‚ № 186 (10268)

7 АЗГУСТА 1
	Александр Блок
		дня смерти
Жално старается он вдохнуть ЭТОТ све

ил г ла ЮТТуТя
	АС
жий ветер, на’ котором полощутся врасные
знамена. У него вет пока новых CHMBOAOE,
ховых образов для изображения революции.
Впереди красноармейцев идет Христос как
носитель идеи воскресения мира, HO Cav

В а о лы
	baow roBopHT, FTO Ae с
тут, что этот женственный и совсем непод-

о Меты дАААТРРТ ол
	РУ Ча Ио
ходящий образ он должен был оставить за

неимением другого.
	———— Зе   БАНЬ
Тут была та противоречивость, KOTOpad
oe “т... пропет очень большими
	поставила Блока пер Vive ee yD
трудностями. Провозгласить азбуку Рево-
люции он мог, каб долго ожидавигий этого
пророчествовавиий певец, певец, возгла-
шавший: «Жить стоит только так, чтобы
пред’являть безмерные требования к жиз
ни: все или ничего; ждать нежданнот;
верить не в «то, чего нет на свете», зв
то, что должно быть на Свете, пусть
сейчас этого нет, и долго не будет. Ho
жизнь отдаст нам это, ибо она — пре.

красна!».

АТ рта таАОНТАЯ п:
	разгроме: старо, ее
валины и могилы героев. Она, как Aurel,
прикасаясь к земле, к земляной правда
жизни. повышала свон силы и начинала
возводить новое, что за грохотом и дымом
сражения не так легко было видно людям:
увлеклиимея романтической картиной 39
первого удара, когда зашатались чертог
земных богов и пыль поднялась до Reba i”
рушившихся кумиров, тюрем и дворцов.

маи об Art a
	р тис,

Эту величественную силу возрождения
Блок не мог почувствовать В полной мера
и представить ее поэтически, Qn MOT TOIL
ко жить остатком первоначального BOCTOp-
ra, дававшего ему все грядущее, как про:
	толжение неясного и прекрасного сна, 8
	Но в дали я вижу — MOPE, Nope,
Исполинский очерк новых стран...
Высоко — над нами — над волнами, —
Как заря над черными скалами —
Вест знамя — Интернацьонал!

В это же время сбывались и другие пред
чувствия поэта. Европейский мир — «коз
котка е окровавленными руками» — выхо-
дил из мировой бойни < ненавистью к One
тябрьской революции, с пустым сердцем и
растраченными душевными силами. Так по*
нимал Блок кризис евронейского сознания;
предчуветвуя, что эта ненависть «европейз
ского буржуя» обернется звериной морлой
к Стране Советов:

Европа была обречена страшным гряду
щим бедствиям, и «Скифы» Блока зву-
чали, как последнее предупреждение, как
эхо, повторявшее пушкинское «Клеветни“
кам России», — в новой обстановке ив
новой атмосфере.

Пророк конца старого мира остановился
на пороге нового, одновременно восхищен“
ный и усомнивитийся в своих силах разта-
лать далекое, сравнительно далекое буду“
щее. У него нехватило сил. Он верил всем
сердцем в это будущее, когда писал: «Всем
телом, всем сердцем, всем сознанием —
слушайте Революцию!»

° В истории русской поэзии: Алексанар
Блок остается поэтом выдающейся силы, f
тонкий инструмент его стиха будет холго
вызывать добрые чувства, как говорил
Пушкин, в благодарных сердцах людей, пе
ред которыми пройдет вся сложная гамма
этих великолепных стихов, отражающих
самые тонкие человеческие переживания,
самые задушевные, самые пленительные
ощущения от истинного искусства, самые
честные и гневные раскрытия чувства вре
	мени. Будут жить его преданность Родине;
	высокая мысль патриота, горячая любовь
Б судьбам родного народа, отзывчивость го
рячего сердца, жажда того, что жизнь дол
	жна быть разумна и прекрасна, потому Ч.
	«он (поэт) весь — дитя добра и света, 0я
весь — свободы торжество!».
	Николай ТИХОНОВ.
		Сибирь начинает уборку урожая   () законности
	Сейчас Пятница приступил к уборке уро-
жая. Опытный комбайнер за два дня CKOCHT
хлеб со 150 гектаров.

Высокой выработки добился также на
спепе двух комбайнов «Оталинец» комбай-
нер Петуховской МТС, Алтайского края,
тов. Добшик. Он убрал в 1945 году 2.480
гектаров. Свыше 2 тысяч гектаров убирали
в последние годы комбайнеры Короп, Кам-
лев из Омской области, Рублев, Левин из
Новосибирской области.

