3 АВГУСТА 1946 г., № 183 (10265)
	ПАРИЖ, 2 августа. (Спец. корр. ТАСС).
Сегодня заседание комиссии по вопросам
процедуры началось с обсуждения письма
польской лелегации, которая возбудила хо-
датайство о включении её представителя в
комиссии, установленные для рассмотрения
различных статей мирного договора с Венг-
рией. Польский делегат, выступивший 2
обоснованием этого ходатайства, напомнил
общеизвестные факты, свидетельствующие
о том, чта между Польшей и Венгрией. фак-
тически существовало состояние войны,
Венгерские войска вели военные действия
против Польши, они оккупировали важные
районы Польши п нанесли ей большой мате-
риальный ущерб.
	Ведед за выступлением польского делега-
та немедленно взял слово Эватт (Аветра-
лия), который, как обычно, попытался за*
путать ясную и логичную постановку во-
проса. Произвольно толкуя решения Москов-
ской конференции, эн утверждал, что Поль-
Wy нельзя зопустпть к участию в работе
комиеенй, поскольку в них якобы не пред-
ставлены Украинсказ и Белорусская Совет-
	ПРАЗДА

На Парижской Мирной конферет
	ций: Бидо — первый председатель, пред-
ставители СССР, Великобритании, США п
Китая — вторые председатели. Такая по-
пытка разделить руководителей конферен-
ции на председателей первого и второго
ранга удивила присутствующих.

Касаясь затронутого на заселании во-
проса о престиже Франции, Молотов снова
подтвердил уважение советской делегации
лично г-ну Било, а также уважение к нему,
как к главе французского правительства.
Он напомнил, что Советекий Союз имеет
многолетний союзный договор с Францией.
Хотя это первый пример такого договора
Франции © другими союзными государ-
ствами, советская делегация надеется, что
этот пример проложит дорогу для других
	аналогичных договоров с Францией. Выра-
жая уважение лично к главе французского
правительства Бидо и к союзной Франции,
	ссветская делегация продолжает поддержи-
	вать предложение Совета Министров Ино-
странных Дел по вопросу о председателях
конференции в том виде, в каком оно было
принято всемн членами Совета, включая и
самого представителя Франции. Неожидан-
но председатель комисспи Спаак об’явил,
что продолжать обсуждение правил про-
целулы сегодня уже нет смысла, поскольку
неизвестно мнение самото Бидо по данному
вопросу. Он предложил закрыть заседание.
не принимая никакого решения. Против
этого возразил представитель Югославии
Пьяде, Он сказал, что было бы. неправиль-
но разрешать вопрос о методе’ руководства
конференцией, как личный вопрос Било, и
предложил поставить н% голосование ре-
комендацию Совета Министров Иностран-
ных Дел.

Но Crank наотрез отказалея приступить
& голосованию. Ето подлержал представи-
тель Великобритании Макнэйл. На этом
заседание было закрыто.

# # *

Вечером на пленарном заседании конфе-
ренции продолжалась общая дискуссия.
Первым в прениях выступил предетавитель
Чехословакин Масарик, Он подчеркнул, что
выступает в качестве представителя малой
страны, расположенной в самом сердце Ев-
ропы.

Чехословацкий делегат рассказал о тяже-
лом ущербе, нанесенном Чехословакии tha-
	шистами, о героической борьбе чехослова-
ков за свободу. «Чехословакия, лойяльная
по отношению к своим союзникам, гордая
тем, что она является славянской страной,
гордая тем, что её сыны сражались на Ук-
ранне и встунили в Прагу вместе с побе-
хоносной Красной Армией-освободительни-
цей, ожидает с чувством реалистического и
разумного оптимизма окончательных ре-
зультатов этой Мирной конференции н дру-
гих, которые последуют за ней», — ска-
зал в заключение Масарик.

После выступления представителя Ка-
нады слово было предоставлено делегату
Польши Ржимовскому. Польский делегат
напомнил о значении экономических про-
блем, которые предстоит разрешить Мир-
ной конференции. Он указал, что военно-
политической агрессии гитлеровской Гер-
мании предшествовала агреесия экономиче-
ская. Бассейн Дуная и Балканы сначала
стали рынком сбыта для Германии, затем
поприщем для пропагандистов «Третьей им-
перии» и, наконец, плацдармом фашист-
CROIX армий.

Далее Ржимовский вновь напомнил о
кровной заинтересованности Польши в раз-
работке проекта мирного договора с Вен-
грией, поскольку венгерские войска участ-
вовали в вероломном нападении на польскую
территорию и в её разграблении. Польская
делегапия одобряет результаты работы Co-
вета Министров Иностранных Лел и счи-
тает, что сотрулничество великих держав
является основой пречного и длительного
Мира.

