амяти академи
Н. Н. Бурденко
		Наоборот, широтой своих взглядов и глуби-
ной познаний в любых, самых разнообраз-
ных отраслях хирургии он приобрел драго-
ценные возможности верно судить и крити-
чески анализировать любые трудные про-
блемы нашей обширной хирургической спе-
Циальности.

Николай Нилович — прекрасный образец
хирурга широкого размаха. Это обеспечи-
10 не только его собственный научный
рост, но и необходимые качества главного
хирурга Красной „Армии. Именно в этой
труднейшей роли мне более всего паматен
Николай Нилович за последние годы.

Здесь с необычайной яркостью прояви-
лись горячий, беззаветный патриотизм
Николая Ниловича и его феноменальная,
неистовая трудоспособность, невзирая на
тяжелую болезнь. Можно поистине прекло-
няться перед сверх естественными усилиями
воли, которые заставляли Николая Ниловича
работать без устали дни и ночи, суммируя
грандиозный опыт своих учеников и подчи-
ненных, решая научные проблемы исключи-
тельного научно-теоретического и оборон-
ного значения.

Можно было ждать, что каждый новый
пристун болезни, оставлявший иногда непо-
правимые последствия, повергнет Н. Н.
Бурденко в уныние и заставит умерить
научный пыл и сократить командную дея-
тельновть. Но чем тяжелей были приступы
болезня, тем с большей энергией возобнов-
лял свою научную деятельность Николай
Нилович при первой же физической воз-
можности. Ежегодно на каждом важном
хирургическом с’езде, пленумах ученых
советов или сессиях Академии медицинских
наук Николай Нилович неизменно выступал
с крупными программными докладами. Каж-
дый раз эти доклады отображали глубоко
плолотворную деятельность первокласеного
ученого в зените его научной карьеры. Еше
совсем нелавно на юбилейном ХХУ с’езле
хирургов СССР и на только что закончив-
шейся 3-й сессии Академии медицинских
наук, основателем и первым президентом
которой был Николай Нилович, его доклады
были одними из наиболее ярких и значи-
тельных в научном отношении.
	Не стало Н, Н. Бурденко. Велика эта по-
теря для отечественной и международной
науки. Образовавшуюся брешь нелегко
заполнить сразу. Но если великий русекий
народ не раз выдвигал из народных недр
подобных деятелей в пору народного беспра-
вия и преобладающей безграмотности до ре-
волюции, то теперь, в период потоловного
образования и широко раскрытых универ-
ситетских дверей для всего народа, из тысяч
учеников и последователей Николая Нило-
Рича даровитые люди найдутся и развернут
свои таланты на научной почве, столь
успешно подготовленной их великим покой-
ным учителем.
	Профессор С. ЮДИН.
Директор Института хирургии
	Академии медицинских наук
СССР.
	Н. Бурденко
	Проститься с покойным пришли много-
численные друзья и ученики Николая
Няловича Бурденко — выдающиеся деятели
советской медицинокой науки, офицеры и
генералы медицинской службы Советекой
Армии. Многие из них в суровые годы
Отечественной войны работали нод непо-
средетвенным руководством главного хирур-
га Вооруженных Сил СССР.

В конференц-зале нейрохирургического
института вчера побывали тысячи трудя-
щихся столицы.

Сегодня, 14 ноября, в нейрохирургиче-
ском институте Академии медицинских наук
в 12 часов у гроба Н. Н. Бурденко состоит-
ся гражданская панихида. В 15 часов —
кремация. (ТАСС).
	Официальные некрологи о Николае Ни-
Яовиче Бурденко будут написаны и напеча-
таны в специальных журналах в0 многих
	странах мира. Подробные биографии его
будут изданы, и в них нарисуют интерес
нейшие главы жизни и творчества этого
выдающегося русского самородка.
	Сейчас в памяти встают многочисленные
личные встречи, деловые и дружеские бе-
седы с Николаем Ниловичем, которые про-
исходили на протяжении более тридцати
лет, начиная с осени 1914 года. Тогда я
впервые встретился с Н. Н. Бурденко в
трудной боевой обстановке в знаменитом
«Тодзинском мешке». Я был младшим Bpa-
чом пехотного полка, он — уже видным
профессором-хирургом, блестящим наслелни-
ком той кафедры, которую когда-то занимал
великий Н. И. Пирогов.
	Для Н. Н. Бурденко это: была уже вторая
война, ибо свое боевое крещение и первые
опыты в военно-полевой хирургии он; полу-
чил еще студентом 5-го курса в Маньчжурии,
в Русско-японской войне 1904—1905 rr.
Он ясно увилел и полностью убедился в
справедливости настойчивых указаний Пи-
рогова, что на войне успех лечения ране-
ных в Такой же мере зависит от врачебного
искусства, сколько (если не в большей сте-
пени) от умелой администрации и распоря-
длительности,

