11 ПОЯБРЯ 1946 г., № 268 (10350)

а сессии 1 енеральной Ассамблеи организации Об’единённых наций
	в Испании. «То обстоятельство, что Пор-
тугалия предоставила военную базу США,
является недостаточным основанием для
приёма её в организацию 0б’единённых на-
ций», — заметил Громыко. Ирландия так-
же не поддерживала нормальных отноше-
ний с СОСР и не оказывала никакой по-
мощи 00’единённым нациям в борьбе про-
тив фашизма. «Я подчеркиваю, что заявле-
ние 0 том, что Ирландия никак не помогала
0б`единённым нациям в их борьбе, яв-
ляется сдержанным заявлением», — доба-
вил советский делегат. Говоря о заявлении
Трансиорданни, он сказал: «Транснорлания
была подмамдалной территорией. Говорят,
что она стала независимой, но здесь много
неясного. Как она получила, независимость?
Что это за независимость? Может, кто-ни-
будь лмеет точное предотавление о том, что
произошло в Трансиордании, но советская
делегация не располагает достаточными
фактами, которые оправдывали бы поло-
жителыное решение Совета Безопасности в
отноттениеи Трансиорлании».

В заключение Громыко сказал: «Пред-
ставитель Великобритании жаловался, что
Совет Безопасности не принял положитель-
ного решения по заявлениям некоторых
стран ввиду того, что один постоянный
член Совета возражал против их приёма.
Это заявление нё точно, односторонне и
извращает действительное положение ве-
щей. Верно, что представитель СССР воз-
ражал против приёма некоторых стран. Но
Ето не допустил приёма Албании и Мон-
тольской Народной Республики? Я отвечу
сам; представители Великобритании и
США. Почему же считаются неоправдан-
ными возражения одного члена Совета
Безопасности, в то время как возражения
двух других членов против приёма неко-
торых стран считаются оправданными. Нет
никаких оснований для этого».

Представители Панамы, Новой Зеландии,
Ляберии, Турции, Эквадора, Сальвадора
настаивали на возвращении Совету Без-
опасности заявлений Ирландии, Португалии
и Трансиордании для пересмотра. Делегат
Австралии возражал против того, чтобы
при приёме в организацию 06’единённых
наций учитывалось участие данной стра-
ны в войне. Он утверждал, что единствен-
ным критерием должно быть «миролюбие»
данной страны. Подобные рассуждения
встретили рептительные возражения ря-
да делегатов. Делегат Польши вы-
ступил против требований навязать Co-
вету Безопасности пересмотр принятых им
решений. Он возражал против утвержде-
ния, будто бы только Генеральная Ассамй-
лея может правильно толковать устав. On
указал, что каждый орган организации
должен быть ‘единственным толкователем
устава в своей области, действуя на осно-
ве собственного опыта.

Глава белорусской делегации Киселев
заявил, что Совет Безопасности допустил
ошибку, отказавитись рекомендовать Алба-
нию и Монгольскую Наролную Республику
в члены организации 0Об’единённых на-
пий. «Албания и Монгольская Народная
Республика не были рекомендованы пото-
му, что некоторым членам Совета Без-
опасности не нравится демократический
характер этих тосударств», — ‘сказал Ви-
селев.
	Бозражая против попыток протащить в
	организацию 06б’единённых нации страны
с реакционным режимом, Киселев разобла-
чил истинный характер профашистекого
строя Португалии. Он напомнил, что Пор-
тугалия являлась и до сих пор является
пристанищем для немецких военных пре-
ступников.

Делегат Украины Л. Медведь в своем
выступлении показал, что отдельные де-
легации, пытающиеся противопоставить
Совет Безопасности Генеральной Ассамб-
лее, принадлежат к тому течению, кого-
рому уже тесно в рамках устава 0б’ели-
нённых наций, принятого в Сан-Франци-
ско, и которое стремится под видом кри-
тики практической деятельности Совета
Безопасности или критики той или иной
статьи устава подготовить почву для пе-
ресмотра устава. Он заявил, что попытеи
ревизии устава могут вызвать подрыв до-
верия к организации.

Украинский делегат расценил как
опасное и направленное против существа
устава предложение делегата Австралии,
чтобы Генеральная Ассамблея приняла ре-
шение о том, какие из пяти государств,
	В. М. Молотов от имени советской деле-
гации поддержал предложение британского
делегата.