Прелставитель Эфиопии Акилу поставил
вопрос о возмещении Италией огромных
потерь, понесенных Эфиопией в результате
итальянской агрессии. В минувшей войне
погибло 700 тысяч граждан Эфиопии —
7 процентов её населения. Стране нанесен
огромный материальный ущерб. Акилу по-
требовал возвращения Эфиопии областей,
отторгнутых у неё Италией.

С большим вниманием выслушали участ-
ники конференции выступление представи-
теля Белоруссии т. Киселева, который го-
BODHI 0б огромном значении единства сво-
бололюбивых народов. Опыт второй миро-
вой войны показал, что правительства ле-
мократических стран, выполняя волю сво-
	Затем комиссия перешла к рассмотрению
второго пункта процедурных правил, реБо-
мендованных Советом Министров Иностран-
ных Дел о председателе и докладчиках.
Ссвет Министров Иностранных Дел, в соот-
ветствни < установившейся практикой
международных конференций, рекоменловал
В своем проекте правил процедуры, чтобы
конференцией руководили в качестве пред-
седателей поочередно в порядке алфавита
представители государств-—членове Совета
Министров, а именно: Советского Союза,
Великобритании, США, Франции и Китая.

Обсуждение этого, казалось бы, неслож-
ного -вопроса неожиданно вылилось в за-
тяжную дискуссию. Последняя еше раз
	продемонстрировала, что некоторые из
участников конференции при поддержке
отдельных членов Совета Министров
	Иностранных Дел упорно пытаются сорвать
решения, единогласно принятые членами
Совета Министров.

Представитель Новой Зеландии предло-
жил, чтобы на заседаниях конференции по-
стоянно предеелательствовал прелставитель
	ся к единодушию в решениях и уже име-
лось немало примеров единодушия. Почему.
бы не воспользоваться такими примерами?
В самом деле, из всех конференций. которые
имели место 10 сих пор, болыше веего для
настоящей конференции подходит опыт кон-
ференции в Сан-Франциско, на которой
председательствовали по очереди предета-
вители четырех держав, созвавших конфе-
ренцию. Этим было обеспечено единолущие.
в решениях. Хорошим . примерам следует
подражать.

Далее Молотов напомнил, что ‘процедура,
предложенная на рассмотрение участников
конференции, была единодушно принята
Советом Министров Иностранных Дел. Не-
понятно, как можно в совете голосовать за
процедуру, а потом притти на конференцию
и голосовать против неё. Это не является
примером единодушия. Во всяком случае,
советская делегация не может пойти по
этой линии. Если она голосовала и выска-
зывалась за данную процедуру в Совете
Министров Иностранных Дел, то она счи-
тает лолгом чести голосовать за это же
предложение и на конференции. Истати,
Молотов напомнил, что три недели назад
решение о правилах процедуры Совет Ми-
нистров Иностранных Дел. принял едино-
гласно в том же зале, где заседает сейчас
комиссия по процелуре.

«Я думаю, что мы могли бы сократить
наши прения, руководствуясь именно
стремлением достичь единодушия в нашей
работе, — сказал Молотов, — и мне кажет-
ея, что предложение, которое и у предета-
вителя Франции не вызывает никаких сом-
нений и возражений, может быть нами при-
нято единодушно».

Выступивший вторично Кув де Мюр-
вилль повторил, что франлузская делега-
пия поддерживает предложение Совета
Министров Иностранных Лел. Он просил.
лелегапии Новой Зеландии, Голландии п
Бразилии снять свою поправку. Ту же
просьбу он адресовал антлийской хелега-
ции. Отнако представители указанных де-
легаций продолжали упорствовать, хобива-
ясь срыва решения, принятого Советом
Министров Иностранных Дел.

Председатель комиссии Спаак внес пред-
ложение, идущее вразрез с общепринятыми
правилами ведения собраний и конферен-

ПАРИЖ, 1 августа. (ТАСС). Глава юго-
славокой делегации Кардель, выступая на
Мирной конференции, заявил:

Господин председатель, господа делегаты!
В эти дни взоры миллионов людей во всем
мире направлены сюда, к Парижу, в ожи-
дании, что на этой общей Мирной конфе-
ренции представители союзных и соединен-
ных народов вынесут решения, которые, на-
ряду с теми, что за ними последуют, смо-
гут явиться прочной основой длительного
мира. Делегация Федеративной Наролной
Республики Югославии выражает в первую
очередь свою благодарность героической и.
многострадальной Франции за её гостепри-
имство, в большой степени облегчившей
работу конференции, В то же самое время
югославская делегация приветствует OT
имени народов Югославии союзные народы:
H их преставителей, собравшихся здесь
решать столь ответственные задачи с жела-
нием, чтобы взаимное понимание содейст-
вовало всем нашим усилиям, направленным
Ha TO, чтобы настоящая конференция как
можно успешнее осуществила свои великие
цели.

