14 АБГУСТА 1946 г., № 192 (19274)
		В Министерстве” Иностранных Дел СС СР
	‚О Конвенции в Монтре.
по черноморским проливам

i
т

_далн разрешение на проход через проливы

Rar известно, на Берлинской конферен-
нии трех держав руководители прави-
тельств Соединенных Штатов, Велнкобри-
тании w Советского Союза признали, что
Конвенция в Монтре © черноморских про-
ливах должна быть пересмотрена, как не
отвечающая условиям настоящего временя.
Пря этом Три Правятельства согласились,
что в качестве следующего шага данный
вопрос будет темой непосредственных пере-
говоров между. каждой из трех держав п
Typenkau Правительством. В соответствий
е этим Поверенный в Делах СССР в Турции
по поручению Советского Правительства
8 августа сего года вручил Турецкаму
Правительству ноту слегующего солержа-
НИЯ: .

«Министерство Иностранных Дел CCCP
имеет честь поставить Туренкое Upapa-
тельетво в известность: о нажееледующем:

События. имевшие место во время ми-
нувшей войны, ясное показали, что режим
черноморских проливов, установленный
Конвенцией с проливах,  Нодписанной 8
1936 году в Монтре, не отвечает‘ интересам
безопасности Черноморских держав и не
обеспечивает условий, при которых предот-
вращалось бы использование этих проливов
во враждебных Черноморским державам це-
max.

Достаточно будет привести ряд случаев
в пернол этой войны, когда державы och
проводили через проливы в Черное море и
из Черного моря свои военные и вепомо-
гательные военные суда, что вызвало в
свов время соответствующие демарши Я
протесты, заявленные Советским  Прави-
тельетвом Правительству Турции.

9 июля 1941 года германское командо-
вание провело через проливы в Черное мо-
ре немецкое сторожевое сулно «Зеефальке»,
что явилось грубым нарушением Конвен-
ции в проливах и вызвало представленае
со стороны Советского  Союза Турецкому
Правительству.

В августе 1941 года турецкие власти

в Черное море итальянскому вспомогатель-
ному военному сулну «Тарвизио», что так-
же вызвало прелетавление со стороны С9-
ветского Правительства. обратившего внн-
мание Турецкого Правительства на то, что
проход итальянского вспомогательного суд-
на в Черное море явился нарушением Вон-
венции о проливах.

`4 ноября 1942 года Советское Правп-
тельство вновь обратило внимание Турец-
кого Правительства на то, что Германия
намерена провести через проливы в Чер-
ное море вспомогательные военные суда
под вилом торговых сулов общим водонзме-
щеннем 140.000 тонн. Эти сула предназ-
начались для переброски военных сил и
военных материалов стран oca в Черное
море. В своем представлении Советское
Правительство подчеркнуло, что «пропуск
означенных судов через проливы в Чер-
ное море будет являться явным  нарушени-
ем Конвенции о режиме проливов, заклю-
ченной в Монтре, поскольку эти суда пре-
доставляются в распоряжение германского
правительства и по существу являются
вспомогательными военными кораблями»,

В июне 1944 тодз Советское Правитель-
стве заявило протест против того, что в
Bonne мая и в начале июня 1944 года
имел место ряд случаев прохода через про-
ливы из Черного моря в Эгейское море не-
NCUKHX военных и военно-вспомогательных

с
(8 судов) и «Еригт
участвовавших в военно-морских операпи-

ях в Черном море.

re re О Не ее тада

что во время
мания и ее союзников
вах не помешала вражеским державам ис-
пользовать проливы в военных пелях про-
тив Советского Союза и ‘других

сударетв.
cree ne MOET не нести ответственности за
такое положение.

предложило на
3-х держав — В
ных Штатов Аме
состоявшейся в июл
1a, обеулить вопрос о
ливов, установленный
тре,
виям и
режим проливов. Как известно,
конф
ние, состоящее в следующем:

Конвенпия

прос будет темой

и

ранспорт»

о

‚(5 судов),

Из вышеприведенных Фактов явствует,
минувшей войны против Гер-,

Конвенция о проди-

союзных

причем Турецкое  Правитель-

Ввиду этого Советское _ Правительство
Берлинской конференции
еликобритании, Соединен-
рики и Советекого Союза,
е — августе 1945 ге
том, что режим про-
Конвенцией в Мон
не соответствует современным усле-
что необходимо установить новы
Берлинская
еренция трех держав приняла реше“

a) Три Правительства признали, что
о проливах, заключенная в
Монтре, лолжна быть пересмотрена, как не

отвечающая условиям настоящего времени,

6) Три Правительетва согласились, что
в качестве следующего шагз данный Boe
непосредственных верего-
воров между каждой из трех держав и Ty-
ренким Правительством.

