12 АВГУСТА 1946 г., № 191 (10273)

ПЕЧАТИ Н.
ОТНОШЕНИЕ

Редакмру газеты «Большевик Запо-

фожья» позвонил начальник Днепростроя
тов. Логинов. Возмущенный и разгневан-
ный начальник разразилея бранью по ад-
ресу автора статьи «План или пустая бу-
уажка?», помещенной в газе.

Поводом для опубликоваетя названной
статьи послужили письма рабкоров, посту-
пившие в редакцию. Они сообщили,

«.что жилые дома на Днепрострое вос-

станавливаются исключительно медлен-
но, а восстановленные сдаются с много-
численными недоделкамих».

Оеветив фактическую сторону дела, га-
зета писала:

«Руководителям Днепростроя тт. Ло-
гинову, Кандалову, Иванову нужно серь-
езно пересмотреть свое отношение к жи-
лищному строительству, параллельно с
восстановлением гидростанции должно
вестись восстановление и строительство
жилого фонда».

Даже такая робкая и деликатная критика
вызвала гнев тов. Логинова. Он тотчас же
позвонил в редакцию, чтобы обругать авто-
ра статым. Делового ответа по существу,
сообщения о том, что предпринимается для
исправления недостатков, указанных в
статье, редакция так и не получила.

Не один тов. Логинов нетерпимо отно-
cated к критике. Можно привести немало
других примеров высокомерного, барски
пренебрежительного отношения к сигналам
печати. Газета «Большевик Запорожья» по-
куитиковала руководителей партийной ор-
танизации облиютребсоюза за то. что они

«сочли излишним вмешиваться в дело

самообразования коммунистов. На про-

тяжении шести месяцев... не было орга-
низовано ни одной лекции или доклада
по теоретическим вопросам... В результа-
те значительная часть руководящих ра-
ботников облпотребсоюза потеряла вкус

к теории, перестала работать над книгой,

не посещает лекций».

Секретарь партийной организации обл-
потребсоюза тов. Безносов обошел молчани-
вы выступление газеты. Сталинский райком
RIO} rv. Запорожья не раз’яснил тов. Без-
HOCOBY, что так нельзя относиться к кри-
THRO.

В статье, озаглавленной «Там, где не бы-
вают инструкторы райкома», «Большевик
Запорожья» подверг критике работу пар-
ТиЙнНой организации завода «Ударник». За
полгода ни один работник Сталинского рай-
кома партии ни фазу не побывал в парт-
организации. Комментируя факты, приве-
нные в статье, газета на сей раз поевя-
тила несколько строк Сталинскому райкому
KI(6)¥:

«Если бы инструктор райкома загля-
дывал сюда... и оказывал помощь, вероят-
но, внутрипартийная работа выглядела бы
в ином свете, так же, как и вся деятель-
ность этой партийной организации».

Как воспринял райком критику? Ему
представилея случай показать коммунистам
завода «Ударник», всей районной партий-
пой организации, как надо реагировать на
критическое выступление печатного органа
областного комитета партии. Райком не вос-
пользовался” случаем. Райком не. опроверг
статью, но и не признал ее правильной, он
не высказал своего отношения к ней. Сек-
ретарь райкома тов. Шамовский не удостоил
редакцию ответом.

А как реагируют запорожские городские
	НЕПАРТИЙНОЕ
ИЕ К КРИТИКЕ
	И областные организации на выступления
своей газеты, оказывают ли они ей помощь
и поддержку в борьбе за действенность ма-
териалов? «Большевик, Запорожья» напеча-
тал статью «0 людях с каменным сердцем».

ней сообщалось о том, что работник, Запо-
рожекого горкома партии тов. Гордиенко
занял квартиру воина Красной Армии тов.
Кузьменко. Семья Кузьменко вынуждена
была ютиться под лестницей. Газета: по это-
му поводу писала:

«А прокурор Сталинского района гор.
Запорожья Головатый спокойно созерцал
произвол, который чинили над семьей
т. Кузьменко, и не санкционировал высе-
	ление Гордиенко, боясь «как бы чего не
вышло».
	Семье Кузьменко, наконец, вернули квау-
тиру. Но Гордиенке и потворствовавший
ему прокурор Головатый не понесли ника-
кого наказания. Досталось только работни-
кам редакции. Их вызвали в обком партии
и сделали внушение: «Впредь таких статей
He помещать. так как они подрывают авто-
ритет местных руководителей» (?!).