Опыт этих мастеров надо сделать до-
стоянием всох комбайнеров Сибири, хо-
биться выполнения и перевыполнения ‹е-
зонного. задания каждым комбайнером и
кажлой маинно-тракторной станцией.
	Азкие пути для лучшего использования
	комбайвов?
	Приемная начальника  гражданоко-су-
дебного отдела Прокуратуры УССР тов.
]анчуковского, конечно, не идеальное ме-
сто для знакомств. Но товарищи Герасютен-
ко, Гендлер, Галант и Сергиенко в этой
приемной не только познакомились, а даже
крепко подружились.

Bee они демобилизованные офицеры, ин-
валиды Отечественной войны. Не воспоми-
нания о ратных подвигах и не‘ послевоен-
ные трудовые заботы сблизили их. Причи-
ной их дружбы явилась евоеобразная точка
зрения тов. Ланчуковского на некоторые
понятия.

Точки зрения, как и вкусы; могут быть
разные. Одни предпочитают охоту уженью
рыбы. Некоторые обожзют пельмени, но
есть п`поклонники карасей в сметане. Мно-
гие любят оперетту, а иных туда’ не зата-
щишь и на аркане. Если бы тов. Ланчуков-
ский спорил со своими посетителями о том,
где приятнее провести отпуск или чьи сти-
хи лучше, то в этот спор можно было бы
не вмешиваться. Но спор идет по более,
серьезному поводу.

По мнению четырех бывших фронтови-
ков, советские зэконы обязательны для
всех граждан, а первейшей обязанностью
прокурора является строгий надзор за
исполнением этих законов всеми граждана-
ми, в том числе и прокурорами.

Точка зрения тов. Аанчуковского не-
сколько иная. Он. считает, что законы не
обязательны, во-первых, для него самого и
для некоторых лиц, к которым он друже-
ски расположен.

Товарищи Герасютенко, Гендлер, Галант
и Сергиенко — исконные киевляне. Из
Киева. они ушли в начале войны в армию
и сюда же вернулись после демобилизации.
Но им, их женам и детям, прибывшим из
эвакуации, жить негде. В их квартирах жи-
вут родственники жены тов. Логвиненко,
сестра жены тов. Меркулова и тов. Петров.

Квартиры новыми жильцами заняты
незаконно. В этом беззаконии немалую роль
сыграли городские власти, в том числе и
председатель исполкома городского совета
тов. Чеботарев.

Бывшие фронтовики около двадцати ме-
сяцев обивают пороги городских и респуб-
ликанских организаций. Надо отдать долж-
ное — они нигде не встречают отказа в
своих законных требованиях. С каждым но-
вым посещением городского совета или жи-
лишного управления они обогащаютея бу-
мажками, подтверждающими их правоту.
Много у них накопилось таких бумажек,
очень много.

Бумажки охотно вылавались потому, что
это избавляло городские власти от обязан-
ности подыскивать для инвалидов Отече-
ственной войны тругую жилплощаль.
	Закончено строительство первой очереди
Люторического угольного разреза в Подмо-
сковном бассейне. Здесь вступил в экеплоа-
тацию первый угольный гидроразрез.

Мощная струя воды, направляемая рабо-
чим, размывает пустые породы, прикрываю-
шие уголь. Поток воды гонит грунт в зем-
Hecocy, он засасывает жидкую пульшу
(смесь грунта и воды), подает е по трубам
на поверхность и транепортирует на отвалы.

На глубине 20—30 метров остаетея ле-
жать чистый пласт угая, Из этого «оклада»
уголь берется экскаватором, бросается под
струю гидромонитора, смывается водою к
землесосу. Землесос подает его к углепол’-
емнику, откуда по транспортерной ленте
уголь направляется в вагоны.

За три месяца-—май, июнь, июль—земле-
606 сделал 631 тысячу кубометров векрыш-
ных работ. Средняя произвохительность зем-
лесоса достигла 6.000 кубических метров в
сутки. При этом непосредственно на н8с0с-
ной и землесосной станциях, в забое и на
отвалах занято в смену всего 8 рабочих. 8a
	В основу первоначального плана строи-
	тельных работ был положен принцин «в06-
становительной хирургии». Нужно было,
	как говория Мамонтов, индивидуализиро-
	вать каждый отлельный 9б‘ект разрушений.
	Что касается наклоненной четвертой дом-
	’ За годы сталинских пятилеток Сибирь

стала второй житницей нашей страны.  :

Партия и правительство неустанно следили
за развитием ее сельского хозяйства, по-
могали колхозам и совхозам неуклонно
WIth вперед. Достаточно сказать, что
сельское хозяйство сибирских областей по
уровню механизации почти не уступало
наиболее механизированным южным райо-
вам. Используя вее возрастающую помощь
государетва, колхозы Сибири в предвоен-
ные тоды достигли огромных успехов. Це-
дые районы снимали стопудовые урожаи.
В целом области, края Сибири давали го-
сударству значительное. количество хлеба.
Валовой сбор зерна в Алтайском и Красно-
яреком краях, Новосибирской, Омской и
Челябинской облаетях в 1938 году соста-
вил 1 миллиард 100 миллионов пудов.

