УГЛЯ Ha врубовку.
		ИЗ ПОСЛЕДНЕЙ ПОЧТЫ
	Арифметический подсчет
и действительность
	Кизеловокий угольный бассейн работает
неудовлетворительно. Это должно быть из-
вестно  молотовской областной газете
«Звезда». Тем не менее 2 октября она опу-
бликовала информацию, способную вы-
звать лишь недоумение.

«29 сентября комбинат «Молотовуголь»
(начальник тов. Кратенко) закончил вы-
полнение девятимесячного плана добычи
угля. Сентябрьский план комбинатом так-
же выполчен. Сверх девятимесячного
плана шахты комбината добыли около
30 тысяч тоян угля».
	С точки зрения бухгалтерското подечета
здесь всё правильно, но газета умолчала о
важных обстоятельствах.

Умолчала о том, что комбинат «Молотов-
уголь» е первых дней второго полугодия
ухудшил работу. В июле он недодал стране
2 тысячи тонн угля, в августе — 31 ты-
сячу тонн. Выполнение сентябрьского пла-
на было достигнуто только в результате
аврала в выходной день.

Как же получилось, что комбинат. пере-
выпоанил девятимесячный план?

0б’ясняется это успехами комбината в
первом полугодии, о которых газета «Звез-
да» 2 июля писала:

«Шахтеры Кизеловского угольного бас-
сейна на три дня раньше срока выполнили
полугодовой план добычи угля. Сверх
плана они выдали на-гора 85 тысяч тонн
топлива».
	Итак, в первом полугодии комбинат
«Молотовуголь» работал хорошо: к 1 июля
он дал 85 тысяч тонн угля сверх плана. В
третьем же квартале темпы угледобычи
резко снизились, и комбинат в значитель-
ной мере свел на-нет достижения первого
полугодия. По данным на 1 октября числит-
ся. что за 9 месяцев сверхплановая добыча
	  угля составила только 30 тысяч тонн. Таким
	образом, недовыполнение плана в третьем
квартале покрыто за счет результатов пер-
вого полугодия.

‚ Неудовлетворительная работа Кизелов-
ского бассейна на протяжении послелних
трех месяцев должна была вызвать закон-
ную тревогу у газеты «Звезда». Но редак-
ция не разобралась в положении дел и раз-
рекламироваяа мнимые успехи комбината
«Молотовуголь».
	Изучение вулканов
	Камчатки
	Дело чести восточных районов
занять первое место в хлебозаготовках
	Примиренческое отношение к нарушителям
государственной дисциплины
	(От специального корреспондента
«Правды»)

Жолхозы и совхозы Вурганокой облаети
вырастили богатый урожай. Они имели все
возможности досрочно выполнить свои обя-
залельства перед государетвом. Однако до
сих пор область в большюм долгу перед го-
сударством.

Произошло это потому, что партийные
организации, в первую очередь обком пар-
тии и его первый секретарь тов. Шаралтов,
ослабили руководство хлебозаготовками, не
мобилизовали весь партийный актив и кол-
хозников на преодоление трудностей, не раз?-
яенпли колхозникам всей государственной
важности стоящих перед ними задач. В ре-
зультате уборка урожая и хлебозаготовки
проходили в’ атмосфере блатодущия и 6ез-
печности.

Еще летом во многих районах областя
уборка урожая развертывалась крайне мед-
ленно. Руководители колхозов недеоцпенива-
ли значение простых уборочных машин и
все надежды возлагали только на комбай-
ны. Это отмечало бюро обкома партий в
своем постановлении от 28 августа.

Казалось бы, что подобные настроения
насторожат бюро обкома партии и заставят
его развернуть напряженную борьбу за шя-
рокое развертывание коесвицы всеми сред-
ствами, чтобы повысить темпы хлебозагото-
вок. Олнако этого не случилось. Вюнкретных
мер по использованию уборочных машия
принято не было. Почувствовав ослабле-
ние в руководстве обкома партии, многие
секретари райкомов и первичных партерга-
низаций совсем сняли со счетов косовицу
простыми машинами и вручную. А комбай-
ны работали плохо, производительность бы-
ла крайне низка. Это и привело к большо-
му отставанию с уборкой и хлебозатотов-
ками.