Странную позицию занял секретарь Запо-
рожекого горкома партии тов. Моисеенко. Он
заявил, что «такие татьи могут вызвать
серьезные осложнения». Некоторые члены
бюро обкома журили редактора:

— Гордиенко поступил неправильно, —
говорили они,—но зачем об этом писать в
газете. Лучше было обсудить вопрос о его
поведении в горкоме, в узком кругу, тогда
возни было бы меньше.

Товарищам, желающим оградить себя от
«возни», уместно напомнить, что они уподоб-

ляются Тому секретарю волячейки, о кото-
ром рассказывал товарищ Сталин в 1925
‘году в своем доклале активу Московской
партийной организации:

«Недавно, — говорил товарищ Сталин, —
секретарь одной из волячеек, на вопрос пред-
ставителя губкома 06 отеутетвии газет в
волости, оказывается, ответил: «А зачем
нам газеты? Без газет спокойнее и лучше,
& то еще прочтут мужики, и пойдут всякие
расспровы, и потом не оберешься возни с
ними». И этот секретарь называется ком-
мунистом! Едва ли нужно доказывать, что
это не коммунист, а одно несчастье. Дело
В том, товарищи, что руководить нынче без
«возни» никак нельзя, а без газет — тем
более».

Газета является сильнейшим средством
улучшения партийного руководства всеми
отраслями работы в области. Но газетой
надо повседневно руководить, надо помогать
ей... Запорожский обком КП(б)У не требует

lor районных комитетов партии, от руково-

дитгелей предприятий и учреждений, чтобы
они Чутко относились к сигналам печати,
своевременно и правильно реагировали на
них. Такая позиция обкома отнюдь не спо-
собствует развертыванию большевистской
критики недостатков в работе партийных,
советских, профсоюзных и хозяйственных
организаций Запорожекой области.

Следует отметить, что сама редакция га-
зеты «Большевик, Запорожья» не проявая-
ёт достаточно активности в борьбе за дейст-
венность публикуемых материалов. Редлк-
ция должна смелее и настойчивее добивать-
ся принятия реальных мер по устранению
нетостатков. о. которых пишет газета,
	Ответ беженцев из Фракии
на выпады греческих шовинистов
	ская борьба, что она принимала разные
формы существования в зависимости от вре-
мени и условий и что она, будет существо-
вать до тех пор, пока существуют беженцы

3 Фракии и пока не разрешится правильно
фракийский вопрос».

Далее в статье говорится, что Централь-
ный комитет фракийской организации в
своем меморандуме Совету министров ино-
странных дел в Париже неопровержимо до-
казал, что ещё с давних времен вся Фракия
была населена в большинстве своем болга-
рами. «Изгнанные оттуда греческими птови-
ниетами, болгары отстаивают теперь своё
законное право возвратиться на родину и
Жить там на свободе и в мире, чего, конеч-
но, теперешние хозяева Фракии не могут
им обеспечить».
	гречесного правительства
	применением всех видов военной техники,
которой располагает греческая армия.

По сведениям, заслуживающим доверия,
войска захватили в качестве «пленных»
более 50 безоружных граждан.

Газета «Ризоспастие», ссылаясь на ©о-
общения жителей, бежавших из района
Олимпа, пишет, что число мирных жите-
лей, погибших главным образом от артил-
лерийского огня, достигает 350 человек.
Помимо этого, каратели разогнали стада
и в нескольких пунктах подожгли леса.

Заместитель начальника британской
военной миссии, под наблюдением которого
проводилась очистительная операция, заявил
треческому корреспонденту: «Операция
дает нам удобный случай посмотреть, чему
научилась греческая армия», и выразил
св0ё восхищение действиями греческих
Войск.
	Судебные расправы в Греции

АФИНЫ, 11 августа. (ТАСС). Суд при-
теворил к смертной казни за участие в 60-
бытиях, происходивших в декабре 1944
года, активную участницу греческого дви-
жения сопротивления Теодору Даветас.

В городе Янина по приговору военного
суда расстреляны два крестьянина-—Евге-
ниос и Колимбарис, обвиненные в наруше-
нин чрезвычайного закона о порядке.
	против населения Фессалии
	СОФИЯ, 11 августа. (ТАСС). Газета «Оте-
чествен фронт» напечатала статью Николы
Спирюва, председателя Центрального коми-
тета фракийской организации, озаглавлен-
ную «Право фракийцев». В статье говорит-
ся, что греческая реакционная печать в
своих циничных и злобных выпадах про-
тив Болгарии Отечественного фронта и 6e-
женцев, изгнанных из Фракии, пытается
доказать, что фракийская организация не
существует в что её меморандум Парижекой
конференции министров иностранных дел
был составлен болгарским правительством.

