12 НОЯБРЯ 1948 г., № 317 (11058)

Па пленумах
партийных комитетов
ПЕТРОЗАВОДСК
	Пленум ЦЕ ЕП(б) Карело-Финской ССР
обсудил вопрос о состоянии и мерах улучше-
ния культурно-просветительной работы.

В республике действуют 550 клубов a
п3б-читален, 540 библиотек, 167 кинотеат-
pos, 69 радиоузлов и большое количество
кружков художественной самодеятельности.
Многие культурно-просветительные учре-
Жждения пользуются у населения заслужен-
ным уважением. В шуерецком сельском
клубе Кемского района читаются лекции,
работают кружки, выпускается стенная га-
зета. Колхозный коллектив художественной
сзмодеятельноети устраивает концерты, при
клубе есть библиотека, комната отдыха. Хо-
рошо поставлена культурно-просветительная
работа в Сегозереком районе. Райком партии
повседневно руководит культурными учреж-
дениями, помогает им. Избачи и библиоте-
кари здесь созываются на семинары, обме-
ниваютея опытом работы.
	Наряду с этим на пленуме отмечали
серьезные недостатки в’ работе культурно-
просветительных учреждений.
	Население пред’являет большой спрос на
литературу. Однако книжные магазины
имеются далеко не во всех районах, а по-
требкооперация продажей книг не зани-
мается.

Участники пленума, отмечая улучшение
лекционнюй пропаганды естественно-науч-
ных знаний, справедливо требовали, чтобы
такие лекции чаще устраивались в колхо-
зах и к чтению их больше привлекалась
сельская интеллитенция.
	РИГА

Орошение полей водами
млестного стока
	пределению. Нашим  гидрометеоролотичи,
ским учреждениям надо теперь же занять
специальным изучением этого вопроса.

В многоводные годы количество стекан»
щей в пруд воды может превышать емкоть
пруда. Избыточная вода паводков В эми
случае должна через специально устрое-
ные в плотинах водоспуеки ебрасыватья
в ниже расположенные пруды или лиманы,

Партия и правительство обращают 0е-
бое внимание на развитие самотечного op.
шения. При этом ©поеобе орошаемые земли
	располагалотея ниже водохранилища п
подача воды из пруда на орошаемый
участок осуществляется самотеком через
трубу, заложенную в плотине, Чтобы
обеспечить самотечное орошение, нужно
при проектировании прудов и орошаемых
участков стремиться к соответствующему
выбору мест расположения прудов и 0-
шаемых площадей. Если подлежащие орд
шению земли расположены выше водохра-
нилища, то при орошении надо прибе-
гать к механическому под’ему воды. Для
работы водопод’емных установок, весьма це-
лесообразно использовать энергию колхоз
ных гидростанций и ветродвигалелей.
блема широкого использования энер
ветра в колхозах и совхозах приобретаем
сейчас исключительно большое значение,
Ероме орошения, водохранилища должны
использоваться для разведения рыбы, во1о-
снабжения, подкормок растений и других
хозяйственных целей. Даже небольшой
пруд, не достаточный по своим размерам для
создания при нем орошаемого участка, может
оказаться очень ценным для этих целей,
	Наряду с устройством прудов с орошае-
мыми участками при них ‘использование вод
	меетного стока должно осушествляться путем
	устройства лиманного орошения. ФТиманы
предетавляют собой огражденные невысоЕи-
ми валами или дамбами участки на пологих
склонах. в которых задерживаются весен-
	ние талые волы, и таким образом произво
	дится однократно увлажнение почвы в В
сенний период.

Лиманы используются под посевы трав,
зерновых и бахчевых культур и позволяют
получать высокие урожаи. Устройство ли-
манного орошения несложно и доступно
каждофу колхозу, а даст оно хороший
эффект. На лиманах могут в стени созда
ваться и лесные насаждения.

Для создания орошаемых участков нужно
использовать также воды малых рек, проч
тевающих вблизи колхозных или совхозных
земель. Забор воды из рек на орошение
может быть осуществлен самотеком;
с помощью ‘устройства плотины на реке
и отвода оросительного канала. Таким путем
можно орошать пойменные и низко располо-
женные площади.