Советская делегация, — сказал Моло-
тов, — поддерживает мысль, высказанную
британским делегатом, о ‘том, чтобы при
изучении вопроса о постоянном место-
пребывании организации 0б’единенных на-
ций имелись в вилу не. только Нью-Йорк и
Сан-Франциско, но и другие места.

Мы поддерживаем также те соображения,
которые были высказаны делегатом Украи-
ны Мануильским, полагая, что будет вполне
целесообразно, чтобы следующая сессия
Генеральной Ассамблеи собралась в Евро-
пе. Известно, что Генеральная Ассамблея
начала свою работу в Лондоне. Теперь она
заседает в Нью-Йорке. Будет неплохо, если
установится такого рода очередность засе-
даний Генеральной Ассамблеи и если сле-
дующее заседание мы, в связи © этим, на-
значим в Европе. Соответствующее поже-
лание украинской делегации нам кажется
обоснованным и целесообразным.

Американский делегат Блум упорно на-
стаивал на том, что в качестве постоянно-
то мостопребывания организации 0б’еди-
ненных наций могут рассматриваться
только два места — штат Нью-Йорк и Сан-
Франциско. Его поддержали делегаты Бра-
зилии и Витая.

Выступивший вторично британский де-
легат вновь возражал против такой катето-
рической постановки вопроса. Он сказал,
что британская делегация за то, чтобы op-
ганизация 0б’елиненных наций находилась
в США, но что она хотела бы, чтобы ко-
митет, который будет занят поисками ме-
ста, подходящего для штаб-квартиры орга-
низации 0б’единенных наций, не был свя-
зан такими жесткими условиями.

— Мы будем голосовать против такой
поправки, — возразил делегат США.

— Американская делегация заявляла
прежде, что она не будет влиять на выбор
места постоянного пребывания организации
06’единенных наций. Теперь делегация
США противится предоставлению комитету
права свободного выбора местопребывания
питаб-квартиры организации 0б’единенных
наций на территории США, — заявил
Шоукросс.

Генеральная Ассамблея приняла англий-
скую поправку, поддержанную делегацией
Советекого Союза, 28 голосами против 15
при двух воздержавшихся. Резолюция в
целом (т. е. предложение делегации США
с английской поправкой) была принята 33
толосами против 2 при одном воздержав-
шемся. Что касается предложения о месте
созыва следующей сессии Генеральной Ас-
самблеи, то председательствующий Спаак
рекомендовал делегату Украины Мануиль-
	ВАШИНГТОН, 7 ноября. (ТАСС). Белый
	Дом передал для опубликования следующий
текст заявления Трумэна:

«Соединенные Штаты тотовы поставить
под опеку, с сохранением за Соединенными
Штатами административной власти, остро-
ва, находившиеся под мандатом Японии, и
любые из японских островов, за кото-
рые США принимают на себя ответетвен-
ность в результате второй мировой войны.
Что касается японских подмандатных ост-
ровов, то правительство Соединенных Шта-
тов представляет для информации других
	Американский проект
	не получивших рекомендации Совета Без-
опасности, должны быть ‘приняты или не
приняты в организацию 06’единённых на-
ний. «Это предложение льёт воду на мель-
ницу тех, кто стремится вбить клин между
Генеральной Ассамблеей и Советом Без-
опасности. Украинская делегация не воз-
ражает против того, чтобы Генеральная
Ассамблея обратилась к Совету Безопасно-
сти с просьбой ещё раз рассмотреть вопрес
о приёме новых членов, о которых не бы-
л0 принято положительного решения, —
сказал Медведь, — но украинская деле-
гация хочет высказать своё мнение в от-
ношении некоторых государств».

Представитель украинской делегации
указал, что Португалия вместе с Испанией
Франко была перевалочным пунктом, через
который шли стратегическое сырьё, воен-
ные материалы как для гитлеровской Tep-
мании, так и для фашистской Италии. Так
называемый нейтралитет Португалии был с
превалирующим уклоном в пользу держав
оси. Он заявил, что нельзя считать миролю-
бивыми государства, которые имели дипло-
матические отношения с Ффранкистской
Испанией, гитлеровской Германией, фа-
поистской Италией, милитаристской Япони-
ей и не имели дипломатических отношений
с СССР, который неустанно и последова-
тельно проводил политику мира до войны и
вынес основную тяжесть войны на своих
плечах во имя мира.

«Вопрос о дипломатических отношениях
с Советским Союзом, особенно во время та-
кой войны, какую пережили народы мира,
является составной частью вопроса о миро-
любии»,— сказал украинский делегат. Он
обратил внимание членов комитета также
на повышенные симпатии Ирландии к гит-
леровской Германии в самый тяжёлый пе-
риот войны.