«На бешеный вой реакционной греческой
печати и её влохновителей, — пишет Спи-
ров,— мы отвечаем от имени 400 тык. 66-
женцев из Восточной и Западной Фракии,
что фракийская организация существует
уже 50 лет. что у неё за спиной истоиче-
	Парательная экспедиция
	АФИНЫ, 11 звгуста. (ТАФСО). На-хнях
монархические газеты об’явили of успеш-
ном завершении широких «очистительных
операций» в районе Олимпа, в которых
участвовали наиболее надежные части
двух армейских корпусов (вся греческая
армия состоит из трех корпусов).

Вчера те же газеты сообщили, что опе-
рации приближаются к концу. Никаких
официальных данных о результатах олера-
ций не опубликовано, но из сообщений,
появившихея в правой печати, и по тре-
вожным сведениям, достигающим Афин,
ясно, что эта «операция» была залолго
тщательно подготовлена и была рассчитана
на то, чтобы сломить демократический дух
населения Фессалии, тде монархисты ожи-
дают худших для себя результатов на пред-
стояшем плебиспите.
	Непосредственным поводом для начала
военных действий было вооруженное столк-
новение в деревне Аргиропулион, во время
которого были убиты два жандарма. В. ка-
честве репрессий деревня. была подвергну-
т% ураганному артиллерийскому обстрелу,
после чего каратели сожгли уцелевшие до-
ма. После этой расправы жители сёл, к ко-
торым приближались войска, покинули
свои дома и весь свой скарб и вместе с
детьми и стариками укрылиеь в ущельях.
Тогда началась массовая охота за люльми с
	< лиенты
	В древнем Риме была такая категория
неполноправных граждан-—клиенты. Кли-
ечты ©остояли при римских патрициях и
ваходилиеь от них в частной зависимости.
Они обязаны. были оказывать своему пат-
рону внешние знаки внимания, вместе с
ним воевать, собирать для него деньги. Па-
TDOH в свою очередь покровительствовая
своему клиенту, защищал его на суде, если
тот попадал в кэкую-нибуль скверную
историю, помогал ему заполучить выгол-
ное местечко. В чиеле других обязанностей
	Лондона
	чосуют за англо-садсонсвких патровов, не
зависимо от того, какие вопросы обсужда-
ются и в какой степени они затрагивают
пациональные интересы Голландии.

Надо сказать, что Голландия утратила
самостоятельность не только в вопросах
внешней политики. Нынешний  голланд>
ский кабинет сформировался летом нынел*
него года при обстоятельствах, равных ко*
торым трудно найти в истории суверенных
стран.

После парламентоких выборов составле-
ние нового кабинета было поручено, Kak
известно, деятелю католической партии
Беелу. Переговоры затянулись. Правитель“
ственный кризис продолжался чуть не ме-
сяц. Потом Беел неожиданно и несколько
таинственно исчез вместе с группой буду-
щих министров из Гааги. Католическая
печать сообщила, что Беел удалился на не-
сколько дней от политической жизни, и на*
мекнула, что он, дескать, должен побыть
наедине © богом. В действительности цели
Беела были далеко не так возвышенны,
	дело обстояло значительно проще: oP
уехал в Лондон, чтобы посоветоваться о с0-
ставе своего кабинета. Голландокое офици-
альное агентство вынуждено было 0б’яс-
нить, что эти переговоры якобы велись не
с англичанами, а с голландекими деятеля“
ми — Ван Клеффенсом и Стахувером, но
	оно не могло 0б’`яснить, почему переговоры
с голландскими деятелями о формирования
голландского кабинета должны были про-
ИСХОДИТЬ В АНГЛИИ.

Голландская демократическая печать @
возмущением писала, что политика Голлан-
WH стала настолько зависимой, что даже
формирование её правительства происходит
в другой стране.

Возникает вопрос — может быть, анз
тлийское влияние оказывает блатотворное
действие на внутренний режим страны, ко-
торая несколько лет находилась под гнётом
немецких оккупантов, разгромивших её
демократические организации,  разрушив>
ших демократические институты,  отрав-
лявших ядом фашистской пропаганды её
население? К сожалению, это совсем не
так. В голландских демократических кру-
гах не может не вызывать беспокойства
подпольная активность руководителей
«Черного фронта» и других фашистских и
полуфашистских организаций. Изменники,
сотрудничавшие с гитлеровцами, освобожда-
ются из тюрем, государственный аппарат
и полиция засорены прогитлеровекими эле-
ментами, в католических монастырях укры-
ваются голландокие гитлеровцы. Голланд=
ская общественность не хочет мириться 8
тем, что голландские войска сражаются
против Индонезийской республики и что
контингенты новых призывов голландской
молодежи посылаются в Индонезию проли-
вать кровь за несправедливое дело.