В новейшей истории имели место мно-
гие войны и мирные конференции. Ряд из
этих конференций история осудила, так как
они поступили либо слепо, руководствуясь
исключительно ненавистью или силой
победителя. либо близоруко, половинчато,
не уничтожая источников, из которых воз-
никла война.

Подобного рода оптибки облегчили’ поро-
ждение новых агрессий, новых войн. Мир-
ные договоры, которые мы теперь должны
выработать, не должны повторить Ta-
кие ошибки. Завтра же история прольет
беспощалный луч света на каждую пози-
цию, занятую на данной конференции, и
она их не будет распенивать на основе того.
в какие слова они были закутаны, а на
основе того, каким было их об’ективное,
фактическое значение и к кажим последет-
виям они привели, Мы заслужили бы са-
мый строгий приговор человечества, если
бы искренним образом не стремились в
тому, чтобы хотя бы в границах, которые
предоставляют эти мирные договоры, о ко-
торых мы будем говорить, нанести
решительный удар агрессии и тем самым
избавить будущие поколения от страданий
и мук, которые приносит с собой война.

Мы, югославы, подвергшиеся коварному
нападению со стороны  германо-итальян-
ских захватчиков, установивших режим
оккупации, терзавших своими массовыми
эверствами наше нзселение, мы преврати-
ли всю свою страну в театр военных дей-
ствий, гле не было разницы между фрон-
том и тылом, между бойцом и мирным
гражданином, где с винтовкой в руках бо-
ролись матери, девушки и’ дети, где враг
опустошил целые края. Вот почему мы ни-
когда не забудем, что такое агрессия и
война. Мы, конечно, чрезвычайно переоце-
нили бы свои силы, если сказали бы, что
данной Мирной конференцией могут быть
навсегла устранены войны. Наша задача и
без подобных претензий весьма велика,
Отнако то, чего мы злесь можем достичь
и чом мы злесь обязаны перед лицом мил-
лионов жертв, которые отдали свои жизни
в убеждении, что они борются за глубоко
справедливое дело, чем мы обязаны перед
липом. прогресса человечества и счастья
каждого человека в отдельности, — это
наше стремление быть, с отной стороны,
справедливыми и преисполненными доброй
воли по отномению к народам и людям без
различия, к какому государству или нации
они принадлежат, однако, < другой сторо-
вы, быть именно поэтому до крайних
пределов решительными, когла речь идет
06 уничтожении источников агрессии,
с которой мы до вчерашнего дня воевали,
когда речь идет о том, чтобы до основания
разрушить всё здание, воздвигнутое наси-
лием вчерашних агрессоров. Некоторые
полагают, что виновниками этой войны
являются отдельные лица из верхушек.
вчерашних  фапгистсвих захватиических.
государств. Олнако конференция не смогла.
бы нанести серьезный удар по корням,
			их народов, могли договориться и разрешить
весьма сложные политические. экономиче-
	CXHO И воеБныю вопросы. возникавшие в
ходе войны. Это елинетво в конечном сче-
те обеспечило полную победу над фашист
ской Германией и 66 сателлитами. Опыт
сотрудничества военного периода необходиз
мо продолжить и в условиях мирного врем
мени.

