реренции

вились принятию решения, которое задева-
10.самые жизненные интересы болгарского
народа и отетаивале‘ права Болгарии на вла-
дение Западной Фракией. Такую позицию,
например занимали Соелиненные Штаты
	народа и отстанвале‘ права Болгарии на вла-
например, занимали Соединенные Штаты

л0. самые жизненные интересы не

Америки.

Еще в период подготовки к мирной кон-
ференции 1918 года правительство Соеди-
ненных Штатов Америки, намечая в офи-
циальных. документах позицию CIA uo
балканскому вопросу, придерживалось той
точки зрения, что Болгария имеет право на
Западную Фракню. 21 января 1919 года
комиссия американских экспертов вручила
презихенту Вильсону доклад, соответетво-
вавший отмеченной выше точке зрения аме-
риканского правительства, в котором содер-
жалась следующая рекомендация:

«Во владение Болгарин передается та
часть побережья Эгейского моря, которая
была предоставлена ей в 1913 году по Бу-
харестекому договору».

Такая позиция, отстаиваватаяся амери-
канскими представителями и на Мирной кон-
ференции, встречала сопротивление CO CTO-
роны делегаций других великих держав,
которые добивались присоединения Замад-!
пой Фракии к Грепии. В конце концов, они
сумели провеети упоминавшееся вые ком-,
промиесное решение об отторжении от Бол-,
гарни Западной Фражии в пользу союзных.
держав, но без передачи ее Греции. Не.

безынтересно вопомнить, что Ба ‘принятие
	На Парижской Мирной конференции
	Эта тем более верно, что даже, если бы
наши союзники были склонны позволить
нам продвинуть напгу границу на эти Tep-
ритории для того, чтобы включить грече-
ское население, я со своей стороны, как
ответственный министр, ни в коем случае
не принял бы` такой границы, которую я
считаю очень опасной для нас. Если бы Mu
продолжали беспрестанно расширять натгу
территорию на побережье для того, чтобы
включить веё греческое население Фракии,
то Греция, вытянувшиеь вдоль моря, была
бы. не имея позвоночного столба, слабее,
	Обсундение вопроса’ 0б итало-югославской. границе
	AY пря решении вопроса © том, кому долж-
НЫ отойти сложившиеся таким образом тер-
риториальные островки, вкрапленные в сла-
вянекую территорию.

Виневич напоминает далее, что Гданьск,
будучи превращенным в «вольный город»,
стал аванпостом германского падионалиа-
ма, фашиема, Не следует способствовать то-
му, чтобы и Триеет ветал на ВЫХ
ПУТЬ. .
	Польская лелетация поллерживает нред-
	ПАРИЖ, 6 сентября. (Спец, корр. ТАСС).
Комиссия по политическим и территориаль-
ных вопросам для Италли сегодня продол-
хала обсуждение изменений  итало-юго-
славской границы, намеченных в проекте
мирного договора. Советскую делегацию на
согоднялтнем заседании комисеии представ-
ляли В. М. Молотов и А. Я. Вышинекий.

Первым выступил на заседании поль-
ский делегат Виневич, посвятивший esol
речь вопросу о Триесте.

Breet напомнил 0 том, что судьба
Треста поразительно сходна © судьбой
Гданьска (Данцига), древнего города, гос-
поствующето над выходами Польши к
уорю и на протяжении долгого периода яв-
лавшегося яблоком раздора между Польшей
и Германией,

И Гузньск п Триест — морские порты.
(ба они экономически зависят от лежащих
33 киун обширных областей — Гданьск от
Польши, Триест — от Югославии. Оба эти
торода на протяжении своей истории явля-
ith OC ORTOM захватнических  вожлеле-
лий: Гданьск — германских, Триест —
BTAABAACKEX,

После возрождения Полыши стало ясно,
что благосостояние Гданьска будет зави-
сеть от того, в какой мере его портом
будет  пользоватья Польша. Польский
экспорт рос, и Данциг имел широкие воз-
хожноети развиться. Но в силу неспра-
элдиивого рентония, пренятого после первой
упровой войны, Гланьск был едетан «воль-
ных городом», формально находившимся
по контролем Лиги наций, а фактически
отанным на откуп немецким  нациовали-
втам, хобивавтиимея лишь одной цели —
присобдинения к Германии. Администрация
Гданьска запяла враждебную позицию по
отнонению ю Польше. В’ результате Польша
‘ыла вынуждена искать ‘другой выход
к морю и ценой огромных усилий создала
1% месте рыбацкой деревутьи Гдыни но-
вый мощный порт. Гданьск па
захирел.

Пользуясь полной ie

атенты германского фаптизма, хозяйничав-
шио в Гданьске, превратили его в один из
очагов второй мировой войны.

Виневит подчеркивает, что было бы
неправильно игнорировать этот общеиз-
вестный исторический урок.