Выполнение плана хлебозатотовок —
важнейшая государственная задача. Всякая
	В нынешнем году я установила союзный
рекорд на, вязке снопов. 28 августа, за, один
хень я связала 10.100 снопов. Такая вы-
сокая выработка заинтересовала многих
колхозников и колхозниц. После того, ках
быле напечатано в газете «Правда» 09-
общение о моем рекорде, я стала получать
ежедневно десятки писем. Мне пишут не
только колхозницы и работники сельского
хозяйства, но и промышленные  рабочи»,
служащие, ответственные партийные п
советекие работники. Они поздравляют
меня с достигнутым успехом и спраши-
вают, как ч достигла такого рекорда.

Некоторые, конечно, могут сказать:
«Связать 19.100 снопов за день невозмож-
но». Даже здесь, у нас в соседнем колхозе,
первое время не верили.

В нашем колхозе «Золотой колос» мну-
тие колхозники, применяя мой метод, вя-
my? по 2.000 и более снопов в день.

Что же нужно для того, чтобы добитьея
высокой выработки? Прежде всего, нужно
вырастить хороший урожай. Чем хлеб чя-
ще, ровнее и гуще, тем и снопов связать
можно больше. Мы вырастили хороший
урожай.

У нае стало правилом — вязку онопов
пшеницы, овеа н проса вести только гото-
выми свяслами. В частности, я на своем
опыте убедилась, что легче связать 3—4
енопа, чем скрутить одно свясле. Свяесла
у нае готовятся из осоки и ржаной соломы
за месяц до начала уборки.

Оказалось, что они обманули бюро обкома
и не выполнили ни одного пункта предыду-
щего решения. Разрыв между косовицей и
обмолотом увеличилея вдвое. Количество
машин, занятых на молотьбе, и живого тяг-
па на вывозке хлеба сократилось. Однако
и на этот раз бюро обкома партии либераль-
но подошло к нарушителям партийной п
государственной дисциплины и не привлек-
10 их к ответственности.

Между тем, если бы бюро ба пар-
THE глубже разобралоеь в делах Е жулин-
ского района, оно бы увидело, что райком
ВКП(б) и исполком райсовета не организо-
вали колхозников на успешное проведение
уборки урожая и хлебозаготовок, ‘не пре-
секают имеющихся у некоторых председате-
лей колхозов попыток затянуть выполне-
ние обязательств перед государетвом.

Косулинекий район не представляет ис-
ключения в области. Хлебозаготовки в 06-
ласти идут недопустимо медленно. На про-
тяжении сентября и октября прирост по
пятидневкам не превышает трех процентов
годового плана. В области хорошо извест-
но, что основными тормозами в хлебозаго-
товках являются низкие темпы молотьбы,
плохая просушка зерна и недостаточное ис-
пользование на вывозке хлеба живого тяг-
ла. По всем этим вопросам бюро обкома
партии но раз принимало решения. Однако
оно не проявило должной. настойчивости, и
ни одно из этих решений не было выпол-
нено.

Курганская область располагает большим
запасом хлеба, она в состоянии преодолеть
отставание и выполнить план хлебозагото-
вок. 06 этом свидетельствует опыт пере-
довых колхозов и совхозов, которые
успешно завершают хлеботоставки.
	Е. КИСЕЛЕВ.
Курганская область.
	тельность труда. В минуту я вязала от 9 до
14 снопов, а в час—от 550 до 850. В ра-
боте мне помогала моя племянница Люба—
подносила свясла пучками по 52 в каждом.

В тот день я выполнила норму на
2.100 процентов. Мне начислили 61,5 тру-
JOA.

Нытептней осенью по моему методу ра-
ботали тысячи колхозници нашей республи-
ки. Многие из них вязали не меньше, чем
я. Колхозницы Сагида Баязитова, Фатыма
Баязитова и Гареева вязали по 8—9 ты-
сяч енопов в день.

Мно 49 лет. В годы войны с проклятыми
немецкими фашистами погибли мой мужз
сын. Сейчас в моей семье трое: я, дочь и
сын. В труде я не жалею своих сил, знаю,
что труд мой укрепляет Родину. Я буду
лобиваться еще лучших результатов в CHO-
ей работе.

