№ 1 (10392)
	1. ЯНВАРЯ 1947 Г.

CPE Sk lade es 6
FET

3 AJITAHCKHX 3APHCOBOK
	и не она. © чарующей грациозноетью взмах-
нула рукой, волшебно плывет по кругу и
уже в совершенной тишине продолжает
высоким сопрано: .

«Эй, вы, струны звонки-тонки...»

Тармониет азартно проводит по всем ла-
дам, женские альты подхватывают песню,
которую можно назваль славой колхозу,
молодости, лучистому завтрашнему дню.
Марья взмахивает платком, вновь плывет
по кругу, улыбаясь жениху и невесте. Чер-
новолосый, черноглазый, несколько разлох-
маченный парень, топнув раз и два 0б
пол и точно изумивииеь, полетел ей на-
встречу.

А Данилыч уже не знают, что ему де-
лать. Он семенит от пляшущего, поющего
круга к столу, за которым еваты и все
пожилые колхозники толкуют о важном и
завлекательном: вот завтра колхоз начието
кончает хлебопоставки, и уже пора думать
о весне. Пора! По всем приметам год будет
весьма удачливым.

От стола Данилыч кидается к шумливо-
му танцующему кругу и, размахивая ру-
ОЙ, Что-то говорит, но что — не понять.
Видно лишь, что душа его полна умиления,
восторга. счастья.
	2. «Пуша желает...»
	На станции Ремовская, кроме зала ожи-
даний, есть просторная пустующая комна-
та. Расположена она рядом е «дежуркой»,
где сидит диспетчер. В этой комнате нет
ни мебели, ни электрического света, но
пассажиры идут в неё охотнее, чем в зал
ожиданий: здесь слышно, как диспетчер
товорит с соседними станциями о пасза-
жирских поездах, о времени их прибытия
в Ремовекую, о плацкартных и бесплац-
картных билетах. А главное — тут гораздо
теплее, чем в зале ожиданий: у диспетчера
все время тотится голландская печь, и че-
рез дверь и шели тепло льется в эту смеж-
ную комнату,
	Разумеется, пассажиры приходят сюда ©
мешками, корзинками, баулами и распола-
гаются кому как удобнее. И во тьме,
усеянной огоньками кручёнок, звучат очень
хоропгие разговоры о людях, делах, надеж-
дах. замыелах.
	Вот кто-то рассказывает, как коммуни-
сты и комсомольцы артели «Зерно», что в
Локтевском районе, вошли в молотильную
бригаду и вместе с другими колхозника-
ми поехали за восемьдесят километров в
отстающий Третьяковский район, чтобы
помочь тамошним артелям домолотить хлеб.

— Приехали, а там уже вторую неделю
не молотят. «Почему, други, не молотите?
Плана не выполнили, & не молотите? За
счёт передовых районов хотите ехать. Не
выйдет!». А они: «Молотили бы, да морозы
не позволяют: шутка сказаль—еорок пять
традусов. Вот попробуйте-ка вы»... Тут на-
ши и показали, что значит ФЛоктевский
район. Прямо с ходу на ихний ток. Разожгли
костры, расставили силы и двинули: гром
и молния! Ночь так, день так... Ну, тут
ихние и засовестились. Пришли, говорят:
идите передохните, теперь наш черёд. И то-
жю двинули как следует быть...

Конечно, среди пассажиров изредка по-
палаются и люди, весьма не уважаемые в
советском обществе 3a леность, за всяче-
скую отсталость, за тунеядетво...

Вот, когда из «дежурки» выходит © фо-
нарем диспетчер или когда кто-нибудь
зажжёт спичку, видны две женщины, сидя-
щие на грузных мешках. Одна — молодая,
молчаливая, другая — лет за сорок, рас-
трепанная, лицо одутловатое, а губы, как
ниточки. Она вс8 рассказывает, какой у
нее был, в Локте первый муж и как она
вышла в Рубцовске за второго. и как жи-
	-вется ей с четвертым. этим. мужем она
	недовольна («уж больно старый...»), хо-
чет от него уходить и нынче, собираясь
ехать в Барнаул, сказала ему:

— Мне мужья боты покупали, лавеске-
ловый маркизет и всё, чего ни захочу, а
ты — старый кобель, у тебя нету ничего.
	1. Свадьба
	Смутлый, приземистый, комсомольских
лет бригадир женится на лаборантке из
тлубинного пункта, русоволосой красави-
це — сичие глаза с поволокой.