В годы первой мировой войны Николай
Пилович приобрел особый интерес к череп-
Но-мозговой хирургии и организовал огром-
ный спениализированный госпиталь в Двин-
све. Тогда же он четко выработал и основ-
ную военно-полевую доктрину и тактику,
которые легли в основу всей его будущей
деятельности, как главного хирурга Крас-
ной Армии в годы Отечественной войня.
	Новые идеи военной хирургии были раз-
работаны. Но предстояли грандиозные задачи
хвоякого рода: во-первых, надо было исполь-
зовать все наилучигее из последних достиже-
ний хирургической науки, приснособляя эти
достижения к боевой обстановке при огром-
ных непрерывных ‘перемещениях фронта
и войск; во-вторых, предстояло заблаговре-
менно подготовить и воспитать. десятки
тысяч врачей, пригодных для таких целей.

Я помню Николая Ниловича с 1924 года,
после прихода его в московскую клинику
на Девичьем Поле. Это был блестящий уче-
ный в полном расцвете своих знаний и та-
ланта. Поразительны были его научная
эрудиция и огромный диапазон хирур-
тических интересов. Именно эта раз-
носторонность как в научной тема-
тике, так и в повседневной лечебной и кли-
нической работе непрестанно расширяла
торизонты и углубляла его познания в лю-
бой специальной главе хирургии. Бурденко
был и оставалея ло конца своей жизни
выдающимся хирургом, образцом  кли-
нициста-ученого, который никогда не за-
мыкался в узкие рамки облюбованной спе-
циальности, чтобы «познавать всё больше
и больше, во вее меньшем и меньшем».
	У гроба академика Н.
		Вчера, 13 ноября, трудящиеся столицы
прощатиеь с вылающимея ученым нашей
Родины, главным хирургом Вооруженных
Сил СССР, Героем Социалистического Труда
академиком Н. Н. Бурденко.

С утра гроб с телом покойного был уста-
новлен в конференц-зале нейрохирургиче-
ского института, основателем и руководи-
телем которого был ученый. К подножью
гроба, установленного на высоком поста-
менте, увитом алым плюшем и крепом, воз-
жены многочисленные венки — от Пре-
зидиума Верховного Совета ССОР, Мини-
стерства Вооруженных Сил СССР, Академии
наук СССР, Академии медицинских наук,
Академии педагогических наук.
	Б комитетах Генеральной Ассамблеи
организации (6б’единённых наций
	НЬЮ-НОРЕ, 11 ноября. (Спец. корр.
ТАСС). Сегодня заседал комитет № 2 по
экономическим и финансовым вопросам,
комитет № 1 и другие.
	О продовольственной помоши
странам, пострадавшим
от фашистской агрессии
	Бомитет № 2 по экономическим и фи-
нансовым вопросам в течение последних
дней продолжал обсуждение вопроса о про-
довольственных ресурсах и о помощи стра-
нам, особенно пострадавшим от фашистской
агрессии во время войны. Почти все участ-
ники прений отмечали, что в ряде стран,
особенно европейских, производство продук-
тов потребления резко снизилось и вопро-
сы продовольственного снабжения встали
довольно остро. 06 этом товорили, в чаетно-
сти, делегаты. Греции, Китая, Бразилии,
Перу, Канады. Однако каких-либо конкрет-
чых мер, направленных к разрешению по-
ставленной проблемы, они предложить He
смогли, .