В 1944 году, когда я связала за депь
5.200 снопов, мнё начислили 12 пудов
хлеба. Весь этот заработок я передала то-
гда в фонд Красной Армии, за что полу-
чила по телеграфу благодарность от нашего
родного вождя товарища Сталина. Теплые
и близкие сердцу слова любимого Иосифа
Виесарпоновича вдохновили меня на новые
‘трудовые успехи.

Анна ЧУЕВА.

Колхоз «Золотой колос», Куюргазинского
	Ответ Герасима Запорожца Николаю Басильеву
	На-днях (см. «Правду» ва 9 октября) ки-
зеловский машинист врубовой машины Ни-
колай Васильев вызвал через «Правду» на
социалистическое соревнование знатного
машиниста Донбасса Герасима Запорожца.
Редакция получила ответ Запорожца Ва-
CHIbOBY.

— Я с радостью принимаю предложение
Васильева, — пишет т. Запорожец, — и
надеюсь, так же как п он, что наша произ-
водственная дружба положит начало Bee-
саюзному соцаалистическому соревнованию
машинистов врубовых машин.

Борьба за высокую производительность
врубовок имеет очень важное значение.
Шахтеры знают, что врубовая машина язв-
ляется одним из решающих горных меха-
НиЗМоВ.

Около года назад я возвратился из Врас-
ной Армани в родной Донбасс. На шахте
№ 27 мне вручили отечественную врубовую
машину Горловского завода ГТК-3. Присту-
пая к работе, я решил проверить себя, смо-
гу ли работать так, как до войны. Нужно
сказать, что онежнянекие машинисты вру-
бевок издавна славилясь высокой произво-
дительностью. На шахте имени Сталина,
где я работал до войны, производительность
врубовки была доведена до 22 тысяч тонн
угля в месяц.

“Я решил возродить славу донецких машя-
вистов врубовых машин. Руководители
шахты пошли мне навстречу. подготовили
лаву. За смену я подрубил 900 тонн угля.
	Второй раз мне подготовили Две ла“
вы, ия <0 своими помошниками Иваном
`Гричановеким и Антоном Очетиро подрубил
за смену 1.215 тонн угля.

Но это был рекорд, а нужно было изо лня
в день давать высокую произволительность.
Й вот я ©0 сволми помощниками обратил
серьезное внимание на подготовку машины
для работы. Пришлось пораньше с©лу-
окаться в шахту, чтобы тщательно осмот+
реть врубовку, состояние лавы. Работаю
я на снежняноких антрацитах, очень креп-
ких. Хороший уход за машиной позвотих
нам перейти и на повышенную скорость
«Шаг» моей врубовки — полтора метра в
минуту вместе обычных полметра.

Работая такимт методами, я подрубил в
июле 13.5 тыс. тонн угля. В августе при
норме 2 тысячи квадратных MeT~
ров подрубил 9 тысяч квадратных метров
и лал 14 тысяч тонн угля. В 230-метровой
лаве были сделаны за месяц 23 цикла. Мой
августовский заработок составил 14 тысяч
рублей. Немногим меньше затаботати и мой
два помощника. Шахта № 27, на которой
я работаю, досрочно выполнила девятиме“
сячный план добычи утля.

Недавно я возвратился из отпуска. С ноз
SEINE силамя приступил к делу. Мне хочет»
ся через газету «Правда» сказать Николаю
Васильеву:

— Лавай, дружище, посоревнуемея з4
20 тысяч тонн угля ная врубовку в месяц

Сталино. (По телефону). }
	пеблажка люлям, кеторые нарушают инте-
ресы государства, приводит к тяжелым
результатам. Однако бюро Курганского 0б-
кома прояваяет недопустимую терпимость к
людям, которые обманывают государство п
подменяют большевистскую борьбу за хлеб
пустыми обещаниями.