Чаще же забирать воду из pes пуихоа
дится при помощи водопод’емной установ
ки — насоса и двигателя, ибо лучшие. по
своим почвенным и’ гидрогеологическим
условиям земли обычно располагаются на
более высоких отметках. В поймах рек
весьма целесообразно создание участков ли-
манного орошения путем устройства с0отч
ветствующих валов и дамб.

Кроме строительства ‘новых орошаемых
участков, необходимо улучшить эксплоата-
цию существующих оросительных систем и
использование под посевы выпавигих из 060:
 рота орошаемых земель. Чтобы избежать раз
рыва между строительством и освоением ор
шаемых участков, следует при утверждении
технических проектов оросительных систе
одновременно утверждать и планы использ“
вания орошаемых земель. Оба эти требова
ния являются чрезвычайно важными ди
успешного развития дела орошения.

Академик А. КОСТЯКОВ,
	Одной из составных частей комплекса
атротехнических мероприятий Докучаева —
Костычева— Вильямса является орошение
полей водами местного стока путем строи-
тельства прудов и водоемов. Это имеет
большое значение для борьбы с засухой.

Создание прудов и водоемов, задержива-
ющих воды местного стока и позволяющих
использовать их для орошения, должно д0-
полнять и усиливать благотворное действие
других звеньев травопольной системы земле-.
делия. Регулирование стока воды ПУ
тем планомерного строительства прудов И
водоемов создаст в стенных районах боль-
шую площадь водного зеркала, исчисляе-
мую сотнями тысяч гектаров.

Для создания орошаемых участков в кол-
хозах и совхозах должны быть использо-
ваны прежде всего местные водные ресур-
сы: 1) воды поверхностного стока атмо-
сферных осадков, главным образом весенние
талые воды, 2) воды местных малых рек и
речек и 3) подземные воды, если они явля-
ются пригодными по качеству и достаточ-
ными по количеству.

Воды поверхностного местного стока для
использования их на орошение, следует ‹о-
средоточивать в водохранилищах или пру-
дах, устраиваемых в балках или в пониже-
ниях рельефа путем постройки плотин, глав-
ным образом земляных. Количество воды в
этих прудах будет зависеть, с одной сторо-
ны, от размеров той водосборной площади,
е какой стекают поверхностные воды, и, ©
другой, от характера данной местности (ко-
личество атмосферных осадков, условия тая-
ния енега, свойства ночвы и др.).

Количество воды. стекаемой © одного гек-
тара водосборной площади в степных и ле-
состепных районах, сильно колеблется по
отдельным областям и по годам. Среднее го-
довое количество стока, по имеющимея к
настоящему времени данным, составляет в
северных районах центрально-черноземных
областей (Воронежской, Курской, Тамбов-
ской, Пензенской и др.) от 1.000 до 1.200
кубометров с 1 гектара и в южных районах
этих областей-——0от 700 до 800 кубометров с
1 гектара. Средний годовой сток, воды на се-
вере восточных и южных областей (Куйбы-
шевекой, Саратовской, Сталинградской, Ро-
стовской, а также УССР) колеблется от 500
до 600 кубометров с 1 га и на юге этих
областей —— от 150 до 200 кубометров.

Таковы средние величины годового ©то-
Ba. В отдельные годы в зависимости от ко-
личества выпадающих ‘атмосферных осад-
ков, условий таяния ©нега, сухости года
ит. д. годовой сток может быть больше или
меньше.

На орошение 1 гектар полей в степных.
и лесостепных районах при высокой агро-
технике требуется запасать в прудах от
1.500 — 2.000 до 3.000—3.500 кубомет-
ров воды. Цифры эти колеблются в завиеп-
мости от засушливости года и района (в
южных степных районах—больше, в цент-
ральных лесостепных районах — меньше).
‘Отсюда видно, что количество воды местно-
го стока меньше, чем ее нужно на орошение
1 ra, особенно в засушливые годы. Поэтому
на каждый гектар орошаемой из пруда пло-
шали надо иметь несколько гектаров водо-
сборной площади. Следовательно, орошаемая
площадь, основанная на использовании вод
местного стока, составляет только определен-
ный процент от водосборной площади.