На сегодняшнем заседании комитета с
отчётным докладом 0 трёхлетней ‘работе
ЮНРРА выступил тенеральный директор
этой организации Ла Гардиа. Расеказав о
помощи, оказанной странам, пострадавшим
от фаптистской агрессии, он подчеркнул,
что материальное положение населения в
этих стралах продолжает оставатьея тяжё-
лым. Как известно, ЮНРРА прекращает
свою деятельность 31 декабря этого года.
«Это обстоятельство не должно означать,
что организация 0б’единённых наций пре-
кращает помощь тем странам, которые в
ней нуждаются, — сказал Ла Гардиа. —
Необходимо, чтобы организация создала
действенный орган, который бы заботился
09 материальном благополучии народов».
	Иа Гардиа обратил внимание членов ко-
митета на то, что некоторые круги под раз-
ными предлогами пытаются намеренно за-
тянуть решение вопроса о помощи странам,
пострадавшим во время войны. С другой
стороны, некоторые государства стремятся
заменить принцип международного сотруд-
ничества системой помощи отдельным стра-
нам с тем, чтобы подчинить их своему
влиянию. «Такая практика напоминала бы
так называемую «помощь» неимущим, ко-
торая практиковалась в моём городе, — ска-
зал Ла Гардиа, имея в виду Нью-Йорк.—
Зимой в этом городе бедняки просили хле-
ба и топлива. Им в виде милостыни давали
мешок угля, но потом требовали, чтобы
они на выборах подавали свои голоса за
хозяина, который бросил им этот мешок.
Сейчас говорят 0 том, что в первую оче-
редь необходимо помочь Грепии, Австрии и
Италии. Почему забывают Югославию или
маленькую Албанию? Я обращаюсь к моим
соотечественникам (змериканцам. — Спец.
корр. ТАСС), — продолжал Ла Гардиа.— и
призываю‘ их, отбросив политическое раз-
	‚ дражение, справедливо подойти к решению
	вопроса 0 помощи».

В связи с этим заявлением не лишние на-
помнить, что накануне открытия сессии
Генеральной Ассамблеи американская пе-
Чать недвусмысленно заявляла, что «США
будут оказывать помощь и предоставят по-
мощь только дружественным странам».
	Ча Гардиа сообщил членам комитета, что
он минувшим летом, совершая поездку по
европейвким странам, побывал в Москве и
встретилея с Генералиссимусом Сталиным.
«Глава советского правительства Генера-
лиссимус Сталин глубоко понимает важ-
ность помощи странам, пострадавшим от
фашистской агрессии, и поддерживает прин-
цип международного сотрудничества в ре-
шении этой проблемы», — сказал Ла Гар-
1a.
	В политическом комитете
	Вомитет № 1 по политическим вопросам
и вопросам безопасности вот уже вторую
неделю обсуждает первый вопрос своей по-
вестки дня—0 приёме новых членов в орга-
низацию 0б’единённых наций. Сегодня шл
долгие дебаты по докладу подкомитета, со-
зданного для рассмотрения предложений
делегаций Егилта, Филиппин и Панамы,
которые настаивали на возвращении Сове-
ту Безопасности для пересмотра заявлений
0 приёме ряда стран, которые не были им
рекомендованы в члены организации.

В подкомитете и на заседании комитета
делегации СССР, Украины, Панамы, Чехо-
словакни и другие нзетаивали на том, что-
бы Совет Безопасности при пересмотре за-
явлений принимал во внимание, кроме из-
вестных уставных положений, также пове-
дение и заслуги той или иной страны во
время войны против. фашизма. Эти предло-
жения встретили самые ожесточённые воз-
ражения ео стороны делегатов США, Авет-
ралии и Аргентины. Представитель США
Воннэлли яростно доказывал, что «неваж-
но, были ли эти страны нашими союзни-
ками во время войны, а важно — являют-
ся ли они миролюбивыми». Развивая свою
мысль, Коннэлли договорилея до. того, что
предложил в будущем принимать в ряды
организации всех без разбора—«тогда нам
будет легче влиять на них»,— сказал оп.
Уж не собирается ли почтенный делегат
СПТА превратить организацию 0б’елинён-
	ных наций в пансион для перевоспитания.
	Ффаниетских преступников?