Возьмем к примеру Косулинский район.
С первых дней уборки урожая колхозы
этого района не выполняли графика по-
ставок. К Б сентября они убрали 42 про-
цента посевов. Но вывезли на заготови-
тельные пункты только 5 процентов хлеба,
предусмотренного планом. Бюро обкома вы-
звало для доклада 0 ходе хлебозаготовок
секретаря Косулинского райкома партии
т. Морозова, председателя райисполкома
тов. Моисеева и районного уполномоченно-
го Министерства заготовок тов. Архипова.
Из их докладов выяснилось, что хлебоза-
готовки в районе идут самотеком, допущен
большой разрыв между косовицей и обмо-
лотом, сложные молотилки используются
лишь наполовину. На токах колхозов ско-
пилось свыше 18 тысяч пудов зерна, но
руководители района не позаботились о
его вывозке на затотовительные ПУНКТЫ.
Тт. Морозов, Моисеев и Архипов поклялись,
что они исправят положение.

Прошел месяц. Изменилось ли что-ни-
будь в районе? Нет. № 5 октября они еда-
ли государству всего 12 процентов преду-
смотренного планом хлеба, причем приток
хлеба на ссынные пункты падает из пяти-
дБевки в пятидневку.

0бком партии репгил еще раз заслушать
руковолителей района. 8 октября т.т. Мо-
розов, Моисеев и Архипов снова доклады-
вали о результатах своей деятельности.
	Как я связала за день 10.100 снопов

Я не каждый день вяжу по 10.100 сно-.
пов. В обычные дни я вяжу всего но
2.000—3.000 снопов ржи и пшеницы, з
в день, когда я собираюсь ставпть рекорд,
работа несколько меняется. Для рекордной
вязки мне всегда отводятся участки с ов-
сом, потому что овес вязать легче, чем
рожь или пшеницу. Кроме того, скошенный
овес не осыплется и не делается таким
жестким и грубым, как пшеница. Участок,
отводится квадратный: на таком участке
значительно меньше затрачивается времени
на переход от енопа к спопу.

В тот день, когда я связала 10.100 сно-
пов, на работу вышла до рассвета и пра-
была в поле 17 часов. На завтрак, обед и
на другие небольшие перерывы затрачеяз
было 4 часа. Таким образом, работала я
13 часов. Вязала я готовыми  свяеламп,
которые у меня находятся за спиной в
пучках п 52 свяела. Работала так: одной
рукой подгребала сноп, а другой вытаски-
вала свяела. Связываю сноп и, поднимая
его, не прижимая коленом, делаю два круп-
ных узла.

Кажется, все это очень просто. Однако
эти приемы решают успех дела. Специали-
	оты, наблюдавшие за мосй работой, гово-.
	PAT, ЧТо связать столько снопов MORO
только человек ловкий, хорошо натрениро-
ванный и сильный. Я с ними согласна.
Ловкость и умение нужны во всяком деле.
Вяжу я снопы не вдоль хода лобогрейки,
, поперек. Это резко поднимает производя-

Пахты комбината «Москвоуголь»
		не подготовлены
	Недавно несколько рабкоровоких бригад
«Правды» при участии местных газет про-
верили готовность шахт комбината «Москво-
уголь» в работе в зимних условиях.

Что показала проверка?