Ospamanch в истории Триеста, польский.
хелегат напоминает, что итальянцы Ha wre
в течение веков играли ту же роль торто-
вых посредлиоз со славянскими народами,
какую анцы ‘играли на севере. Они co-
завали своп торговые колонии, которые
преврашалиеь в итальянские островки,
окруженные славянскими землями. Часто
при этом они выступали в роли агрессоров,
прокладывая себе путь с оружием в руках.

Эти исторические факты надо иметь в ви-

м-н

— ры 9 г г
	Новое заседание Совета министро
иностранных дел по вопросу о дате
созыва Ассамблеи
	ПАРИЖ, 6 сентября. (ТАСС). Сегодня со-
стоялось васвдание Совета министров иност-
ранных ‘дел, созванное по предложевию
В. М. Молотова для обсуждения вопроса о
хате созыва Генеральной Ассамблеи 0б’еди-
ненных наций. Ча сегодняпвнем заседании
присутетвовал также министр иностранных
дел Китая Ван Ши-цзе. ;

Как стало известно, Молотов в своем вы-
ступлении отметил, что работа Марной кон-
ференции задерживается, а между тем при-
ближается дата созыва Генеральной Асезм-
блен, назначенной на 23 сентября. Для с9-
ветской делегации, принимающей весьма ак-
тивное участие в работе Марной конферен-
ции по всем пяти проектам миркых догово-
ров; да и для многих других делетаций бу-
дет трудно ‘участвовать одновременно ‘на
двух важных международных конферении-
ях. Совпадение во времени Парижской Мир-
ной конференции и Генеральной Ассамблеи
является беспрепелентным. Трудно было бы
провести омновтеменно две такие конферен-
ции без ущерба делу. Молотов предложил
поставить перед организацией 0б’единен-
ных наций вопрос о том, чтобы созвать Ае-

_самблею после обсуждения и заключения
мерных договоров © пятью странами, что

Е < =
‚ само по себе явялось бы важной прелпосыл-

кой для успепеной работы Генеральной Ac-
сзублен. Вели назначенная хата для созыва
	организати 06’единенных наций будут 0
тлаесны © этим предложением.

Представитель Великобритания Бевин
высказался за проведение Генеральной
Ассамблен в назначенное время — 23 сен-
тября— в ограничением повестки дня
лишь техническими вопросама. По мнению
представителя Великобритания, политиче-
ские вопросы, подлежащие обсуждению
Генеральной Ассамблеи, могли бы быть от-
ложены до того, как Мирная конференция
закончит свою работу. Вместе с тем Бевин
заявил, что он информирует свое прави-
тельетво о высказанных сегодня мнениях
и о слеланных на заседании предложениях.

Молотов указал, что ограничение пове-
crea дня Генеральной Ассамблеи лить
техническими вопросами вряд ли было бы
приемлемым для Генеральной Ассамблен, да
ий не может быть решено иначе, как Ha
самом заседании Ассамблеи,

Ban Ши-цзе в своем выступлении ука-
зал, что первая часть Генеральной Ассам-
блеи в январе сего года в Лондоне занима-
лась рассмотрением организационных п
техничаеких вопросов. Если и вторая часть
Ассамблеи будет ограничена рассмотрением
лить технических вопросов, то этим будет
создано неправильное впечатление © функ-
‘циях и задачах Аосамбден. Ван Ши-пзо
высказалея против того, чтобы повестка
дня очерелной Ассамблеи включала лишь
втопостепенные вопросы,

Затем во время обсуждения представи-
тель Великобритании допускал возможность
перенесения заседания Генеральной Ассам-
бтеи при условии, если будут уточнены в9-
проеы. связанные с дальнейшей работой
Совета министров, и если правительство
‚  Великобритании лает свое согласие. Прех-
ставитель Великобритании обещал выска-
зать свое окончательное мнение по обсуж-
даемому вопросу в понедельник 9 сентября,

Присутствовавший на заседаний Совета
‚  млниетров представитель США Даши, заме-
  шавший Бирнса, заявил, что Бирне при-
лержизается того мнения, что Генеральная
Ассамблея лолжна состояться в назначенное
время — 23 сентября.

В результате обсуждения члены Совет»
министров согласились отложить дискуссию
на 3 сентября и пригласить на это заселя-
ние предеедателя Генеральной Ассамблеи
Слаака. ее

По имеющимея сведениям, значительное
количество делегаций, присутствующих на
Мирной конференции, высказывается за 79,
чтобы отложить созыв Генеральной Ассам-
fren с тем, чтобы Мирная конференция
могла закончить свою заботу.

ложение белорусской делегации о том, что-  чем в том случае, если бы наши границы
	выли округлены в другом направаении».

