1 АВГУСТА 1946 г., № 181 (10263)

оаключительная речь
		СССР тов,
	перестройки экономики для целей войны
сввершенно бесепорен, он установяен  до-
кументально, его признают подеудимые.
Спрашиваетея, к какой же войне подеу-
димые етали готовиться еразу нееле за-
хвата власти? Неужели к оборонительной
войне? Ведь никто не еобиралея на Герма-
нию нападать, ни у кого не было такой цели,
да н не могло ее быть. Но если Германия го-
товилась нев оборонительной войне, те по-
скольку факт подготовки к войне установ-
лен, ясно, что она готовилась к войне
агрессивной. Такова. логика фактов и та-
вовы вами факты. Германия начала и раз-
вязала ту вамую войну, которую она нод-
готовляла, и в 1937—1939 гг. произошло
	тб, что педготоваялось е 1935 г... Отеюла
	вывод: Нлан или заговор сущеетвовал, по
крайней мере, е 1983 года, т, е. е того
момента, когда фашиеты захватили ocy-
даретвенную власть и исКользовали ее хля
своих престунных целей. Это фзкты, а сло-
ва подеудимых, произнесенные ими тогда,
когда они не предполагали, что будут под-
судимыми, только подтверждают эти факты.
Достаточно указать на высгунления Шахта,
Круппа и других о том, как готовилось
фашиетекое правительство к войне си как
	этой цели подчинило вее облаети полнтиче-
	ской и экономичеекой жизни.

чо окономическом
положении Венгрии
	Окончание.
	25% и увеличила на 25—30% выпуск
промышленной продукции. Эти успехи
достигнуты несмотря на то, что немцы и
салашиеты большое количество самого цен-
ного промышленного оборудования и сырья
вывезли ‘в Аветрию и Германию, которое,
каБ и вывезенное венгерекое золото, ока-
залоеь в руках Американского Правитель-
ства и до енх пор еще не возвращено Вен-
pau. Такое положение, зависящее от про-
водимой американскими властями политики,
создает для Венгрии весьма тяжелые эко-
номические условия и находитея в полном
противоречии с заявлениями правительства
США о необходимоети ускорить экономиче-
ское восстановление Венгрии. В Вашем
письме от 22 июля указывается, что све-
дения о сумме вывезенного немцами и са-
лашистами венгерского имущества, которое
вот уже второй год находится в американ-
ской зоне оккунации, являются преувели-
ченными. Однако Американское Правитоль-
ство, как Вы сообщаете, только еще гото-
вит списки венгерской собственности, ограб-
ленной и вывезенной в Германию и Ав-
стрию, и еще не определило стоимости этой
собственности. Венгерский Премьер-Ми-
ниетр Надь Ференц в своем заявлении в
парламенте 7 февраля ©. г. есобщил, что
Венгерское Правительство зарегиетрировало.
имущество, находящееся в’ змериканской
зоне оккупации Германии и Австрии болег.
чем на 2 марл. долларов. Ёроме того, Вен-.
терекий Премьер-Миниетр добавил, что по
мере. выявления вывезенного имущества,
эта. сумма дойдет, примерно, до 3 млрд,
долларов. Это полностью соответетвует пиф-
рев 3 млрд, долларов, указанных в нотг
Советского Правительства от 21апреля с. г.
	Говоря 06 экономичееком положении Вен-
	трии, нельзя не отметить, что, несмотря на
имеющиеся в этой области трулноети, за
время после окончания войны в Венгрии
был построен ряд новых заведеких цехов и
заводов, & также был восстановлен и дообо-
рудован ряд уже сушеетвовавших заводов.
Столт назвать такие факты, как постройка
нового завода по производетву етанков, но-
	вого завода электросонротивлений «Ренике»,
ряд цехов по производству автомобильных
поршней, восстановление тракторного цеха
на заводе «Гофер-Шране», восстановление и
дооборудование отдельных цехов на заводе
«Росваман», «Хармат», «Козьма» и др.,
расширение завода алюминиевого проката и
изделий, большие работы по’ дооборудованию
электромеханического завода «Ганс». Вее
эти факты говорят о том, что в Венгрии
идет процесс восетановления нромышленно-
ети и что этому процесеу ренарационные
обязательства Венгрии ни в какой мере не
препятствуют. Тем самым опровергается со-
держащееся в Вашем пиеьме утверждение,
что основная масса венгерекой промышлен-
ной продукции текущего производетва яко-
бы поглощаетея репаралиями и что ничего
не остается для восстановления венгерского
хозяйства и для внутренних нужд Венгрии.
Такое утверждение опровергается и тем, что
за второе полугодие 1945 года почти 50°/o
всего проката металла пошло на нужды
венререкого хозяйства.
	В Вашем письме от 22 июля содержится
совершенно неправильное утверждение, что
якобы советские власти из’яли в Венгрии
промышленное оборудование на 124 мил-
лиона долларов. Такие заявления не имеют
под. собой почвы. и вызывают лишь удивле-
ние относительно источников информации,
которые при этом были использованы. Со-
ветекими войсками были вывезены из Вен-
грии, в качестве трофейного оборудования,
нескольке военных предприятий на еумму
не евыше 11 млн. долларов.
	Что касается предложения Американекого
Правительства, чтобы представители Совет-
ского Союза, США и Великобритании в Бон-
трольной Вомиссии совмеетно разработали
	паан экономического восстановления Вен-
грии, то Советское Правительство попреж-
нему считает это предложение неприемяе-
мым, поскольку, как это было указано в
письме Министерства Иноетранных Дел от
21 апреля, разработка такоге плана входит
исключительно в компетенцию Венгерского
Правительетва».
	Главного Обвинителя
р, А. Руденко _
	ха, гаулейтер зальцбурга, з затем Карин“
THE.