Введение травопольной системы земледе-
лия, которая снижает потребность в ороси-
тельной воде, будет повышать этот процент.

Вместе с тем в результате действия тра-
вопольной системы земледелия, т. е. образо-
вания мелкокомковатой структуры почвы,
  влияния лесных полос и т. д., сток поверх-

ностных вод будет изменяться и количе-

ственно и по своему внутриголовому pac-

о В а ба а ЗВ ав

От участников краевого совещания работников промышленности, транспорта,
	КРЕМЛЬ.
	строек, торговли МТС и совхозов Краснодарского края
	Председателю Совета Министров Союза Советских
Социалистических Республик
		по лесной промышлен-.
ности

по промысловой коопе-
рации и местной про-
	водство цемента, 3 также продукции пи-
щевой промышленности.

Горячо поддерживая почин передовых
предприятий Москвы и Московской обла-
сти — инициаторов борьбы за снижение
себестоимости и увеличение сверхплановых
накоплений, рабочие, инженерно-техниче-
ские работники и служащие промышлен-
ных предприятий, транспорта, строек, тор-
товли, МТС и совхозов нашего края на сво-
их собраниях наметили практические меро-
приятия по сверхплановым накоплениям и
развернули социалистическое соревнование
за дополнительное снижение себестоимости
продукции. Принимаются меры по сокра-
щению всех вилов затрат на единицу про-
дукции, внедряется новая техника, улуч-
шается технология и организация производ-
ства, повышаетея производительность тру-
да и одновременно проводится строжайшая
экономия сырья, материалов и топлива.

Мы, работники промышленности, транс-
порта, строек, МТС и совхозов Кубани, даем
Вам слово, товариш Сталин, в 1948 году
дать стране сверхплановых накоплений
не менее 264 млн. рублей.

В том чиеле’
	п9 пррмышленности — АУ МАН. руу.
по совхозам и МТС. — 43 млн. руб.
по государственной и ко-

оперативной торговле — 12 млн. руб.

По отдельным отраслям промышленности
сверхплановые накопления составят:
по предприятиям нефтя-

ной промышленности — 38,7 млн. руб.
по предприятиям пищевой

промышленности — 69,7 млн. руб.
по предприятиям вкусовой

промышленности — 20,4 млн. руб.
по предприятиям рыбной

промышленности — 4,4 млн. руб.
по предприятиям мясо-мо-

лочной промышленности-— 4,9 млн. руб.
по железнодорожному

транспорту — 21,6 млн. руб.
по морскому транспорту — 6,8 мдя. руб.
по металлообрабатываю-

щим предприятиям — 10.8 илн. руб.
	товарищу C
	Дорогой Иосиф Виссарионович!
	‚ Мы, участники краевого совещания pa-
ботников  промышиленности, транспорта,
строек, торговли, МТС и совхозов Краено-
дарского края, шлем Вам, гениальному
вождю, нашему любимому отцу и учителю,
пламенный большевистекий привет и от
рсего сердца желаем Вам долгих лет жизни
на радость и счастье трудящихся нашей
страны.
	Советский народ успешно претворяет в
жизнь начертанную Вами боевую програм-
му строительства коммунизма в нашей
стране.

Все усилия и мысли народов нашей Ве-
ликой Родины устремлены сейчае на то,
чтобы досрочно выполнить послевоенную
сталинскую пятилетку в четыре года.

Радостные вести, идущие со всех концов
нашей страны, — перевыполнение хозяйст-
венных планов промышленностью, богатый
‘урожай, выращенный тружениками сель-
ского хозяйства, досрочное выполнение
планов хлебозаготовок,—являются яркой де-
монстрацией преимущества советского 0б-
щественного строя, социалистической си-
стемы хозяйства, свидетельством неуклон-
ного укрепления экономического могущества
нашей Родины и швышения материального
благосостояния советского народа.
	Благодаря повседневной помощи совет-
‚ского правительства и Центрального Воми-
тета большевистской партии и Вашей лич-
ной заботе хлеборобы Кубани вырастили в
этом году хороший урожай, досрочно выпол-
нили первую заповедь — план хлебозагото-
вок, сдали сверх плана 12,5 миллиона пу-
Дов хлеба и продолжают сверхплановую
сдачу хлеба государству.