Не менгалю бы вепомнить эта едова, ока-
занные 33 гола назад, тем, кто сейчас под
совершенно  неосновательныме предлогом
«стратегической безопаеноста» добивается
	сы рамки свободной территории были огра-
ничены ляшь границами самого города и
ого окрестностями. Зомти. лежашне к югу
	от Триеста. должны войти в состав Юго-  coseplienimo
		Прелеставитель Великобритании Макнэйл   присоединения новых болгареких террито-
	свое выступлекие возраженням   рий. адность греческих правящих кругов
	привела к тому, что Греция имеет в Бастоя-
неее вромя именно эту неналежную границу,
которую Венизелое в <в0е время отвергал,
т. к сечитал ее очень опасной. Но теперь
	мы слытнам от греческих предетавителей о.
	новых территориальных требованиях к Бол-
гарии, о требованиях такой границы, кото-
рая будет. еще менее оправедтивой и еще.
более непрочной, чем прежняя. Не для того
ли это, одкако, и делается, чтобы завтра
снова поставить BODO о датынейшем изме-
нении границы вое из тех же выдуманных
такого рода «стратегических cooipame-
ний»? Но до каких же пор греческие экс-
панопонисты  расечитывают расширяться
за счет болгарекой территории и где они AY~-
мат поставить пределы своим «етратегиче-
ским» ломогательствам?

Впрочем, не следует забывать, что и сам
Венязелос недолто придерживалея указан-
ной вые благоразумной точки зрения и
уже ка Бухарестокой мирной конференции
требовал, в вопиющем противоречии с вы-
ше приведенным заявлением, присоединения
к Греции районов Баваллы, Драмы и’ Сере-
са. расположенных вдоль побережья, дале-
ко на восток от Салоник, на что конферен-
ция согласилась, Мимоходом замечу, что е-
редача Греции этих районов оказалась в03-
моюной лашь в результате наетойчивого
давления и нажима со сторовы злейшего
врата славянетва — терманекого императо-
pa Вильгельма П, который в данном случае
тействовал в иктересах своего родственни-
ка — греческого короля Константина, же-
натого на сеетре Вильгельма.

В Европе того времени имелось немало
тосуларетвенных людей, которые считали,
что Вухарестокий договор, закреплявший за
Болгарией Западкую Фракию, далеко че
удовлетворял всех законных претензий Бол-
тарии. В частности, подвергались критике
те решения Бухарестекой мирной конферен-
ции, которые уступали Греции порт Кавал-
ла и другие небольшие порты нз, северном
побережье Эгейского моря и, таким образом,
не давали Болгарии полноценного выхода К
Эгейскому морю.

„В числе таких критиков Бухареетского
договора достаточно, напнимер, процитиро-
вать английского мивистра иностранных
дел Эдуарда Грея, который отмечал в своих
мемуарах, что «Бухарестекий лотговор усту-
пал Греции. Сербии и Румынии все плоды
цобад, не оставив ни одного выхода к морю
для Болгарии, армия которой сыграла, столь
решающую и необходимую роль в пораже-
нии Турции». Примерно тажой же точки
ерения держался и видный член британско-
0 правительства Ллойл-Джордж, который
несколько ранее, а именно осенью 1912 го-
  ха. нахолил, что официально юообщенные
	 : >> гу
 болгарекам правительством территориаль-
	ные претензии Болгария, в числе которых
фигурировале и требование о передаче ей
Западной Фракии, были очень скромными.
17 октябоя 1912 гола Ллойд-Джордж заявил
	болгалюкому посланнику в Лондоне Малжа-
	рову, чт английское правательство He
стало бы возражать и тротив большего тер-
риториального расширения Болгарии.

Но если в период перед заключением Бу-
харестского’ мирного договора и вскоре после
него права Болгарии на Западную Фракию
вазались британским государственным дея-
телям не только неоспоримыми, но даже не-
достаточно защищенными в этом договоре,
то после первой мировой войны положение
коренным образом изменилось. По договору,
заключепному в Нейи 27 ноября 1919. года,
Западная Фракия была отторгнута от Бол-
тарии в пользу союзных держав в силу
статьи 48-й этого договора, которая гла-
сила:

«Болгария отказывается в пользу Глав-
ных Союзных и Об’единившихся Держав от
всех прав и правооснований на террито-
рии Фражии, которые принадлежали бол-
тарекой монархии и которые, будучи рас-
положены по ту сторону новых границ Бол-
тарии, как они описаны в статье 21—3
часть вторая (граница Болгарии), в на-
стоящее время не составляют предмета ка-
кого-либо предоставления».

Вместе с тем Главные Союзные Державы,
бравшие на себя управление Западной Фра-
кней, обязались в этой статье гарантиро-
вать Болгарии свободный экономический
выход к Эгейскому морю.

