1 НОЯБРЯ 1946 г., № 250 (10342)
	йо городам и селам
Прибалтики
	10 гополам. и селам.
Прибалтики
	$2 86 тысяч безземельных и малоземель-
ных литовских крестьян получили от совет-
ской власти в бессрочное и бесплатное поль-
зование свыше 609 тысяч гектаров земли.
	Я: В Советской Литве восстановлено свы-
ше тысячи промышленных предприятий го-
сударственного и местного значения. В но-
вой сталинской пятилетке в народное хозяй-
ство республики будет вложено 1.535 мил-
лионов рублей.
	$: Литовская республика становится’ на
рельсы индустриализации. Уже в текущем
пятилетии в Литве будут выпускаться ме-
таллорежущие станки, сложные сельскохо-
зяйственные машины, электромоторы, сани-
тарно-техническое оборудование, радиопри-
емники и другие виды промышленной про-
дукцнии, ранее ввозившиеся в Литву.
	$ В селах Эстонии создано 1.377 коопера-
тивных сельскохозяйственных товариществ.
На кооперативных началах крестьяне ис-
пользуют более тысячи молотилок и локо-
мобилей, сотни тракторов, грузовых авто-
машин, жаток.
	78 В городах Латвии в текущем году стро-
ятся и реконструируются 28 крупных пред-
приятий. Среди них — завод «Красный ме-
таллург», Елгавская льнопрядильная фабри-
ка, рыбацкие судоверфи, рижские заводы
«Радиотехника», автоприборов и электрома-
шиностроения и др.
	*# Коллектив ‘строителей «Газсланце-
строя» поставил на сушку первую опытную
батарею газового завода в Кохтла-Ярве
(Эстонская ССР).
	. За два года в Таллине восстановлено и
отремонтировано свыше 300 тысяч квадрат-
ных метров жилой площади. 50 тысяч чело-
век получили благоустроенные квартиры.
	Я: В Латвии ва берегу Киш-озера постро-
ен мощный суперфосфатный завод. В буду-
шем году он даст сельскому хозяйству при-
балтийских республик 160 тысяч тонн супер-
фосфата.
	$2 Литовская Академия наук имеет 10 на-
учно-исследовательских институтов. В Лит-
ве работают два государственных увиверси-
тета, педагогический институт, два учитель-
ских института, Академия художеств, сель-
скохозяйственная академия, художествен-
ный институт прикладного искусства, ин-
ститут физкультуры, две консерватории. В
республике нет населенного пункта, где бы
не было начальной или средней школы,
	a B Pure возникают новые отрасли про-
мышленности — приборостроение, произвол-
ство тяговых электродвигателей, строитель-
ство вагонов для электрифицированных же-
лезных дорог, заводское производство до-
мов-коттедлжей.
	#2 В буржуазной Эстонии насчитывалось
всего 700 радиоточек. Теперь в республике
оборудовано 30 радиоузлов, вновь проло-
жено около 500 километров трансляциовных
линий. Количество радиоточек увеличилось
В 25 раз.

2 В Литовской республике создано 58 ма-
шиянно-тракторных станций и 246 машинно-
конно-прокатных пунктов. Ови оказывают
большую помошь трудозому крестьянству
Литвы в обработке земли.
	* Ha реке Даугава восстановлены два
мощных турбогенератора Кегумской ГЭС.
«Латвийский Днепрогэс», как называют Ке-
гум, освещает Ригу и другие города, питает
электроэнергией промышленность Латвии.
Сейчас на Кегуме идет подготовка к монта-
жу третьей турбины.
	*# При Министерстве земледелия Эстон-
ской ССР организована лекторская группа,
об единяющая около 400 специалистов сель-
ского хозяйства, Члены Эстонской Акаде-
мии наук, агрономы и зоотехники регулярно
читают лекции крестьянам.
	# За девять месяцев текущего года в Ри-
ге родилось детей в два раза больше, чем за
такое же время в 1939 году.
	# Домом техники Эстонской железной
дороги создан вагон технической пропаган-
ды. Вагон побывал во многих пунктах рес-
публики. (‘Лекции инженерно-технических
работников сопровождаются показом науч-
но-технических фильмов.

