10 ИЮЛЯ 1946 г., № 152 (10244)

К советско-датским торговым отношениям  Выступление Осубка-Моравского
	Б результате переговоров между Мини-
стерством Вненней Торговли СССР и пра-
ехавшей в Москву Датской Торговой Деле-
гацией, возглавлявшейся принцем Аксель,
8 июля с. г. было подписано Соглашение
между Правительством Союза ССР и Пра-
вительством Дании о взаимных поставках
товаров. ‘

CorlaMenne 3aRAWICHO CPOROM Ha ABa ro-
да с возможным продленнем его действия
на дальнейшее время; оно определяет поря-
док осуществления товарооборота п расче-
тов между СССР и Данией.

Олновременно стороны договорились о
конкретных поставках товаров в период ¢
1 июля 1946 года по 31 декабря 1947 года

Дания будет поставлять Советскому Сою-
зу главным образом сливочное масло и мясо.
	БЕТРАД, 9 июля. {ТАСС). Вчера после
трехдневного перерыва’ возобновилось слу-
manne дела Михайловича и его сообщни-
ков. Слово было предоставлено обвинителю
полковнику Миничу.

Мияич констатировал в своей речи, что
обвиниельное заключение получило на’ су-
де убедительное и неопровержимое под-
тверждение. Вся деятельность предателей
всех оттенков от Недича, Навелича до Ми-
хайловича, Слободана Иовановича, Лазара
Марковича и им подобных шла во время
войны и оккупации по’ одной общей ли-
нии — помощи оккупантам в борьбе против
народно-освободительного движения.

Отметив, что югославские эмигрантские
правительства и бывший король оказывали
Михайловичу всяческую поддержку, и оха-
рактеризовав связи Михайловича © реак-
пионными кругами Болгарии, Венгрии,
Греции, Албании и других стран, обвини-
тель продолжал:

«Показания обвиняемого Михайловича и
письменные документы, прочитанные на
суде, показали, что английские и амери-
канские военные представители, которые
были в штабе Михайловича, толкая Ми-
хайловича на борьбу против партизан, в
сущноети поддерживали его сотрудничество
© оккупантами в борьбе против освободи-
тельного восетаняя народов Югославии.
Нет сомнения, что действия этих офипе-
ров были выражением политики некоторых
реакционных кругов за рубежом, которые
хотели лать политическому развитию на
Балканах направление, более отвечающее
их собственным интересам, чем интересам
балканских народов. Совершенно яено, что
Михайлович не мог бы так долго улержать-
ся, если бы. он не получал, моральной, ма-
тернальной в политической помощи 113-38
границы. Эта помошь облегчила ему воз-
можность скрывать от народных масс своё
сотрудничество е оккупантами. Особенно
большую помощь Михайлович получил от
прибывших в его штаб в 1944 году амери-
ханских. офицеров (после того, каК его штад
оставили английские офицеры), в то время
когда сотрудничество его отрядов с окку-
	пантами п слугамя озкупантов было совер-
	шенно открытым и очевидным. Эти амери-
канекие офицеры находились в его штабе
вплоть до января 1945 года. Вследствие
этого. Михайлевич имел возможность почти
до полного распада своей организации дер-
жать в заблуждении некоторое чиело лю-
лей в нашей стране относительно своего
сотрудничества с оккупантами. Если бы
Михайлович не получал помощи из-за ру-
бежа, народы Югославии со значительно
меньшими жертвами и намного раньше
ликвилировали бы всю ето организацию и
его самого, как обычного слугу и помош-
ника оккупантов».

Предательство Михайловича, подчеркнул
обвинитель, ослабило военные усилия юго-
славского народа и общий фронт борьбы
против фашизма. /

Как отметил далее обвинитель, Михайло-
вич первым начал братоубийственную вой-
	АРШАВА, 9 июла. (ТАСС). Премьер-
министр 9. Осубка-Морзвекий устроил вче-
ра пресс-конференцию для иностранных
корреспондентов, из которой привел неко-
торые данные 90 итогах референдума и о
займе на восстановление страны.