Эти так называемые «евидетели», такие,
как, например, Гюлер — правая рука
подсудимого Франка и еоучастник его во
всех преступлениях, или Боле, один 3
основных руководителей шнионеко-дивер-
енонной работы гитлеровцев за границей и
заведующий заграничным отделом фашисет-
ской партии, приходили ©юла для того,
чтобы, еовершив клятвопреступление, по-
пытатьея выгородить своих бывших хозяев
н еохранить евою собственную жизнь.

‚ Й вее же большинство «евидетелей за-
щиты» во время их хопроеа неизбежно пре-
вращалось в свидетелей обвинения. Их ‹а-
мих нзобличали «немые евилетели» —
документы, причем преимущеетвенно не-
мецкие, и они сами принуждены были изо-
бличать тех, кого они хотели оправдывать.

Другая грунла средств защиты — это
доводы и соображения юрндичеекого по-
DAIKS.
	hake me ередетва защиты были иеполь-
зованы подсудимыми и их защитниками,
какие доказательетва и аргументы они мог-
1и противопоетавить обвинению?

Средства защиты подеудимых можно раз-
делить на две основные группы.

Это, во-первых, рял свидетелей, вызван-
ных защитниками. Эти евидетели должны
были евоими показаниями смягчить вину
подеуднмых, умалить их действительную
роль в совершении злодеяний, обелив их
BO что бы то ни стало.

Эти свидетели в подавляющем большин-
стве случаев являлиеь или являютея обви-
няемыми по другим делам,

О какой об’ективноети п доетоверноети
показаний таких свидетелей защиты можно
говорить, если невиновность нодеудимого
Функа должен был подтвердить его заме-
етитель и соучастник, член «Сб» с 1931 г.
Хойлер, пмевший чин  группенфюрера
«СС»; вели в пользу. Зейее-Инкварта был
	‚ прязван свидетельетвовать престунник Рай-
	Hep — член фашистекой партии © 1930 то-
	НЮРНБЕРГ, 29 июля. (ТАСС). Сегодня
на вечернем заседании Трибунала выступил
сд следующей заключительной речью Глав-
ный Обвинитель от СССР тов. Р. А. Руденко:

Господин предеедатель! Госпоха судьи!

Мы подводим итоги судебного елехетвия
в отношении главных немецких военных
преступников.