Столы выдвинуты на середину избы, —
хымится жареная баранина, поблескивают
бутыли, высятея штабели пирогов © поч-
ками и печёнками, рублеными яйцами,
свежей капустой. Пиршество в разгаре, но
всё плёт чинно, только вот Алексею Дани-
ловичу, женихову деду, не сидится на ме-
сте, он топчется вокруг слвинутых столов
и, нагибаясь то К гостям, то К молодым,
лукаво выговаривает:

— Ая веё-таки спою, Ох, спою.

Его не слушают.

Лишь механик из МТС одобряюще и
тромко произносит:

— Давай, давай, пой.

Данилыч, став в полоборота к своей ста-
рухе, сиповато запел неожиданное, совсем
не деревенское:

«Влавикордой удаляя,
Распрекрасную прельщу...
Маргаритка молодая,

AX, co всей страстию люблю»...

Bee разливно засмеялись, и даже стару-
хи, веплеснув руками, затряслись от смеха.

А Данилыч топнул ногой, встрепенулея,
раскинул руки и замер, как бы в истоме, —
совершеннейший балетный танцор. Тут, ка-
залось, от хохота заколыхалась изба,

Данилыч уже шел к своему меету впол-
He счастливый.

Е нему подсел приезжий московский че-
ловек, ненароком попавший на пиршество.
Оз расспрашивает старика, откуда У него.
такая песенка, где он слышал её...

Данилыч умилённо глядит на гостя, ка-
сается его колена и блаженно выговари-
вает:

— Имею or всех людей... бо-ольшой
почет...

Помедлив, заговорил горделиво:

— Я всегда по-честному. Веегда, Bot
товорю нынче: «Василий Павлыч, если
надо, я поеду. Какой праздник ни будь, я
погду. Хоть сейчас. Поеду и доставлю 0603
ко времени». А он говорит: «Нет, ты свое
дело сделал, иди погуляй у внука на свадь-
бе, а мы пошлем Евтюхова». Ну, если так.
to так. Эн зна-ает—Василий Павлыч. Он
знает. Вон Михаил Андреич... Эй, Михаил
Андренч! Много мы дали государству сверх
плана. И все от чистой души. Oro
надо, то надо. 9-э!.. Бедней не будем, а
богаче — так это да. Верно, дочка, гово-
рю? Не на что-либо даем, на великое дело
даем. Мить будем, э-э, дочка, во-от жить
будем!..

А о песенке не сказал ничего. Подле него
сидит кузнец, — он-то и об’ясняет гостю,
откуда эта песенка.

— В давнее время... ну, годов уже боль-
ше тридпати тому назад Лексей Данилыч в
Новониколаевске при театре истопником,
что ли, служил. Вот с тех пор и запомнил
эту всякую чепуху. Й когда больно разве-
селится, то уж не унять его никак: всё
поёт и поёт.

А Данилыяч опять кружит у стола:

— 0х, спою...

Но теперь в избе уже гораздо шумнее.
Пожилые и молодые колхозницы, обступив
доярку Марию Задорожную, упрашивают
её плясать. Звучат короткие зазывы гар-
моники. А Марья как будто не понимает,
почему просят именно её, когда тут есть
женщины и моложе, и гораздо красивее, и,
вероятно, искуснеез. Она тщится придать
скуластому лицу равнодушное, даже ску-
чающее выражение. Но её очень просят,
к ней подошла даже невеста, и всё зазыв-
нее звучит гармоника, и девушки, женщи-
ны уже прихлопывают в ладоши. И Марья
встает — большая. скуластая, в цветаетой
кофте. Вышла на середину (столы уже ото-
двинуты к стене) и запела пебрежно, В HOC,
будто засыпая:

«На веселой на сторонке

Ham колхоз родной стоит...»
  И разом вся преобразилаеь. словно это

Где-то полле неё изумленво прозвучал
голос:

— Вот змея. Ну, и змея!.. Живут же та-
кие на белом свете...