Английские реакционные круги очень
довольны политическим режимом в Голлан-
лии. Некоторые английские газеты даже
считают, что из всех стран Западной Евро-
пы Голландия наиболее удачно справляетея
с политическими проблемами. Повидимому,
нод удачно решёнными политическими про-
блемалги имеются в виду те позиции, кото
рыми располагает в Голландии реакция.

В числе министров предыдущего и HEIs
нешнего голландекого правительства зна-
чатся имена махровых реакционеров, став-
ленников голландеких и международных
банковских и монополистических кругов.
Ван Клеффене, бывший министр иностран-
ных дел, ныне министр без портфеля и
представитель Голландии в Совете Безопас-
ности, барон Ван Бетцелаар, бывший гол-
ландекий посланник в Вашингтоне, ныне
министр иностранных дел, представляющий
Голландию на Мирной конференции, быв-
ние министры Ван Шайк и Мейен, нынеш-
ний министр торговли и промышленности
Тюисмано — всё это дельцы, тесно евязан-
нЫе с банками, нефтяными трестами, кау-
чуковыми монополиями и концернами по
производству искусственного шёлка. Они-то
и представляют Голландию в междунатод-
ных органах и на международных  конфе-
ренциях.

Голландия—лишь один из клиентов ан-
гло-американокого блока. Но сущность её
отношений со своими патронами — нагляд-
ный пример того, как обеспечивает себе
этот блок голоса некоторых малых стран.
Эти клиенты сопровождают своих патронов
«На войну и на выборы» и голосуют за них.
И разве допустимо, чтобы такой голос имел
в иных случаях решающее значение при
обсуждении вопросов жизненно-важных для
тех больших и малых стран, которые кровью
своих народов заплатили за право участво-
вать в устройстве послевоенного мира, осво-
божденного от гитлеровского гнёта.

Н. СЕРГЕЕВА.
	и Вашингтона
	клиент должен был ©опровождать своего   ние нового кабинета было поручено,
	патрона на выборы и голосовать за него.

В наше время роль таких клиентов при
англо-сакгоноких державах на важных
можлународных совещаниях послевоенного
периода приняли на себя представители
некоторых стран — Австралии, Бельгии,
Греции, Голландии. Они всемерно старают-
ся помочь Англии и Соединённым Штатам
создать такие условия, при которых те
могли бы беепрепятетвенно вести «игру на
голосах» и навязывать свою волю другим
государствам.

На Мирной конференции в Париже в чис-
ле прочих клиентов особенную активность
В этом направлении, как известно, прояви-
ли делегаты Голландии. Стараясь в меру
своих сил вбить клин между великими дер-
жавами и подорвать решения Совета ми-
HUCTPOB иностранных дел, голландевие
клиенты вносили иной раз такие прехло-
жения, что их вынужден был смягчать
сам английский патрон.

Почему именно голландские предетавите-
ли так стараются подливать масло в огонь
разноречий, неизбежных на международном
совещании такого хараклера и масштаба,
как преисходящая Мирная конференция?
Казалось бы. такая линия поведения от-
нюдь не диктуется напиональными интере-
сами Голландии, как государства, постра-
давшего от гитлеровского нашествия, и
олной из тех малых стран, которые само-
стоятельно но могут защищать свои грани-
пы от захватчиков. Интересы Голландии
настоятельно требуют тееного сотрудничс-
ства великих держав, потому что без та-
кого сотрудничества нельзя построить
прочный мир. Голландии, если бы она ра-
зумно рассуждала, следовало бы очень го-
рячо желать единодушия великих держав.
А на деле мы видим обратное. И не только
на Мирной конференции. В сложной работе
Совета Безопасности голландский предста-
витель в Совете Ван Клеффенс, как правило,
усердно разжигает споры и разногласия
в качестве подголоска Лондона и Вапгинг-
тона.

Позиция  голландеких представителей
становится более понятной, если приемот-
реться поближе к сущности отношений анг-
ло-сажсонеких держав с их голландским
клиентом.