Советекое Правительство  ознакомлено
также с содержанием ноты от 2 ноября
1945 года. Правительства США и с котой
Британского Правительства от 21 ноября
1945 гола на имя Правительства Турпил
по ханному вопросу.

(о своей стороны Советское Правитель-
ство преллатает установить для проливов
новый режим, исхоля из следующих прин
ципов:

1. Проливы должны быть всегда откры-

ты дня прохода торговых судов всех стран,

2. Проливы должны быть всегда откры-
ты для‘прохола военных судов Черномор»
ских держав.

3. Проход через проливы для военных
судов не Черноморских держав не пу»
скается, за исключением особо предусмот“
ренных случаев.

4. Установление режима проливов как
единственного морского пути, ведущего из
Черного моря и в Черное море, должно яв-
ляться компетениией Турции п других Чер-
номорских держав.

5. Турцяя п Советский Союз, как дер-

жавы наиболее заинтересованные и сто-
собные обеспечить своболу торгового море-
плавания и безопасность в проливах, орга-
низуют совместными средствами оборону
Фроливов для прелотвращения использова
ния проливов другими государетвами во
враждебных Черноморским державам це-
лях.
_ Советское Правительство уведомляет о
настоящем заявлении правительства (0е-
диненных Штатов Америки и Великобри-
тании»,.

Олновременно Советское Правительство
через посольства СССР в Лондоне и Ва-
шингтоне довело о вышеизложенном 10
сведения Правительств Великобритании п
Соелиненных Штатов. Америки.

Ответ Турецкого Правительства на вы“
шеупомянутую ноту Советским Правитель-
ством еше не получен.
	Нарушение государственного суверенитета Югославии
	Нота правительства Югославии правительству США
	БЕЛТРАД, 12 августа. (ТАСС). Вчера! разрешения. Между тём в то me cayoe
газеты опубликовали ноту правительства время ежедневно продолжались неразре-
Югославии правительству США по поводу   шенные перелеты. С 16 июля по 8 августа
систематического появления американских   над югославской территорией пролетело bea
самолетов над югославской территорией, разрешения 172 сзмолета, из коих 87 60-

В ноте указываетеа что &с февраля те-   бардировщиков. 40 истребителей и 4
	самолетов над югославской территорией,

В ноте указывается, что «с февраля те-
кущего гола и доныне © каждым днем веё
большее число союзничёеких, особенно аме-
риканеких, самолетов самовольно пролетает
над югославекой государственной террито-
рией в её северо-запалной части, а также
нах территорией, находящейся пол югослав-
ским военным управлением», Всё это, как
отмечается в ноте. происходит вопреки нё-
однократным увазаниям © югославской
стороны на нелопустимость такого наруше-
ния государственного суверенитета Югосла-
BHH.

В ноте подчеркивается. что против этого
протестовал в своей речи в апреле 1946 г.
в Народной скупшине маршал Тито. Отлел
связи е иностранными военными миесиями
министерства национальной обороны неол-
нократно обрашал на эти случаи внимание
военного атташе и авиапионного атташе
США, однака эти обращения не имели успе-
ха. В связи с тем, что появление американ-
ких самолетов над югославской тёррито-
рией приняло систематический характер,
начальник генерального штаба югославской
зрмии обратился лично 10 июля е письмом

бардировщиков,

разрешения 172 сзмолета, из коих 87 Gou-
40 истребителей и 45
транспортных самолетов».

В ноте указывается, в какие дни, како
количество и какого типа самолеты появ-
лялиеь нал территорией Югославни. 9 з8гу-
ста в 13 ч. 10 м. американский самолет
типз У-4? появился над аэродромом 1ю5-
ляны на высоте 3 тыг. метров в сделал
два круга. Вопреки требованиям со сторо-
НЫ югославов снизиться, экипаж амер“
канского самолета сделал попытку уйти в
направлении запалной границы. (лнако
югославекие истребители все же заставили
самолет совершить посадку. В самолете
оказалось 8 военных и 2 штатеких липа,
Отдано распоряжение произвести деталь-
ное расследование инпидента.