Тут, вероятно, произошел бы крутой раз-
говор, но в это мгновенье дверь распахну-
лась, в комнату вошла фигура с мешком
и певуче сказала:

— Здравствуйте, все!..

Голос прозвучал молодо, нежно и радост-
но, даже по-детски радостно, и пассажиры,
спаевшие ближе к двери, удивленно отклик-
нулись:

— Здравствуйте.

И все, казалось, ждали, что скажет эта
женщина ещё. А она, вглядевшиеь во тьму,
наклонилась к ближайшему пассажиру, б0-
родатому мужчине, возле которого лежали
пила и плотницкие инструменты, и теплым
голосом спросила:

— Вы, дядя, в Барнаул едете?

— В Барнаул. А что?

— Н яв Барнаул, —обрадованно про-
говорила женщина.—Вот как хорошо-то.

Плотник без нужды закашлял, потом уча-
стливо-деловито спросил:

—= На базар, что ли?

— Нет. В мужу, пять годов не видались.
Получила утречком телеграмму: приезжает.

Й она засмеялась, и мнилось в те мгно-
венья, что в темную эту комнату влетел жа-
воронок.

Кто-то весело проговорил:

— Едет, едет, значит, Демобилизован-
ный он, что ли?

— Лемобллизованный. Из Австрии. Ут-
речком получила телеграмму.  Встречать
еду. Он не знает, что. я ему ветречь еду.
		Й она опять по-детеки радостно засмея-
	лась, и было похоже, что это сыплется
жемчуг,

Плотник ещё участливее и мягче спро-
сил:

— Ребятишки-то есть?

— Деврчоночка. Он еще и не видал её.
Ушел на фронт, а через три месяца она
родилась. Не видал.

Тут плотник опять закашлял, полез в
карман, зажег спичку, закурил и поднял
огонёк, чтобы поглядеть на женшину. В
ту же секунлу в центре комнаты вспыхнул
второй огонёк и тоже поднаялея над шалпка-
ми и платками.

Boe смотрели на молодую, ясноглазую,
улыбающуюся женщину, и почти на всех
лицах уловимы были и любопытство, и бла-
гожелательство, и участие.

— Сама-то откуда?

Женщина преохотню отвечала: она из
колхоза имени Молотова, Локтевского рай-
ойа, работает там старшей животноводкой,
правление дало ей недельный отпуск...

— Утречком телеграмму получила, —
словно изумляясь своему счастью, гово-
рила животноводка,—а у нас как раз крас-
НЫЙ 0603 снаряжали, думаю, и я с ним до-
еду. И не терпится, не терпится. Брать, ду-
маю, с собой девчоночку или нет? Рассо-
ветовали. А тут 0б0з уже сенаряжают, аги-
таторы по дворам ходят — за сверхплано-
вую сдачу хлеба агитируют. И ко мне за-
шли, говорят: «Ты на радостях-то про rocy-
дарство не забудь...» Да, господи, разве я не
понимаю этого! Я всегда первая для госу-
дарства. Откуда й богатство-то идёт, если
Понимать.

Она смолкла, было очень тихо. и, каза-
	л0сь, каждый искал нужные слова, чтобы.
откликнуться этой женщине. Первым на-
шел их плотник. Он сказал рассудительео:

— В такой, конечно, час душа особен-
HO желзет чего-нибудь хорошее сделать...

Из дежурки вышел железнодорожник с
фонарем и, приостановившиеь, приподнял
фональ:

— Чего тут расшумелась?

— Да так, дяденька, про свои дела го-
ворим.

