ТРА

низовывались эти налеты греческими влая
стями и на греческой территории. Вот, наз
пример, показание солдата греческой армии
Гесргиос Готасис, участвовавшего в ©8089
время в банде Зерваса:

«После службы у Зерваса— пишет этот
солдат, взятый в плен близ албанской дез
ревни Радати,—я вступил в 581-й батальон
и попал на албано-греческую границу
Пропаганда, которой нас кормили здесь, быч
ла направлена против албанцев... Приказы
наших командиров были следующие: не
оставлять в покое ни на час албанцев. Важ=
дый день необходимо было находить прич
чину для провокаций против албанцев».
И затем следует рассказ о том, как би 6,
июня 1946 г. этот солдат участвовал с гре-
ческой ротой в налетах на албанскую тер
риторию.

Говорят о том, что Греция находится #
состоянии войны © Албанией. Вто говорит
это? Этого не говорят демократические пар-
тии в Греции. Этого не говорил Совет четы
рех министров, подготовлявший Мирную
конференцию. Этого тезиса не поддерживает
Парижская Мирная конференция. Его уси-
ленно пропагандируют греческие агрессивя
ные монархические круги. Они заивтересо<
ваны в том, чтобы создать соответствующую
военную. атмосферу для осуществления CBO-
их захватнических планов в отношении Алз
бании. История учит тому, что государства,
претендующие на чужие территории, всегда
выступают инициаторами пограничных ин-
цилентов и крикливой военной шумихи, &
государства, обороняющие целостность сво-
ей территории, прилагают вее усилия к т0+
му, чтобы не дать провокаторам войны
никакого повода для осуществления агрес-
сивных планов этих последних. Гитле об
винял в 1938—39 г.г. правительство Чехоч
словакии в том, что оно устраивает в Суде-
тах пограничные инциденты, но весь мир
знал, что не Чехословакия, а гитлеровцы
провоцируют эти инциденты. Не Народная
Монгольская Республика устраивала про-
вокации у Халхин-Гола, а японская военщи-
на, зарившаяся на территорию Монгольской
Народной Республики.

Можно было бы умножить эти примеры,
на и приведенных достаточно, чтобы убе-
дить всякого беспристрастного человека в
тем, где в данном случае находятся агрееч
соры, а где люди, обороняющиеся от агрес-
сии. На основании изложенных мотивов де-
легация правительства Украинской ССР
прослт Совет Безопаености принять неза-
медлительные меры, чтобы положить конец
ситуации, сложившейся на треко-албанской
границе, как угрожающей миру и безопас-
ности и похпадающей в силу этого под дей-

13 СЕНТЯБРЯ 1946 г., № 218 (10300)
		В Совете Безопасности
Выступление тов. Л. 3. МАНУИЛЬСКОГО
	ограбили имущество и угнали скот албан-
nes. Это тот самый Зервас, который дал
приказ своим частям прекратить сопротив-
ление оккупантам, а 10 октября 1943 г.
перешел в наступление вместе < немцами
против войск ЭЛАС и с тех пор открыто
сотрудничал с немцами. Нельзя ждать
разумного раз’ясчения противоречий этой,
по меньшей мере, странной «конетитуци-
онной системы» от людей, которые сами
повинны за действия Зерваса на террито-
рии Греции. :

Утверждение греческого делегата © том,
что большинство управляет, a меньшин-
ство контролирует, по своей неправдоподоб-
ности может конкурировать только © дру-
гим его заявлением © том, что греческие
профсоюзы были распущены по просьбе
самих рабочих. После такого об’яснения
роспуска греческих профсоюзов никто не
удивится, если греческий делегат нам 4б’-
яснит, что в Центральной Македонии руби-
ли головы, отбирали фермы и лишали лю-
дей продовольствия  ЮНРРА и в районе
Парамиткас-Фанариона резали албанцев
потому, что 0б этом просили сами македон-
цы и албанцы. Такого рода издевательекие
об’яенения роспуска профсоюзов оскорби-
тельны для Совета Безопаеноети. Они ©ви-
детельствуют о том, что греческие крайние
монархисты настолько распоясались, что
они думают, что, какую бы абеурдную
вешь они ни утверждали, здесь им все рав-
но поверят. Тщетно, господа, вы будете
требовать документы для подтверждения
фантастического заявления греческого де-
легата. Таких документов нет, ибо рабочие
организации этого вопроса не ставили, не
обсуждали и решений не принимали. Они
не могли принять нодобное решение хотя
бы потому, что греческие крайние монар=
хисты навязывают рабочим в качестве ру-
ковохителя некоего Пацатиса, человека ©
уголовным прошлым, выгнанного, как 06
этом свидетельствует сообщение, лежащее
перед моими глазами, хозяевами фирмы
Згурдае за воровство.

