TTP A

о ОЛТЯБРЯ 1946 г., № 237 (10319)

Особое мнение члена Международного
	НБЕРГ, 1 октября. (ТАСС). Поз-
ный текст особого мнения члена Меж-
хунарохного Военного Трибунала от СССР
генерал-майорз юстиции тов. Никитченко
на приговор в отношении подсудимых Шах-
та, фон Папена, Фриче п Гесса и обвиняе-
мых организалнй: правительственный ка-
бинет и тенеральный штаб и высшее
командование германских вооруженных CHI
тласит:

‚ Трибунал принял решение: а) об олрав-
данни полеулимых Гельмера Шахта, Фран-
	Зоенного Трибунала от
	т. Никитченко по поводу решения Трибунала
	ца фон Папена и Ганса Фриче; 6) о при-
менении пожизненного заключения в отно-
шении подсудимого Рудольфа Гесса и в) 90
отказе в признании преступными органи-
зациями правительственного кабинета и
генерального штаба и высшего командова-
ния германских вооруженных сил. В этой
части с решением Трибунала я не могу со-
гласиться, тах как оно не соответствует
фактической стороне дела и покоится на
неправильных выводах.
	чение для осуществления гитлеровских
планов агрессни. Официальный нацистский
биограф писал о Папене: «Вскоре (после
захвата Австрии) фюреру снова понадоби-
лись его (Папена) услуги, и 18 апреля
1939 года он назначил фон Папена rep-
манским послом в Анкаре» (документ
Д-632). Следует отметить, что за свою дея-
тельность в Турции Папен был награжден
Титлерем «рыцарским крестом» за «боевые
заслуги» (документ Д-632). Таким обра-
зом, имеющиеся доказательства бесспорно
устанавливают:

1. Пален весьма активно способствовал
захвату власти нацистами.

2. Папен использовал все свои силы и
	предложению Шахта было решено, что...   го раз повторяли это обещание, лаже после
	TOTO, как между нами возникли первые
разногласия во мнениях» (документ
ЕС-493, США-642). Шахт показал на суде,
что между ним и Герингом существовало
«расхождение в ведении дел» (стенограмма
утреннего заседания 3 мая 1946 года). Во
время предрарительного допроса Геринг по-
казал, что уход Шахта из Рейхебанка «не
имел никакого отношения к программе пе-
ревооружения» (локуменг США-648). Ви-
це-презилент Рейхсбанка Пуль подтверлил,
что уход Шахта из Рейхебанка 0б’ясняетея
«желанием выпутаться ‘из опасного поло-
жения», которое создалось У Шахта в
результате проведения им мошеннических
финансовых операций (документ ЕС-438,
США-646). 6) Этой причиной ве является
несогласие Шахта с массовым террором,
осуществлявшиимея гитлеровцами.  Свиде-
тель защиты Гизевиуе показал, что он ю-
стоянно информировал Шахта о преступной
деятельности гесталю, которое было созда-
но Герингом, и, тем не менее, вплоть до
конца 1936 года Шахт «искал поддержку
Геринга» (стенограмма утреннего заседа-
ния 26 апреля 1946 года).

В пасьме к фон Бломбергу от 24 декабря
1935 тода Шахт предлагал, чтобы гестапо
приняло «более осторожные методы», так
как открытый террор гестапо «мешает це-
ли, которая заключается в вооружении»
(стенограмма вечернего васедания 2 мая
1946 г.). 30 января 1937 года Шахт был
награжден Гитлером золотым партийным
значком (документ ЕС-494, США-643). Как
говорилось 00 этом в германском официаль-
HOM излании. «он ©мог помогать ей (партия)
	гораздо лучше, чем если бы он был офици-
альным членом партии» (документ ЕС-460,
США-617).

“Только в 1943 году Шахт, поняв ранее.
чем многие лругие немцы, неизбежность
краха гитлеровского режима, ‘установал
связь с оппозиционными кругами, ничего,
однако, не сделав для свержения этого ре-
жима. Не случайно поэтому Гитлер, узнав
0б этих связях, сохранил Шахту жизнь.