И все опять с удовольствием смотрели
на нее — ясноглазую, разрумянившуюся от
счастья. Растрепанная жевщина тоже воз-
зрилась на неё и о чем-то думала озадачен-
но и сосрелоточенно.
	А, КОЛОСОВ.
Барнаул.
	Hoeo100nee
	В году один бывает час,
Сменяющий года,

Пробьют часы двенадцать раз
Звучнее, чем всегда.
	И вся ‘советская земля

Часов проверит ход

По стрелкам башенным Кремля,
Встречая новый год.
	Часы на мМаяках морских

И склянки корабля

Пробьют двенадцать в тот же миг,
Что и часы Кремля.
	Мы встречаем новый год,
Как дружная семья.

Да будет счастлив наш народ!
За Сталина, друзья!
	С. МАРШАК.
——05—
		Восстановленная плотина Днепровской гидроэлектростанции имени В. И. Ленина.
	Огни на J
	Главный диспетчер инженер Хохлов

позвонил главному инженеру Днепростроя
Кандалову и сообщил, что Ha тассвете
25 декабря днепровсвая вода появилась в
аванкамере гидростанции. За сутки ona
поднялась на 36 сантиметров,

Это была одна из самых радостных вес-
тей, какую только хотел услышать Инно-
кентий Иванович Кандалов. Он стал высчи-
тывать, когда вода достигнет отметки
«34» — уровня, при котором можно будет
привести в движение турбину. Но самым
осторожным расчетам получалось, что это
произойдет, примерно, 5—8 января. Ничего
не поделаешь, нужно еще немного подо-
ждать... >

Кандалов поспешил к аванкамере, что-
бы своими глазами видеть долгожданную
воду. Он увидел ве сверху, © плотины.
Вода свинцом отливала на солнце. Вандалев
спустился с плотины в машинный зат.
потолковал е инженерами, монтирующими
первую мощную гидротурбину; из машин-
ного зала он поднялся на плотину, провел
диепетчерское совещание, & затем вновь
отправилея к аванкамере. Ни на минуту
его не. оставляли одного: то и дело-к нему
обращались инженеры, мастера, рабочие, и,
отвечая на их вопросы, стоя на холодном
ветру, он не спускал глаз с аванкамеры,
на дне которой блестела, вода.

В 1932 году, когда была пущена Дке-
провская электростанция, товарищ Сталин,

приветствуя героев Днепра, назвал Днепро-

строй великим историческим строитель-
ством. Кажется, нет такой стройки в на-
шей стране, которзя бы так тесно, как
Днепрострой, переплеталась со всей исто-
рней жизни и борьбы нашего молодого го-
сударства. История эта восходит к 1920
тоду. В те далекие дни, на УШ Beepoc-
сийском с’езде Советов, Владимир Ильич
рисовал будущее нашей страны, которую
он видел в мечтах своих покрытой сетью
электрических станций. Ленин назвал план
ГОЭЛРО второй программой партии.

Проект строительства Днепровской гид-
ростанция был включен в план ГОЭЛРО.
8 ноября 1927 года, в день закладки пло-
тины на Днепре, в древнюю скалу Любовь,
с которой связаны предания о Запорожской
Сечи, была опущена медная доска, на ко-
Topol рукою искуеного мастера запечатлены
быти exeBa:
	«...В день десятилетия Великой Октябрь-
ской революции, во исполнение заветов
вожля мирового пролетариата В. И. Ленина,
усилиями трудящихся масс первого в мире
пабочего государства Сотоза Советских Co-
	поднять к жизни. Но немцы сделали все,
чтобы полностью уничтожить, уничтожить
навеки могучее тело плотины и машинный
зал гидростанции. Заложив в железобетон-
ное тело плотины и в машинный зал гидро-
	  станции 600 тоны взрывчатки, взорвав со-
	прягающий устой, щитовую стенку, обру-
шив в кратеры мантинисто зала взорванные
агрегаты, пустив поверх плотины слепую
стихийную силу воды, немцы полагали, что
они колесо истории повернули вепять, что
никогда уже большевикам не удастся вос-
стансвить Днепрогэс.