«Проведенный в Польше референдум, —
заявил` премьер-министр. — в силу всем из-
вестного отношения к нему со стороны оп-
позиции явнлея плебиецитом, в результате
которого широкие массы польского населе-
ния выразили свое доверие правитель-
ству, полностью одобрив провеленные им
реформы. Хотя окончательные итоги. рефе-
рендума будут опубликованы только 12 ию-
ля, уже сегодня на основе предварительных
данных можно с уверенностью сказать, что
референдум поинее победу блоку лемократи-
ческих партий. Во всяком случае не менее
60) проц., повидимому, ответило «да» на все
трл вопроса референдума.

Сторонники Миколайчика вместе се пра-
вым крылом партин «Стронниптво пращи»
получили не более 15 процентов и пример-
но 25 процентов голосов получит польское
реакционное подполье НСЗ, ВИН и лрутгае
реакционно-фапгистские организации. Из
этого можно сделать вывод. что реакция в
Польше сильна».

«Яркий евет на внутринелитичеекое по-
ложение страны.— продолжал премьер-мя-
нистр,— бросают’ результаты реализации
первого займа на восстановление страны.
Итоги этого займа мы оцениваем, как наи-
большую побэлу, которая _когда- либо отер-
живалась в Польше в этой области. Выпу-
ская нынешний заем восстановления стра-
ны, мы привлекли к его реализации самые
широкие круги польской общественнеети.
Было создано 19 воеводеких. 206 уездных

и 2.600 волостных комитетов, а также го-
р комитеты содействия займу. Еще ло
открытия официальной подписки около 170
тысяч польских граждан добровольно под-
писались на заем на сумму около 1 млн.
злотых. Мы расечитывали распространить
завм на сумму в 2—3 миллиарда злотых,
фактически же население дало взаймы
демократическому государству более 4.500
миллионов злотых.

В 1933 голу, когда население Польши
составляло 35 млн, человек, подписалось
	ТЕГЕРАН, 9 июля. (ТАСС). В конце ию-
ня Народная партия Ирана и партия
«Иран» заключили блок под названием
«Коалиционного фронта демократических
партий». 30 июня эти партин опублико-
вали совместную декларацию, в которой го-
ворится, что «Коалиционный фронт демо-
кратическох партий» будет проводить борь-
бу за полное поражение реакционных эле-
ментов, платных агентов империализма и
противников реформ, свободы и прогресез
иранского парода.

В декларации указывается также, что
«Коалиционный фронт демократических
партий» будет стремиться к развитию дру-
жественных отношений иранского прави-
тельства ео всеми правательствами, симпа-
тизирующими прогрессивным п демократи-
ческим пелям иранского народа. Наконец,
декларация указывает на необходимость со-
трудничества со всеми другими демократи-
ческими партиями, обществами, писателя-
	СССР будет поставлять в Данию сырье и
материалы, необходимые для промышленно-
сти Дании.

Стороны условились вступать в перего-
воры в сентябре— октябре текущего года 0
дополнительных поставках из Janno pg Cows
ССР масла и мяса на условиях ветреччых
поставок из Союза ССР жмыхов и зерна.

Соглашение подписали: по уполномочию
Советского Правительства — Заместлтэль
Министра Внешней Торговли А. Д. Крутя-
ков и по уполномочию Правительства Ла-
нии — Поеланиик г-н Хуго Хергель.

В ближайшее время ожидается заключе-
ние постоянного Договора о торговле и мо-
реплавании между СССР и Данией. перего-
воры относительно которого были недавно
начаты и успешно развиваются. (ТАСС).
	ну, приказав напасть на партизан на Ужя-
це. Трехнедельное сотрудничество четников
с партизанами было только гнусным манев-
ром Михайловича. Факты показали, чт.
Михайлович — человек, готовый на всё в
борьбе против  народно-освоболительного
твижения. Обвинитель разоблачил уловки
Михайловича, который на суде пытался от-
рицать свое сотрудничество с оккупанта-
ми и предателями, сваливая всю вину на
подчиненных ему командиров. Обвинитель
устанавливает, что никогда не было такого
положения, чтобы четнические командиры
сотрудничали с оккупантами против воли
Михайловича. В подтверждение обвинитель
приводит десятки телеграмм Михайловича,
в которых он писал: «используйте неу-
цев», «используйте итальянцев» ит. г.
	Далее обвинитель, исходя из установлен-
ных на суде фактов, перешел к анализу
преступной деятельности остальных обви-
няемых. Говоря о подсудимом Молевиче,
обвинитель подчеркнул, что он совсем нэ
был «идеологом», занимавшимся созданием
каких-то концепций без всякой связи с
практической деятельностью. каким он
старался изобразить себя. «На суде уста-
новлено.— сказал обвинитель, — что с на-
чала 1942 гола Молевич принадлежал к
числу политических руководителей преда-
тельской организации Драже Михайловича,
был одним из ближайших сотрудников по-
следнего в руководстве четническим движе-
нием п оставался таковым до конпа».
	Говоря о бывшем шефе сербской государ-
ственной безопасности подсудимом Драго-
мире Иовановиче, обвинитель напомнил,
что оп во время оккупации посылал сотни
людей на расстрел.

