Пролетарии. всех стран. соединяйтесь!
Всесоюзная Коммунистическая Партия (больш).

Четверг, 7 ноября 1946 г.
	Да здравствует 29-я зодовщина Великой
Октябрьской Социалистической революции! —

Да здравствует наш вождь, ведущий нас
вперёд к новым успехам Советской Родины,
к полной победе коммунизма в нашей стране,
товариш Сталин!
	Председатель Совета Министров Союза ССР’ Генералиссимус Советского Союза.
	ото М, Калашниковой.
	Иосиф Виссарионович СТАЛИН.
		265 (10347)

29-я годовщина Великой Окт:
ие — револю
	Доклад А. А. Жданова на торжественном
	заседании [Посковского Совета 6 ноября 1946 года _
		Товарищи!

Сегодня трудящиеся Советского Союза’ празднуют
двадцать девятую годовщину Социалистической рево-
люции в нашей стране.

В прошлом году мы отмечали наш великий праздник
вскоре после победоносного окончания Отечественной
войны, завершившейся разгромом сначала ‘немецких
фашистов, а затем и японских империалистов. 1945 год
вошел в историю, как год великой победы советского
народа и других свободолюбивых ‘народов над силами
фашизма и агрессии. 1946 год явился первым после-
военным годом. Советский народ, выйдя победителем
	из смертельной борьбы с Фашистскими агрессорами
	В истекшем году наша советская страна. возобно-
вила мирное социалистическое развитие, Советское
государство перестраивает нарсдное хозяйство приме-
нительно к условиям и задачам мирного. времени.
Вся наша работа проходит под знаком выполнения
указаний товарища Сталина о ближайших задачах
Советского государства. «Мы должны, — говорил
товарищ Сталин,— в кратчайший срок залечить раны,
нанесенные врагом нашей стране, и восстановить до-
военный уровень развития народного хозяйства с тем,
чтобы значительно превзойти в ближайшее время
этот уровень, повысить материальное благосостояние
народа и еще больше укрепить военно-экономическую
мощь Советского государства».
	Каждый из нас. понимает, что это задачи нелегкие.
Немецко-фашистские захватчики нанесли огромный
ущерб советскому хозяйству. Фашистские варзары раз-
рушили и сожгли десятки тысяч промышленных пред-
приятий, совхозов, колхозов и МТС, разрушили всю
сеть железных дорог в западной части нашей страны.
Фашисты опустошили и ‘превратили в пустыню целые
районы страны, уничтожили плоды многолетнего на-
пряженного труда советских людей, оставили без крова
миллионы советских граждан. В истории нашей Ро-
дины не было еще войн, которые бы унесли так много
цветущих человеческих жизней и причинили такие
неслыханные опустошения городам, селам, промыш-
ленности, транспорту и сельскому хозяйству, как ми-
нувшая война. Любое другое, даже самое крупное
современное капиталистическое государство, потерпев
такой ущерб, было бы отброшено на десятки лет назад
и превратилось бы во второстепенную державу. Но
с Советским Союзом этого не случилось. Из второй
мировой войны Советский Союз вышел крепким и
сильным. В отличие от капиталистических государств
наша страна перешла к мирному строительству без
каких-либо кризисов или потрясений. А, между тем,
известно, что вторая мировая война нанесла Совет-
скому Союзу неизмеримо больший ущерб, чем какой-
либо другой стране из тех, которые воевали против
гитлеровской Германии. Я уже не говорю о таких
государствах, как Соединенные Штаты Америки и
Англия, территория которых не подвергалась оккупа-
ции вражескими войсками и перед которыми не стоят
поэтому задачи послевоенного восстановления ‘народ-
ного хозяйства. И rem He’ MeHee послевоенный период
связан в этих странах с большими экономическими
и политическими кризисами.