Отвечая на разглагольствования некото-
рых делегатов относительно необходимости
придать организации 0б’единённых наций
«универсальный» характер, украинский
делегат сказал, что за подобными разговора-
ми скрывается стремление провести в с0-
став организации такие государства,
подлинное миролюбие которых весьма
сомнительно, с тем, чтобы потом открыть
двери государствам, агрессивный характер
которых ни У кого не оставляет сомнений.

«Разговоры 06 «универсализме» нужны
тем, кто под этим флагом сейчас хочет про-
вести Португалию с тем, чтобы завтра по-
ставить вопросе o франкистской Испа-
нии»,— сказал он.

Украинский делегат указал, что он счи-
тает ничем не оправданным отказ принять
положительные решения по заявлениям
Албании и Монгольской Народной Респуб-
лики, вклад которых в общее дело победы
нал врагом известен всему миру.

’ В заключение украинский делегат выра-
вил надежду, что подкомитет, которому по-
‘ручено составление резолюции, сможет вы-
работать такую резолюцию, которая будет
‘принята единоглаено.

’ Греческий делегат, высказываяеь за
«универсальность» организации 0б’еди-
‚нённых наций, в То же время выступил
против принятия Албании, пытаясь (в ко-
торый раз) дезориентировать международ-
ное общественное мнение. относительно ха-.
ражтера албанского правительства.

’ С разоблачением лживых утверждений
‘греческого делегата выступил представи-
‘тель Югославии. подчеркнувший провока-
ционный характер неоднократных клевет-
нических выступлений представителей Гре-
цим по адресу Албании.

За пересмотр вопроса об отказе в приёме
лики высказалась руководительница деле-
тации Индии Пандит `Виджайя Лакшими.
«Приведенные советским делегатом данные
0 борьбе албанского народа против фашиз-
ма. — сказала она, — произвели на меня
	глубокое впечатление». В то же время Пан-.
	дит Виджайя Лакшими заявила, что индий-

‘ская делегация считает возможным при-
‘нять в организацию Ирландию и Трансиор-
ланию, но возражает против приёма Порту-
талии, как страны, в которой господствует
Тоталитарный,  профапистский режим.
Речь Пандит Виджайя Дакшими была ветре-
чена аплодисментами.

Вчера и сегодня также продолжали ра-
‘боту комитет № 4 — по опеде, комитет
№ 2 — по экономическим и финансовым
вопросам и комитет № 6 — по юридиче-
ским вопросам.
	Заявление Грумэна
	В комитетах Генеральной Ассамблеи
	поставленные на повестку дня Генеральной
Ассамблеи.
	НЬЮ-ИОРК, 8 ноября. (Спец. корр.
ТАСС). Вчера и сегодня продолжали рабо-
тать комитеты, рассматривающие вопросы,

скому поставить этот вопрос в Генеральном
комитете.

Затем Ассамблея обсудила предложение
делегации Египта о включении в повестку
дня нового вопроса — резолюции, осуждь>
ющей дискриминацию в отношении наци-
ональных меньшинств. В первоначальном
проекте резолюции, обсуждавшемся Гене-
ральным комитетом, в неясной форме гово-
рилось о расовой дискриминации в ряде
стран Центральной Европы. Это вызвало
ряд недоуменных вопросов: почему речь
идет о Центральной Европе? Не имеется ли
в виду защита населения Германии и Ав-
стрии от оккупационных властей и т. д.?
Однако после этого египетская делегация
существенно изменила свой проект резолю-
ции. Теперь речь шла о расовой и нацио-
нальной дискриминации вообще.

Предложение Египта в новой формулиз
ровке было поддержано делегатами Индии,
Гаити, Саудовской Аравии и другими.

Делегат Польши заявил, что польский
народ, переживший ужасы фашистской
оккупации, понимает важность поднятого
вопроса. Дискриминация в отношении в
национальным меньшинствам вдохновляет-
ся остатками фашистских организаций, ко-
торые еще не везде окончательно уничто-
жены. «Котда мы в Шольше, — сказал
он, — боремея с остатками фаптистеких
организаций, то эта борьба подчас истол-
ковывается неправильно. Представители
некоторых государств склонны истолковы-
вать борьбу с остатками фаптистских орга-
низаций, как проявление диктаторства».
Польский делегат напомнил, что в некото-
рых районах Германии фаптистские органи-
зации до сих пор не ликвидированы и что
они получают поддержку из-за границы.