Следует иметь в виду, что на конферен-
дии, обсуждавшей мирный договор с Болга-
“piel, не было единодушного мвения по во-
`просу об отторжении Западной Фракли. Не-
‘которые великие державы активно проти-
	посвятил CBO выступлекие возраженяям
против предложений югославской № совет-
ской делегаций относительно статута Сво-
бодной территории Триеста, хотя, как из-
вестно, комиссия сейчас обсуждает лишь
вопрос об итало-югославской границе, а не
о Срободнай территории Триеста.

Напомнив ‘заявление представителя со-
ветской делегации Вышинского о том, что
решение, принятое Советом министров ино-
странных дел относительно итало-югослав-
ской границы, является минимумом спра-
ведливости, Макнэйл сказал, что справед-
ливость установить не так легко.

Представитель Великобритании настаи-
вал далее на том, чтобы Свободная терря-
тория Триеста была полностью под контро-
лем организации 0б’единенных наций, и
возражал против принятия. предложений.
югославской делегации, которые предусмат-
ривают ряд мер, обеспечивающих экономя-
ческие интересы Ютославии в Триесте. Эти
возражения носили ультимативный харак-
тер. Макнэйл заявил, что, если британское
правительство не будет удовлетворено ха-
рактером  статута Свободной территория
Триеста, то оно оставляет за собой право
пересмотреть проблему Триеста в целом.
Макнэйл предложил бразильской делегации
снять свое предложение — отложить на год
рассмотрение вопроса о Триесте,— намекнув,
что это следует сделать временно с тем, что-
бы внести его. снова в случае, вели не будет
достигнуто соглашение по вопросу о Три-
ecTe.

Представитель Франции Вув де Мюрвиль
посвятил свою речь обоснованию линии
границы между Италией и Югославией,
предложенной французской делегацией. Ou
подчеркнул значение вопроса © Триесте,
назвав его ключом всего мирного договора.

Кув де Мюрвиль отметил, что француз-
ская делегация не может присоединиться
к предложению Бразилии 06 откладывании
вопроса о Триесте на год.
	этого несправелливого решения, наряду <   Генеральной Ассамблеи не будет отменена, то
	придется прервать работу Мирной конферен-
ции, ‘что быю бы нежелательно. Молотов
предложил членам Совета обсулить вопрос
0 перенесении даты открытия Генеральной
Ассамблеи с таким расчетом, чтобы Мирная
конференция могла закончить свою’ работу,
или же созвать Генеральную Ассамблею в
Париже (алия Женеве), что дало бы возиож-
ность многим делегатам с меньшими трулно-
стями‘ участвовать одновременно в таботе
Мирной конференции и Генеральной .Ассам-
блен.

Прелетавитоль Батая Ван Ши-пзе заявил,
что китайское правительство сотласно с той
точкой зрения, чтобы отложить проведение
Генеральной Ассамблеи и дать возможность
Мирной конференции закоБчить свою рабо-
ту по оа’омотвеняю мирных лотоворов г
Птатией, Румтиичей. Болтазией. Bearnngit 11
Флилянлией. Со своей стороны Ван Ши-пзе
предложил пепоместт созыв Генеральной Ас-
самйлеи на, 11 нояйся.

Прелетавитель Франции Биде в <в0ем вы-

‘етуплении заявил. что фравтузокое прави-
тельство не ямеет возражений против того,
чтобы отложить созыв Генеральной Аггам-
Kren ити поовеети Ассамблею не в Нью-
Йерке, а в лоутом месте, если другие члены
	Англией и Францией, больное влияние 0Ra~
зала Япония.

Установленный над Западной Фракяей
международный кобтроль в лице междуна-
родной компесии просуществовал весьма
нелолго, и уже в мае 1920 года конферен-
ция в Сан-Ремо постановила передать Гре-
ции Западную Фракию. Это решение было
подтверждено 10 августа 1920 года в Севр-
ском договоре.

Признававшееся соглашением в Нейм и
Севрским договором право Болгарии на эко-
номичеекий доступ к Эгейскому морю не
смогло быть ею резлизоваво в силу TOM,
что Запалная Фракия находилась под пол-
ным греческим контролем, а политака грз-
ческих правящих крутов, создававиая вея-
ческие пренятствия дая этого, не давала
Болгарии никакой гарантии защиты ев 83-

конных интересов. Это не могло не отра-
заться нз хозяйстве районов Болгарии, пря-
легающих к Западной Фракии, и вместе с
тем- явилось тормозом для развития веето
народного хозяйства Болгарии. Влиявие
этого акла было пагубным и для самой 3a-
` падной Фражли, оторванной от <воего эко-
номического «хинтерланда», превративиие-
гося в нежизнеспособный придаток” Греции.

Советский Союз не участвовал в мирной
конференции в Нейи в 1919 году, тах же,
как и в последующих конференциях, кото-
рые принимали несправедливые решения
96 отторженни от Болгарии Западной
Фракии. Советский Союз никогда не одоб-
рял этих фецений и не присоединялся
к ним, в силу чего советекое правительство
не может считать себя связанным этими
решениями, которые оно считает Hecipa-
ведливыми в отношении Болгария. В опре-
делении своей познции на данной конфе-
ренции советское ‘правительство руковод-
ствуется соображениями  восстаневления
исторической справедливости и с сочув-
ствием относится к стремлению Болгарии
возвратить отнятую у нее область, столь
важную для нее по своему значению, как
её естественный выход к Этейскому морю.

В момент, когда Греция восстанавливает
ввои исторические праза на Додеканезекие
	острова, отозванные oT нее На протяжении
	тлительного времени, у Болгарии тоже есть
	cn EEO NN арене

основания для того, чтобы поставить в0прос i явление Украины является необоснованным.
о полноценном выхопе вк Этейекему морю,   06 инцилентах па греко-албанекой грачите
	от которого она была отрезана 27 лет на-
	он сказал. что злась дело настолько ©26ж-
	В Совете Безопасности
	‚ НЬЮ-ЙОРК, 6 сентября. (ТАСС). Вчера
на своем вечернем заседании Совет Безопас-
пости заслушал окончание речи греческого
представителя Лендрамиса. Он пытался от-
рицать факты, говорящие о том, что грече-
ские власти преследуют албанское нанио-
нальное ‘менышинетво в Северной Гоепии.
Затем Дендрамие. обрупьлея aa ЗАМ и
ЭЛАС. Он зазитнал тюлицию и жанларме-
Ию, з также предателей Гопатаса, Турко-
василиеа и других, е которых говорил B CBO-
ей речи Д. 3. Мануильский. Денлрамяю до-
тиел хо того. что об’явил этих пособников ок-
купантов доблестными патриотами. Он оп-
‚‘равлывал террористические меры, напраз-
ленные против ирофеоюзов.

Слелующшим выступил антглайский пред-
ставитель Казоган. Ох утверждал, что за-
	После окончания речи Ёалогана Ланте
зачитал письмо представителя Албании Тук
Иакова от 5 сентября, в FoTODOW OF TNCCET
на основании статьи 32-й устава пригла-.
сить его на заседание Сорета, чтобы заелу=
шать его взгляды по заявлению Украины.
Ланге высказал мнение, что Совет может
применить статью 39-ю правил процедуры,

согласно которой он может приглашать ко-
  го угодно для получения необходимой ему
информации.

Делегат Австралия заявил, что сейчаю
заявления Албании заслушивать не следует,
и предложил отложить обеужление грече-
ской ситуации на 2—4 дня.

Громыко заявил, что просьба прелстави-
теля Албания является справедливой, так
как обсуждаемый вопрос нелосрелетвенно
затрагивает интересы Албании. Возражая
телегату Австралии, Громыко предложил
уловлетворпть справедливую просьбу прга-
ставителя Албании, а также не отклады-
вать обсуждение заявления Украяны.

Делегат Франции полдержал австралий-
ское предложение, Затем делегат Аветра-
лии формально предложил закрыть засела-
ние. Лавге поддержал предложение, заявив,
что делает это по чисто техническим моти-
-вам. Он предложил 6 сентября на закрытом
заседании Совета окончательно рассмотреть
хоклах Совета Генеральной Ассамблее, з
9 сентября продолжить обсуждение заявла-
ния Украины.

Следующее открытое заседание Совета
Везопаслоети состоитея 9 сентябоя.

Заявление советского делегата о греко-болгарской границе
	семожелт MIWAAThH обоснованные и ©спфа-
	Волгарская делегания представила Мир-

ной конференции поправку к статье первой
проекта мирного договора с Болгарией,
	составленного Советом министров HHO-
	странных лел. Советская делегация считает
	эту. поправку заслуживающей серьезного
внимания. Вместе © этой поправкой бол-
гарокой делегации статья первая имеет
следующий текст: «Греческие границы,
кяк они показаны на прилагаемой к на-
стоящему договору карте (приложение
№ 1). бит границами, которые сущест-
	ПАРИЖ, 6 сентября. (Спец. керр. ТАСС).   мы сможем принять 000
> паростно Teper статьи 1-й проекта! вепливые рекомендации.
	улрного договора с Болгарией, предлагае-
чый Совотом министров иностранных дел. в.
отношении греко-болгарекой границы рас-
	сматривалея. как условыо принятый до тех
пор, пока правительства Греции и Болгарии
He получат возможность изложить Мирной
конференции свои точки зрения.

Уже сообщалось. что предетаватели Гре-
	ии и предетавители Болгарии имели в03-
	MORHOCTH высказаться по этому вопросу #
	мы
и
fo
Ake
				Meee aaa eS ae ee ae ae ae 7

на пленарных заседаниях Мирной конфе- № 1). бут границами, которые сушест-
ренции и на заседаннях комиссии по TO1M- зовали на 1 января 1941 года, 38 искаю-
ТИЧческим И территориальным вопросам для   чениви и траницы, которая
	Болгарии.

Сегодня в комиссии по политическим и
теуриториалькым вопросам для Болгария
выступил представитель Советекого Союза
Н Новиков (советский посол в Соединен-
	будет границей, установленной Бухареет-
ским договором от 10 августа 1913 года».

Принятне этой поправки болгарекой де-
легации  устранило бы историческую
песправедливость, допущенную в отноше-
	ae & 7 В.

Насильетвенное. отторжение от Болгарии
Западной Фракии в 1919 году означало
лишение Болгарии естественного выхода Е
Эгейскому морю, имеющего для нее жиз-
ненно важное значение. В то же время с.
потерей Заладной Фракии Болгария лиши-
лась области, гле раньше саяой значитель-
ной частью населения были болгары.
В 1919 году болгарское население Запад-
ной Фракии равнялось 105 тысячам чело-
век (46.9 процента всего населения) и да-
жев 1920 тоду, когда в евязи © передачей
этой областя Греции чначалаеь массовал
эмиграция болгар, численность последних
достигала 81 тысячи человек, т, е. 38. про-
центов веего населения. Болгары составля-
ли в этот период еще самую многочисльн-
ную этническую группу Западной Фракии
(турки — 34 процента, греки — 24 про-
цента).

Западная Фракия была в результате
кровопролитной войны болгарского народа
в союзе с народами других балканских
стран, включая Грецию, отвоевана у турок,
державших ее под своей властью на про-
тяжении Многих веков. Во время Балкан-
ской войны 1912—1913 rr. болгарская
армия продолжала таким образом дело
освобождения болгарекой территории, 50-
торое столь успешно было. начато в

1877 году доблестными русскими войска-
т бен рмеестеа-@ болгарским
	Освобожленная ценой столь больнтих уси-
	ных Штатах Америки), жоторый от ИМЕНИ   ции болгарского народа.
советской лелегащии сделал следующее 34- . Маеильственное. отто]
	GHEE

Мирная конференция предоставила пра-
вительствам Греции и Болгарии возможность.
высказаться по вопросу о греко-болгарокой
границе, сказал Новиков. Мы знаем их точ-
ки зрения. Это побудило меня взять слово и
высказать точку зрения советской делега-
ции по спорному вопросу ю треко-болгарокой
границе.

Представители Греции, выступая на пле-
зарвых заседаниях конференции и в комис
«ни по политическим и территориальным
вепросам для Болгарии, выражали требова-
ние передачи Греция значительной части
нынешней болгарской территории. мотиви-
руя евое требование «стратегическими» ©0-
ображениями и именуя предлагаемые ии
территориальные изменения «етратегиче-

ge
	ТЕЛЕ ОРЕСТ

‘ким исправлением границы». В. действи-
тельности эти терряториалыные измевения
	не имеют ничего общего с «исправлением
границы», под которым обычно подразуме-
ваются лишь незначительные изменения, &
представляют собой мероприятие, которое
кабаелся обширной части болгарекой TeD-
атопии. Достаточно сказать, что кусою бол-
тарской территории, на который претендует
греческое правительство, составляет ‘ro
часть всей территории Болгарии. Удовле-
творение греческих претензий означало бы,
что северо-восточная гранипа Греции былз
бы значительно отодвинута на север и Нат
хиилась бы в 95 вилометрах OT болгао-
ской столицы Софии и всего в 35 километ-
рах от Иловдива — второго по величине го-
рота Болгарии.

Тажим образом, «стратегические сообра-
женая», о которых говорит, греческая леле-
талия, сводятея в сущности к тому, чтобы
сделать стратегически уязвимыми GCHOBUBTE
политические и экономические центры Боя-
тарии. По мнению совотской лелегапете, та-
кие претеезни греческого правительства ©0-

абы THT oY
	РУД ah pe BA fee ee
POMMAAE не соответствуют пелям и залами,
0 OU не только не)

Мирной конферентяи, 26
способствуют сооданию устойчавого мира 8

Балканах. но, наоборот, подрывают его 0г-
KOBE и поэтому не могут подлежать улов-
летвопонию. Советская делегация, исходя из п

i
	ОСЬ 35 >> в
принятия POL TOR: ний греческой лелегатит.
велекая делегация счи-

Вместе с тем с0
mer, что позиция греческой делегации,

‘стоящая в том, чтобы добиться значи-
тельного территориального раслитрения_
Гролти за счет Болгарии в ущерб террито-
риальной безопасности последней, застав-
ляет нас © 9с0бой тщательностью разобрать-
ся в тех предложениях по вопросу о греко-
болгарокой границе, которые были сделаны
болгарской делогацией. Только B том слу-
eee aE ITOH УЧИ не только
	у т >
а Греции былз   ми, действовавшими вместе
на север и на-   ополчением.
	_ ne а -
35 километ-  лий Западная Фракия была включена в 60°

: нею по
“еличине го-   став Болгарии и была завреплена 3& нею ^°
	Чо Ре И. * 5
Бухарестскому мирному договору 1913 го-
да; под которым, наряду с подписями пред
‘ставателей Сербин, Румыния и Болтарии,
‘стоит также и подпись представителя
Греции.

Исторические права Болгарии на Запал-
ную Фракяю были настолько очевидными,
что лаже греческие правящие круги в пе”
‚ род, предшествовавитий Бухареетской мир-
‘ной конференции, не только признавали
  эти права, во и готовы были итти на до-
полюительные территориальные уступки
Болгарии. Так; например, в мае 1913 года
премьер-министр Греции Венизелое по соб-
  ственной инициативе предлагал установить
  границу Грецит поблизости от Салоник,
  предоставляя тем самым Болгарии не толь-
ко Запалную Фракию, но также районы
  городов Драма, Кавалла и Серес. располо-
  женные к запалу от неё. Выступая 23 мар-
та 1913 года с парламентекими требова-
ниями в защиту этой позиции, Венизетое
заявил:

«Само собой разумеетел, что очень круп-
ные группы греческого населения перейдут
под управление наших союзников. Й это
не потому, что союзники их требуют, но
единственно в силу геотрафичесиих причин.
	ear

зад: Такой акт, кроме того, устранил бы
все препятствия на пути к дружбе и мир-
ному сотрудничеству между двумя с06ед-
ними народами и создал бы условия для
их добрососедекого существования, что в 10
же время явилось бы значительным вкла-

но, что невозможно якобы разобрать, кто
прав и кто винозат. Говоря © приведеыных
в речи Мануильского фактах преследования
папменьютинетв в Грепеи, ‚Калоган заявил,
что этот вопрос якобы вообтте не касается
Совета Безопасности. Пропатганду греческих
	монархиетов в пользу WX притязаний Ba
злбанскую территорию Калоган назват ¢o-
вертенно законными претензиями. Затем
	JOM B дело всеобщего мира и безопасностя.

>

Резюмируя позицию советокой детегалии
в отнитении предложений болгарской и гре-
	В ЖЗ ЕР

ческой делегаций, я хочу заявить, что Co- И -
ветское правительство по изложенным выше Катоган, перейля к обвинениям, выхвину-
к АС THM против антлийских войск, утверждал,

ЕЕ И, НИРО Че ЕЕ МЕН ЕО, Соса...
	мотивам придерживаетея той точки зрения,  . ос свитетельства. привеленные Ману-
	пльским и Громыко, являются недостатоз-
TRING.
	что претензии греческой делегации ничен
не оправханы и поэтому не может быть и
речи об их удовлетворения. С другой ето-
роны, принимая во внимание исторические
и национальные права болгарёкого народа
на Западную Фракию и исключительную
важность предоставления Белгарни полно-
ценного экономического выхода к Этейскому
морю, советекая делегащия признает, что
Болгария имеет вое основания пред’явить
свои претензии на Западную Фракию.
Поэтому советская делегация приглатает
членов комиесии со всей серьезностью изу-
чить предложения Болгарии по вопросу о
Западной Фракии.
eo
	Зе тр Ач

По требованию Н а заявление живать организацию 0б’единенных наций.

Па agnapau ИАнрара США romertr esate
	советской делегации было приобщено к про-
токолу комисени по политическим и терри-
ториальным вопросам (для Болгарии,

Затем выступил представитель Югосла-
вии Пьяде. Он говорил о том, что террито-
риальные притязания греческого прави-
тельства носят имперналистический харак-
тер. Цьяде горячо поддержал точку зрения
болгарекой делегации.
	По словам Бирнса, США готовы «пол-
ностью осуществить принципы демилитари-
запии и ренарадий, изложенные в Поте-
хамеком соглашении». ‘Однако тут же
Бирнс добавил, будто в детали Потедам-
ского соглашения должны быть внесены не-
которые изменения, если принципи экономи-
ческого единства Германии не будет соблю-
nen. В этой связи Бирнс остановилея на
	Выступление Бириса в Шптуптарте
	ку зрения на вопросы организации управле-
ния Германией и численность оккунацион-
ных войск в стране.

