2 АВГУСТА 1946 г., № 182 (10264)

На Парижской Мирной конференции. Председатель Советской делегации В. М. Молотов выступает с речью на пленарном заседании.
	на Парижской Мирной конференции
			ium, Польши, Чехословакии, Украины,
СССР, Огослазии. Делегация Соединенных
Штатов Америки воздержалась от участия
в голосовании. Предложение Голландии
было отклонено.

Формальное заявление Бирнса о том, что
Соединенные Штаты Америки воздержи-
ваются от участия в голосовании, явилось
венцом позиции, занятой делегацией США,
воторая оказалась в противоречии с той
позицией, какую они после лительного
обсуждения заняли в Совете Министров
Иностранных Дел накануне конференции.
(лево «воздерживаюсь» было етинствен-
ным, произнесенным представителем Co-
единенных Штатов Америки за три дня ра-
боты комиеспи по вопросам процедуры.
Этим сказано многое. У делегатов склады-
вается мнение, что такая позиция амери-
канской делегации дает основание утвер-
ждать, что Бирнс и впредь будет пытать-
ся, — если не прямо, то косвенно, —
поддерживать попытки подорвать решения,
принятые поп его непосредственном уча-
стии Советом Министров Иностранных Дел.
Дтойственность такой позиции уже обна-
	ружилась сеготня. Дальнейшее обсуждение
	правил процедуры перенесено на завтращ-
ний день.

ks &
	Сегодняшнее пленарное заседание кон-
	продоллению
	ференции было посвящено пре
дискуссии по общим вопросам.
	дискуссии по общим вопросам. Первым
выступил лелегат Голланлии ван Бетпе-
	лер, который после пространных уверений
в том, что им лвижет дух миролюбия п
умеренности, перешел к нападкам на пред-
лагаемые Советом Министров Иностранных
Дел проекты мирных договоров.

С большим вниманием выслушали участ-
ники конференции‘ выступление главы
	Ники конференции выступление главы
югославской делегации Карделя. В своей
речи, произнесенной на русском языке.
Кардель заявил о стремлении народов Юго-
славии к установлению такого мира, кото-
рый обеспечил бы свободу развития всех
наций. Югославы мужественно и стойко
боролись против фашизма совместно с дру-
Tana свободолюбивыми народами, Именно
поетому, что мужество этих народов сломи-
ло германский фашизм, представители
миролюбивых стран собрались  сеготня
	— Но мы заслужили бы самый строгий
приговор человечества. — сказал  Кар-
дель, — если бы не использовали всех
возможностей для строительства длигель-
ного мира. Конференция не решила бы
своих задач, если бы не ветала на путь
уничтожения корней фашизма. Это, конеч-
	HO, не означает, что мы должны лишить
бывших союзников Германии всех условий
жизненного существования. Мы за добрую
водю, но против попустительства.

Представитель Югославии отметил, что
первым условием мира является возвраще-
ние награбленных захватчиками террито-
рий. Он с одобрением отозвался о работе,
проделанной Советом Министров Иностран-
ных Дел, однако выразил свое несогласие с
некоторыми статьями подготовленных им
мирных договоров. Речь идет о решении
судьбы Триеста и о статьях, определяющих
птало-югославскую границу.

Бардель поднял вопрос о возмещении
Италией огромного материального ущерба,
нанесенного Югославии в результате италь-
явской агрессии.

В заключение представитель Югославии
выразил уверенность в том, что при наличии
искреннего стремления к достижению со-
гласия по важнейшим вопросам устройства
послевоенного мира конференция преодо-
леет стоящие перед ней трудности и добьет-
ся успеха.

Делегат Новой Зеландии Мэзон утвер-
жлал в своей речи, что конференция должна
руководствоваться в своих решениях духом
всепрощения вчерашних участников ‘агрес-
спи. Вместе с тем он неумеренно расхвали-
вал позицию делегации Соединенных Шта-
тов Америки.

