Речь А. Я. Вышинского на заседании 3-го комитета Генеральной Ассамблеи 6 ноября 1940 2.
	жизни — Д 3-39-16; Пропаганды — д
Военного — Д 3-37-63; Отдел выездных
Отдел об’явлений — Д 3-39-00: deen),
	Лось в заявлении этого делегата, на-
ходятся многие преступники войны и аген-
ты пятой колонны, помогавшие немецким
оккупантам и работающие теперь против
польского государетва.
	Б лагерях, расположенных в городах
Аугсбурге, Фиуссене, Новом Ульме и в ряде
других, где немало советских граждан, на-
сильно угнанных немцами в свое время на
работу в гитлеровскую Германию, а также
людей, которые были насильно мобилизова-
ны в гитлеровскую армию, имеется также
немало военных преступников и предате-
лей, составляющих основное ‘ядро лагерных
фаптистских организаций. В этих лагерях,
опираясь на указанные выше группы своих
единомышленников, безнаказанно ведут ра-
боту против возвращения на родину все-
возможные организации фашистского типа,
присваивающие себе названия разного рода
«украинских комитетов», «рад», «литов-
	ских комитетов», «придалтииеких комите-
тв» ит. д. В качестве примера можно ука-
зать на действующий, например, в городе
Байрете комитет, возглавляемый известным
украинским фашистом Липецким. Этот ко-
мнтет носит название «Рада украинского
сектора лагеря депортированных». Можно
указать также на «украинский комитет» в
Зальцбурге, который известен тем, что спе-
цпализировалея на фабрикации подложных
локументов о бесподданстве советских граж-
дан, которым мошенническим образом меня-
ются фамилии, указываются фиктивные ме-
ста их жительства и т. д.; укажу на «бе-
лорусекий комитет» в Регенебурге, зани-
мающийся пропагандой за отторжение Бе-
xopycena ot CCCP a тоже изготовляющий
фальшивые фашистские документы: «Цен-
тральный совет литовских эмигрантов», ко-
торым руководит известный авантюрист
профессор Кундзин, издающий в крупных
городах Западной Германии, конечно, с со-
ответствующего разрешения военных вла-
стей, около 20 газет; «Литовекий нацио-
нальный комитет» во главе е небезызвест-
ным генералом Плехавичус и генералом
Губелюнас, который был литовским премь-
ер-миниетром в период немецкой оккупа-
гии; «Литовский комитет» в Зелинштадте
во главе с полковником Свилас, бывшим во
время оккупации Литвы немцами директо-
рем департамента полиции. В Арнеберте ло
cnx пор действует общество так называе-
мых иностранцев во главе с литовпем Кли-
мовичие, зарегистрированным в качестве
побровольца в частях СС гитлеровской ар-
мии и сотрудника гестапо. В американской
зоне в Мюнхене действует фашистский
«Русский эмигрантекий комитет» и т. п

Я назвал имена этих лагерей и людей,
которые стоят во главе этих лагерей, я на-
звал некоторые данные, характеризующие
их политическое лицо. Это — изменники,
враги нашего дела, это палачи своего наро-
да, это немецкие агенты, которым место не
в лагерях под крылышком и покровитель-
ством какой. бы то ни было международной
организации, преследующей гуманитарные
цели, которым место даже не в тюрьуе, а на
плахе, на виселице, ибо на них лежит
кровь миллионов и миллионов замученных
невинных людей, явившихся жертвами гит-
леровского варварства, гитлеровских престу-
плений, совершенных руками именно этих
людей. Теперь по непонятным превратно-
стям судьбы эти преступники оказались
чуть ли не на почетных местах охраны
наших сограждан, которые оказаливь за
границей против своей воли, которые хотят
вернуться домой, к своим очагам и семьям,
и не могут, потому что у них на пути стоят
эти, еще не погребенные гитлеровские пала-
чи, продолжающие делать свои кровавые,
преступные, зверские дела против невин-
ных людей.

Такое положение в лагерях явилось
естестРенным результатом наличия в CO-
ставе лагерной администрации людей,
враждебных делу демократии и новым де-
мократическим порядкам, установивиимея
после окончания второй мировой войны в
ряде стран, граждане которых находятся в
лагерях для беженцев.

