ПРИТЯЗАНИЯ
АМЕРИКАНСКОГО
		ВАШИНГТОН, 1 сентября. (ТАСС). Ад
мирал флота США Хэлси заявил представи-
телям печати: «Свобода морей является
одним из старейших принципов политики
США, которая поддерживалась © самою
начала. Мы требуем права отправляться,
куда мы захотим, и в любое время. Harare
то черта не касается, куда мы направим-
ся. Мы можем направляться, Куда нах
заблагорассудится. Право вхождения в тер-
риториальные воды суверенного гоеудзр-
ства — другой вопрос. Для этого, конечно,
требуется согласие или приглашение соот-
ветствующей страны. Мы будем ‘подол
жать требовать, чтобы свобода морей остз-
валась неограниченной». :

После того, как Хэлси сделал недавно поз
добное же заявление, некоторые предетавя-
тели морского министерства ` стремились
создать впечатление, что Хэлеи не делад
такого заявления. Повидимому, Хэдеи по-
вторил свое заявление для того, чтобы поз-
жить конец всяким сомнениям, делал ли он
его в действительности или нет.
	Заявление Хэлеи вызвало критику сз
стороны некоторой части американской пе-
чати. Газета «Вашингтон пост» ‘осуждает
открытые притязания представителя: вме“
риканских военно-морских кругов, заяваяя,
что, когда «адмирал флота позволяет code
GyHcTBOBaTh,—-3TO SaTPYAWAeT MewlyHapor.
ное сотрудничество». Балтиморекая газета
«Сан», подчеркивая, что США. неоднократно
заявляли о своей готовности участвовать в
международном сотрудничестве, указывает,
что заявление Хэлси предетавляет с0бой
признание того, что по крайней ме в
настоящее время США ведут себя согласно
правилам политики силы, & He правилам,
которые с надеждой были записаны в
уставе 0б’единенных наций.

Радиокомментатор Стернбертер указыва-
ет, что: возник бы бурный протест, если бы
советские бомбардировщики пролетети вбли*
зи Аляски или советокие подводные лод-
ки совертили бы рейс вблизи американ-
ских баз на Алеутеких островах. «Axepa-
канцы стали проявлять подозрения даже
тогда, когда узнали о советской торговой
миссии в Аргентине». Стернбергер прето-
стерегает об опасности принципа «это прз-
Вильно, когда это делаем мы, но это непра-
Вильно, ‘когда это делает другая страна»,

Газета «Дейли уоркер» пишет, что ‹бо-
гохульство» Хэлеи, маневры Бирнса и
оправдание военным министром Паттерсонох
накопления запаса атомных бомб’ делает
СПА страной, которую больше веето ненави-
дят и более всего остерегаютея другие стра*
ны мира. «Хэлси ведет себя так, — пишет
газета, — как будто бы США управаяют
всем миром. Американская дипломатия с9-
стоит в том, чтобы делать все возможное,
чтобы мир потерпел неудачу, и, допуская,
что мир потерпит неудачу, США воспользу
ются атомной бомбой, чтобы уничтожить
каждого, кому не нравится обычай Хэле
плавать, куда ему вздумается»: -

—с—
	Албанская газета об обращения
Укракны к Совету Безопасности
	БЕЛГРАД, 2 сентября. (ТАСС). Белград
ское радио передает:

В связи с постановкой украинским деле
гатом на Мирной конференции Мануиль-
ским вопросз о Греции перед Советом Без-
опасности албанская газета «Башкими» 0т<
мечает справедливость требования Many-
ильского. Газета напоминает о клевеётииче-
ской кампании, которую Цалдарис вел про-
тив Албании, а также, о его требования
раздела Албании. Газета «Башкими» добав-
ляет, что Греция с её нынешним режимом
представляет собой опасность для мира на
Балканах и в Европе.
	Тазета самым решительным образом 0су-
ждает провокации греческих фашистов п
монархистов на албано-греческой границе,
служащие поводом для вооруженных столк-
новений, и пишет, что долг организации
06’единенных наций — обеспечить мир oT
возможной агрессии. Весь мир, пишет да-
лее газета, имел возможность убедиться в
атрессивных целях греческого правитель-
ства. Поэтому вся демократическая печать
единодушно приветствует требование Ману-
иИлЛЬСкого, являющееся голосом мира.
	ШАХМАТНЫЙ ТУРНИР
В ГРОНИНГЕНЕ
	Победа А. Котова, В. Смыслова и С. Флора
	ГААГА, 2. (ТАСС). Сегодня в’Гронингене
состоялся 15-й тур международного шах-
малного турнира. А. Котов выиграл 7
Денкера, В. Смыслов — у Кристоффел,

Флор — у о’Келли, М. Эйве — у Видма-
ра, Найдорф — у Сабо, Штольц— у Бери
штейна. М. Ботвинник проиграл Яновекому;
Вничью окончилась партия Гюмар — Дун-
дин. Партии  Коттнауэр —= Стейвер и
И. Болеславский—С. Тартаковер отложены.