Таким образом, бесспорно установлено:
1. Шахт активно содействовал захвату вла-
сти нацистами: 2. Шахт па протяжении 12
лет тесно ‹отрудничал < Гитлером; 3. Шахт
обеспечил экономическую я Финансовую
базу для создания гитлеровской военной
машины; 4. Шахт подготовил экономику
Германии для ведения агрессивных войн;
5. Шахт принимал участие в преследовании
евреев и в разтраблении оккупированных
немпами территорий. Следовательно, дока-
вана руководящая роль Шахта в подготовке
и осуществлении общего преступного плана.
Решение 06 оправаании Шахта находится 5
	явном противоречии © имеющимися дока-
вательствами.
	финансовые расчеты будут производиться
в рейхемарках по курсу: 2 шиалинга за
одну  рейхемарку» (документ ЕС-421,
С1А-645). Шахт признал на суде, что
лично руководил захватом чехословацкого
Национального банка после того, как Чехо-
словакия была оккупирована (стенограмма
утреннего заседания 3 мая 1946 г.). в) В
начале 1940 года Шахт предложил Гитлеру
свои услуги для ведения переговоров в Со-
елинезных Штатах Америки о прекращении
помоши Англии, о чем он сообщил Герингу
(локумент 3700-ПС, США-780). г) Шахт
счел своим долгом публично приветствовать
и позлравлять Гитлера после подписания им
перемирия е Францией, хотя захватническая
сущность этото перемирия была ясна Шах”
ту в большей степени, чем кому-либо дру-
тому (немецкий документальный фильм, до-
кумент США-635). д) В письме к Функу от
17 октября 1941 г. Шахт выеказал пред-
ложение о более эффективной эксплоатации
оккупирозанной территории. И зв данном
случае Шахт действовал по собственной
инициативе (документ ЕС-504, США-330).

Шахт принимал участие в преследовании.
евресв: а) Шахт показал на суде, что эн
«в принципе продолжал» политику пресле-
дования евреев (стенограмма вечернего за-
седания 2 мая 1946 г.), хотя, как заявил
Шахт, в э10м «в некоторой -степени был
‘замешан вопрос совести», что, однако, «не
было настолько серьезным, чтобы вызвать
разрыв» между ним и фашиетами (та же
стенограмиа и документ США-616).
6) Шахтом, в качестве министра эконо-
мики, был подписан ряд декретов, в соот-
ветствии с которыми имущество евреев
Германии было подвергнуто безнаказанно-
му разграблению (документы США-833
и США-616). Шахт подтвердил на суде,
что им был подписан ряд антисемитеких
декретов (стенограмма вечернего заседания
10 мая 1946 года).

0 причинах ухода Шахта с поста мини-
стра экономики и генерального уполнемо-
ченного военной экономики в ноябре 193%
тода, а также е поста президента Pelixe-
банка 20 января 1939 года и е поста ми-
нистра без портфеля в январе 1943 года
пред’явленные суду доказательства  уста-
навливают следующее: а) этой причиной
не является несогласие Шахта © экономи-
ческой подготовкой к агрессивным войнам.
За три недели до своето ухода из миниетер-
ства экономики в поста, генеральното упол-
номоченного военной экономики Шахт пи-
сал Герингу: «..я также не считаю, что
мое мнение может  тасходиться с вашей
экономической политикой...» (документ
Е(-497, США-775). В ответном письме
Геринга говорится: «...Вы обещали мне ва-
шу поддержкх п сотрудничество... Вы мно-
	связи лля установления и укрепления гит?
леровского террористическог режима в
Германии.

3. Папен принимал активное участие в
осуществлении агрессивных планов гитле-
ровцев по захвату Австрии.