Белорусская делегация считает, чтб
Совет Министров Иностранных Дел продез
лал большую работу по подготовке проекз
тов мирных договоров. Она согласна
в предложенными проектами мирных Jo
говоров. Олнако она считает необходимым
слелать ряд замечаний и предложить некоч
торые поправки.
	Белорусская делегация настаивает на
том, чтобы было ускорено решение судьбы
бывших территориальных владений Ита-
лин в Африке, пескольку дальнейшее пре-
бывание английских оккупационных войск
в итальянских колониях истолковывается
общественным мнением, как посягательз
ство Англии на эти территории. По мне“
нию  белорусекой делегации, бывшим
итальянским колониям в Африке должны
быть обеспечены широкие возможности
для политического, экономического и CO-
цпального прогресса.
	Далее представитель Белоруссии ° образ
щает внимание участников конференции н&
вопрос о Юлийской Крайне и Трибсте. Он
говорит, что героические народы  Федера-
тивной Югославии, внесшие неоценимый
вклад в общее дело 0б’единенных наций,
вправе ожидать справедливого решения BO-
просов, имеющих для них жизненно важное
значение. Поддерживая решение Совета Ми»
нистров Иностранных Дел 0б организации
свободной территории Триеста, белорусский
делегат настаивает на том, чтобы при решеч
нии этого вопроса были учтены политичеч
ские и экономические интересы местного
населения. Единственной страной, которая
способна удовлетворить потребности эко=
номического расцвета ‘Триеста, является
Югославия. В свою очередь Триест являет=
ся для Югославии естественным общегосу-
дарственным портом, который экономиче“
ски и этнически тесно связан с ней.

Завтра на конференции будет продолжена
дискуссия по общим вопросам.
	отнимает у Югославии значительную часть
Истрии, где также в большинстве живот
юЮгославеское население.
	Так оботоит дело в  этническо-
территориальном отношении, в экономи-
ческом же отношении проект  мир-
	ного договора не предоставляет Югославии
никаких гарантий, что ей будет возмещена
более или менее разумная часть огромного
ущерба, причиненного ей итальянским фа-
шизмом и империализмом во время войны,
когда он в течение лвух с половиной лет
тержал под оккупацией 3 всей Югосла-
вин. Всё это тем более-трудно понять, ког
да известно, что Югославия линь в. войне
с Италией потеряла свыше 400 тысяч че-
ловек убитыми. Очевидно, что такие услоз
вия не может принять страна, которая при-
несла, такие жертвы в борьбе против фашиет-
ских завоевателей.

Эта конференция может, несмотря на
преимущественно консультативный харак-
тер, во мнотом содействовать увеличению
роли и действенности об’ективных мо-
ментов против преобладания суб’ективных
критериев при подготовке мирного договора.
При условии, что на данной конференции
будет преобладать искреннее желание прит-
ти к всецело удовлетворительному соглаше-
HHH CO странами, непосредственно не заин=
тересованными в отдельных пунктах мир-
ных договоров, при условни, что дела на
настоящей конференции не будут решаться
формально, простым голосованием, что ино-
гда могло бы оказаться простым навязыва-
нием непосредственно заинтересованным
странам условий, которых они не могут
принять, наконец, при условии, что все
делегации благосклонно выслушают и доз
брожелательно воспримут- подлинно 0б’еЕ-
тивный аргумент, — при этих условиях, я
не сомневаюсь, настоящая конференция
может сыграть значительную роль в окон-
чательном оформлении мирного договора, ко-
торый в максимально возможной степени
должен быть справедливым ко веем. Именно
по этим причинам Югославия не может
считать правильным, чтобы без её сотласия
принимались решения о её собственном на-
роде, о территории, кототая была 0свобо=
ждена собственными силами Югославии и
её народов, проживающих там, равно как и
о других жгучих вопросах в связи с мир-
ным договором с Италией. Югославия далека,
от того, чтобы желать навязывать свою
волю. Она доказала это всеми своими дей-
ствиями, и югославская делегация и
сегодня заявляет, что её единственной
целью является. лостижение справетливого
соглашения с её союзниками в войне по
вопросу мира с Италией.
	Б этом духе югославская делегация счи-
тает, что основной задачей настоящей кон-
ференции является сделать возмож»
ным наиболее полное обсуждение apry-
ментов заинтересованных союзнических го“
сударств, с тем, чтобы было достигнуто с9-
гласие с этими непосредственно заинтере-
сованными государотвами. Лишь при таких
условиях могут рекомендации настоящей
конференции иметь реальную ценность при
создании мирных договоров. Югославское
правительство и все югославские народы
считают, что они обязаны занять такую по-
зицию перед лицом одного миллиона семи-
сот тысяч мертвых сынов и дочерей нашей
страны, павших в войне Югославии про-
тив оси Берлин-—Рим. В борьбе с врагом её
доблестные бойцы падали с крепкой верой,
что они борются за окончательное 0св0бо-
ждение всех своих народов, а это означает—
за принципы, которые в своих декларациях
во время войны провозгласили все союзни-
ческие государства.

