого 00-
зора яено, насколько велик и разнообразен
наш план. Вместе с тем, думаю, что он,
оставаясь научным по существу и связан-
ным в целом научной линией; в то же вре-
мя во многих пунктах вплотную подходит
к заданиям, выдвинутым Законом о пяти-
летнем плане. План велик и труден. Осу-
ществление его возможно только при боль-
шой мобилизации наших сил. Наряду © чет-
костью, диециплинированностью в работе,
должно присутствовать то’ научное вдохно-
вение и энтузиазм, который во многих слу-
чаях только и решает дело. Это вдохнове-
ние планировать невозможно. Выполнение
этого условия зависит от каждого из нае,
начиная от библиотечного работника, меха-
ника. стеклодува и кончая руководителеи—
акалемиком.

Второе условие —- материального поряд-
ка: научное оборудование, материалы, кни-
ги. помещения. Правительство широко по-
шло навстречу науке. Шо бюджету 1946
года академия получила весьма значитель-
ные срелетва на строительство, на обору-
хование. Коренным образом улучшены бы-
товые условия научных работников. Or
Академии наук самой, от ее строительных,
снабженческих организаций, а также от
реальной помоши министерств и ведометв
в значительной степени зависит, удается
ли нам в быстрый ерок осуществить те воз-
можности, которые открыты нам правнтель-
ством и которые определяют реальность
предлагаемого нами научного плана.

Значение пауки за последние годы на
наших глазах, на глазах не только: ученых,
но людей, очень далеко стоящих от науки.
настолько выросло. что мы не сомневаем-
	ся, что нам поможет BCH страна. HO-
может весь советский народ, мы уве-
рены. чт0 Академия наук совместно
	с другими научными учреждениями нашен
Родины, с высшими учебными заведениями
п отраслевыми инетитутами справится е
поставленными перед нашей наукой ‘трул-
ными залачами.
	Мы слелаем все зависящее от нас, что-
бы достигнуть той крепко нам запомнив-
шейея цели, которую поставил перед совет-
ской наукой товарищ Сталин 9 фезраля. и
	и в очень сильной степени, и многие дру-
гие астрономические центры. Поэтому, есте-
ственно, проблема реконструкции обсервз-
торий — центральная задача на пятилетие,
стоящая перед нашими астрономами. Совет-
ское правительство широко пошлю наветре-
чу нуждам л пожеланиям наших астроно-
мов, и мы надеемся, что за пять лет нам
удастся восстановить материальную базу
астрономии в достойном Советского Союза
виде.

Отнако даже теми очень скромными срел-
ствами наблюдения, которыми сейчас рас-
полагают наши астрономы, при. помошо
астрономов и астрофизиков-теоретиков в03-
можно будет изучение нескольких весьмз
важных астрономических праблем.

Исслелованиям земного шара и прежде
всего той олнай шестой его сухой поверхно-
сти, которая занята Советеким Союзом. по-
священы планы наших геофизиков, геоло-
тов п географов. Геофизики, разумеется,
булут усиленно продолжать исследования
сложного вопроса о физических свойствах
трех оболочек земли: твердой, жидкой и
газообразной:

Намечаетея изученяе внутреннего строе-
ния и физических свейств земли, механизма
и причины теклоначеских движений, меха-
вики землетрясения. вопросов сейсмичноети
Советского Союза и развятия геофизи-
ческих методов разведки полезных иско-
паемых. В области физаки моря предпо-
ложено неследование теории морских тече-
ний и приливов. штормов и их воздействия
на берег и важного вопроса о тепловых и
динамических воздействиях между океаном
и материками. Шо, разделу аэрологии наме-
чено продолжение исслелования по строе-
нию п составу стратоеферы и поносферы.
по пропеесам испарения. конденсапии и ©б-
разования осадков: в свободной атмосфере.
Большая работа прелположена по оитиче-
ским методам изучения атмосферы, в чает-
ности по способу прожекторного зонлирова-
НИЯ.