«Правительство Федеративной народной
республики ЮгославИи,— говоритея в 34-
ключение в ноте, — решительно протесту-
ет против беспрерывных систематических
полетов американских самолетов нал юго-
славекой территорией и просит правитель-
ство США безотлагательно предпринять
энергичные меры к тому, чтобы приоста-
HOBHTE всякое лальнейшее нарушение юго

АО < КИТАЕ, Е = у
	ne _ США, траа а    ЗВСКОГО  госухарственного суверенятетв ‹
к военному атташе США, указывая па американскими военными самолетами. [0з-
крайнюю CePbeSHOCTh aTHX фактов. вительетво ожидатт, что  правительетво
	CITA призовет к строжайшей ответственно
сти надлежащих военных начальников 1 0
предпринятом информирует правительство

едеративной народной республики Юго-
славии. Настаивая на ‘уважении межлуиа-
рохнога права, особенно в отношения
союзной страны, правительство Федератив-
ной народной республики Югославии про
сит, чтобы правительство СПТА срочно ot-
ветило на требование правительства Фе1е-
ративной народной республики Югославии,
имеющее своей целью защиту суверените
та югославской территории».
		«Американские военный и авиационный
атташе, — говорится в ноте, — в ответ на
это прислали письма от 16 июля и 7 авгу-
ста с. г., в которых ограничивались утвер-
ждениями, что они по ланному вопросу не
получили никакого ответа от соответетвую-
щих американских военных властей в Ита-
лии и Аветрии. В своем письме от 7`авгу-
ста атташе даже сказал, что американское
правительство излало нелавно пиркулярное
письмо, которым запрещает американским
самолетам перелетдть. через территория
дружественных стран без специзльного
	На Парижской Мирной конференции
	Италия и установление мира
Речь В. М. Молотова на Парижской конференции 13 авуста
		претензии на Истрию или на Чаеть её со
стороны Италии, Если этого до сих пор не
поняли некоторые итальянские деятели, тэ
это свидетельствует лишь о том, как живу-
чи старые, захватнические традиции там,
тде мы хотели бы видеть действительно HO-
	  вую. действительно демократическую внеш-
	нюю ‘политику Итальянской республики.
ЯТено также, что, если бы и новая Италия
пошла по этому пути, по пути насильствен-
ного присоединения некоторых славянских
или других чужих земель, то нельзя было
бы рассчитывать на то, что между Италией
и всеми другими демократическами стра-
нами установились бы прочные дружествен-
ные отношения. Между тем, как сама Ита-
лия. так и вее другие миролюбивые госу-
дарства Европы заинтересованы в том,
чтобы Итальянская республика, наконец.
действительно покончила со своей старой
политикой экспансии и чтобы Италия уста-
	Мы заслушали речь г-на де Гаспери
0 проекте мирного договора © Италией.
Если эта речь правильно отражает поли-
THEY новой Италии, то она заслуживает
внимания и тем, что в ней сказано, и тем,
	Взгляды Советского Союза на Италию
можно изложить весьма кратко. Надеюсь,
 TO STH взгаяды совпадут CO взглядами
многих из присутствующих здесь делега-
TOB.

Исторические заслуги Италии всем из-
востны. Как в истории далекого прошлого,
таки в новой истории, Италия занимала
выдающееся место. Ее культура, нацио-
нально-освободительное движение и высокие
творческие способности итальянекого на-
рода всегда пользовались всеобщим призна-
нием. Мы, советские люди, уверены в Oy-
дущех Италии. как великой страны. Мы
не сомневаемея в том, что великий итальян-
ский народ выйдет из теперешних трудно-
стей и по-настоящему встанет на широкую
дорогу своего напионального под’ема и
зозрождения, достойного великой и свобол-
ной Италии.