Вам известно, господа, имя старого дея-
теля рабочего движения, господина Леона
iyo. Он лично направился в Грецию, чту-
бы предупредить этот безрассудный шаг
агрессивных греческих монархистов. Его
переговоры < премьером Цалдариеом не при-
вели ни к чему. Профсоюзы были распуще-
ны. Вот что заявил господин dhyo после
своего возвращения во Францию: «Совер-
птенно ясно, что греческое правительство
действовало так, имея в вилу сентябрьский
плебиецит, целью которого являлось ваз-
вращение короля в Грецию. Все греческие
раялисты и все фашисты желают возвра-
шения короля, они хотят уничтожить всех
тех, кто способен противостоять этому и
раз’яенить евою точюу зрения. обществен-
ному: мнению Греции».

Греческий делегат, чувствуя шаткость
своей позиции в оправдании действий
крайних греческих монархистов, попытал-
ся сослаться на одну депутатку конгресса,
фамилию которой я, в сожалению, забыл,
и на господина Макнейла. Но была ли эта
депутатка в Греции, изучала ли она так
положение в ней, как три лейбористских
депутата — господа Солли, Тиффани и
Додд? Нет, положения в Греции она не об-
слеловала, а в своих заключениях эта де-
путалка так же, как и господин Мажнейл,
выразила лишь свои политические настрое-
ния. Почему Совет Безопасности должен ве-
рить Макнейлу, а не Солли, Тиффани и Дод-
ду? Почему голос одного Макнейла должен
перетянуть на весах голоса многих депута-
тов и г-на’ Леона Жуо, побывавшего в Гре-
ции, и лидеров демократических партий,
постоянно проживающих в Греции и знаю-
щих лучше, чем Макнейл, что творится в
ней. Украинская делегация имеет доверие
к представителям ЭАМ, сыгравшим решаю-
щую роль в героическом сопротивлении гре-
ческого народа оккупантам. Но есть заяв-
ления партий центра, умеренных и правых
партий, таких людей, как Канелопулос,.
Венизелос, Copyauc, Цудерое, Милонас,
Пластираю. Почему голос одного греческо-
го представителя крайних монархических
групп должен иметь больше веса для бо-
вета Безопасности, чем голоса лидеров всех
умеренных партий? Никакой человек 60
здравым смыслом не поймет такого поло-
жения.

Греческий представитель пытался в ©в0-
ей речи переложить ответетвенноеть за
действия агрессивных монархичежжих эле-
ментов на коммунистов, которых он квали-
`фицировал именем «убийц», «грабителей».
Не бесполезно будет напомнить, что таким
языком о коммуниетах говорили только фа-
шистокие гантотеоы в Германии до. их
разгрома в 1945 году. Нужно действитель-
но потерять веяксе чувство меры, чтобы те-
перь, после нашей победы изд общим вра-
гам, в которой коммуниеты и в рядах ale.
ини, л в партизанеких отрядах, и в движе-
нии сопротивления оккупантам показали
себя передозыми и самоотверженными  бор-
цами за дело народа, повторить эту недо-
пустимую гитлеровскую клевету. Пора по-
кончить © легендой о коммуниетах как ма-
зенькой кучке людей, не имеющих влияния
в своем народе. Народные массы во всех
странах проверяли коммунистов в грозных
событиях войны и оказывают им свое до-
верие. Коммунисты собирают на выборах
чт   интлионы голосов, они участвуют во мно-

te oe at ea et oe een t oO eS oe es tt Ont Ose oO

et SMe

— two
	тласно хоговору, бойцами ‘сопротивления,
сейчас. повернуто против. них». Украпн-
ский наюод, сам подвергшийся немецко-фа-
шистской оккупации, сам перенесший не-
имоверные страдания, сам боровшийея на
фронте и в тылу против гитлеровских за-
хватчиков, © глубоким уважением отно-
ситея к Греции и к греческому народу,
& его патриотическому фронту ЭАМ, к его
героическим бойцам ЭЛАС, но украинский
народ не отождествляет греческого народа
с агрессивными монархическими элемента-
ми, которые, опираясь на иноземные петы-
ки, сделали треческий народ первой
жертвой их агрессивной политики против

Албании. Греческий народ не заслужил.

своим мужественным участием в войне ни

того обращения, ни того наказания,
которым его. подвергают.
Представитель Соединенных Штатов

ссылался на то, что иностранные наблюда-
тели опубликовали специальное заключе-
ние, в котором отмечали, что выборы
31 марта прошли в нормальной обстановке.
И он при этом обвинил Советский Союз в
том, что он отказался послать своих наблю-
дателей в Грецию. Но спрашивается: если
обстановка была столь нормальна на вы-
борах, зачем нужно. было посылать ино-
странных наблюдателей? Зачем понадоби-
лись эти иностранные опокуны над гре-
ческим народом?