Главный инженер треета «Сталиногорск-
уголь» тов. Черепивский в августе разра-
ботал график подготовки шахт треста к
зиме. 06 этом начальники шахт были из-
вещены специальным приказом. Одни, меж-
ду прочим, предупреждалиеь о том, что не-
обходимо точно выполнять график —
специальная комиссия-де будет регулярно
следить за этим. Но прошел август, закон-
чился сентябрь, & комиссия ни разу не
улосужилаеь собраться для проверки вы-
полнения графикз.
	По графику fa Э шахтах было намечено
выполнить более ста неотложных ремонт-
ных работ. К сожалению, на 1 октября из
этого количества ремонт был выполнен
только по четырем об’ектам. Ничего не
было сделано, в чаетноети, на шахте № 21.
Здесь не отремонтированы главный ствол,
электроподетанция, механическая мастер-
ская п прочее. На шахте 21-бис не отре-
ментированы главный вентилятор, отопи-
тельная система производственных зданий.
При первых же морозах уголь в бункерах
начнет смерзаться, а это сорвет погрузку
топлива в вагоны. Такая же неутешитель-
ная картина на ряде других шахт. Почти
во всех производственных помещениях
окна не остеклены, двери не исправлены,
крыши текут.
	Руководители треста  «Сталиногорек-
уголь» в своей беспечности, к сожалению,
не одиноки. По комбинату «Москвоуголь»
приказ о подготовке к зиме был издан еще
в июле. Начальник комбината тов. Лебед-
ков, издав приказ, забыл. видимо, его про-
верить. Приказ постигла та же печаль-
ная участь: он осталея невыполненным.
	После этого руководители комбината со-
чинили новый приказ, в котором выполне-
ние намеченных мероприятий отодвинуто ©
сентября на октябрь. Однако и этот при-
каз не выполняется: ремонт 33 зданий
главного пол’ема. 32 механических мастел-
	ры, был специально обсужден на заседа-
ниях ученых советов факультетов и многих
кафедр. Профессора и преподаватели зна-
комят студентов не только © деятельно-
стью корифеев науки, но и с общим про-
цессом развития русской науки в той или
иной области. Эти же вопросы являются
темами студенческих курсовых работ.
Ленинградский государственный универ-
ситет — один из старейших очагов куль-
туры и науки в нашей стране. Еге 127-
летняя история отражает славный путь
русской науки. С университетом связаны
лучшие традиции передовой интеллиген-
ции нашей Родины, имена многих великих
сынов русского народа. Наш университет
ведет свою работу в городе трех револю-
ций, в городе-герое, чья вамечательная
эпопея в дни Отечественной войны стала
отныне символом стойкости и величия
всего советского народа и его партии боль-
шевиков. Славные исторические традиция
Ленинградского университета способствуют
выполнению стоящих перед нами задач и
В ТО же время удваивают нашу  ответ-
ственность перед страной за воспитание
новых кадров советской интеллигенции.
	Мы стремимся довести до сознания сту-
дентов ту мысль, что неустанная и напря-
женная учебная работа является их обще-
ственным долгом перед страной. Это воспи-
тывает у них коммунистическое отношения
к труду, стойкость, учит их бороться с
трулностями.

Великая Отечественная война явилась
большой и суровой школой воспитания на-
шего юношества. Многие наши студенты,
бывшие фронтовики, за боевую доблесть
награждены орденами и медалями Совет-
ского Союза. Сотни студентов Ленинград-
ского университета носят на груди медаль
«За оборону Ленинграда». Военная служба
привила этим людям навыки большевист-
ской организованности и дгециплины. Это
облегчает нашу работу по воспитанию сту-
денчества в духе коммунистической идей-
ности.

Важнейшей задачей администрации уни-
верситета, его партийной и комсомольской
организаций является общее Культурное
воспитание студенчества. Советский сту-
	дент должен быть широко образованным
человеком.
	Каковы средства общего культурного
развития? Чтение литературы по смежным
наукам, чтение художественной литералу-
ры, посещение факультативных курсов,
	ских, 27 зданий электроподетанций, 20 поч
мещений для компрессоров и прочее не осу-
ществляется.

— Подготовиться в зиме мы еще успеч
ем, — говорит начальник комбината т. Леч
бедков.

— Замерзнуть шахтам мы He позвоч
лим,— клянутся в тресте «Молотовутоль»;
выполнившем только 4 мероприятия из
135! т :

— Будем давать уголь на-гора,— храбч
parca B Tpecte «Донской уголь», где выч
полнено всего 4 мероприятия из 110!

Комбинат «Москвоуголь» четвертый меч
сяц не выполняет плана. За это время его
тресты неходали стране многие десятки тыч
сяч тонн угля. Жалуются, что нет рабочих
и вместе с тем не позаботились о подгоч
товке общежитий к зиме. Планы новогв
жилишного строительства сорваны. 34
3 месяцев этого года тресты Министерства
строительства топливных предприятий сда-
ли для заселения 5.400 квадратных метров
жилья, т. е. 16,5 процента годового пла-
на. Трест «Мосжилетрой» (начальник тов.
Выходцев) выполнил план постройки
жилья всего лишь на 5,2 процента. Новая
шахта-—42-Сиородинская в течение пяти
месяцев не пускается в работу из-за отсут“
ствия жилищ для шахтеров. Такое же поч
ложение на шахтах 1-Гранковская, Ширич
но-Сокольническая, Каменецкая, ИКрасноз
армейская и других.