Здесь, на Мирной конференции, нас,
прежде всего, интерееует положение Ита-
лии среди других народов Европы, 0с0бен-
но важно, насколько Италия сможет играть
роль существенного фактора в деле уета-
новления дружбы с другими  народа-
MH и в обеспечении мира в Европе.
Известно, что после первой мировой войны
Италия пошла по другому пути. Италия
Муссолини провозгласила программу импе-
риалистической экспансии и увлеклась
захватом чужих территорий, удовлетворяя
евои аппетиты за счет малых народов —
Албании, Эфиопии. Фашистская Италия
стала опорой гитлеровской оси в Европе, а
затем вместе с Германией и Японией под
фальшивым флагом антикоминтерновского
пакта двинулась по пути авантюриетиче-
ских планов германских и японеких имне-
ризлиетов, стремивиихся кв мировому гос-
подству. На фашистской Италии лежит
тяжелая ответетвенность за захватниче-
скую войну в еоюзе с гитлеровской Герма-
нией, ответственность за хишническую
агрессию в отношении Албанни и 9фи0-
ций, а также зз кровавое нападение’ на
Югославию и Грецию и за бесславное втор-
жение во Францию и в Советский (03.
Только после разгрома немцев под Сталин-
тралом и успешного наступления англо-
зуериканских войск в Северной Африке ни
па юге Италии рухнул фашистский режнм,
и Италия стала перестоаиваться на демс-
коатических основах. С этого времени
стало возмажным; чтобы Италия из. очага
агрессии превратилась в важный фактор
устойчивого мира в Европе.

В результате оззгрома Германии и ce
фашистеких союзников Европа сильно пре-
образилась, В руках союзных государств
‚ имгетея теперь возможность напровить
	что обойдено в этой речи. Бо всяком слу-
чае, нельзя оставить без ответа эту речь,
направленную против проекта мирного
договора и могущую посеять немзлые
недоумения.
	развитие Германии по демократическому
пути и не донуетить возрождения Германии
в качестве новой агрессивной силы. Тем
белее это можно сказать 0б Италии. Это
не значит, что Итальянская република
должна стать слабым, второстепенным ев-
ропейским государством. Это не значит
также, что Италия  должнь потерять
значение важного политического фактора в.
Средиземном море. Теперь имеется стрем-
ление отдельных великих держав занять
монопольное положение в Средиземном море,
оттеснив на второй план не только Италию,
во и Францию — эти важнейшие среди-
земноморекие державы. Такое положение
не может соответствовать развитию дру-
жествонных отношений между европейеки-
ми государствами и не может соответство-
вать интересам прочного мира в Европе.
Не только Франция. но и Италия должны
иметь уверенность в ©воем положения
средиземноморских государетв. Фашистекзя
Италия, строившая. своё благополучие на
экопанеии и захвате малых  государетв,
дискреднтировала себя в глазах народов и
пришла к краху. Новая Италия, поскольку
онз будет стремиться к евоему нациоеаль-
ному под’ему наз осяове всестороннего раз-
Бития своих внутренних сил и к установ-
лению дружественных отношений ca
своими соседями и со всеми миролюбивыми
странами, должна зетретить активную под-
держку со стороны веех демократических
тосударетв. И можно ли сомневаться, что
тогда Итальянская республика окрепнет,
Kak мощный фактор мира и прогресса
в. Европе?

Повой Италии не легко ветать на креп-
кие ноги еразу же после свержения фа-
шизма. Для этого она должна провести ко-
ренные преобразования во всей политиче-
ской жизни, чтобы стать передовой демо-
кратической республикой; она  должиз
преодолеть существующий в экономиче-
	ской области саботаж. котерый проводится
	враждебными демократической Италии си-
лами:  необхолимо ноставить по-новому
воспитательную работу в широких массах
народа, Tie реакционные силы в ©0ю3е
е остатками фашизиа упорно отстаивают
свои позидии. перекраптивзяеь” и приепо-
собляясь к НоРОЙ  обетановке. Италия
не может стать демократической республи-
кой. не выкорчевав до конца остатки фа-
шизма и фашиетской идеологии. Эта за-
хача далеко ешё не выполнена, если пом-
нить 6 том, что фашизы свыше двух
десятилетий отравлял сознание итальян-
ского народа и использовал для этого все
средства материального и духовного воз-
действия.
	новила нормальные дружественные отноше-
ния с другими странами и, прежде всего, со
своими сосёдями, Только тогда Италия на
деле станет важным фактором. упрочения
мира в Европе, чего мы все так желаем.