4. Папен верно служил Гитлеру до са-
мого конца, используя свои силы и дипло-
матическую изворотливость для осущест
вления нацистских агрессивных планов.
Следовательно, на подсудимого фон Палена
ложится весьма большая доля ответетвен-
ности за преступления гитлеровского ре-
жима. По этим мотивам я не могу согласить-
ся с оправдательным приговором в отноше-
нии подсудимого фон Папена.
	А. Необоснованное оправдание подсудимого
Шахта
	уполномоченным по вопросам военной эко-
номики, указывалось: «Задача генерально-
го уполномоченного по вопросам военной
экономики заключается в том, чтобы поста-
ВИТЬ BCO экономические силы на ‘елужду
войн». «Генеральному уполномоченному по
вопросам военной экономики в пределах его
компетенции предоставляется право изда-
вать правовые распоряжения, которые мо-
гут отступать от действующих законов». 0в
соответственно возглавляет финансирование
войны и по линии имперского министерства
н Рейхебанка (юкумент 22.61-ПС. США-24).
	6} Шахт финансяровал германские в09ру-
жения с помощью системы векселей MEGO,
являвшейся не имеющей прецедента мошен-
нической авантюрой в государственном мас-
штабе, благоприятный исход которой зави-
сел от реализации агрессивных планов гит-
леровской Германяи. Именно поэтому Шахт
указал на 1942 год, как на срок покрытия
векселей МЕФО, и отметил в речи 29 ноября
1938 года связь между «емелой кредитной
политикой» Рейхебанка и целями гитле-
ровекой внешней политики (документ
ЕС-611, США-622). в) Полностью ясполь-
зовав свои полномочия. Шахт тщательно
разработал и проводил в жизнь Широкий
план экономической мобилизации. позво-
лявшен гитлеровскям руководителям в лю-
бой момент, который они сочтут блатопри-
ятным. развязать агресссивную войну.
частности, из локлала заместителя Шахта
Вальтата «Подготовка к мобилизации, пто-
водимая уполномоченным по вопросам во-
енной экономики» явствует, что Шахт пред-
усмотрел ло мельчайньих подробностей сп-
стему эксплюатации германской экономики
в военное время. начиная с использования
промышленных предприятий, сырьевых ре-
сурсов и рабочей салы и кончая распреле-
лением 80 млн. продуктовых карточек (ло-
кумент ЕС-258, США-625). Показательно,
что этот доклад был составлен месяц <пу-
стя после выступления Гитлера на совеща-
пии 5 ноября 1937 гола, на котором Гитлер
изложил конкоетные планы агрессии (до-
кумент 386-ПС, США-25).
Резюмируя проделанную работу, Шахт
писал в январе 1937 г.: «Я. занималея
подготовкой в военном отношении в соответ-
ствии с тем принципом, что нана военная
экономическая организация должна быть
построена таким образом в мирное время,
чтобы нз было необходимости в каких-либо
преобразованиях в случае развязывания
войны. Шахт подтвердил это заявление на
суде (стенограмма вечернего заседания
2 мая 1946 года). Шахт сознательно и
прелнамеренно готавил Германию к войне.
г) Бывший военный министр фон Бломберг
показал: «Шахт знал очень хоропю о пла-
нах развития и увеличения германских
вооруженных сил, так как постоянно с000-
щали ему... обо всем финансирования для
развития германских вооруженных сил»
(локумент США-838). 31 августа 1936 го-
да фон Бломберг сообщил Шахту, что «co-
здание всех авиационных частей должно
быть закончено к 1 апреля 1937 года, по-
этому в 1936 г. должны быть сделаны зна-
чительные затраты...» (документ 1301-ПС,
США-123). Весной 1937 г. Шахт прини-
мал участие в военной игре в Годесберге
(локумент ЕС-174). х) В меморандуме Гит-
леру от 3 мая 1935 г. под названием «Фи-
нансирование вооружения» Шахт писал:
«Быстрое выполнение программы вооруже-
ния в массовых масштабах представляет со-
бой основу германской политики, и поэтому
все остальное должно быть подчинено имен-
НО Этой задаче; заверитение этой задачи, до-
стижение этой пели не должно иметь ника-
ких препятствий...» (документ 1168-ПС,
СПА-37). В своей речи 29 ноября 1938 г.
Шахт заявил, что политика Рейхебанка по-
зволила Германии создать «непревзойлен-
ную машину, а эта военная машина в свою
очередь слелала возможным достижение пе-
ли нашей политики» (локумент ЕС-611,
США-622). Следуст совершенно исключить
предположение, что Шахт не был осведо-
млен, какой политике должны служить эти
вооружения, учитывая их беспрецедентные
масштабы и язное предпочтение наступа-
тельных видам вооружения (тяжелые тан-
ки, бомбардировщики и т. д.). Помимо
этого,  Шахт прекрасно видел, ITO
ни олна страна не собирается воевать с
Германией и не имест к этому причин:
а) Шахт использовал растущую под его
руководством германскую военную мощь
как предпосылку для того, чтобы выдви-
гать территориальные ‘требования, которые
возрастали пропорционально увеличению
вооружений. Шахт показал на суде, что
«сначала ограничивалея (в своих требова-
ниях) колониями, ранее принадлежавшими
Германии» (стенограмма утреннего заседа-
ния 3 мая 1946 г.). В сентябре 1934 г.
Шахт в беседе ‹ американским послом Дод-
JOM указал, что желает &ннексий, если в03-
можно, без войны, и с войной, если США
будут держаться в стороне (локумент EC-
461, США-58). В 1935 г. Шахт заявил
американскому консулу Пуллеру: «Колонии
необходимы Германии. Если возможно, мы
их приобретем путем переговоров, если нет,
мы их захватим» (локумент EC-450,
США-629). Шахт признал на суде, что
оказание военного давления на Чехослова-
кию было в некотором отношении резуль-
татом, плодом его работы (стенограмма
утреннего засерания 3 мая 1946 года).
6) Шахт лично участвовал в разграбленип
частной и государственной собственности
стран, явившихся жертвой гитлеровеких
агрессий. В протоколе совещания ввеенно-
экономического штаба 11 марта 1938 г., в
котором участвовал Шахт, сказано, что с0-
бравшимся были сообщены последние дирек-
тивы Гитлера о вторжении в Австрию. Да-
` ее в протоколе говорится: «Песле этого по