06 этом говорят не только данные, опуб-
ликованные в печати, выступления раз-
личных деятелей, но 0б этом говорят даже
официальные документы органов ЮНРРА.
	06 этом говорит и ряд других фактов,
указанных выше, свидетельствующих 0
том, что лагери для беженцев фактически
находятся в руках фашистских и белогвар-
лейских организаций, руководимых такими
матерыми реакционерами, как известный
агент немецкой разведки Андрей Мельник
(конспиративная кличка  «Консул»), как
атаман фашистской шайки, специализиро-
вавшийся на организации еврейских по-
громов — Степан Бандера, как такие воен-
ные преступники, агенты гестапо, как Ле-
вицкий, Дорошенко, Боровец (кличка «Та-
рае Бульба»), как организаторы СС?овской
дивизии «Галиччина» проф. Куйбштович п
Кирманович, как бандеровцы (по-русски
лучше было бы сказать — бандиты) Стец-
ко или Омельченко, который известен в ка-
честве гиммлеровского палача и вешателя.
В 1943 году он возглавлял карательные
экспедиции против украинских и белорус-
ских партизан в Житомирской области, в
Ровенской области и в ряде других обла-
стей Украины, а также в Белоруссии. И вот
этот самый Омельченко до сих пор жив и
здоров, нагуливает себе румянец на хле-
бах международных организаций, пресле-
дующих гуманитарные цели, и, в частно-
сти, к сожалению, на тех хлебах, которые
оп получает за счет ЮНРРА. Не подлежит
никакому сомнению, что такая открытая
фашистская деятельность в лагерях всех
указанных военно-террористических и по-
	>. Не свобода слова,
	Громадным злом, срывающим дело воз-
вращения беженцев и перемещенных лиц
на родину, является грубое и систематиче-
ское давление на беженцев в виде пропаган-
ды, ведущейся пря прямом содействии п
покровительстве администрации лагерей. В
действительности под видом такой про-
паганды осуществляется возмутительное
давление, психическое и физическое, на лю-
	24. ТЕЛЕФОНЫ ОТДЕЛОВ РЕЛАКЦИИ:
	лувоенных организаций и групи могла
иметь место до сих пор лишь при явном по-
пустительстве со стороны администрации
этих лагерей.

При таком состоянии дела в лагерях для
беженцев нет ничего неожиданного в том,
что беженцы и перемещенные лица, вынуж-
денные находиться в этих лагерях, оказы-
Бваются совершенно в бесправном и крайне
тяжелом положении.

Я хочу еще раз сослаться на газету
«Нью-Йорк тайме», которая 26 октября,
всего неделю тому назад, сообщила о том,
что произошло с польскими беженцами, ко-
торые направлялись в Польшу из лагерей,
паходящихся в американской зоне в ABCT-
рии. Я цитирую опубликованное в «Нью-
Иорк тайме» сообщение представителя
ЮПРРА г. Хью-Грея.
	В «Нью-Йорк тайме» от 26 октября напе-
чатано сообщение по информации г. Хью-
Грея 0 том, что подразделение 66-го жан-
дармского эскадрона подвергло обыску по-
езд с репатриируемыми беженцами, возвра-
щавшимися на родину. Солдаты отняли У
беженцев всю армейскую одежду, даже вы-
данную им ЮНРРА, причем часть этой
одежды они сняли с самих беженцев. В от-
чете г. Хью-Грея говорится, что медицин-
ская сестра ЮНРРА была свидетельницей
TOTO, как солдаты ножами разрезали рюкза-
ки беженцев. Г. Хью-Грей заявил, что это
не первая жалоба на 66-й жандармекий
эскадрон, и добавил следующее: «Казалось,
что эти солдаты, осуществлявшие контроль,
считали, что они имеют дело с преступни-
ками, а не с людьми, и хотя я много раз
наблюдал за осмотром поездов, я никогда
не был свидетелем ничего более грубого».
И добавляет: «Американскому престижу на-
несен огромный ущерб». Дополнительные
отчеты 0б этом же путешествии, предетав-
ленные мисс  Гартенетт, сотрудницей
ЮПРРА, говорят о том, что солдаты были
вооружены винтовками со штыками и что
двум перемещенным лицам были нанесены
штыковые ранения во время «хаоса», вы-
званного жандармерией.
	Отчеты ЮНРРА 6 других путешествиях
репатриируемых лиц через Аветрию гово-
рят также очень часто о тяжелых уелови-
ях, включая недостаток продовольетвия, от-
сутствие отопления, в которых беженцы
были вынуждены путешествовать под аме-
риканеким покровительством. Разве может не
обеспокойть самым серьезным образом такое
положение дел в так называемых бежен-
ских лагерях? Не случайно центральный
комитет ЮНРРА в <воей резолюции № 99
счел необходимым обратить внимание на
подобные беспорядки, позорящие всё дело
помощи беженцам. В этой резолюции ука-
зываетея на обязанность админиетрации
устранить всех сотрудников ЮНРРА? кото-
рые препятствуют репатриации. Соглаено
этой резолюции, администрация должна до-
пускать в лагеря для перемещенных лиц
только тех сотрудников добровольных орга-
низаций, которые обязуются не препятетво-
вать репатриации, причем любые такие
сотрудники должны быть устранены, еели
будет установлено, что они препятствуют
репатриации. Далее в этой резолюции кон-
статируется наличие фактов, когда еред-
етвами пропатанды или давления разные
люди активно пытаются помешать репат-
риации перемещенных лиц. 06 этом гово-
рится в упомянутом уже выше докладе
генерального директора на имя центрально-
го комитета ЮНРРА, где указывается, сре-
ди некоторых других вопросов, на необхо-
димость уделять 06060е внимание также
борьбе с пропагандой; направленной против
репатриации, и устранению лиц, не имею-
щих «законных прав», то-есть, как это
видно из текста доклада, прав, предостав-
ляемых беженцам и перемещенным лицам.