Представитель Украины Мануильский,
поддерживая предложение египетской де-
легации, призвал всех участникев сессии
включить это предложение в повестку дня
и принять его единогласно.

Председатель Генеральной Ассамблеи
Спаак напомнил о том, что согласно суще-
ствующим правилам процедуры сегодня
это предложение может быть только вклю-
чено в повестку дня. Тогда представитель
СССР Вышинский заявил, что coBeTCKad
делегация считает, что в данный момент
обсуждается только процедурный вопрос.
Согласившись с раз’яснением Спаака, он
предложил поставить на голосование пред-
ложение о включении египетского предло-
жения в повестку дня сессии. Предложение
Вышинското было принято, и Генеральная
Ассамблея единогласно постановила вклю-
чить указанное предложение в порядок дня
сессии.

Далее был заслушан и одобрен доклад
юридического комитета.
	членов Совета Резопасности — Австралии,
Бразилии, Китая, Египта, Франции, Мекси-
ки, Голландии, Польши, Советского Союза п
Англии, а также Новой Зеландии и Филип-
цин — проект соглашения 06 опеке над
стратегическими районами,  излагающий
условия, на которых правительство Соеди-
ненных Штатов готово поставить эти ост-
рова под опеку. Мы предполагаем в бли-
жайшее время представить проект этого со-
глашения официально Совету Безопасности
для его одобрения».
	соглашения 06 опеке
	Дискуссия 0 помощи беженцам и перемещенным лицам
	няться как на тех беженцев и перемещен-
ных лиц, которые желают вернуться на ро-
Дину, так и на тех, кто отказывается от
возвращения из-за политических измене-
ний, происшедших на родине, не соглашаясь
с политикой их новых правительств. Она
считает, что тем, кто не хочет вернуться
на родину в силу указанных соображений,
должна быть оказана помощь в переселе-
нии в другие страны.

Касаясь советских предложений, сформу-
лированных в речи Вышинского, Элеонора
Рузвельт заявила, что американская деле-
гация также считает, что помощь между-
наредной организации He должна распро-
страняться на квислингов, предателей. во-
	евных преступников, однако выявлением и
из’ятием этих военных преступников долж-
ны заниматься другие органы, в частности
военные власти союзников. Она возражала
против того, чтобы в комитете высказыва-
лись мнения относительно степени эффек-
тивности этих мер, предпринимаемых в на-
стоящее время.

Представительница США обошла молча-
нием приведенный Вышинским обильный
фактический материал относительно того,
чт6 до сих пор нерасформированные воин-
ские части и полувоенные организации,
сражавшиеся на стороне гитлеровской Гер-
мании и её союзников, нользуютея госте-
приимством и покровительством союзных
военных властей, приравнивающих их к be-
женцам и перемещенным лицам. Она огра-
ничилась заявлением о том, что «запросит
по этому поводу военные власти и даст
ответ позднее».

В ответ на решительные возражения
Вышинского против подрывной фашиет-
ской пропаганды в лагерях для беженцев,
которая ведётся под флагом свободы слова
и печати, Элеонора Рузвельт повторила
старые аргументы американской делегации
о том, что американская демократия «при-
знает оппозицию, если она не стремится
свергнуть существующее правительство».
Трудно принять всерьёз подобный аргумент,
если вспомнить, что фашистекие бандиты,
к которым в данном случае представитель-
ница США применяет термин «оппозиция»,
не только «стремились» свергнуть прави-
тельства демократических стран, гражда-
нами которых они являлись, но < оружием
в руках боролись против своих соотечеет-
венников, против своей родины, ставя себя
тем самым вне закона. Элеонора Рузвельт
подчеркнула, что разница во взглялах со-
ветской и американской делегаций всё же
не должна помешать их сотрудничеству. «Я
сожалею, что должна выступать против
некоторых пунктов речи Выпгинского, —
еказала она. — Мы можем и должны 60-
трудничать в интересах международного
мира. Поэтому надо реалистически подойти
к ‘решению стоящего перед нами вопроса,
устранить недоброжелательные чувства. Я
надеюсь, что со временем наши два вели-
ких народа поймут друг друга».