Справедливые и обоснованные предлеже-
ния о необходимости учитывать при приё-
ме в организацию 06б’единённых наций роль
той или иной страны в минувшей
войне были забаллотированы большинством
35 голосов против 11. Пять делегаций
возлержались. Велед за тем комитет утвер-
IM предложение o ‘возвращении Совету
Безопасности на пересмотр“ заявлений от
стран, которые им не были рекомендованы
в организацию 0б’единённых наций, с тем,
чтобы Совет Безопасности провёл этот ие-
ресмотр в соответствии с положепиямн
Устава организации.

Затем комитет перешёл к обсуждению
предложения австралийской делегации, ко-
торая настаивает на том, чтобы заявления
о вступлении в организацию 06’единённых
наций предварительно рассматривались
Генеральной Ассамблеей и чтобы только
после этого Совет Безопаеноети определял,
следует ли дать данным странам рекомен-
дацию с точки зрения интересов мира п
безопасности. Такая постановка Bompoca
может быть расценена только как ревизия
Устава, сколько бы ни пыталея аветралий-
ский делегат изобразить её как чисто про-
цедурную. Пет никакого сомнения в том,
ч70 такей порядок решения вопроса о ре-
комендациях предопределяет  противото-
ставление ‘Генеральной Ассамблеи Совету
Безопасности и попытки использовать Ге-
неральную Ассамблею как орудие давления
на Совет Безопасности.
	Пробный шар
делегации США
	Официальный представитель делегации
США сделал ‹егодня корреспондентам за-
явление, бросающее свет на позицию этой
делегации в. вопросе об отношении к фран-
кистскому режиму в Испании, котерый
должен будет обсуждаться Ассамблеей.
Американская делегация заявляет, что она
будет возражать против всяких предложе-
ний о введении эмбарго (запрета экономи-
ческих сношений) против франкиетекой
Испании, а также против разрыва дипло-
матических сношений © Франко «до тех
пор, пока Совет Безопасности не устано-
вит, что существующий в Испании режим
является угрозой миру».

Смысл этого заявления станет ясен,
если вспомнить, чте делегации США и Ве-
ликобритании в Совете Безопасности кате-
торически утверждали, что режим Франко
не является такой угрозой и что Совет
Безопасности не ‘мог принять каких-либо
действенных мер против этого режима из-
за сопротивления указанных делегаций.
Сейчас Генеральная Ассамблея, в связи с
настойчивыми требованиями ряда делега-
ций, включила вопрос об ‘отношении к ре-
жиму Франко в свою повестку дня.

Мировая  общественноеть ждёт, что
Ассамблея без дальнейших проволочек сде-
лает рекомендации относительно принятия
решительных мер для ликвидации испан-
ского очага агрессии. В этой обстановке
неожиданное заявление делегации США
можно расценить как пробный шар, имею-
щий целью выяснить, как далеко она смо-
жет пойти в отстаивании старой позиции,
осужденной широкими кругами во всех
странах мира, в том числе и в Соединённых
Штатах.
	Ответ Энвер Ходжа на ноту США
в связи с’ отозванием американской
‘миссии из Албании
	БЕЛГРАД, 12 ноября. (ТАСС). Сегодия в
ютославской печати опубликован ответ
Энвер Ходжа на ноту США в связи с 0то-
званием американской миссии из Албании.
	«Имею честь известить Вас;— говорится
в ответе, — что мною получено Ваше пись-
мо, датированное 5 ноября 1946 гола, ко-
терым Вы ‘уведомляете меня о том, что, по
Вашему мпению, нет никаких оснований
для того, чтобы миссия США оставалась
в Албании, и что поэтому миссия отзы-
вается:

Проигло более 18 месяцев с тех пор, как
американское правительство обратилось к
нашему правительству за разрешением по-
слать в Албанию официальную американ-
скую миссию во главе с господином Дже-
кобсом, которая бы информировала США о
нашем правительстве.