Включивитись во Всесоюзное социалисти-
ческое соревнование за досрочное выполне-
ние послевоенной пятилетки, коллективы
предприятий промышленности и транбпорта
Кубани выполнили производственную про-
грамму 9 месяцев на 104 проц. и дали про-
дукции на 37 проц. больше, чем за соответ-
ствующий период прошлого года. Досрочно
закончили выполнение годового плана 99
предприятий.

Значительно увеличилась добыча нефти,
заготовка и вывозка леса, возросло прояз-
	мышленности — ола, руд.
по другим отраслям про-
мышленности — 21,5 млн. руб.
	Трудящиеся городов и районов края при-
няли обязательства дать сверхплановых на-
коплений в промышленности:
	города Краснодара

города Новороссийска

Майкопа и Адыгейской
автономной области

60,0 млн. руб.
15,0 млн. руб.

14,0 млн. руб.

города Армавира — 14,0 млн. руб.
города Тихорецка — 14,0 млн, руб.
города Сочи — 8,17 млн. руб.
города Кропоткина — 8,6 млн. руб.
города Ейска — 7,2 млн. руб.
города Туапсе — 7,1 млн. руб.
Северского района — 12,8 млн. руб.
Нефтегорекого района — 10,2 man. pyé.
Гулькевичекого района — 7,0 млн. руб.
Абинского района — 5,0 млн. руб.
Лабинского района — 4,9 млн. руб
Аншеронского района — 4,6 млн. руб
Усть-Лабинского района = 3,6 man. pyé
Темрюкского района — 2,5 млн. руб
Белореченского района — 2,5 млн. руб.
По другим районам — 73 ман. руб
	Дорогой товарищ Сталин!

Мы сознаем, что выполнение принятых
нами обязательств потребует от нае. боль-
шого напряжения в труде и максимального
использования всех наших возможностей и
резервов.

Bapepsem Bac, что мы с: честью выпол-
HEM взятые на себя обязательства.

Под Вашим мудрым руководством, доро-
гой наш товариш Сталин, не щадя своих
сил, мы будем бороться за дело полного TOD-
жества коммунизма.

Да здраветвует наше могучее социали-
стическое отечество — оплот мира и 6ез-
опасности народов!

Да здравствует наша великая партия
Ленина— Сталина — организатор и вдохно-
витель всех наших побед!

Слава нашему мудрому вождю и учи-
телю, товарищу Сталину!
	Очередной пленум Uh AO) Латвии
обсудил доклад секретаря ЦК &ВП(б)
Татвии тов. Никонова о развитии животно-
водства и повышении его продуктивности.
С содокладами по этому вопросу выступили
секретари Даугавпилсского, Талсенского и
Мадонекого укомов партии тт. Жуков, Сея
и Евлев.

Как отмечали докладчики и выступавшие
в прениях, партийные организации респуб-
лики неудовлетворительно выполняют по-
становление февральского Пленума ЦЕ
ВКП(б) в области развития животноводства. .

Пленум заслушал также доклад секретаря
ЦЕ ВП (6) Латвии по пропаганде тов. Пель-
ше о состоянии и мерах улучшения пар-
тийного просвещения в республике. Указав,
что партийные организации провели значи-
тельную подготовку к новому учебному го-
ду, докладчик отметил в 10 же время серъ-
езные пробелы в постановке партийной
пропаганды. Партийные организажии еще
недостаточно конкретно руководят  мар-
ксистско-ленинской учебой коммунистов.

По обсужденным вопросам пленум принял
практические решения. Пленум решил co-
звать в январе 1949 года очередной Х с’езд
ЕП(6б) Латвии.
	По. следам материалов «Иравды»
	«Совершенствовать методы
партийной работы»
	В опубликованной под таким заголовком
передовой «Правды» указывалось, что Кома-
ричский райком партии, Брянской области,
идейно-воспитательную работу е руководя-
щими кадрами подменяет администриро-
ванием.