`’ Доказательства, прелетавленные Трнбу-
налу в отношении подсудимого Шахта, под-
тверждают следующие факты: а) Шахт
установил контакт с Герингом © декабря
1930 года и < Гитлером с начала 1931 го-
ха. Затем он установил контакт между ру-
ководством нациестекой партии и крупней-
шили предетавителями германекого про-
мышленного и финансового мира. Это, 8
частности, подтверждается показаниями
свидетеля Зезеринга (стенограмма вече?-
него заседания 23 мая 1946 года и локу-
мент США-615). 6) В июле 1932 г. Шахт
потребовал от Папена, чтобы тот уступил
пост рейхсканцлера Гитлеру. Этот факт
подтверждается показаниями Папена во
время предварятельного допроса и показа-
ниямя Шахта на суде (етенограмма ве-
чернего заседания 2 мая 1946 года).
в) В ноябре 1932 г. Шахт собирал подпи-
си германских промышленников, побужлая
их выступать за назначение Гитлера рейхс-
Енцлером. 12 ноября 1932 тода Шахт
писал Гитлеру: «Я не сомневаюсь в том,
чго разватие нами событий может привести
только к назначению Bac фейхеканц-
лером. Мы стремимся собрать большое чис-
ло полпиеей в промышленных кругах, что-
бы обеспечить ваше назначение на этот
пот». (Документы ЕС-456, США-773,
3901-ПС, США-837). г) В феврале 1933 г.
Шахт организовал финансирование предвы-
борной кампании, проводившейся нацист-
свой партией, потребовал на совещания
Гитлера и Теоннга © промышленниками.
чтобы последние предоставили лля этого
3 млн. марок (хокумент Д-203). Шахт прн-
знал на суле, что он указал на несбходи-
мость предоставления этой суммы нацист-
ским руковотителям (стенограмма вечерне-
го заседания 3 мая 1946 года), а подсу-
димый Функ и бывший член правления
«И. Г. Фарбениндуетри» Шницлер, учает-
воваршие в этем совещании, подтверхили,
что именно Шахт являлея инициатором фи-
нансирования предвыборной кампания (сте-
нограмма 4 нюля 1946 г. и документ
ЕС-439. США-6). д) Используя свой пре-
стиж, Шахт, как он сам признал 8 своих
неоднократных публичных выступлениях,
призывал оказывать поддержку нацистской
партии и Гитлеру на выборах (документы
США-615, США-616, стенограмма вечер-
него засетания 12 мая 1946 т.). 29 авгу-
ста 1932 гола Шахт писал Гитлеру: «Куда
бы моя деятельноеть ни привела меня в
близком будущем, даже если вы меня вог-
да-нибудь увидите в крепости, вы всегда
можете надеяться на меня как на надеж-
ного помопника» (документ EC-457,
США-619).

Таким образом, Шахт сознательно и
преднамеренно поддерживал нацистскую
партию и активно содействовал захвату
фашистами власти в Германии.

Еще до назначения на пост генерально-
то уполномоченного по вопросам военной
экономики Шахт сразу же после захвата
нацистами власти возглавил руководство по
планированию и созданию германских во-
оружений: а) 17 марта 1933 тода Шахт
был назначен президентом Рейхсбанка (до-
кумент 3021-ПС, США-11), который, как
он сам заявил в речи перед сотрудниками
Рейхебанка 21 марта 1938 года, не был
под его руководством «иным учреждением,
нежели национал-социалистским»  (стено-
грамма вечернего заседания 3 мая 1946
года). б) В августе 1934 г. Шахт был
назначен имперским министром экономики
(локумент 3021-ПС, США-11). Его мини-
стерство «получило задание проводить
экономическую подготовку в войне» (доку-
мент ЕС-128, США-623). Специальным
декретом Шахту, как министру экономики,
были предоставлены неограниченные пол-
номочия в области экономики («Рейхеге-
зетиблатт» за 1934 год, часть 1, стр. 565).
в) Используя полученные полномочия,
Шахт приступил в 1934 году к осущеет-
влению разработанного им «нового плана»
(«Рейхсгезетцблатт» за 1934 год, ч. 1,
стр. 826), который, как отметил сам Шахт
в своей речи 29 ноября 1938 года, сыграл
колоссальную роль в деле вооружения Гер-
мании  (локумент EC-611, США-62?).
г} В целях наиболее эффективного прове-
дения «нового плана» Шахт использовал
средства полятических противников на-
цистского режима, которые явились жерт-
вой террора или же были вынуждены эми-
трировать (меморандум Шахта Гитлеру от
3 мая 1939 года, документ 1168-ПС,
США-137). Шахт прибегал к мошенни-
ческим операциям и принуждениям «в це-
лях приобретения сырья и иностранной ва-
люты для вооружения» (письменные пока-
зания вице-президента Рейхебанка Пуля—
дакумент ЕС-437, США-624). 3) C mep-
вых же лней после своего прихода в Рейхс-
банк Шахт издал серию декретов (от
27 октября 1933 года, 23 марта 1934 го-
ла, 19 февраля 1935 года), позволивших
з дальнейшем осуществить широкую про-
грамму финансирования вооружения, кото-
рая им была разработана и с помошью ко-
Торой, как он показал, он «нашел путь для
финансирования вооружения».