В капиталистических странах ‘переход от’ войны
к мирному времени вызвал резкое сужение рынка,
падение уровня производства, закрытие предприятий,
рост безработицы. Известно, например, что в Соеди-
ненных Штатах Америки об`ем промышленного произ-
водства в 1946 г. сократился по сравнению с 1943 годом
более, чем на одну треть, а число безработных по
официальным данным. превысило 3 миллиона человек.
‘Наша страна не знает подобных явлений. Переход
от войны к миру в. Советском Союзе, демобилизация в
связи с этим значительных контингентов Советской
	_ Армии, уменьшение в три раза военного бюджета,
	перевод фабрик и заводов на мирную продукцию не
сопровождается у нас закрытием фабрик и заводов,
свертыванием производства и появлением безработи-
цы. Советский народ уверенно идет вперед, не опасаясь
возникновения экономического кризиса и безработицы,
ибо он опирается на иную, более высокую, социали-
стическую систему организации хозяйства, которая не
знает ни кризисов, ни безработицы. oe,

Это не значит, однако, что послевоенное восстанов-
ление народного хозяйства СССР может обойтись без
жертв со стороны рабочих, служащих и крестьян ради
общего дела. Нужно иметь в виду, что  без серьезных
жертв невозможно ликвидировать тяжелое наследие
войны — разорение и опустошение — и восстановить
народное хозяйство.

Однако эти жертвы не могут итти ни в какое срав-
нение с жертвами со стороны рабочих и служащих
капиталистических государств, которые чрезвычайно
велики, поскольку капиталисты не ‚берут на себя забот
в ‘деле послевоенного восстановления, перекладывая
все тяготы исключительно-на плечи рабочих, кресзъян
и служащих. Эти тяготы выражаются, прежде. всего,
в громадном росте безработицы и выбрасывании мил-
	лнонов рабочих, и служащих из предприятий.
	У нас нет и не будет безработицы. Это дает громад-
ное облегчение для рабочих и служащих нашей стра-
ны. У нас нет свойственной капитализму анархии про-
изводства, которая приводит к чередованию периодов
под ема и кризисов, потрясающих до основания всю
	и вернувшись к мирному труду, обратил все свои силы
на ликвидацию тяжелых последствий войны, на даль-
нейшее упрочение и развитие социализма. В борьбе
за осуществление этих задач советские люди, как и в.
годы Отечественной войны, не жалеют сил и труда,
проявляя высокое сознание общенародных, общегосу-
дарственных интересов. Советский народ, ‘опираясь на
несокрушимую силу социалистического строя, самоот-
верженно преодолевая трудности послевоенного вре-
мени, успешно идёт по пути, который указал нам
Ленин, по которому ведет нас товарищ Сталин. (Апло-
дисменты).
	систему хозяйства и создающих постоянную неуверен-
ность в завтрашнем дне у трудящихся. Наша хозяйст-
венная жизнь направляется народнохозяйственным
планом:

В годы довоенного мирного строительства Совет-
ское государство по единому плану осуществило со-
циалистическую реконструкцию нашего народного
хозяйства. В годы войны оно планомерно мобилизова-
ло все ресурсы страны на нужды фронта. Так и теперь
Советское государство по новому пятилетнему плану
организует работы по восстановлению и дальнейшему
развитию народного хозяйства СССР. В новом пяти-
летнем плане великих работ, который должен возро-
дить и двинуть далее СССР, как преуспевающую со-
циалистическую державу, найдет достойное примене-
ние` своим силам, способностям и талантам каждый
советский гражданин — мужчина и женщина. (Апло-
дисменты). ` om -

Советские люди привыкли ставить общенародный
государственный интерес превыше всего. Они привык-
ли считать общее дело своим насущным личным делом.
Вот почему советский народ воспринял новый пяти-
летний план, как боевую программу, отвечающую его
кровным жизненным интересам. Пафос созидательного
труда охватил миллионы людей. По всей стране раз-
вернулось социалистическое соревнование за выполне-
ние и перевыполнение пятилетнего плана. Советские
люди в своем устремлении вперед изыскивают новые
пути и возможности для дальнейшего под’ема всех
отраслей народного хозяйства и культуры. Дружба
народов СССР, окрепшая и закалившаяся в военных
испытаниях, является могучим средством под’ема и
расцвета народного хозяйства и культуры в мирных
условиях.