В этом духе я еще раз выражаю горячее
желание югославской делегации, чтобы на-
стоящая конференция успешно провела
свою работу. Это булет являться ещё одной
великой и решающей победой союзнических
народов, победой мира и сотрудничества
между народами над остатками anpeccan,
пытающимися внести разлад между силами,
которые защитили мир от фашистского вар-
вактва.
	ские Республики, которые, как и Польша,   страны, на территории которой проясхолит
	формально не об`являли воины державам
СИ ПИ ИХ СОЮЗНИКАМ.
	Слово взял глава советской делегации
Молотов. Он высказал пожелание, чтобы
комиссия удовлетворила ходатайство Поль-
ши. Отношения между Польшей и Венгрией
надо рассматривать не только с чието юри-
дической стороны, но обязательно и с фак-
тнческой стороны. Венгерские войска, вы-
ступив на помощь гитлеровнам, приняли
участие в оккупации её территорий, не об’-
являя войны Польше. С другой стороны, из-
вестно, что, хотя состояние войны между
Польшей и Италией не было об’явлено, все
признают; что Польша имеет полное право
участвовать в разработке мирного договора
в Цталяей, так как польские войска уча-
ствовали в борьбе на итальянской террито-
рии.

Молотов сказал, что, как представитель
Советского Союза, он подтверждает, что
польские войска вместе с советскими вой-
сками воевали против Германии и её вен-
терского союзника и помогали союзникам по-
кончить с германской агрессией и с агрес-
сией всех тех, кто поддерживал в качестве
	конференция, т. е. в данном случае — пред-
ставитель Франции. Свою позицию он мо-
тивировал ебивчиво и бездоказательно, ут-
верждая, что принятие предложения Совета
Министров будет якобы способствовать от-
делению великих держав от остальных го-
суларетв. Представитель Бразилии выхлви-
нул еще более странный довод в обоснова-
ние новозеландского предложения. Он зая-
вил, что председателю должно быть дано
право толковать правила процедуры кон-
ференции в сомнительных случаях, что бу-
дет лучше, если это будет предоставлено по-
стоянному — предселателю. Представитель
Голландии солидаризировалея с делегатами
Новой Зеландии и Бразилии. Французский
делегат Кув де Мюрвилль высказался в
пользу предложения Совета Министров, ар-
гументируя это, между прочим, тем, что
данная конференция созвана не француз-
ским правительством, а Советом Министров,
который и подготовил проекты мирных до-
говоров и который лолжен нести ответет-
	венноесть за работу конференции над этими
	тами.
Выстунивший велед за тем представи-
	сателлитов. гитлеровскую Германию. У нас   тель советской делегации А. Я. Вышинекий
есть все основания говорить, что польская   прознализировал доводы, вылвинутые пред-
делегация, имея право подписать мирный   ставителями Новой Зеландии, Бразилии и
тоговор с Венгрией наряду с делегациями   Голландии. Он указал, что не может быть
других государств, подписывающими этот   никакого сомнения об отношении к Фран-
договор, естественно, должна принять   ции со стороны авторов’ рекомендованных
участие в соответствующих комиссиях по  Советом Министров правил пропедуры и тех,
	выработке логовора с Венгрией.
	Далее Молотов сказал: «Поскольку здесь
упоминались Советский Союз, Белоруссия
п Украина, я должен подтверлить, что Со-
ветский Союз, Белоруссия и Украина фор-
мально не об’являли войны Германии и
Венгрии, так как в этой формальности не
было необходимости в данном случае, а бы-
ли вынуждены с оружием в руках высту-
пить против вторгшихся в советскую стра-
ну агрессоров, и никто не может сомневать-
	кто будет их защищать и защищает. КВон-
ференция уже продемонстрировала доста-
точно ярко это отношение. Она. избрала
предетавителя Франции временным предсе-
дателем, и представитель Франции уже з
течение ряда заседаний отлично выполняет
свои обязанности. Поэтому нет никаких
оснований говорить, что установление ка-
кого-либо иного порядка, который конфе-
ренция решит принять для своей дальней-
шей работы, явится проявлением какого-
	сея в том. что Советский Союз, Украина ип   то невнимания пли нелюбезности по отно-
	шению к Франции.
	Другой ховол, приволивигийся злесь про-
	Белоруссия, вхолящие в организацию 05`-
етиненных наций, должны ‘участвовать в
тех комиссиях. которые булут рассматри-
	тех комиссиях, которые булут расоматри-   тивниками предложения, внесенного Сове-
вать пять мирных договоров, обсуждаемых   том Министров, сводился к указанию на
	эдесь».

В заключение Молотов подчеркнул, что
аналогия с Ооветеким Союзом, Украиной и
Белоруссией, о которой ‘здесь упоминали,
правильна в том отношении, что она гово-
рит в пользу участия Польши в комисеи-
ях, которые ‘будут рассматривать проект
мирного договора с Венгрией.