В течение 9 месяцев самому тщатель-
нему, детальному исследованию были под-
вергнуты весе обстоятельетва дела, все д0-
вазательетва, представленные суду обвнне-
впем и защитой. На отно теянае. вменавше-
	еся в вину подеудимым, не осталовь 03
проверки, нн олно обетоятельство. имевшее
	значение, ве было упущено при раеемотре-
ния‘ данного. дела. Впервые в неторни пре-
ступники против человечества незут ответ:
ственность за свои преступления перед уе-
ждународным уголовным судом, впервые
народы еудят тех, кто обильно залил кровью
обтирнейшие проетранетва земли, кто
уничтожил миллионы невинных лютей,
	ооширисишие  пространотвз земли,
уничтожил миллионы невинных людей,
разрушал культурные ценности, ввел в си-
стему убийства, истязания, петребление
	стему убийства, истязания, истребление
стариков, женщин и летей, ETO заявлял
	явую претензию на господетво нал миром
	и эверг мнр в пучину невиданных бедетвнй.
	Да, такой судебный процеее впервые, про-
водится в историн правосудия. Судит суд,
	созданный миролюбнвыми и евоботолюбивы-
	мн странами, выражающими волю и защи-
щающими интересы всего прогрессивного
человечества, которое не хочет повторения
бедетвий, которое не допустит, чтобы шай-
ка преступников безнаказанно готовила по;
рабошение народов и истребление людей, а
	потом осуществляла свой изуверский план.
Человечество призывает к ответу преступни-
ков, и от его лица мы, обвинители, обвиня-
ем в этом процеесе. И как жалкн попытки
оспорить празо человечеетва судить врагов
человечества, как несостоятельны попытен
лишить народы права карать тех, кто еде-
лал своей целью порабощение и истребление
народов и эту преступную цель много лет
подряд осуществляя преступными сред-
етвами,

Настоящий процесс проводится таким 0б-
разом, что подсудимым, обвиняемым в
тягчайших преступлениях, были предостав-
лены вее возможности защиты, все необхо-
димые законные гарантии. В своей стране,
	стоя у кормила правления, подсудимые уни-
чтожили вее законные формы правосудия,
отбросили все усвоенные культурным че-
ловечеетвом принципы судопроизводства.
Но их самих судит международный суд е
соблюдением всех правовых гарантий, е
обеспечением подеулимым всех законных
		Некоторые правовые вопросы процесса
	Законодательство всех цивилизованных
народов предусматривает уголовную отвел
ственноеть 33 убийства, истязания, наси=
лия и грабежи, То обстоятельетво, что эти
преступления были организованы подеуди-
мыми в превосходящих человеческое в09б-
ражение размерах и в неслыханных по
евоей  садистекой жестокости формах,
конечно, не исключает, а лишь многократ-
но усиливает ответственность нреступни-
ROB.

Если бы подсудимые совершили престу-
пления на территории и в отношении гра-
ждан какой-либо одной етраны, Fo они с0-
глаено декларации глав правительств СССР,
Великобритании и США, опубликованной
2 ноября 1943 г., в нолном соответетвии ©
общепринятыми началами уголовного н уго-
Човно-процессуального права, были бы cy-
димы в этой стране и по ее законам, Эта
декларация гласила, что «германские офи-
церы и солдаты и члены нациетской партии,
которые были ответственны за вышеупомя-
нутые зверства, убийства и казни, или до-
бровольно принимали в них участие, будут
отосланы в страны, в которых были совер-
шены их отвратительные престунления, для
того, чтобы они могли быть судимы и на-
казаны в соответствии с законами этих ое-
вобожденных стран и свободных прави-
тельств, которые будут там созданы».

Однако подсудимые являются военными
преступниками, «преступления которых не
связаны с определенным географическим
местом» (ст. 1 соглашения четырех держав
от 8 августа 1945 г.), и потому их пре-
втупления подсудны. Международному Воен-
ному Трибуналу, действующему на основа-
нии устава.

Защитник подсудимого Гесса позволил
себе утверждать: «Не может быть никакого
сомнения в том, что преступления против
мира, как изложено в ст. 6, абзац 2 А уста-
ва, не существует».

Нет нужды здесь делать повторные сеыл-
ки на международные договоры (я их назы-
вал в своей вступительной речи 8 февраля
1946 года), в которых агрессивная война
была признана международным престулле-
нием.

Таким образом, попытки подсудимых и
их защитников укрытьея за принципом
«nullum crimen sine lege» провалились.

Они обвиняются в действиях, которые ви-
вилизованное человечество и раньше при-
знавало преступлениями.
	се приказа
	Обвинение в данном процееее, опираю-
щееся на огромный и безепорный фэзкти-
ческий материал, прочно стоит на позициях
нрава п законности, Поэтому уже в первых
ветупительных речах обвинителей было уде-
лено много внимания уголовно-правовому
обоснованию ответственности  полеудимых.

Защита в своих выступлениях перед
Трибуналом вновь поставила ряд правовых
вопросов: a) о значении нринцина «nullum
сгипеп зте ее», 6) о значёнии приказа,
в) об ответственноети государства и от-
дельных тиц, г) о понятии заговора и др.