В этом голу колхозники Сибири хорошо
потрудились на своих полях. В Алтайском
крае, Новосибирской и Омской областях
почти все площади яровой пшеницы
(основной культуры сибироких колхозов)
были засеяны к концу мая. По ведущим
зерновым районам Сибири площадь под
яровой пшеницей расширена по сравнению
с прошлым годом на 170 тысяч гектаров.

В районах Сибири выпало достаточное
количество осадков. Это благоприятствовало
росту хлебов. Но в мае и июне был пони-
женный температурный режим, вследствие
чего развитие и созревание хлебов задержа-
10сь по сравнению © прошлым годом на
10—15 дней. Сокращаются таким образом
и сроки уборочных работ. В этом первая
особенность уборки хлеба в Сибири в теку-
щем году.

Более выюокая агротехника на весеннем

севе обеспечила получение хорошего уро-
жая. Председатель колхоза имени Молотова,
Шипуновского района, Алтайского края,
депутат Верховного Совета СССР тов.
Гринько сообщает, что колхоз © площади
зерновых в 1.750 гектаров соберет по 20—
25 центнеров ¢ гектара, & один из масси-
зов плошалью в 550 гектаров даст по
30 пентнеров зерна с каждого гектара.
_ На общирных пространствах Рубцовеко-
Алейской степи Алтайского края, в рай-
онах Кулунлы многие колхозы соберут
100-пудовый урожай.

Вторая особенность уборки в Сибири —
высокий хлебостой зерновых культур. Во
многих районах высота ржи и шпеницы
достигает 1,5 метра. Хлеб в колхозах
не только высокий, но и густой. Это мо-
жет привести к полеганию хлеба в отдель-
ных районах. Такие Факты уже отмечены
в Кагановичеком и Горьковеком районах
Оиской области. Нужно, следовательно,
изготовить в каждой МТС приепособления,
необходимые для уборки полеглого хлеба.

Более позлнее созревание хлебов, высо-
кий и густой хлебостой, опасность поле-
тания создают дополнительные трудности
для уборки урожая в Сибири. Сроки,
в которые пало скосить, заскирдовать и 0б-
молотить хлеб, крайне ограничены. Нужны,
следовательно, оперативность и маневрен-
ность, полное использование всех средств
для быстрейшего проведения уборки, для
борьбы © потерями урожая.

Комбайн — главнейшая уборочная ма-
шина в Сибири. По основным сибирским
областям свыше трех < полованой мил-
лионов гектаров хлебов должно быть убрано
комбайнами.

Сибирь имеет много мастеров комбайно-
вой уборки. В Буленновской МТС, Алтай-
ского края, комбайнер Пятница на сцепе
двух комбайнов  «Сталинец» ежегодно
убирал свыше 3 тыс. гектаров за сезон.
Ав 1944 году он достиг рекордной выра-
ботки — скосил за сезон тем же сцепом
хлеба с 3.762 гектаров.

СВЕРДЛОВСКЕ, 6. (Корр. «Правды»). На
теплоэлектроцентрали Богословского алюми-
ниевого завода введен в действие новый ко-
тел. С пуском этого котла производетвенная
	очка.
	всесоюзной и местной
	«Четыре друга» (а их давно уже так Ba-
зывают во всех киевских организациях) не
раз доказывали:

— Мы отлично понимаем, что в резуль-
тате войны и временной оккупации города
немцами жилищный фонд значительно 60-
кращен. Мы отлично также понимаем, что
тех, кто живет в наших квартирах, нельзя
выселять на улицу, им тоже где-то надо
жить. Но закон — на нашей стороне, и мы
имеем право на свои квартиры. `

Иногда они пускали в ход более серьез-
ные доводы:

— Мы согласны на уплотнение. Вот,
например, товарищ Нетров занимает четыре
комнаты. Оставьте ему три, а одну верните
товарищу Сергиенко.

Такие речи они проязносили многу“ раз.
Их выслушивали и отвечали:

— Да, закон на вашей стороне. Но...

Четыре друга неоднократно обращались
с жалобами в Москву — в Прокуратуру
ССР и в Главную военную прокуратуру.
В Киев посылались отношения за подписью
заместителя Генерального прокурора СССР
тов. Мокичева, начальника гражданеко-су-
дебного отдела `Прокуратуры СССР тов.
Кудрявпева.

Все бумажки как местного, так и цен-
трального происхождения в конце концов
попадали к тов. Ланчуковскому, который
обязан был по долгу службы довести это.
безобразно затянувшееся дело до конца.