Состоявшийся недавно пленум Комарич-
ского райкома признал справедливой кри-
тику неправильных методов работы райкома
и его секретаря тов. Мироненко. Пленум
наметил меры улучшения воспитательной
работы с кадрами и усиления руководства
цервичными парторганизациями со сторо-
ны райкома,

Принято на. краевом совещании работников промышленности, транс-
порта, строек, торговли, МТС и совхозов Краснодарского края.
	Стройка на озере Севан
	ЕРЕВАН, 11. (По телефону). Закончено
строительство  водозаборного сооружения
Севано-Зангинского каскада. Сегодня опо
вступило в строй. Теперь воды высокогор-
ного озера Севан пойдут по тоннелю в реку
Зангу.

Севанский водозабор — одно из елож-
нейших гидротехнических сооружений. Оно
предназначено для вынуека воды из озера,
которая будет использована для выработки
электрической энергии и для ирригации.

В ознаменование пуска нового сооруже-
ния сегодня на площадке строительства со-
сетоялось многолюдное собрание.
	Цод бурные аплодисменты присутетвую-
ших лучший проходчик стройки стахано-
вец Гайк Даллакян перерезает ленту, про-
тянутую через стопор под’емного механиз-
ма. Плавно поднимается огромный щит. За-
тем раздается команда — открыть затворы.
Воды Севана с грохотом ниспадают в глу-
бокое подземелье и устремляются в тоннель.
	первые монтажники механического оборудо-
вания во главе с инженером Доценко и
монтажники электрического оборудования
во главе с инженером  Эпитейном,
День и ночь к «Азовотали» приходили эше-
лоны © оборудованием — по 15 —20 ваго-
НОВ В ©УТКИ.
	В одном из деревянных домиков, по-
строенном в самой гуще стройки, инженеры
Тищенко, Волович, Голдин, Хенкин и дру-
гие разрабатывали метод скоростного мон-
тажа 15 тысяч тонн механического оборудо-
вания и 40 кранов. Они имели перед собой
три тысячи чертежей оборудования.

В основу созданного метода монтажа был
положен вакопленный инженерами опыт
работы на площадке «Запорожетроя» —
двигаться по графику совмещенных опера-
ций. Пока вырабатывалась методика монтажа
механического оборудования и особенно
сложной электроаппаратуры, в‘город с’езжа-
лнеь опытные мастера, инженеры, бригали-
ры и рабочие. Один за другим приземлялись
тяжелые самолеты — это слетались на пло-
щадку «Азовстальстроя» знатные строите-
ли-монтажники ‘из Запорожья,  Никопо-
ля. Они немедленно втягивались в общий
темп работы и в св0ю очередь под-
нимали этот темп, вливая в него энергию,
мысль и волю, добытые на великих строй-
ках страны. Многие из них были знакомы
друг © другом по ’Запорожью — там они
строили и монтировали тонколистовой
стан, по Никополю — там они строили и
монтировали большой трубопрокатвый стан.
	Среди приехавших были опытные брига-
диры Александр Горгуль в Мажсим Шевчен-
ко, мастер Афанасий Шеховцов, «бог гид-
равлики», как его называли монтажники.
Афанасию  Шеховцову и его товарищам
предстояло большое и сложное дело: раз-
работать схему. монтажа коммуникаций —
120 километров труб оплетают машины,
у механизмов есть 8.500 точек емазки.
Приехал прораб Богомолов Евтений Але-
кезндрович. Когда-то, в давние годы, Бого-
молов проходил новаторскую школу на одном
из южных металлургических заводов под ру-
ководетвом инженера Бардина. Двадцать лет
спустя Богомолов ветретилея со своим учи-
телем инженером-академиком в Запорожье
на пуске тонколистового стана. Инженер
	Потребкооперация располагает отромной тор-
говой сетью, ведет заготовки и закупки
сольскохозяйственных продуктов и сырья,
выпускает много продовольствия и товаров
широкого потребления собственного произ-
водства.

Эта деятельность кооперативных органи-
запий ‘особенно широко развернулась после
извеетного постановления Совета Министров
СССР от 9 ноября 1946 года. На основе
этого постановления организации потреби-
тельской кооперации открыли в городах и
рабочих поселках более 20 тысяч торговых
предприятий. За девять месяцев нынешнего
года они увеличили 0б’ем закупок сельско-
хозяйственных продуктов для городской ко-
оперативной торговли более чем в два раза
пв сравнению с тем же периодом 1947 года.