Казаяеь вопроез о германских границах,
Бирне напомнил, что тлавы трех. прави-
тельств согласилиеь поддержать при миз-
ных переговорах предложение советского
правительства о полной передаче Советеко-
му Союзу города Кенигебергь и прилегающ»-
го района, и подтвердил готовность США
поддержать это решение. Бирнс развивал ла-
лее американскую точку зрения на другие
территориальные вопросы, касающиеся
Германии и ее соседей.
	Прибытие Бирнса в Берлин
	ЛОНДОН, 5 сентября. (ТАСС). Как пере-
дает корреспондент агентства Рейтер из
Франкфурта, американская информаннен-
	БЕРЛИН, 6 сентября. (ТАСС). Гозудар-
слвенный секретарь США Бирнс произнес
сегодня в Штутгарте речь, в которой изао-
жил политику США в отношении Германии.
Бирне начад свою речь заявлением; что
США не перестанут интересоваться делами
Европы и всего мира и «не повторят ошид-
ки», сделанной после первой мировой вой-
ны. Бирне заверял, что США будут поддер-
	Рюпросе 06 уровне производительности гер-  ная служба в Германии сообщила, что го-
	манской промышленности.
	сударственный секретарь США Бирне при-
	Речь пракского делегата Джамали
	ство Ирака убедительно просит конферен-
цию не соглашаться на возвращение италь-
янских колоний Италии в какой-либо фор-
ме и настоятельво требует признания cBO-
	ПАРИЖ, 6 сентября. (Спец. корр. ТАСС).
Сетодня состоялось пленарное заседание
Мирчой конференции, заслушавшее выютут-
ление делегации Иража, приглашенной из-
ложить точку зрения своего правительства
па проекты мирных договоров < бывшими
союзниками Германии. Представитель Ира-
ха Джамали заявил:

Йрак, является одной из небольших стран,
которые об’явили Bony фашиютской Ита-
лии, но не являются членами этой конфе-
ренции, решающей вопросы мирного дого-
вора е Италией. Между тем я очизаю, что
те напии, которые об’`явили войну опреде-
ленной лержазе фапеистокой оси, лолжны
участвовать в подтотовке мирного договора
© этой державой.

Применяя самые жестокие империалисти-
ческие методы, фашистская Италия угие-
тала и порабошала народы Арабской Ли-
вип, нарушая элемептаркые принципы
справедливости и прав человека. Прави-
тельство Ирака хочет, чтобы эта неспра-
велливость в отнотении Арабской Тивии
была устранена раз и навсегда, Правитель-
	Далее Бирне изложил американекую точ- был из Нарижа в Берлин.
	Английская военная помошь Турции
	ЛОНЛОН, 3 сентября. (ТАСС). Бюллетень
	Васаясь других аспектов авглийской ро0-
енной помощи, «Уик» пишет, что важный
аэродром близ. Стамбула укомплектован в
основном турками, но находится под ан-
глийским командованием, и все основные
технические посты заняты ‘англичанами.
Тавкозый завод в Стамбуле, на котором ва
время войны работали английские военные
инженеры; перестал выпускать английские
танки, когда прекратилось соглашение о
ленд-лизе. Теперь завод занимается ремон-
том английских танков, использовавшихся
турецкой армией. Во время войны значи-
тельное количество посадочных площадок
было создано английскими военными инже-
нерами, часть которых все еще находитея
там. Несколько американских войсковых
соединений, прибывших в Турцию, когла
Соединенные Штаты вступили в войну, пе
обнаруживают никакого намерения покч-

нуть страну.
	лы и независимости Арабской Лавии.   «Уик» в номере от 39 августа пипет, что
	Правительство Ирака твердо уверено в
справедтивости применения принципа само-
управления ко всем народам. Арабский на-
	Ирака, твердо уверено в  сейчас, судя по сообщениям наблюдателей,
	побывавших зв районе Черного моря в по-
слелние месяцы, представляется, что ан-
	од Тавии безусловно. ‘имеет на это право. глийская военная. помошь Турции достигла
	Если по той или иной причине окажется
необходимым временно отложить предостав-
ление Ливии: независимости и установить
над нею режим опеки, продолжал иракокий
хелегат. Ирак полагает, что Ливия должна
	значительных масштабов в районе проли-
вов. Вдоль побережья Черного моря распо-
ложен ряд современных станций установок
«Радар». Станции обслуживаются турками,
обученными англичанами, но они посылают
донесения в центр, обслуживаемый &нглий-
скими операторами, которые составляют
сводки и передают их турецким властям.
«Сейчас стало известно, что новые стан-
пин установок «Радар» строятся англий-
скими техниками на побережье Черного мо-
	К ФИ ЗЫ.

енть поставлена, пол опеку Арабекой ити   ДОНеСеНния в Центр,

> Е банк
	или одного из ев членов. Это обосновы-
взется узами культуры, языка. историй, ко-
торые связырают Ливию с арабеким миром.
Такова вкратце точка зрения правительства
	Ирака, по вопросу о мирном логоворе © Ита-   пя. Проверка, проведенная в последние ие-
	лией.
После’ заслушания заявленая иракской
		английский персонал, помогавший обелу-
	телегации пленарное заседание Мирной коя-  живать установки «Радар» в военное вре-
		мя, всё еще вытаняет эту работу».