Хозяйственные руководители в резулья
тате беспечности и благодущия ставят раз
боту шахт в крайне тяжелые условия. Приз
ходится лишь удивляться, почему Сталино-
горский, Донской и Узловский горкомы пар
тии столь длительное время спокойно
взирают на то, что ни шахты, ни жилье
горняков к зиме не подготовлены. А веды
это создает угрозу нормальной работе шах®
в зимний период.
	Участники рейда: Гвоздев, Орлов,
Калнин, Кузнецов, Разин, Поздняков,
Браило, Богачев, Кузнецова, Усов,
Дровиков, Косаткина, Гурин, Хар-
ченко, Рудь, Маслов, Островский,
Смирнов, Васютович.

Сталиногорск — Узловая — Донской.
	публичных лекций и т. д. Серьезную по-
мощь в расширении кругозора crys
Дента оказывает нам университетский лек
торий. Здесь воспитанник университета
имеет возможность слушать лекции наших
выдающихся ученых по самым различным
вопросам науки и культуры. Необходимым
условием общего культурного воспитания
является обучение студентов культуре
речи и письма, культуре труда и поведеч
HHA,

Надо признать, что в идеологической
работе среди студентов нашего универеиз
тета еще имеются серьезные недостатки &
упущения. Нельзя считать нормальным по
ложение, создавшееся на одном из веду
щих факультетов — филологическом, Проз
фессора и научные сотрудники этого фаз
культета устранились от проблем coppes
менности, мало внимания уделяют разра
ботке вопросов советского литературоведе
‘ния. Это сказывается на характере курсоч
вых студенческих работ, темы которых
оторваны от жизни страны, а политический
подход к материалу зачастую полменяется
эстетской и формалистической оценкой. Не
которые студенты филологического факульз
тета до недавнего времени ‘исповелывали

О т
	EEE OOS

гвилую аполитичную _теорийку «искусства
для искусства».
	Векрыты нездоровые явления

на филоз
софском, историческом факультетах и 060
бенно на искусствоведческом отделении

университета. Здесь некоторые ученые еще
ржуазных представлений
	И МНД ANG ее
«06 автономности литературы и искусства
OT ПОЛИТИКИ».
	Эти нез

er rm mee

доровые настроения являются pee
	NESS

Утьтатом серьезных недостатков партийа_
но-политической работы в университете.
Администрация, партийная и комсомолья
ская организации университета направз
тяют все свои усилия, чтобы устранлтв
эти недостатки, чтобы поднять илеологиче=
	CRY работу ло требований, пред’являемых

нашей партией.
	Подготовить новые кадры нашей совета
ской интеллитенции, высококвалифициро
ванных специалистов, идейно закаленных
бойцов за передовую науку, культуоу п
	а а ме мы. OC RYSDBTYPY Il
технику, — тажова задача, над решением

которой упорно работает Тенинградский

а а
		Профессор А. А. ВОЗНЕСЕНСКИЙ,
Ректор Ленинградского государствен
ного ордена Ленина университета.
	Экспедиция Академии наук СССР, тва
месяца назад отправившаяся на самолете
из Москвы на Камчатку, закончила ©3010
работу. Все участники экспедиции возвра-
тились в Москву.

Для своих исследований ученые исполь-
зсвали имевшийся в их распоряжения
самолет. Проведена аэрофотос’емка всех
нзиболее значительных вулканов Камчат-
ки. Наблюдения с воздуха подтвердили прел-
полагавшиеся закономерноети в простран-
слБенном распределении вулканов, связан-
ные с геологическим строением полуострова.

