ОЯБРЯ 1946 г., № 265 (10347)
			ПРА
	BAA

29-я годовщина Великой Октябрьской Социалистической революции
		Доклад А. А. Жданова

(Продолжение)

Остро встал вопрос о пополнении наших предприя-
тий и новостроек рабочей силой. Можно обладать та-
кими элементами для производства, как деньги и ма-
териальные фонды. Но если нехватает рабочей силы,
деньги и материальные фонды ке будут использованы
полностью и план производства повиснет в воздухе. В
Советском государстве нет тех источников пополнения
рабочей силы, каким является в капиталистических го-
сударствах резервная армия безработных, постоянно по-
полняемая за счет разорения крестьянских хозяйств и
мелкой буржуазии городов. У нас, при социалистическом
строе, эти источники пополнения резервов рабочей си-
лы ликвидированы. Вместе с тем привлечение новой ра-
бочей силы в промышленность, на транспорт и в строи-
тельство является одним из решающих условий вы-
полнения плана восстановления и развития народного
хозяйства. Это означает, что государство должно най-
ти новые способы пополнения растушего народного
хозяйства рабочей силой. Еще до войны социалисти-
ческое государство приступило к решению этой зада-
чи путем создания государственных резервов рабочей
силы, направляемых туда, куда нужно государству.
Тем более остро встал этот вопрос после войны. Изве-
стно, что в результате немецкого вторжения Совет-
ский Союз безвозвратно потерял в боях с немцами, а
также в результате немецкой оккупации и угона со-
ветских людей на немецкую каторгу, около семи мил-
лионов человек. Эти колоссальные жертвы понесены за
счет наиболее активной части тружеников советского
общества. Понятно, что этот урон болезненно отзы-
вается на размахе наших восстановительных работ.
Задача может и должна быть разрешена путем увели-
чения контингентов трудовых резервов, подготовляе-
мых в ремесленных училищах и школах ФЗО, путем
создания устойчивых кадров рабочей силы на Урале, в
Сибири и на Дальнем Востоке на основе улучшения их
материального положения и обеспечения жильем, как
	это предусмотрено известным решением Совета Мини-
	стров, посредством внутреннего перераспределения ра-
бочей силы в промышленности в пользу производства,
	при помощи решительной механизации трудоемких ра-
	бот и повышения производительности труда.

Нам предстоит также решить крупные задачи в об-
ласти восстановления и развития сельского хозяйства.
Война сильно подорвала его производственную базу:
	рабочих лошадей, уменьшился машинно-тракторный
парк. В колхозах стало меньше рабочих рук. К трудно-
стям, вызванным войной, присоединились также труд-
ности, связанные с засухой в.ряде районов страны. В
связи с изменившейся географией урожая и его пестро-
той первостепенное значение имеет теперь выполнение
плана хлебозаготовок текущего года. По почину ал-
тайских колхозников за последние недели крестьяне
многих областей и районов взяли на себя обязательства
досрочно выполнить и перевыполнить план хлебозаго-
товок. В этих фактах нельзя не видеть нового проявле-
ния глубокого патриотизма советского крестьянства.
Партийные и советские органы своей организационной
и идейно-политической работой должны помочь кре-
стьянам выполнить свой долг перед государством.