Но у него ведь своя точка зрения.

Приказания Прокуратуры СССР и Главной
военной прокуратуры он истолковывает
весьма расширительно: ,

— Им там не всё видно. Нам на месте
яснее, к кому и как применять законы,
Надо знать наши местные условия.

По существу это означает, что тов. Тан-
чуковский не хочет ссориться с товаряща-
ми Логвиненко, Меркуловым и Петровым,
так как они для него — люди с «высским
положением».

Есть еще одна точка зрения на советские
законы:

«Законность не может быть калуж-
ская и казанская, а должна быть единая
всероссийская и даже единая для всей фе-
дерации советских республик...».

Это — ленинекая точка зрения. И она,
бесспорно, единственно правильная. Совет-
ские законы обязательны для всех граждан,
независимо от того, где они живут, какие
звания имеют и какие должности занимают.

Здесь можно было бы закончить эту
грустную историю. Но хочется выяснить
еще одну точку зрения: как относятся

работники Прокузатуры СССР к тому. что
их предписания не выполняются по году
и больше.
	=
to
	Алексанло Блок по сиде своего песен”
вого голоса, по глубине его, искренноети,
по охвату темы, по огромности своего поз-
тического характера, по связи его с ието-
ричесвой жизнью нашей Родины является
несомненно великим русеким поэтом.

С самого раннето периода его творчества
он был полон возвышенным представле-
нием о роли поэта. «Только о великом <то-
ит думать, только большие задания должен
ставить себе писатель, ставить смело, HO
смущаясь своими дичными малыми Сила-
МИ...». Я р

Принадлежа к «символистам», Блок,
однако. решительно оставил их, выйдя на
свободу большого поэтического пути.

Первые книги стихов Блока, Полные
весеннего расцвета жизни, трепета MOIO-
	дости, радостных предчувствий, недогово-
сенностей, туманных описаний смятенных
чуветв. игры с таинственностью чудесного,
	ув т >>

хмела поэзии. таят, однако, в себе предчув-
	ствие того, что неизбежно возникнет даль-
ше, когда жизнь покажет ему свою ©уро-

вую правду.

ОУ +
	ть ль

Огляхываясь на окружающее его обще-
	ство, он’видит все расширяющиеся круги
смятения и тревоги.
	И тогда являются стихи, где сБззыва-
ются, как поэтические формулы, итоги бес-
сонных ночей, тягостных раздумий, пере-
плетенных с отчаяньем и надеждой:

Да. Так диктует вдохновенье:

Моя свободная мечта

Везв льнет туда, тде униженье,

Где грязь, и мрак, и нищета...

На непроглялный ужас жизни

Открой скорей, открой глаза,

Пока великая гроза

Bee не смела в твоей отчизне...
	Во-первых, хороший ремонт комбайнов.
Можно наверняка сказать, что наибольших
успехов добьется ta МТО, которая свое-
	временно и высококачественно отремонти-
ровала машины. Й, наоборот, там, где ре-
	MOHTY не уделяется должного внимания,
комбайны будут больше стоять, чем рабо-
тать. Косовица хлебов в Сибири уже нача-
	лась. Между тем к 1 августа Омская 00-
ласть отремонтировала только 60 процен-
тоз своих машин. Красноярский край— 61,
	<> каз!

еы в ближайшие лни были отремонтиро-
	раны все комбайны. Во-вторых, правиль-
ная организация труда. Постоянный состав
колхозников, обелуживающих агрегат, свое-
временный отвод участков, хорошее техни-
	ческое обслуживание, повседневный
контроль за работой комбайнеров и по-
мощь им — BOT непременные условия
успеха. Любая МТС в состоянии умело
разрешить все эти вопросы, & стало быть,
и в состоянии улучшить работу комбай-
нового парка.

Но было бы ошибкой недооценивать
роль простых ‚ уборочных машин. Ими
предстоит скосить значительную часть
урожая. Жатки, лобогрейки, сенокосил-
ки — все ‘средства следует. использовать
для быстрейшего окончания  косовицы
хлебов. Это особенно важно в условиях ны-
нешнего гола, когла запоздало созревание
хлебов. Надо своевременно начать убороч-
ные работы и вести их высокими темпами.
первого же дня косовицы полностью и-
пользоваль все простые малины. обеспечить
их бесперебойную работу — такова задача.