Научный руководитель экспедиции ака-
демик А. Н. Заварицкий с небольшим отря-
дом участников экспедиции совершил в0с-
хождение на склоны Влючевской сопки —
самого большого вулкана Камчатки — для
изучения результатов последних изверже-
ний побочных кратеров. Другая группа
научных работников была занята выбором
пунктов для сооружения сейсмических
	станций.
	Советские телескопы
	ЛЕНИНГРАД, 13. (Kopp. «Правды»).
Ленинградский оптико-механический завод
имени ОГПУ организует производство
астрономической аппаратуры. На заводе
вскоре начнется изготовление телескопов
	механического и философекого факульте-
тов. Были обсуждены доклады: «Идеализм
в современной физике», «Частицы и вол-
ны» (изложение физического содержания
современных теорий о частицах и волнах
и философское их понимание) и другие.
Проводились совмествыв заседания кафедр
теолого-почвенного факультета по философ-
ским вопросам, заседания кафедр политиче-
ской экономии и философского факультета.
	Идеологическое воспитание предполатает
непрестанное расширение политического
кругозора, умение правильно ориентиро-
ваться в политических событиях.
	Руководство и партийный комитет уни-
верситета ввели постоянную политическую
информацию. Один раз в неделю студенты
по академическим группам слушают с0об-
щения о международном положении, поли-
тических событиях в стране, а также по
вопросам внутренней жизни университета.
Политическая информация возложена Ha
паучных работников — коммунистов.
	Большое воспитательное значение имеюг
хорошо организованные массовые студенче-
ские собрания, посвященные общественно-
политическим вопросам. На комсомольских
собраниях университета за последнее время
отзвились доклады о коммунистическом
отношении к труду, об итогах работы Вее-
мирного конгресса молодежи в Лондоне, 0
том, каким должен быть советокий сту-
дент, о международном положении и другие.
Докладчиками выступали и студенты, и
каучные работники.
	Формы общественной деятельности вое-
питанников университета. многообразны.
Пемимо активного участия в работе уни-
верситетских организаций, студенты рабо-
тают агитаторами на предприятиях Ленин-
грала, состоят в комиссиях районного сове-
та, проводят шефскую работу в школах, ре-
месленных училищах и т. д.
	Цовседневно общаясь со студентами, на-
учные работники должны воспитывать в
каждом из них священное чувство совет-
ского патгиютизма. Благодарный материал
для этого дает нам история большевистской
партии и нашей Родины, изучение передо-
вых традиций русской науки и куль-
туры. Освещению роли русских yue-
ных в развитии мировой науки Ленин-
традокий университет посвятил специаль-
ную научную сессию, на которой было за-
слушано 29 докладов с характеристикой
деятельности выдающихся русских ученых.
Вопрос 0 том, как освещать в лекциенных
курсах историю русской науки и культу-
	дейно закалять наше студенчество
	В докладе о 27-й годовщине Октябрь-
ской социалистической революции товарищ
Сталин говорил:

«Наша интеллигенция смело идет по
пути новаторства в области техники и
культуры, успешно развивает дальше ©о-
временную науку, творчески применяет ее
достижения в производстве вооружения для
Красной Армии. Советская интеллигенция
евонм созидательным трудом внесла неоце-
нимый вклад в дело разгрома врага».

В этой сталинекой характеристике роли
нашей интеллигенции в Отечественной
войне отмечены те качества, которыми
лолжна отличаться советская интеллитен-
ция во все времена. Готовить такие кадры
народной интеллигенции, которые споеоб-
ны творчески развивать науку, технику,
культуру советской страны, и призвана на-
а высшая школа.
	Для решения этой большой  государ-
ственной задачи высшая школа должна не
только обучать своих питомцев знаниям
наук, но и воспитывать их в духе больше-
вистокой идейности.

Центральный Комитет ВКП(б) в ряде
последних решений и, в частности, в DO-
становлении 0 журналах «Звезда» п
«Ленинград» учит нас тому, как следует
ставить дело коммунистического воспитания
и образования молодежи. В нам, работникам
высшей школы, в полной мере относится
требование ЦЕ партии «помочь  государ-
ству правильне воспитать молодежь, отве-
тить на ее запросы, воспитать новое поко-
ление бодрым, верящим в свое дело, не
боящимея препятствий, готовым преодолеть
всякие препятствия».

Высшая школа обязана вооружить но-
вые кадры советской интеллигенции науч-
вым марксистеко-ленинским  мировоззра-
нием, методом материалистической диалек-
тики. Это возлагает большую ответствен-
ность на работников кафедр оснев маркоиз-
ма-ленинизма, политэкономии и филосо-
фпи. Высокий идейный уровень преподава-
ния, живость и глубина изложения, полн-
тическая острота — вот что требуется от
	тех, кому доверено дело вооружения нашей
	молодежи великими идеями NaDACH Sid
ленинизма.