Последствия взрыва были бы еще более
страшными, если бы подлый замысел гитле-
ровцев не удалось в значительной мере
обезвредить. На протяжении трех ночей
уладший лейтенант Курузов вел разведку
на плотине. В третью ночь у первого бычка
Курузов услышал голоса немецких коррек-
тировщиков, расположившихея на щитовой
стенке, и в эту же ночь он обнаружил под
вторым бычком в бетонном теле плотины два
провода, которые вели в нижнюю патерну,
залитую водой. Он обрезал эти провода и,
спустившиеь в нижнюю патерну, пройдя
первый марш в пятнадцать ступеней и вто-
рой марш лестницы в семь ступеней, по пояс
волтел в воду, нашел шедшие сверху прово-
да и вырезал их.
	Вогда напти войска прорвались на пра-
вый берег, то выяснилось, что в тех местах,
гле Курузов перерезал провода, было заложе-
но CTO авиационных Gomb, каждая в
500 килограммов.

Велики были трудности, связанные
с возрождением Днепрогэса, но  совет-
ские люди приняли на свои натруженные,
отягощенные войною ‘плечи эту исполин-
скую задачу -—— поднять наш Днепрогэс.
Товарищ Сталин подписал решение прави-
тельства о восстановлении Днепрогэса. Еще
лымились развалины, еще над берегами
Днепра, смешиваясь © туманом, носились
черные клубы дыма, котла сюда пришли
первые строители. Прюбираясь по pa3-
валинам через торчащую арматуру, под-
саживая и подтяпивая друг друга, ин-
Женеры осматривали поле предстоящей
битвы. подробно изучали разрушения. Их
	‘больше веего ролновала мысль’ каким 05-
	разом снизить уровень воды для того, чтобы
можно было подступиться к плотине и на-
чать восстановительные работы?
	Тлавная проблема, связанная с величай-
шим риском, от которой зависело всё — на-
чало и завершение работ на Днепрострое, —
была проблема донных отверстий. Можно
было восстановить плотину, заделать раны,
		размер ero—-30 метров. Его назвали «хло-
	пушкой», и слово это очень верно выража-
ло идею конструкции. Металлический щит
ча стальных канатах опускали над бушую-
щей водой, железные пальцы, охватывав-
шие щит, разжимались, и семидесятитон-
ная рама, словно хлопушка, двинутая и
подхваченная могучей силой воды, закры-
вала донное отверстие.
	Из шестнадцати донных отверстий наи-
большие трудности вызвали второе и пятое.
Wy че удалось закрыть и хлопушкой. Силь-
ный эоток, обладавший огромной мощью и
быстротой, устремлялея в донное отверетие.
Эту силу воды, равную живой силе в ты-
сячу тонн, нужно было сдержать и обуздать,
И снова начались страстные поиски нового
репения-—как закрыть второе и пятое дон-
ные отверстия? Инженер Орел подал мысль
опустить с верхнего бъефа плотины желез-
ную раму, которая охватит контуры отвер-
стия. Так и было сделано. Но железная ра-
ма, опущенная в волу, повисла углом. Во-
да со страшной силой хлынула в обнажен=
ный угол.

Водолаз Марков спустился с гребня пло-
тины в бушующую реку и, опускаясь все
ниже и ниже вдоль рамы, рискуя быть
расплющенным водой, нащупывал те непри-
крытые сталью места, где вода врывалась
в донное отверстие. По сигналу водолаза в
воду опускались мешки с песком (более
пятисот), огромные куски железа, толь.
пакля, которые под сильным напором во-
ды, направляемые рукою Маркова, словно
пластыри ложилиеь на раму. А когда Мар-
ков закончил работу, в донное отверстие
спустились три человека — Хохлов, Пей-
чец и главный инженер левого берега Да-
нилович. Все трое были одеты в вололазные
рубашки с капющшонами. Они должны были
заделать донное отверстие.