ot

he mt Сом

В своей речи в Лейпцате 1 марта 1935

rola Шахт. подводя итоги своей предшест-
вующей экономической и Финансовой дея-
тельности, заявил: ‹...Все, что я говорю и
делаю, имеет полное согласие фюрера, и я
ничего не булу делать и говорить, что не по-
лучит одобрения фюрера» (документ
CCCP-427).

Став генеральным уполномоченным тю во-
просам военной экономики, Шахт об’единил
в своих руках руководство всей германской
зкономикой, и его усилиями было обеспече-
но создание гитлеровской военной малины:
а) в секретном законе от 21 мая 1935 года,
которым Шахт был назначен генеральных.
	Б. Необоснованное оправдание подсудимого
Фриче
	Оправдательный приговор в отношении
подсудимого Ганса Фриче исходит из того,
что Фриче якобы не достиг в фашистской
Германии служебного положения, делающе-
го его ответственным за преступления гит-
леровского режима, а его непосредственная
деятельность не является преступной. Он
характеризуется в приговоре как второсте-
пенная фигура, осуществлявшая директи-
вы Геббельса, Риббентропа и имперекого
руководителя прессы Дитриха. При этом
упускается из виду, что именно Фриче был.
тем человеком, который до 194% года прак-
тически осуществлял руководетво импер-
ской прессой, а с 1942 года стал, по его
собственному выражению, «главнокоман-
дующим германским радио» (стенограмма
утреннего заседания 23 января 1946 года).
Для правяльного уяснения роли подсудимого
Ганса Фриче необходимо исходить из того,
что служба пропаганды вообще и в особен-
ности служба радиопропаганды всегда рас-
ценивалась Гитлером и его ближайшими
сподвижниками (например, Герингом) как
один из важнейших и основных факторов
ведения агрессивной войны. В гитлеровской
Германии пропаганда неизменно являлась
весьма важным орудием подготовки и про-
ведения актов агрессии и воспитания по-
слушных исполнителей преступных планов
германского фантизма. Этим пелям служил
очень большой, строго централизованный
пропатгантистский апларат. С помощью по-
липейской системы и цензуры были пол-
ностью упразднены свобода печати и слова.
Основным средством пропагандистской лея-
тельности гитлеровцев являлось ложное
освещение фактов. Это весьма откровенно
высказано Гитлером в «Майн кампф»: «При
помощи умелого и длительного применения
пропаганды можно представить народу да-
же небо адом и, наоборот, самую убогую
жизнь представить как пай» (документ
США-276, стр. 302). Распространение
провокационных измышлений и системати-
ческий обман общественного мнения были
необходимы гитлеровскому режиму для осу-
ществления его замыслов в такой же сте-
пени, как производство воопужения и раз-
работка военных планов. Без пропаганды,
основанной на полном упразднении свободы
печати и слова, германский фашизм не смог
бы претворить в жизнь планы агрессии,
подготовить и осуществить массовые воен-
ные преступления и преступления против
человечности.
	В пропагандистской системе гатлеров-
ского государства наиболее важными эте-
ментами являлись ежедневная печать и ра-
лио. В показаниях на суде, определяя три
фактора, обусловливающие возможность ус-
пешного ведения войны, подсудимый Герянг
выделял: 1) собственно военные усилия во-
оруженных сил, 2) экономическую войну
и 3) пропаганду. Причем он говорил: «Про-
каганда имеет очень большое значение. в
особенности пропаганда, которая ведется по
радио... и Германия по опыту это знает луч-
Ile, чем кто-либо друтой» (английская сте-
нограмма, страница 5981—82). При таком
положении нельзя предположить, что выс-
шее имперское руководство считало возмож-
ным поставить второстепенного человека на
пост руководителя радиослужбы, осущест-
влявшего надзор за работой всех радиове-
щательных компаний и оперативное руко-
родетво пропагандистской деятельностью
этих компаний. Подобная точка зрения про-
тиворечит представленным доказательствам
и фактическому положению вещей. Начиная
& 1942 года по 1945 г., Фриче был не толь.
ко главой отдела радяо в имперском мини-
стерстве пропаганды. но и «уполномочен-
ным по политической организации талия
Великой Германии». Это обстоятельства
вполне доказано письменными показания-
ми самого Фраче, данными под присягой
(хокумент 3469-ПС, США-71). Таким обра-
зом, Фриче являлея отнюдь ‘не просто «од-
ним из начальников 12 отделов министер-
ства пропаганды», который только к концу
войны приобрел роль лица, ответственного
за имперское радиовещание, как это утвер-
ждает приговор. Полятическое руководство
немецким радио оставалось за Фризе до
1945 года. т. е. до момента разгрома и ка-
питуляции фашистской Германии. Поэтому
Фриче несет ответственность за лживую и
провокационную деятельность германского
радио в голы войны. В качестве главы от-