Товарищ Сталин говорил: «Советские люди, во главе
с коммунистической партией, не пожалеют сил и труда
для того, чтобы не только выполнить, но и перевыпол-
нить новую пятилетку».

Теперь все видят, что эти вдохновенные слова нашего
вождя < успехом воплощаются в жизнь.

Первые результаты восстановления нашего народно-

го хозяйства уже налицо. Оживает израненная врагом
земля, из руин поднимаются возрождаемые заводы,
фабрики, шахты, колхозы, совхозы, школы, вузы и на-
учно-исследовательские учреждения. С чувством глу-
бокого удовлетворения страна узнает о восстановлении
и пуске в ход предприятий, созданных за годы довоен-
ных пятилеток и ныне вновь возрождающихся из пепла
и развалин. Снова вступили в <трой действующих
предприятий Сталинградский и Харьковский трактор-
ные заводы, Ростовский завод сельскохозяйственных
машин, Нижне-Свирская гидроэлектростанция, Бело-
морско-Балтийский канал и многие другие крупнейшие
предприятия. Поднимается на ноги металлургия Юга.
Введены в действие домны на Константиновском, Ма-
кеевском заводах и на заводе им. Дзержинского. Бли-
зится срок пуска восстанавливаемого Днепрогэса. Дон-
басс, совершенно разрушенный немцами, уверенно’ идет
по пути восстановления довоенного уровня добычи
угля. Возрождение этих предприятий приветствует
народ, почти как воскрешение из мертвых, так как
знает, до каких пределов разрушения они были дове-
дены фашистскими извергами и каких трудов стоило
советским людям, чтобы славные имена этих предприя-
тий вновь засверкали в блистательном. списке увенчан-
ных трудовыми подвигами действующих` фабрик и за-
водов Советского Союза.
_ Одновременно идет большое новое строительствэ.
Строятся ‘и частично пущены в ход новые машино-
строительные и: металлургические заводы, вводятся в
строй шахты, электростанции, железнодорожные пути,
предприятия текстильной, химической и многих дру-
гих отраслей промышленности. Восстановление и разви-
тие народного хозяйства‘сопровождается его техниче-
ским перевооружением. Валовая выработка промыш-
ленности по гражданской продукции за первые три
квартала 1946 года по сравнению .с тем же периодом
прошлого года выросла на 19 процентов. Среднесуточ-
ная погрузка на железнодорожном транспорте за тог
же период выросла на 12%. `*

Широким фронтом развернулась в районах, постра-
	< давших от немецкой оккупации, работа го восстановле-
	нию разрушенных сел и городов, культурных учреж-
дений.

Однако ‘все это лишь первые шаги, если принять во
внимание размеры разрушений и об’ем предстоящих
восстановительных работ. Товарищ Сталин указывает,
что для восстановления опустошенных немецкими ок-
купантами районов потребуется шесть—семь лет, если
	‘He больше.
	Первый послевоенный год.
	i)
ГС,
		aX

TH
	1 = A \
			сударственных ‘запасов ‘продовольствия потребовали
перенесения отмены карточной системы с 1946 года`на
1947 год. Потребовался также целый ряд необходимых
переходных мер в целях сближения высоких коммерче-
ских цен‘и слишком низких пайковых цен для того, что-
бы создать условия для отмены в 1947 году карточной
системы и введения единых цен.

Советское правительство учитывало трудности повы-
шения пайковых цен и понимало, что здесь потребуют-
ся серьезные жертвы со стороны рабочих, служащих и
крестьян, что без таких жертв невозможно ликвидиро-
вать тяжелое наследие войны и восстановить подорван-
ное народное хозяйство.