С огромным под’емом участники торжест-
венного собрания приняли приветствие
товарищу И. В. Сталину. (ТАСС).

20-летие Центросоюза
	Вчера в Москве состоялось торжественное
заседание правления Центросоюза, посвя-
щенное 50-летию Центросоюза.

В зрительном зале театра имени Стани-
славскою и Немировича-Данченко собрз-
-лись работники кооперативных организаций
и предприятий, учащиеся Высшего кооперз-
_ тивного института.

С большим воодушевлением участники
торжественного заседания избрали в почет-
ный президиум Политбюро ЦЕ ВЕП(б) во
_тлаве с товарищем И. В. Сталиным.

Председатель правления Центросоюза
	Й. С. Хохлов выступил © докладом, в кото-
ром охарактеризовал путь потребительской
Бооперации в нашей стране.

В настоящее время Центросоюз об’еди-
няет более 4 тысяч районных союзов и
свыше 28 тысяч потребительских обществ,
насчитывающих 32 миллиона пайшиков.
	В зале совещаний «Азовстальстроя» сре-
-ди графиков и диаграмм висела, на стене
картина — исполненный в красках пер-
спективный вид прокатного цеха. А через
распахнутое окно врывалея гул рабочего
дня, и сильная, полная разнообразных зву-
5ов живая картина стройки возникала ие-
ред глазами: строительные леса были ©ня-
ты; сверкая свежей краской, четкой пер-
спективой уходил вдаль прокатный цех;
осеннее солнце отражалось в высоких ок-
нах крыши,

Строительство прокатного цеха нача-
лось два года назад. Старый инженер
Петр Алексеевич Мамонтов в мешкова-
том пиджаке, покрытом цементной пылью,

повел меня тогда, летом сорок шестого,
на площадку прокатного. Всюду можно
было увидеть глыбы  развороченной зем-
ли, пахло сырым бетоном, первые возве-
денные железные конструкции, словно
пунктиром, обозначали будущий цех. «Силь-
ная штука», —с гордостью сказал Мамон-
тов, широким жестом охватывая панораму
строительства. Опытный глаз инженера-
‘строителя нащупывал в этом кажущемся
хаосе точные контуры будущего.

Осенью сорок шестого ожила четвертая
доменная печь, взорванная немцами. Ее
поднимали на трех точках опоры. Четвер-
той точкой опоры по существу была ©ме-
лая техническая мыель наших инженеров,

`взявшихея за решение огромной задачи и
смело осуществивииих ее;

И когда по канаве, рассыпая искры, по-
шел горячий чугун, строители получили
приветственную — телеграмму — товарища
Сталина. Он поздравлял строителей с одер-
жанной победой. Восстановление доменвой
печи, писал товарищ Сталин, является
серьезным ‘успехом передовой  советокой
строительной техники и большим вкладом в
дело возрождения южной металлургии.
Иосиф Виссарионович пожелал коллективу
«Азовстали» новых успехов в работе и по-
ставил перед ним задачу — восстановить
завод на довоенную мошноеть, заново по-
строить блуминг и рельсобалочный стан.