После 15 туров на первом месте —
М. Эйве — 12,5 очка, на втором месте —
М. Ботвинник —11.5 очка Далее ит
	В. Смыстов — 10,5 очка, Сабо — 9,5 очка
С. Флор, Штольц и Найлоро -—— по 9 очков,
		a вниз
СЕГОДНЯ В ТЕАТРАХ
	(Начало спектаклей в 10 ч, дня
ив 7 ч. 30 м, веч.)

ГОО. БОЛЫШОЙ ТЕАТР — Князь Игорь.

ФИЛИАЛ БОЛЬШОГО ТЕАТРА — Псковие
тянка.

МХАТ СССР им. ГОРЬКОГО — утро — Синяя
птица; веч, — «На дне» (вместо си, «Мертвые
души»).

ФИЛИАЛ МХАТ утро — Вишневый ‘сад
веч. — Офицер флота,

ГОО. ТЕАТР им. ЕВГ. ВАХТАНГОВА -
Открытие сезона — Кому подчиняется время,

Toc, ЕВРЕЙСКИЙ ТЕАТР — Фрейлехс,

ГОС, ОПЕРНО-ДРАМ, ТЕАТР им, ОТАНИ-
СЛАВСКОГО (Летн. т-р сада им. Баумана) —
Княжна Мери. х (КОНЦЕРТНЫЙ ВАЛ «ЭРМИ-
ТАЖ») — День чудесных обманов {Дуэнья),

ВГКО — ПАРК ЦДКА — ЭОТРАДНЫЙ T-P-
Вечер ‘оперетты при уч. артистов Моск, т-ра
оперетты и ВГКО. Нач. в 8 ч. 30 м, веч,

ЭСТРАДНЫЙ ТЕАТР «ЭРМИТАЖ» — Джаз
оркестр РСФСР п/р. и при уч. ЛЕОНИДА УТЕ-
СОВА. Нач. в 8 ч, 30 м. неч, © 4 сентября —
АРКАДИЙ РАЙКИН — Творческяй вечер,
Нач, в 8 ч. 30 м. веч, Бил, продаюлчя,
	Экономического —
	совой работы — Д 3-32-12; Местных ‚ газет — =.
	— ase (OS pa
SEE ne ed

Изд. Ne 483.
	Процесс главных немецких” военных преступников в Нюрнберге
	Заключительная речь главного обвинителя
от СССР тов. Р. А. Руденко
по вопросу о преступных организациях”
	Это обстоятельство безуспепено пыталась
опровергнуть защита. Организацию CC ona
стремилась представить ‘перед судом состо-
явшей из ряда совершенно независимых,
отделенных друг от друга непроницаемыми
перегородками клеток — «альгемейне СС».
(«общих Сб»), «ваффен СС» («войск СС»),
«ферфнюгунтструппе СС» («особых отря-
xon CC»), дивизии «Тоде Вопф» («Мертвая
голова»).

Оказывается, что ни одно из этих соеди-.
нений и отделов СС, кроме малой части.
«Тоде Копф», никакого отношения не име-
ет к полиции и концлагерям, так же как
к проводимым Гитлером — Гиммлером —
Гейдрихом — Кальтенбруннером полицей-
CKHM «акциям» и другим тягчайшим пре-
ступлениям гитлеровцев. В итоге, по мне-
нию защиты, единственными соучастника-
ми в преступлениях этих палачей явля-
лись гестаповцы Мюллер и Эйхман и  на-
чальник управления «Д» в СС — Поль.

Получается, что именно ‘эти семь чело-
век убили и замучили более десяти мил-
лионов людей.

В ряду уже известных Трибуналу лже-
свидетелей такие свидетели защиты СС,
как бывший высший фюрер СС и полиции
оберабшнитта Мюнхен, обергруппенфюрер
СС барон фон Эберштейн, тенерал-полков-
ник войск СС Хауссер, начальник отдела
укомплектования войск CC Брилл, или
эсэсовские судьи Рейнике и Mop по
праву должны занять одно из первых, если
не первое место, по беззастенчивости той
лаки, B которой они прибегли для того; что-
бы попытаться выгородить СС и эсэсовцев.