Теперь, когда речь идет о серьезном под’еме сель-
ского хозяйства, наша промышленность должна ока-
зать большую помощь деревне, снабдить ее трактора-
ми, комбайнами и другими сельхозмашинами и запас-
ными частями. Но дело не только в этом. Дело еще и
в том, чтобы серьезно улучшить руководство колхоза-
ми, навести должный порядок в их работе. За послед-
ние годы в ряде областей были допущены грубейшие
нарушения Устава сельскохозяйственной артели, под-
рывающие основы колхозного строя. Как было уста-
новлено, широкое распространение получили факты
расхищения общественных земель колхозов, растаски-
вания колхозного добра. Необходимо было оградить
общественное хозяйство колхозов от разорения, при-
нять меры к дальнейшему укреплению сельскохозяй-
ственной артели, как основы колхозного строя. В свя-
зи с этим ясно, какое большое значение имеет поста-
новление Совета Министров СССР и Центрального
Комитета ВКП(б) «О мерах по ликвидации нарушений
Устава сельскохозяйственной артели в колхозах», при-
нятое по инициативе товарища Сталина. Для выработ-
ки мер по улучшению Устава сельскохозяйственной
артели, по систематическому расширению обществен-
ного хозяйства колхозов, по установлению строгого
контроля за соблюдением Устава сельскохозяйствен-
ной артели и для ограждения колхозов от попыток
нарушения Устава при правительстве создан Совет по
делам колхозов, в котором представлена болыная
группа практических деятелей колхозного строитель-
ства.
	Едва ли нужно доказывать, какое громадное значе-
ние для всего дела колхозного строительства имеют
указанные решения. Нанесен решительный удар по
извращениям большевистской линии в вопросах кол-
хозного строительства и носителям этих извращений.
С предельной ясностью вскрыты серьезные недостатки
колхозной “жизни, ведущие к ослаблению обществен-
ного начала, к распоясыванию рваческих спекулятив-
ных элементов в колхозах. Решение Совета Минист-
ров и ПК ВКП(б) дало в руки всех честных колхозни-
ков могучее оружие для наведения порядка в колхо-
зах, для восстановления нарушенных во многих местах
устоев артельной жизни. Решение было встречено в
колхозах с большим удовлетворением, В лице Совета
по делам колхозов, имеющего также своих предста-
вителей на местах, создана мощная и авторитетная
организация, стоящая на страже интересов укрепления
колхозного строя. Нет никакого сомнения в том, ‘что
	на торжественном заседании Московского Совета 6 ноября 1940 года
	благодаря вмешательству и помощи товарища Сталина
дело укрепления наших колхозов поставлено на проч-
ные рельсы и увенчается полным ‘успехом. (Апло-
дисменты).

Товарищи! Задачи великого строительства, выпол-
нение планов восстановления и дальнейшего развития
народного хозяйства нашей страны требуют высокого
идейного уровня и широкого размаха воспитательной
и культурной работы. Быть сознательным советским
гражданином это значит понимать политику партии и
Советского государства и всеми силами добиваться
ее осуществления. Социалистическое сознание уско-
ряет движение советского общества вперед, умножает
источники его силы и могущества. Поэтому неуклонное
повышение политического и культурного. уровня наро-
да составляет жизненную . потребность ` советского
строя. Победа Советского Союза в Отечественной вой-
не во многом является плодом той воспитательной ра-
боты, которую вела партия в массах трудящихся, не-
устанно прививая нашей молодежи бодрость и уверен-
ность в своих силах.

За годы войны мы не могли полностью в силу об-
	становки удовлетворить идейных и культурных запро-
	сов советского народа. Его идейный и культурный
уровень вырос. Все это налагает огромную ответствен-
ность на тот отряд советской интеллигенции, который
призван обслуживать нужды народа и государства в
области воспитания, культуры и искусства.

Вы знаете, что Центральный Комитет партии за
последнее время вскрыл недопустимые факты безидей-
ности и аполитичности в нашей литературе и искусстве.
Мы хорошо знаем природу этой безидейности. Это те’
	самые пережитки капитализма в сознании людей, Ko-
	торые еще приходится преодолевать и выкорчевывать.
Последние решения ЦК ВКП(б) по вопросам идейно-
политической работы имеют целью усилить больше
вистскую непримиримость ко всякого рода идеологиче-_
ским извращениям и поднять на новый, более высокий,
уровень все средства нашей социалистической куль-
туры: печать, пропаганду и агитацию, науку, литера-
туру и искусство. Нам нужно больше высокоидейных
и художественных фильмов, беллетристических произ-
ведений, пьес и т. д.