Однако не следует думать, что решение
этой важнейшей задачи составляет моно-
TOIT преподавателей основ маркеизмз-
	ленинизма, политической экономии, фило-
софии. Идеологическое воспитание дости-
гается в процессе изучения студентами всех
	В прошлом учебном году в Шенинград-
ском университете работало 70 научных
кружков, в которых принимало участие
свыше полутора тысяч студентов. Дея-
тельность студенческих научных кружков
организуется и координируется студенче-
ским научным обществом. В научные
кружки вовлекаются не только студенты
старших, но и младших курсов. Многие
студенческие доклады представляют опре-
деленный научный интерес.
	Руководстве университета систематиче-
ски организует различные научные сессии,
конференции, заседания, научные дискус-
сии. Только за последний год у нае были
проведены: годичная научная сессия, на
которой заслушано 223 доклада, научная
сессия по славяноведению, 20 научных
конференций (по спектроскопии, пеихоло-
гии, проблемам почвоведения и т. д.), обще-
университетская студенческая научная
конференция, специальная дарвиновская
студенческая конференция, конкурсе Ha
лучшие студенческие научные работы.
	Высшая школа готовит высококвалифи-
цированных специалистов. Жизнь  потре-
бует ст нашего питомца глубокого знания
своей профессии. Поэтому он не должен
удовлетворяться тем, что требуется от него
по учебному плану. Наши преподаватели,
как правило, на экзаменах и при приеме
зачетов не довольствуются общей превер-
кой знаний по курсу лекций, а выясняют
также, насколько студент знаком © OCHOB-
ной литературой предмета, какова его эру-
ДИЦИЯ.

Высокле требования идеологического
воспитания студентов предполагают, что
кадры научных работников высшей школы
должны сами в совершенстве овладеть ма-
териалистическим мировоззрением и мар-
ксистским научным методом. В целях идей-
ного роста нашей профессуры и препода-
вательекого персонала мы практикуем на-
учные семинары, совместные заседания
кафедр, теоретические конференции и с0бе-
седования научных работников по вопрэ-
сам марксистско-ленинокой методолоти  и
ее применения в определенной научной
области.
	В прошлом учебном году хорошо работал
об’единенный философский семинар науч-
ных работников фезического, математико-
	дисциплин учебного плана. Все профессора   свыше полутора тысяч студентов.
	преподаватели несут ответственность
за идеологическое воспитание советского
студенчества, все они принимают активное
участие в формировании его ROMMYHHCTH-
ческого мировоззрения.

Профессор и преподаватель воспитывают
студентов в духе матерпалистического ми-
ровоззрения прежде всего на материале
своей науки. Какими же путями ocy-
ществляют это ученые нашего универеи-
тета? Профессора и преподаватели, читаю-
щие курс специальных диецинлин, широко
используют в своих лекциях работы клас-
CHKOB маркеизма-ленинизма, такие произ-
ведения, как «Материализм и эмпириокри-
тицизм» Ленина, «Диалектика природы»
Энгельса, «0 диалектическом и историче-
ском материализме» Сталина и другие.
Органическое включение в преподавание
каждой науки марксистеко-ленинских идей
позволяет студентам глубже и конкретнее
усваивать Материалистическое мировоззре-
ние. При чтении курсов специальных дис-
циплин очень важно правильно и научно
разоблачить ту или иную вредную концеп-
цию. Все это немыслимо без опоры Ha
маркепетоко-ленинские идеи.

В своих лекциях многие научные pa-
ботники уделяют серьезное внимание BO
просам научной методологии, философско-
му осмысливанию конкретного материала
науки, приучают студентов к теоретиче-
ким обобщениям, к научному диалектиче-
скому мышлению. В этом отношении 06060
значительна роль научных работников, ве-
дущих курсы общей физики, общей химии,
геологии, общего землеведения, общей био-
логии, ряда исторических дисциплин и мно-
гих других.

В повседневной учебе мы  отремимся
прививать студентам навыки к практиче-
скому применению науки, интерес к тех
нике, чем достигается осуществление прин-
пипа единства теории и практики.

Важной формой идеологического воспи-
тания и образования являются научные
студенческие кружки. Они прививают мо-
лодежи вкус к самостоятельной теоретиче-
ской работе, приучают студентов творче-
ски применять на практике материалисти-
ческую диалектику.