Известно из тражданекого права, что
опекунов назначают над лицами неправо-
MOUHEINH, малолетними и слабоумными.
Греческий ‘народ заслужил наше призна-
ние, и он не нуждалея и не нуждается в
унизительной для него форме иностранной
опеки. Советское правительство отказалось
участвовать в посылке своих наблюдателей
именно потому, что оно считало установле-
ние такой иностранной опеюя нах Грецией,
К тому же при наличии ветиксбританеких
войск, вмешательством во внутренние дела
Греции. Может быть, греческий делегат
считает такое положение обычным, но мы,
люди советской страны, считаем его OCKOD-
бительным для достоинетва Греции и гре-
ческого народа.

железной завесой — словечко, котати,
впервые пущеняое в oGopor Геббельсом.
Делегация Советского Союза защищает
пункт за пунктом проекты пяти мирных
договоров, подготовленных Советом четы-
рех министров, давая пример верности взя-
тым обязательствам и данному слову, в
то время как австралийская делегация
предлагает десятки поправок, вынуждаю-
щих Мирную конференцию начать всю ра-
боту сначала. Антисоветские пропаганди-
сты берут под защиту австралийскую де-
легацию и шумят по поводу того, что де-
легация Советского Союза затягивает Мир-
ную конференцию. В силу этих cooépame-
ний делегация правительства Украинской
ССР самым решительным образом отвергает
приписываемов ей смехотворное намерение
пропагандировать членов Совета Безопас-
ности. Она видит в подобных упреках про-
сто попытку её оппонентов свалить ©
больной головы на здоровую, оправдать их
пропаганду и увести нас в сторону от <у-
щества обсуждаемото вопроса.

А существо вопроса состоит в следую-
щем: агрессивная политика крайних гре-
ческих монархистов, о которой здесь доета-
точно говорилось, давно перестала быть
внутренним вопросом Греции. Греческие
крайние монархисты, считая, что фаль-
сифицированным плебисцитом они создали
себе видимость конституционной основы
внутри страны, переходят теперь к агрес-
сивным действиям в отношении других
тосударств и в первую очередь Албании,
по поводу угрозы которой со стороны Гре-
ции делегация правительства Украинской
ССР и обратилась в Совет Безопасности
24 августа сего года.

Среди других документов, характеризую-
щих агрессивную политику крайних монар-
хических элементов в Греции, делегация
правительства Украинской ССР представи-
ла Совету Безопасности материалы о погра-
ничных конфликтах на греко-албанской
границе, из которых явствует, что агрес-
сивные монархические элементы в Греции
сознательно провоцируют эти пограничные
инциденты, чтобы использовать их как по-

что наличие таких вооруженных банд яв-
ляется свидетельством того, что при помо-
щи таких банд меньшинство хочет навя-
зать свою волю большинству. Известно,
что крайние грэакционеры, прежде чем
захватить власть в Италии или в Герма-
нии, создавали подобные нерегулярные
банды, задача которых состояла в том, что-
бы устранить наиболее активные демокра-
тические элементы, закрыть доступ демо-
кратическим партиями к политической
жизни и установить господство реакцион-
ной клики над подавляющим большинет-
вом народа. И эти факты, подкрепленные
уроками истории, более убедительны, чем
декларативные Заявления треческого де-
легата о существующей якобы в Трепии
конституционной системе. Как примирить
с этой конституционной системой такую
дикую инструкцию, какую издал, напри-
мер, префект Пелла в Центральной Маке-
донии, в которой говорилось: «Я буду оце-
нивать головы тех, кто оставил дома, я
сошлю всех их родственников до четвер-
того поколения так же, как и членов всех
подозрительных организаций, я лишу их
поставок ЮНРРА, отберу их фермы и при-
му все другие возможные меры против
них». Украинская делегация может ука-
зать дату опубликования этой инструкции,
тазеты, которые воспроизвели ее, но пред-
ставитель Великобритании найдет, что это
неубедительно. Он вообще все отрицает,
отрицает даже всем известные факты.
Если бы украинскому делегату пришлось
товорить 06 известном всему миру мессин-
ском землетрясении, то делетат Велико-
британии, наверное, сказал бы, что это
известно всему миру, но ему это неизвест-
но, «Но 0б этом писалось в английских
тазетах», — сказали бы мы. «Мало ли что
писалось, — сказал бы г-н Кадоган. — У
нас пресса свободна и может даже писать 0
мессинском землетрясении». «Но если она
так свободна, то ей надо верить», — в03-
разили бы мы. «Нет, именно потому, что
она свободна, она может извращать факты.
Я поверю украинскому представителю
только в том случае, если он представит
свидетельские показания жертв, погибших
во время мессинского землетрясения». Та-
кой ©пособ отрицания фактов, может быть,
кое-кто и считает верхом дипломатического
искусства, но обычные люди называют та-
кой способ иначе. .