После этого обвинитель порешел к суди-
мым заочно членам бывших эмигрантеких
правительств. Сославшись на показания
Михайловича и свидетелей, а также на
оглашенные на суде документы, Минич
полчеркнул, что, находясь на территорий
союзной  етраны, подсудимые Слоболан
Йованович и другие хлопотали перел союз-
ными властями 0б оказании Михайловичу
помощи. давали ему директивы, хотя зна-
ли, что четническая организация сотрудни-
чает с оккупантами. Они хотели задуптить
народно-освободительное движение. Oco-
бенно важной, по мнению обвинителя, была
роль Слоболана Иовановича, Живана Кне-
жевича, Шетра Живковича, Константина
Фотича, Милана Гавриловича.

Охарактеризовав вину каждого подсули-
мого, обвинитель потребовал вынести са-
мый суровый приговор этим злейшим пре-
дателям родины.

ВЕЛГРАЛ, 9 июля. (ТАСС). На вечернем
заседании суда над Михайловичем 8 июля
выступили с речами защитники подеуди-
мого адвокаты Джонович и Иоксимович.

Джонович просил У суда снисхождения
К своему подзащитному. Йоксимович пытал-
ся в своей речи обелить Михайловича п
снять с него ответственность за совершен-
ные им преступления,

Ha национальный заем 1.450 тые. чело-
век, а сейчас при наличии 23 миллионов
населения подписалось более 1.800 тысяч
человек».

Говоря о партии «Польске стронництво
людове» (ПСА), 0субка-Моравский отметил,
что эта партия состоит по крайней мере
из двух или даже из трех частей. «Мы, —
сказал премьер-министр, — не преследова-
ли и не имеем намерения преследовать ту
часть ПСА, которая хотя и находится в оппо-
зинии, всё-таки является приверженцем
демократических завоеваний, но мы будем
рентительно бороться с той частью НСЛ,
которая хочет посеять анархию в стране».
_ Отвечая на вонрое, верны лн заявления
отдельных деятелей о том, что выборы в
сейм состоятся в ноябре, премьер-министр
сказал, что решение еще не состоялось, но
эти заявления близки к истине. Так же как
и в пернод референдума, в избирательные
комиссии будут входнть и члены, ПСА.

На вопрое, опротестовал ли Миколайчик
итоги референдума, премьер-министр отве-
тил, что он не мог этого сделать даже по
формальным причинам, ибо итоти референ-
дума еще не подведены. Но Миколайчик
любит протестовать по всякому и без вся-
кого повода. Он запротестовал даже тогда,
когда Совет министров поставил вопрое ©
доставке в Польшу останков Сикооского.

Как заявил Осубка-Моравский, «боль-
шую часть польского духовенства, к сожз-
лению, надо отнести к разряду польской
реакции». ()собенно позорным является тот
факт, что католическое духовенство реши-
тельно отказалось подписать какие-либо
декларации. наппавленные против еврей-
ских погромов. Имеют место случаи, когда
кеендзы отказываются хоронить убитых
бандитами государственных служащих.
«Весьма  возможно,— сказал премьер, —
что низовое. католическое духовенство го
одобряет этих действий католической
церкви, но. оно сильно связано дисциили-
ной. Еели учесть, что польское духовенство
протестовало и против закона о граждан-
ской записи браков, введенного на западе
белее ста лет назад, то следует сделать вы-
вод, что польское духовенство было п
остается наиболее отсталым и реакцион-
НЫМ».
	ми, газетами и всеми передовыми людьми.