Особенно большое значение имеет политическое noc:
	ведений, пьес и т. д.

Особенно большое значение имеет политическое вос-
питание нашего молодого поколения. Советский строй!
не может терпеть воспитания молодежи в духе без-!
идейности, в духе безразличия к политике. Необхо-
димо оградить молодежь от тлетворных чуждых
влияний и организовать ее воспитание и образование
в духе большевистской идейности. Только так можно!
воспитать отважное племя строителей социализма,
верящих в торжество нашего дела, бодрых и не боя-
щихся никаких трудностей, готовых преодолевать
любые трудности.

Советское государство придает особую важность
развитию науки. Товарищ Сталин подчеркивает все
значение развертывания сил науки в планах комму-
нистической партии на ближайшее будущее. Известно,
какие энергичные меры предпринимает Советское
правительство для создания нашим ученым всех необ-
ходимых условий для развертывания научной деятель-
ности, для решения сталинской задачи: не. только!
догнать, но и превзойти в ближайшее время достиже-!
ния науки за пределами нашей страны. Могу coo6-
щить, что количество научно-исследовательских учре-
ждений и их научных работников уже значительно
обогнало довоенный уровень. Неуклонно повышается
количество и качество научной продукции. Советские
ученые должны и впредь смело итти по пути новатор-
ства и решительного внедрения достижений науки
в производство. Следует пожелать также, чтобы уро-
вень развития общественных наук не отставал oT
уровня наук естественных и технических. В этом
отношении важную роль должна сыграть открытая.
на-днях Академия общественных наук при ЦК ВКП (6),
призванная пополнять и совершенствовать научные!
калры по общественным дисциплинам.

Велики и благородны задачи, стоящие перед теми!
отрядами советской интеллигенции, которые призваны
вести воспитательную работу в нашем народе, Hacarx-
дать культуру, развивать в нашем народе новые вкусы
и запросы, укреплять морально-политическое единство
народа. Нет никакого сомнения в том, что армия
наших пропатандистов, литераторов, работников ис-
кусства, учителей, работников науки, как и вся совет-
ская интеллигенция, достойно выполнит свой долг.
(Бурные аплодисменты).

Товарищи! Перед нашим народом стоят великие!
	задачи. Мы, ленинцы, уверены, что эти задачи будут.
с успехом выполнены. За это говорит весь опыт со-
	циалистического строительства в СССР. За это говорит.
мудрая политика большевистской партии и великого’
Сталина. За это говорит единодушная поддержка
политики партии всем нашим народом. Недавно весь
мир мог убедиться в том, какую поддержку оказывает
советский народ политике большевистской партии.
Я имею в виду выборы в Верховный Совет СССР. Эти
выборы прошли в обстановке невиданного политиче-
ского под’ема и наглядно продемонстрировали силу
советской демократии и несокрушимое единство ‚и
дружбу народов нашей страны.

`Это значит, что весь советский народ поддерживает
политику партии Ленина—Сталина. В политике боль-
шевистской партии наш народ видит залог дальней-
шего преуспеяния нашей страны. Это значит, что все

советские люди об’единились под знаменем нашей
славной партии и преисполнены чувством безгранич-
ного доверия и великой любви к своему вождю
Иосифу Виссарионовичу Сталину. (Бурные аплодис-
менты). й
	Сталина на вопросы директора агентства Юнайтед
Пресс г-на Хью Бейли, какое значение Советский Союз:
придает делу международного сотрудничества и на.
сколько каждый внешнеполитический шаг Советского
Союза направлен к достижению этой цели.

Гаково одно направление международной политики,

Другое направление — это направление тех рек.
ционных сил и кругов, которые непрочь отречься от де-
клараций, какие они произносили только вчера, расша-
тать фундамент организации Об’единенных наций и рас-

чистить путь для сил экспансии и
агрессии.