В развернувшихся затем прениях при-
няли участие представители Канады, Егип-
та, Бразилии, Австралии. Их речи носили
общий декларативный характер. 0собое
внимание обратило на себя провокационное
выступление бельгийского делегата, кото-
рый настаивал на создании международной
организации помощи беженцам без участия
Советекого Союза и ряда других rocy-
дарств. «Пусть эти государства, — сказал
он, — создают свою специализированную
межгосударственную организацию помоши
беженцам, которой может быть предостав-
лено право по ряду вопросов сноситься с
организацией 0б’единённых наций». Тем
самым бельгийский делегат выболтал co-
кровенные замыслы тех, кому хотелось бы
вообще добиться отстранения Советского
Союза от участия в решении важнейших
международных вопросов. На эти планы
можно было бы ответить только одной,
хорошо известной сталинской фразой: «Сие
OT них не зависит».
	Олним из самых насущных вопросов,
дебатирующихея сейчас в комитетах, яв-
ляется вопрос © помощи беженцам и пере-
мешённым лицам, всесторонне освещённый
и проанализированный в опубликованной
речи А. Я. Вышинского, сформулировав-
шего от имени советской делегации KOH-
кретные предложения, осуществление ко-
порых помогло бы коренным образом ре-
шить эту проблему. Приведённый Вышин-
ским богатейший фактический материал
относительно произвола в бесправия, гос-
полствующих в лагерях для беженцев и
перемещенных лиц, и подрывной деятель-
ности, ведущейся фапистскими организа-
циями в этих лагерях, логичные и убеди-
тельные предложения советской делегации
произвели большое впечатление на всех
присутствующих. Однако представитель
британской делегации, проявляя непонят-
ную нервозность, тут же поспешил выра-
зпть недовольство этой речью, заявив, что
она якобы в значительной мере не имеет
отношения к обсуждаемому вопросу и что
она была «слишком велика». Аналогичное
заявление от имени делегации США было
сделано для корреспондентов Элеонорой
Рузвельт. Характерно, что ведущие газеты
США после этих заявлений сочли нужных
полностью замолчать советекие предложе-

ния.

На 64 страницах «Нью-Йорк геральд

трибюн» для речи советского делегата, на-
тлось место только на 30 строк, а «Нью-
Йорк таймс», дав в первом издании неболь-
woe сообщение об этой речи, заменила это
сообщение в последующих изданиях кор-
респонденцией о глубинах Индийского
океана. Это молчание нельзя, однако, при-
нять за знак согласия с советской точкой
зрения на обсуждаемый вопрос. Широкой
международной общественности достаточно
хорошо известна позиция определённых
кругов США, давно уже вынашивающих
план оставления за рубежом сотен тысяч
беженцев и насильственно перемещённых
лиц, чреватый созданием новых очагов
беспокойства и подходящей срелы для под-
тотовки разного рода авантюр. Те же аме-
риканские газеты, которые не нашли места
для информации о советских предложениях
0 помощи беженцам в возвращении на 10-
цину, не скупятся на строчки, расписывая
проекты переселения беженцев и переме-
ианных лиц за океан.
	На сегодняшнем заседании комитета № 3
по социальным, гуманитарным и культур-
ным вопросам советские предложения бы-
ли в центре внимания. Представитель
Польши выступил с речью, в которой он
поддержал основные предложения, выдви-
нутые позавчера Вышинским. Напомнив о
том, что вопрос о помощи беженцам и, пере-
мещённым лицам вот уже год дискутирует-
ся на многих заседаниях комитетов’ и кон-
ференций, представитель Польши настаи-
вал на том, чтобы он был решён теперь
же, безотлагательно. Он сказал, что возвра-
мение на родину, репатриация, является
наиболее правильным способом коренного
решения проблемы беженцев и перемешён-
ных лиц, тем более, что для переселения сей-
чае открыты немногие границы, причём мо-
гут быть приняты лишь ограниченные груп-
пы переселенцев. Польский делегат под-
черкнул, что правительство Польши будет
приветствовать всех желающих вернуться
на родину, тем более, что сейчас в Польше,
занятой восстановлением своего народного
хозяйства, дорог и важен каждый работ-
ник. Он поставил вопрос о том, чтобы всем
желающим вернуться на родину была ока-
зана материальная помощь.