Демократические газеты приветствуют
образование «Коалиционного фронта демо-
кратических партий».

Газета «Рахбар» пишет, что создание
«Коалиционного фронта» вызвано необхо-
димостью борьбы против реакцин в целях
об’единения демократических сил страны
накануне выборов в меджлие. Газета
«Джебхе». орган; партии «Иран», пишет:

«Мы открыто заявляем, что по указан-
ным в декларации вопросам у нас нет раз-
ногласий. 0бе партии борютея против ко-
лонизации и реакции, за реформы и счастье
варода. Мы будем и впредь на зло агентам
иупериализма т’ реакции тесно сотрудни-
чать друг с другом ради достижения этих
целей».
 Реакиионные газеты встретили 0бразо-
  вание «Козлиционного Фронта. демократиче-
  ских партий» с враждебностью и раздра-
  RENTON.
	Образование «Коалиционного фронта
демократических партий» Ирана
	Сул нал Михайловичем
	и его сообщниками
Речь обвинителя

ЕКС
	дал строительству советекон культуры в2е
свон творческие силы, весь свой талант.

Самоотверженным трудом в облаети кс-
кусства Александр Васильевич снискал за-
служенный почет и славу. Ему были при-
своены звание Народного артиста СССР,
степень доктора искусствоведческих наук,
он дважды был удостоен Сталинской пре-
мии. Советское правительство высоко оце-
нило деятельность товарища Алексанпрова,
наградив его орденами Ленина, Трудового
Красного Знамени, Красной Звезды и меда-
лями: «3a оборону Москвы», «За побелу
над Германией в Великой Отечественной
войне 1941—1945 г.г.», «За доблестный
труд в Великой Отечественной — войне
1941—1945 г.г.».

Бойцы, офицеры, генералы и работники
советского искусства будут помнить и
чтить образ Александра Васильевича Алек-
сандрова за все, что он дал советскому
народу своим большим талантом и любящим
сердцем.
	А. Василевский,
	И. Конев, К. Вершинин,

$ июля 1946 года скончался талантли-
вый русский композитор и дирижер, автор
музыки Гимна Советского Союза, основа-
тель и бессменный руководитель Врасно-
зпаменного ансамбля красноармейской пес-
ни и пляски Союза ССР — генерал-майор
Александр Васильевич Александроз. Крас-
ная Армия и советское искусство понесли
тяжелую ‘утрату.

Вею свою жизнь Александр Васильевич
посвятил созданию, обработке и пропаганде
русской народной и красноармейской пес-
ни. Он воспевал родную страну, ее геронче-
ское прошлое, ее славное настоящее, жизнь
и подвиги советских людей. Его песни вос-
питывали советских людей в духе патрио-
тизма и любви к Родине. Многие ero песени
посвящены Красной Армии — верному за-
шитнику нашего отечества.

Созданный Александром Васильевичем в
1928 году Ансамбль красноармейской песня
и пляски хвляется одним из замечательных
музыкальных коллективов нашей страны.
Он пользуется горячей любовью нашей Ар-
мии, широко известен в Советском Союзе и
за его пределами.
	В годы Великой Отечественной войны
Александр Васильевич стремился запечат-
леть в музыке великие подвиги советского
народа и его Красной Армии. Он написал
десятки песен, зовущих на геройзм и под-
виги во имя Родины. В сроей песне «Свя-
щенная война», написанной в первые дни
войны, он со всей силой выразил. чувства
миллионов советских людей, их твердую
уверенность в грядущей победе над врагом.

Александр Васильевич Александров яР-
ляется автором музыкя Гимна Советского
Союза.
	Деятельность Александра Васильевича
была на ‘редкоеть многогранной. Он про-
явил себя не только как выдающийся ком-
позитор и дирижер, но и как талантливый
воспитатель вокальных кадров, неутоми-
мый пропагандист народного творчества.