Если генеральный директор ЮНРРА и
центральный комитет ЮНРРА вынуждены в
официальных документах констатировать
наличие в работе отдельных органов
JOHPPA грубых злоупотреблений, то можно
себе представить, сколь печально в дей-
ствительности обстоит лело в этой области.
	Имеются факты преступного в прямом
смысле этого слова обращения с беженцами—
советскими гражданами, не говоря уже о
том, что в отношении беженцев советских
граждан из Литовской, Эстонской и Латвий-
ской республик делаютея неоднократные
попытки поставить их в положение людей
без гражданства. Десятки тысяч этих бе-
женцев подвергаются в силу этого неспра-
ведливому и жестокому обращению. Фа-
шистские молодчики, засевшие в этих ла-
герях, пользуются поддержкой администра-
ции и, чувствуя полную безнаказанность
для себя за любые преступления, жертва-
ми которых падают ‘беженцы — советские
граждане, устраивают на них настоящую
охоту, на советских людей, из’являющих
желание вернуться на родину. В ряде лаге-
рей советские граждане подвергаются тя-
желым репрессиям за одно только выраже-
ние желания вернуться в Советский (Союз.
Дело в ряде случаев доходит до того, что
советских людей, изобличенных в таком
ужасном «преступлении», как желание вы-
ехать к себе на родину, попросту выгоняют
из лагерей < предупреждением, что админи-
страция не отвечает за их судьбу и их
жизнь. Разве это не есть подстрекательетво
к прямому убийству советских людей? Это
происходит на глазах у всех. Веё это
поощряет к хулигаиетву и бандитизму в
отношении честных и преданных родине
людей, которые не могут мириться с таким
безобразным положением и рвутся домой,
bor из этого омута произвола и преступле-
НИЙ.
	а пропаганда измены
	дей, которые оказались на чужбине, дале-
ко от родины, 6e3 родины, без поддержки,
без друзей и связей, в тяжёлых условиях
жизни на чужой стороне.

Советская делегация уже не раз ставила
этот вопрос, настаивая на том, чтобы в
лагерях для беженцев и перемещённых лиц
не допускать какой-либо пропаганды про-
тив возвращения на родину, против инте-
	например, стальи Ваммингса в лондонекой
газете «Ньюс кроникл», где говоритея, что
первое действительно полезное дело, кото-
рое должно быть осуществлено, это разору-
жение и роспуск польской армии Андерса,
которая надеется, что когда-нибудь ed
песпользуют против новой Польши и против
Россин... Сами эти поляки, заявляет Кам-
минге, «твердо уверены в том, что мы дер-
жим их там для того, чтобы использовать
когда-либо в войне против Росени».

«Эта армия, — продолжает Камминге.—
представляет собой крупную проблему. Тем
не менее на ответственности английского
правительства лежит задача, ликвидировать
эту проблему с минимальной затратой вре-
мени. Политическая атмосфера, — добав-
ляет оп, — будет отравлена, пока такое
положение существует. Это нельзя беско-
вечно игнорировать».

Советская делегация считает несбходи-
мым немедленное действительное расформи-
рование всех указанных выше военных п
полувоенных формиреваний, причем же-
лаощим вернуться на родину должна быть
оказана материальная помощь со стороны
международной организации.