Представитель Чехословакии  Масарик
поддержал просьбу польской делегации и
выразил полное согласие с соображениями,
высказанными Молотовым.
	TOM министров, сводился к указавию

необходимость следовать установивиейся в
этом вопросе. дипломатической практике.
Этот довод также несостоятелен. Именно
практика последних лет, как об этом еви-
детельствует, например, конференция В
Сан-Франциско. говорит в пользу предло-
жения Совета Министров о том, чтобы пред-
седательствование на Мирной конференции
было поручено Совету Министров, члены
которого должны поочередно выполнять
предселательские функции. ° Предложение
Совета Министров по поводу предселатель-
отрованиа не толрко ‘стеторательно. He
	———————eoeeeeee т

Велед за тем выступил представитель
Соединенных Штатов Америки Бирнс, за-
явив, что, хотя разные страны непосред-
ственно не участвовали в войне против от-
дельных сателлитов Германии, тем не ме-
нее они должны рассматриваться, как го-
стоявшие в войне с любым из этих сателли-
тов, потому что война едина. Бирне за-
явил, что в Совете Министров он высказы-
валея за то, чтобы комиссии быми состав-
тены из всех участников конференции, а не
только из тех, кто состоял в войне непо-
средственно с каждым данным вражеским
тосударством. Однако эта его «либераль-
ная» позиция была отклонена. Ссылаясь на
то, что польское предложение якобы проти-
воречит принятому вчерашнему решению о
составе комиссий, Бирнс высказалея про-
тив этого предложения. Попутно Бирнс за-
явил, что конференция должнз вернуться к
вчераинему предложению нидерландской
хелегации, настаивавшей на том, чтобы в
комиссии по мирным договорам для каждой
вражеской страны были включены все без
исключения члены конференции.

Не было никакого сомнения, что вся
аргументация Бирнса против предложений
польской делегации, в сущности говоря,
преследовала одну цель — попытаться
дезавуировать решения Совета Министров и
попробовать провести предложение, которое
не было принято в ввое время Советом Ми-
нистров. Выступивший вслед з& тем пред-
ставитель Ютоедавии М. Пьяде поддержи-
зал польское предложение.

Представитель Югославии Пьяде поддер-

жал выступления Молотовз и Масарика.
Он указал, что бывают войны, когда агрес-
сор без предварительного об’явления вой-
HH вторгается на территорию другой стра-
ны, сея смерть и разрушения. Нельзя су-
лить 06 участии в войне только но фор-
мальным актам об’явления войны.
о Затем выступили представители Велико-
британии, Южно-Африканского Союза и
Голландии, возражая против включения
Польши в состав комиссий по Венгрии,
причем все они в основном повторяли ар-
тументацию Бирнса, хотя и не могли отри-
пать, что Польша находилась в состоянии
войны © Венгрией.

(бсуждение этого пункта порядка дня
закончилось тем, что представитель Поль-
ши снял свое предложение. От имени
польской делегации он выразил удовлетво-
рение тем, что представители всех выска-
завшихея делегаций признали, что Полыпа
фактически находилась в войне с Венгри-
ей, и, таким образом, цель, которую ставила
перед е0бой польская делегация — более
точно определить понятие о том, вто нахо-
лнлся фактически в войне с данным вра-
FOCKAM - государством, — достигнута, и
польская лелегапия не видит необходимости
эта летное w тачттта £92 @еТОАМ NHL Aree

ee ТЕЧ

ствования не только, следовательно, HE
противоречит этой практике, но, наоборот,
эту практику утверждает.

Говорят, что это — неудобная практика,
потому что она ломает преемственность и
понижает качество руководетва конферен-
цией. Этот довод опять-таки. опровергается
примером конференции в Сан-Франциско.
Там решались очень сложные и острые во-
просы; однако конференция, которой руко-
водили по ‘очереди представители великих
держав, сумела добиться хороших резуль-
татов.

Далее говорят, что если поручить пред-
седательствование членам Совета Минист-
ров Иностранных Дел, то тем самым будет
проведена черта, отделяющая их от осталь-
ных участников конференции, С таким до-
водом никак нельзя согласиться, так как
избрание председателя не создает  пропа-
сти между ним и теми, кто его избрал, а,
наоборот, демонстрирует единство чувств
и стремлений тех, кто избирает, и тех, кто
оказывается избранным.