Олнако даже ложь имеет свои пределы.

Доведенная до предельных степеней, она
не только ‘не могла помочь преступникам,
но ‘изобличала их © головой.

И мне кажется, что Суд по достоинству
должен был. оценить показания судьи
эсэсовского ‘резерва Мора, описывающего
один из наиболее жестоких концлагерей
эсэсовцев — Бухенвальд, как почти сана-
торий для заключенных, с хорошим пита-
нием, спортивными площадками, легкой ра-
ботой на свежем воздухе и большой библио-
текой.

.Неумной лжи «свидетелей» защитников
СС противостоят полностью  изобличаю-
шие преступную организацию документы.
Этой лжи противостоит также‘ неопровержи-
мая логика фактов — фактов тягчайших
преступлений, организаторами и исполни-
телями которых являлись члены всех
звеньев и организаций СС.

Ко времени начала войны организация
СС состояла из следующих важнейших
звеньев:

1. Tax называемых «общих СС» («аль-
темейне СС»), в которых эсэсовец прохо-
дил общую подготовку прежде чем быть на-
правленным в «войска СС» пли в ту или
иную полицейскую организацию. «Общие
CC» были резервуаром, из которого чер-
пали пополнение специальные организации
германского фашизма — тайная тосудар-
ственная полиция («гестапо»), служба
безопасности («СД»), управление конпла-
герей. («группа Д») и другие.

2. «Войск СС», которые являлись в
действительности отнюдь: не теми далекими
от каких-либо полицейских действий
«гварлейскими частями» бывшей немец-
ЕСЙ армии, какими столь. усиленно стре-
мились их представить защита и подеуди-
мые. № «войскам СС» относились в числе
друтих частей те учреждения, по поводу
преступного характера которых не поеме-
ли возражать даже защитники СС — «ла-
‘гервые комендатуры ‘войск СС», осущест-
рлявшие массовое уничтожение мирных
людей и военнопленных в концлагерях.
Именно  «ваффен СС», к которым относи-
лись также полицейские полки СС, были
в основном теми частями, которые осущест-
вляли уничтожение населенных пунЕтов’ п
деревень, совершили  ненсчистимые пре-
ступления на территории временно оккупи-
рованных районов Советского Союза п
стран Восточной Европы.

3. В систему СС быди включены хозяй-
ственное управление СС, ведавшее конпла-
герями, управление по укреплению немец-
кой народности, практически осуществляв-
шее гнусные теории «расизма», и все по-
лицейские организации гитлеровцев, в том
числе такие, как эйнзатигруппы и зондер-
команды.

Отклики на заявление т. Громыко
в (Совете Безопасности
	представить предложение Советского Союза,
как желание «поставить в затруднительное
положение западные державы».
Корреспондент газеты «Нью-Йорк таймс»
в сообщении из Взира заявляет, что рас-
следование относительно пребывания войск
	(06’елиненных наций в невражеских стра-
	нах констатировало бы присутствие анг-
лийских войск в двух, помимо Палестины,
арабеких   государствах — Египте ‘и Ираке,
которые в настоящее время требуют пере-
смотра договоров, разрешающих англичанам
содержать там свои войска. Корреспондент
пишет далее, что‘ Советский Союз ставит
под сомнение законность английского  до-
говора- с Трансиорданией, который позво-
ляет Англии сохранять ее широкую окку-
пацию. Хотя точных цифр, по словам кор-
респондента, получить невозможно, Англия,
возможно, содержит в настоящее время в
Египте в десять раз больше войск, чем поз-
воляет договор 1936 тода. Численность
английских войск в Ираке также значи-
тельно возросла во время войны, Договор
позволяет Англии содержать одну авиаци-
онную базу и необходимые для ее защиты
силы. Недавно англичане послали бригаду
	Типография газеты «Правда» имени Сталина.
	Организация СС возникла и стала из-
вестна как преторианская гвардия Гитлера,
Rak организация погромщиков и убийц.
Она осталась такой же на всем протяжении
своего существования.

В чиеле других доказательств советским
обвинением был пред’явлен номер газеты
«Дас шварце кор» от 20 августа 1942 го-
да с опубликованной в нем редакционной
статьей, озаглавленной «Германизироваль
ли?». Содержащиеся в этой статье про-
граммные установки Гиммлера настолько
важны для оуяенения существа СС, что
я позволю себе вновь привести небольшое
извлечение из этой статьи:

«..рейхефюрер СС дал следующий л0-
зунг: =

«Нашей задачей является не германизи-
ровать Восток, в старом смыеле этого слова,
т, е. привить населению немецкий язык и
немецкие законы, & добиться того, чтобы
на Востоке жили люди только действитель-
но немецкой, германской крови».