Александр Васильевич высоко поднял
песенную культуру в Вооруженных силах.
при его горячем участии созданы десятки
ансамблей красноармейской песни и пляс-
RE.
Александр Васильевич Александров от-

Н. Булганин, К. Ворошилов,
	Н. Кузнецов, А. Хрулев, К. Рокоссовский, В. Соколовский, Г. Александ-
ров; И. Шикин, М. Храпченко, А. Хачатурян, В. Шебалин, Н. Мясковский,
	Л. Шостакович, ПН. Тихонов,
	Р. Глиэр, Ю. Шапорин, А. Новиков,
	В. Соловьев-Седой, В. Захаров, А. Свешников, Ф. Кузнецов, С. Шатилов.
М. Пронин, В. Веселов, П. Федосеев, М. Иовчук, А. Лебедев, А. Еголин,
В. Сурин, С. Чернецкий, А. Попов, И. Моисеев, И. Дунаевский, А. Царицан,
	В. Максимов.
		Дополнительный
государственный бюджет
в Болгарии
	СОФИЯ, 8 июля. (ТАСС). Народное со-
брание приняло закон о дополнительном
государственном бюджете на 1946 год в сум-
Me 13.844.234.770 левов. Из этой суммы
получит 1,5 млрд. левов главная дирекция
электрификации страны. На эти средства
будет построено 27 гидрозлектростанций и
3 мощных тенлоэлектроцентрали.

Часть отпущенных кредитов идет на па-
стройку 10 водохранилищ, которые сросат
2 млн. гектаров земли. 300 млн. левов 113
общей суммы дополнительных средетв пред-
назначены на осушение Дунайской п Чер-
номорской ‘низменностей.

Дополнительный бюджет позволит 10
конца 1947 г. протянуть 340 километров
электролиний высокого напряжения и 925
километров низкого напряжения. Главная
дирекция железных дорог и портов полу-
	чает 3.420 млн. левов, на которые закон
	чит сооружение нескольких магистрален,.
пмеющих большое экономическое. значение,“

800 млн. левов из дополнительного бюд-“
жета отпущено на постройку государст-
венных машинно-тракторных станций, на
восстановление скотоводства и развитие
лесного хозяйства. Значительные суммы
затрачиваются на постройку школ, мостов,
дорог и других сооружений.

подетво. Ради справедливости следует заме-
тить, что в среде самих наиболее здравоз
мыслящих американцев подобные стрехле-
ния получают все более резкий отпор. Эти
люди прекраено понимают нереальность им-
периалистических планов подчинения всей
планеты Соединенным Штатам Америки и
великую опасность для самой Америки и для
мира во всем мире распространения подоб<
ного рода идеологии. Так, американец Пеф-
фер в своей книге «Америка и ее место в
мире» выражает мнение довольно широких
прогрессивных кругов, подвергая критике те
умонастроения, кои толкают некоторых аме-.
риканских политических деятелей в сторо-
ну все расширяющейся империалистической
экспансия. Он критикует распространив=
шиеся в последние годы разговоры об «амери-
канском веке» и считает это признаком
неразумности и незрелости людей, которые
предлагают Америке силой оружия 33808
вать господство в мире. Пеффер предупреж-.
дает 06 опасности такого пути. Ссылаясь н&.
факты послевоенной американской полити-.
ки. он отмечает. что «в империализме, К9=:

торый больше чего-либо другого связан с.

чувством удовлетворения, аппетит прихо
дит с едой. То, что берется вначале по не-;
обходимости, затем берется уже ради само-
го чувства удовлетворения. Военная мощь
вызывает желание получить большую
власть, причем первоначально это делается
для самосохранения, а затем ради самого
наслаждения от использования власти. Нет
оснований рассчитывать, что Америка бу-
дет исключением из этого правила... Ни од-
па большая страна в Европе или Азии не
желает американского руководства, не при-
знала бы его и даже не стала бы терпеть
его». Пеффер отмечал далее, что США
«никогда не внушали доверия в отношении
своей политической принципиальности».
Таким образом, в современной буржуаз-
ной социологии и политической литературе
нет недостатка в различного рода планах и
прожектах. Распространение такого рода ра-
бот является своего рода идеологической и
политической подготовкой населения к про-
зодимой и намечаемой к проведению импе<
		риалистической экспансии. i
es * & 1

Когда мы говорим о современной зару-
бежной социологии, приходится учитывать,
что ни в Англии или США, ни в какой-либо
другой капиталистической стране нет общез”
		«Импорт» немецких ученых
в США
	НЬЮ-ИОРК, 6 июля. (ТАСС). Как сооб-
шает вашянгтонский корреспондент газе-
ты «Нью-Йорк уорад телеграмм», rocysap-
ственный департамент, военное и морское
министерства США разработали и одобрили
программу, позволяющую немецким ученым
в’езжать в США и принимать американское
гражданство.