Как примирить далее с этой идилличе-
ской конституционной системой тот факт,
что банды греческого Михайловича, ны-
нешнего депутата ‘греческого монархиче-
ского парламента Зерваса, в июле 1944 г.
в районе Парамиткас-Фанариона вырезали
500 албанцев, а в августе — еще 700,
изнасиловали 300 женщин, сожгли дома,

О И. ко - к Ау а  : СР

партий, таких людей, как Канелопулос,
жения.

Не бесполезно будег напомнить, что таким
гам, в которой коммуниеты и в рядах ап-
ини, и в партизанских отрядах, и в движе-
HEH сопротивления оккупантам показали
кеччить с легендой о коммуниетах как ма-
миллионы голосов, они участвуют во мно-
гих странах в правительстве и даже в9з-
тлавляют его. Из европейских стран тольго
в Испании, Португалии и Греции проводит-
ся политика по отношепию к коммунистам,
скопированная с гитлеровекой модели.

И если бы, госиода, мы не имели ника-
ких материалов, ничего не знали о поли-
тической физиономии агрессивных грече-
ских монархистов, то одного заявления гре-
ческого представителя было бы достаточно,
чтобы уяснить, с какого рода политической
формацией мы имеем дело в Греции. После
такого заявления станет понятно, `почему
французская Лига прав человека и граж-
данина, имеющая более чем полузековую
историю борьбы за элементарные свобохы,
пацет в своем обращении к Мирной конфе-
ренции в Париже о режиме в Греции: «Гре-
ция — мученина, пролившая кровь за дело
демократии... Сейчас Греция страдает под
диктатурой тех, кто был пособником окку-
пантов. Оружие, которое было отдано, <0-
	DDI MVE, AE CCHEAUDH. (1АОО). БЫ-
yuaa Ha 3aceqaunn Cosera Безопасности
) сентября при обсуждении греческого во-
юса, министр иностранных дел, Украин-
ой ССР Д. 3. Мануильский сказал:

«Совет Безопасности заслушал два вы-
упления греческого делегата, выступле-
ня представителя Великобритании, пред-
звителя Соединенных Игатов и предета-
теля Австралии. 0 выступлении
редставителя Австралии украинская деле-
ация хочет сделать краткое замечание,
тобы не возвращаться к этому выступле-
Ию.

Представитель Австралии счел для
бя уместным прочесть в трубоватой, но
злоубедительной форме лекцию украин-
кой делегации об обязанностях члена 06’-
диненных наций. В таких нескромных п0-
чениях делегация правительства УССР ве
уждается. Могут быть разные представле-
шя 06 обязанностях государств — членов
)6’диненных наций. Если, например, в
ставе 0б`’единенных наций затисано, что
здачей 06б’единенных наций является по-
ицрение и развитие «уважения к правам
человека и основным свободам для всех
(3 различия расы, пола, языка и фели-
гии», а в Греции или Индонезии наруша-
ктея эти права или‘в Южной Африке про-
водятся дискриминационные расовые зако-
ны против инпусов, то долг члена 0б’еди-
ненных наций сигнализировать о таких
нарушениях, требовать соблюдения устава,
принятого 5 нацией. Так украин-
ская делегация понимает свои обязанности
перед организацией 0б’елиненных наций,
членом которой состоит УССР. Но в ста-
рой Лиге наций было другое понимание
оли членов этой организации. Были такие
представители, которые закрывали глаза
ha военную опасность; доказывали, что
нападение Японии на Китай — это мест-
ный инцидент; мятеж реакционеров, орга-
низованный фашистскими Германией и Ита-
зней в Испании, — это внутреннее дело
спании; расчленение Чехословакии — это
средство к сохранению мира на Западе и
предусмотрительное направление немецкой
апесени на Восток. № каким результатам
привело такое понимание обязанностей го-
суларств, входящих в Лигу наций, обще-
известно. И некоторое число  предота-
вителей средних и малых rocy-
дарств не возражало против такой по-
литики, Они понимали свои обязанности
так, что они должиы быть рупором какой-
нибудь большой державы и по ее указанию
затушевывать нарушения устава Лиги на-
ций, К этому положению хочет организа-
цию 0б’единенных наций повернуть австра-
лийский делегат. Делегация правительства
УССР твердо ‘убеждена, что это ему не
удастся, и больше к этому вопросу она счи-
таек лишним возвращаться.