Эта статья была опубликована для све-
дения всех эсэсовцев в тот период, когда
преступный германский фашизм был еще
уверен в победе и уже приступил правти-
чески к истреблению миллионов людей.

4 октября 1943 года на совещании
группенфюреров СС. в Познани создатель
СС Гиммлер, говоря об уничтожении евреев
Европы, заявил: .

«Между нами мы будем говорить об этом
с полной откровенностью, но публично 06
этом не будем упоминать. Точно так же, как
это было 30 июня 1934 года, когда мы
выполняли приказ и ставили к стенке и
расстреливали провинившихся товарищей
и 06 этом никогда не говорили и не будем
говорить... Я подразумеваю теперь - «эва-
куацию» евреев, истребление еврейского
народа. Это относится к делам, о которых
легко говорится... «Еврейский народ будет
искоренен»,— говорит каждый член пар-
тии, —<вполне ясно стоит в нашей програм-
ме истребление евреев, искоренение». Мы
делаем это... Большинство из вас знает, что
такое 100 трупов, 500 лежащих трупов
пли 1.000 лежащих трупов... В общем мы
можем сказать, что мы © любовью к на-
шему народу выполняли самые тяжелые
задачи. И мы не повредили ни своей душе,
ни своему характеру».

Я не буду останавливаться на истории
СС. В связи со сказанным выше можно
лишь упомянуть о том, что возникитие еще
в 1925 году охранные отряды 20.УП—
1934 г. специальным приказом Гитлера
были возведены в ранг самостоятельной
организации гитлеровской партии, именно
после совершенных эбэсовцами  30.У1 —
34 г. политических убийств.

В приказе Гитлера сказано:

«Ввиду доблестной службы СС, особенно
в связи с событиями от 30 июня 1934 го-
да, возвожу СС на положение независимой
организации внутри нацистской партии».

История развития СС в системе гитле-
ровекого государства свидетельствует о все
большем и большем сращивании СС, как
так называемых «общих СС», так и «войск
ОС», с полицейским аппаратом — тестапо,
СД, эйнзатцгруппами и зондеркомандами,
осуществляющими — массовые «акции»,
«фильтрации» в лагерях и т. д.*

Этот процессе получил завершение в сек-
ретном приказе Гитлера 17 августа 1938
года, когда, об’яеняя причины, по которым
17 июня 1936 года он об’единил должно-
сти начальника германской полиции и
рейхсфюрера СС, — Гитлер указал:

«Посредством назначения pelixcdiopepa
СС и начальника германской полиции при
министерстве внутренних дел 17 июня
1936 года («Рейхегезетиблатт», часть’ [,
стр. 487) я создал основу для об’единения
и реорганизации германской полиции.

Посредетвом. этого мероприятия шутден
штаффелен (т. е. охранные отряды) нацио-
нал-социалистов, Которое находилось под
руководством рейхефюрера СС и началь-
ника германской полиции, вступило в тес-
ную связь с германской полицией».

`Только в этой теснейшей органической
связи с наиболее жестокими, специально
предназначенными для истязания и истреб-
ления людей полицейскими органами, со-
зданными германским  фапизмом, может
быть правильно понята роль СС.
	* Продолжение. См. «Правду» №№ 208
и 909.
	НЬЮ-ЙОРК, 31 августа. (ТАСС). Ва-
пингтонокий корреспондент газеты «Нью-
Йорк тайме» Реетон, касаясь  внесен-
ного Советским Союзом в Совет Безопас-
ности предложения -— запросить  инфор-
мацию относительно вооруженных сил
союзников, все еще находящихся в’ не-
вражеских странах,— Рестон признает, что
список территорий, на которых все еще на-
ходятся американские и английские вой-
ска, «выглядит как географический спра-
вочник» и, повидимому, подтверждает заяв-
ления о ‘том, что Советский Союз подвер-
гается окружению:
	«Месторасположение войск основных чле-
нов 0б’единенных наций показывает. —пи-
шет Рестон, — чго Соединенные Штаты в
настоящее время. имеют. самые крупные
контингенты экспедиционных сил в иност-
ранных государствах. В числе этих стран и
территорий— Китай, Егицет, Индия, Ислан-
дия, Гренландия, английские острова в
районе Атлантического океана, находящие-
ся под австралийским и новозеландеким уп-
равлением, острева ` на Тихом океане,
острова и территории латино-американских
республик». Несмотря на политическую
важность этих фактов. Рестон пытается
	Вряд ли етоит полемизировать с утверж-
дениями защиты но поводу того, что якобы
связь СС и полиции была «чисто внептней»
и об’яснялась «личной унией» Гиммлера.