На этом вопросе необходимо остановить-
ся подробнее ввиду того, что эти военные
и полувоенные формирования весьма рас-
пространены в лагерях для беженцев, пре-
вратившихея в военные лагеря в прямом
смыеле этого слова. Я считал необходимым
й возможным говорить 06 этом на заседа-
нии третьего комитета по вопросу об учре-
ждении международной организации по де-
лам беженцев потому, что как раз эти
кадры и являются претендентами на по-
мощь ©0 стороны международной организа-
ции, и им уже оказывается в известной
степени такая помошь. Ни для кого не се-
крет, что лагеря для беженцев, расположен-
ные в западных зонах Германии, Австрии
и в некоторых других западно-европейских
странах, яваяютея очагами п центрами
сколачивания военных кадров наемников,
представляющих собой организованную во-
енную силу в руках того или иного иност-
ранного государства. В этих лагерях пол-
ностью сохраняются военный характер и
военный строй — роты, батальоны. плки,
штабы, военная полиция, военные суды,
военные тюрьмы.

Вот несколько фактов.

Газета «Нью-Йорк тайме» в номере от
5 июня этого года опубликовала сообщение
корреспондента Ассоптиэйтед Прессе из Гер-
мании, в котором говорится, со ссылкой на
заявление британеких властей, что раепо-
ложенные в этом пункте части бывшей
тогославской королевской армии проводят
операции по перевозке оружия, предназна-
чаемого для элементов, выступающих про-
тив югославского правительства, т. е., ина-
че говоря, лагеря стазовятся пунктами, где
происходит контрабандное снабжение ору-
жием тех бандитов, которые намереваются
свергнуть вооруженной рукой законное
правительство Югославии.

В этой же газете далее говорится: «Ап-
гличане указывают, что подпольный путь
снабжения оружием и боеприпасами пр9-
ходит в [Огославию через Германию и Ав-
стрию. 40 генералов королевской югослав-
ской армии, штаб которых находился в ла-
гере для перемещенных лиц близ Менделя,
руководят этим движением».

Следовательно, выходит так, что в лаге-
рях так называемых беженцев в действи-
тельности гнездится штаб подпольной, хэ-
тя и действующей совершенно официально
и легально повстанческой армии против за-
конного югославского правительства.

Та же газета в номере от 18 июля сэго
года сообщала, что в городе Верде (Герма-
ния) фашистскими элементами была устрое-
на демонстративная панихида по генералу
Михайловичу. Участники этой-панихиды —
находящиеся в лагере офицеры и часть
солдат бывшей югославской королевской
армии, одетые в военную форму, причем
некоторые были в форме новых иностран-
ных полицейских подразделений, в которые
зачисляются, как заявляет газета, некото-
рые «тгославские оппозиционеры», — это
есть фашиствующие молодчики бывшего
короля Югославии Петра. Газета добавляет,
что «югославский лагерь в Верде органи-
зован по-военному». Обратите внимание на
эти слова, — это серьезная, в высокой
степени важная информация.

Таких лагерей, переполненных бывшими
фашистскими агентами из числа «королев-
ских офицеров» Югославии, немало.

Таков лагерь 9боли в Италии во главе
C известным квислинговцем Миодрач-Жиз-
новичем, лагерь Санкт-Иоганн в Понгау
(Австрия) во главе с другим квиелингов-
цем — Чедомиром Петровичем, таков лагерь
в Дармштадте (Германия), где большая
группа бывших югославских  военноплен-
ных насильственно удерживается жандар-
мерией от возвращения на родину.

Кое-кто из этих фактически интерниро-
ванных бывигих военнопленных, честно бо-
ровшихся против гитлеровских войск за
общее дело Об’единенных наций, веё же
прорывается и уходит к себе на родину,
домой и приносит вести о бесправном по-
ложении беженцев и перемещенных лиц, о
грубом произволе и терроре, царящем в
этих лагерях, о систематических  издева-
тельствах, телесных наказаниях и других
жестоких репрессиях против всех, кто об-
наруживает стремление вернуться на ро-
ДИНУ, .
	‚ресов 0б’единённых нации или отдельных
	(Окончание)
	её членов. Борьба с такого рода пропаган-
дой значительно улучшила бы дело и 0бее-
печила бы быстрое и  скорое возвращение
беженцев на родину, что но проекту Ша-
това, предложенному на рассмотрение Ге-
неральной Ассамблеи, и является главней-
шей задачей международной организации
по делам беженцев. Но в этом вопросе ео-
ветская делегация наталкивается на ©-
противление. Я напоминаю © том, что со-
ветекая делегация натолкнулась На это
сопротивление ешё на Генеральной Ассам-
блее в феврале 1946 года в Лондоне, когда
советская делегация настаивала на том,
чтобы было прекращено это злоупотребле-
ние свободой слова и печали, злоупотреб-
ление этой, так называемой. свободой про-
патанды, которая была в действительности
подетрекательством в совершении престуи-
лений. Наше предложение  налолкнулось,
как я сказал, на сопротивление. Я не уве-
рен, что и сейчас оно не натолкнётея на
сопротивление, и я уже предвижу, что Co-
противляющиеся ип возражающие против
этого предложения выставят, вероятно, те
же самые аргументы, вроде того, что дело,
мол, идёт о свободе печати, о свободе слова
и что запрещение подетрекательства Е то-
му, чтобы не возвращаться на родину, есть
посягательство на свободу и демократию и
чуть ли не на основные права человека. Но
разве угрозы, запугивания, застращивание,
сопровождаемые при этом нерелко физиче-
ским насилием, имеют что-либо общее со
свободой? Разве может притти здравомыеля-
щему человеку в голову называть исполь-
зование печати для призыва к совершению
преступлений свободой печати? Но раз-
ве призыв отказаться от своей родины,