Прежде чем перейти к возражениям го-
ворившим здесь ораторам, следует отвести
с самого начала упрек представителя Co-
виненных Штатов в том, что. делегация
правительства УССР поставила на Совете
Резопасноети вопрее 0 положении в Гре-
ции, не ведя никаких предварительных
переговоров < заинтересованными прави-
тельствами. Делегация правительства УССР
считает нужным напомнить господину
жонсону, что такие предварительные пе-
реговоры велись правительством CCP.
Tax, 21 июля 1945 года правительство
(ССР представило совещанию трех глав
правительств в Берлине меморандум, в Ко-
тором положение в Греции характеризова-
10ь как положение, при котором нех
двлжного порядка, Fe уважают законы,
при котором свирепствует террор, направ-
ленный против демократических. элемен-

ный секретарь г-н Стеттиниус;
оценку давал бывший министр
ных дел Великобритании г-н
конец, высоко оценивали вклад албанского
народа в общее дело союзников советекое
правительство и советское командование.
Представитель Великобритании, голосовав-,
ший против приема Албании в организа-
цию 0б’единенных наций, не может обойти
молчанием вопрос O TOM, кому он больше
верит, перечисленным государственным и
военным деятелям или г-ну Дендрамису;
утверждавшему здееъ, что Албания — это
гнездо ахрессоров, которые должны отве-
тить 3& все разрушения, произведенные
итальянцами в Греции. Спрашивается, эти

такую же
иностран-
Иден, на-

телеграммы, копии которых. имеются в
портфелях украинской делегации, явля-
ютея документами первостепенного значе-
ния, или нет? Или документом являются
голословные утверждения греческого де-
легата, полкрепленные представленной кар-
той, правдивости которой никто не прове-
рял`и для составления которой требуется
три цветных карандаша и разграфленный
лист бумаги?

‚Или возьмем друтой пример — заявле-
ние бывшего министра г-на Вафандариса.
Т-н  Кафанларне — человек умеренных
взглядов. 15 августа 1946 г. он сделал
заявление следующего характера: «Дей-
ствительно ли мы идем к плебисциту, т. е.
к выражению народной воли, или к повто-
рению инеценировки 1935 г. по установ-
лонному заранее плану, т. ©. к простому
провозглашенню 1 сентября приготовлен-
ного заранее результата без никакого дей-
ствительного участия народа? № сожале-
нию, ход событий подтверждает эти опа-
сения. .

В действительности, как можно гово-
рить о выражении народной воли, оено-
ванной на равноправии для обеих сторон,
если избирательные списки являются л0ж-
ными, по мнению всего народа, и всякое
высказывание против короля поведет в
аресту, когда веледетвие принятия закона
о чрезвычайных мерах вся страна очищена
от всяких элементов, которые не являются
действительными монархистами, в резуль-
тате арестов, заключения в тюрьмы, из-
тнания и т. х., когда монархические банды
действуют в свободном союзе е властями,
когда... Можно было бы, увы, умножить
10 бесконечности оргии, совернтенные аген-
тами и бандами правительетва, которым
улалось окончательно уничтожить в стра-
не всякий порядок и создать благоприят-
ные условия для проведения того, что на-
зывается «плебисцитом».

Спраливается, заслуживает ли доверия
такого рода заявление или г-н Кафанда-
рис для того, чтобы ето заявление нашло
поддержку здесь, должен  предетавить
справку от’ господина Дендрамиеа о том,
что он, Вафандарие, голововал в прозрач-
ном конверте за восстановление монархии
в Греции? Можно бы заранее выразить
благодарность тому, кто. постаралея бы
оргументированно доказаль, что Совет Без-
опасности и общественное мнение должны
больше верить не г-ну Кафандарису, &
Дендрамису, утверждающему здесь, что в
Греции существует такая идеальная кон-
ституционная система, где большинство
управляет, а меньшинство контролирует.
Однако позволительно будет спросить, ка-
коо место в этой конституционной системе
занимают 600 монархических банд, кото-
рые здесь называл представитель Совет-
ского. Союза, и в частности банда Сурласа,
фотографический снимок которой был

Ч?

eee eee Oe me Oe реал eK OO 55-4 Ка

представлен украйнекой делегацией Сове-

ту Безопасности. Этого греческий делегат
не 9б’яснил и не сможет об’яснить, потому
	В.