Правительственные круги, указывает
корреспондент, надеются, таким образом,
постоянно «импортировать» виднейших
австрийских и немецких ученых, в TOM
числе и тех, кто уже работает над секрет-
ным вооружением для американского ®л0-
	та и армии,
—_CE-—
	Провоканионная деятельность реакционных элементов в Иране
	ТЕГЕРАН, 9 июля. (ТАСС). 30 июня
ЦЕ Народной партии Ирана и Центральный
совет профсоюзов опубликозали декларацию,
в которой указывается, что некоторые
авантюристы и реакционные элементы в
целях возбуждения общественного мнения
намерены от имени Народной партии и ра-
бочих профсоюзов организовать провокапи-
онные выступления.

В связи © этим газета «Рахбар» пишет,
что. в последнее время усилились провока-

ции подозрительных ип темных элементов,
некоторые из них раз’езжают по деревням
и от имени Народной партии подстрекают
креетьян к убийству помещиков и пр. В са-
мом Тегеране, отмечает газета, Maran
Дафтари, Ахмед Дехган и др. лица под ви-
дом «митинга и демонстрации» «народной
партии» готовили своего рода погром в го-
роде с целью создания условий для перехо-
да в наступление против демократических
организаций.
	Нас интересует здесь не столько содер-
жание подобных планов, сколько тенденция,
которая явственно проявляется в рассужде-
виях на эту тему.

Американец Зифф предлагает в последней
  главе своей книги «Джентльмены о мире»
разделить весь мир на полдюжины гигант-
ских «государетв-агрегатов», из которых
каждый должен обладать равными полити-
ческими правами, всеми необходимыми ре-
суреами, достаточным количеством населе-
	ния и  обоснованн МИ. географическими
границами, чтобы быть самостоятельным
	в экономическом отношении и неуязвимым
в отношении военном. Весь мир, естественно,
распадется на пять-—шесть таких атре-
гатов, из которых каждый спаян единством
интересов в единое целое. Зифф считает, что
СССР уже обладает необходимыми закончен-
ностью и полнотой. Остается только создать
(б`единенный Восток, 0б’единенную Европу,
Западный Союз. Само с0бой разумеется,
что, по мнению Зиффа, основное население
земного шара должно находиться под эги-
дой США и Англии. Таким образом, идеаль-
ный мировой порядок, по мнению некото-
рых зарубежных политиков, будет уста-
новлен лишь тогда, когда США и Велико-
британия проглотят остальной мир, подчи-
нив себе все народы и государства.
Известно, что гитлеровская Германия вку-
пе с фашистской Италией стремилась завое-
вать госполетво над всеми современными
	наролами и государствами. Известно так-
	же, чем окончилаеь эта попытка в ре5уль-
tate второй мировой войны.

Й когла мы слышим ныне все чаще раз-
дающиеся толоса о том, что США пли
Великобритания должны стать во главе
современного прогресса, взять на себя ру-
ководящую роль по отношению Е другим
народам и государствам. следует  напом-
нить, что еще совсем недавно политики
США и той же Великобритании считали
подобные действия роковыми для госу-
дарств, которые возомнят себя руководя-
щими странами: Так, английский политик
Эдуард Григг писал: «Мировые империи,
начиная от империи Фридриха Барбаросвы
10 наполеоновской п от наполеоновской до
гитлеровской, все вместе и каждая в от-
дельности, потерпели неудачу в попытке
создать порядок, приемлемый для осталь-
ной Европы, потому, что они не имели
иной цели, кроме собственного расшире-
ния». (9. Григг. «Внешняя политика Ан-
ria»),
	Аннулирование «черных списков»
в США
	ВАШИНГТОН, 9 июля. (ТАСС). Государ-
ственный департамент США об’явил 0б ан-
нулировании так называемых «черных спи-
сков» отдельных лиц и фирм, которые своей
деятельностью содействовали военным уеи-
лиям держав оси. Представитель государ-
ственного департамента заявил, что реше-
ние об аннулировании «черных списков»
было принято после консультации с пра-
вительствами Англии и Канады, которые
также согласились аннулировать своп «чер-
ные списки».
	Ло тех пор, пока английские политики и
сопиологи рассуждают вообще о мировом
господстве одной нации, они против тако-
го господетва. Когда же речь заходит о ми-
ревом господстве Великобритании, они в0-
торженно высказываются за него. Импери-
алистическая агрессивная идеология, за-
родившаяся еще в прошлом веке в аристо-
кратичееких кругах английских тори, не
исчезла из английской публипистики и Co-
циологической литературы на протяжении
всех этих лет. Обоснование этой идеологии
доходит до смептного. Тот же Эдуард Гритг,
сославшийся на историческае примеры,
критикуя идею о мировом господстве, вы-
ступил в защиту руководящей роли Англии
в Европе: «Без Англии, — пишет он, — с1о-
собной и готовой играть решающую роль в
качестве европейской державы, Западная
Европа окажется без рукоглдителя».