В связи с этим считаю необходимым
вновь вернуться к некоторым правовым во-
просам в ответ на попытки защиты запу-
тать простые и ясные положения и пре-
вратить юридическую аргументацию в ды-
мовую завесу, призванную скрыть от суда
кровавую быль фашистских преступлений.

А) принцип «пиШиа стипеп зше lege».

Защита пыталась отвернуть обвинение,
доказывая, что в момент совершения подеу-
димыми инкриминируемых им деяний по-
следние не были предусмотрены действо-
вавшими законами, а потому подеудимые
не могут нести за них уголовную ответ-
ственность. Я мог бы просто отвести вее
ссылки на приннип <«nullum crimen sine
lege», так как устав Международного Во-
енного Трибунала, являющийся непрелож-
ным законом. подлежашим обязательному
иеполнению, устанавливает, что этот Три-
бунал «имеет право судить и наказывать
лиц, которые, действуя в интересах евро-
пейских стран оси индивихуально или в
качестве членов организации», совершили
любое из преступлений, перечисленных в
ет. 6 устава. Следовалельно, юридически
для вынесения приговора и применения на-
казания не требуется, чтобы совершенные
подсудимыми преступления были преду-
смотрены уголовными законами в момент их
совершения.

Однако не подлежит сомнению, что дей-
ствия подсудимых являлись преступными
и © точки зрения законов, лействовавших в
момент, когда эти преступления имели ме-
сто. Нормы уголовного правз, содержащие-
ся в уставе Международного Трибунала,
предетавляют собой выражение принципов,
содержащихся в ряде международных догово-
DOB, перечисленных в моей вступитель-
ной речи 8 февраля с. г., и в уголовном
законодательстве всех цивилизованных го-
еулауств.
	И сполнени
	Я ечитаю доказанным обвинение полех-
	дИмых в Том, Что в 1933 году. когла гитле-
	ровцы захватили власть в Германии, онн
создали план или заговор, включающий ©о-
вершение преступлений против мира, воен-
ных преступлений и преступлений против
	человечности;
	Судебным следетвием полностью доказа-
HO совершение преступлений полхсулимыми
	против мира, заключающихея в планирова-
нии, подготовке, развязывании и ведении
агрессивной войны, в нарушении междуна-
родных договоров, соглашений и 0бяза-
тельств. Здесь самй факты говорят за се-
бя; это — те войны, которые повлекли He-
виданные жертвы и опустошения и агрес-
CHBHHH характер которых установлен 6
		Бина подсудимых в совершении преету-
плений против мира полностью доказана,
Доказано полностью обвинение в соверше-
нии военных преступлений, заключающих-
ся в веления войны методами, протявовеча-
	щими законам и обычаям войны.
	Ни подсудимые, ни их защитники ничего
не могли возразить против самих фактов
совершения таких преступлений, Вее, что
они могли сказать по этому поводу, — это
то, что подеудимые сами не совершали
этих зверотв — уничтожения людей в «ду-
шегубках» и концентрационных лагерях;
своими руками не истребляли евреев и да-
же не знали отдельных подобных фактов, а
что факты эти были, против этого не епо-
рят и подсудимые. Подсудимые признают
эти факты. Бесплодный способ защиты! Ко-
нечно, подсудимым, занимавшим высшие
руководящие посты в гитлеровской Герма-
нии, не было никакой нужды самим овоими
руками расстрелявать, вешать, дупЕитЬ, 88-
мораживать живых людей в виде экспери-
мента и т. д. ит, п, Это делали по их ука-
заниям их подчиненные, палачи, выпол-
нявшие, так сказать, черную работу, 8
подсудимым нужно было только давать при-
	казания, исполнявшиеея беспрекословно.
	Цеэтому безнадежна попытка подеули-
мых разорвать свою связь с. этими палалча-
MH, отгородиться от них. Эта связь несом-
ненна и бесспорна. И если комендант «0с-
венцима» Рудольф Гессе вырывал золотые
зубы у мертвецов, то’ имперский министр
Вальтер Функ открывал для хранения
этих золотых зубов епепиальные сейфы в
	подвалах имперского банка.
Если  полчиненные
	Вели подчиненные — Кальтенбруннера
умерщвляли людей в душегубках, то етро-
нлись эти газенвагены на заводах Заура,
Даймлера и ВБенца. подчиненных подеуди-
	мому Шпееру.
	лозяйственный и культурный под’ём в Сербии
	АТРАД, 31 июля. (ТАСС). В евоем
somtase в cepocxoi Hapornofi Скупщине
премьер-министр Сербии Hemxoswa  под-
черкнул, что правительстве руководетво-
залось в своей деятельноети политикой На-
родного’ фронта и последовательно прово-
дило его программу. Отметив, что за но-
следний год экономическое положение рее-
публики во многом изменилоеь и жизнен-
ный уровень широких народных маее знз-
чительно новысилея, Нешкович указал,
ч10 в металлургичеекой промышленности
восстановлено и нущено в ход 92 процента,
в строительной и химической — 98 прэ-
центов, в конеервной — 100 процентов
предприятий. Докладчик указал, что в бли-
жайшем времени правительству удаетея
енизить цены на промышленные товары
от 20 до 30 процентов.