Особенному обстрелу: подвергает.
ся сейчас со стороны вдохновителей
этого курса принцип единогласия ве-
ликих держав при решении вопросов
в Совете безопасности. Против этого
принципа ведется сейчас ожесточен.
ная кампания. Совершенно очевидно,
что целью этой кампании является
подрыв международного <сотрудниче-
ства и основ организации Об’единен-
ных наций. Известно, что нормаль-
ные основы международного сотруд-
ничества совсем не входят в планы
таких империалистических кругов,
которые заинтересованы в свободе
рук для завоевания мирового господ-
ства, для экспансии и агрессии. Но
не для того наши народы проливаля
потоки своей бесценной крови, чтобы
расчистить дорогу новым претенден:
там на мировое господство. Проти-
востоять такого рода аппетитам и
стремлениям к мировому господ-
ству — важнейшая задача организа-
ции Об’единенных наций.

Кампания по срыву международ-
ного сотрудничества, ведущаяся ‹о
стороны открытых и скрытых против-
ников прочного мира, сопровождает-
ся оголтелой антисоветской шуми-
хой. Разнузданная антисоветская
«атомная» пропаганда, шантаж и
угрозы новой войны, которые уси-
ленно стараются создать военно-по-
литические разведчики и их соратни-
ки, нужны лишь поджигателям но-
вой войны вроде Черчилля и его еди-
номышленников. Эта антисоветская
кампания направляется реакцион-
ными империалистическими кругами,
для которых война — доходное дело,
которые не хотят прочного демокра-
тического мира, и поэтому лезут из
кожи вон, чтобы раздуть клеветни-
ческую кампанию против Советского
Союза, как действительного поборника демократиче-
ского мира.

В основе пропаганды новой войны лежит боязнь
реакционных кругов демократических устремлений на-
родов. Советский Союз, как авангард демократическо-
го движения, является основной мищенью этой камиа:
нии. Оно и понятно. Советский Союз является ‘самым
последовательным борцом за демократию, против аг-
рессии, против экспансионистской политики.

Нельзя не отметить, что за последнее время клевет.
ническая кампания, ведущаяся против СССР, приоб-
рела особый размах. Она ведется в болыших масшие:
бах и рассчитана на то, чтобы подорвать возросшее
доверие и авторитет Советского Союза среди народов
демократических стран. Нельзя не напомнить также,
что настойчивое прививание ненависти к Советскому
Союзу, его режиму, к людям, которые его населяют,
не ново и не однажды уже кончалось печально для его
инициаторов. Известно, что многие газеты и журналыз
таких странах, как США и Великобритания, специаля.
зировались на разжигании вражды, недоверия и подо-
зрения ко всему советскому, старались пропустить по-
меньше правды о жизни и положении в СССР. Извест.
Но, что от той «информации» о России, которая напол-
няет столбцы многих газет в США и Великобритании,
начинает спирать дух даже у многих буржуазных дея:
телей, видавших всякие виды по части вранья. Теперь
для того, чтобы написать что-либо о России, бывает
достаточно омешать немножко клеветы, немножко не-
вежества, немножко нахальства, и блюдо готово. Дел
доходит до того, что правдивая информация об СССР
становится исключением, а лживая — правилом. Есая
же факты трудно извратить, то тем хуже для фактов,
о них просто умалчивают.

Недавно в американских газетах промелькнуло C0
общение, что институт общественного мнения в США
на заданный им вопрос: имеют ли беспартийные изби-
рательное право в СССР, получил незначительный
процент правильных ответов. Болынинство же ответи-
ло, либо что таких прав беспартийные не имеют, либо
что отвечающие не знают, что сказать. На вопро:
можно ли исповедывать в СССР какую-либо рели-
гию?—большинство отвечает, что или нельзя, или они
не знают, как ответить на этот вопрос. Выходит, ч0
средний американец либо не получает никакой инфор-
мации об СССР, либо получает ее в извращенном и
клеветническом виде.