С нашей стороны американская миссия
была принята с удовлетворением, и:ей были
предоставлены все возможности, необходи-
мые лля выполнения её залач,
	Целых 15 месяцев ваша миссия свобол-
но раз’езжала по всей Албании, по её селам
и городам, не ветречая препятствий в CBO-
ей деятельности, которая должна была но-
сить‘ исключительно информационный ха-
рактер, связанный C признанием нашего
правительства.
	Аотя американская миссия носила, как
это было указано выше; определенный ха-
рактер и практически закончила свою рабо-
ту вручением ноты, датированной 12 нояб-
ря 1945 года, в которой были изложены
условия признания наттего правительства,
она и в дальнейшем оставалась в Тиране.
Больше того, наше правительство с вели-
чайшей сердечностью и любезностью раз-
решило приезд и перемещение многих чи-
новников и друзей миссии, которая время
от времени требовала разрешения на их
в’езд в страну.

С величайшей любезностью наше прави-
тельство предоставило американской мис-
сии бесчисленные возможноети для того,
чтобы лучше ознакомиться с положением в
Албании, с важнейшими событиями, про-
исходившими в стране, как, например, с
выббрами в декабре 1945 года и многими
ДРУГИМИ.
	Глава американской миссии г-н Джекобе
многократно высказывал мне свое восхи-
щение конструктивным трудом в нашей
стране, героической войной албанского на-
рода, нашей здоровой демократией и возвы-
шенными миролюбивыми чувствами албан-
ского народа и его правительетва.
	Сам глава американской миссии г-н Дже-
Кобе неоднократно говорил мне, что его со-
общения американскому правительству в
отношении признания нашего правитель-
ства были весьма положительными и что
его даже удивляет, что американское пра-
вительство поставило условия для призна-
ния нашего правительства.
	После своего первого возвращения из
Вашингтона г-н Джекобе ечитал условие
признания, которое было добавлено некото-
рыми экспертами государственного денарта-
мента США, как нечто «новое», о чем ему
вообще не было известно.
	Условие, о котором мне говорил г-н Дже-
Кобе и которое было добавлено в последний
момент некоторыми экспертами государст-
венного департамента, было не чем иным,
как требованием признания нами договоров,
	существовавших между США и бывшим
правительством Албании.

Выдвинутое для признания нашего пра-
вительства условие не было «только тех-
ническим» вопросом, как его хотел пред-
ставить г-н Джекобе, наоборот, факты го-
ворят о том, что это чисто принципиаль-
ный вопрос, который американское прави-
тельство поставило и использует в качест-
ве первостепенного препятствия для уста-
новления дипломатических отношений меж-
ду нашими странами.

Мы с сожалением видели, что американ-
ское правительство в течение всего этого
периода использовывало вопрос о договорах
в качестве аргумента для противопоставле-
ния всем нашим законным, завоеванным
кровью правам в области международных
отношений.

Но в какой мере вопрос о договорах
является для американского правительства
принципиальным вопросом и американское
правительство этот принцип упорно заши-
щает, в такой же мере он является принци-
пиальным вопросом и для нае, и мы также
имеем достаточно прав отстаивать свою по-
зинию в интересах нашего народа.

Наше правительство всегда старалось
найти решение этого вопроса, мешавшего
установлению дипломатических отношений
межлу нашими народами, отношений.
искренней дружбы, чего требовало недавнее
прошлое общей войны и современное поло-
жение.

Албанский народ питал. и продолжает
питать большие симпатии к дружественно-
му американскому народу, и он весьма в0-
жалеет, видя, что создаются различные
причины для того, чтобы помешать даль-
нейшему развитию этой дружбы.

В течение всего периода переговоров по
вопросу 0 договорах американская миссия
в Тиране не только не прилагала усилий
для решения этого вопроса, а наоборот, её
длительное и неоправданное пребывание
было использовано для создания еще боль-
ших трудностей в достижении удовлетвори-
тельного решения.

Наиболее убедительным доказательством
того, что албанское правительство всегда
было  тотово дружественным путем без
ущерба для интересов обеих стран разре-
шить вопрое о договорах и о признании
албанского правительства, была наша нота
0% 13 августа 1946 года, в которой мы
сотлашалиеь на признание всех договоров,
существовавших между США и Албанией, &
что касаотся двух-трех остальных догово-
ров двустороннего характера, -то мы согла-
шалиеь рассмотреть их немедленно, как
только посол США прибудет в Тирану».