Касаясь положения в сельском хозяй-
стве, премьер-миниетр отметил увеличение
носевной площади под. техническими вуль-
турами, После оевобеждения от оккупан-
тов на территорий. Воеводины создан 31
малтянно-тракторный пункт © парком в
1.800 тракторов. а на территории собетвен-
но Сербии и автономной области Косово и
Метохия — 15 тавих пунктов © парком в
300 тракторов.

В результате осуществленяя земельной
	реформы в Боеводине нолучили землю 88
тые. семей, а на территории собствечно
Сербии, Косово и Метохии — около 37 тыс,
семей. Распределение: земли будет законче-
но текущей осенью. °

Касаясь затем состояния горнорудной
промышленноети, Ненгкович указал, что
добыча угля в текущем году на 36 upon.
превысила довоенный уровень добычи.

Затем Нешкович подробно остановилея
нз проблемах торговли, снабжения, финан-
совой политики, улучшення жилищных уе-
ловий, отметив достигнутые в этой облагти
успехи и подчеркнув недостатки.

Оесбый раздел доклзля Нешковича был
посвящен вопросам просвещения и злраво-
охранения. В текущем году только па тер-
ритории собетвенно Сербии будет открыто
119 новых начальных шкал, 8 также 87
начальных школ будут реорганизованы в
семилетки. Создаются две новых учитель-
ских школы. К моменту оевебуждания стра-
ны от оккупантов в больнинах Сербии ва-
ечитывалоеь всего пять тысяч коек, а сей-
час их имеетея уже около 14 тые.

Нешкович подробно остетил деятельноеть
властей в области социальняг? обеепече-
ния, где тоже имеются крунные угнехи.