} В волостях Латвийской ССР, постра-
давших от войны, построено 8.000 крестьян-
ских домов; строится еще 12.000 жилых
зданий,

3 Физкультурные кружки при народных
домах Эстонии об’единяют более 4 тысяч
юношей и девушек. Недавно в республике
создано первое спортивное общество кре-
стьянской молодежи «Сила».

3 В Литве заканчивается восстановление
крупнейшего в Прибалтике Мариямпольско-
го сахарного завода. Ведется проектирова-
ние первого в республике цементвого заво-
да, который булет выпускать также известь
и другие строительные материалы, На ‚со-
оружение цементного завода отпущено 35
миллионов рублей.
	В Советской Литве. Лучшая стахановка
	Каунасской  шелкоткацкой фабрики
«Кауно-Аудиняй» ткачиха Она Абломай-
_те (справа) и ее ученицы-—Геня Юдените
и Стефания Давтайте.

Фото А, Фатесва. (ТАСС),
	Освобокдённая
наука
	ВБ Латвии немало было одаренных людей,
пробивавших себе путь в науку. Эти люди
отдавали учебе молодые силы и юношеский
ным, а затем, Получив знания, они не мог-
ли применить их к жизни. Перед нями была
пустота. Оказывалось, что творить не для
кого и не для чего. Новыми глазами они
смотрели на страну. В Лепае крупный судо-
ремонтный завод делал кухонную утварь, в
цехах рижеких заводов работали лишь
сотни, & то и десятки людей. Население
городов таяло. Морокие торговые гавани
Риги, Лепаи, Вентспилса стали ярмарками
распродажи сала, масла, скота Латвии.

С каждым годом суживалось поле дея-
тельности для рабочего, инженера, ученого.

Часть ученых, закрыв глаза на все, шла
служить хозяевам полукустарных фабрик,
Другие уединялись. Интеллигенция мета-
лась в поисках работы.

Шли годы. щазжда деятельности, творче-
ские планы не находили выхода. Уетаз от
бесплодных усилий, многие ученые етано-
вились фантастами или превращались в
скептиков.

Я прожил долгую жизнь. Почти полвека
отдано науке. Одно поколение латышеких
ученых прошло перед моими глазами, так
п не обрев счастья работать с пользой для
народа.

Я ставлю сейчас себя на место новой,
молодой поросли латвийских ученых. Всё
перед ними: лаборатории, исследователь-
ские институты, возможность претворять
открытия в жизнь — работай, твори, дер-
зай! Никакая мысль не покажется слиш-
KOM смедой в стране, раскинувшейся от
Балтики до Тихого океана, никакой размах
не будет слилтком велик. И то, к чему так,
стремились ученые прежней Латвии — воз-
можность работать в полную силу с пользой
для народа, — стало явью наших хней.

На глазах меняется родная Латвия. Из
руин встают обновленные заводы, верфи,
электростанции.

Размах, масштабы — все изменилось.
Вот Кегумская ГЭС. После долгого инкубда-
пионного периода правительство буржуазной
Латвии заказало в Швепии турбины, при-
гласило не своих, а шведских инженеров.
На станции поставили 3 турбогенератора, а
0 том, хватит ли в хранилище воды в слу-
wae увеличения числа турбин, не думали,
ибо энергии и трех турбин хватало за гла-
за. После войны инженеры Советской Лат-
вии с помощью ленинградцев быстро вос-
становили 2 турбогенератора, готовятся к
монтажу третьего. А народное. хозяйство
идет по пятам за выработкой электроэнер-
гии, и уже сейчас перед учеными Латвип
встает проблема Большой Даугавы и Боль-
шого Вегума. Е
	И так во всем. Горизонт перед ученым
открыт. С решением одних проблем ветают
другие, еше более сложные и заманчивые. В
прошлом году сбылась давнишняя мечта
латышекой интеллигенции и всего народа—
в республике создана Академия наук. 17 ве
научно-иселедовательских институтов при-
ступили K разработке проблем, имеющих
прямое отношение к возрождению и даль-
нейшему распвету нашей культуры и нарол-
ного хозяйства. Недавно мы обсудили план
Академии наук на 1946—1950 голы. Он
охватывает 188 тем. 0 таком размахе и. та-
ких возможностях для научной мысли мы
ве могли и мечтать.

Татвийские ученые обрели, наконец, веру
в свои силы, в служении народу получили
мощный источник влохновения.
	А. КИРХЕНШТЕЙН.
Председатель Президиума Верхов-
ного Совета МЛатвийской CCP,
действительный член Латвийской
академии наук.
	Никогда не забыть нам осени 1944 года.
Московские салюты возвешали победу совет-
ского оружия в Прибалтике, возвращение
эстонцев, латышей, литовцев в семью совет-
ских народов. Люли, вырвавитиеся из нево-
ли, целовали ком родной земли, В душе
была ясная радость возвращенной свободы
и твердая решимость строить новую
ЖИЗНЬ.

Нескончаемую благодарность чувствовали
вароды Прибалтики к советскому воину,
спасшему их от рабства и позора, мучений
п смерти; к русскому народу, вставшему во
главе всех борющихся за свободу; к боль-
шевикам, вырастившим новых людей: к
Сталину, сохранившему в своей памяти и в
своем сердце думы и чаяния всего трудового
человечества. И сейчас, когда в Вильнтосе,
Риге и Таллине мы встречаем лни Ок-
тябрьской революции и своего освобожде-
ния, мы думаем и говорим первое слово
любви и признательности своим друзьям п
впасителям.

Струя Даугавы-Двины берет начало не-
подалеку от истоков Волги. Там бок о бок
в русскими дивизиями сражались против

немцев латышекие стрелки. С Валдая веет
великой Россией. Отсюда Волга идет ло
Васпия, соединяя судьбу народов (2-
вера и Юга. Суровее и светлое
Балтийское море роднит ленинградцев п
эстонцев, Белоруссы живут плечом к плечу
	се литовцами. Но ато не только географиче-
	ское. соседство. Связи прибалтийских наро-
дов с русскими восходят к седой древности.
Тесно сплелись наши исторические судьбы
на протяжении веков, и единое у нас
историческое будущее.

Мы не забудем никогда, что етояли у са-
мого края бездны, и мы не забудем вечно
наших спасителей — Красную Армию, брат-
сене советские народы, великого Сталина.
Еще за Даугавой не отгрохотали пушки, а
мы уже почувствовали всю ласку, всю зз-
боту о нас сотен миллионов советских лю-
	дей, мы стали членами единой дружной
семьи.
	Вступление
в пятилетку
	По календарю — глубокая осень, & В
Эстонии самая горячая строительная стра-
да. Запахом извести и свежего т6еа» насы-
щен её светлый приморский воздух. Ва-
менщик и прораб, плотник и архитектор
в радостным волнением претворяют в жизнь

whe biay ow Пе Я РЕЛЕ в. Нее
ла Института Маркса—Энгельса— Ленина
переводят на литовский язык четвертое из-
дание Сочинений В. И. Ленина, первый и
второй томы Сочинений И. В. Сталина, Мно-
готысячным тиражом изданы на литовском
языке «Краткий курс истории ВКП(б)» н
	7 № 15 9, 9. ^ <

предначертания сталинского   пятилетнего   «Вопросы ленинизма» И. В. Сталина, а так-

же большое количество брошюр c произве-
U3 353. . ES eee
	Этот пох’ем трудовой активности проис-   Л®ниями Маркса, Sureapea, /ennna, Crasuna,
ходит ‘вместе & восстановлением и строи-    Шедрую помешь оказало советское
тельством шахт, заводов, текстильных правительство литовским крестьянам. Кре-
прехприятай. В’ Кохтла-Ярве создается стьяне-бедняки получили из государствен-

ee Е ных фондов 7,000 лошадей, свыше 17.000 го-
крупнейший газо-сланцевый завод — дети-   лов скота. Нуждающимся хозяйствам в по-
	крупнейший газо-сланцевый 38804 — ДЕТИ-   лов скота. Нуждающимся хозяйствам в по-
ше пятилетки. От него по мощному трубо-   рядке ссуды отпущено более миллиона пу-
проводу газ пойдет вк Ленинграду. дов семян.
	проводу газ поидет в шенинграду.

На базе горючих сланцев широкое разви-
тие получает сланце-химическая  промы-
шленность. Если в годы господетва бур-
жуазни эстонский народ был лишен в03-
можности по-хозяйски использовать цен-
нейшие полуфабрикаты, то теперь он’ 60-
злает в районах Кохтла-Ярве и Ахтма сеть
новых заводов по выработке из сланцев
беезина, лигроина, мазута, дорожного биту-
ма, хубителей, краски.

дов семян.

$ После изгнания гитлеровцев из Клай-
педы в городе не осталось ни одного цело-
го предприятия. Сейчас в Клайпеде работа-
ют 45 промышленных предприятий, мор-
ской торговый порт, железнодорожный
узел, крупная электростанция. В гороле име-
ются драматический и музыкальный теат-
ры, несколько кинотеатров, учительский ин»
ститут, учительская семинария, рыбопро-
мышленный техникум, мореходная школа
юнг, среднее музыкальное училище, не-
	Жизнь горняков «Эстонского Донбасса»
изменилась за последнее время. Она стала
осмысленней, интересней. Не прошло еще
года первой в Эстонии пятилетки, а коллек-
тивы шахт Министерства сланцевой промы-
шленности и комбината «Эотонсланеп» уже
на 20 пропентев превзошли довоенный уро-
вень производства, Больше, чем до войны,
дает сланпавого масла перегонный завод.
За 200 тысяч тонн сланца сверх голового

сколько ремесленных училин.

5 Возрождению народного хозяйства Лат-
вии оказывают братскую помошь другие
союзные республики. После войны в Лат-
вийскую ССР привезено из Средней Азии,
Москвы, Ленинграда и других мест страны
много хлопка, каменного угля, большое ко-
личество оборудования и промышленных то-
варов для населения,

$ После большого перерыва вновь назал-
ся ремонт судов на верфях лепайского за-
	плана борются горняки шахт _Кукрусе и   вода <Тосмаре». В буржуазной Латвии cys
Rapa. достроители выпускали кухонную утварь,
	$ Для подготовки руководящих партий.

сео ОЕ АЯ ВЕСЕ ЕСО Гр man mee

Добыча сланцев достигнет в 1950 году
	8. 700 ты ‚ тонн. На раз trea anand д, л“   НЫХ И советских кадров в Литовской рес-
100 тыс. тонн. На развитие этой отрасли   публике организованы двухгодичная партий-

промышленности государство отпускает ная школа и школа соретских рпаботникор
	прумышленвости  тобударство отпускает
огромные средства,

Большое значение придается строитель-
ству всуперфосфатного завода в Марлу. Он
будет вырабатывать готовую продукцию
из обогащенных фосфоритов, которые рань-
ше вывозились в Германию. Его производи-
тельность к концу пятилетки достигнет

ная школа и школа советских работников.

% Город Даугавпилс никогда не имел
трамвая. В дни выборов в Верховный Совет
СССР население решило своими силами по-
строить трамвайные линии. Сооружение их
заканчивается. Торжественный пуск трамвая
состоится 7 ноября.

2 Груду развалин представляла электро-
	у TT. RTH _   станция в Пюсси после изгнания немецких
100 THCAY TORE суперфосфата B roi. _„   Захватчикоз. Героическим трудом строите-
	БВ буржуазной Эстонии не имелось своей
металлургической базы. Железный лом в
большом количестве сбывалея за границу, &
оттуда на кабальных условиях  завозилея
прокат. Теперь в Таллине строится метал-
лургическо-машиностроительный комбинаг.

ПЕ ИОНЫ, УЖАС В EEE УЗВ ТЕ EY ERNE EE & ee

лей станция восстановлена и дает электро-
энергию сланцевой промышленности Эсто-
нии,

$2 В буржуазной Латвии были тысячи без-
работных. Сейчас 28 школ ФЗО и ремес-
ленных училищ республики не успевают
	В груду развалин была превращена Бал-
тийская мануфактура. За несколько меся-
цев строители восстановили котельную,
кекоторые участки прялильных, ткацких,
отделочных цехов. Из руин поднимается
Врентольмекая мануфактура. Она станет
крупнейшим текстильным предприятием в
производительностью 110 млн. метров тка-
ни в год. До 50 тысяч электромоторев даст
реконструируемый сейчас завод «Вольта».
Ведутея работы по восстановлению и рас-

ширению моторостроительного завода в
Пярну. -
Фашистские захватчики разрушили в

Эстонии 870 промышленных зданий. При
буржуазном строе потребовались бы десяти-
лэтия, чтобы залечить эти страшные раны.
Но советское правительство отпускает
сгромные средства на восстановление п
развитие народного хозяйства республики,
дает ей первоклассную технику, и промы-
шленность Эстонии быетре становится на
ноги. Дымят трубы радиозавола, полную
мощность набирают предприятия местной,
строительной, рыбной, лесообрабатывающей
промышленности.

Так, в сиянии светлых огней, вхолит

удовлетворять требования промышленности
и морского торгового флота на квалифици-
рованных рабочих.

% Таллинский фармацевтический завод
успешно осваивает изготовление лечебного
препарата — пенициллина. В Таллине на-
чалось строительство большого пенициллин-
вого цеха — первого в Прибалтике.

2 В культурной жизни латвийской дерев-
ни важную роль играют народные дома и
сельские клубы. Их в республике 400. В
проводизшемся летом республиканском смо-
тре художественной самодеятельности на“
родных домов и сельских клубов участво-
вало 22 тысячи певцов, музыкантов, pac-
сказчиков, танцоров.

2 В Эстонии быстро растет сеть библио-
тек. Год назад их насчитывалось 447, а те-

перь количество библиотек увеличилось до
729.

‘8 B послевоенной сталинской пятилетке
сельское хозяйство Советской Литвы пре-
взойдет довоенный уровень. Значительно
возрастет машинный парк МТС и машинно-
конно-прокатных пунктов. Литовская ССР
станет республикой ’высокорентабельного
культурного сельского хозяйства.

ate R о о natrunaryum mnnesces wannan
	=> UAE eur DA UlLHCH, БАОДИТ #: В годы новой пятилетки промышленная
пятилетка в большую, новую жизнь Эсто- продукция Эстонии увеличится в три ‘pasa
НИИ. owen) mma... ti (iti‘ Cts
	АРЕВ.
(Корр. «Правды»).

по сравнению с довоенным  уровнем; значи:
тельно повысится об’ем продукции сельско»
го хозяйства.

& Латвийская ССР вносит свой вклад в
общенародное дело восстановления Дон:
басса. Для шахт Донецкого и Подмосков*
ного угольных бассейнов в текущем году
	отгружено 513 маршрутов крепежного ле
са.
	В Советской Латвии. Рижский порт.
		Путь возрождения
	уже выполнил годовую норму хлебопоставок-
Трудящееся крестьянство Литвы об’ято
горячим желанием, преодолев трудности,
выполнить в срок свои обязательства
перед Родиной, перед товарищем Сталиным.
Отрадное явление в жизни Советской
Литвы — бурный расцвет культуры. Ни-
когда не было в Литве такого количества
учащихся, как теперь, хотя население
республики за время войны значительно
уменьшилось. Куда ни едешь — в каж-
дой волости, в каждом городе приводят
пифры значительного роста учащихея на-
чальных и средних школ. Например, в 3а-
расайском уезде в буржуазное время было
250 гимназистов, теперь насчитывается
свыше 1,000 учеников гимназий. В городе
Утяна было 300 учеников средних школ,
теперь их окодо 1,200, да еше 150 учит-
ея в гимназии для взрослых, В одипнадца-
ти высших учебных заведениях респуб-
лики занимается до 9.000 студентов.
Трудес еще похвалиться большими до-
стижениями в области восстановления
промышленности. Однако можно отметить
значительные успехи в возрождении
Плайпедекого порта, городов Вильнюс,
Шауляй, ряда фабрик и заводов — Ма-
риямпольского сахарного завода, каунас-
ских. текстильных фабрик «Кауно `Ауди-
няй», «Дробе», резиновой фабрики «Ин-
карас», клайпедеких и вильнюсеких пред-
приятий. Значительным событием яв-
ляется пуск Петрашунской электростан-
пил в Каунасе и предстоящий пуск пер-
вой очереди Вильнюсекой электростанции.
Когда-то литовские буржуазные полити-
каны в своих речах высказывали мечты 0
«рычаге», который передвинул бы часовую
стрелку развития Титвы на сто лет вперед.
Мы можем смело утверждать, что сегодня
это уже не мечта досужих политических
«златоустов», а реальная действительноеть.
Советский строй оказалея тем рычагом, Ke-
торый невиданными темпами выводит из
застоя жизнь литовокого народа и откры-
вает перел ним огромные возможности все-
стороннего развития.
Литовский народ уверен, что под знаме-
нем Ленина— Сталина, под руководством
коммунистической партии он пойдет к но-
	вым победам.
Ю. ПАЛЕЦКИС,
Председатель Президиума Верховного
Совета Литовской ССР.
	h празднику 29-й годовщины Великой
Октябрьской социалистической революцин
в тороде Шауляй будет открыт памятник
жертвам Отечественной. войны. Этот па-
MATHER, представляющий фигуру совет-
ского вопна на высоком постаменте, будет
наломинать грядущим поколениям 0 по-
следних боях на литовской земле. В ок-
тябрьские, дни 1944 года советская армия
в стремительном наступлении от Шауляя
ло Тильзита отбросила гитлеровцев за
Неман. В этих боях плечом к плечу с
воинами других советских народов герой-
ски дралась литовская дивизия.

Свою политическую мудрость и верность
советскому строю литовский народ проявил
упорным сопротивлением немецким захват-
	чивам, сорвав всв попытки оккупантов лро-
	вести мобилизацию в немецкую армию. Ли-
товекий народ не подлавалея ни на какие
провокации и запугивания немецких окку-
пантов и их подлых приспешников, Он ©
радостью приветствовал восстановление
родной советской власти в Литве. Сотнями
тысяч. исчисляется число граждан Советской
Лнтвы, явившихея на призыв в Советскую
Армию. Литовский народ всегда е гордостью
будет вопоминать, что его сыны участво-
вали в штурме Берлина, что литовеп Витау-
тас Дужинскас принимал участие в бою при
взятии рейхстага. В великой победе совет-
ских народов под руководством Генералис-
симуса Сталина литовский народ обрел свой
второй Грюнвальд, свою победу над извеч-
ным врагом — немепкими захватчиками.

Став вновь полноправными хозяевами
своей страны и своей судьбы, трудящиеся
Титовской ССР с первых дней после оево-
бождения принялись за ликвидацию по-
следствий немецкой оккупации. В де-
ревне решающей силой стал трудящийся
крестьянин. Недавно проведенные по. всем
волостям и апилинкам крестьянские собра-
HIM, HB которых заслушивались отчеты
местных исполкомов, показали возроетую
активность трудящихся литовской дерев-
HH, сознание своей силы и своих прав.

С чувством глубокого патриотизма встре-
тили крестьяне Литвы призыв алтайцев о до-
срочном выполнении плана хлебопоставок.
Они обязались сдать сверх плана 1 мил-
лион пудов зерна. Ho всем дорогам кв
	приемным пунктам идут красные обозы.
Pax уездов (Вильнюсский — Тазтийокий
	РОДНЫЕ

ЛЮДИ
	Эстонии получили на веяное пользование
землю и все необхолимое для ее обработки,

В дружной, родной советской семье мы
снова почуветвовали, какие огромные пер-
спективы для нашего национального разви-
тия раскрываются в Советском Союзе.

Снова перед нами раскрыты сокровищни-
пы великой советской культуры. Все нашл
композиторы и музыканты старшего поко-
ления учились в Петербурге у Римекого-
Корсакова, Лядова, Глазунова, наши худож-
ники — в петербургской Академии худо-
жеств, большая часть нашей интеллиген-
цин — в университетах Москвы, Петербур-
га, Казани, Харькова.

Никакими репрессиями гитлеровцы не
могли истребить в нашем народе тяги к рус-
ской литературе и науке, к русскому искус-
ству и революционным пдеям. Но сейчас мы
пЕем из более -глубокого источника, чем
прежде. За годы советской власти неизме-
римо возросла культура русского на-
pera. Re nef прибавились ценноети, создан-
ные другими советскими народами, о куль-
туре которых мы раньше почти ничего
пе знали и теперь еще знаем очень мало.

Литература и искусство союзных рес-
публик волнуют и захватывают нае
евоими неповторимыми словами, образа-
ми и мелодиями. Латышские писатели
уже побывали в Казахстане, Грузии,
Белоруссии и вернулись, обогащенные
новыми впечатлениями п знаниями, Веюду
их принимали, как дорогих гостей. И всю-
AY проявляется интерес к нашей культуре.

‚ Мы учимся у своих старших братьев тру-
ду, мастерству и любви к труду. Рижекие
текстильщипы недавно гостили у Марии
Волковой в Орехово-Зуеве. Все глубже вне-
дряется в сознание Macc великая идея со-
пиалистического соревнования, ‘дающего
столь блестящие достижения в братских рес-
публиках. Мы учимся трудиться бескорыст-
но и беззаветно, по-большевистски и рады,
если можем иногда отметить свои успехи,
например, рекорды рижеких стекольщиков.

Когда мы вилим пыл и энергию, высокое
мастерство, с какими трудятся во всех от-
раслях русские п украннцы, казахи и гру-
	Поддержанные могучей рукой веего со-
ветского народа, латыши, эстонцы, литов-
цы уверенно строят свое светлое будущее.
Вновь дымят заводы и фабрики, заклады-
ваются стены новых чудесных предприя-
тпй, Полны университеты, консерватории,
техникумы, школы. Напряженно работают
научные институты. На помещичьей зем-
ле, отданной народу, любовно трудятся кре-
стьяне наших республик.
	Советский государственный и обществен-
ный строй создал все возможности для мош-
него под`ема производительных сил Совет-
ской Прибалтики. Советское правительство
щедро отпускает громадные средства на раз-
витие народного хозяйства Эстонии, Латвии
и Литвы. Сталинский пятилетний план
предопределяет невиданное развитие эконо-
уического и культурного благоденствия при-
балтийских республик. Цифры пятилетки
звучат для нас, как бессмертные песни. В
самом деле, за пять лет в народное хозяй-
ство Латвии вкладывается свыше двух мил-
лиардов рублей, в народное хозяйство Эето-
нии — три с половиной миллнарла рублей,
Литвы — более полутора миллиардов.
	Мы повседневно чувствуем на себе отече-
ский, внимательный взгляд товарища
Сталина. Еще 10 июня 1945 года, спустя
всего месяц после’ завершения Отечеетвен-
ной войны, советское правительство, по
предложению товариша Сталина, приняло
постановление о восстановлении и разви-
тии основы эстонской индустрии —
сланцевой промьпиленности. Этим постано-
влением намечен такой грандиозный размах
работ, от которого захватывает дух.

И так — всюду,
	По инициативе товарища Сталина была
проведена в жизнь ‘земельная реформа, со-
вершенно изменившая лицо прибалтийской
деревни. Осуществилиеь вековые думы п
чаяния трудовых хлеборобов, получивших
из рук советской власти землю ‘и священ-
ное право трудиться не на кулака и поме-
щика, & на себя и евое родное государство.
Более 200.000 батрацких, бедняцких и мл.
лоземельных хозяйств Литвы, Латвии и
	зины и все другие народы, наши
братья,— мы острее и горше переживаем
свои ошибки и отсталость, всякое нераде-
ние и непонимание, ибо мы вошли в семью,
где свободный человек нашел смысл п содер-
жание своей жизни в труде, укрепляющем
ваше социалистическое Отечество.

Верность ‹ интересам народа, высоким
плеалам Ленина и Сталина, беззаветный
труд_и братская дружба народов закалили
нашу советекую семью, сделали ее крепкой,
как сталь. Мы живем в семье, которой не
страшны угрозы врагов. А нам ли, латышам,
литовцам и эстонцам, нам лн не знать пену
такой стальной верности, безопасности н

силе! Как былинеи, клонила, метала п рва-

ла пас суровая судьба. Латвия была мелкой
разменной монетой на международных тор-
Fax, об’ектом нечистых сделок капитали-
слов. Только в семье советских народов мы
обрели чувство безопаеноети и уверенности
в завтрашнем дне, позволяющее мирно
строить жизнь. Мы выросли, за нами стоят
миллионы, две сотни миллионов!

Мы влились в семью, где в почете ASHIK,
культура, обычаи каждого народа, где перед
нами раскрыты широчайшие возможности
национального развития, и поэтому мы—в
водной семье. Мы жавем в обществе, которое
вышло в авангард человечества и которое
длет нам возможность участвовать в строй-
тельстве нового мира, п поэтому мы — в
родной семье. 0 всех пас, где бы мы НИ
жили, заботится, как родной отец, Сталин, и
иеэтому мы — в родной семье. Свободно
льются наши старинные дайны, звучат на-
ши новые песни, наш трудовой народ на-
шел в величавом плане сталинской пяти-
тетки свои чаяния и надежды, нам помо-
тают наши братья, и поэтому мы — в род-
ной семье.

Славно жить в родной сталинской семье!
Грудь дышит вольно, работается спокойно,
с каждым днем, с каждым годом мы вехо-
Дим на новые высоты, и чудеснее спяет ли-
цо нашей дорогой матери-Родины.

. _Ян СУДРАБКАЛН.

$ При Доме партийного просвещения
Клайпедского горкома партии работают лек.
тории для’ интеллигенции, вечерняя партий
ная школа, экономический семинар хозяйст.
венников. В Клайпеде выходят две газеты-=
на литозском и русском языках.

32 Коллектив лучшей в Эстонии Раплас-
кой МТС развернул большую ‘работу по бла-
гоустройству усадьбы станции. При МТС
намечено построить ремонтную мастерскую,
гараж, баню, столовую, лабораторию,

В Советской Эстонии.
цы-шахтеры Кивиыльского сланце-хи-
мического комбината тт. Э. Коппель и

Лучшие стаханов-
	Фото Я. Рюмкяй%
	т ЗАТ га

Заслуженный деятель культуры

Латвийской ССР.