Вода еще пробивалась сквозь шели, ¢
гулом проносилась в узком пространстве
отверстия. Люди переговаривалиеь только
зваками — рев от воды был до того силен,
что голоса не слышно было. Ho человек
вступал в единоборство с разбушевавшейся
стихией. Тридцать шесть часов инженер
Данилович находился в этом донном отвер-
стии со своими двумя товарищами. Личным
примером он должен был показать людям,
что, как ни велика опасность, но стихию
нужно обуздать. Системой перемычек Да-
нилович решил удержать воду, отвести ее
в специально проложенные трубы и, соз-
дав спокойное зеркало воды. начать бето-
нировку.

‚ Жизнь трех человек висела на волоске,
Конструктор Залкинсон послал своему другу,
инженеру Даниловичу, записку. — состояв-
	Ca PRMD EY, OGUHOKY,  COCTOAB-
цгую из двух слов: «Болеслав, быстрее!»
Данилович и так знал, что нужно как мож-
HO быстрее создать над водой бетонную
	мовы Г ФТТ

пробку. Три человека возвели перемычку,
и когда труд их был уже завершен, вотА
прорвала ее. Они снова стали возводить пе-
ремычку. Задача состояла в том, чтобы от-
разить все. атаки воды, чтобы ни олна
струя, ни одна капля не оставались в дон-
ном отверстии, потому что, если хотя бы
только одна капля проникнет в глубь тела
	ЮТИНЫ, — это создаст опасность фильт-
palin.
	Стоя в ледяной воде, три человека R08-
	вели, наконец, перемычку в два метра вы-
сотой.
	Так было закрыто второе донное отвер-
	oa EES SNE A EE NRE
стие. А их всего было шестнадцать в теле
плотяны!
	Медленно, сантиметр за сантиметром,
поднимается уровень воды в аванкамете,
В канун нового года, вода подошла, к отметке
«31,50». Еще на два с половиной. метра
доляжуна, подняться вода, и тогда покоренная

сила Днепра ринется в стальную спираль-

ную трубу м приведет в движение ротор
турбины,

Ночью на берегах
огни великой историч
скоро Днепрогэс даст первый промышален-
НЫЙ ток. И котда ¢ высоты могучей пло-
тины смотришь на опни Днепростроя, в па-
мяти веплывают прекрасные елова, Горько-
го, сказанные им в день пуска Днепрогэса
в 1932 году: «Социалистически организо-
ванный разум людей побеждает стихию п
победит ее, какова бы ни была ее сила...
Разум, лучший, наиболее энергичный и ак-
тивный разум трулового народа Союза (о-

ветов, воплощен в партии большевиков. На
этом празднике великой победы мы еще раз
убеждаемся, что партия большевиков —
прекрасное и мощное организующее начало,
что у трудового народа Союза Советов —
хорошая, светлая голова».

Днепра загораются
еской стройки. Ското-
	Б. ГАЛИН,
	40 лет на боевом посту
	Актив встоетил эти слова докладчика бур-
	HbIMH аплодисментами и возгласами при-
	вететвия в честь товарнща Сталина.

Тев. Ахундов подробно изложил славный
боевой путь профсоюза нефтяников, кото-
рый под руководетвом большевиков е пер-
вых дней своего зарождения вел активную
революционную борьбу против самодержа-
вия и капиталистов, & в годы советской
власти мобилизовал трудящихся на выпол-
нение хозяйственно-политических задач и
добилея улучшения бытовых п культурных
условий жизни рабочих.

С большим интересом выелущало собра-
ние воспоминания казначея первого  прав-
ления профсоюза нефтепромышленных ра-
бочих тов. Алдигезалова, старых членов
профсоюза т.т. Вочарова, Фокина.

Собрание с огромным воотушевлением
приняло приветствие товарищу Сталину.

БАКУ, 31 декабря. (Норр. «Правды»).
Вчера, 30 декабря, в Азербайджанеком опер-
нем театре состоялось торжественное с90-
брание. нрофеоюзного актива Баку, поевя-
щенное 40-летию союза нефтяных рабо-
ЧИХ.

Собрание откоыл старейший член проф-
союза нефтяников теплотехник нефтенере-
рабзтывающего завода имени Андреева, тов.
Чернов.

С докладом о 40-летнем юбилее союза
нефтепромышаенных рабочих выступил
председатель ЦК нрофсоюза рабочих нефтя-
ной промышленности Южных и Западных
районов СССР тов. Ахунлов.

— Минуло 40 лет, —говорит докладчик, —
когда в 1906 году о инициативе люби-
мого вождя и учителя, великого творца
ввех наших побед товариша Сталина Ba-
кинокий комитет большевиков организовал
профессиональный cows нефтепромышлен-
ных рабочих Бакинской губернии.
	Празднование юбилея профсоюза рабочих
нефтяной промьииленности
	циалистических Республик заложена прави-   построить подводную часть мапгинного за-
тельствами СССР и УССР Днепровская Ас MOTOTORRT METS, MPOTORATh Оо
тидроэлектростанция. мошностью в 650 тые.   срязать оба берега, но успех всей этой ог-
	лошадиных сил, — могучий рычаг социали-
стического строительства СССР».

Там, на берегах Днепра, где развернулось
грандиозное строительство, родилось и раз-
летелось по всей стране, на все стройки
первой пятилетки, крылатое слово «темп».
И вся страна жила этой великой стройкой,
думала о ней, помогала ей всем, чем могла.
Вот большезики повернули влево Днепр, вот
бетонный корпус плотины прорезал оба бе-
pera, вот в гребенку плотины опущена по-
еледняя бадья бетона, вот седые воды Дне-
пра привели в движение ротор турбины, и
вот, наконец, 10 октября 1932 года одно
Из самых замечательных сооружений нашей
эпохи вошло в строй действующих пред-
приятий,

Днепрогэе преобразил огромный край.
Вилоть до самого последнего дня своей
жизни — 18 августа 1941 года, когла
немцы прорвались к Запорожью, гилро-
станция работала с полной нагрузкой. И в
этот день, до 9 часов вечера, Днепрогэе ни
на один киловатт не снижал своей нагруз-
ки. Немецкие снаряды летели с правого
берега на левый, через плотину, через ма-
шинный зал станции. Немцы надеялись
взять Днепрогэе «живым», целым. Но все
агрегаты были включены на короткое замы-
кание, а в машинном зале закрыт был лоступ
масла в подшипники. В 21 час десять про-
летов плотины рухнули вниз, и вода хлы-
нула поверх взорванных глыб железобетона,
разобщая оба берега, заливая немцев, их
орудия, направленные на Днепрогэс.

Могучее эхо взрева, раздавшееся летом
1941 года на берегу Днепра, горечью,
болью и яроётью отдалось в сердцах совет-
ских людей, и это же эхо потрясло весь
мир, и миллионы людей, находившиеся 3a
сотни и тысячи километров от Днепра, скло-
нили свои толовы перед далеким Днепро-
асом, перед этим величайшей силы траге-
AWHHEIM aRTOM.