Бразнльская делегация представляет се-
бе председателя как толкователя правил
процедуры во всех сомнительных случаях.
Но право толкования правил процедуры при-
надлежит единственно самой конференции,
а не председателю. Если же это право пре-
доставить председателю, то почему предо-
ставление такого права связывается с тем,
что должен быть только один председатель,
& He пять председателей, руководящих кон-
ференцией по очереди, как это предлагается
Советом Министров.

Исходя из всех этих соображений, тов.
Вышинский от имена советской делегации
горячо поддержал предложение, внесенное
Советом Министров Иностранных Дел.

Выступление советской делегации под-
держали представители Норвегии и Югосла-
вии. Представитель Канады высказался
против.

Выступивший велел за тем представитель
английской делегации Макнэйл пронзнес
речь, содержание которой можно охаракте-
ризовать русской пословицей: «Начал за
здравие, а кончил за упокой». Вначале он
сказал, что выступает за предложение Co-
вета Министров. Однако тут же он отрекся
от своих слов, заявив, что было бы лучше
всего избрать постоянным председателем
министра иностранных дел Франции Бидо,
но не как представителя Франции, а про-
сто как г-на Било, как человека опытного
и умеющего хорошо руководить заседания-
ми. Одновременно Макнэйл предложил из-
брать  вице-предеедателем . конференции
предетавителя Китая Ван Ши-цзе, в пользу
чего выступавций не привел никаких мо-
TEBOB.

Стово р^ат. Молотов. Он напомнил. что в
	настаивать и дальше на св0°м .предложе- Е
НИИ. : работе 0б’единснных наций надо стремить-
	Выступление главы делегации Югославии господина Карделя
	эгрессии и войны, если бы она’ заняла
пелобную точку зрения. Корни агрессии
лежат гораздо глубже, и как несправедли-
вым было бы целые народы обвинять без
какого бы то ни было различия, точно так
же несправедливым было бы усмалривать
корень зла лишь в ©10с0бе мышления не-
которых отдельных лиц. Я не‘ буду вда-
ваться в какие бы то ни было анализы, но
всем нам известно, что Гитлера и Муссо-
лини выдвинул не народ, а, в первую оче-
редь, банки, тресты и картели, и считаю
необходимым подчеркнуть, что основным
проявлением агрессивных тенденций как
до Гитлера, так и во время его являлась
беспрерывная тенденция к захвату чужих
земель, к их постепенному экономическому
ч политическому порабощению, к уничто-
жению своболы и независимости народов.
& расширению экономической экспансии,
в созданию  вассальных  полузависимых
государств с антилемократическими режи-
мами и т. п. Что вытекает из всего этого?
Югославская делегация считает, что из
этого в качестве главного фактора для
настоящей конференции вытекает, что она
лолжна нанести удар именно этому OCHOB-
ному проявлению агрессии. Следовательно.
если ланная конференция желает действи-
тельно созлать прочную и длительную базу
миоа между народами, тогда она должна в
первую очередь 10 основания разрушить
все остатки владычества Германии, Ита-
лии и их вассалов и репгительно устранить
не только следы их владычества в течение
этой войны, но также и следы их прежних
захватов. Конференция должна народам,
которые были растерзаны на куски между
разными вчера агрессивными  государ-
‚ствами, создать возможность наконеп-то
_ 0б’единиться и стать свободными. Она
лолжна сделать всё это, чтобы обеспечить
мир на их границах. Конференция должна
далее иметь в виму, что освобожденные
народы должны быть действительно сво-
болными от всякого экономического и по-
литического давления извне, от всякого
вмешательства в их внутренние дела.
Кроме того, странам, по которым  про-
или война и вражеская оккупация со все-
ми их ужасами и разорениями, необходимо
обеспечить соответствующее возмещение за
счет агрессора, так как он опустошил их,
и они сами не будут в состоянии  под-
нятьея из развалин. Это, по мнению Юго-
славской делегации, единственный  пра-
BEAbAHA путь, если конференция желает
дестичь успеха. Только таким образом
булет агрессня справедливо наказана.
Некоторые предлагают другой, по мнению
Югославской делегации, весьма ошибочный
и опасный метод. Они отбрасывают об’ек-
тивные критерии и предлагают руководство-
ваться исключительно лишь тем обстоя-
тельством, какое участие принимало опре-
деленное агрессивное государство в войне.
Исходя из этой точки зрения, некоторые
требуют, например. попустительских реше-
кий в отношении Италии, что практически
должно выразиться в нредоставлении Ита-
лии части Юлийской Крайны. Югославская
делегация также считает, что при заключе-
нии мира следует принимать во внимание
участие отдельного агрессивного государ-
ства в войне. Более того, она желает со сво-
ей стороны стремиться к тому, чтобы мир-
ные логоворы создали этим государствам
как можно скорее условия для пормальной
жизни и восстановления, а народам и от-
дельным лицам обеспечили их националь-
ные и демократические права. Однако, если
речь итет о попустительстве и уступчиво-
сти, тогда они могут и должны иметь место
лишь в рамках прав и спразедливых тре-
бований этих государств и народов. Но ни
в коем случае не может быть речи о попу-
стительстве в отношении агрессивных и за-
хватнических тробований за счет других
народов. Югославская делегация считает,
что не может иметь место какое бы то ни
было попустительство в отнушении агрес-
сии и агрессивного империализма.