Руководитель норвежской делегаций
Ланге в своем выступлении поднял вопрос
06 ответственности стран, сотрудничавших
е Германией, за соучастие в агрессии. Он
указал, что нравительства этих государств
сотрудничали с Гитлером, что они добро-
вольно подчинились владычеству фашиет-
ской Германии и участвовали в её злодея-
ниях. Должны быть приняты военные и
политические меры, чтобы предотвратить
повторение агрессии. Надо доказать, что
агрессия невыгодна, что за неё несут тя-
желую ответственность.

— Вто же время, — сказал Ланте, —
следует дать возможность народам бывших
вражеских стран быстрее вернуться к нор-
мальной жизни. Необходимое условие лля
этого. — установление в этих странах проч-
ного демократического режима. Норвежский
представитель подчеркнул крупное значе-
ние работы, проделанной Советом Минист-
ров Иностранных Дел. Он указал, что ©о-
трудничество великих держав является не-
обхолимым условием прочного мира и без-
опасности народов.

Завтра на пленарном заседании конфе-
ренции будет продолжена дискуссия по
общим вопросам.
	ПАРИл, 1 августа. (Спец. корр. ТАСС).
Сегодня утром комиссия по вопросам про-
цетуры приступила к постатейному обсуж-
дению правил процедуры, предложенных
Советом Министров Иностранных Дел.

Обсуждение началось е поправки грече-
ской делегации к первому пункту правил,
в котором илет речь о порядке расемотре-
ппя проектов мирных договоров в комис-
сяях и на пленарных заседаниях конфе-
ренцин. Поправка, предложенная грече-
ской делегацией; произвела странное впе-
чатление своей путаной редакпией; были
смешаны в одну кучу два вопроса — о по-
становке на обсуждение пленума или ко-
миссий тез или иных новых проблем, евя-
занных с заключением мирных договоров,
Ео порядке годосовання. В результате
такой путаной постановки вопроса на за-
седании возобновилась дискуссия общего
характера, хотя общие прения были закон-
чены накануне.

Представитель Австралии Эватт восполь-
зовалея случаем, чтобы вновь выступить
против правила о решениях двумя третями
толосов.

Глава советской делегации Молотов 06-
ратиа внимание членов комиссии на то, что
На заседании нарушается порядок, приня-
тый комиссией. Дебаты общего характера
уже закончились, и потому слелует обсуж-
1ать первый пункт правил процедуры.
Между тем общие прения возобновились.
Кстати, это нарушение принятых решений
не втинственное. Было решено. что заседа-
НияУи руководят председатель и виде-ирел-
селатель. Однако за столом прелеедателя на-
ходится олин Спазк. Спааку пришлось по-
тесниться за председательским столом, где
место вице-предселателя занял Кардель. Ка-
саясь греческой поправки, Молотов указал,
Что здесь имеются два вопроса. Первый из
них касается порядка голосования, Этот во-
прос может быть рассмотрен, когда комиссия
будет обсужлать соответствующий пункт
правил процедуры. & не теперь. при обеу-
жении первого пункта, в котором не за-
трагивается порядок голосования. ° Второе
претложение греческой делегации. касается
паботы пленума конференции. Это предло-
жение, видимо, вызвано недоразумением.
Греческая делегация предлагает сказать в
первом пункте, что лолжен решать пленум,
В то время как в этом пункте вовсе не го-
воритея о том, что дожен решать пленум.

Вместо предложения ‘греческой делегации
Молотов прелложил включить в первый
пункт правил процедуры добавление, гово-
рящее о том, что вопросы, связанные с про-
эктами мирных договоров, конференция мо-
жет поставить на свою повестку дня по
просьбе олной или нескольких делегапий.

«Это и так само собой разумеется, — ска-
зал Молотов.— это — естественное право
каждой лелегапии конференции. Но если
кто-либо настаивает на этом, у нас нет ос-
нований возражать против этого».

- Это предложение Молотова было приня-
То единогласно.

Второй пункт правил процедуры, пред-
ложенных Советом Министров Иностран:
ных Лел, каезется созлания Генеральной
комиесли. В состав этой комиссии войдут
10 одному представителю от кажлой деле-
тацин, представленной на конференции.
Генеральная комиссия холжна координи-
ровать работу всех остальных комиссий.

пункт был принят участниками ков-
Ференции без, прений; хотя, как’ известно,
В Совете Министров Иностранных Дел бы-
15 немало затруднений с этим пунктом,
поскольку. отдельные члены Совета ми-
нистров пытались придать Генеральной ко-
миссии несвойственные ей функции ру-
коволящего органа конференции.

Третий пункт правил пропелуры, пред-
ложенных Советом министров. опрехеляет
оргзнизапию в функпии комиссий по рас-
смотрению политических и экономических
статей проектов мирных договоров. През-
ставитель Голландии выдвинул возражения
Против того, чтобы в каждой комиссии по
той ити другой бывшей вражеской стране
принимали участие прелетавители только
Тех государств. которые находились в с0-
стоянии войны е данным вражеским госу-
Заретвум. Голландский орелставитель прел-
ожил. чтобы в каждой комиссив участво-
вали делегаты всех 21 государства, пред-
ставленного на конференния. В обоснова-
ине своего прелложения голландский пред-
етавитель вылвинул тот  уливительный
аргумент, что якобы факт об’явления вой-
	ны союзным государством тому или иному
вражескому государству не имеет значе-
ния п что указанное выше предложение
Совета министров якобы носит характер
дискриминации в отношении остальных го-
сударств.

Это вызвало возражение представителя
Великобритании Макнэйл, аргументировав-
шего свон возражения, однако, лишь тем,
Что предложение голландца неулобно с тех-
нической точки зрения.

Молотов обратил внимание участников
комиссии на принципиальную сторону во-
проса. Он вновь подчеркнул ту мысль, что
настоящая конференция, по сути дела,
представляет собой не одну. а 5 конферен-
ций, поскольку она подготавливает мирные
договоры для 5 государств. Естественно,
что и состав комиссий, касающихся мир-
ных договоров с той или иной страной,
должен соответствовать назначению этих
комиссий. В качестве примера Молотов ука-
зал, что; когда в`Совете Министров Ино-
странных Дел расематривалея проект мир-
ного договора с Финляндией, представители
Соединенных Штатов Америки и Франции
не претенловали на участие в разработке
этого проекта, поскольку они не находились
в состоянии войны © Финляндией.

Молотов предложил придерживаться та-
кого же порядка и на этой конференции.
Состав комиссий следует установить в соот-
ветствии с прелложениями Совета Мини-
стров Иностранных Дел, но глава советской
телегации вместе с тем предложил, чтобы
представители других государств — участ-
ники этой конференции были выслущавы
в комиссиях в случае заявленного ими же-
danas.

Представитель французской делегации
Kys де Мюрвилль поддержал советское
предложение, хотя он так же, как и Мак-
найл, мотивировал свою точку зрения тех-
ническими соображениями.

Неприятное впечатдение произвело на
присутствующих очередное назойливое вы-
ступление Эватта, который ополчился про-
тяв Франции, участвозавшей в подготовке
проектов мирных договоров с бывшими со-
юзниками Германии, Эватт явно старадея
найтя шель между Советским Союзом и
Францией и влезть в эту щель. Но это ему
не’ удалось.

В ходе лальнейшего обсуждения пред-
ложение советской делегации, предлусматри-
вавшее в интересах лела наиболее лемокра-
тический порядок обсуждения проектов
мирных договоров, встретило поддержку
большинства членов комиссии. Впрочем,
некоторые участники обсуждения  пытз-
лись внести известные ограничения зв этот
порядок.

Всеобщее внимание обратило на себя
упорное молчание Бирнса — представите-
ля Соединезных Штатов Америки. дто
молчание было расценено присутетвовав-
шими на заселании. ках отказ от полдерж-
	ки предложения. прянятого при участии
	Соелиненных Штатов Америки в Совете
Министров Иностранных Пел.

Председатель комиссии поставил на го-
лосование 2 предложения — голланлекой
хелегации и советской хелегации. Перед
голосованием выступил голландский пред-
ставитель, пытавшийся в обоснование
своего предложения сослаться на решения
Московского совешачия Министров Ино-
странных Пел.

Молотов ‘заявил, что советская делега-
ция нивзк не может согласиться с голланд-
ским делегатом, так как его предложение
по существу неприемлемо и не соответ-
ствует московским решениям, на которые
ссылалея этот делегат. Советская делега-
пия предложила обеспечить в полной мере
возможность выступать и излагать ©в0е
мнение в любой комиссии, любому телегату
конференции. На в состаз комиссий. ко-
торые булут вырабатывать рекоменлации
по мирным договорам в“ соответствии © Мо-
сковским решением, толжны вхолить деле-
гаты тех стран. которые находились в с0-
стоянии войны с данным госуларством.

Голосование голландокого предложения
производилось поименно. Против него было
полано 11 голосов при одном воздержавшем-
ся. За  голланлекое предложение голосовали
Ч лделегапий — Австралии, Бельгии. Брази-
лин. Каналы. Китая, Эфиопии, Грении,
Голланлия.  Южно-Африкансокого’” Союза.
Против этого предложения голосовали де-
легации Белоруссии, Франции, Велико-
британии. Инлии. Норвегии, Новой Зелан-
	Фото специального корреспондента «Правды» М. Калатшниковой,
	оаседание комиссии Совета Безопасности
по вопросу о приёме новых членов
	НЬЮ-ИОРБ, 31 пюдя. (ТАСС). Предста-  жно быть подтверждено спамскии прави-
	тельством,

Представятель штаб-квартиры Органи-
запии 0б’единенных наций передал коррес-
пондентам тексты писем, которыми обменя-
лись исполняющий обязанности генераль-
ного секретаря Соболев и представитель ми-
ниетерства иностранных дел Сиама Супхь
Монгкхон. В своём письме Соболев отмеча-
ет, что резолюция Совета Безопасности 0
членстве, принятая 17 мая, требует, чтобы
заявления о приёме, полученные до 15 ию-
ля, были переданы комисепи по приему в
члены Организации. В сиамеком ответе со-
держалась просьба о том, чтобы предетав-
ление письма Сиама было отложено ло тех
	витель штаб-квартиры Организации 00’-
единенных наций об’явил, что на первом
заседании комиссил Совета Безопасности по
вопросам приёма в члены Организация было
единодушно принято решение рассматри-
рать заявления о приёме в члены Организа-
ции в том хронологическом порядке, в ка-
ком они быди получены генеральным секре-
тарем. Таким образом, просьба Албании бу-
дет рассматриваться первой.

Исполняющий обязанности генерального
секретаря сообщил, что до настоящего вре-
мени получены заявления о приёме также
от Монгольской Народной Республики, Аф-
ганистана, Трансиорлании. Заявление 9 на-
	мерении вступить в Организацию получено   пор, пока не булут получены дальнейшие
и от Сиама, однако это заявление ещё дол-  инструкции из Бангкока.
	Протест против преследования антифашистов
в Триесте и зоне «А»
	дольны констатировать, что в тюрьмах
Триеста всё еще содержатся 252 антифа-
шиета, в тюрьме Тржича — 22 антифа-
шиста. Известное число антифашистов под-
верглось издевательствам гражданской по*
лиции и других органов оккупационного
военного управления в Горице и Поле, ‘

Антифаттистские масеы Триеста и 303
ны «А» Юлийской Крайны не могут тер
петь, чтобы их боевые товарищи подверга-
лись преследованиям. Мы решительно вы-
ражаем протест против действий оккупа-
Ционного военного управления, которое до
сих пор ничего не предприняло, чтобы бор-
цы-аптифашисты, внесшие большой вклад
в дело победы над фашизмом, были выпу-
щены на свободу.

В письме указывается, что число аре-
стованных и подвергнутых избиениям анз
тифапгистов доходит до полутора тысяч чеч
ловек.
	Заявление сенатора Пеппера
	НЬЮ-ИОРЕ, 31 июля. (ТАСС). Как соз
общает корреспондент атентства Юнайтед
Пресс, в пенсильванском колледже на кон*
ференции 500 педагогов Пенсильвании выз
ступил с речью сенатор Пеппер (демократ;
от штата Флорида), который выразил опа-
сения в связи с тем, что внешняя поли»
тика США в настоящее время равняется нз
«международные реакционные элементы»:
Он заявил, что две величайшие ошибки
внешней политики США заключаются в
оптибочном представлении, что США долж
ны участвовать «в войне против комму=
низма» и что США «имеют парзллельные
интересы» с Англией во всём мире.
		БЕЛГРАД, 1 августа. (ТАСС). Белград-
ское радио передает сообщение корреспон-
дента ТАНЮГ о том, что комиссия по ока-
занию помощи арестованным в. Триеете
антифашистам послала оккупационному
военному управлению письмо протеста, в
котором говорится:

Антифашистские массы зоны «А» Юлий-
ской Ёрайны и Триеста возмущены тем
фактом, что.в тюрьмах Триеста, Тржича,
Горицы и Полы всё еше заключено много
борпов-антифашиетов, арестованных граж-
данской полицией оккупапионного военного
управления.

Мы обвиняем оккупационное военное
управление в том, что антифашисты под-
вергаются преследованиям за их последо-
вательную борьбу, направленную на унич-
тожение фашизма. Несмотря на Bee obema-
ния и, в частности, на официальное обе-
шание полковника Боумена пересмотреть
все случаи арестов антифашистов. мы
	Английская газета о планах
создания нового правительства
в Меспании
	ЛОНДОН, 31 июля. (ТАСС). Как пере-
дает агентство Рейтер, 30 июля газета
«Ивнинг ньюс» поместила сообщение о
том, что «в настоящее время в Лондоне и
Вашингтоне с ведома Ватикана подготов-
ляется замена правительства генерала
Франко новым кабинетом».

Вак полагают, пишет газета, лидерами
«государственного переворота» явятся ге-
нерал Аранда п генерал Унгриа. Они созда-
дут переходное военное правительство, кэ-
торое пригласит всех республиканцев, н1-
ходящихся в изгнании, возвратиться в Йс-
панию при условии, если они согласятся
сотрудничать с правительством или по
крайней мере не будут выступать против
него. Булет об’явлена политическая амни-
стия. В конечном счете будет сформировз-
но гражланское правительство и будет
проведен плебиспит по вопросу о монархии.
Вопрос о составе гражданского правитель-
ства на 2 согласован в Лондоне п Вз-
шингтоне. Некоторые республиканские ли-
деры поддерживают этот план.
		 Обращение албанского парламента
к Парижской Мирной конференции
	ТИРАНА, 31 июля. (ТАСС). Вчера На-
родное собрание Албании приняло ° на
своем специальном заседании решение, ко-
торое направило Мирной конференции в
Париже.
	«Б торжественный момент открытия
Мирной конференции, — говорится в ре-
шении, — мы, представители албанского
народа, от имени всего наролз шлем кон-
ференции самые горячие приветствия и
выражаем пожелание успешно выполнить
обязанность, которую возложила на неё
история.
	Мы от всего сердца желаем; чтобы кон-
ференция обеспечила человечеству спра-
ведливый и длительный мир, чтобы‘ враги
прогрессивного человечества,  вызвавитие
кровавую резню, никогла не смогли бы
поднять голову и ввергнуть мир в третью
войну. Солидаризируясь со справедливой
просьбой нашего правительства,  направ-
ленной Мирной конференции, мы также
просим, чтобы наша страна приняла уча-
стие в Мирной конференции, как и другие
21 нация, Это — неопровержимое право
нашего народа, которое мы завоевали
кровью и жертвами».
	‚Вапомнив о героической национально-
освободительной борьбе албанского народа
и жертвах, которые Албания понесла,
участвуя в разгроме фашизма, Народное
собрание в своём решении указывает, что
руководители великих держав неоднократ-
HO с восхищением отзывались о борьбе
злбанского народа.
	«Маленький албанский народ, — гово-
рится далее в решении, — нецоколебимо
боролся, веря в великий антифашистский
союз и в подлинную справедливость. По-
этому сегодня он горло требует признания
его законных прав, для завоевания кото-
рых он проливал кровь. Албанский народ
требует участия в Мирной конференпин,
потому что имеет право занять CBOE место,
чтобы высказаться и внести свой вклал в
дело укрепления мпра так же, как он
внёс свой вклал в обшую победу над вра-
rouD.
	ТИРАНА, 31 июля. (ТАСС). По сооб-
щению газеты «Башкими», глава албан-
ского правительства  генерал-полковник
Энвер Ходжа направил министру иностран-
ных дел Франции Жоржу Било. как вре-
	менному прелседателю Мирной конферен-
ции, вторую телеграмму с просьбой сле-
лать всё возможное, чтобы Албания была
предетавлена Ha Мирной конференция.
Энвер Ходжа ходатайствует о разрешении
на в’езд в Парлж албанской офипнадьной

делегалии.
[Невы аа
	ПРОВОКАЦИОННЫЕ НАПАДЕНИЯ
ГРЕЧЕСКИХ МОНАРХИСТОВ
НА АЛБАНСКУЮ ТЕРРИТОРИЮ
ТИРАНА, 31 июля. (ТАСС). Албанское
телеграфное атентетво передает, что за по-
слелние 10 лней со стороны Греции было
вовершено 5 различных провокационных
нападений на албанскую территорию.
	Положение в Хузистане
	ТЕГЕРАН, 30 июля. (ТАСС). По сообще=
нию газеты «Зафар», в настоящее время
многочисленные вооруженные отряды пле-
мен сконцентрированы вокруг Абалана и
других городов Хузистана (южная провин»
ция Ирана, на территории которой нахо-
дятся предприятия Англо-Иранской нефтя-
ной компании). Эти отряды связаны как с
представителями Англо-Иранской нефтяной
компании, так и с представителями иран-
ского правительства.

Газета «Рахбар» в передовой статье пи-
шет:; «Майор Фатех и полковник Лаолн
снова занимают посты военного губернатора
и начальника полипии Абалана. Месбах
Фатеми и англичане не приняли прислан-
ных из Тегерана на место Фатеха и Лаоли
офицеров и вернули их обратно в Тегеран.
Месбах Фатеми и иранские сулебные орга-
ны в Хузистане попрежнему выполняют
все указания англичан — руководителей
Англо-Иранской нефтяной компании и фз-
брикуют обвинения против рабочих.

Газета сообщает также, что англичане
приняли все меры к тому, чтобы не долу-
стить приезда Луи Сайяна в Хузистан.
	Члены правительственной комиссии
США по палестинскому вопросу
вызваны в Вашингтон
	ВАШИНГТОН, 31 июля. (ТАСС). Белый
Лом об’явил, что Трумэн предложил амери-
	канскому послу Грэйди и членам прави-
тельственной комиссии, обсуждающим па-
лестинский вопрос в Лондоне, прибыть в
Вашингтон для детального обсуждения всей
проблемы с Трумэном.

В заявлении Белого Дома говорится, что
Трумэн вынес это решение после того, как
он рассмотрел некоторые рекомендации пред-
ставителей правительственной комиссии.
	Англия усиливает свои укрепления на Бахрейнских островах
	сидский залив английских крейсеров, уси-
ление укреплений на Бахрейнских остро-
вах и подстрекательства, которые имеют
место сейчас во всем Южном Иране — в
Хузистане, Фарсе и Кермане,—вё это, па
словам иранца, евязано между собой,
	ЕГЕРАН, 1 августа. (ТАСС). По с09б-
щению газеты «Рахбар», один иранец, на-
правляющийся с Бахрейнских островов в
Мешхед на паломничество, сообщил, что
англичане усиливают свои укрепления на
Бахрейнских островах. Прибытие в Пер-