В сентябре 1945 года советоким mpa-
вительством был представлен первой cec-
сии Совела министров иностранных дел` В
Лондоне второй меморандум по тому же
вопросу, во вводной части которого гово-
рилобь следующее: «Сообщения, посту-
пившие из Греции, свидетельствуют 0 том,
Что внутриполитическое положение страны
продолжаюг оставаться чрезвычайно на-
пряженным, чреватым тяжелыми послед-
ствиями как для греческого народа, так и
для мира и безопасности соседних < Гре-
цией стран». Наконец, вопрос о пребыва-
ции английских войск в Греции подни-
малея на совещании трех министров в Мо-
скве во декабре 1945 г.

Но все эти переговоры не дали никаких
изультатов. Не дало никаких результатов
и суждение греческого вопроса на 66с-
син Совота Безопасности ‚8 Феврало
1946 г. Рес эти факты известны прави-
тельству УССР и создали у него твердое
Убеждение, что предварительные перегово-
ры; в силу позиции, занятой заинтересо-
ванными в греческом вопросе правитель-
ствами, ничего не дадут. Как же можно
упрекать после этого делегацию правя-

а
	PUPURGID Ut! weve [ Я

тельства УССР в том, в чем она ‘неповинна!
	(ювет Безопасности на ‘заседании OF
Б сентября заслушал длинную речь грече-
свого делегата, заготовленную, видимо,
заранее и поэтому не дающую ответа на те
бакты, документы и заявления греческих
политических деятелей, которые приводи»
лись представителем украинской делегации
в ого выступлении от 4 сентября. Еще
меньше сделал это представитель Велико-
британии, который вообще обошел всю
фактическую сторону украинского заявле-
ния и ограничился общими декларациями.
Но факты, господа, — упрямая вещь.
С ними нельзя, даже если они неприятны,
обходиться так, как первобытный идоло-
поклонник, обходился с изображением идола,
рассердившего его, — швырять его в сто-
рону, На факты и аргументы надо отве-
чать. Если представитель УССР сошлется,
например, в своей защите мужественного
албанского Народа на высокую оценку
‘албанских вооруженных CHI, помогаватих
союзным армиям в деле борьбы < общим
врагом, оценку, данную крупнейшими го-
сударствонными и Фоенными деятелями
союзных стран, то никто не имеет права
отмахиваться или отмалчиваться от этого
факта. А такую оценку дал 10 октября
1942 г. тогдашний государственный сек-
ретарь Соединенных Итатов г-н Хэлл,
12 поября 1944 г. — командующий с0ю3-
ными силами в районе Средиземного моря
Мейтлонд Вильсон, 5 августа 1944 г. —
командующий воздушными силами На
Балканах вице-мартал Уильям Эллиот,
99 чая 1945 г. — бывший государетвен-
	АЛЕ .

Здесь представитель Великобритании да
и кое-кто из представителей лрутих стран
разрешили себе говорить о том, что пред-
ставитель Украинской ССР в своем вы-
вступлении преследовал цели пропаганды.
Украинская делегация приводила фак-
ты, питировала документы, выдвигала ар-
гументы, а люди, у которых нет ни ар-
тументов, ни фактов, упорно  продол-
жают повторять: «Это — пропаганда».
Такого рода необоснованные  утвержде-
ния возвращают нас к тому. довоен-
ному времени, кома было немало охотни-
ков организовывать против советских со-
циалиетических республик крестовые по-
ходы, когда лорд Керзон посылал свои уль-
тиматумы, когда на нюрнбергеких парадах
произносились истерические речи о грозя-
щей миру советекой пропаганде. ‚В свете
пережитого опыта мы ныне. знаем, что за
всей этой шумихой о пропатанле окрыва-
лась подготовка атрессорами войны. Мы
знаем, что свои неудачи фашистекие и по-
луфаптистские правительства того времени
сваливали на пропаганду Советекого Co-
1032. Eme в 1930 году Генералиссимус
Сталин предупреждал, что вся болтовня о
советской пропаганде— это предлог для ин-
тервенционистекой пропаганды, что всякое
обанкротившееся правительство  норовило
оправдать свою слабость или неспособность
ссылкой на советскую пропаганду. Это мо-
жет показаться мало правдоподобным, но
это факт, что тени Мюнхена подымаются
вновь, точно не было величайшей войны, в
которой республики Советекого Союза, и в
том числе Украинекая ССР, принесли та-
кие огромные жертвы. «В результате не-
мецкото вторжения, — товорил  Генера-
лиссимуе Сталин, — Советский Cons
безвозвратно потерял в боях © немцами, а
также благодаря немецкой оккупации и уго-
ну советских людей на немецкую  катор-
гу — около семи миллионов человек. Ина-
че товоря, Советскай Союз потерял людь-
ми в несколько раз больше, чем Англия п
Соединенные Штаты Америки, вместе
взятые. Возможно, что кое-где склонны
предать забвению эти колоссальные жерт-
вы советекого народа, обеспечивитие 9св9-
бождение Европы от гитлеровского ura. Ho
Советский Союз не может забыть © них».