Центральный вопросе уборки — борьба
с потерями урожая. В прошлые годы кол-
хозы Сибири теряли немалую лолю хлеба.
Происходило это потому, что раетягива-
лись сроки уборочных работ, нередко от-
‘сутетвовали крытые тока. Это лишало
возможности вести обмолот и другие рабо-
ты в ненастных условиях, приводило к пор-
‘че зерна.
	Колхозы Сибири могут и должны избе-
жать ошибок, допущенных в пропетом году.
Организовать борьбу © потерями на всех
этапах уборочных работ — первостеценное
дело. т

Колхозники Сибири вырастили хороший
урожай. Но тем более велика ответетвен-
ность за его свбевременную уборку. Без
потерь собрать хлеб, своевременно выпол-
нить план хлебозаготовок — важнейшая
залача партийных и советеких организа-
ций, земельных органов, всех работников
сельского хозяйства Сибири.
	Б. САВЕЛЬЕВ.
Зам. министра земледелия СССР.
	мощноеть станции возросла на 20 тысяч
киловатт. В настоящее время из станции
устанавливается дополнительный мощный
генератор. : :

не ЛВС  > -< 40 А № ПП о д =
						РО, ЗАРА В ee 1

Возмезлиеза темно прожитые жизни, 38 мые общие намеки.

о че м we Oe
	растраченные силы, за жизнь, загнавную в
норы. схваченную тенетами, светится при-
ближающимися заревами далекого пожара.
Спасенья нет. Но это— гибель господам
жизни и всему их строю. Видение Родины,
над которой новые тучи и тьма «грядущий
день заволокла», открывает поэту ПУТЬ
спасения в вечном преображении жизни, В
ожидании прихода людей из народа, хму-
рых, с усмешкой, знающих то, чего не знает
никто из обреченных. Стихи Блока о Рос-
сии, сначала сияющие тютчевеким CMEDC-
нием, сменяются новым мотивом — едино-
борства с сульбой.

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые, —

Как слезы первые любви!

Но мы елышим и другое: «И вечный бой!
Покой нам только снится...» Й уже за этим
вечным боем встает другое видение: пре-
ображенная земля, степи, в которые пришла
новая жизнь.

Уголь стонет, и соль забелелась,

И железная воет руда...

То над степью пустой загорелась

Мне Америки новой звезда!

Маяковский, давая без’языкой улице грэ-
мящий язык своей поэзии, проклинающий
мировую бойню, прелсказывавший, что в
терновом венце революций грядет шества-

дватый год, как бы отвечает на поэтический

крик Блока, чувствующего приближение
Возмездия. Блок писал о своей ненависти
к царскому правительству и о том, что этой
ненавистью пропитана его поэма «Возмез-
хие».

Шум крушения старого мира слышал
поэт, по его словам, когда писал «Две-
надпать». В этой яркой исторической вар-
тине, в этом апофеозе своего признания
силы революции:—Мы на горе всем бур-
жуям мировой пожар раздуем!—Блок при-
соехинялея к правде Октября, несмотря на
всю сложность своих переживаний.

Революцьонный держите шаг!

Неугомонный не дремлет враг!

Это уже было из призывов новой, при-
шелшей на смену старого мира, эпохи.
	тральный пост. Шкатев коротко 6po-
сил: «Первый консоль, вира!» И тот-
час один из прорабов включил первую
батарею домкратов. Медленно текли секун-
ды. 39 минут спустя, когда геодезист, сте-
дивший за ходом выравнивания печи. опре-
	делил, что первые 14 сантиметров под’ема
налицо, Шкатов отдал новую команду:
включить в действие батарею второй точки
опоры. Третья точка опоры оставалась не-
подвижной, она как бы служила точкой по-
ворота, и ее временами чуть опускали, или,
как говорил Шкатов, «майнали».

Инженер Каминский стоял в сторонке.
Он был без шапки, в рабочей спецовке. За-
прокинув обнаженную голову, он, казалось,
емотрел поверх печи, на краешек голубого
неба, на дымчатое облачко, будто прилепив-
шееся у самого края железной колошнико-
вой площадки. Он смотрел и ждал результа-
тов, ни во что не вмешиваясь.

Й вот — «чудо» свершилось: на исходе
шестнадпатого часа пол’ема печь медлен-
но, сантиметр за сантиметром очертив Ери-
вую в голубом небе, приняла вертикальное
положение.

Наступил новый этап — передвижка
печи на ee проектную ось. Геодезист
опустил с центра верхнего опорного кольца
печи отвее (весом 3 килограмма) и стал сле-
дить за правильностью движения. Под ниж-
ний пояс металлических консолей были под-
ведены металлические салазкя-— их поверх-
ность смазали солидолом. Шкатов отдал
команду: отключить вертикальные домкра-
ты, включить горизонтальные. Это был кри-
тический момент всей технической битвы. И
Каминский это остро чувствовал. Он, каза-
лось, был в эти минуты живой четвер-
той точкой опоры, как бы испытывая на
своих плечах страшную нагрузку многотон-
ной железной массы:

Шкатов включил горизонтальные домкра-
ты, и печь двинулась. Каминский почти
физически представлял себе огромные на-
пряжения, нараставитие во всей этой массе
металла к начальному моменту движения.
И когда печь, преодолев все, совершила
своеобразный прыжок, который геодезист
отметил в дваднать миллиметров пути, все
находивитиеся на площадке облегченно пере-
вели дыхание. :

Наетупала какая-то разрядка. Спадало
огромное напряжение, которое нспытывали
все участники этой великой технической
битвы, решавшей сульбу доменной печи,
Янженер Крупенников Тихонько засмеялся
и тряхнул головой.