OE ITO OEE EE EEE ЗЕ

POG Lassi BTN”
мящихся к благу народов всего мира. Во-
круг возвращения -на родину идёт подлин-
ная борьба, часто упорная и жестокая, но
всегда неравная, так как на стороне 0д-
них — тех, кто против возвращения Ha
родину, все возможности дейетвовать” бес-
препятственно под покровительством ла-
терной администрации’ и так, как они это-
то хотят. На стороне же других — имен-
но тех, кто за возвращение на родину, —
такой пропаганды не допускают, людей,
которые бы хотели выступить © такой
пролагандой, избивают и терроризируют,
сажают в карцеры и тюрьмы, публично
порют розгами и плетьми, и это под фла-
том международной организации, которая
преследует гуманитарные цели. Предела-
вителей же соответствующих правительств,
которые заинтересованы в том, чтобы раз’
яснить этим обманутым людям, этим ты-
сячам и десяткгм тысяч обманутых, шанта-
жируемых людей, на которых оказывается
такое мощное психическое давление всеми
средствами так называемых комитетов,
полкомитетов, военных и полувоенных фор-
мирований и т. д..—-их просто не допуска-
ют в лагери. И это называется свободой
пропаганды, это называется свободой ело-
ва. В действительности свобода преступной
пропаганды — это свобода слова для пре-
ступников, которым тем легче  открывз-
ются возможности подстрекать к преступ-
лениям, что не слышно голоса тех, кто
мог бы противопоставить свои соображе-
ния, сво  протесты, свои чуветва, неерав-
ненно более горячие и сильные, ибо они
исходят из честной и незапятнанной чело-
веческой луши. Таких людей в лагери в
	допускают.

QO какой же свободе пропаганды може
быть речь при таком положении вещей?
Яено, что ни о какой ‘свободе слова, печати,
пропаганды и речи тут быть не может. В
	таких условиях и перед лицом таких фах:
тов нет места для разглагольствований 0 He-
ограниченной свободе воли, для раз. заголь:
сльований, прикрывающих фактическую
поддержку тех, кто принуждением, угроза-
	отказаться от участия вместе со своим на-
родом в деле восстановления своей страны
не есть преступление, и притом тягчайшее
преступление? Оправдывать такие престут-
ления и требовать безнаказанности в отно-
	шеняи таких преступников, прикрываясь
звонкими фразами о свободе слова и свобо-
де пропаганды, — это значит становиться
на путь поощрения таких преступлений,
превралцаясь в подсетрекателей и влохнови-
	сохранять свое значение одного из. глав-
ных центров враждебной Советскому Сою-
зу пропаганды среди советских  переме-
щенных лиц и беженцев. В лагере в Кел-
лерберге им издаются фашистские бело-
твардейские журналы и бюллетени. Про-
паганда за невозвращение на родину но-
сит широко организованный характер. Она
направлена на то, чтобы всеми средетва-
ми удержать за пределами Советского Co-
юза участников этого корпуса именно как
цельного воинского соединения, не теряю-
щего своей военной организации  собран-
ных в этом корпусе людей. Такая пропа-
ганда старается охватить, однако, не толь-
ко тех, кто в этом корпусе находится, но
и всех вообще беженцев, советских граж-
дан, попадающих в поле зрения этого так
называемого полковника Рогожина и его
сподручных. Эта пропаганда ведется раз-
ными официальными и полуофициальными
организациями и комитетами, дейстьующи-
ми с ведома. союзнических оккупационных
властей. Чтобы не быть голословным, эти
организации: «Русский эмигрантекий ко-
митет» во-главе с Рогожиным,  «Прибал-
тийский комитет невозвращенцев на роди-
ну», «Союз невозвращенцев» во главе с
белоэмигрантом Миткевичем, «Комитет ук-
раинских невозвращенцев» во главе е Сим-
ненко, который лри немцах был бургомиет-
ром Харькова и ушел с немцами при от-
ступлении с Украины, «Вазачья самостий-
на группа» под руководством капитана
Бакшинского, бывшего начальника отдела
пропаганды немецкой карательной бригады
СС, и ряд других комитетов.