Югославская делегация согласна с теми
слаторами, которые говорили, что нообходи-
	мо проявить добрую волю по отношению к
народам вчерашних агрессивных стран,
чтобы дать им возможность демократическо-
го возрождения. Однако эта добрая воля
должна относиться к демократическим и
естественным правам человека и народов и
не должна проявляться в том, чтобы попу-
стительствовать вчерашнему врагу там, где
он совершал и еше продолжает совершать
касилия над другими народами, Добрая воля
должна быть направлена на то, чтобы ши-
роким народным массам вчерашних агрес-
сивных стран были созданы возможности
нормальной жизни и всестороннего личного
счастья и прогресса, а также уважения их
национальных прав, чтобы они сами реша-
ли в своей стране. Между тем вполне оши-
бочно было бы считать, что вчерашние
страны-агрессоры можно привести на путь
доброй воли, мира и демократического со-
трудничества таким образом, чтобы оста-
вить им часть несправедливо приобретенной
ими раньше добычи в виде чужих нацио-
нальных территорий. Такие действия под-
хлестывали бы силы агрежсии и укрепили
бы их убеждения агрессоров, что насилие
может явиться успешным средством захват-
нической политики. Первым условием мира
является требование, чтобы агрессор и за-
хватчик покинул территории, которые он
несправедливо захватил, и чтобы он отошел
к своим этническим границам. Если же на-
стоящая конференция не достигнет этого,
тогда ей не удастся убедить силы агрессии,
что право—сильнее насилия, тотда она не
сусжет предупредить повторения агрессии.

Такова точка зрения Югославской делега-
ции о принципах, козорые прежде всего
должны быть положены в основу работы
данной конференции. Необходимо отлаль при-
знание министрам иностранных дел США,
СССР, Великобритании и Франции, которые
выполнили трудное, но значительное дело
по подготовке мирного договора. Во многих
областях они выработали предложения, ко-
терые об’ективны и справедливы и в дей-
ствительности смогут стать основой прочно-
го мира.

Однако не все решения — такой при-
`’роды. Среди них имеются и такие, которые
ирямо противоречат принципам, о кото-
рых я говорил выше. Югославская делега-
ция подчеркивает это как вопрос принци-
пиальной важности ‘и как вопрос, который
непосредственно затрагивает  националь-
ные права Югославии. По нашему мнению,
такие решения могли возникнуть в нервую
очередь потому, что не всегда и не все
союзные государства принимают во BHH-
мание права и интересы некоторых малых
И средних союзных народов и их госу-
дарств. Роковым являлось бы для конферен-
пий, если бы суб’ективные интересы от-
дельных союзных государств начали ото-
двигать об’ективные критерии. Понятно.
что при таких условиях нельзя было бы
достичь справедливого мира.

В отношении югославеко-итальянской
границы, например, проект мирного догово-
ра с Италией, который внес Совет Мини-
стров Иностранных Дел, базируется пре-
имущественно на’ так называемой фран-
цузской линии. Французская линия заме-
нила этническую границу так называемым
атническим равновесием. Французская ли-
ния означает отрицание как раз самого
оеновного, за что боролись наши’ народы в
общей мировой схватке против фашизма,
против агрессии и империалистического уг-
нетения. Французская линия отнимает у сло-
венского и хорватского народов возможно-
сти быть воссоединенными в своем нацио-
нальном государстве — в рамках Федера-
тивной Народной Республики Югославии,
предоставляет значительные части ‘их но-
вому угнетению со стороны итальянского
империализма. Кроме того, проект мирного
договора отрезал Триест от’ его югославско-
го тыла. Отнимая от Югославии Триест,
проект мирного договора допускает еще
дальнейшие несправедливости. Он создает
коридор между Триестом и Италней, в ко-
торый лолжна войти этнически абсолютно
чисто-словенская территория. Он, лалее,