хела прессы внутри страны Фриче возглавил
всю германскую прессу, включавшую 2.300,
газет, выходивших ежедневно. Он создал и
сначительно усовершенствовал отдел инфор=
мации, добившись © этой целью от импер-
ского руководства лесятакратного увеличе:
ния денежных субсидий, предоставляемых
газетам нациетеким правительством, ‹.400
тысяч до 4 миллионов марок. В последую-
щем Фриче принял энергичное участие в
развертывании пронпатандаястеких кампаний,
подготовлявших акты агрессии в Чехосло-
вакии и Польше (стенограмма утреннего ва-
седания 23 января 1946 года). Столь же
активная пропатандистекая деятельность,
подготовлявшая акты агрессии, была раз
вернута Фриче перед нападением на Юго-
славию, что также признано самим подеу-
димым в показаниях, данных под присягой
(стенограмма утреннего заседания 23 янва-
ря 1946 г., страница 17). Перед нападением
на Советекий Союз Фриче на совещании у
Розенберга был предварительно осведомлен
® планах военного вторжения (лкумент
1039-ПС, США-146 — пиеьменный отчет
Розенберга Гитлеру по поводу подготови:
тельной тазработки восточно-европейских
опросов). Фриче возглавил кампанию гер-
манской прессы по лживому освещению аг-
рессивной войны Германии против Фран-
ции, Англии. Норвегии, Советского Союза,
США и других государств. Не соответствует
действительности утверждение % том, что
Фряче не был осведомлен 9 военных пре-
ступлениях и преступлениях против чело-
вечности, совершавшихея гитлеровцами в
оккупированных районах. Из показаний
Фриче на суде видно, что уже в мае 1942
тела, в бытность его в отделе пропаганды
6-й армии, он был ознакомлен © пряказом
Гитлера 06 убийствах советских политиче-
ских работников и интеллитенции, так на-
вываюмым «пряказом о комиссатах» (сте-
’нограмма вечернего заседания 28 апреля
1946 года). Также установлено, что еще в
’ начале войны Фриче был осведомлен 05 9<у=
ществлявшемея немецким фашизмом унич-
тожении евреев в Европе. Так, комментируя
слова Гитлера «результатом войны явлтся
уничтожение еврейской расы в Европе»
(стр. 21 стенограммы), Фриче ваявил:
«Судьба еврейства в Европе оказалась весь:
ма печальной, как это т предсказывал фю-
рер на случай войны в Европе» (стенограм=
ма, стр. 3231). Установлено, что подсуди-
мый систематически пропагандировал чело+
веконенавистническую  тасовую теорию;
характеризуя народы, населявшие страны,
сделавшиеся жертвами агрессии, как «недо-
человеков» (стенограмма утреннего заседа-
вия 20 апреля 1946 г., стр. 85, вечерне-
го — стр. 1—12). В тот период, когда судь-
ба фаптиетекой Германии была уже предре-
шена, Фриче выступил © энергичной под-
держкой подсудимого Мартина Бормана и
других наиболее фанатичных гитлеровцев,
организовавиих подпольную террористиче-
скую организамию фапистской паотии. так
называемый «Вервольф». Так, 7 апреля
1945 г. Фриче в своем последнем выступле-
нии по радио проводил атитапию за актив-
ное участие гражданского населенчя Гер-
мании в этой похпольной террористической
организации гитлеровцев. Он заявил:
«Пусть никто не удивляется. если кое-где
в только что оккупированных тайонах в
борьбе принимает участие гражданское на-
селение и даже после окончательного прове-
дения оккупации продолжает вестись борь-
ба людьми в гражданском платье. Если без
подготовки и 9063 организации из самого ин-
стинкта жизни возникло это исключитель-
ное явление, мы сегодня назовем его «Верз
вольф» (лкумент СССР-496).