Велед за тем выступила предетавитель-
ница США Элеонора Рузвельт. Она зашища-
ла старую точку зрения делегации США,
сформулированную ешё на первой части
сессии Генеральной Ассамблеи в начале
этого года в Лондоне. Делегация США
считает, что помощь международной орга-
низации должна в равной мере распростра-
			TRE
BM
a Be
я 6
ХОЗ
ВИТЬ
Oil
CTA
railed

быт
Ва
ской
И
	И Me
зация
a 00°
CT BE
`руп-
вает.
вета
int
боле
wall:
TANT
Bane
				Hall бывшими японскими подмандатными островами
	  ВАШИНГТОН, 7 ноября. (ТАСС). Тосу-
дарственный департамент 6 ноября пере-
‘Nad для опубликования в печати текст
проекта сотлашения об опеке над бывши-
ми японскими подмандатными островами,
который правительство США передало
членам Совета Безопаености, а также Но-
poh Зеландии и Филиппинам в соответст-
вии с вышеизложенным заявлением Трумэ-
на. сделанным им 6 ноября.

Из проекта сообщения явствует, TO,

если это соглашение будет принято, оно
позволит Соединенным Штатам создать во-
енные и морские базы на островах, вытес-
нить представителей других 0б’единенных
наций из определенных районов и не до-
пустить перелета самолетов через эти
острова. Путем названия островов «страте-
гическими районами» соглашение переха-
ет опеку над ними в ведение Совета Без-
опасности, rae Соединенные Штаты обла-
дают правом вето.
’ В проекте соглалнения говорится, в ча-
`ствости, что подмандатные острова будут
называться стратегическими районами и
будут отданы под опеку 0б’единенных на-
ций, причем административное управле-
ние будет поручено Соединенным Штатам.
В соответствии с условиями этого согла-
шения Соединенные Штаты будут обладать
всеми правами на администрирование, за-
конодательство и юрисдикцию на этих ост-
ровах, как составной части Соединенных
Штатов. США, во исполнение обязательств
по опеке, будут действовать в соответет-
вии с уставом организации 0б’единенных
наций и осуществлять цели международней
опеки по отношению к народам этих оет-
ровов, как это изложено в статье 76-й
устава.

Как страна, осуществляющая админист-
ративную власть, Соединенные Штаты
должны будут обеспечить, чтобы опекаемые
территории играли свою роль в соответст-
наций в деле поддержания международного
мира и безопасности. Так, Соединенные
Штаты должны. будут иметь право, во-пер-
вых, создать военно-морские, военные и

воздушные базы и воздвигать укрепления
на опекаемой территории, во-вторых, дер-
жать на территории и использовать там во-
оруженные силы, в-третьих, использовать
добровольные войска, всякие возможности
и содействие со стороны опекаемой терри-
тории в деле выполнения обязательств пе-
ред Советом Безопасности, равно каки в
целях обороны и поддержания закона и по-
рядка на опекаемой территории.
	Выполняя свои обязательства, Соединен-
ные Штаты «должны, во-первых, ускорить
развитие политических институтов, необхо-
кимых для онекаемой территории, и содей-
ствовать развитию населения опекаемой
территории на его пути к самоуправлению
п © этой целью должны будут предоставить
населению опекаемой территорий прогрес-
	сивно возрастающую долю в администра-
тивном управлении на территории, должны
развивать их участие в местном управле-
‘нии, должны надлежалцим образом призна-
вать обычаи населения при создании на оне-
каемой территории системы законов и долж-
ны принять другие соответствующие меры
для выполнения этой цели».

«Во-вторых, содействовать экономиче-
скому развитию и самообеспеченности на-
селения, и с этой целью США должны будут
регулировать использование природных бо-
татств, поошрять развитие рыболовных про-
мыслов, сельского хозяйства, промышлен
ности, оказывать защиту населению от воз-
можной утраты земель и улучшать средства
транспорта и связи.

В-третьих, содействовать социальному

развитию населения, и с этой целью США
должны защищать права и основные свобо-
ды всех элементов населения без какой-ти-
бо дискриминации, заботиться о здоровье
населения, установить контроль над тор<
говлей оружием, боеприпасами, опиумом и
другими опасными наркотиками и спиртны“
ми напитками и установить такие другие
правила, которые могут быть необходимы
`лля того, чтобы оказать защиту населению
OT социальных злоупотреблений». —
_ «В-четвертых, содействовать повышению
образования населения, и с этой целью
Соединенные Штаты должны принимать ме-
ры к созданию общей системы начального
образования, содействовать добровольному,
культурному росту населения и должны по-
ошрять способных учащихся к получению
белее высокого образования, включая обу-
чение с целью подготовки специалистов».

