1 СЕНТЯБРЯ 1946 г., № 208 (10230)
	BAA
	Tl P A

TIPOUECC IT JIABHBIX НЕМЕЦКИХ ВОЕННЫХ ПРЕСТУПНИКОВ В НЮРНБЕРГЕ
	Заключительная речь главного обвинителя
от СССР тов. Р. А. Руденко
по вопросу о преступных организациях
	все блещут моральной чистотой и все ис-
полнены. любви к ближнему. Если послу-
шать обвиняемых или их адвокатов, ока-
жется, что. обергрупненфюрер профессио-
нальных палачей СС ездил спасать евреев
от погромщиков и убийц, а генерал Брау-
хич был ярым папифиетом.

Поучительно при этом, что, по показа-
ниям свидетелей, чисты и непорочны все
без исключения организации, которые 0б-
винительный акт признает преступными.
Однако кто же тогда совершил убийство
1% миллионов мирных граждан? Ёто истя-
зал военнопленных и вывез с оккупирован-
ных территорий миллионы людей для раб-
ского труда в Германию? Ответчиков, ока-
зывается, нет!

Ложь, циничная и кощунетвенная, ложь
людей, совесть которых не остановилась
перед убийствами, & честь —- перед лже-
присягой, не заслуживает опровержения.

В порядке рассмотрения дела о престун-
ных организациях обвинением были допол-
нительно представлены разительные доку-
менты, свидетельствующие о новых зло-
деяниях гитлеровских преступных органи-
заций.

Факты, непреложные факты установлз-
	‘ны. Ненреклонная воля закона ясна. Ha-
	стало время для выводов.

На с’езде нацистской партии в 1934 г.
Гитлер заявил:

«Не государство нас создало, а мы соз-
даем государство. Возможно, что некото-
рые нас считают партией, другие — орга-
	 низацией, прочие еще чем-то иным, а в
	действительности мы являемся теми, кто
мы есть».

Настоящий процесс дает исчерпывающий
и точный ответ на вопрос — кем были гит-
леровцы. Фюрер, во главе преступной бан-
ды заговорщиков, выступавших в разных
ролях и наименованиях (министры, гаулей-
теры, обергруппенфюреры и т. д.), окру-
женной сетью созданных ими преступных
организаций, захвативших в свой тиски
миллионы германских граждан, — такова
была схематически изображенная полити-
ческая структура гитлеровской Германии.
	Признание названных в Обвинительном
	‚акте организаций престудными, как и при-
	знание наличия заговора являются поэто-
	му необходимыми условиями торжества
правосудия, торжества, которого жаждут
все свободолюбивые народы.

По поволу отдельных организаций, ко-
торые обвиноние считает необходимым при-
знать преступными, и в дополнение к убе-
дительным доводам, высказанным моими
уражаемыми коллегами, нахожу нужным
		НЮРНБЕРГ, 30 августа. (ТАСС). Cero-
дня на заседании Международного Военно-
тс Трибунала Главный Обвинитель от СССР
тов. Р. А. Руденко выступил со следующей
заключительной речью по вопросу о пре-
ступных организациях:

Господин председатель, Господа судьи!
Мы подошли к заключительной стадии про-
цесса, проведенного < исключительной
тщательностью и большим искусством. По
индивилуальным делам главных военных
преступников, посаженных на скамью под-
судимых, обвинением уже представлены
исчерпывающие доказательства. Мы пол-
ностью поддерживаем также обвинение про-
тив организаций — правительства фашист-
ской Германии, генерального штаба и выс-
шего командования германских вооружен-
ных сил, руководящего состава германской
наэцибнал-социалиетекой партии, госуда-
ственной тайной полиции (гестапо), охран-
ных отрядов германской национал-социа-
листской партии (СС), службы безопасности
(СД) и штурмовых отрядов (СА).

Rak установлено судебным следствием,
во главе гитлеровской Германии находилась
банда заговорщиков, захватившая в свои
руки государственную власть и управле-
ние всей Германией.

Такого рода групиз затоворщиков, дей-
ствовавшая в государстве с многомиллион-
ным населением, в центре огромного госу-
дарственного аппарата, не могла существо-
вать без целой системы вспомотательных
преступных организаций, связывавших за.
говорщиков с периферией, фюреров большой
дороги — © фюрерами улиц и’ переулков.
Поэтому в титлеровской Германии действо-
вала под постоянным и непосредственным
руководством заговорщиков сеть наделен-
ных большой властью организаций — ру-
ководящий — состав номецко-фашистокой
партии, гестапо, СС, СДои другие.