За последнее время появилось также много - иссле
дований» на тему о характёре советских людей в00б:
ще, о национальном характере русских, в частности,
причем во многих статьях не жалеют усилий для тою,
чтобы изобразить советских людей в самом непригляд*
ном свете. Читаешь и Удивляешься, как быстро рус
ские люди изменились. Когда лилась наша кровь в
полях сражений, восхищались нашей храбростью, м}
жеством, высокими моральными качествами, беспре
дельным патриотизмом. И вот теперь, когда мы в ©
трудничестве с другими народами хотим реализовать
свое равное право на участие в международных дела»
нас начинают поливать потоками ругани и клеветь
поносить и заушать, приговаривая в то же время, что
У нас якобы несносный и подозрительный характер.

Оценивая такого рода отношение к нам, нельзя He
изумиться, до какой степени неприличия и некультур
ности. могут дойти люди за рубежом, мнящие себя
«солью» земли и «фундаментом» цивилизации. Kak
видно, истекптая война, которая дала победу силам
прогресса и свободы над силами реакции, зла и нас
лия, ничему не научила людей, пытающихся повторить
путь, уже принесший столько горя и несчастья наро“

дам, путь сеяния вражды и недоверия между наро
дами.

Г-н Уоллес в одной из сво
тому назад заявил, что на
адресу США, напечатанной
тается, по крайней мере, тыс

их речей несколько дней
каждый дюйм критики 10
в газете «Правда», печ:
яча люймов антисоветской
	(Окончание на 3-й стр.)
	Обеспечить длительный устойчивый мир, это означает
обеспечить такой мир, который не должен оставить
безнаказанным ‘агрессора и нё может забыть о жертвах,
принесенных в борьбе за`общую победу. Это означает
обеспечить мир, направленный на искоренение остат-
ков фашизма и укрепляющий демократические начала
в бывших вражеских государствах, мир, уважающий
суверенитет этих государств и не допускающий их
экономического закабаления. Такой мир должен отве-
чать освободительным целям союзников и вместе с тем
	интересам народов, сбросивших иго фашизма и став-
ших на путь демократического развития.

Известно, что Советский Союз не щадит усилий для
достижения именно такого мира. Этому посвящена
была продолжительная и сложная работа и усилия на-
ших внешнеполитических деятелей в Совете министров
иностранных дел и на недавно закончившейся Париж-
ской Мирной конференции.

Можно было предположить, что эта ясная и четкая
программа установления всеобщего мира и безопасно-
сти будет осуществлена без особых трудностей и разно-
гласий. Но в действительности вышло не так. Наоборот,
эта программа мира натолкнулась на организованное
сопротивление реакционных элементов ряда государств
	ов. +394 : ФР 9 т НЕТ Е РВ РАД

и в первую очередь Англии й США, которые, используя
	в виде прикрытия некоторые малые государства,
из” явившие готовность итти В фарватере англо-амери-
	‘канской политики, чего бы это ни стоило, «рассудку
	вопреки, наперекор стихиям», пытались вставлять пал-
ки в колеса и мешать сотрудничеству в деле выработки
мирных договоров между победившими странами и
бывшими союзниками гитлеровской Германии.