«Выполняя свой обязательства, Соеди-
ненные Штаты должны гарантировать на-
селению свободу слова, своболу печати, со-
браний, совести, культа, религиозного обу-
чения и свободу переселения и передви“
жения. В соответствии с требованиями
обеспечения безопасности и обязательства
ми содействовать развитию населения
Соединенные Штаты, как административ-
ная власть, «лолжны относитьея на опе-
каемой территории к гражданам каждого
члена организации 0б’елиненных наций, К
компаниям, ассоциациям, созданным в 0+
ответетвии C законами такото члена, не
хуже, чем они будут относиться на этих
территориях к гражданам, компаниям и ас-
сопиациям любото лрутого члена организа-
ции 0б’елиненных наций, за исключением
права предоставления административной
власти».

Соединенные Штаты также должны обес-
печить одинаковое отношение к членам
организация (0б’единенных наций и к их
прелставителям в вопросах правосудия. «Ни-
что В ЭТОЙ статье не должно быть истолко-
вано как предоставление права совершать
перелеты самолетов на эти территории п
обратно. Подобные права должны явиться

Окончание на 4-иИ стр.
	Обсуждение порядка приема новых членов в организацию
	06б‘елиненных наций
	Вчера и сегодня продолжалось обсужде-
8 вопроса 0 порядке приёма новых. чле-
	ние вопроса о порядке приема новых чи
нов в организацию 0б’единённых напи
Как уже сообщалось в ходе =e

c-
it,

этого вопроса, некоторые делегаты стре-
мятся навязать решения, противоречащие
уставу организации. Делегат Канады, на-
пример, развивал туманную теорию «уни-
версальности» организации Об’единённых
наций, доказывая, что все страны вправе
быть её членами. Представитель Филиппин.
предлагал руководствоваться при приёме
новых членов не теми принщипами. 5ото-
рые сформулированы в уставе, а «истори-
ческих прошлым» государств.

Такого рода выступлениям был лан
отпор в рези советского делегата Гро-
мыко. «Поскольку  подкомитет,  создан-
ный для изучения предложений  деле-
талов Египта, Филиппин и Панамы,
ещё не закончил работу, — сказал Гро-
мыко, — я ограничусь замечаниями 9
работе Совета Безопасности но приёму но-
вых членов в организацию 06’единённых
наций. Совет Безопасности уделил значи-
тетьное внимание заявлениям о приёме. Ou
рекомендовал принять в организацию 06’-
слянённых наций Афганистан, Исландию и
Швецию. Однако Совет Безопасности 99
смог принять положительного решения по
заявлениям других государств, так как В
отношении их имелись разногласия. Пред-
ставители СССР как в Совете Безопасноети,
так и на Генеральной Ассамблее считают,
что решение о рекомендации Афтаниетана,
Исландии и Швеции правильно. В. то же
время мы считаем, что Совет Безопасности
допустил серьёзную оттибку, отказав в ре-
комендации Монгольской Народной Респуб-
лике и Албании».

Цитяруя статью 4 устава организации
06’единённых наций, определяющую усло-
вия приёма в её члены, Громыко подчерк-
нул, что оба эти государства вполне удов-
летворяют данным условиям. Он ‘указал

в комитете № 1—
	далее, что одним из решающих Факторов
пря решении вопроса о приёме в организа-
цию (05’единённых наций должно саужить
поведение той или иной страны в минув-
шей войне против фашизма. Советский де-
легат на ряле убедительных фактов пока-
зал, что Албания вела активную борьбу
против фапгизма на стороне союзников.
«Соединив свою судьбу с союзными стра-
нами в голы войны, Албания, естественно,
хочет и теперь сотрудничать с ними, но, Е
сожалению, многие из членов Совета, Безо-
пасности не оценили её стремлений и отка-
зали ей», — сказал Гоомыко. Далее он оха-
рактеризовал роль Монтольской Народной
Республики в борьбе против фашизма и
указал, что Совет Безопасности не оценил
её роли п также отказал ей в рекомендации.
Такие решения Совета Безопасности совет-
ская делегация ечитает несправедливыми.
«Если такое общественное явление, как
война, ий поведение в войне отдельных
стран не должны приниматься во внимание
при решении вопроса о приеме в члены ор-
ганизации (06’единённых наций, то тогда
непонятно, какие же факторы должны при-
ниматься 20 внимание в первую очередь, —
сказал советский делегат.— Неужели за-
слуги в области литературы и иекусства,
должны рассматриваться как решающий
фактор при рекомендации в члены органи-
запии 0б’елинённых наций? Есть основные
и есть второстепенные факторы. В числу
основных факторов принадлежит поведение
страны в тот периол, когда 0б’единённые
нации спасали человечество от порабоще-
ния фамтистокими агрессорами». Напомнив,
что некоторые хелегаты касались обсуж-
ления в Совете Безопасности заявлечай
Португалии, Ирландии и Трансиорлании,
Громыко сказал. что Совет не смог ети-
нодушно рекомендовать их в члены орга-
низации, так как эти страны по их поведе-
нию не отвечают условиям, пред’являемым
уставом. Португалия поддерживала и под-
держивает тесные связи с режимом Франко
	по политичесвим вопросам
	Пленарное заседание 9 ноября
	нако он тут же заявил, что, по его мнению,
принципи единогласия великих держав в С0-
вете Безопасности не должен быть обяза-
тельным в вопросах приема новых членов.