Закон 1933 г.. которым аппарат фашист-

ской партии был слит е государотвенным
аппаратом гитлеровской Германии, явился
открытым законодательным признанием это-
го факта.
_ Для укрепления связи между правящей
бандой и организациями каждый из заго-
ворщиков выступал в нескольких ролях,
был  многоликим:  Теринг — мивиетр,
командующий военно-воздушными силами,
уполномоченный по четырехлетнему плану,
рейхелейтер, высший руководитель СА п
СС; Гессе — министр, заместитель Гитлера
по партии, генерал войск СС и СА; Розен-
берг — имперский руководитель национал-
социалистекой партии по вопросам идеоло-
тии и внешней политики, министр и обер-
труппенфюрер СА и СС ит. д. Бак неотде-
тим Геринг министр от Геринга обергруп-
ненфюрера СС, так неотделимы СС, гестапо
и другие преступные организации от гит-
леровского режима. Можно мыслить гитле-
ровский режим без библиотек, без школ,
даже без больниц, но гитлеровевкий режим
без СС и гестапо существовать нэ мог.

Отражая эту политическую действитель-
ность, устав Международного Военного Три-
бунала предусматризает-дзе формы соуча-
стия в преступных гитлеровских сообщес»-
рах: ст. 6 устава говорит об участии в пре-
ступном заговоре, & ст.ст. 9—10 — 05
участии в преступных организациях, 0бе
эти формы органически и неразрывно ме-
Ry code связаны, ибо они в уголовно-
правовых терминах отражают то соотноше-
пие и ту связь, которые в жизни суще-
ствовали между заговором и организация-
ми в гитлеровской Германии.

Тесно связав указанные две формы co-
участия гитлеровцев в международных пре-
ступлениях — участие в затоворе и уча-
стие в организащии, — устав. Междуна-
родного Военного Трибунала с полным оено-
ванием установил для той и другой формы
	соучастия различные  уголовно-правовые
последствия.

Учестие в заговоре, который по самой
природе своей не может включать очень
значительное количество лиц, предуемотре-
но уставом в качестве самостоятельного
уголовно-наказуемого деяния.

Напротив, вопрос 0б ответственности за
участие в преступных организациях,
включавших в свой состав сотни тысяч
членов, уставом Трибунала решается в
ином направлении. Всецело построенный на
принципах права и справедливости, устав
Трибунала определение индивидуальной от-
вететвенности членов организации, связан-
ное с выяснением виновности множества
отдельных лиц, предоставляет компетенции
национальных трибуналов.

Соглаено ст. 10 устава, «если Трибунал
признает ту или иную организацию пре-
ступной, то национальные суды вправе
привлекать отдельных лиц за принадлеж-
ность к преступной организации». Трибу-
нал, следовательно, вправе признать орга-
низацию преступной для того, чтобы тем
самым облегчить возможность и обеспечить
право национальных судов привлекать от-
дельных лиц за принадлежность к таким,
признанным преступными, организациям.

В соответствии © указаниями ст. 10
устава трибуналы в СССР, США, Англии,
Франции и 18 государствах, примкнувитих
к Дондонекому сотлаению, могут, конеч-
но, осудить, но они вправе также притти к
выводу, что подсудимый вовсе не являтея
членом организации или лишь формально
к ней принадлежал, а на деле был от’ о-
глтизации далек, и на этом основании вы-
нести оправдательный приговор. Все эти и
им родственные вопросы всецело были
и остались в компетенции национальных
судов. Эти суды ограничены лишь в одном,
принципиально тлубоко важном отноше-
нии: если Международный Трибунал при-
знает организацию преступной, националь-
ные трибуналы ни отрицать, ни даже оспа-
ривать преступный характер такой органи-
зации не могут.

Указанное разграничение компетенций
Международного Трибунала и чащиональ-
ных судов чрезвычайно существенно для
понимания постановлений устава Трибу-
нала о преступных ортанизациях.

Действительно, именно потому, что
Трибуналу предетоит решить лишь общий
вопрос о преступном характере организа-
ций, а но отдельные вопросы об индивилу-
альной ответственности членов этих орга-
низаций, устав и не указывает конкрет-
ных признаков понятия «организация» и
не связывает в этом случае Трибунал ни-
кащими формальными требованиями. 0т-
сутствие в уставе детального определения
преступной организации есть, следователь-
но, не пробел в уставе. а его принципиаль-
ная позиция, вытекающая из отмеченного
выше факта — оставления всей конкре-
тики в ведении органов национальной
юстиции. Поэтому попытки требовать для
признания организации преступной нали-
чия тех или иных конкретных признаков
(добровольного членетва, взаимной  осве-
домлениости и т. п.) не только не находят
опоры в уставе, но расходятся со всей ere
конструкцией. Основная единственная за-
дача, стоящая перед Трибуналом, заклю-
чается не в подобных исследованиях, кото-
рыми занимаютея и будут заниматься на-
пиональные суды, а в том, чтобы устано-
вить один решающий факт: соучаствозала
ли организация своими преступными дей-
ствиями в осуществлении плана гитлеров-
ских заговорщиков.