Народная Скупщина единодушно одобри-
ча работу правительетва.
	Речь премьер-министра Сербии Нешковича
	Мы подводим сейчас итоги судебного
следствия, делаем выводы из раесмотрен-
ных на суде локазательетв, взвешиваем вее
	данные, на которых оеновано обвинение.
	Мы епрашиваем: подтвердилось ли на
суде пред’явленное подсудимым обвинение,
	довазана ли их вина!’
	На этот вопрос можно дать только один
ответ: судебное следствие полностью под-
твердило обвинение. Мы вменяем подсуди-
мым в вину только то, что на суде доказано
с полной несомненностью и достоверностью,
а доказаны все чудовищные преступления,
которые в течение многих лет подготовляла
банда оголтелых преступников, захватив-
ших в Германии государственную власть,
и В течение многих лет их осуществляла,
не считаясь ни с принципами права, свой-
ственными всем культурным странам, ни
с элементарными нормами человеческой мо-
		эти преступления доказаны, их опроверг-
нуть не могли ни показания подсудимых,
ни доводы защиты, их опровергнуть и не-
Льзя потому, что нельзя опровергнуть исти-
ну, а именно истина является прочным
результатом настоящего процесса, надеж-
ным итогом наших ддаятельных п упорных
	УСИЛИЙ.
	be
	Обвинение доказано во веех его элемен-
	На процессе главных немецких военных
	в Нюрнберге
	преступников
	Некоторые подсудимые в своих показан
ях Трибуналу безгранично преувеличиваля
роль авантюристь Гитлера, расечитывая та-
ким путем представить себя убогими карли-
ками, слепыми и покорными исполнителями
чужой воли. В поисках правовой базы для
этой позиции защитник Яройс много гово-
рил о значении приказов Гитлера. По мне-
нию защитника Яройса, приказ Гитлера
«был чем-то совершенно иным», чем при-
каз любого другого руководителя, что при-
каз Гитлера являлся актом «неприкосновен-
ным в правовом отношении», поэтому за-
щитник Яройс утверждает: «Что бы ни по-
нимал устав Трибунала под приказами, ко-
торые он отрицает как оенование, иеклю-
чающее уголовное преследование, можно ли
все-таки под этим подразумевать приказ
Гитлера? Может ли этот приказ подойти пох
понятие приказов, поедусмотренных уста-
вом?» Право толкования закона—неоспори-
мое право каждого судебного работника, в
	том числе, конечно, и защитника. Пред-
ставляется, однако, совершенно непостижи-
мым, какими логическими или иными мето-
дами руководствовался защитник, утверж-
пая, что положение устава, специально раз-
работанного для суда над главными воен-
ными преступниками гитлеровской Герма-
нии, именно условий деятельности этих
преступников не имело в виду. 0 каких же
приказах, кем изданных, в какой стране,
говорит устав Трибунала? Бесспорно,
разумеется, противоположное: авторы уста-
ва были в полной мере ориентированы в
специфической обстановке гитлеровской
Германии, были в полной мере ориентирова-
ны (по материалам Харьковекого и иных
процессов) в попытках подсудимых прятать-
ся за приказы Гитлера, и именно поэтому
они специально оговорили, что исполнение
явно преступного приказа не освобождает
от уголовной ответетвенноети.
	Вели военнопленных уничтожали нрофес-
сиональные палачи из соединения «Тотен-
копф» («Мертвая голова») и лагерной охра-
ны, то приказы 96 уничтожении подписыва-
лись фельдмаршалом германской армии Вей-
телем; именно подсудимые намечали сроки
уничтожения, отдавали приказы © созда-
нии специальной техники умерщвления,
илеологичесви обосновывали право «выеших
рас» на уничтожение истребление «не-
	рас» Ha уничтожение, истреоление <«нс-
полноненных народов». Это они спокойно
	и безжалостно наблюлали за замученными
жертвами и, как Гане Франк, произноеили
паралные речи «о еще новом шаге», прой-
	денном германским фапгизмом по пути очи-
щения ‘«жизненного пространства» от
«низших рас». .
	3a кажлое убийство, за каждую каплю
	невинной крови, пролитой гитлеровскими
пПалачами, несут ответетвенность подсуди-
	мые, ибо между ними и непосредственными
исполнителями зверств, убийетв, истяза-
	исполнителями зверств, убийств, истяза-
ний разница только в ранге и масштабе
деятельности: те — непосредственные па-
лачи, а они-главные палачи, начальники
палачей, палачи выешей марки; они во
много раз опаснее, чем: те, которых они
воспитывали в духе человеконенавиетни-
чества и изуверства и от которых они те-
перь так высокомерно, по-бареки отре-
каютея.

Полностью доказана вина подсудимых. в
совершении военных преступлений, в том,
что они организовали систему уничтоже-
ния военнопленных, мирного населения,
женщин, стариков и детей, в том, что по
их вине веюлу, где ступала нога немецкого
солдата, оставались геры трупов замучен-
ных людей, развалины и пожарища, опу-
етошенные торода и села, оскверненная и
залитая кровью земля.

Доказаны полностью преступления про-
тив человечности, совершенные подеуди-
мыми. Множество преступлений против че-
товечности совпадает е военными преетун-
	лениями, HO OHH являются и содержанием
самостоятельного раздела обвинения. Мы
не можем пройти мимо тех преступлений,
которые подеудимые совершили в самой
Германии за время своего господетва в ней:
массовое уничтожение всех тех, кто в ка-
кой-то мере выражал недовольство нациет-
ским режимом, рабский труд и истребле-
ние людей в концентрационных лагерях;
MaccoBoe истребление евреев, а затем тот
же рабекий труд и то же уничтожение лю-
	тей в оккупированных странах, — все это
	торых тесно переплеталаеь. В частности,
Трибуналу зачитываетея директива подсу-
димого Бормана о зверском обращенни е
иностранными рабочими. Эта директива
предназначалась всем рейхелейтерам, гау-
лейтерам, крейслейтерам и ортегруппен-
лейтерам.

Вслед за этим в зал суда вводят втерого
свидетеля защиты — Вилли Мейер Вейде-
борна, бывшего в течение 11 лет крейелей-
тером в округе Клопенау. Этот свидетель
пытается уверить Трибунал, что между
окружным руководством партии и гестапо
будто бы не было тесной связи, что в ск-
руге не велась картотека врагов партии
И Т. Я.