В своих выступлениях по радио Фричо
привететвовал применение Германией новых
террористических методов ведения войны, в
частности применение ракетных снарядов
«Фау». Получив предложение о введении в
действие средств биологической войны. ся
немедленно направил его для резлизации в
ОКВ (С00Р-484. доказательства, пред’яв-
ленные на вечернем заседании 28 июня
1946 года).

Считаю виновность Фриче полностью
доказанной. Его деятельность имела весьма
существенное значение в подготовке и про-
ведении агрессивных войн и других пре-
ступлений гитлеровекого режима.
	(Продолжение следует).
	Б. Необоснованиее оправдание подсудимого
фон Папена
	В приговоре не оспаривается то 00стоя-
тельство, что фон Папен проложил Гитле-
ру путь на пост рейхсканцлера и активно
способотвовал захвату власти нацистами.
(ам Папен в речи, произнесенной 2 ноября
1933 года. по этому поводу заявил: «Так
же, как став канцлером (это было в 1932
году), я выступал за то, чтобы проложить
лороту молодому боевому движению 96в0-
бождения, так же, как 30 января я был из-
бран судьбой для того, ‘чтобы передать
власть в руки нашего канцлера и фюрера,
так п сегодня я должен сказать германско-
му народу п воем тем, кто сохранил ко мне
доверие: милостивый бог благословил Tep-
манию тем. что в дни глубоких страданий
он лал ей такого руководителя» (локумент
2375-ПС). Пален отменил декрет Брюнин-
та о роспуске Сб и СА и тем самым предо-
ставил нацистам возможность осуществлять
массовый террор (документ Д-631). Подеу-
димый путем применения грубой силы
устранил  социал-демократическое прави-
тельство Брауна-—Зеверинга (показания 3е-
веринга. стенограмма вечернего заседания
14 У[.46 гола. страница 11).
	4 января 1933 года Папен совещался с
Гитлером, Гессом и Гиммлером (локумент
Д-632). Папен принимал участие в чистке
тоеутаротванного аппарата от всех «небла-
гожелательных», с точки зрения нацистов,
чиновников, подписал 21.11.33 года декрет
о созлании особых сулов по политическим
делам, подписал декрет 0б амнистии всех
лиц, соверпгивитих уголовные преступления
в ходе «национальной революции», участво-
вал в разработке декрета «об обеспечении
единства партии и государства» и так да-
лее.

В послелующем Папен преданно служил
гитлеровекому режиму. Fo время путча
1934 года Папен приказал своему сотруд-
нику Чирскому явиться в гестапо, заведомо
зная. какая участь его ожидает. Чирокий,
	как известно, был казнен (документ
Д-634). Папен способствовал тому, что
кровавая расправа была сохранена в тайне
эт общественного мнения (документ
1-718). Пожсудимый сыграл огромную
	рель в реализации гитлеровских планов Uo
захвату Австрии. Слустя три недели после
убийства Дольфуса, 26.УП.34 года Гитлер
	сообщил Чапену о назначении его послан-
ником в Вену, специально отметив в пись-
ме: «Вы обладали и продолжаете обладать
монм полным и неограниченных доверием»
(локумент 2799-ПС). В этой связи нельзя
игнорировать показания американекого пос-
ла Мессеромита о высказываниях Папена’
по поводу того, что «захват контроля над
Австрией является первым шагом» и что
он, Папен, находится в Австрии для того,
чтобы ослабить австрийское правительство
(документ ОША-57).

Подсудимый был основным советником
Гитлера в реализации планов захвата
Австрии. Именно он предлагат различные
тактические приемы, которые должны бы-
ли, с одной стороны, усыпить бдительность
мирового общественного мнения, & с дру-
той — дать возможность Германии завет-
шить военные приготовления. Это с бес-
спорностью вытекает из заявления Папена
австрийскому министру Бергер Вальденег-
гу (документ 1760-ПС), доклада гаулейтера
Рейнера от 6.УП.39 roja (документ
США-64), доклады Папена Гитлеру от
20 августа 1936 года (документ 2246-ПС),
доклада Панена Гитлеру от 1 сентября
1936 г. (документ США-67) и ряда других
документов, представленных в качестве дэ-
казательств. Пашен вел эту игру до тех
пор, пока не был отдан приказ о подготов-
‘ке германских вооруженных сил к вторжо-
нию в Австрию (документ США-69). Ox
принял участие в созыве совещания Гитле-
ра с Шушнигом 12.1.1938 года (документ
СПА-69). Папен в письме Гитлеру настоя-
тельно рекомендовал оказать финансовую
поддержку австрийской нацистской орга-
визании «Союз свободы», особенно «в евя-