Советское правительство приняло ряд мер к возме-

щению потерь мало- и среднеоплачиваемых рабочих
и служащих путем повышения им заработной платы.
‚ Задача развертывания товарооборота и расширение
производства товаров широкого потребления является
предметом особой заботы и внимания Советского госу-
дарства. Если мы хотим подготовить условия для по-
следовательного снижения единых государственных
цен, которые будут введены в связи с отменой карточ-
ной системы, то решающим средством является значи-
тельнос расширение производства предметов ширпотре-
ба в государственной, кооперативной и местной про-
мышленности. Необходимо также использовать все
источники для развития товарооборота, развернув, на-
ряду с государственной торговлей, кооперативную тор-
говлю в городах ‘и рабочих поселках. Чем шире будет
развернут товарооборот, тем быстрее поднимется бла-
госостояние трудящихся, будут удовлетворены их на-
сущные ‘нужды, повысится уровень реальной заработ-
ной платы и укрепится курс рубля. Для выполнения
этих насущных задач необходимо решительное усиле-
ние‘внимания наших советских и партийных органов к
вопросам улучшения“ организации торговли и произ-
водства предметов широкого потребления. «Чтобы эко-
номическая жизнь страны могла забить ключом, а про-
мышленность. и сельское хозяйство имели стимул к
дальнейшему росту своей продукции, — учит нас то-
варищ Сталин, — надо иметь еще одно условие, а имен-
но, — развернутый товарооборот между городом и де-
ревней, между районами и областями страны, между
различными отраслями народного хозяйства».
	(Продолжение на 2-Й стр.)
	Истекший год. показал, что ‘наша страна имеет боль-
шие возможности быстро двигаться вперед. Однако на
пути выполнения пятилетнего плана нам предстоит
преодолеть немало трудностей.

Перевод народного хозяйства с военных рельс на
рельсы мирного развития уже сам по себе представ-
ляет немалые трудности экономического, организацион-
ного и технического порядка. Если учесть к тому же,
что наше государство не может ограничиться лишь
использованием существующей производственной базы,
что оно, кроме того, имеет в виду восстановить и раз-
вить производственную базу как промышленности, так
и всех других отраслей народного хозяйства, то понят-
но станет, каких огромных материальных и денежных
затрат: требует выполнение этой задачи. По ` плану
новой пятилетки одни только ‘централизованные капи-
тальные вложения в народное’ хозяйство должны со-
ставить более 250 миллиардов рублей. Чтобы обеспечить
эти затраты, мы должны укреплять и развивать <оциа-
листические методы хозяйствования, режим экономии и
хозяйственный расчет, решительно покончить с бесхо-
зяйственностью, раздутыми штатами, высокой себе-
стоимостью продукции и мобилизовать наши внутрен-
ние ресурсы, все источники накопления для нужд вос-
становления ‘и развития народного хозяйства,

Некоторые наши хозяйственники до сих пор не пони-
мают, что режим экономии, о котором неоднократно го-
ворили Ленин и Сталин, не кратковременная кампания,
	‚а свойствейный социализму метод хозяйствования. Со-
ветские люди обязаны постоянно помнить эти указания
	и неуклонно руководствоваться ими в своей работе.
Переход на мирные рельсы развития предполагает
	также отмену карточной системы и возврат к нормаль-
	ному товарообороту. Карточная система является неиз-
бежным злом, когда ведется большая война и когда
приходится ломать народное хозяйство, придавая ему
олносторонний военный характер, и итти на множест-
	венность цен HM сокращение потребления в тылу, чтобы.
обеспечить. регулярное снабжение армии ‘на фронте.
	Когда война окончена и армия демобилизована — по-
требность в карточной системе отпадает и множествен-
ность”Цен становится злом. Это зло должно быть.от-
брошено для того, чтобы вернуться к нормальному то-
	варообороту и всестороннему развитию производства и
потребления. Засуха в ряде областей, сокращение го-