Мы приветствуем новую Италию в .28
стремлении к национальному возрождению.
Ho мы отказываемся признать, что какие»
либо попытки Италии захватить Чужие
территории отвечают подлинным нацио-
нальным интересам Италии. Известно, что
такого рода попытки в отношении других
народов свидетельствуют о захватнических
тенденциях определенных узких кругов 1
отнюль не выражают подлинных  напио-
нальных иатересов народа, которые, пре-
жде всего, заключаются в экономическом
возрождении на основе развития. внутрея-
них сил страны и в установлении хороших,
дружественных отнонений с другими Ha-
родами. г
	Наше отношение к Италии.
	Ш.
Договор и национальные интересы Италии
	Г-н де Гаспери почти не коснулся эко-
номических статей Мирного договора, хотя
именно эти статьи могут затронуть поло-
жение каждого рабочего, каждого крестья-
нина, кажлого гражданина Итальянской
республики и отразиться на всем дальней-
шем существовании итальянекого государ-
ства. Как можно понять, он отнее экономи-
ческие статьи договора к второстепенным
вопросам, подлежащим рассмотрению в ко-
миссиях, & не на самой конференции, Ме-
жду тем, ослабленная в войне Италия, быть
может, больше, чем другие страны Европы,
отетает в восстановлении своей экономиче-
ской жизни. Достаточно сказать, что: из-за
имеющихся затруднений в восстановлении
промышленности 2 миллиона итальянских
рабочих всё ещё остаются без работы.
Оккупационные расходы Италин достигли
огромных размеров и приведут к весьма
тяжелым последетвиям в случае удлинения
их срока. Даже небольшого сокращения
этих расходов было бы достаточно, чтобы
полностью покрыть репарации, которы®
должна взять на себя Италия, хотя бы для
чзетичного возмещения ущерба, нанесен-
ного Советскому Союзу и другим союзных
странам.

Глава итальянской делегации, видимо.
не придает значения тем частям Мирного
договора, которые могут отразиться на всём
экономическом быте итальянского народа
H HS всём дальнейшем государственном
развитии Италии. В конце концов, народ,
конечно, поймет свое положение, если даже
те или иные руководители Италии слиш-
ком увлекутся внешнеполитическими пла-
нами и претензиями на чужие земли, п0за-
будут об обязанности  обеепечить каЖломУ
ятальянцу необхолимый кусок хлеба и по-
заботиться о других его жизненных ну-
жлах. Но не надо закрывать глаза на по-
следствия этого.

Со стороны Советского Союза прояв-
ляется большая осторожность, например, в
таким требованиям, как предоставление
гражданам любого иностранного государства
из 0б’единенных наций равных © итальян-,
цами прав во всех вопросах, касающихся
торговли, промышленности, мореплавания
ий других видов торговой деятельности в
Италии. Как известно, co стороны Совет-
ского Союза внесены предложения ограни-
чить эти чрезмерно широкие  претензин

ыы

` иностранных держав и вообще иностранцев
	в Италии, Мы обращаем внимание на опас-
ность того, что сильные иностранные го-
сударства, облалающие большими капита-
лами и имеющие большие средства давле-
ния, могут использовать эти фактически
неограниченные права в ущерб националь-
ным интересам Итальянской республики,
ссылаясь при’ этом на «равноправие»
0б’единенных наций и на недопустимость
так называемой «дискриминации». Мы не
можем присоединиться к таким  чрезмер-
ным претензиям в отношении демократиче-
ской Италии со стороны иностранного Ka-
питала, которые могут повести к экономи-
ческому закабалению Италии иностранны-
ми трестами и картелями, как это нередко
делается е временно ослабевшиеми страна-
мя и с малыми государствами, на что, 04-
	прожить, т. к. это не задевает подлинных
интересов итальянского народа. Но если
промышленность или торговля, или 6удо-
холство Италии будут залавлены конкурен-
цией сильных и еще более разбогатевиих
во время войны иностранных государств,
то это тяжко почувствует на своей спине
весь итальянский народ, и эту опасность
надо предвидеть теперь, чтобы ее преду-
предить своевременно. Защита итальянской
промышленности и сельского хозяйства, а
также итальянской торговли и судоходства
от нажима сильных иностранных держав
пол флагом равноправия и недопустимости
дискриминации, поскольку такой нажим
может привести к закабалению итальян-
ской экономики, является, бесспорно, важ-
нейшим напиональным интересом Италии,
как и всякого другого ослабленного  вой-
ной государства, не говоря уже о малых
странах, которым хотят предписать такие
же кабальные экономичеекие условия. Со-
ветский Союз развивает свои экономиче-
ские отношения с другими странами на ус-
ловиях, благоприятных для их экономиче-
ского возрождения. на таких условиях, KO-
торые содействуют под’ему их промышлен-
ности. сельского хозяйства и всей нацио-
нальной экономики. Советский (Союз хотел
бы надеяться, чтобы и APYTHO страны:
выразили готовность созействовать таль
янской республике в ele возрождения ге
экономической жизни на таких же услови-
ях, которые исключают политику экономи-
ческого закабаления и внешнего давления
на независимую и свободную Италию.
Дело доходит ло того. что хотят, чтобы
Италия предоставляла Tak называемые
«равные возможности» для всех инострал-
ных государств в развитии гражданской
авиации на итальянской территории. Это
значит, что, если Италия предоставит ка-
кому-либо госуларетву, установившему с
ней дружественные отношения, Te или
иные благоприятные условия для разви-
тия гражданской авиании на итальянской
территории, то Италия должна прелоста-
вить такие же благоприятные условия по
гражланской авиации на своей территоряй
и для любого хругого иностранного госу-
дарства, которое пожелает прел’явить та-