Все эти господа сейчас подвизаются в
лагерях для ‘беженцев и перемещенных лиц
или около этих лагерей, везде, где им ка-
жется теплее и вольготнее для того, чтобы,
не стесняясь ничем, развивать свою отвра-
тительную преступную деятельность, напра-
вленную против Советского Союза. Это —
люди, которые все до единого являлись
агентами германского гестапо, агентами
германской разведки, наемниками немецкого
генерального и других штабов, той или иной
воинской части, входившей в состав гер-
манской гитлеровской армии, которые за-
пятнали себя действиями против людей,
дравигихся за освобождение своей родины,
за наше общее дело.

Но это не веё. Сейчас вокруг рогожин-
ского корпуса об`единяются все так назы-
ваемые комитеты, которые договариваются
сейчас и собираются создать и создают
блок, основной целью которого является то,
что они решились на глазах у везх, и в
том числе на глазах у англо-американеких
и французеких военных властей, откро-
венно выразить следующими словами: «и-
квидация Советского Союза как могучего
государства». И это на глазах у всех, это
при дневном белом свете, не только при по-
пустительстве, но при прямом покровитель-
стве военных властей, которые, казалось
бы, должны были бы ликвидировать эги
вредные организации, а их вожаков поса-
дить в тюрьму для первого раза, для того,
чтобы повесить их — для второго раза. Эта
программа, которую нельзя назвать иначе,
как бредовой, сумасшедшей программой,
открыто распространяется на, глазах у союз-
ных оккупационных властей в западных
зонах оккупации Австрии. Все требования
советских представителей в Сотюзпическом
совете по делам Австрии пресечь подобного
рода враждебную в отношении СССР дея-
тельность отклоняются союзными властями,
покровительствующими этой деятельности.
Белогвардейцы и другие немецкие наемни-
ки, агенты гитлеровской разведки, работав-
шие на эту разведку за счет крови своего
народа, после окончания войны с Германией
выгодно пристроились к соответетвующим
органам союзных оккупационных влаетей,
‘продолжая свою провокационную работу в
том ‘же духе, что и во время войны.

Немудрено, что из 39.700 беженцев и
перемещенных лиц советских граждан в
сентябре сего года были репатриированы
лишь 39 человек, ровно в 1.000 раз мень-
ше. Но это не веё. То, что творится этими
самозванными комитетами, этими бандит-
скими организациями, которые, как грибы
после дождя, возросли и продолжают расти
в западных зонах оккупации в Германия
п Австрии среди советских беженцев и во-
еннопленных, наблюдается и там, где екон-
пентрированы югославские и польские бе-
женцы, среди которых такую же провока-
торскую работу ведут военные формирова-
ния четников и устамей из бывших офице-
-ров югославской армии так же, как и поль-
ская эмигрантская армия Андерса. Вее эти
военные и полувоенные формирования, не
говоря уже о дивизиях Андерса, предетав-
ляют собой готовые кадры военных наем-
ников. Участники этих формирований, их
руководители и иностранные покровители
вс6 еще надеются на то, что придет день,
когда эти военные кадры пригодятся, ко-
гда они будут введены в дело, и военная
-маптина, частью которой они являются уже
сейчас, будет пущена в ход для осуществле-
ния агрессивных планов того или иного
иностранного государства.

Заслуживают поэтому внимания голоса,
предостерегающие иностранных покровите-
тей этих наемных военных кадров против
всё еще ведущейся опасной политической
игры.

В этом отношении нельзя пройти мимо,
	телеи таких претунлений.