зи с продолжением ее борьбы против еврей-
ства» (документ 2830-ПС). Неоспоримым
является факт захвата нацистами Аветрин
и бесспорным является участие Папена в
осуществлении этого акта агрессни. После
захвата Австрии Гитлер наградил Папена
золотым значком нацистской партии (доку-
мент Д-632).

При оценке деятельности Папена на пэ-
сту германского посла в Турции нельзя не
принять во внимание провокационную дея-
тельность Папена как дипломата. В то вре-
MA пост носла в Турции имел большое зна-
		Англииские азводромы
	р Юго-Восточной Азии
	ЛОНДОН, 4 октября. (ТАСО). Вак с005-
щает корреспондент газеты «Таймс» из
Сингапура, = английское правительства
предполагает израсходовать 20 млн. фунтов
стерлингов на строительство и переуетрой-
ство аэродромов в Юго-Восточной Азии.
Свыше 8 млн; фунтов стерлингов предпо-
лагается израсходовать на аэродромы на
острове Сингапур.
	Корреспондент сообщает, что эти цифры
были указаны членом военно-воздупгного
совета по вопросам снабжения и организа=
ции маршалом авиации Холлингхерстом и
помещником заместителя министра авпации
Джеймсом Барнесом, которые в настоящее
время возвращаются в Англию после ин-
спектирования английских возлушных баз.
	По словам корреспондента, два наиболее
крупных проекта — это строительство.
аэродрома в Чанги, на западной оконечно-.
ети острова Сингапур, ив Battepyspre —
в Британской Малайе против острова Пенанг.”
	Новые английсние войска
	направляются в Басру
	ЛОНДОН, 4 октября. (ТАСС). Как с0об-
щает дипломатический обозреватель ахент-
ства Рейтер, представитель английского
мпнистеретва иностранных дел заявил
3 октября, что произведенная в последние
несколько дней переброска английских и
индийских войск численностью в 2.400
человек из Карачи (Индия) в иракский
порт Басра «является частью общего про-
Цесса перемещения войск, начавшегося б9-
лее лвух месяцев тому назад».
	Охнако, по мнению лондонских 0б0зрева-
телей, эта переброска непосредственно свя-
зана с положением в Южном Иране. 060-
зреватели напоминают, что в июле, когда
первые контингенты войск были перебоэ-
шены из Индии в Басру, в официальном
заявлении правительства Индии говорилось,
Что эта пероброска ставила ‘своей целью
охрану английских интересов.
	Партия Вафд настаивает на прекращении
	с Англией
	‘переговоров
	единенных наций. В манифесте говорится,
что партия Вафд никогда не одобрит дого-
вера с ‘Англией, если он будет основан:
1) на заключении англо-египетекого воен-
ного союза или создании совета по совмеет-
ной обороне, 2) на условной эвакуации
Египта и Судана, тогда как она должна
быть осуществлена немедленно, 3) на от-
Kaze от включения Судана, в состав Египта.
Договор Егиита с Англией от 1936 года, го-
ворится в манифесте, должен быть об’явлен
потерявшим свою законную силу.
	ЛОНДОН, 4 октября. (ТАСС). Как пере-
дает корреспондент агентства Рейтер из
Александрии, исполнительный комитет пар-
тин Вафд в манифесте, опубликованном
вечером 1 октября, призвал египетский на-
род «готовиться к национальной борьбе за
хостижение справедливых требований стра-
НЫ».

Партия Вафд в своем манифесте предла-
гаст прервать переговоры с Англией о пе-
ресмотре договора и передать египетский
вопрос на рассмотрение организации 06’-
	ИРАНСКОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО ТРЕБУЕТ ОТЗЫВА ДВУХ АНГЛИЯСКИХ
ОФИЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ
	ея в причастности к восстанию бахтиареких
племен. Обозреватель добавляет, что речь
идет 0 CokpeTape по восточным вопросам
английского посольства в Тегеране Трютте
и о консульском работнике по имени Голт.
	ЛОНЛОН, 3 ‘октября. (ТАСС). Диплома-
тический обозреватель агентства Рейтер со-
общает, что иранское правительство BTO-
рично потребовало отзыва. двух английских
официальных представителей, обвиняющих-