кого рода претензии, хотя бы это государ-

ство и не установило действительно пру-

жественных отношений © Итальянской

республикой. Проведение принципа так на-
зываемых «равных возможностей» в та-
ких вопроеах означает, что даже в вопро-
вах. которые тесно связаны с интересами.
национальной обороны, к Италии прех’яв-
ляют Такие требования, которые несовме-

‚  стимы © напиональными интересами и суве-

)

ренитетом госуларства и, елеховательно, не
имеют ничего общего с международной
справедливостью. Из этого можно сделать
вывод 0 том, куда может завести злоупот-
ребление так/ называемыми «равными в93-
можностями», иначе говоря, злоупотребле-
ние принципом «равенства», когда его на-
вязывают слабому, чтобы на деле отдать его
на произвол ‘сильного. Глава итальянской
делегапии прошел мимо этих вопросов мир-
ного договора, не считая их, видимо, суще-
ственными или увлонившиесь от них 10
	i.
Заявление де Гаспери и старые
захватнические претензии
	ровой войны Истрия © её словенским и хор-
ватоким населением находилась под гнетом
Австро-Венгерской империи, то после пер-
вой мировой войны славянская Истрия по-!
пала под иго фашистекой Италии. При этом
итальянские власти всяческими мерами
стремились увеличить итальянекую часть
населения города Триеста, чтобы ислользо-
вать главный город Истрии, как и другие
города. для установления господства’ над
всем полуостровом. Истрия е его славян-
секим населением, В этой политике не было
чего-либо существенно отличного. от герман-
ской политики «Лранг нах Остен», от гер-
изнекой политики захвата славянских тер-
риторий. Из истории известно, как Гермз-
ния стремилась расширяться на восток, за-
хватывая славянские земли и онемечивая
славянское. население. Эту же политику за-
хвата славянских земель проводила Аветро-
Венгерская империя, Не хотела в этом отно-
шений отставать и фашиетекая Италия, Мы
знаем и о послелствиях этого. Овладев Ист-
	рией. фашистекая Италия вместе с Герма-
	нией ислользовали эту территорию во время
последней войны пля нападения на’ Югосла-
вию. Таково фактическое положение.

Глава итальянской делегации не нашёл
ничего лучшего, как выступить здесь со
своими претензиями если не на всю Истрию,
то, по крайней мере, на главную её часть—
на всё западное побережье Истрии. Его
ссылки на этнический момент и на то, ято в
тех или иных прибрежных городах Истрии
преобладает итальянское население. конеч-
но. совершенно не лают оснований для того,
	чтобы отрезать часть славянской Истрия от
Югославии и отдать её Италии. Глава
итальянской делегации сделал центральным
вопросом в свобм выступлении свои претен-
	зии нз Западную Истрию и на Триест. Но
мы не можем признать, что эти претензии
являются голосом новой, лемократической
Италии. Нет. как раз напротив. Это веего
	лишь повторению старых, захватничевих
претензий Италии на чужие земли. на ис-
КОНИ СЛАРЯНСКИв ЗоМЛИ.   :