Мы имеем разноглаеня в среде 0б’еди-
ненных наций по ряду вопросов, но мы
имели одно крупное достижение, завоевач-
ное в процессе войны против общего вра-
га, — это сотрудничество великих держав
как основную гарантию мира. И тот, кто
ныне вытаскивает вновь из’еденный молью
жупел так называемой советской пропаган-
ды, тот работает не в пользу сотрудниче-
ства 0б’единенных наций, а в’ пользу сры-
ва этого сотрудничества. Мы отмечаем этот
факт с тем большим удивлением, что как
раз в тех государствах, предетавитеяи ко-
торых упрекают украинскую делегацию в
пропаганде, ведется ничем не сдерживае-
мая антисоветская пропаганда, основанная
на самых фантастических измышглениях.

Можно было бы привести десятки при-

[

мер; хотят иметь на своих границах не
враждебные, а дружественно настроенные

законное и понятное для всякого миролю-
бивого государетва. Но пропагандисты вой-

литика Советского Союза. Советские рес-
публики стремятся установить деловое со-
трудничество со всеми 06’единенными на-
циями на основе взаимопонимания интере-
сов каждой стороны и аргументированного
обмена мнений между представителями
разных тосударств, & в это время против
Советского Союза организуют голосующую
стену, и пропагандисты войны шумят 0
том, что советские республики не хотят
сотрудничать ¢ другими 0б’единенными
нациями. Государства Восточной Европы,
освободившиеся из-под гитлеровского ига,
добиваются того, чтобы они как суверен-
ные государства сами определяли свою
экономическую политику, сами решали
свои внутренние и внешние дела, и это их
законное право, а пропагандисты войны
умят по поволу того, что эти государства
хотят отгоголитьея от других гесударетв

вод для нападения на Албанию.

Вопрос 0б угрозе, создавшейся на греко-
албанской границе, и стоит сегодня в по-
рядке дня Совета Безопасности, а не подня-
тые здесь греческим представителем вопро-
сы о взаимоотношениях Греции © Болгарией
пли Югославией, которые подлежат компе-
тенции Ларижекой Мирной конференции.

Помимо материалов, предетавленных де-
легацией правительства Украинской ССР
Совету Безопасности, можно привести заяв-
ление греческих солдат, участвовавших в
налетах на албанскую территорию и повест-
вующих о том, как подготовлялиеь и орга-

Можно было оы умножить э1и призеры
спи. На основании изложенных мотивов ле-
ности и подпадающей в силу этого под дей-
ствия статей 34 п 35 устава Об’единенных
наций».

eK OK.

НЬЮ-ЙОРК, 12 сентября. (Спец. корр.
ТАСС). Совет Безопасности вчера продол-
жал обсуждение заявления Украинской ССР
относительно греческой ситуации. А. А. Гро-
мыко, выетупивлиий первым, веовь отметил,
что греческая ситуация угрожает миру во
всем мире. Поддерживая позицию Советской
Украины в вопросе © греческой ситуации,
Громыко разоблачил подлинный емыел де-
матогических аргументов, выютавленных
предстазителями Англии, Голландии, США и
Греции. Громыко предупредил, что, если Co-
вет Безопасности пройдет мимо касающихся
треческой ситуации фактов, представлен-
ных Советской Украиной, репутация Сове-
та будет коренным образом подорвана. При-
веля новые примеры английского вмеша-
тельства в греческие дела, Громыко ‘предяо-
жил Калогану попытаться опровергнуть их.
Касаясь заявлений о том, что английские
войска, находятся в Греции по приглашению
треческого правительства, Громыко указал,
что греческая конституция 1911 года тре-
бует издания специального закона © раз-
решении пригласить иностранные войска.
Громыко указал, что такой вакюн принят
не был. Утверждение Кадотана о том, что
статья 2 устава оправдывает действия ам-
тлийских властей в Греции, является ‹о-
вершенно необоснованным, Tak ках эта
статья в действительности предназначена
для зашиты суверенитета и независимости
стран. В ответ на заявление делегата США
Джонсона © том, что Советский Союз отка-
залея послать своих наблюдателей ва вы-
боры в Грецию, Громыко указал, что посыл-
ка наблюлателей означала бы прямое вме-
пеательетво во внутренние лела Греции, про-
тв чего Созетекий Cows ‘настойчиво возра-
жает. «Те, кто считает, что греческий на-
род неспособен провести выборы и плебис-
Цит без иностранного наблюдения и вуеша-
тельства, — сказал Громыко, — ‘имеют
слишком невысокое мнение о стособкостях
греческого ватода. Советокое правительство
не может разделять такое мнение OTHOCH-