Голландия— маленькая страна е огром-
ными колониальными владениями, в числе
Которых До недавнего времени находился
весь Индонезийский архипелат. Территория
голландских колоний чуть не в 60 раз боль-
ше 66 собственной, и населения в этих ко-
лониях раз в семь больше, чем в самой
Голландии. Удержать в единоличном поль-
зовании такие колоссальные территории
было не под силу голландскому катиталу-—
страна не располагала для этого достаточ-
ной военной мощью. Пришлось поделиться
е сильными мира сего. Таким образом, бо-
татства голландских колоний—индонезий-
ский каучук, нефть, олово—эксплоатируют
не только голландекие, но также англий-
ские и американские тресты. Тесные де-
ловые связи об’единяют голландеких куп-
Tos, банкиров и плантаторов с международ-
ной биржей, с монополистическими между-
народными картелями.

Связи эти волей-неволей стали ещё бо-
лее тесными после войны, когда существо-
вание голландокой колониальной империй
было поставлено под угрозу успехами п
силой национально-освободительного дви-
жения, развернувшегося в Индонезии. Гол-
ланцевие колониальные круги расечиты-
вают снова прибрать к рукам Индонезию
с помощью Англий и Америки. Война про-
тив Индонезийской республики ведётся
об’единёнными усилиями англо-саксонских
держав и их голландоекого клиента. Гол-
  ландокие воинские части, сражающиеся в
Индонезии. снаряжены и обучены в Соеди-
‚нённых Штатах. Английские войска оста-
‚ются в Индонезии в качестве интервентов,
чтобы восстановить колониальное господ-
ство Голлантии нал 70-миллионным индо-
незийским наротом.

Эта зависимость, несомненно, и опрете-
ляет позицию Голландии в вопросах между-
народной политики. В Совете Безопасности,
на заседаниях Генеральной ассамблеи 06’-
елинённых наций голланлекие клиенты го-
	Газета «Нью-Йорк геральд трибюн» о героической борьбе
албанского народа
	НЬЮ-ИОРК, 10 августа. (ТАСС). Газета
«Нью-Йорк гёральд трибюн» опубликовала
заявление «Комитета в защиту Албании»,
поддерживающее просьбу Албании о приеме
её в члены организации 0б’единенных на-
ций. В заявлении говорится, что «албанцы
доказали миру, что они вполне заслужи-
вают этой чести». Албания упорно ий. непте-
	«День открытых действий»
в Индии
	ПОНДОН, 11 августа. (ТАСС). Вак сооб-
Maer корреспондент агентства Рейтер из
Бомбея, Мусульманская лига дала указание
мусульманам всей провинции «провести 16
августа полный хартал (прекращение ра-
боты) и приостановить всю деловую жизнь».
Это предусмотрено программой проведения
«Дня открытых действий», назначенного
советом Мусульманской лиги.

«День открытых действий» был назначен
в знак протеста против английского консти-
туционного плана для Индии.

—о—
	Гаулейтер Гданьска
доставлен в Варшаву
	АРШАВА, 11 августа. (ТАСО). Как
сообщает Польское атентство печати, анг-
лийские оккупационные власти выдали
Польше военного преступника, бывшего
гаулейтера и президента Гданьска Альбер-
та Форетера. 10 августа он был достав-
лен на самолете в Варшаву,
	директор, вдруг начинает бояться производ-
ственного риска, сопротивляется смелому
проекту инженера Березина и вполне удов-
летворяется незначительным перевыполне-
нием программы. Он даже как будто на-
чинает поддерживать Красавина против
Орлова. Но в решающий момент он находит
в себе силу мужественно отнестись K RDH-
тике, принимает проект перестройки за-
вода на поточное производство, чтобы вдвое
увеличить выпуск моторов для фронта.
Й если Орлов сумел найти причину
скрытой душевной драмы Осередько, сумел
безошибочно отделить его от Врасавина, то
в этом снова проявилась главная черта его
характера—вдумчивое и глубокое, партий-
ное отношение к делам и людям.

В задушевной беседе Орлов напрямик го-
ворит Осередько, что тот утратил бодрость
духа, потерял перспективу: «Ты, Тарас
Андреевич, потерял надежду, не веришь,
что можно немца разбить...» Это одна из
самых сильных сцен в спектакле. «Ты
хочешь не победить, нет, а умереть герой-
ски»,— говорит Орлов, зная, что директор
подавал заявление с просьбой послать его
на фронт. Большевик Орлов сумел рас-
крыть Осередько то, в чем Осередько боял-
ся признаться самому себе, суровой, но
товарищеской критикой сумел поднять его
дух, воодушевить верой в нашу победу,
пробудить в нем новые силы, новый при-
лив энергии.