Известно, какое внимание ‘уделял Гим-
млер тому, чтобы все чиновники полиция
являлись членами тех самых «общих CC»,
которые являлись резервуаром и цементи-
рующим ядром всей эсэсовско-полицейской
системы германского фашизма. В числе
других доказательств Суду уже представле-
нс письмо Гиммлера Кальтенбруннеру от
24 апреля 1943 года «о порядке приема в
члены СС чиновников СИПО» (полиция
безопасности) в том случае, «если подаю-
щий заявление в СС подходит в расовом п
пдеологическом отношениях, если имеется
гарантия в отношении числа его детей, здо-
ровья всего рода и сам он не является
больным, дегенератом».

Этому позорному «черному корпусу» гер-
манского фашизма была отведена исключи-
тельная роль в осуществлении преступных
планов германского фашизма.

Выродкам в эсэсовской форме, потеряв-
шим всякое представление о человеческой.
морали, не только гарантировалась безна-
казанность за преступления, им повседнев-
но внушалось, что именно они являются
тем «полноценным расовым слоем», кото-
рый составит основу будущей «великой
Германской империи».

Так заявлял им Гиммлер, так заявляли.
рейхслейтеры и гаулейтеры, возведенные.
Гиммлером в высшие звания СС и в зави-
симости от оценки «рейхсфюрером СС» их.
деятельности повышаемые по эсэсовской
нерархии.

Министр иностранных дел фашистской
Германии Риббентроп не только не еты-
дилея того, что приравнен в эсэсовском
звании к убийце Полю или грабителю и
палачу Глобочнику, он был весьма горд
этим.

«Я всегда буду считать за, особую честь
принадлежать к этому гордому корпусу фю-
рера, имеющему решающее значение для’
будущего вашей великой Германской импе-
рии», — писал Риббентроп в письме Гим-
млеру по случаю производства его из груп-
пенфюреров в обергруппенфюреры СС.

Так одна и та же система СС. об’еди-
Higa коменданта Треблинки . унтершарфю-
рера Курта Франца, изобретателя «душегу-
бек» унтерштурифюрера Беккера, эсэсов-
ского экспериментатора над живыми людь-
ми хауптитурмфюрера доктора Рашера и
имперского министра обергруппенфюрера
СС Риббентропа.

Ha совещавин группенфюреров (6 в
Познани Гиммлер, говоря о единстве СС ин
полиции, заявил:

«Я непрестанно кое-что прибавляю &
этому, всегда ищу обруч, который бы дал
возможность все это соединить. Горе, если
этот обруч будет недостаточно крепким и
начнет расходиться. Тогда, будьте уверены,
все вернется за короткий срок к ничтож-
ному прошлому... ...Я думаю, что мы отве-
чаем за это перед Германией, так кав Гер-
мания нуждается в этом ордене СС. По
крайней мере: на следующие столетия».

Заканчивая речь, он говорил:

«...Когда война будет выиграна, тогда,
я вам уже говорил об этом, начнется наша
работа».

«...из этого ордена, из этого верхнего ‘ра-
сового слоя германского народа должно
рождаться самое большое количество по-
теметва. В течение 20—30 лет мы должны
даваль Европе руководящий слой. Если ©С
ссвместно с крестьянами и мы совместно
с нашим другом Бакке начнем заниматься
заселением Востока, великодупно, без вся-
ких ограничений, не спрашивая ни о чем,
с размахом и революционным напором, то
в течение 20 лет мы продвинем границу
народностей на 500 километров на Восток...

..Мы будем диктовать Востоку наши за-
коны. Мы будем пробиваться вперед и по-
степенно подойдем к Уралу».

В краткой речи невозможно перечислить
тягчайшие преступления, совершенные
эсэсовцами.

Ла это и не нужно, так как представлен-
ные доказательства свежи в памяти Суда.

_ Я кратко остановлюсь на некоторых во-
‘просах, касающихся ответственности от-
‘дельных трупп СС в связи с возраже-
‘REAM, сделанными защитой.

едуюин

eM . HG!

мере
	английских и индийских войск в. Басру
«для охраны английских интересов в Юж-
ном Иране». Корреспондент заявляет, что
«лишь’ мелкие разбросанные американские
части» остаются в настоящее время на
Среднем Востоке.