В мае 1946 года английский публициет
Кинг-Холл опубликовал большую статью пол
заглавием «Союз западных держав».
Прежде всего он ратует за смелое выетуп-
ление Англии в качестве руководителя и
организатора «западного союза государств,
включающего и Западную Германию». В
этом он видит непосредственную цель
внешней политики Великобритании. Ш
мнению Кинг-Холла, Англия должна взять
инициативу организовать внешнюю  поли-
THEY для западной демократии. Правда.
он предвидит, что подобного рода позиция
Великобритании была бы расценена евро-
пейскими державами как сговор против дру-
гих миролюбивых стран. Он отмечает, что
в связи с этим в различных государетвах
поднимется сильный шум, но «такие вы-
пады мы должны ветретить с достойным
спокойствием».

Послушаем дальше Кинг-Холла: «Про-
блема западно-европейского союза при ан-
гло-американских связях не представляет
никаких непреодолимых затруднений для
Великобритании. Этот союз, которым будет
руководить Англия и который будет поддер-
живаться Францией, Бельгией, Голландией,
Данией, Венгрией и, вероятно, Италией, бу-
дет вдохновляться свободным демократиче-
ским мировоззрением».

Таковы сумасшедшие планы размечтав-
шегося английского империалиета.

` От английских политиков и социологов неё
отстают и американские. В США, особенно
после второй мировой войны, появились де-
сятки книг и статей, в которых обосновы-
ваются претензий США на мировое гос-
	О СОВРЕМЕННЫХ БУРЖУАЗНЫХ ТЕОРИЯХ
ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
		строено. Другое — состоит в зависимости
общественного переустройства ог успехов
естественных наук, в особенности от геоло-
гии, биологии и психологии. Поскольку в
прошлом общество воспользовалось именно
этими двумя предпосылками для совершен-
ствования своей жизни, постольку и в бу-
дущем, по мнению Майера, не исключен
путь более разумного использования тех же
самых возможностей. Хотя Майер и считал
возможным предложить некие меры для то-
го, чтобы направить развитие общества ‚по
более верному ин лучшему пути, однако,
когда дело дошло до практической реали-
зации этого пожелания, социолог явно спа-
совал и ограничился лишь весьма и весьма
абстрактными соображениями о будущем.
	Имеются и другие социологи, которые
также чието снекулятивным путем выводят
заключение о том, будто бы ныне происхо-
дит замена чувственной материальной куль-
туры духовной культурой. происходит ко-
ренной пересмотр ценностей, епиритуализа-
ция интбллекта, обаагораживание поведе-
ния, религиозная экзальтация. Рисуя кар-
тину дальнейшего прогресса человеческого
общества, социологи вынуждены обретаться
в сфере беспримерной тавтологии, умозри-
тельных предположений, фантастических
спекуляций. .