Остро и злободневно поднимаются в
спектакле вопросы, которые близки совре-
менному зрителю, волнуют его. Постанов-
щики спектакля А. Тобанов и В. Комиссар-
жевский сумели подчеркнуть сильные ©то-
роны пьесы, найти отличных исполнителей
ий для главных и для второстепенных ро-
лей, создать цельный, содержательный
спектакль, говорящий 0 современности.

Аклер Ф. Корчагин, играющий Орлова,
легко мог поддаться некоторой дидактично-
сти, которой наделил эту роль автор, недо-
статочно овладевший еще драматургическим
мастерством. Но актёр. сумел избежать штам-
па и сухости в рисунке роли. Орлов в его
исполнении привлекает зрителей не только
теми чертами, которые заставллют его 00-
	роться против всякой успокоенности, но Ц
глубоко душевным, внимательным отноше-
нием к людям,

Завоевывает расположение зрительного
зала и Осередько. Эту трудную роль талант-
ливо исполняет актер И. Соловьев, , _
	рывно сопротивлялась итальянской OKRY-
alan.

В заявлении содержатся ссылки на вы-
ступления В. М. Молотова, Хэлла и Идена,
отмечавших заслуги албанского движения
сопротивления, которое освободило страну
фактически без помощи союзников, а после
освобождения создало демократическое пра-
SUTCIBCTRO.
	Предстоящий процесс агентов
германской контрразведки
в Норвегии
	ОСЛО, 11 августа. (ТАСС). Норвежские
газеты опубликовали материалы, связан-
ные с предстоящим процессом агентов сек-
ретной германской контрразведки «Абвер-
штелле Норвеген». Начальником этой 0р-
ганизации был адмирал Канарис.

Организация имела несколько групи, в
задачи которых входил военный шпионаж
в Англии, США, СССР, Исландии, Дании,
Гренландии и на Шпицбергене. Организация
широко использовала норвежцев. Арестова-
но 120 немецких агентов. Суд над ними
состоится в Осло.
	Репрессии турецких властей
	АНКАРА, 11 августа. (ТАСО). По со0б-
щению турецкой печати, власти предпри-
няли репреосивные меры против лиц, обви-
няемых в организации в Анкаре митинга
	протеста против нарушения свободы выбо-
ров. Арестованы два члена  демократиче-
ской партий.
	Инженер Березин в мастерском изобра-
жении актера Ю. Черноволенко вначале
лишь одновременно смешит и трогает своей
чудаковатой внепеностью и старомодными
манерами. Но вскоре же раскрывается его
высокое душевное благородство, огромная
человеческая пенность его «неисправимого
оптимизма» и настоящего юношеского эн-
тузиазма, с которым он борется за реализа-
цию своего проекта.

Секретарь горкома Купавин в исполне-
нии С. Гушанского — человек трезвого и
ясного ума, умеющий присматриваться и
прислушиваться к людям и не делать по-
спешных выводов. Он знает, что в работе
могут быть ошибки, и хочет, чтобы его бли-
жайшие помощники не закрывали глаз на
эти ошибки. Опасен самодовольный деёмагог
Красавин, но опасен и подхалим Толкунов,
редактор газеты, который готов по каждому
поводу кричать на всех перекрестках: «То-
варищ Купавин сказал», «Семен Семенович
наметил»...

Роль Толкунова, написанная в шаржи-
рованных тонах и шаржированно сыгран-
ная Б. Аврашовым, может быть, несколько
и выпадает из общего тона спектакля, но
прием шаржа вполне уместен в этом пуб-
лицистически заостренном спектакле.

Менее удалась способной актрисе 0. Ни-
колаевой поль секретарши Зои. Вина здесь
не актрисы. В отношениях 30и с обманув-
шим ее Красавиным и с Орловым, к которо-
му у нее зарождается глубокое и сильное
чувство, возникает обычный мелодраматиче-
ский «треугольник». Зачем понадобилась
автору пБесы вся эта линия? Для того, что-
бы показать нечистоплотность Красавина в
быту? Но Красавин достаточно убедительно
развенчан в глазах зрителей. Или для того,
чтобы оживить пьесу неизбежной порцией
мелодраматических переживаний? Hanpac-
ная перестраховка! В результате несовер-
шенный драмалургический материал мстит
за себя в равной мере и автору, и исполни-
тельнице роли.

Заслуживает также упрека растянутая
заключительная картина. Напряжение
действия в ней заметно ослабевает, и на
первый план выступает дидактическая с19-

она.