— Алексей Самойлович, — сказал он п
	Уголь добывается водой
	Гидроразрез в Подмосковном бассейне
	$ часов работы они с помощью механизмов
разрабатывают, поднимают вверх Ha 30 Me-
тров, транспортируют на километр и укла-
дывают в отвалы 2.000 кубометров породы.
Производительность агрегатов на‘ добыче
угля столь же высока.

Труд человека в гидроразрезе сводится к
наблюдению за работой центробежных на-
	$9608, управлению струей воды гидромони-
	тора и регулированию потока пульпы, вы-
текающего из трубы на отвалах.

Экскаваторы производят здесь весьма не-
большую вспомогательную работу: берут и
бросают уголь под струю гидромонитора (это
необходимо‘ делать; так ‘как пласт угля ле-
жит горизонтально и отсутствует необходи-
мый уклон для емыва угля).

Уголь успешно добывается водой. Эффек-
тивность гидромеханизации тажова: при ра-
боте 3 землесосоных агрегатов на векрыше
и одного землесосного агрегата на добыче
уголь обойдется в 2—2 раза дешевле
угля, добываемого под землей, а производи-
тельность труда будет в 6—7 раз выше.
	стояла, за что цеплялаеь, какие гарантии
есть в том, что при первом же движении
печь не потеряет свою чудом найденную
устойчивость?.. Эти и сотни других BOTpO-
сов возникали при решении проблемы вос-
	становления.
		Новый мощный котел на Богословской ТЭЦ
	усмехнулся мелькчувшей в его голове мыс“
ли.— Подумайте! Вся работа была проведе
на... на самой обыкновенной воде!..

И точно не было ни бессонных ночей, и
страха за судьбу печи, ни огромной под:
товительной работы... А были только ги
равлические домкраты, насосы которых
приводились в движение волой. Mo Rawat
ского не сразу дошла эта шутка Врупенни-
кова.
	— Да, да, вода! — сказал он потом 05°
стро. И вдруг почувствовал страшную жз&*
1у — пересохло в горле, хотелось пить,

...Вокоре Каминский ‘уехал. Собрал св
вещички в’ походный чемодан, сложил №“
какие эскизы, простилея © товарищами, 6
Азовским морем и, не дождавшись банкета,
который должен был состояться в честь у6*
пешво поднятой печи, покинул «Азовсталь»,
Его уже ждали другие дела.

Я не знаю, где сейчас находится инженер
Каминский, гле и что творит этот скрожны
и смелый инженер «Стальконструкция», #
пусть он знает, что на «Азовстали» его BEN
минают добрым, хороприм словом. -

Когда-то Антон Павлович Чехов устами
старого русского инженера, построявшего
на Руси десятки мостов и оставшегося @:-
вестным, с горечью сказал, что он мот бы
указать на множество своих современияков,
людей замечательных по талантам и трух
любию, но умерших в неизвестности. «8%
эти русские мореплаватели, химики, физ
ки, механики, сельские хозяева — популя*
ны ли они?.,»
` Ца, так было в прошлом. В наше же в
мя все созданное руками народа, в (
гатства социализма связавы с именами 1:
дей, которые вложили свой трул, 9%
мысль, свою энергию в общенародное 161.
Творческий труд инженеров Врупеннякова,
Каминского и Мамонтова получил высокую
оценку—все трое удостоены звания 147163
тов Сталинской премии.

— Сильная штука, — сказал изжеяе)
Мамонтов, когда мы подошли к огромном
прокатному‘ цеху, металлоконетрующии к
торого недавно расширены с блеском и Глу-
биной технической мысли. Й по всему ви
HO было, что ему, старому строителю, пре
ятно и радостно видеть этот индустриаль
ный пейзаж, думать о том, что есть У Bit
инженеры, которые умеют дерзать Е KOT:
рые обладают точкой опоры — могучей
творческой силой своей страны, евоего Ha
рода.