ЛОНДОН, 31 августа. (ТАСС). Первая
реакция на требование Громыко в Совете
Безопасности представить сведения о рас-
положении и ‘численности войск тосу-
дарств-— членов организации 06’единенных
наций на территории невражееких стран
появилась в вечерних английских газетах.

Нью-йоркский корреспондент газеты
«Ивнинг ньюс» Леонар Уибберли, комменти-
руя заявление т. Громыко, указывает, что,
если требование, содержащееся в заявлении
Громыко, будет удовлетворено; это будет
означать, что в течение 14 дней Англия
должна будет представить полные сведения
0 расположении своих войск в Палестине,
Греции, Индии и других местах; что США
должны будут представить данные о рас-
положении морской пехоты в Китае; что
Франция должна будет представить сведе-
ния 0 расположении евоих войск в Сиаме.
	па Парижской Мионой
		COUCH
		Возьмем для примера Версальский до-
товор. Советский Союз не участвовал в под-
тотовке и подписании Версальского до-
товора и не несет ответственности за него,
но в панном случае я обращаюсь к факти-
ческим материалам, которые содержатся в.
этом договоре. Версальский договор проду
сматривал организацию  репарационной’
комиссти. Этому вопросу посвящены, Бак.
вы, очевидно, помните, несколько статей
Версальского дотовора (стальи 231, 232
и лр.). Обратимся к этим документам для
того, чтобы в истории, т. е. в прошлом,
почерщнуть некоторые данные для оценки
настоящего и для аргументации ‘нашего’
будущего. Вы увидите, что тогда, после
первой мировой войны, репарационная ко-
миссня состояла из представителей побе-
дивших стран. Перед этой комиссией —
представительницей победивших стран,
Германия—побежденная страна— несла от-
ветственность за выполнение репарацион-
ных обязательств.

В четвертом приложении к Версальскому
договору перечисляются конкретные обяза-
тельства Германии. В пафаграфе 6 вы мо-
жете видеть перечисление конкретных
товаров, которые Германия должна была
поставить победившим странам’ в каче-
стве аванса. Здесь говорится, в частности,
что Германия обязуется сдать в течение
трех месяцев после вступления в силу до-
товора определенное количество голов
Живого скота: франпузокому правитель-
ству — Б тысяч жеребцов, 300 тысяч
коров арденнской, булонской, бельгийской
пород, 2 тысячи быков, 90 тысяч дойных
коров, сто тысяч овец и т. д. Бельгийскому
правительству причиталось меньше жереб-
цив, меньше коров, меньше баранов и коз.
Но все, что причиталось в счет репараций,
было указано очень’ определенно. 0 постав-
ках угля—в миллионах тонн — говорилось
в приложении У, о красящих веществах—
в приложении У[. Репарационной комиссии
оставалось лишь наблюдать за выполнением
конкретных обязательств, которые по дэ-
товору принимала на себя Германия, как
побежненная страна, перед  странами-
победителями. .

Так было в истории после nepeoll m=mpo-
вой войны. Нужно ли говортть, что ренара-
пионная комиесия не, имела никаких иных
функций, кроме функций контроля над вы-
полнением Германией своих репарацион-
ных обязательств, и, конечно, никаких со-
тлашений страны-победители ©’ репараци-
онной комиссией не заключали и заключать
не могли, так как это было бы бесемыети-
цей. Между тем именно такую бессмыети-
цу отважилаеь предложить конференции ав-
стралийская делегация.

Как оботоит дело теперь? Мы имеем уже
опыт, и довольно солидный опыт. Возьмем
примеры в области репарационных отноше-
ний между Советеким Союзом и Румынией,
Венгрией и Финляндией. Между Советеким
Ссюзом и Румынией, между Советеким Co-
юзом и Венгрией, между Советеким Союзом
и Финляндией заключены товарные согла-
шения по взаимному согласию между нимя
и взаимной догороренности в отношении
рода и количества товаров, в отношения
цен, по которым эти товары должны по-
ставляться, в отношении сроков и порядка.
поставок. По этим сотлашениям Румыния,
Венгрия и Финляндия взяли на 6ебя из-
вестные обязательства; они должны вы-
пелнять их и они. их выполняют, надо ска-
зать, добросовестно. Так строятея правоот-
Есшения между Советским Союзом — побе-
дителем и Румынией, Венгрией, Финтянди-
ей — странами побежденными.

Я должен принести извинения за то, что
я так потробно говорю на. эту тему, но
я обязан это сделать, так как австралийское
предложение переворачивает все вверх
дном, все вещи ставит вверх ногами. Вме-
сто того, чтобы использовать имеющийся
уже в репарационном деле опыт, вместо
сто, чтобы пойти по пути, уже. проло-
SECHHOMY и изведанному, австралийская
	“Представитель канадской делегации за-
явил, что предложение Совета министров
иностранных дел © том, что количество и
виды товаров, подлежащих поставке, дол-
жны быть определены ‘двухеторонним с9-
тлашением Италии и ССОР;—противоречиг
Атлантической хартии. Он заявил при этом,
что двухстороннее соглашение якобы может
поставить экономику Италии в зависимость
от какого-либо другего государства.

Нов 4-й статье Атлантической хартии,
на которую есылалея представитель Вана-
ды, речь идет нео взаимоотношениях побе-
дителей и побежденных стран, а © взаимо-
отношениях между союзными и соединен-
ными нациями; но канадский делегат, ‘ви-
димо, предполагал, что у членов комиссии нет
пох руками Атлантической хартии и что ему
сойдет с рук трубая передержка.

Выступивший вторично Выптинский разо-
блачил неуклюжий маневр канадского деле-
тата. Он указал, что его ссылка нз Атлан-
тическую хартию совершенно несостоятель-
на. Вышинский напомнил, что смыел статьи
четвертой этой хартии заключается в том,
чтобы третье государство не потерпело
ущерба от соглашений других государетв.

—- Но именно эта мысль нашла свое вы-
ражение в пункте третьем 64-й статьи про-
екта мирного договора, о котором говорил
канадский делегат,—сказал Вышинский.—
Я могу еше раз прочесть это место: «Това-
ры должны выбираться для поставки, рас-
пределяться во времени таким путем, что-
бы не помешать экономической реконструк-
пля Италии и не создавать дополнительных
сЗязательетв для другой союзной или соеди-
нонной державы». В чем же здесь проти-
розечие с принципом Атлантической хар-
тля? Я утверждаю, что. в этом. параграфе
поллостью выражено уважение принципа,
пповозглашенного Атлантической хартией.
O3narHoe доказать не удастся.

`Лалее Вышинский напомнил, что комис-
сля ужо отклонила в 6вое время предложе-
Hue австралийской делегации об образова-
	АДРЕС РЕЛАКЦИИ и ИЗДАТЕЛЬСТВА:
	-`Д 3-36-82; Транспортного — Д. 3-19-82; Инострани
		делегация выдумывает совершенно нере-
альные планы и предложения, вредньее пла-
ны и предложения. Нам предлагается вне-
сти в проект договора такую поправку, со-
гласно которой соглашения должны быть
заключены не между Советским Союзом и
Италией, а между Советским С010зом и ре-
парационной комиссией. Иначе говоря, за
поставки по репарациям будет отвечать не
Италия, не итальянское правительство, как
это должно быть и не может не быть, а
булет отвечать репарационная комиссия.
	Советский Союз должен будет пред’явить
	свои претензии не в Италии, а к репара-
ционной комиссии, Советский Союз будет
взыскивать платежи. не с Италии и италь-
янского правительства, а < репарационной
комиссии. Как это может быть? Я еще раз
спрашиваю — как это может быть?

Репарационная комиссия не может быть
заместителем итальянского правительства.
Итальянское правительство не может отка-
зываться от своей ответственности, перело-
жив эту ответственность на репарационную
комиссию. Если допустить, что репараци-
отная комиссия будет создана, — это 060-
бый вопрос, который я постараюсь осветить
66000, изложив. советскую позицию, — то
во всяком случае в функции фепарацион-
ной комиссии не могут входить те задачи,
которые пытается ей навязать австралий-
ская делегация. Но репарационная же ко-
миссня будет. отвечать перед. победителями,
требующими и взыскивающими репарации,
& Италия! Е

В формуле, которую предлахает австра-
лийская делегация, не остается места для
итальянекого правительства; . итальянское
правительство ‘исчезло из поля зрения,
С одной стороны, авторы поправки ставят
Советекий Союз, © другой отороны — репа-
рационную комиссию. Чтобы показать, на-
сколько бессодержательна и бессмысленна
эта поправка, нужно учесть именно то, из
кого предлагается. создать репарационную
комиссию. Репарационная комиссия, по
предложению ‹ австралийского делегата,
должна состоять из представителей четы-
рех великих держав и трех других заинте-
ресованных стран. Что же получается?
Получается, что государства, взыскиваю-
щие репаражии, доажны зажлючать согла-
шения © поставках им товаров с... репара-
ционной комиссией, т. е. со своими с0б-
етвенныйи представителями! В данном слу-
чае,  касающемея, Советского. Союза, дело
должно будет, согласно австралийскому
предложению, обстоять так, что Советский
Союз должен заключить. соглашение о рз-
паращионных поставках с компесней, чле-
How которой будет представитель СОСР! Где
же итальянское правительство? Где обяза-
тельства Италии? Где ответственность
Италии? Достаточно поставить эти вотро-
сы, на которые не. дает ответа австралий-
ское предложение, чтобы убедиться в том,
что 970 предложение лишено всякого
смыела, что это. — вредное предложение.

Я предлагаю, заявил Вышинокий, откло-
нить это предложение австралийской деле-
тации и принять предложение, изложенное
в проекте, выработанном Советом мини-
отров иностранных дел.

Выступивший затем. представитель Бело-
русени Фесько поднял вопрос о недопусти-
мой тактике австралийской делегации, ко-
торая засыпала своими поправками все
комиссии и. систематически тормозит нор-
мальную работу. «Добрую ‘половину вре-
мени мы тратим на обсуждение австралий-
ских поправок,— сказал Фесько.— Когда
они отклоняются, представители Австралии
предпринимают новые и новые попытки на-
вязать свои совершенно абсурдные попраз-
ки». Представитель Белоруссии подчеркнул,
что новая поправка австралийской делега-
ции предетавляет собой очередной вариант
уже отклоненного предложения предетавя-
теля Австралии. Осуществление предложе-
ния австралийской делегации привело бы. к
грубому вмешательству во внутренние де-
ла Италии со стороны ренарационной комис-
сии, поэтому оно должно быть отклонено.
	нии комиссии по наблюдению за’ выполне-
нием  решараций. 910 ‘предложение было
отвергнуто‘ почти единоглаено. Но. тот
проект был более ясен и менее противоре-
чив. чем сегодняшняя поправка‘австралий-
ской делегации. «Если мы отвергли тот
проект, менее неправильный; — сказал Вы-
шинский — то, я надеюсь, что нынешний
проект — еще более путаный, вредный и
совершенно неприемлемый; налиа комиссия,
безусловно, отвергнет».

В ходе дальнейшего обсуждения предло-
жение австралийской делегации не встрети-
ло поддержки, и стало яено, что оно не со-
берет необходимого для принятия числа го-
лосов. Тогда представитель” австралийской
делегации поепепьил заявить, что он сохрз-
няет за собой право еще раз (в третий раз!)
выдвинуть в будущем предложение о созда-
нии репарационной комиссии. Предложение
австралийской делегации ‘было поставлено
на голосование и отвергнуто подавляющим
большинством голосов. 3а поправку голо-
совали только 7 делегаций — Австралии,
Бразилни, Канады, Эфиопии, Греции, Новой
Зеландии и Южно-Африканокого Союза.
Остальные 13 делегаций голосовали против
этой поправки.

Велед за тем комиссия обсудила вопрос о
порядке заслушивания итальянской деле-
гации по вопросу о рецпафациях, & также о
	порядке заелуптивания. делегаций тех стран,
	которые пред являют ирония пре-
тензии к Италии.
				geo
(ИУ
pa
	Неуклюжий маневр канадской делегации
	Сегодня состоялись. также заседания
комиссии по политическим и территори-
альным вопросам для Болгарии и 0б’еди-
ненное заседание. комиссии по политиче-
ским ‘и территориальным вопросам для
Венгрии и Румынии, Были заелушаны co-
ображения болгарской и румынекой деле-
гаций. по вопросу о статьях. мирных дого-
воров, определяющих траницы указанных
тосударетв.
	Москва, 40. Ленинградское шоссе, улица «Правды», д. 24. ТЕЛЕФОНЫ ОТДЕЛОВ РЕДАКЦИИ:
гостранного — Д 3-37-50; Писем — Д 3-15-69; Местной сети — Д 3-15-47; Информации — Д 3-15-80;
` ДЗ-15-60; Науки и техники — Д 3-35-33; Критики и библиографии — ЛД 3-31-75: Пресс-бюр
	Справочное бюро — Д 3-15-68: Партийной жизни — Д 3-35-42; Пропаганды — Д 3-33-88; Сельскох‹
Литературы и искусства — Д. 3-38-73; Военного —Д 3-37-63; Отдел выездных редакций и мас
— i 334-67; Секретариат — Д. 3-15-64; ‘Отдел об’явлений — Д 3-39-00; Экспедиция — 71 3-39-80,
	Сельскохозяйственноге — JI 3-1 0:85:
сель тс a