Все эти частности не могут, однако. ва-

слонить от нае главного: положительного

общественного значения нового спектакая,
Б ГАЛАНОВ,
			Харьковский горком KII(O)Y о задачах рабкоровекого движения
	ХАРЬКОВ, 11. (Коро. «Правды»). Хазь-
ковский горком КП(б)У принял развернутое
постановление 0 задачах рабкоровокого
Движения и повышении роли низовой печа-
т в жизни заводов, фабрик и учреждений.
Вокруг каждой стенной и многотиражной
меты должен быть создан широкий раб-
MDIBCRE актив. Решено систематически
‘зывать семинары гфедажторов стенных и
уноготиражных газет, проводить работу па
воспитанию рабкоров.

При редакциях областных газет «ЁКрас-
noc знамя» и «Социаметична Харьывщи-
на» и при Доме партийной пропаганды coe-
даются постоянные консультации по вопро-
cau работы низовой печати.
		«Далеко от Сталинграда»
	Молодой тватр имени Ермоловой по-
‘авил спектакль «Далеко от Сталингра-
48». С точки зрения строгой критики в
пьесе молодого драматурга А. Сурова много
несовершенного. Но театр не смутили ее
недостатки: за недостатками он разглядел
авное — то, что делает пьесу остро ак-
тузльной и жизненной: чуветво нового,
знание жизни и людей, знание’ изображае-
мого предмета, страстную направленность.

К своей работе театр отнесея творчески,
3 не формально, именно так, как относят-
я к явлениям жизни герои спектакля.
(5 помог молодому автору, житейский
опыт дополнил знанием сцены. Й вот po-
дплся талантливый, интересный спектакль,
успех которого по праву разделяет весь
творчеекий коллектив театра.

Действие происходит в дни войны, да-
леко от Сталинграда, на военном заводе,
звакуированном в глубь страны. Но город
и завод — только фон. Главное — это лю-
ди, их нопоколебимая вера в победу нашего
правого дела, их самоотверженная борьба
38 эту победу.

На заводе спор идет 0 поточном
Устоде производства: надо или не надо его
внедрять? На самом же деле содержа-
ние спора шире и конфликт куда слож-
нее. Он касается самого отношения к жиз-
ни и труду. Как работать? Сухо, казенно,
равнодушно, «от сих до сих», или творче-
ски, страстно, всю душу вкладывая в де-
10, как требовал фронт и диктует обстанов-
ка сегодняшнего дня, совесть советского
Человека.

Свежесть и оригинальность драматурги-
ческого замысла в TOM, ‘что действие
происходит на вполне благополучном за-
воде, который перевыполнил  производ-
ственную программу и получил переходя-
ее Красное Знамя. Казалось бы,  крити-
ковать руководителей такого завода не за
чм. И спли парторг завода Орлов недоро-
лен, то об’яснение его недовольству неко-
торые находят очень просто: Орлов-—©клоч-
НИК и карьерист. Так изображает дело член
бюро горкома, Красавин, так думает и дирек-
Top завода Осерелько, который долгое время
считал Орлова попросту Колючим и не-
Уживчивым человеком.
	Все руковолители предприятий и учре-
ждений обязаны не позже чем ‘через пять
дней принимать действенные меры по каж-
дому рабкоровекому письму или заметке и
сообщать об этом редакциям газет. Реше-
но привлекать к строгой ответетвенности
тех руководителей, которые оказывают с9-
противление широкому развертыванию
критики.

Горком обязал всех секретарей районных
комитетов партии и первичных партийных
организаций систематически обсуждать на
заседаниях бюро и партийных собраниях
вопросы работы низовой печати и развития
рабкоровского движения. Решено провести
отчеты и выборы редколлегий стенных га-
Зет.
	Как ковалась победа
	в театре имени Ермоловой
	Но правда в этом конфликте на сторо-
не Орлова. За него все живое, творческое,
что есть в спектакле. Против—все косное
и омертвевиее: «чиновник при промыне-
ленноети» Красавин, подхалим Толкунов.

Коротко Орлова можно  охарактеризо-
вать как человека с остро развитым чув-
ством нового. Он новатор, но новатор не
только в вопросах, касающихся своего за-
вода. Жизнь привлекает его во всех своих

проявлениях, в каждом деле он ищет, скры-

THe, неиспользованные возможности и
именно это активное отношение к жизни
считает неот’емлемым качеством больше-
вика, никогда He успокаивающегося на
достигнутом, живущего интересами народа.

«Страстность,— говорит Орлов, — вот
духовная сила коммуниста, а равноду-
шие — самое постыдное, что может нести
в себе человек». В этих словах Орлова не
только ключ к его образу, но и основной
идейный конфликт спектакля: конфликт
между страстностью и равнодушием, ме-
жду творческим и формальным подходом к
делам и людям, между партийностью и
аполитичностью.

Главное в Орлове — это его идейность,
еге твердая вера в TO, что враг будет
разбит, умение вдохнуть эту веру
в окружающих. Именно это качество с0-
ветских людей, столь ярко показанное в
Орлове, явилось одним из решающих фак-
торов нашей победы в Великой Отечест-
венной войне. Мы победили, потому что
большевистская партия, великий Сталин
воспитали советский народ в духе веры в
наше дело, в его правоту, в его историче-
скую непобедимость.

Наиболее ярким воплощением вредного,
мертвящего начала является в спектакле
трусливый и зазнавшийся карьерист Кра-
савин, которого хорошо играет Гал-
лис. Олнако остроту спектаклю придает
яе только разоблачение Красавина. Значи-
тельно сложнее складываются отношения
между Орловым п директором Осередько.

Осередько — очень красочная фигура.

Его внутренний мир сложен, и в конфлик-

те между ним и Орловым далеко не все
определяется сразу. В самом деле, человек,
который на Украине славился как лучший.
	«боюз арабских племен»—на службе Англо-Иранской компании
	ЕГЕРАН, 11 августа. (ТАСС). Газета
«Рахбар» опубликовала 9 авгуета письмо
руководителя хузистанских профбоюзов Нед-
жафи, в котором раз’ясняется происхожде-
nme «Союза арабских племен» Хузистана.
Этот союз создан подрядчиками Англо-
Иранекой нефтяной компании, имеющими
весьма неважную репутацию среди хузи-
станоких арабов, которые считают их аген-
тами антаййской компании. Незначительное
число арабеких шейхов, не являющихся
подрядчиками Англо-Иранской нефтяной
компании, было вынуждено вотупить в «(о-
ю3 арабских племен» либо под давлением и
угрозами Месбаха Фатеми, либо в належде
получить личные выгоды от этого дела.

Обращение «Союза арабских племен» к
Лиге арабских стран © просьбой защитить
их от «притеснений» со стороны иранекого
правительства подписали такие подрядчики
Англо-Иранской нефтяной компании, как
шейх Захраб. шейх Аббас. шейх Кавем и
	Строительство казарм
для английских солдат
в Египте и Палестине
	КАИР, 11 августа. (ТАСС). Как со0б-
щают египетские газеты, цементный завот
в Каире, снабжающий цементом Египет и
Влижний Восток, отказывается давать
Египту такое количество цемента, какое
необходимо ему для нужд народного хозяй-
ства. Этот отказ вызван тем, что вся про-
дукция завода идет на нужды английской
армий, которая потребовала 100 тые. тоня
цемента для строительства казарм в Эль-

\рише и Палестине,
	шейх Хаджи Али Фейсали. После нелавней
забастовки в Хузистане они ездили в Бас-
ру, где имели совещание © полковником
Эндервудом, который предложил им отара-
виться в Батдад и оттуда послать обращение
к Лиге арабских стран.

Текст телеграммы-обращения был напи-
сан одним жителем Басры, который ранее
был секретарем бывшего политического
правителя Ирака Вильсона. Шейхи, подпи-
савшие эту телеграмму, сами не мотут да-
же как следует писать по-арабски. Все эти
обстоятельства, по словам газеты, были
официально доведены хузистанским советом
профсоюзов до сведения военного губерна-
тора Абадана и военного суда, присланного
в Хузистан. Шейх Захраб и шейх Аббас м
ранее систематически находили приют в
Басре, и иракские власти открыто им по-
кровительствуют. Иракский консул в Хор-
ремшехре присутствует на совещаниях пол-
ковника Энлервула с этими шейхами.
	Предстоящая поездка
английского министра финансов
в США
ЛОНДОН, 11 августа. (ТАСС). Как, пере-
дает агентство Рейтер, английский министр
финансов Дальтон намеревается посетить
	Соединенные Штаты Америки в первых чи-
	слах сентября.

Полагают, что, хотя основной целью его
визита будет посещение заседания Между-
народного банка реконструкции и развития,
он также изучит влияние, которое может
оказать общее повышение цен в Америке
на покупательную способность американ-
ского займа Англии.