He лучше обстоит дело и © политическими
трудамн; посвященными будущему устрой-
ству общественной жизни. В последнее вре-
мя в зарубежной литературе появилось
огромное количество всяческих планов пере-
устройства общественной жизни. Одни
предлагают создать Штаты Мира, другие
считают возможным перекроить современ-
пые государственные границы веех народов
ц образовать новые страны, государства по
чисто этническому признаку; третьи делят
мир по расовому принципу и считают по-
лезным осуществить огромное переселение
народов в целях собирания рас в одни ком-
нактные массы; четвертые предлагают раз-
делить мир на сферы влияния между круп-
нейшими государствами, об’единив вокруг
них малые народы и страны. Нонятно, ко-
нечно, что все эти планы лишены какой-
либо реальной почвы и являются плодом
разгоряченной фантазии их авторов.
	Весьма оживленно обсуждается в зару-
бежной социологии старый и вечно новый
вопрос о путях ближайшего и более отда-
ленного развития современного общества. В
разработке этой важнейшей проблемы на-
метились двоякого ‘рода тенденции. Одна
группа работ посвящена теоретическому
анализу возможностей предвидения. пре-
сказаний в общественной жизни ий 0боено-
ванию пути грядущего развития иетории,
В этой сфере. как правило, преобладают
скептические воззрения. Другая группа
трудов посвящена политическому освеще-
нию вопроса о будущем отдельных стран ий
устройству мира в целом.
	Крупнейший представитель американской
социологии Элварл Росс открыто высказал-
ся против каких бы то ни было прогнозов
общего характера в отношении человече-
ской истории. В своей книге «Социология
нового века» Росс призывает историков, с0-
циологов. экономиетов, если они хотят 3а-
воевать доверие. полностью отмежеваться
от астрологов, звездочетов, влохновенных
пророков и прорипателей. Опираясь на пе-
чальный опыт  протлого, американ:
ский социолог не советует общественной
науке размышлять над общими проблемами
общества и путямв его прогресса. Он ста-
paerca свести залачу социологии к иселе-
дованиям частных вопросов: отношение
между полами, брак и развод, состояние
тражданских свобод, система наказаний,
проблема пьянства и проч.
	Профессор Лондонского университета
Маннгейм в своей книге «Человек и обще-
ство в эпоху реконструкции» высказал не
мало интересных суждений о человеческой
свободе на различных ступенях развития
общества. Когла же речь зашла об органи-
зации свобохы в будущем, профессор ограни-
чился весьма туманными общими coobpa-
жениями о необходимости созлания пдеаль-
ного общества, в кохором-де ключевые по-
зиции будут определены для стратегического
	*) Сокращенная  стенограмма  доклала,
прочитанного на сессии Академии наук
СССР 4 июля с. г. Окончание. (Начало см.
	«Правду» от 8—\У 1).
	Г. Ф. АЛЕКСАНДРОВ
	Одна, руководства. и тем самым свободу можно
	обеспечить для веех людей. Американский
социолог Дьюи также ограничивается весь-
Ma общими и мало вразумительными суж-
дениями о перспективах развития общеет-
венной жизни. Он утверждает, что наше
чувство действительности затемнено и Нам
приходится думать. что, обсуждая идеаль-
ные цели. мы перескакиваем через суще-
ствующее. Идеалы выражают возможности,
они лашь картины, которые видят во сне.

С этой точки зреняя представляет также
азвестный интерее большая работа амери-
канского профессора Джозефа Майера
«Принципы общественной наукн в свете
научного метода». В этом труде Майер свя-
зывает быстрые темпы материального про-
грееса в ХХ веке с уснехами техники и фи-
зики, которые привели к значительному
преобразованию жизненных привычек чело-
века. Этот прогресс проявился в форме круп-
ных изменений в области промышленности,
управления государством, в более высо-
ком уровне жизни людей/ в распростра-
ненин национализма, демократии и на-
родного просвещения. Однако именно
эти успехи развития промышленности или
так называемого материального прогресса
принесли с собой, по мнению Майера, и ве-
ликие общественные трудности. Национа-
лизм принее, по мнению американского 6о-
циолога, высокомерный империализм; демо-
кратия — широкое распространение кор-
рупции; промышленный прогресс — вели-
цайшие войны всех времен и важные поли-
тические перевороты. Майер’ считает, что
существует лучший путь развития по срав-
нению «с неразберихой минувших двадцатя
столетий». Он пишет. что два обстоятель-
ства подсказывают возможность такого
лучшего пути. Одно из них состоит в созна-
ний того факта, что общество является по
	ада, \бВоему характеру не «естественным», ©
наук   скорее «искусственным» созданием и что

Е А Е ный
	оно было построено человеческими усилиями
и, следовательно, может быть ими же пере-
		‚ м.