Окончание допроса этого евидетеля не-
реносится на утреннее заседание 31 июля.
	НЮРНБЕРГ, 31 июля. (ТАСС). На се-
годняшнем утреннем заседании Трибунала
продолжался допрос свидетелей по делу ру-
ководящего еостава гитлеровекой партии.

Защитник этой организации адвокат
Серватиус и свидетели всячески стараютея
преуменьшить роль и значение местных
руководителей титлеровской партий, ко-
торые, как известно, непосредетвенно про-
водили в жизнь «идеи» и приказы гитле-
ровской партии.

Как отметил представитель американоко-
го обвинения Гриффит Джоне, приведший
многочисленные документы, в чзетвости.
секретные приказы рейхсфюрера СС Тим-
млера, Бормана и Гитлера, эти же местные
руководители гитлеровской изртян — Ялок-
лейтеры и целленлейтеры усердно зани-
мались шпнонехой деятельностью, сообщая’
организациям СС различные свеления о
	тителях, 0 настроениях, разговорах и т. д.
	НЮРНБЕРГ, 30 июля. (ТАСС). Нз ут-
реннем заседании Трибунала 30 июля по-
18 окончания заключительной речи глав-
ного обвинителя от СССР т. Руденко при-
ступлено к следующей стадии процесез—
слушанию дела шести преступных оргави-
заций: руководящего состава гитлеровской
партия; имперского правительства; ОЕВ
(верховное командование вооруженных
сил) и генштаба; СС и СД; гестапо и СА.

Трибунал разобрал ходатайства защиты
о вызове свидетелей и представлении доку-
Ментов, а также мнение обвинения по это-
му поводу и принял по этому вопрову co-
ответствующие решения. Затем председа-
тель об’явия, что далее будут заслушаны
свидетели по делу руководящего состава
фашистской партии. Защитник этой орга-
низации адвокат Серватиуе вызвал к еви-
тетельскому пульту первого свидетеля Бар-
ta Отто Кауфмана, бывшего до 1944 года
гаулейтером Гамбурга. Кауфман — член
гитлеровекой партии с 1921 года, закоре-
нелый фаптист.
	ОРНБЕРГ, 31 июля. (ТАСС). На Be-
чернем заседании. Трибунала 30 июля про-
тлжалоеь слушание показаний Ёауфмана.
в допросу его, от имени обвинения, при-
ступает английский обвинитель Максуэлл-
Файф. В случае, если Трибунал признает
эту преетунную организацию BAHOBILOH,
«свидетель» обратится в  подеудимоге.
Кауфман всячески изворачивается.в своих
показаниях.

Во время допроса Максуэлл-Файф. пред”-
являет свидетелю ряд документов, хараж-
теризующих тесную связь руководителе,
фашистской партии со службой безопасно-
сти и гестапе, преступная деятельность ко-
	Доказано, что существовал общий план
пли заговор, в котором принимали участие
подоудимые для подготовки агрессивных
войн, нарушающих нормы международного
права, для порабощения и истребления на-
	Наличие такого плана или заговора яв-
ляется несомненным, как несомненным яв-
	ляется рувоводящая роль в нем нодсудимыл
HO этому делу,

В этой части обвинение подтверждено
всеми данными судебного следствия, бес-
	СПОрНЫмМиИ документами, показаниями

CBHIC-
	телей и самих подсудимых,
	Вся деятельность подсудимых была на-
правлена к подготовке и развязыванию аг-
рессивных войн, Вся их так называемая
«итеологаческая работа» заключалаеь в
	«идеологическая работа» заключалаеь в
культивировании зверских инстинктов, BO
внедрении в сознание немецкого народа не-
леной идеи раеового превосходства и прак-
тичееких залач уничтожения людей «не-
	полноценных рас», представлявших якобы
лишь удобрение для произрастания «ра-
	сы господ».

Их «идеологическая работа» заключалась
в призывах к убийствам, грабежам, разру-
шению культуры, истреблению людей. Под-
судимые готовились к этим преступлениям
давно, а затем их осуществляли, нападая
на другие страны, захватывая чужие тер-
ритории, истребляя людей.

Когда же возник этот план или заговор?

Конечно, установить точно дату, день и
чае, когда подсудимые договаривались C0-
вершать свои преступления, вряд ли
BOSMOHO. Мы не можем и не будем осно-
вывать свой выводы и утверждения на до-
гадках и предположениях. Мы можем и
должны оперировать только точно установ-
ленными фактами и опираться только на
них. Поэтому обвинение не будет рассмат-
ривать как план или заговор 10. что гово-
	рили и делали нодсудииые, пока им He
принадлежала власть, но © того момента,
когда фашисты захватили в Германии
государетвенную власть и использовали ее
для подготовки агрессивной вны, план
или заговор следует считать установленным
с полной несомненностью,

Действительно, гигантские вооружения я
перестройка экономики для военных целей
производятся фашистами непосредственно
вслед за захватом власти, Вся деятельность
подсудимых была направлена к подготовке
Германии к войне, Факт вооружений и
	Ответственность государства
и отдельных лиц
	стоятельность доводов защиты. Те пли иные
действия государства в сфере междунарол-
ных отношений совершаются конкретными
лицами, должностными лицами и згентами
государства. При выполнении этих дей-
ствий, как нарушающих, так и не нару-
шающих норм международного права, эти
лица могут совершать самые разнообразные
нарушения как гражданско-правового, так
и уголовно-правового характера. За по-
следние, т. е. содержащие состав преступ-
ления, они несут в подлежащих случаях
уголовную ответетвенность ‘по законам п
перед судом как своего, так и чужого госу-
даретва, в зависимости от обетоятельетва.

Таким образом, области международного
и уголовного права, представляя различ-
ные по характеру и суб’екту области права,
не отделены одна от другой непроходимой
пропастью.
	В данном случае не только гитлеровсков
государство нарушило нормы международ-
ного права, последствием чего являются ме-
ры, принятые в отношении государства, но
и отдельные физические лица, совершая эти
акты нарушений, персонально соверигили
уголовные преступления, за которые они в
соответствии с уставом Трибунала подлез
жат уголовной ответственности перед Ме-
ждународным Военным Трибуналом, _
	Продолжение речи тов. Р, А. Руденко—
в следующем номере,
	В известной мере, надо полагать, сами
авторы этой попытки скрыть мощный кол-
лектив миниетров, гаулейтеров и воена-
чальников за спину Гитлера усомнилиеь в
убедительности подобного защитительного
маневра, ибо на помощь этому маневру
выдвигается новая линия обороны. «Если
Германская империя начала наступление
вопреки еще действовавшему договору 0
ненападении, —товорил защитник Яройс,—
то она совершила междучародный деликт и
должна отвечать за него по нормам между-
народного права... Только империя, но не
отдельное лицо», Нельзя прежде всего не
отметить, нто приведенная точка зрения
нс блещет новизной: до выступлений офи-
циальной защиты на настоящем процессе
некоторые неофициальные защитники во-
енных преступников охотно пропагандиро-
вали версию, что не физические лица, a
Германское государство и германский народ
должны нести ответственность за преступ-
	ную агрессию и преступлени: войны.
Следует етрого различать международное
публичное право и уголовное право. Суб’-
ект международного права — государ-
ство. Суб’ект преступления-—отдельное ли-
цо. Нарушение суб’ектом международного
права — государетвом норм международного
права влечет те или иные последствия меж-
дународного характера, во всяком случае не
уголовную ответетвенноеть государства.
Разлеляя области международного права
	ПРИГОВОР ЧЕХОСЛОВАЦКИМ КВИСЛИНГАМ
	ПРАГА, 31 июля. (ТАСС). ПНражекое
радио передает, что сегодня состоялось
последнее заседание суда по делу членов
правительства протектората Чехия и Mo-
papa,

Подсудимые—бывший премьер-министр
правительетва «протектората» Крейчи,
бывшие министры Бинерт, Грубы, Каме-
ницкий признаны виновными B TOM,
	779 в0 время войны OH 2999199 *
пользу врага. поддерживали. фазтиетское
	ВиЖение в изчати, радиоцередачах и Ha
	публичных собраниях, одобряли влаеть оЕ-
купантов на территории Чехословацкой
республики и действия оккупантов. 06-
виняемые Крейчи и Грубы действовали в
пользу врага во время чрезвытчайно тяжс-
лого положения республики.

Крейчи приговорен к 25 годам тюрем-
ного заключения, Грубы — к пожизненному
заключению, Каменицкий — к 5 годам,
Бинерт — к 3 годам тюремного заключе-
ния. Обвиняемый Кальфус оправдан. Вее
осужденные лишаются гражданских прав
ло истечения срока наказания.
	локазано. и обвинение не ноколеблено. Ги уголовного права, легко установить несо-