Твердить зады и отстаивать империали-
стические традиции — это не значит итти
в ноту с новым временем. Пролыю то время,
когда славянские земли служили предметом
дележа между державами Европы, когда
славянские народы стонали ‘ под гнетом
западных и восточных захватчиков. Те-
перь, как известно, славянокие народы на-
шли 0806 место в рялах союзных  госу-
дарств, и во всех славянских странах госу-
дарственная жизнь строится на прогрессив»
вых демократических началах. Среди хру-
гих славянских и неславянеких государств
Югославия занимает славное место героя-
ческого борца в рядах антигитлеровской
коалиции, причём известие, что именно
Ютоелавия вынесла на себе исключитель-
‘ную тяжесть германокой и итальянской
		берьбе с нашим общим врагом. В этих
условиях неё может быть сомнений, что, на-
сколько основательны. претензии Югославии
на Истрию © её словенским и хорватеким
	населением, настолько же неосновательны
	Речь г-на де Гаспери ни в каком случае
не является достаточным ответом на вопро-
сы, которые возникают в связи с Мирным
договором дая Италии. Эта речь является
попыткой пройти мимо коренных вопроеэв
возрождения Италии, как демократичееко19
тосударетва, и отнюдь не выражает жела-
HHS отмежеваться и осудить агрессивную
политику фашистского империализиа.

Глава итальянской делегации ве нашёл
слов для осуждения фашизма, приведшего
Пталию к тягчайшему положению. Можно
подумать, что Италия уже покончила со
всеми остатками фашизма и может забыть об
антидемократическом наследстве, оставлен-
ном фашизмом. В его словах также не было
ни слова осуждения авантюристичеекой
внешней политики правительства Муссоли-
ни, причинившей огромные бедствия coce-
дям и другим народам, что возложило бремя
тяжёлой ответственности на Италию.

‚ Здесь нет нужды останавливаться на де-
талях выступления главы итальянской де-
легации. Но мы не можем пройти мимо того
факта, что речь главы итальянской делега-
ции была в значительной мере направлена
не назащиту действительных национальных
интересов и жизненных нужд своего наро-
да, 4 Ha отстаивание захватнических пре-
тензий старой Италии.

Вы слышали, что г-н де Гаспери сосрело-
точился в своем выступлении на отетаива-
нии претензий Италии насчет западной ча-
сти Юлййской Крайны вместе в городом
Триест. Разжигая страсти вокруг этого во-
проса, он показал, ‘как ещё далеки внешне-
политические устремления теперешних ру-
ководителей Италии от действительно демо-
кратической внешней политики. Ёели фа-
шистская Италия зубами держалась за за-
хваченную вю славянскую территорию
Юлийской Крайны и стремилась развить
свою экспансию дальше на восток, то глава
итальянской делегации на этой конферен-
ции не мог не понимать, что эти захватни-
ческие тенденции слишком уж не вяжутся с
реальными возможностями настоящего мо-
мента. Этим можно об`’яснить. что он напра-
вил своп претензии #6 на всю. Юлийскую
Крайну, з на её западную часть, включая
всё западное побережье Истрия, где нахо-
дятея главные города и порты Истринского
полуострова. Выступая от имени новой Ита-
лни, глава делегации снова отстаивал пре-
тензия старой. империалистической Италии,
доказав этим. что правительству Италии на
деле He легко ветать на путь действитель-
но новой, действительно демократической
внешней политики.

Полуостров Истрия и город Триест вплоть
до конца первой ипровой войны никогда не
принадлежали Италви. В порядке дележа
добычи после краха Австро-Венгерской им-
перии Италия получила полуостров Истрия,
хотя население полуострова в преобладаю-
щем количестве всегда состояло из словенов
и хорватов, Этим была совершена тяжелая
ошибка в отношении Югославия, от.которой
были отлелены территории с исконным сла-
	BHHCREM населением, переданным без вся-
	ких оснований Италии. Если до первой ми-
	нако, закрывают глаза некоторые деятели,   каким-то другим соображениям. Для нас,
выдающие себя за патентованных защит-  однако, ясно, что эти вопросы весьма
ников малых народов. Мы думаем, что без   серьезно затрагивают коренные интересы
Запалной Истрии Италия может прекрасно   национальной жизни Италии.
	Установление мира, а не продление перемирия
	Наконец, глава итальянской делегация   ничего общего с национальными интереса-
выдвинул неожиданную мысль 0 том, что   ми Италин. Напротив, при сложившихся
	условиях затягивание оккупации На дли-
	сейчае следует ограничитьея заключением
	ЛИШЬ временного мира, т. е. фактически   тельный срок ставит Италию во всё боль-
	шую зависимость от иностранных COCY-
даретв. Если, тем не менее, кое-кто из
итальянских руководителей всё же готов
итти по этому пути, то это является лишь
ешё одним выражением живучести таких.
замашек старых правящих кругов, которые’
должны быть чужды демократической
Италии и которые в наше время не могуг
иметь п внешних благоприятных перспек-
THB.

Предложение о врэменном мире не может
встретить ‘поддержку на этой Мирной кон-
ференция, Мы собрались на конференцию
не для того, чтобы отклалывать установ-
ление мира в Европе. Наша задача заклю-
чается в том, чтобы содействовать установ-
лению прочного мира и нашимя общими
усилиями обеспечить успешное выполнение
этой благородной задачи. Можно не сомне-
ваться, что такое понимание задач наетоя-
щей конференции соответствует также и
правильно понятым интересам новой Ита-
au.

Речь главы итальянской делегации но-
казала нам, что и в Новой Италии ещё не
изжиты старые тенденции, чуждые поли-
тик демократических тосударетв, стремя-
щихся в установлению прочного мира. Бу-
дем. тем неё менее, налеятьея, что укреп-
ление цемократических основ новой Италия
поможет тому, чтобы Италия встала на тот
же путь, по которому ихут другие лемокра-
тические. страны. Этим высоким целям
тлолжен отвечать и тот Мирный xorosop 1338
	Италии, К подготовке которого приступает
		продлить перемирие, и что окончательное
мирное урегулирование следует отложить
на некоторое время, дав при этом понять
наечет имеющихся у него расчетов исноль-
зовать такое положение, между прочим, в
целях выжидания более благоприятных
условий для осуществления его претензий
на Западную Истрию и Триест. Шри этом
он аргументировал даже тем, что полное
устройство Европы не может быть достиг-
нуто ло заключения мира с Германией,
хотя вопрос о Германии, как это понялно,
не имеет никакого отношения к вопросу
06 Истрии и Триесте. Очевидно, кое-где

имеются соображения на тот счет, что, если.

не сейчас, то несколько позже ‘удастся
расстроить тот компромисс, который доетиг-
нут в Совете Министров Иностранных Дел
по вопросу о Триесте. Из этого можно за-
ключить, что, наблюдая моменты pacxo-
ждения мнений на Парижской конферен-
ции, кое-где строятся расчеты на выигрыш
времени и на использование этих pacxa-
Жждений в своих узких целях. Интересно,
как далеко зашел в этом деле глава италь
янской делегации. Ето прелложение огра-
НиЧИТЬсЯ сейчас заключением временного
мира означает, что он даже согласен на
значительное затягивание иностранной ок-
вупации своей страны, только бы полу-
чить вовую возможность осуществить 09
пытку использования некоторых расхо-
ждений между союзниками и поиграть нз
противопоставлении одних союзных держав
другим союзным государствам. Нетрудно
разглядеть, что такая политика не имеет
			Новый кабинет министров в оценке турецкой печати
	характеризуя новое правительство, 10%
черкивзет: «Кабинет Пекера почти пот
ностью состоит из министров, являющихся
приверженцами старой авторитарной: иле
логии, Воедино собраны все лица, которые
могут оказать помошь авторитариому упрз-
влению Реджен Пекерз». у
некоторых газетах появились с00бще
ция, что’ правительство Реджеп Пе
намерено внести на утверждение в wea
ряд законов, ограничивающих еще к
свободу. печати, собраний и деятельноств
политических партий. ’
	АНБАРА, 8 августа. (ТАСС). Недавно
созданная газета «Сон сзат» в передовой,
посвященной созданию нового кабинета,
касается личности министра внутренних
лел Секменсюэра. Газета пишет: «Обращает
на себя внимание тот факт, что на такой
важный пост, как министр внутренних дел,
был назначен Секменеюэр, выступавший
во время выборов с погромными речами,
стремясь создать в стране атмосферу
ужаса».

Газета Eau Тюркне», в свою о черель