Б, ГАЛИН,

Мариуполь. !
	опоры
	поверх очков в эскиз давным-давно построен-
ной комсомольской домны на Магнитке.
Жизнь поедетавлялась инженеру Мамон-
	— Характер инженера Каминекого?.. Я
затрудняюсь ответить вам одним словом.
Впрочем, если вы имеете в вяду общий. 0б-
лик моего молодого друга, инженерскую
черту его характера, то это лучше всего про-
является в самих строительных работах. Да
вот возьмите хотя бы его работу на «Азов-
стали» — пот’ем четвертой доменной печи...
	Петр Алексеевич Мамонтов,‘ старый ин-
женер-строитель, раскрыл свою записную
книжку. Карандашюм короткими штрихами
он набросал эвкиз разрушенной домны,—
такой она была после изгнания немцев.
	— Вот как она стояла, голубушка,—
сказал Мамонтов, — бог знает, на чем только
держалась... На полтора метра сместилась
со своей проектной оси п в общем представ-
тяла собою довольно грустную картину...

Й с живостью, столь неожиланной для
его грузной фигуры, Петр Алексеевич по-
вернулся к окну, откуда видна была строй-
ная доменная печь.

— А вот она в натуре... Скоро оживет...

И после короткого молчания, как бы про-
должая дорисовывать начатый портрет ин-
женера Каминского, Мамонтов сказал:

— Тут, знаете, виден характер совре-
менного строителя, видна его отвага. Это и
дорого в Алексее Самойловиче. Да, да, инже-
нерская отвага...

...В октябре сорок третьего года началось
великое переселение строителей с Урала в
Донбасс. На юг двинулись эшелоны из Чу-
сового, из Каменск-Уральского, из Сухого
Jora,— aro возвращался в Донбасо трест
«Азовстальстрой», который в годы войны
именовался ОСМЧ — 0собая строительно-
монтажная часть. Строители везли в Теп-
лушках и на платформах лесорамы, бетоно-
мешалки, станки для обработки блоков. ме-
ханические мастерские, сварочные аппара-
ты и краны. Они возвращались в Донбасс,
имея за плечами опыт военных строек.
	Пока шли по железным магистралям гру-
зы в алрее «Азоветали», на завод прилетел
эзместитель главного инженера ОСМЧ Петр
Алексеевич Мамонтов. Старый опытный
практик, он принадлежит к тому поколению
инженеров, которые прошли великую шко-
лу жизни — строительную страду наших
Пятилеток.

В этом старом инженере живет душа роман-
тика-строителя. Вот он сидит и, чуть отодви-
нув от себя запяеную книжку, вглядывается
	BVRIOD MUA Ode det Guile Bee Ee eee

тову ‚ огромной строительной площадкой.   НЫ, 10 первый диагноз в отношении ее был

а о блек ие БАЛ AMLING
	Huby Us PU ee о
Мамонтов изучал географию по стройкам,
или, как он говорил, по 0б’ектам. Когда-
то, перед самой войной, он думал о том, как
на’ старости лет поедет посмотреть страну.
Это будет прекрасное путелествие! Он возь-
мет свою жену и воспитанников-племянни-
ков и, не спеша, об`едет свои стройки. Нач-
Her он со старого’ Сталинского завода —
там он много лет тому назад строил марте-
новскую печь; потом он посетит Керчь —
там он строил доменную печь. Из Керчи он
поедет в Запорожье, затем на Урал. там че-
рез реку Илек он строил когда-то мост. И
завершит он свое путешествие Магниткой—
он помнит детство этой великой стройки. А
оттуда, с Магнитки, он вернется на свою
«Азовсталь». Какое это будет счастье —
увидеть мартены, домны, мосты, паровые
котлы, увидеть поднятые тобой металло-
конструкции, в каждой из которых как бы
живет частица твоей души.

Ч ЗЕ И ЗУ РЕ:

короткий и мрачный: вряд ли есть смысл
восстанавливать. Нужно разобрать этот же-
лезный хаос, демонтировать печь и строить
ее заново. И те, кто так говорил или думал,
были по-своему правы. Фантастической
казалась сама мысль 9 том, что эту мертвую,
поникигую массу железа” можно восстано-
вить. Да, оставалось как будто одно — разо-
брать, и строить заново. Ho как это ни по-
кажется на первый взгляд странным, с точ-
ки зрения инженерской, это был дорогостоя-
щий путь, отнимающий маесу времени на
демонтаж и очистку площадки.

Вот тогда-то из Москвы был вызван ин-
женер «Стальконетрукции» Алексей Самой-
лович Каминский, собрат Петра Алексееви-
ча Мамонтова по скоростному строительству
домны в Чусовом в годы войны. Мамонтов
ценил в евоем друге-инженере его творче-
ское дерзание. Строя, он, по словам Мамон-
това. творил.— и в этом, повидимому, была
	Но эти мечты инженера были нарушены
войной. На долю Мамонтова выпало очень
тяжелое —— он вернулея на родной завод,
чтобы увидеть мрачный железный хаос,
оставленный немцами. Прекрасные техни-
ческие создания лежали на берегу моря,
разбитые и подорванные. Мамонтов приехал
на завод во главе комиссии, чтобы опреде-
лить размер разрушений и наметить нацрав-
ление восстановительных работ. Воздух ва
заводе был пропитан запахом горькой га-
ри — искареженное, скрученное железо из-
давало  ненстребимый запах  горелого.
Й старый инженер, всею свою жизнь с03д4-
вавший пенноети, содрогнулся от боли и го-
рести; Третья доменная печь была сильно
изуродована. Но четвертая печь выглядела
особенно страшной. Немцы заложили авяз-
ционные бомбы под опорные колонны и в

вся 6Г0 жизнь.