_ Эти задачи. требовали от строителей на-
стойчивости, размаха и деловитости. Но на
‘первых порах строители наступали распы-
ленно, человеческие ‘усилия  дробились,
	был счастлив показать академику евою ра-
боту — он монтировал механическое обору-
лование от слябинга до чернового окалино-
ломателя. На «Азоветали» Богомолов, по
его словам, должен был пройти повторный
Куре «Запорожотали». Но этот куре, ко-
вечно, имел свом особенности: обстановка
требовала выработки более гибкой тактики
монтажа.
	График строителей переплеталея © графи-
ком монтажников. Монтажники шли бук-
вально по пятам строителей. Старший
прораб «Прокатстроя» Борисов вёл работы
по основным фундаментам. За ним, или,
вернее, параллельно с ним, двигались мон-
ТАЖНИКИ.
	А время, этот решаютщщий фактор в борь-
бе за рельсобалочный стан, требовало еще
большего усиления темпов работы. Монтаж-
ники совершили так называемый техниче-
ский маневр, который заключалея в най-
высшей концентралии. сил на узком фронте
монтажа. Для того, чтобы выиграть время,
монтажники настлали доски в вальцетокар-
HOM пехе, собирали узлы мапин и, как
только получали от. строителей основание,
тотчас с помощью кранов налвигали обору-
лование на. железобетонные. фундаменты. На
партийных собраниях строители и монтаж-
ники горячо и страстно обсуждали главный
вопрос своей жизни — как выиграль время,
как войти. в график. Он словно стоял перед
глазами строителей на всем фронте — от
нагревательных колодцев до инепеклорских
стеллажей, на которые должен лечь гото-
вый стальной рельс.
	Б этот же период развертывали свои ра-
боты электротехники. Электрическое ‘обору-
дование в своем самом высоком техническом
выражении связывало’ вею ‘технологию, по-
зволяя создать плавность и эластичность в
работе блуминга и рельсобалочното стана.
	Напряжение развернувшейся строитель-
ной битвы роело се каждым днем и часом.
Наивыешей своей точки это налтряжение до-
стигло в предпусковой период. В один из
таких дней на строительство позвонили
из Государственного Планового Комитета.
Разговор шел с начальником стройки и
с председателем правительетвенной комио-
сии, которой предстояло принять рельсоба-
лочный стан ‘в число действующих станов
советской металлургии, о сроках ввода стана
в строй. И тысячи строителей-—бетонщики,
арматурщики, плотники, такелажники, мон-
тажники, электрики, бригадиры, прорабы,
	Гворчество
	не было должной концентрации сил. Усиле-
ние темпов потребовало от командиров
строительства такой тактики, которая бы
	соответствовала масштабам намеченных
работ. ‘

Кола в острые, напряженные дни
	ввода в строй прокатного цеха мы спра-
шивали строителей, что. решило успех, то
самые разнообразные люди — бригадиры,
прорабы, управляющие трестами, начальник
строительства — связывали историю борь-
бы за блуминг и рельсобалочный стан с
историей борьбы за график. График должен
был сломать вялые темпы, существовавшие
на строительстве. Он должен был перело-
мить настроение и психологию людей, при-
жившихся к этим темпам. Жизнь учила, что
сам по себе график может остаться всего
лишь красиво выписанной и вычерченной
бумажкой. Сила его в железной дисциплине
исполнителей — сверху донизу и снизу
доверху.

Основное, что отчетливо проступалю в
графике, было время. А время, темпы—это
для нас политический фактор. Побеждают
время — люди. График должен был воору-
жить людей ясностью перспективы, евязы-
вать воедино усилия всех строителей. 0т
общего графика, охватывающего все строи-
тельство,— к суточному. графику. Менялись
маспитабы работ, но дух оставалея один и
TOT же— дух победы.

Подобно тому, как в военной операции
воедино связываются усилия всех родов
войск для решения общей наступательной
задачи, так и в строительной битве, раз-
вернувшейся на берегу Азовского моря, была
выработана стройная сйстема организации
работ, охватывавшая все звенья стройки.
Оперативный штаб строительства распюло-
жилея в деревянном домике буквально в
нескольких шагах от стройплощадки. Сниа-
чала у блуминга, потом у рельсобалочного
тона. Й это не был простой жест, — глу-
бокий емысл заключалея в том, что коман-
диры-строители жили на самой стройке,