Говорят о свободе и демократии, ста-
раясь доказать, что недопущение пропа-
танды против возвращения беженцев на
родину противоречит принципам свободы и
демократии. Забывают, что такая пропа-
ганда не есть просто абстрактная пропо-
ведь каких-то теоретических положений,
которые не имеют к тому же никакого
практического значения. Нет, пропаганда,
0 которой идёт сейчас речь, это проповедь,
призыв к практическим действиям, и при-
том преступным действиям, это лживое и
мошенническое извращение фактов, это об-
ман и шантаж, рассчитанный на доверчи-
вость часто политически неопытных и про-
стоватых к тому же людей. Запретить
при таких условиях вредную пропаганду—
значит защитить интересы людей, кото-
рые иначе станут жертвой подлого преступ-
ления, и если можно не только запрещать
употребление опиума, но и заключать кон-
венции против опиума, то почему же не
является разумной, последовательной и
священной обязанностью  свободомыеля-
щих народов запретить подстрекательство к
действиям, которые таят в себе угрозу ми-
ру и безопасности. Разве борьба с опиу-
мом, который растлевает физически, яв-
ляется более важной задачей, чем борьба
с растлением моральным и физическим,
которое вызывает опиум пропаганды про-
тив возвращения беженцев на родину, т. е.
пропаганды измены родине, что является
тягчайшим преступлением, против которо-
го должны протестовать все еилы нашего

ми и насилием добивается своих тёмных
политических целей. Таким образом, дэло
идёт не о том, чтобы ограничить свободу
пропаганды, слова, печати. Дело идёт о
том, чтобы прекратить такую пропаганду,
так как это не пропаганда, а форма пеихи-
ческого давления на людей, обманутых, по-
ставленных в тяжёлые жизненные условия,
людей, лишённых семьи и средств к суще-
ствованию. Такая пропаганда тант в себе
утрозу миру и безопасности народов. Дело
идёт о прекращении такой пропатанды в
лагерях для беженцев, в тех лагерях,
на которых булет вывэска нашей ота-
низации с её эмблемой, за которую мы
рсе будем отвечать, ибо эта международная
организация, если она будет организована
и учреждена, — она будет действовать по;
покровительством ‘и эгидой `Об’единённых
наций.

И когда наемники, забывшие о своём с0б-
ственном долге перед родиной, преграждают
честным патриотам путь в родные края, пус-
кая в ход и психическое и физическое насл-
лие, тогда нельзя говорить о свободе насиль-
ника, терзающего свою жертву. Нужно пре-
кратить такое насилие — это должен еде-
лать и сделает каждый простой, честный
нормальный человек, который не допустит,
чтобы на его глазах терзали невинных лю-
дей, превращая их в жертвы насилия п
произвола.

Вот почему советская делегация настан-
вает на принятии мер к прекращению в ла-
герях для беженцев вражеской пропаганды
против возвращения на родину,
	6. Выводы и предложения
	Таково положение дела е беженцами в
возвращении на родину. Из анализа этого
положения нетрудно сделать соответствую-
щие выводы. эти выводы говорят о сроч-
ной необходимости принять ряд мер, кото-
рые могли бы обеспечить успешное разре-
шэние задачи возвращения беженцев на ро-
дину. Советская делегация предлагает при
решении вопроса об учреждении междуна-
родной организации по делам беженцев, ко-
торая, конечно, должна быть временной ор-
ганизацией, а также при рассмотрении про-
екта устава этой организации положить в
оенову следующие предложения:

«1. В настоящее время в зонах OKKY-
пации союзных войск в Германии, Австрии
и отчасти в некоторых районах других
западно-европейских государств всё еще
находится более 1.200.000 человек бежен-
цев и перемещенных лиц, главным образом
с территорий Советского Союза, Польши и
Югославии. Поскольку значительная часть
этих лиц оказалась в своё время за пре-
делами родины в результате военных с0-
бытий и воздействия фашистских властей,
особенно в период отступления вражеских
армий, и теперь стремится возвратиться на
родину, признать одной из важнейших за-
дач создаваемой международной организа-
ции по делам беженцев — оказание помощи
<рочному возвращению этих беженцев и
перемещенных лиц на родину, к своим
семьям и к нормальным условиям жизни,
считая неправильными планы переселения
указанных лиц из Европы в другие вдали
от родины страны, как, например, в Канаду,
в Австралию, в южно-американские стра-
ны и др., что обрекло бы их на скитания
п тяжелое зависимое положение в чуждых
услевиях жизни.

2. Международная организация бежен-
цев и перемещенных лиц не должна зани-
маться делами, касающимися тех лиц, ко-
торые из враждебных побуждений не жела-
ют пользоваться помощью со орлы пра-
вительства страны своего гражланства и
отказываются возвратиться на родину, не
желая принимать участия вместе со своим
народом в деле восстановлелия странг, пе-
режившей тяжелые годы войны и враже-
ского нашествия.