Ассамблея единогласно одобрила, резолю-
цию комитета № 1 о приеме в члены орга-
низации 0б’единенных наций Афганистана,
Швеции и Исландии с поправкой датской
делегации.

Далее обсуждалея вопрос о местопребы-
вании штаб-квартиры организации 0б’еди-
ненных наций. На сессии Генеральной
Ассамблеи в Лондоне было решено, что
местом постоянного пребывания органов
организации (05б’единенных наций будет
Нью-Йорк. Однако в течение года в районе
Нью-Йорка не удалось найти места, гле
могли бы разместиться ортаяы организации
0б’етиненных нащий. Сейчас делегация
США предложила перевести организацию
0б’единенных наций в олин пз районов
штата Нью-Йерк пли в Сан-Франциско.
Делегат Великобритании Шоукросее пред-
ложил, чтобы комитет, который будет про-
должать поиски участка для постоянного
местопребывания организации 0б’единен-
ных наций, не ограничивался этими двумя
районами.

Поепетавитель Украины Мануильский
	напомнил, что на заседании Генерального
комитета украинекая делегация предложи-
ла подыскивать район для штаб-квартиры
организации 0б’единенных наций не только
в штате Нью-Йорк или Сан-Франциско, но и
в Европе. Поскольку против этого в коми-
тете быти возражения, украинская делега-
ция не настаивает на своем предложении,
mo считает, что район Сан-Франциско
устраивает лишь немногие восточные стра-
ны и Австралию. Для всех европейских и
африканских стран этот район неулобен
ввилу большой дальности расстояния. Вме-
сте с тем, украинская делегация выражает
пожелание, чтобы следующая сессия Гене-
ральной Ассамблеи состоялась в Европе.
Он» оставляет за собой право внести это
предложение в Генеральный комитет.
	Ю-ЙОРЕ, 9 ноября. (бпец. корр.
ТАСС). Сегодня состоялось 47-е пленарное
заседание Генеральной Ассамблеи органи-
зации 0б’единенных наций.

Первым на повестке дня стоял вопрос о
приеме в члены организации 0б’единенных
наций Абтанистана, Швеции и Исландии.
Как известно, Совет Безопасности едино-
гласно рекомендовал принять эти страны.
Рекоментация Совета Безопасности рас-
смотрена комитетом № 1. При обсуждении
этого вопроса аргентинская делегация вне-
сла поправку, целью которой являлось под-
готовить почву для пересмотра устава 0б-
елиненных наций в части, касающейся пра-
вил приема новых членов. Против этого в
комитете резко возражали делегаты Созет-
ского Союза и ряда других стран. Однако
под давлением делегации США поправка
была принята.

Сегодня на заседании Генеральной Ас-
самблеи делегат Лании Каубман предложил
исправить принятую резолюцию, включив в
неё ссылку на устав организации 0б’еди-
ненных наций, что не давало бы возможно-
сти толковать её, как повод для ревизии
устава.

Предложение датской делегации было
поддержано делегатами СССР, Норвегии,
Чехословакии, Ирана, Китая, Польши и
других стран.
	Глава советской делегации В. М. Молотов,
выступивший по этому вопросу, заявил,
что советская делегация поддерживает по-
правку датской делегации, которая путем
некоторых уточнений улучшает редакцию
проекта. Он сказал также, что советская де-
легация. приветствует вступление в орга-
низзщию 0б’сдиненных наций Афтанистана,
Швеции и Исландии.

Делегат Аргентины выступил ©
пространной речью, в которой пытался
оправлать позицию своей делегации, ут-
верждая, будто ето неправильно поняли, и
что он вовсе не стремился поставить под
сомненте ословные положения ‘устава. Од-