Первую деталь рельсобалочного механо-
монтажники поставили на фундамент 7 ап-
реля: плитовину стана «890». Этому пред-
шествовала сложная инженеоная работа по
выработке графика монтажа, Ранчей весной
на площадку «Азовстальсюоя» приехали
	рольгангу, оператор ставил 210 Ha Beth,
взвешивал. Тут в. работу ветупал главный
пост. Старший оператор приводил в дви :
ние свою аппаратуру: раскаленный сли
сходил с весов на рольганг и, все: убыстри
свой ‚бег, скользил к, валкам, которые с м:
гучей силой обжимали его. На стеклянный
стене вопыхивал отблеск зарева, идуще
от горячего слитка; в ту же секунду, №
Фыпая искры, слиток © грозным г
скользил назад, и манипулятор, сидя ряд
с0 старшим оператором, быстрыми, 19069
танными движениями своих  механизуи
переворачивал обжатый шеститонный Cl
ток, который снова и снова устремлян
вперед пол стальные валки.
	BD микрофоне, стоявшем о перед старте
	оператором, вдруг послышалось: «has cl
чувствует слиток?» Это спрашивали с Bt
гревательных печей. Старший операт
бросил быстрый взгляд на аппаратуру 1
продолжая прокатывать блуме, корт
ответил: «Хоропю. Температура 1900»,
	Надо было взглянуть в эту минут 8
лицо инженера-наладчика, чтобы уве
радость и гордость его и реех строителей и
дело рук своих.
	90 постов управления направляют в
жение стальных слитков, превращая м}
готовые фельсы. Через Ben технолог“
скую нить — от нагревательных печей #
того момента, когда стальной релье ss
IST токами высокой частоты, — %®
всю эту технологическую нить поту
другая, незримая, ведущая нить Вт
советеких людей. Еще сознание стролтей
полно мыслями о рельсобалочном стать 31
записных книжках прорабов уже п!
ютея новые цифры. Это график строе»
	ства цельносварной домны, которую #8
построить в самые короткие сроки,
	Так идет наша жизнь — вперед лв.
Тед. Вводится в строй мощный прова
цех, строится новейшими методам пах”.
сварная домна — и вое эти деяния с
телей гигантского ‘завода пронизывают”
живой и страстной мыслью А. А. ли 5

пламенного, большевика, родившегося в /
городе металлургов: «Каждый день пи
Mae? Ham народ все выше и выше. Мы
  дня не те, что были вчера, п завтра №8
	5. rAd Hh
	управляющие трестами ~~~ вновь И вновь
почувствовали, как ждет страна ввода в
строй рельсобалочного стана.

Ввод в строй — это сложная, длительная
операция, в которой подводятся итоги ©де-
	ланному. Бвод в строй — это своеобразная
творческая точка кипения, сосредоточив-
шая в себе муки творчества, трудности и
радости строителей. Всё происходит в
обыкновенной, будничной обстановке. Ника-
ких речей. Идет холодное, затем горячее
опробование механизмов. Строители сдают,
& металлурги принимают об’ект за об`ектом
по всей технологической нитке. Все это фо-
	Ттографируется, изучается, проверается.
	В этот напряженный период отномтенае
юителей к металлургам. можно прямо
	строителей к металлургам, можно прямо
сказать, более чем сдержанное. Металлурги
придирчиво проверяют каждую деталь. 3а-
тем появляются первые записи в актах
приемки и сдачи. Оперативные дежурные в
малтинных залах, на пультах управления
прокатными станами вносят свои первые
записи в рабочие журналы. Затем насту-
нает тот прекрасный момент на стройке,
когда уже исчерпан счет взаимных упре-
ков, когда все недоделки доделаны и буд-
ничные лица строителей вдруг становятся
счастливыми. ;

В один из таких напряженных пред-
пусковых дней я встретил инженера-
наладчика Еруповича на главном пульте
управления, в стеклянном домике, возвы-
шающемся над рольгангами мощного блу-
минга. Плечи, галстук, даже брови Крупо-
вича были покрыты строительной пылью,
а руки пропитаны машинным маслом. Era
лицо, когда он вошел в этот стеклянный до-
мик, имело тот озабоченный вил, который.
	собственно говоря, в этот период был у
всех строителей.
	Старший оператор и манипулятор сидели
в мягких креслах, имея перед собой пульт
управления. Лица их были напряжены.
квозь стеклянную стенку главного поста
можно было видеть начало рождения буду-
щего рельса. Машинист моптного крана точ-
ным и сильным движением брал из нагре-
вательного колодца пеститонный стальной
слиток, мягко и нежно опускал этот слиток
В люльку трансферкалуьт.
	На этом этапе всеми движениями горя-
чего слитка управлял оператор © поста
	А о. CEERGINE ©. ОСТА   Не те, что были сегодня».
№ 1. Он заставлял этот слиток полойти к
	Гор. Жданов,
завод «Азовсталь».
	рольгангу, плавно опускал его, приводил в
движение рольганг, слиток екОЛЬЗИЛ па