Днепрогэс был взорван с таким расчетом,
чтобы, когда мы вернемся нз берега Днеп-
	` ра, станцию можно было в кратчайшие сроки
	связать оба берега, но успех всей этой ог-
ромной работы, в конечном счете, зависел
от того, сумеют ли строители закрыть про-
битые донные отверстия в теле плотины.
Дэнные отверстия нужны были для того,
чтобы с их помощью понизить уровень воды,
открыть фронт работ. Это была только одна
сторона великолепного технического замы-
сла. Но трудноеть заключалась в другом:
пробивая донные отверстия, инженеры наши
уже тогда, в январе 1944 года. лолжны бы-
	пи думать 0 том, KAR закрыть их, какую
	силу противопоставить бешеному напору
волы. которая в своем стремительном лвиже-
нии будет еметать на евоем пути веб.
	Старые днепростроевцы помнят ту оже-
стеченную подемику, которая вспыхнула в
годы, когда создавался проект плотины.
Американский специалист полковник Вупер,
один из крупнейших авторитетов в мировой
гидротехнике, утверждал, что никому. в
том числе и ему, еще не удавалось решить
подобную проблему— закрыть донные 0т-
верстия. Он говорил, что можно придумать
щит хорошей конструкции, но заделка дон-
ного отверстия связана с колоссальными
трудностями. Он, полковник Купер, на одной
из гидростанций в Америке восемнадпать
раз пробовал опускать щиты, но возрастаю-
щая сила сопротивления воды ломала пе-
мент, железо, крушила дерево.
	И вот снова, девятнадцать лет спуетя,
	перед напгими инженерами возникла эта
проблема. Сама жизнь властно требовала от
наших людей — быстрее строить, емелее
итти на риск для того, чтобы выиграть вре-
мя в битве за возрождение Днепрогэса. И
борьба за донные отверстия представляет
собою одну из ярчайших страниц в эпопее
восстановления могучего есоружения.
	Десятки вариантов, предложенных инже-
	нерами, обсуждались и отвергались, `пока,
наконец, коллективной мыслью инженеров
Кандалова, Мельниченко, Залкинсона,
Орла, Белкина была создана п разработана
такая конструкция щита, которая давала
наибольшую гарантию, что донные отвер-
стия удастся закрыть. Щит весил 70 тонн,
		Горьковекому автозаводу имени Молотова — 15. лет
	кое и разнообразное применение в народном
хозяйстве во всех районах нашей страны.
Линть за первые 10 лет горьковчане осво-
или производство 17 различных типов авто-
мобилей.
	Во время войны автозавод имени
Молотова стал крупнейшим арсеналом Со-
ветской Армии. Он снабжал фронт не только
автомобилями, но и боевой ‘техникой.
Все четыре военных тода завод пере-
выполнял производственную программу. Три
ордена — орден Ленина, орден Красного
Знамени и орден Отечественной войны
1 степени — укралталот заводское знамя.

1946 год на автозаводе прошел пол зна-
ком усиленной послевоенной перестройки
производства. В нынешнем году завод дол-
вен полностью перейти на выпуск машил
новых типов —`«ГАЗ-51» и «Победа».

К концу пятилетки автозавод имени

Молотова превзойдет ур.вень довоенного
производства автомобилей в 3.6 раза.
	Сегодня — 15 лет со дня пуска Горьков-
ского автозавода имени Молотова. Советский
автомобильный гигант возник в годы пер-
вой сталинской пятилетки с поистине ска-
заочной быстротой: 2 мая 1930 года на пу-
стыре, в шести километрах от Ванавинского
района Нижнего Новгорода, произошла за-
кладка первых корпусов. Первый камень
фундамента уложил тов. А. А. Жданов.
На сооружение завода потребовалось только
17 mecanes!

Tosapum Crain B cBoeM npHBeTCTBHE 3a-
ватскому коллективу п строителям в связи
се пуском автозавода писал: «Будем на-
деяться, что Автозавод сумеет в скором вре-
мени дать стране тысячи и десятки тысяч
машин, необходимых для нашего народного
хозяйства, как воздух, как вода».

За все прошедшие 15 лет горьковские
автомобилестроители дали стране почти
миллион — 912 тысяч — грузовых и лег-
ковых автомобилей,

Автомашины марки «ГАЗ» нашли широ-
	Новоселье
	ВОРОНЕЯь, 51. (Ворв. «Правды»). Гре-
мяченский район — один из наиболее по-
страдавигих во время немецкой оккупации.
Во мнотих селах и деревнях жилые лома и
колхозные постройки здесь были сметены
с лица земли. Сейчае в этом районе успеш-
но идет строительство новых ‘домов.
350 семей колхозников уже живут в но-
вых благоустроенных домах. Более полу-
миллиона рублей получили от государства
на жилищное строптельство семьи погиб-
ших воинов и инвалиды Отечественной
BOWEL

Район приступил к осуществлению пла-
на второго года човой пятилетки. Начата
постройка 190 домов. Кроме того, будет
построено 6. изб-читален, 6 детских салов
	и электростанция в районном центре —-   ат
	селе Гремячьде.
	И. ПАВЛОВСКИЙ.
Днепрострой.