Применительно именно ® этой задаче
уставом построен и процессуальный поря-
док привлечения & ответственности орга-
низаций.

Действительно, устав Трибунала преду-
сматривает решение вопроса о преступных
организациях при непременном условия
рассмотрения дела о конкретном предетави-
теле этой организации, сидящем на скамье
подсудимых. Подсудимые на настоящем
процессе являлись одновременно участни-
ками заговора и руководящими членами ор-
ганизаций, в отношении которых Трибу-
нал должен решить вопрос о признании нх
преступными. Следовательно, тот доказа-
тельственный материал, который уже про-
шел по индивидуальным делам  подсуди-
мых, является в то же время основным до-
казалельственным материалом в отноше-
ний представляемых ими организаций. Те
документы, которые были представлены
обвинением, с полной ясностью доказали,
как названные в обвинительном акте ор-
ганизации служили постоянным и непо-
	средетвенным орудием осуществления пре-
ступных замыслов заговориииков. Таким
образом, в результате судебного  слелет-
	вия, преступный характер этих организа-
ций полностью и исчерпывающе доказан.

Устав Трибунала в стремлении обесне-
чить Максимальную всесторонноеть рассле-
дования дел об организациях при, помощи
радио, прессы и специальных 0б’явлений
приглашал членов обвиняемых организа-
ций предетавить Трибуналу свои об’яене-
ния. Трибуналу известно, какое количество
лиц, содержащихея в концлагерях, поже-
лало использовать эту возможность. Обра-
зование вепомогательной комиссии обеспе-
чило Трибуналу возможность выслушать
возможно большее количество членов орга-
низаций, которых впоследствии должны бу-
дут выелушать и судить национальные су-
ды. Но вот, в результате сложных подгото-
вительных работ, отобранная защитой
группа свидетелей предстала перед Трибу-
налом. Бессильная опровергнуть неотрази-
мую доказательную силу представленных
обвинением документальных доказа-
тельетв, защита решила противопоставить
им своих свидетелей.

— Тоспода ‘судьи! Мы помним этих
свидетелей и их показания. Если нужны
еще свидетельства того, что ложь у гит-
леровцев постоянная и неизменная снутни-
ца злодеяний, то лжесвидетельство Rayd-
мана, Сиверса, Манштейна, Рейнеке, Беста
и других может служить тому убедительной
иллюстрацией. Эти «свидетели» в своем
усерлии обелить преступные организации,
руководящими членами которых они сами
являлись, договорились ло очевидного аб-
сурда. Оказывается, и СС и гестано — это
общество избранных, клуб благородных, ры-
Царский ‘орден. Недаром еще раньше за-

щитник зачиелил Розенберга в рыцари. Там
	РУКОВОДЯЩИИ СОСТАВ
	В разлеле 1 & 4 п. «А» Обвинительного
	акта, юзаглавленном «Нациетекая партия,
как центр общего плана или заговора», ука-
зывается:

«В 1921 г. Адольф Гитлер стал главным
руководителем или «фюрером» германской
вационал-социалистской партии, известной
как надистекая партия, организованней в
1920 г. Нацистекая партия вместе со евои-
мн вопомогалельными организациями стала
средством сплочения между обвинясмыми и
их соучастниками и инструментом для вы-
полнения целей и задач их заговора».

‚ Судебное разбирательство полностью под-
тверлило этот вывод.

Многочисленные преступления гитлеров-
ской клики вдохновлялиеь и направлялись
гитлеровской партией — движущей силой
фашистского заговора против мира и 6е2-
пасности народов демократических стран.

Многие подсудимые и так называемые
свидетели защиты говорили, что они явля-
лись националистами, оберегавшими Герма-
	O6 ODHOM опровержении
	время в печати сообщалоеь © приезде в
Турцию представителя английского коман-
дования бригадного генерала Шорта (спе-
циалиет по береговым укреплениям). Эт
было в 1945 году. Генерал Шорт получил
в свое распоряжение конструкторско-пру-
ектное бюро, укомплектованное английски.
ми специалистами по фортификационных
работам. Английские же специалисты на-
ходятся в зенитных, авиационных, танку-
вых, противотанковых частях. Под рук:
водством антлийских специалистов работа-
ют курсы авиарадистов, курсы зенитной
артиллерии и радиотелеграфистов. Англий-
ские же специалисты руководят радарны-
ми станциями.

В свете этих фактов смехотворно выгля-
дит опровержение, в которым выступ
представитель английского министерства
иностранных дел в связи с сообщением о
наличии антлийской военной базы енабже-
ния в Дарданеллах и других фактах, гово-
рящих о военной активности англичан в
Турции.

Трулно сказать, на кого рассчитано эм
опровержение — на наивных ли простач-
ков или на людей с другой планеты. Ве
“оно построено на формуле: е одной еторо-
ны, нельзя не еознаться, а с другой-—нель-
зя не признаться.

В самом деле. Начинает  представятель
английского министерства иностранных тел
с голоеловного отрицания всего — нет баз,
нет аэродромов, нет радара... Доказательет-
во? Турецкое «Анатолийское атентетво» то-
же все отрицает.

«Аргумент», что и говорить, убийствен-
ный!

Олнако факты упрямы. Против очева-
ности оспорить трудно. И представитель
Форейн-офис’а признает: аэродромы есть, и
англичане к ним причастны. Но, про-
тестует он, «та помощь, — которую
Англия оказывала Турции в последние
годы в подготовке и снаряжении аэродро-
мов, прелиринималась в период общей
борьбы против держав оси в силу англо-
турецкого соглашения от 1939 года».

Что англо-турецкое соглашение от 1939
года существует, это факт, как фактом
было сушествование до последних дней
титлеровской Германии и турецко-герман-
ского пакта о дружбе от 15 июня 1941 года.
Однако такого факта, как участие Турция
в общей боребе против держав оси, никогдз
не было.

Представитель министерства инострая-
ных дел признает: не только во время
войны, не и «ес момента окончания войны
Турция... получила добзвочные устаноскл
Радар». Но. добавляет он, «на комие-
	Известно: что у хозяев на уме, то очень
Часто у лакеевона языке. Не ‘так давно
влиятельная и хоропю ` осведомленная ту-
рецкая газет» «Джумхуриет», характери-
зуя английскую политику на Ближнем Во-
стоке, писала: «Оборона Суэцкого канала и
имперских путей (имеются в виду комму-
никации Британской империи) начинается
у турецко-кавказской границы и в районе
Проливов».

Обошедшее на-днях  советекую и зару-
бежную печать сообщение о создании анг-
личанами военной базы снабжения в Дар-
данеллах ясно свидетельствует о том, как
на практике пытается Англия  осущест-
влять «0борону», о которой пиеала туред-
кая газета. В ‘сообщении указывалось так-
же, что англичанам подчинено командова-
ние турецким  аэродромом Ешиль Кей
(вблизи Стамбула). Во Фракии и на турец-
ком побережье Черного моря английские
военные специалисты установили и руко-
водят радарными станциями, наблюдающи-
ми за подводными лодками.

Одновременно стало известно, что анг-
лийский военный советник и инструктор
на радарной станции, расположенной меж-
ду Бююк-Дере и Стамбулом, заявил, что ол
подаст в отставку, если ему не; будет пе-
редано непосредственное командование
станцией. Его требование было удовлетво-
рено. Турки назначили его начальником
станции, прикомандировав к нему в каче-
стве помощника турецкого офицера.

Вее эти факты, свидетельствующие 0
настойчивых етараниях англичан укре-
пить свои военные позиции в Турции, епо-
собны вызвать любые чувства, кроме чув-
ства удивления. Ибо, если проследить 33
активноетью англичан в Турции как в ходе
войны, так и после нее, то станет ясным,
что эти факты — результат выполнения
определенной, давно разработанной  про-
граммы.

Ни для кого не секрет, что турецкие
летчики, равно как и технический состав
военно-воздушных сил Турции, системати-
чески проходили переподготовку либо в
Англии, либо в Египте. Из сообщений за-
рубежной печати известно также, что в
антлийской школе в Египте проходили по1-
тотовку турецкие специалисты для работы
на радиолокаторных станциях типа «Ра-
дар». Эти станции были поставлены Тур-

ции англичанами и в основном располо-
жены на Босфоое и турецком черноморском
побережье.

Окончание войны внесло значительные
изменения в практику обучения и перепод-
готовки турецких военных специалистов.
OTH изменения состояли в том, что если во
	Ам CAM AA EO ee >= fs wate 4277
время войны обучение и переподтотовка ту-
рецких военных специалистов производи-
лась либо в Англии, либо в других странах

ant eat oe р аб аи

ческой основе». Сова

«коммерческал

основа», видимо, должны что-то опроверт-
нуть. Но что — непонятно. Ведь от тот,

что

OHH получены

на

«коммерческой
	основе», не меняется их Дислокация и в
уменьшается количество ‘английских пн-
структоров и начальников на радаряых
станциях,

Скажем прямо. аогумент хоть и «ROY
мерческий», но совсем неудачный, а глав-
Hoo — неубедительный.

В конце «опровержения» предетавител
английского министерства иностранных
дел с невинным видом  заяваяет, чи
Англия-де «не была информирована 0 тох,
каким образом Турция мепользовала эм
установки».

Говорят, утопающий хватается за с0ло-
мичку. Но еще не было случая, чтобы
соломинжа спасла утопающего. Не спасает
она и незадачливого предетавителя Форейн-
офис”а. Возможно, ему поверили бы, ели
бы он сказал, что турки не всегда инфор
марованы о том, как англичане иеполь-
зуют рацарные установки в Турции, в
в обратное никто не поверит,

«Опровержение» представителя англий
ского министерства иностранных д
не опровергло, а подтвердило правальноет
  сообщений о военной активности англичан
в Турции.

Я. ВИКТОРОВ.
	От’езд из Киева генерального
директора ЮНРРА г-на Ф. ла Гардня
	КИЕВ, 31 августа. (ТАСС). Сегодня 2B
Киева выехал  тенеральный директ
ЮНРРА г-н Фиорелло ла Галтия.
	На аэродроме г-на ла Гардия провожали:
заместитель председателя Совета Миниетрз
УССР П. В. Рудницкий, заместитель пре
седателя исполкома Киевского горсовет
Е. А. Сергеев, начальник управления по п-
ставкам ЮНРРА при Совете Министр
УССР В. В. Хомяк, представитель Мини

стерства Иностранных Дел УССР Я. А. №:
товченко.
	Делегацию тажхже провожал глава миссии
ЮНРРА на Украине П. Уайт.
	английского влияния и отчасти в Амерн-
ке, то после войны переподготовка сосредо-
точивается непосрелственно в Турции, под
руководством английских военных специа-
лиетов, численность которых в послевоен-
ный период отнюдь не уменьшилаюь.

Некоторые зарубежные газеты, указы-
вая на такие факты, как усиление Англией
турецкого флота (в течение текущего года
Англия передала Турции 2 эсминца, 3 за-
градителя, одну подводную лодку, 4 кор-
вета, 3 мотоботов),°как строительство анг-
личанами в Турции аэродромов, стратеги-
ческих дорог, как передача около 150 бое-
вых самолетов разного типа, как постав-
ка Турции в немалом количестве зенитных
орудий, большого количества радеообору-
дования, полевых мин, взрывчалки, пара-
Шитов и т. д., приходят к выводу, что
Антлия и отчасти Америка вооружают Тур-
ЦИЮ.

Этот вывод нельзя считать исчерпываю-
щим. Несомненно, Англия, как и Америка,
снабжает Турцию оружщем и военным ена-
ряжением. Но Англия этим не ограничи-
вается. Она явно стремится к созданию и
укреплению своих собственных и весьма
опрелеленных позиций в Турция. В с3в06
	«ПЫЮе кроникл» о Киренаике
	ЛОНДОН, 28 августа. (ТАСС). В газете
«Ныюес кроникл» опубликовано следующее
ссобщение из Капра:

«Надежды на то, что свободная и неза-
PROM At Киреномка заключит е Велелко-
британией договор, подобный недавнему
Антло-Транепорданекому договору, были
выражены сегодня Саидем Идрис эль Сокус-
си, руководителем 250.000 кочевников-се-
нуеси в Виренашке.

«Путем такого догозора мы предоставили
бы Великобритании базы для ее  вооружен-
ных сил и помогали бы ей, как только мо-
гли», — заявил он.
	Пидер сенуеен добавил, что он против
		НИЮ ОТ ПОКкУШения 60 Стороны ДрутИих ГОСУ-
	даротв. JTO — очевидная ложь. Только 50-
_манщики мотут утверждать, что Аветрия,
Чехословакия, Польша, Норвегия, Дания,
’Бельгия, Голландия, Югославия, Советский
-Осюз и другие овободолюбивые страны по-
_кушались на целость и независимееть Гер-
мании. На самом деле немецкие фашисты
являются империалистами, для которых 9г-
новной и решалощей целью является захват
‚ чужих земель с тем, чтобы обеспечить эк-
спансию воинствующего немецкого капита-
лизма. Они бесстылно называли себя социа-
‘ аистами. Только обнаглевигие демагоги мо-
гут утверждать, что немецкие фашисты,
  ликвилировавлтие все демократические <во-
боды народа и заменившие их концлагеря-
  ми, установявшие рабский труд на заводах
и фабриках и восстановившие крепостниче-
ские порядки в селах Германии и оккупи-
рованных ими странах, — являются защит-
никами интересов рабочих и крестьян.

(Продолжение ©следлуст),
	Последиме слова подсудимых, — Суд удалился на совещание
	Beater за Иодлем свое поеледнее слово
произносит подсудимый Папен. Он читает
его по бумажке. Свое тесное сотрудничество
с Гитлером, как и ранее, во время пере-
крестного допроса Памен оправдывает
стремлением выполнить желание и волю
Гинденбурга.

Подсудимый Зейее-Инкварт, оправдывая
захват гитлеровцами Аветрии, свое личное
участие в насильственном захвате Австрии
не считает преступным. В заключение
Зейсс-Инкварт восхваляет Гитлера.

Свое последнее слово подсудимый Шпеер
начинает заявлением о том, что Гитлер и
	Fel система причинили германекому Hapo-
	ду невероятные страдания. Цоеле этого
процесса, признает Шпеер, немецкий народ
будет презирать Гитлера и проклинать его
как зачинщика всех несчастий. „Однако в
своем последнем слове гитлеровекий ми-
нистр вооружения обходит молчанием тот
факт, что при его, Шпеера, помощи гит-
леровекая Германия соверпгила чудовищ-
ное покушение на культуру и цивилизацию
мира, а гитлеровокая армия при помощи
своей техники уничтожила все, что создал
человеческий разум.

Поеле Шпеера свое послелнее слово про-
изноеит подоудимый фон Нейрат.

Затем председатель вызывает последнего
подоудимого — Ганса Фрича, заявившего,
что он не считает себя виновным.

После того, как все подеудимые произ-
несли свои последние слова, предеедатель
Трибунала Лоурене об’являет, что Трибу-
нал внимательно рассмотрит заявления,
сделанные подеудимыми.

Тоурене заявляет:

«Теперь Трибунал об’являет перерыв до
23 сентября и удалится на совещание лля
вынесения приговора. В этот день приго-
вор будет оглашен. В том случае, если бу-
дет необходимо отложить дату оглашения
приговора, будет сделано соответствующее
oo seme».
	ДАКЦИИ: Справочное бюро — Д 3-15-68; Партийной жизни — Д 3-35-49;
3-15-80: Литературы ин искусства — Д 3-38-73: Военного — Л 3-37-63:
	Трибунал, что он якобы понятия не имел
о захватнических планох. р
Последнее слово палача Кальтенбрунне-
ра по существу является кратким изло-
жением его показаний, которые он в свое
время давал перед Трибуналом. Хотя Топ-
бунал предупредил, что подсудимые в по-
следних словах не должны повторять того,
что они говорили, выступая за свидетель-
ским пультом, или что содержалось в речах
их защитников, Кальтенбруннер обошел это
	‘указание. Ириняв с самого начала тактику
	отрицать всё и вся, он продолжает приде)-
живаться её до самото конца.

Следующий военный преступних Аль-
фред Розенберг также в своем последнем
слове продолжает лгать, отрицая свою вину
за совершенные им преступления.

Палач польского народа Гане Франк, про-
износя свое последнее слово, осуждает Гит-
лера. Франк характеризует путь гитлеризма
как путь политических безуметв, путь унич-
тожения и смерти, путь авантюр. Мэ, пы-
таясь выгородить себя, Ганс Френк стано-
витея в позу человека, не имевшего отно-
шения к гитлеровским преступлениям.

Посудимый Юлиуе Штрейхер всю вину
за зверские преследования и массовые
убийства евреев возлагает целиком на от-
гутствующего Гитлера.
	Лоурене предоставляет слово подеуди-
мому Вальтеру Функу. Последний заявляет,
что он служил государству как чиновник,
основываясь на своем «служебном долге».
Принятие от СС-в имперский банк вкла-
дов, ‘состоявших из золотых колец, браеле-
тов, зубов, дратоценных камней, изятых
У жертв тестапо, Функ расценивает лишь
как выполнение своего «долга». Подеуди-
мый заявляет, что во многом его якобы
обманули, а во многом он сам был беспе-
YeH,— и только в этом он видит свою вину.

Выслупая с последним словом, подсуди-
мый Шахт свои преступления скромно име-
нует политической ошибкой, которая, по
его словам, заключалаеь в том, что он
	ВООТаТОННО. ОБОРО PdsPatal PasMax пре-
ступной натуры Гитлера.

Бывший гросс-адмирал немецкого военно-
морского ‘флота Дениц в своем последнем
слове заявляет, что пиратокая подводная
война, `которзя велась под его руковод-
ством, была «справедливой и допустимой».
Он признает себя ответственным за все
действия, которые он совершил как ноелед-
ний главнокомандующий немецкого военно-
морского флота и как последний руководи-
тель — глава государетва.

Его сосед по скамье подеудимых Редер в
своем последнем слове повторяет ту же
тживую версию о том, будто немецкий во-
енно- морской флот мы законы воен-
но-морской войны.

Председатель Трибунала пролоставляет
	слово бывшему руководителю гитлеровекой.

молодежи Бальдуру фон Шираху. Полеми-.
	зируя с обвинителями, Ширах продолжает
отрицать свою вину.

Подсудимый Заукель в своем последнем
слове лицемерно заявляет, что преетупате-
вия, выявленные на этом процесее, «по-
разили его в самое сердце».

Точно. так же, как и большинство пол-
судимых, Заукель лжет, что начало войны
было для него совершенно неожиданным
и 910 он не принимал участия в подготов-
ке и развязывании агрессивных войн. Этот
всему миру известный и уличенный рабо-
торговец здесь, в последнем слове, 0ееео-
вестно лжет, заявляя, что он якобы требо-
вал «корректного и гуманного» обращения
с иностранными рабочими.

Подсудимый Иодль в отличие от других
подеудимых произноепт свое последнее сло-
во без заранее подготовтенного текста. Он
прибегает к разоблаченному уже приему,
заключающемуся в ‘том, что вею ответ-
ственность возлагает только на Гитлера,
поскольку он отсутствует. Себя же Иодль
пытается представить в роли человека,
лишь выполнявшего свои должностные
функции.
	НЮРНБЕРГ, 31 августа. (ТАСС). Откры-
рая утреннее заседание Трибунала, ЛТоурене
заявил, что устав предусматривает возмож-
ность каждому подоудимому сделать заявл?-
ние Трибуналу. Лоуренс спрапгивает под-
судимых, хотят ли они выетупить с послет-
ним заявлением. Этот вопрос первому за-
дается подсудимому Герману Герингу. Он
Beraer H CO своего места на скамье
подсудимых произносит свое последнее
слово.

Подсудимый заявляет, что самые тяжкиз
преступления были совершены самым тай-
ным образом. И поэтому он о них якобы
не знал.

Геринг, как и в прежних своих показа-
ниях, голословно утверждает, будто он «не
хотел войны», «не способствовал ее развя-
зыванию» и т. п. Под конец Геринг. пы-
тается разжалобить Трибунал  смехотвор-
ным заявлением о том, что им-де двигали
«лучшие чувства».

Затем председатель Трибунала продэ-
ты слово подсудимому Рудольфу Гес-

у. Как известно, во время процесса Гессе

в, что заявления защитника 0 TOM,
что он, Гесс, является ненормальным, не-
обоенованны. Гесс сознался, что невме-
няеёмость он симулировал из тактических
соображений. Сейчас Гесс произносит бре-
довую речь, показывающую, что он вновь
симулирует сумасшествие.

`В конце своей речи Гесс заявляет, что
он остается последователем Гитлера.
	Риббентрон свою речь читает по бумаге.
Прежде всего подсудимый обиженно заяз-
	ляет, что наз него возлагают ответственность
за руководетво внешней политикой, которой
якобы руководил другой. Дальнейшая речь
гитлеровского людоеда наполнена антисовет-
скими измышлениями.

Председатель Трибунала предоставляет по-
следнее слово подсудимому Вильгельму Вей-
телю. Один из влохновителей агрессивной
политики  тгитлеризма пытается увезить
	IIE IIE NEE RE LE _ >
опеки 0б’единенных наций над Вирекаи-

кой; он не приветствовал бы никакого пря- ХРОНИКА
знака русского интереса в этой стране».

I ум Верхови PCO
Из этого сообщения делается ясным п0-  ‘“РеЗидиум Верховного Совета.
	назначил тов. Герасимова Павла Кочетаг:
	тиновича министром вкусовой промышлен
ности РСФСР.
		(Начало спектаклей в 19 ч, дня
	ив 7 ч, 30 м. веч.)

ГОО. БОЛЫПОЙ ТЕАТР Пиковая дама,

ФИЛИАЛ БОЛЬШОГО ТЕАТРА — Травиата,

МХАТ СССР им. ГОРЬКОГО — утро — Синяя
птица; веч.— Горячее сердце.

ФИЛИАЛ МХАТ — угро — Вишневый сад
веч.— Офицер флота.

ГОС. ЕБРЕЙСКИЙ ТЕАТР — Тевье-молочник,

ГОС. ОПЕРНО-ДРАМ. ТЕАТР им. СТАНИ-
СЛАВСКОГО (Летн. т-р сада им. Баумана)-
утро—День чудесных ‘обманов (Луэнья); веч.-
Ровхо в полночь. Нач, в 8 ч, веч.

БГКО — ПАРК ЦДКА — ЭСТРАДНЫЙ T-P-
	ee ee EA IRE OES

Гос. джаз-оркестр БССР п/упр. и при уч, 342%
арт. БСОР ЭДДИ РОЗНЕР. `Последние гастроли,
Нач, в 8 ч, 50 м. веч. Бил. продаются,

ЭСТРАДНЫЙ ТЕАТР «ЭРМИТАЖ — 2 cet
тября лауреат Ве, конкурса арт, ‹эстрады-
АРКАДИЙ РАЙКИН — Творческий — вечер.
Нач, в 8 ч. 30 м, веч. Бил. продаются,

MOCK, ГОС. ФИЛАРМОНИЯ — ОКТЯБРЬ
СКИЙ ЗАЛ ДОМА СОЮЗОВ — Чайковский -
фортепианная музыка. Большая соната а
Времена года (12 пьес). Исп. Юрий Брюшко»,
$ ДОМ УЧЕНЫХ — Мастера ‘искусств, Уч, ат.
моск, театров и Гос. филармонии, Нач, в 8 %.
вечера. -

МОСК. ТЕАТР ДРАМЫ (ул, Герцена, 19) ~
Открытие зимнего сезона 10 сентября. Предва
рительная продажа билетов производите
ие театра ежедневно с 19 ч, дия до 74

м. веч.

TOC, MOCK, КАМЕРНЫЙ ТЕАТР — Открыт
предварительная продажа билетов на сентябрь
в кассе театра с 2 ч. дня до 8 ч. вечера
во веех районных кассах ЦТК.

;85; Экономического —

Сельскохозяйственного — д 3. 10-
3-32-12: Местных razet—

it массовой работы — Д
		  чему антлииское правительство высказы-
вается за так называсмую «независимость»
Кирокаики и что в действительноети, оона-
чает эта «незавиеимость».
		38-й сезд социалистическсй
партии Франции
	ПАРИЖ, 30 августа. (ТАСС). Вчера в
Париже открылея очередной 38-й с’езд
французекой социалистической партии.

После выступлений Даниэля Мейера п
Леона Блюма ©’езд социалистической пар-
тии отклонил отчетный доклад руководя-
щего комитета социалистической партии.
За отклонение доклада, т. е. за выражение
педоверия руководящему комитету. голоео-
	вали депутаты, располатающие’ 2.975
манлатами, за пранятие доклада — лелета-
ты, располатающие 1.365 мачдатами. 145
депутатов воздержались.

После’ оглашения: результатов голосова-
ния Даниэль Мейер сделал заявление о
© том, что руководящий комитет comnagy-
	стической партии немедленео подает в от-
ставки’.
	Выражение недоверия руководящему ко-
MUTETY и выхот его в отставку во время
партийного. © езда является беспрецедент-
ным в истории Фравцузекой социалиетиче-
ской партии.

}-35-42; Пропаганды — Л 3-33-88: Ceaneroxroag.
	АДРЕС РЕДАКЦИИ и ИЗДАТЕЛЬСТВА: Москва, 40, Ленинградское шоссе, улица «Правды», д, 24. ТЕЛЕФОНЫ ОТДЕЛОВ Р
д 56-82, Транспортного — Д 3-10-82; Иностранного — Д 3-37-50; Писем — Д 3-15-69; Местной сети — Д 3-15-47; Vindopmanne — т
д 3-15-60; Науки и техники — Д 3-35-33; Критики. и библиографии — Д 3-31-75; И
		Г 04431.
	Ре 4 NN ENN ЗРЯ

3-15-80; Литературы и искусства — Д 3-38-73; Военного — Д 3-37-63; Отдел выездных редакций и массов
ресс-бюро — TL 3-33-67; Секретариат — Д 3-15-64; ‘Oren об явлений — Д 3-39-00; Экспедиция — Д 3-29-80. 0
	Типография газеты «Правда» имени Сталина.