Очень важны сотрудничество п постоян-
ная связь в работе наших геофизиков с
большой системой гилрометеорологичеекой
службы. Только на этом пути можно гаран-
тировать лействительное соответствие ва-
шей работы многим важным госуларетвев-
ным затачам. стоящим перел геофизикой
	д —-[—————ыю———
АЛРЕС РЕЛАКЦИИ а ИЗДА АТЕЛЬСТВА: M ©. ск ‚ква. 40.
	д 3-36-59; Ияостраввого—Д. 3-37-59;
	Г 043350.
		Очень большую программу работы наме-
тили наши историки — по истории СССР,
по истории нашей столицы, по истории ра-
бочего класса в СССР и вместе с тем по
истории славянских народов, по история
Европы и Америки и очень большое числэ
отдельных монографий. Отдельно нужно
отметить большие планы по истории ис-
кусетв и по истории науки. Мы знаем, что
в акалемпи сосредоточены превосходные
кадры иеториков, по общирноеть намечен-
ной программы все же внушает опасение
не столько, может быть, в отношении того.
что план будет выполнен, сколько по по-
воду качества выполнения. .

Наша академия была всегда и собствен-
ным и мировым пентром языкознания. П-
		СЕГОДНЯ В ТЕАТРАХ
{Начало спектаклей в 7 ч, 30 м. вечера)
ГОС. БОЛЫШОЙ ТЕАТР. Евгений Онегин,
ФИЛИАЛ БОЛЬШОГО — Русалка.
COO, МАЛЫЙ ТЕАТР — Сотворение мира,
ФИЛИАЛ МАЛОГО — Женитьба Белугина,
МХАТ СССР им„ ГОРЬКОГО — Последняя
жертва.
‚ ФИЛИАЛ МХАТ — Идеальный муж.
ЦЕНТР, Т-Р КР. АРМИИ — Учитель танцев,
а ТЕАТР им. ВАХТАНГОВА — Мадемуазель
итуш,
ГОС, ЕВРЕЙСКИЙ ТЕАТР — Цвей кунилемл,
МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА ГОСЦИРК_
премьера — ГАСТРОЛИ АЗЕРБАЙДЖАНСКОГО
ЦИРКОВОГО КОЛЛЕКТИВА. Нач. в 8 ч. веч,
	Перейдем к плану Технического отделе-
ния. Он далеко не охватывает всех техни-
ческих работ, проектируемых в плане ака-
демии,

Мы намечаем пелую грунпу важных ра-
той по вопросам механики, 10 проблеме

Сстойчивоети движения и теорий Колеба-
ний. по аэрпгидролинамике и газовой ди-
намике. по теории упругоети. теории пла-
стичности и теоретическим вопросам строп-
тельной механики. по аэродинамике движ
пия пра больших ексростях. Нет. сомнения,

ГВА: Москва. 40. Ленинградское шоссе, улица «Правды», д.
Писем—Д 3-15-69; Местпой сети—Д 3-15-47; Ихформации — д
	просам правовых отношений в социалисти-   всемерно поможем выполнению и перевы-
ческом обществе, о праве собственности в   полнению нового сталинского пятилетнего
СССР. о праве на труд и вознаграждения   плана.
	1 ОТДЕЛОВ РЕДАКЦИИ: Справочное бюро — Д 3-15-68; Партийяой жизни — Д 3-35-42; Пропаганды — Д 5-33-88; Сельскохозийственного — 3-10-85; Эк у : —
24. ТЕЛЕФОНЫ ОТДЕЛОВ ae corna — Il 3-38-73; Boesnoro — Л 3-37-63; Отдел выездных редакций и массовой работы — Д 3-32-10; Обзоров печатн TL 335 be bos SKoHOMMaecKoro —
	39-00; Экспедиция — Л 3.39-80,
	Секретариат — Д 3-15-64;

=
		Типография газеты «Правда» имени Сталина `