тельно способностей греческого народа. Эта
позиция советского правительства отвечает
духу и букве устава 0б’единенных наций,
запизцалолтего сузеренитет и независимость
государетв». Громыко выемеят утверждения
а том, что присутствие автлийских войск в
Греции, так же как и недавние морские де-
монстрадии у греческих берегов, содейству-
ют стабилизации положения в Греция.
«Присутствие таких средств стабилизации,
например, у греческих берегов в связи ©
плебисцитом представляет собой оскорбле-
ние греческого народа, его национальных
чувств и несовместимо © достоинством и
самоуважением страны».

Далее Громыко выступил © протестом
против продолжающихся попыток Кадогана
приниенть роль Советского Союза в разгро-
ме гитлеризма. Громыко отметил серьезноеть
вопроса, польятого Советекой Украмной от-
пасительно провокаций против Албании, и
иронически спросял Кадогана, Джонсона и
ван Клеффенса, насколько интенсивным
должен быть пулеметный огонь на греко-
албанской границе, чтобы он мог привлечь
К с-5е внимание Совета Безопасности.

В заключекие Громыко высмеял демаго=
тические декларации некоторых членов (9
вета о том, что заяваение Украинской ССР
представляет собой «пропаганду». Громыко
заявил, что Советский Союз намерен непре-
рывно п настойчиво бороться за междуна-
редную безопасность и разоблачать поджи-
гателей войны.

Слелующим выступил Калоган, который
повторил свое прежнее утверждение о том,
что обвикения, выдвинутые Мануильским,
-являютея будто необоснованными.

Затем выступил греческий делегат  Ден=
драмие, который пыталея поддержать Кало=
гана, в его усилиях, направленных K TOMY,
чтобы отвести доводы, выдвинутые Украин“
ской ССР.

После выступления Дендрамиса Ланге
предложил отложить заседание Совета. Слез
лующее заседание состоится 13 сентября,

Обращение Албании в организацию
Об’елинённых наций

ТИРАНА, 11 сентября. (ТАСС). Вице-
премьер и исполняющий обязанности ми-
нистра иностранных дел Народной Респуб-
лики Албании  генерал-лейтенант  Кочи
Лзодзе от имени албанского правительства
направил генеральному секретарю органи-
зации 0б’единенных наций Трюгве Ли теле-
трамму, в которой выражает протест против
треческих провокаций на южной границе
Албании.

«Греческие провокации, — говорится в
телеграмме, — начались сразу песле осво-
бождения Албании. Мир, за который
албанский народ вместе с Об’единен-
ными нациями пролил кровь евоих луч-
ших сыновей, нарушается его южным с0-
селом. В течение 1945 г. греки на греко-
албанской границе вызвали 59 инцидечтов.
В текущем году число греческих прозока-
ций возросло, и в течение первых 8 меся-
цев греки вызвали уже 57 инцидентов, из
которых 28 произошли в июне и июле. На-
лет, устроенный греками 7 июля в районе
села Радат, южнее Аргирокастрона, был
подготовлен заранее и проведен воинской
частью из 200 человек, вооруженных пу-
леметами и минометами.

Нет сомнения, что положение, создан-
ное политикой нынешнего греческого пра-
вительства и действиями его оргапов, пред-

ставляет собой настоящую угрозу миру Ha
Балканах и особенно между нашими дву-
мя странами, являющимися соседями. По-
литика монархическо-фашистеких руково-
дителей Греции имеет целью вызвать C4
оруженный конфликт между Грецией и Ал-
банией, чтобы воздать условия для аннекч
вии южных районов Албании пох ирздло+
гом того, что они якобы являются частью
Эпира. Это — типичный пример агрессив-
ной политики, которая служит традицион-
ной «великой идее» греческих империали-
стов и которая нв имеет ничего. общего ©
политикой демократических и миролюбивых
народов». г
Подчеркивая, что албанское празптель-
ство неоднократно делало официальные за-
явления об опасности, которую представля-
ют греческие провокации для Албании, Во-
чи Лзодзе обратилея с просьбой к Совету,
Безопасности «употребить всё свое влияз
ние и воспользоваться всеми средствами,
предоставленными в его распоряжение, что
бы покончить с греческими провокациями».
Кочи Дзодзе подчеркнул, что «каждо» лей-
ствие Совета Безоласности в этом направле-
нии помогло бы рассеять тревожную AT~
мосферу, созданную греками, и явилось бы
шатом вперед для установления мира 2
взаимопонимания между народами»,
	yl
	У,

ra0l
		Che
: тр
Ob: