6 НОЯБРЯ 1946 г., № 254 (10346) *

Накан
	уне 29-и годовщины

Великого Октября
	Страницы
велико илана
	&% Чугун и сталь. Первенец метал-
	лургической промышленности Совет-
	ской Грузии — завод в Рустави -— к
концу пятилетки займет одно из веду-
щих мест в народном хозяйстве рес-
публики. Его проектная мощность оп-
ределяется в 430 тысяч тонн чугуна и
685 тысяч тонн стали в год.

©) Нефть. Все шире ведется в Грузии
	разведка нефти. Поиски нефти ведутся
	в Норио, Кавтиес-Хеви, Супса, Мирза-
ани, Иори, Млашие, Жеви, Громи. В
1950 году плановая добыча нефти дол-
жна составить 110 тысяч тонн,

© Автомобили. Строится Кутаисский
автомобильный завод. В 1950 году сн
	должен выпустить 15 тысяч грузовых
	автомашин марки «ЗИС-150».

© Электроэнергия. В последнем году
новой пятилетки выработка электро-
энергии в Грузии достигнет 1.300 мил-
лионов киловатт-часов. Будут сданы в
эксплоатацию Храмская, Сухумская и
другие ГЭС.
	< Марганец, Богатейший Чиатур-
ский марганцевый бассейн даст в 1950
году 2.040 тысяч тонн руды, значитель-
но превысив довоенный уровень добы-
чи марганца. В Чиатуре реконструи-
руется ряд рудников и строится цен-
тральная обогатительная фабрика.

© Станки. Станкостроители Тбилиси
в 1950 году должны дать стране 1.700
станков. Наряду с заводом им. Киро-
ва — основным станкостроительным
предприятием Тбилиси — значительно
увеличит выпуск продукции и завод
«Станок».

© Ткани. По сравнению с 1940 годом
выработка шелковых тканей в Грузии
к концу пятилетки увеличится на
22 процента и шерстяных тканей —
на 50 процентов. Это значит, что в
1950 году республика выпустит 6.830
тысяч метров шелковых и 3.195 тысяч
метров шерстяных тканей,
	< Виноград. 59 тысяч гектаров —
такова площадь, занимаемая сейчас
виноградниками в Грузии. В пятилетке
будет заложено еще 11 тысяч гектаров
виноградников.
	<) Чай. 894 гектара в дореволюцион-
ное время и 51.500 гектаров сейчас —
таков рост чайных плантаций в Грузии
за годы советской власти. К 29-й годов-
щине Великого Октября план сбора
зеленого чайного листа значительно
	превышен. К концу 1950 года площадь
	чайных плантаций решено увеличить

еще на 6 тысяч гектаров.
	© Табак. Уборка табака урожая 1946
года успешно завершена. План перевы-
полнен. В колхозах собрано и наниза-
но до 102,5 миллиона шнурометров та-
бака. Площадь табачных посевов к
1950 году составит 16 тысяч гектаров,
а средняя урожайность — 8,5 центнера
с гектара.

© Цитрусовые. Заморские плоды —
так назывались в дореволюционной
России лимоны, апельсины и мандгри-
ны. Тогда вся площадь, на которой они
возделывались, не превышала 200—300
гектаров. При советской власти цитру-
совые культуры получили в Грузии
широкое развитие. К началу 1946 года
они занимали свыше 18 тысяч гектаров,
к концу новой пятилетки займут 29 ты-
сяч гектаров.
	%) Просвещение и здравоохранение.
Огромные средетва отпускаются совет-
ским правительством на дальнейшее
развитие просвещения и здравоохране-
ния в городах и селах Грузии. В 1950
году число школ в республике будет
доведено до 4.333, а число учащихся в
них — до 642 тысяч человек. Количе-
ство больничных коек в городских и
сельских местностях увеличится до
17.900.
	9 Благоустройство городов. В годы
новой пятилетки будут осуществлены
большие работы по дальнейшему бла-
гоустройству городов республики. Жи-
	 ЭГ Успеха В   лищный фонд увеличится на 132 тыся-
величественных   чи квадратных метров. Возле строя-
	РАСЦВЕТ ТВОРЧЕ

«Грузия — это один из счастливейших уголков мира,
насыщенный природными богатствами и, что особенно
важно, богатый людьми, таланты которых блестят
в Грузии, в Закавказье и во всем Советском Союзе.

Грузинский народ многое дал не только своей стране,
но и всему Советскому Союзу, занимающему почетное
	место в истории человечества. Достаточно сказать,
то Грузия лала нам товариша СТАЛИНА».
	(В. М. Молотов).
	«Закавказская партийная организация, партийные
вадры Закавказья сложились и выросли под непо-
средственным руководством товарища Сталина. Вся
история революционного движения Закавказья, все
успехи и победы занавказской партийной организации
в деле социалистического строительства неразрывно
связаны с именем товарища Сталина».
		СЛ. П. Берия )e
		Какабадзе в Тбилиси, на набережной имени Сталина. 3, Проспект Руставели в Тбилиси: на первом плане
	Фото М. Квирикашвили (ТАСС) и С. Фридланда,
	Грузинская ССР. 1. Сбор чайного листа в Чаквииском совхозе имени Ленина (Аджария). 2. Статуя И. В. Сталина работы лауреата Сталинской премии С.
здание филиала Института Маркса—Энгельса—Ленина.
	значение имеет и подготовка квалифидци-
рованных кадров.

Колхозное крестьянство Грузии продела-
ло серьезную. работу по ликвидации по-
следствий войны в сельском хозяйстве. От-
сутствие химикатов, минеральных удобре-
ний, а также недостаточный уход, вы-
званный трудностями военного времени,
значительно ухудшили состояние цитру-
совых и чайных плантаций, виноградни-
KOB.

В текущем году плантации многолетних
культур, за отдельными исключениями,
благодаря хорошему уходу приведены в
удовлетворительное состояние. Под наса-
ждения внесены минеральные и органиче-
ские удобрения. В результате колхозы и
совхозы Грузии соберут хороший урожай.
Годовой план сбора чайного листа выполнен
на 118 проц. Чайным фабрикам сдано
23.627 тысяч килограммов зеленого ли-
ста, план — 20 миллионов килограммов.
За все время своего существования чай-
ное хозяйство не имело таких качествен-
ных показателей. В этом году сдавался
лист только первого и второго сортов, при-
чем доля первого сорта составила 21.474
тыс. килограммов.
	Цесмотря на неблагоприятные климати-
ческие условия в Абхазии и некоторых
других субтропических районах, колхозы,
колхозники и еовхозы в этом году впер-
вые сдадут государству свыше полмилли-
арда штук цитрусовых плодов. Особенно
высок урожай лимонов: в нынешнем году
их будет заготовлено не менее 35 миллио-
нов и свыше 20 миллионов апельсинов.
	Волхозы и колхозники Грузии перевы-
полнили план сдачи государству  шелко-
вичных коконов. План сдачи винограда
будет выполнен в ближайшие дни. При-
ступлено к заготовке табака — государет-
BO получит в этом году свыше 10.500 тонн
ароматичных грузинских табаков.
	ВБолхозы Грузии получили неплохой уро-
жай зерновых культур. В 7 ноября они
полностью выполнят план хлебозаготовок.

Таковы неполные данные о результа-
тах работы сельского хозяйства Грузии в
текущем году. Хороший урожай хлебов в
зерновых районах и выполнение и пере-
выполнение тосударственных ‘планов за-
готовки  сельскохозяйственных продуктов
обеспечивают высокие доходы. В колхозах
на трудодень будет выдано гораздо боль-
ше денег, зерна и других продуктов, чем
выдавалось в прошлом году.
	Самоотверженно работая, колхозы Гру-
зии перевыполнили план закладки цитру-
совых, виноградников, эвкалиптов и, что
самое главное, расширили питомники для
обеспечения новых закладок многолетних
RYIBTYD.

Ликвидация допущенных нарушений
Устава сельхозартели еще больше укре-
пит колхозы и создаст прочную основу для
дальнейшего роста хозяйств колхозов и
зажиточноети колхозников.
	Великий Сталин, проявляющий неуетан-
ную заботу об улучшении материального
благосостояния трудящихся Советского
Союза, требует от большевиков Грузии
еще большего расширения цитрусовых и
чайных плантаций, виноградников, плодо-
вых садов и повышения их урожая. Мы
приложим все усилия к тому, чтобы пре-
творить в жизнь указания вождя.
	Достижения в области хозяйственного
строительства немыслимы ‘без усиления
партийной и политической работы. Зала-
	чи вооружения партийных, советских и хо-
	зяйственных кадров великим учением
	Маркса—Энгельса-——Ленина-—Сталина, ши-
	рокого развертывания политической рабо-
ты среди трудящихся всегда стоят в цент-
ре внимания наших партийных организа-
ций. В этом видят они залог успеха в
борьбе за осуществление величественнттх
	В пернод сталинских пятилеток Грузия
превратилась в экономически мощную ин-
хустриальную республику и теперь с
успехом продолжает путь индустриального
развития.

Первый год послевоенной сталинской пя-
тилетки восстановления и развития народ-
ного хозяйства нашей страны приходит K
концу. Трудящиеся Советской Грузии, как
и все народы нашей великой Родины, уже
добились первых значительных успехов в
деле выполнения пятилетнего плана. Во
всех уголках республики ведется интенсив-
но’ строительство, с каждым днем растут,
корпуса новых предприятий. Все глубже и
глубже врезаются в горы шахтостроители,
прокладывая путь к нетронутым угольным
пластам. Возводятся сложные сооружения
гидроэлектростанций.

Один только перечень строящихся в
Трузин новых предприятий  свидетель-
ствует, что характерной особенностью эко-
номического развития нашей республики в
уекущем пятилетии является мощный рост
ее тяжелой индустрии, представляющей
фенову расцвета всего народного хозяйства.
	В предусмотренной законом о пятилет-
нем плане номенклатуре промышленной
продукции Грузинской ССР на 1950 год
ведущее место занимают чугун, сталь,
кокс, металлорежущие станки, автомоби-
ли. По сравнению © 1940 годом добыча уг-
ля возрастет почти в четыре раза, добыча
марганца — на 600 тысяч тонн, выработ-
ка электроэнергии увеличится на 78 про-
центов.

Все внимание партийных организаций,
государственных органов, рабочих и интел-
лигенции Грузии направлено к тому, чтобы
не только выполнить, но и перевыполнить
вто задание.

Крупнейшим промышленным предприя-
хием Грузни является Закавказский метал-
лургический завод. Строительство завода,
прерванное в связи е нападением гитлеров-
ских разбойников на нашу Родину, в030б-
вовлено по предложению товарища Сталина
в 1944 году. В текущем году строитель-
ные работы на площадках завода ведутся
широким фронтом. Уже готовы просторные
корпуса вспомогательных цехов — кузнеч-
ного, ремонтно-механического, металлокон-
струкций. Заканчивается корпус литейного
цеха. Заложены массивные бетонные фун-
даменты шести мартеновских печей. Стро-
ится мошная теплоэлектроцентраль и про-
кладывается сложное подземное хозяйство.
Сланы в эксплоатацию первые жилые до-
ма. Возвелена опора большого моста через
реку Вуру, который соединит правобереж-
ный и левобережный районы будущего го-
рода металлургов — Рустави.

Серьезным достижением строителей За-
кавказского металлургического завода нуж-
но считать создание мощной базы произвол-.
ства строительных материалов, карьерного
хозяйства и предприятий, выпускающих
строительные детали и конструкции. Строи-
телями создан временный жилой фонд для
‘размещения большого контингента  рабо-
чих. Это дает им возможность все шире. и
шире развертывать работы. Однако нуж-
по отметить, что ход строительства всё же
несколько отстает от трафика: годовой
план работ к концу октября выполнен на.
68 процентов.

Новым постановлением правительства
проектная мощность Закавказского ме-
таллургического завода значительно уве-
личена. Завод должен выпускать в год ие
500 тысяч тонн стали, как это планирова-
лось раньше, а 685 тысяч тонн. Соответ-
ственно увеличивается выпуск проката. В
продукции завода ведущее место занимают
трубы для нефтяной промышленности,

Повышение мощности завода ставит пе-
ред строителями новые сложные задачи,
чем более. что сроки пуска в экеплоатацию
	а = — РРР

предначертаний новой сталинской пяти- щихеся крупных промышленных пред.
		приятий возникнут новые города.
	1 рузия в новой пятилетке
		Нас учил товарищ Сталин
	Воспоминания старого рабочего
	В 1890 году я впервые пришел на фаб-
рику Адельханова. По. условиям ученики
должны были в течение трех лет работать
бесплатно. Мне было 14 лет, а моим това-
рищам еще меньше. Работать нас застав-
ляли. как взрослых.

Советской молодежи, работающей в про-
сторных цехах Тбилисской обувной фабри-
ки им, Оталина, конечно, трудно представить
себе подневольный, тяжелый многочасовой
труд на предприятии капиталиста Адельха-
нова. Рабочий день начинался в 6 часов
утра и заканчивалея поздно вечером. Фаб-
рика действовала, пока были заказы,
остальное время она простаивала, а. работа
была сдельная.

Наши силы сплачивала большевистская
организация, Мы, старые рабочие, свято
храним в памяти дни, когда под руковол-
ством товарища Сталина у нас создава-
лись первые соппал-демократические круж-
ки, проводились первые забастовки и ле-
монстрации. Во время забастовок мы тре-
бовали З-часового рабочего дня, увеличе-
ния заработной платы и отмены штрафов,
Штрафы сильно сокращали наш скудный
заработок: закуришь — плати 50 копеек,
скажешь He угодное мастеру — плаги
1 рубль...

Товариш Сталин учил рабочих об’еди-
нять свои силы в борьбе. Когда товарищ
Сталин узнал, как нас обирали подрядчи-
ки, он провел специальные беседы о поло-
жении рабочих-обувщиков. Товарищ Сталин
говорил нам о том, что рабочие получают
в десятки раз меньше, чем подрядчики, хо-
тя работают значительно больше. После бе-
сед товарища Сталина нам становилось
яено: кто был виновником тяжелых уело-
вий нашей жизни. Мы смелее стали выдви-
тать требования к хозяину и смелев шли
на забастовки и демонстрации.
	Нас’ поддерживали рабочие других. пред-
приятий Тифлиса. В особенности помогали
нам забастовки в главных мастерских же-
лезных дорог. Эти забастовки также. прово-
дились под руководством товарища Сталина.
Рабочие фабрики „Алельханова поддержива-
ли постоянную связь с главными железно-
дорожными мастерскими и депо.

В начале 1901 гола мы узнали от желез-
нодорожников о предстоящей первомайской
демонстрации. 06 этом возвестили и неле-
гальные листовки, Нам об’яснили, и мы
знали, какое значение имеет международ-
ный пролетарский праздник. Но олно дело—
маевки, проводимые тайно за городом. а
	Имени
	Нынешний год у нас юбилейный. 10 лет
назад наш колхоз имени Ленина стал мил-
лионером. В прошлом году мы получили
6.118 тысяч рублей дохода, а в текущем
году он составит не меньше 6,5 миллиона.
Члены артели получат на трудодень по 35—

37 рублей деньгами и по 4,5 килограмма
зерна.
	Мы уже полностью рассчитались с госу-
дарством по всем видам поставок, причем
значительно перевыполнили задания, Чай-
ного листа, например, должны были сдать
125 тысяч килограммов, а сдали 231 ты-
сячу, табака вместо 27.400 килограммов
сдали 28 тысяч и подготовили к сдаче еще
13 тысяч килограммов. Перевыполнены
также обязательства по сдаче молока, мяса
п других продуктов. .

Готовясь к великому празднику, мы
вспоминаем путь, пройденный нашим кол-
хозом. В 1928 году несколько бедняков об?-
едипились в товарищество по совместной
обработке земли и избрали меня председа-
телем. Начали мы с малого, а сейчае ‘наша
артель имеет большое и многообразное хо-
зяйетво. Преобразилось п село. В нем не
осталось ни одной старой лачуги, в которых
мы ютились раньше. На заново распланиро-
ванной площади построено около 300 удоб-
	другое дело — выступление на главных
улицах города,

Проведав о готовящейся демонстрации,
царские власти стягивали свои силы, вой-
сковые части, полицейских. Поэтому в на-
значенный день рабочие старались пройти
к центру города незамеченными. Многие
переодевались в крестьянскую одежду. В
первомайской демонстрации 1901  тоха
участвовало много рабочих фабрики Адель-
ханова. Во время столкновения с полицлей
было ранено 14 наших товарищей. Лесят-
ки рабочих очутились в тюрьме. *

Накануне 1905 года на фабрике нача
лась крупная забастовка. Адельханов за
крыл производство. Мы голодали, HO AA
условия фабриканта не сотлаптались. Фаб*
рика охранялась полицией, и нас, как бун
тарей, близко не подпуекали, }

Так было в прошлом.
	0 революционной работе товарища
Сталина на фабрике напоминает организо-
ванная у нас специальная комната. В ней
выставлены материалы того времени, фо“
тографии. Они рассказывают о революци-
онной деятельности товарища Сталина в
Грузии, в Тбилиси. Эту комнату чаето по-
сещают наши рабочие и рабочие других
заводов и фабрик. Здесь проводятея лекция
и беседы. Старые рабочие выступают в
воспоминаниями, рассказывают  молодежл
о революционной борьбе тбилисских pabo-
чих-обувшиков, политическим воспитанием
которых еще на заре рабочего движения ру*
ководил товарищ Сталин.

Это воодушевляет нас еще лучше тру
диться для нашей Родины. В тоды Отече-
ственной войны фабрика успептно выполни“
ла задания для фронта. Не покладая рук
трудятся наши рабочие над выполнением
заданий по выпуску мирной продукции:
Праздник Великого. Октября мы отмечзех
новыми производственными успехами, Наш
коллектив обязалея тодовой план выпол
нить к 1 декабря и выпустить в ныкет
нем году в счет второго года пятилетки
40 тысяч пар обуви.

Я работаю на старом месте — ные
обувной фабрике № 1 имени Сталина. Иа
фасаде фабричного здания прикреплена
мраморная доска, напоминающая о тех го
дах, Korda товарищ Сталин организовал
здесь нелегальные сопиал-лемократические
кружки и руководил нашей борьбой проти
царя и капиталистов.
	Алексей БЕДИАЩВИЛИ,
	Ленина
	ных и вместительных домов, У нас ет
своя гидростанция, черепичный, кирпич.
ный, лесопильный заводы, радиоузел, клуб
на 450 мест, стадион. В наших трех шко-
лах учатся 500 детей.