3. Не будут пользоваться помощью ме-
ждународной организации по
цев лица следующих категорий:

а) военные преступники,

-39-16; Пропаганды — д 3-33-88;

Сельскох.
37-63; Отдел вттез-нт о eA

Waser vince

делам бежен-

квиелинги и

озяйственного —  TT 2.19 oF.

предатели, а также лица, добровольно ORG-

зывавшие содействие вооруженным силам
врага;

6) лица, входящие в нерасформирован-

ные воинские части и полувоенные орга:
низации, действовавшие на стороне гитле-
ровской Германии и её союзников, как-то:
офицерский корпуе Рогожина, еформирован-
ный немцами в 1941 году из русских бело-
гвардейцев, воинские формирования четни-
ков и усташей из бывших офицеров юг-
славской королевской армии и др.

Все лица, входящие в указанные воен:

ные и полувоенные формирования, каки
польская
представляющие собой готовые кадры в0-
енных наемников того или иного иностран*
ного государства для осуществления агрес-
сивных планов,

расформированию, причем желающим вер

эмигрантекая армия Андерс,

подлежат немедленному

нуться на родину должна быть оказанз

помощь международной организации по де.
лам беженцев.

4. В целях недопущения в лагерях про-
паганды против возвращения на родину, 8
также в целях устранения из лагерной 1
министрации лиц, скомпрометированных в
прошлом сотрудничеством е фашистским
властями, администрация лагерей должи
назначаться под контролем организации
06’единенных наций по согласованию с
правительствами стран, граждане которых
составляют большинство лиц, находящихи
В данном лагере».

‘Таковы конкретные предложения, кото
рые советская делегация от имени совет
ского правительства вносит на расемотр
ние третьего комитета и предлагает пе
НЯТЬ 3а& основу мероприятий по учрежде
нию международной организации по делах

еженцев. Такой путь будет действитель
ной гарантией и основой для эффективно
решения тех задач, которые стоят сейча
перед нами в деле организации возвраще
ния беженцев и перемещенных лиц ва
хину, будет гарантией успешного решения
Задачи возвращения домой беженцев, ROT
рых ждет родина.

ee
СЛЕДУЮЩИЙ НОМЕР «ПРАВДЫ»

ВЫЙДЕТ 11 НОЯБРЯ с. г.
низине

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ.

са ©
	ций и масл: СИ ОГО — „  5-10-85; Экономического —
аа сор ездных редакций и м 5

ассовой работы — Д 3-55-16; Местных- газет = =
3-39-00; Экспедиция — Д 3-39-80. ; =:
А ИЯ
	Изд. № 644,
			4. В лагерях для беженцев орудуют агенты
гестапо и другие немецко-фашистские
военные преступники
	заявление польского делегата в Подготовп-
тельном комитете о том, что в этих лагерях,
находящихся под контролем сторонников
всяких хачковичей, беков и андереов, си-
стематически ведется пропаганда против
польского правительства и создается такое
положение, которое требует принятия сроч-
ных мер, чтобы обезвредить проводимую
этими людьми разрушительную работу, как
справедливо выразился в Подготовительном
комитете польский делегат.

Среди обитатэлей этих лагерей. ropopa-
	Важно отметить, что беженцы в этих
латерях поставлены в положение полной
пзоляции, так как представителям югослав-
кого правительства не разрешается посе-
щение лагерей. Хотя в то же время мно-
гочисленные подстрекатели против югослав-
‚ского правительства беспрепятственно до-
пускаются и даже приглашаются в эти ла-
тери, где они и ведут свою предательскую
работу.

Не иначе обстоит дело е лагерями, где
нахолятся польские граждане. Я напомню
	АДРЕС РЕДАКЦИИ п ИЗДАТЕЛЬСТВА: Москва, 40, Ленинградское птоссе. улица «Правды», д.
Д 3-36-82; Транспортного — Д 3-10-82; Иностранного — Д 3-37-50; Писем — Д 3-15-69; Местной ce
		РОВ РЕЕДАБЦИИ: Справочное бюро — Д 3-15-68; Партийной жизни —
›мации — Д 3-15-80: Литературы и искусства — Д 3-38-73; Военного —
Д 3-31-75; Пресс-бюро — Д 3-33-67; Секретариат — Д 3-15-64; Отдел ог’,
	Типография газеты «Првавга» имени Сталина.
	тного — Д 3-31-99; Писем — Д 3-15-69; Местной сети — Д 3-15-47; „Информации —
Д. 3-10-51; Науки и техники — Д 3-35-33; Критики и библиографии — JI 3-31-78