Эти и им подобные антидемократические тенденции
при обсуждении проектов мирных договоров на Париж-
ской конференции проявились в особенности при обсуж-
дении статута Триеста, а также по вопросу об интерна-
ционализации Дуная. Ряд экономических требований,
выдвинутых в связи с подготовкой мирных договоров,
отнюдь не отвечал принципам справедливости. На Мир-
ной конференции был разоблачен такой крайне неспра-
ведливый принцип, как принцип «равных возможно-
стей», означающий на деле стремление экономически
мощных стран закабалить малые страны, потерпевшие
огромный ущерб во время войны и вынужденные еще
долгое время залечивать нанесенные раны.
	В ходе Парижской конференции немалое сопротивле-
ние вызвал даже такой бесспорный принцип демокра-
тического мира, как искоренение остатков фашизма и
закрепление демократического порядка в странах, уча-
ствовавших в войне.
	В силу этих же обстоятельств не были достигнуты
удовлетворительные решения по многим вопросам мир-
ных договоров с бывшими союзниками Германии. На
конференции нарушался принцип равноправия держав,
когда представители Англии и США и их сторонники
пытались навязать свою волю странам, боровшимся за
свои суверенные права в решении послевоенных про-
блем.

Конференция показала, что существуют две тенден-
ции в послевоенной политике. Эти две тенденции в осо-
бенности обнаружились в связи с вопросом о том, в ка-
ком направлении должно развиваться международное
сотрудничество в настоящее время.

Одна политика, которую проводит Советский Союз,
заключается в том, чтобы полностью осуществить прин-
цип создания полномочной международной организа-
ции Об’единенных наций, имеющей в своем распоряже-
нии все необходимое для того, чтобы закрепить мир и
предотвратить агрессию. Этот принцип исходит из то-
го, что эта международная организация не должна
быть повторением печальной ‘памяти Лиги наций, а
должна быть достаточно сильной и авторитетной, что-
бы защитить мир и предотвратить новую агрессию.

Товарищ. Сталин указывал на то, что действия такой
международной организации будут достаточно эффек-
тивными только в том случае, если великие державы,
вынесшие на своих плечах главную тяжесть войны про-
тив гитлеровской Германии, будут действовать и впредь
в духе единодушия и согласия.

Нет нужды доказывать и лишний раз напоминать о
тех усилиях, которые предпринимал Советский Союз
для того, чтобы обеспечить эти принципы. Советский
Союз изо дня в день, шаг за шагом отстаивает дело
создания прочного, длительного, справедливого демо.
кратического мира, дело упрочения международного
сотрудничества.

На-днях весь мир мог убедиться из ответов товарища
	Советский Союз и борьба за прочный мир
	Товарищи! Победа свободолюбивых государств над
немецкими и японскими агрессорами открыла путь к
мирному развитию, позволила народам перейти к реше-
нию задач послевоенного мирного устройства.

Чего ждали и ждут сейчас все свободолюбивые наро-
ды мира? Народы жаждут прочного, длительного демо-
кратического мира, при котором можно было бы зале-
чить раны, нанесенные второй мировой войной, и обес-
печить возможность свободного развития каждого
народа, большого или малого, обеспечить спокойное. и
прочное существование каждому человеку. Именно
этого страстно желают сейчас «простые» люди, своей
кровью в боях против гитлеровской Германии отстояв-
шие свою свободу, независимость, право на мирную
ЖИЗНЬ.

Советский Союз идет в авангарде демократических
народов в борьбе за мир, так же как в годы войны он
щел в авангарде освободительной войны против фа-
шизма.

Политика Советского Союза в международных делах
		ясна и определенна, Это — политика борьбы за прочный
и демократический мир между народами, политика все-
мерного укрепления дружественного сотрудничества
миролюбивых наций.

‚ Истекший год был годом, когда в итоге победы над
фашизмом миролюбивые народы принялись за решение
задач послевоенного устройства. Переход от войны к
миру оказался делом нелегким, установление демокра-
тического мира наталкивается на` целый ряд препят-
ствий.

Откуда проистекают затруднения, возникающие на
пути к созданию демократического мира? В чем причи-
ны расхождения во взглядах разных государств на
послевоенное устройство?

Вторая мировая война имела антифашистский осво-
бодительный характер для народов, боровшихся про-
тив фашистского блока. Естественно было ожидать, что
справедливая антифашистская война увенчается спра-
ведливым демократическим миром. В этом кровно заин-
тересованы и к этому стремятся народы всех стран.