Все это, конечно, не предел. Мы може
получать еще более высокие урожая, №
вать стране еще больше ценных субтропи
ческих культур, получать еще более вые
сокий доход. Недавно мы разработали пя
тилетний план нашей артели, Выполнение
его позволит оставить далеко позади в0%
что достигнуто до сих пор.
	ON aes

Все условия для этого у нас имеются.
	NEE NE lteter т

г} 05 У &
Партия, правительство и товарищ Стали
неустанно заботятся о дальнейшем проце
	тании колхозного строя, оберегают #6ру
шимоеть Устава сельскохозяйственной 81°
тели. Мы должны оправдать сталинскую
заботу неустанным трудом на колхозных
полях. В этом — путь к новым победам о
циалистического сельского хозяйства, пут
дальнейшего роста колхозного богатства
изобилия,
Георгий ДЖГУБУРИЯ.
Председатель колхоза имени Ленина, }
Гальского района, член Совета по
	делам колхозов при правительстве
СССР. Уи ПР
	Абхазская АССР.
	К. ЧАРКВИАНИ
Секретарь ЦК КП(б) Грузии

oo 8

octanTca прежними. В 1947 году об’ем ра-
бот на строительстве по сравнению с те-
кущим годом увеличится в два е лишним
раза. Будет начато строительство всех
основных сооружений: доменных печей, кок-
совых батарей и пр. Начнется монтаж
оборудования. Нужно провести серьезные
подготовительные работы, ‘чтобы выпол-
нить намечаемую на будущий год про-
грамму.

Министерство строительства предприя-
тий тяжелой индустрии CCCP оказы-
вает повседневную помощь стройке метал-
лургического гиганта. Тем не менее эта
помощь должна быть усилена. Необходимо
лучше организовать снабжение материалами,
металлом, лесом, цементом, обеспечить
строительство автомобальным транспортом.
	0с0б0 остро стоит вопрос об усилении ме-
ханизации строительных работ. Министер-
ство должно принять меры для оснащения
«Закметаллургстроя» механизмами, Дать
больше экскаваторов. Необходимо поднять
темпы жилищного строительства.
	Больших успехов достигли строители
второго важнейшего предприятия Грузии —
Вутаисского автомобильного завода. Десяти-
месячный план строительства выполнен на
110,7 проц. годовой план — на 85,7
проц. Растут корпуса производственных
цехов, готовятся жилые дома для рабочих
будущего завода, сооружается водопровод,
прокладываются дороги. Конкретную по-
	мощь стройке оказывает Министерство
строительства топливных предприятий
СССР.
	Хорошо работают строители крупнейшей
гидроэлектростанции — ХрамГЭС’а. Годо-
вой план они выполнили за десять меся-
цев.

В середине будущего года ХрамГЭС даст
первый промышленный ток. Полностью
станция будет закончена и сдана в экеплоа-
тацию в 1948 году. К этому же сроку
будет пущена Сухумекая ГЭС.

Широким фронтом ведутся работы по
развитию угольной промышленности, хотя
темпы шахтного строительства несколько
ниже плана. Изо дня в день повышается
добыча угля. Однако многое еще нужно
сделать, чтобы добыча топлива достигла
запланированного уровня к моменту го-
товности коксовых батарей Закавказского
металлургического завода. Серьезно отета-
ет сооружение жилищ для рабочих угольной
промышленности.

Важнейшей задачей является подготов-
ка кадров квалифицированных рабочих
для мМеталлургического и автомобильного
заводов. Первые серьезные шаги уже сде-
ланы. В конпе 1944 года мы направили
для обучения на крупные  металлургиче-
ские предприятия Советского Союза 3,000
молодых рабочих. Они освоили профессия
сталеваров, доменщиков, огнеупорщиков,
коксовиков, слесарей. До 2.000 будущих
рабочих обучаются на предприятиях рес-
публики. Таким же путем должны быть
подготовлены кадры и для автомобильно-
то завода. Первые небольшие группы бу-
дущих автостроителей уже работают на
Московском автомобильном заводе имени
Сталина и в цехах Горьковского завода
им. Молотова. В ближайшие два месяца на
автомобильные заводы страны будет на-
правлено для обучения до 3.000 человек.

Трудящиеся Грузии всегда с благодар-
ностью будут помнить 06 огромной помо-
	щи, которую оказывают им рабочие и ин-
	женеры металлургических и машинострои-
тельных заводов Донбасса, Урала, Москвы,
Горького, поставляющих оборудование для
наших новых. строек, Такое же важное