И вот инженер Каминский появилея из
строительной площадке «Азоветали» в своем
стареньком, видавшем виды пальто, с то-
щим чемоданом, — доктор строительной хи-
рургии. Инженеры Мамонтов и Крупенни-
ков повели, своего коллегу на четвертую
печь. Она отчетливо выделялась на фоне го-
лубого неба. Каминский рассеянно протер
стекла очков и, откинув свою черную гря-
вастую голову — он был без шапки, — гля-
нул на беспомощно повисшую печь. Издали
казалось — чуть тронь, и вся эта громада
мгновенно опрокинется.

Каминский долго смотрел на домну. Он
целиком согласен с Мамонтовым и Крупен-
никовым: печь нужно поднять, да, Wor-
нять — и поставить на место. Вес домны
ето не пугал. — наши инженеры научились
	ЕС ИИ сы ру Ва

С .
амый горн печи. И от взрыва еэ качнул»,   пуавляться с громадными железными мас-
	О ОРЛ Ана АНЯ ла м

ved ta epi e 0 а сами. И Каминский засел за работу. Это бы-
T ловиной метра и СЛВИНУЛасЬ   т, полом но личного самолюбия, — я подыму
	со своей проектной оси на полтора метра.   поц;  — д делом творческой чести веего
	Вид ее был ужасен и в то же время жа-
лок и беспомошен. Инженер Мамонтов не
выдержал: его большое с крупными чертами
лицо задрожало, и он глухо, с силой выго-
ворил: «Варвары!». Члены комиссии мол-
ча пропити дальше, оставив старого челове-
ка олного.

коллектива строителей. Он перерыл, извлек
старый проект, по которому строилась, эта
печь. Он изучил её былую жизнь, принципы
конструкции, исследовал характер ее ны-
нешних разрушений. Ето можно было часто
видеть вэзле четвертой печи. Что удержал
ве от окончательного падения, на чем она
	Сила творчества наших инженеров на-
шла свое воплощение в проекте под’ема пе-
чи, Каминский и ero товарищи облекали
смелую мысль в железную логику расчетов.
Чем выше была степень риска, тем более
глубокими и точными были технические
расчеты. В проекле не было главных и вто-
ростепенных Задач. Все было важно. малей-
WE просчет в одном мог повлечь за собой
общее поражение проекта. Излишний опти-
Muay Tome был опасен. Нужно было про-
явить осторожность, но отнюдь не скенти-
цизм, точность расчетов; но не робость мыс-
лей, Шюект начинался сложными расчета-
ми по определению центра тяжести навие-
шей массы, поисками идеальных точек опо-
ры. нужных для пох’ема печи.

Проблема выбора точек опоры была одной
из решающих в проекте. После долгих и
сложных расчетов инженеры утвердились в
мысли, что конструктивное решение задачи
нужно искать в трех точках опоры.

Такой проект не мог быть уделом твор-
чества только одного человека. Разрабаты-
вая основы проекта, Каминский умел елу-
мать, спрантивать, советоваться. Он опя-
рался на опыт и знания Мамонтова и Вру-
пенникова,—эти инженеры с широким тех-
ническим кругозором отилифовывали
проект. Вея операция по «оживлению» до-
менной печи была разбита на этапы. Для
создания устойчивости печь укрепили,
подперев ее железный корпуе временными
колоннами. Общий вес доменной печи дости-
тал 2.600 тонн. Ее стали освобождать от
мертвого материала. Взрывами прорубались
вертикальные полосы в огнеупорной кладке
печи и последующими взрывами по пери-
метру эти полосы обрушивались.

Под опорное кольцо шахты печи были
подведены уоталлические консоли, опирав-
шиеея на металлические поетаменты. Это и
были точки опоры, На постаменты были
установлены батареи гидравлических дом-
кратов (каждый домкрат грузопод`емностью
в 200 тонн).

Й вот настал день под’ема печи. Каждая
точка опоры имела своего хозяина — прора-
ба. Командовал под’емом старший прораб
Петр Шкатов, потомок семьи русских таке-
лажников-верхолазов. Его внушительная
фигура с обветренным строгим лицом вюз-
знталась на площалке. Ок занимал пен-