В ответе подчеркивается, что правитель-
ство СИА вовее не отозвалось на албан-
скую ноту от 13 августа текущего года.

Ответ заканчивается:

«Албанский народ и его правительство
питают доверие к американскому Hapory.
Они. сохранят дружбу к американскому на-
роду и высказывают в дружественном духе
свое желание укрепить на справедливых и
прочных основах дружбу, которую недооце-
нили многие лица из государственного де=
нартамента США и американской миссии в
Тиране».

a
		10.
му:
	BEG

Hd
inf
		у
if
	Письмо представителя Албании к Трюгве Ли
	НЬЮ-ИОРК, 13 ноября. (ТАСС). Секря-\ ритея, что Албания готова и может взять
	на себя обязательства на основе устава
организации 0б’единённых наций. Албан-
ский народ хочет сделать свой вклад в дело
поддержания и укренления мира, для кото-
рого он принёс такие жертвы.

В письме отмечается, что отказ принять
Албанию в организацию 0б’единённых на-
ций представляет собой несправедливость
по отношению к ней и противоречит уставу.
В заключение в письме говорится: «Пра-
вительство Албанской Народной Республи-
ки и народ Албании в целом уверены, что
0б’единённые нации исправят эту песпра-
ведливость по отношению к Албании чест“
ным и наиболее быстрым образом».

тариат организации 00’единённых наций
опубликовал письмо албанского представи-
теля Капа генеральному секретарю Ли, да-
тированное 3 ноября, в котором выражает-
ся надежда, что 0б’единённые нации вско-
ре примут Албанию в члены ‘организации.

В письме говорится, что Албания заслу-
жила место в организации 0б’единённых
наций, что она точно выполняла междуна-
родные обязательства, вела долгую борьбу
против фашистской агрессии, оказала цен-
ную помощь союзникам во время войны п
после войны, создала одну из наиболее де-
мократических конституций и провела сво-
бодные, тайные выборы. В письме тово-

ного Генеральной Ассамблеей организации
05`единенных наций в повестку дня своей
сессии, может лишь сказать миру то, что
он большие всего хотел бы услышать».

В таком: же духе, как «Чарльстон газет»
и «Луизвиль джорнель», высказывается и
ряд других органов американской провин-
циальной печати, .

Нет никакого сомнения, что советское
предложение о всеобщем сокращении воору-
жений отвечает желаниям и чаяниям про-
стых людей в Америке и во всем мире.

Как отметил Вячеслав Михайлович
Молотов в своей речи на банкете Асеоциа-
ции заграничной прессы, ни одна делега-
ция на сессии Генеральной Ассамблеи не
выдвинула возражений против обсуждения
вопроса о всеобщем сокращении воорузже-
ний. Напротив, некоторые делегации одо-
брительно встретили ‘это предложение, а
другие выразили готовность сго обсудить.

Вчерашняя речь Молотова произвела
здесь сильное впечатление. Дипломатиче-
стий обозреватель агентства Юнайтед Прессе
отменает:

«Опять так же, как и на открытии сес-
сии Генеральной Ассамблеи, когда русские
предложили всеобщее сокращение вооруже-
ний, Советский (Союз взял инициативу в
	свои руки». Газета «Нью-Йорк пост» за-.
	являет: «Пожелание, выраженное минист-
рем иностранных дел Молотовым о согла-
совании планов США и СССР по сокраще-
нию. вооружений и контролю над атомной
энергией, рассматривается, как возможный
поворотный пункт в переговорах между
этими двумя государствами».

При всем том было бы наивно думать,
что советское предложение о всеобщем со-
кращении вооружений и запрещении атом-
ного оружия может быть принято без серь-
езной и острой борьбы. Делегация США на
сессии Генеральной Ассамблеи официально
из’явила согласие обсудить советское нред-
ложение и со своей стороны предложила
ввести международный контроль над сокра-
щением вооружений. Британская делега-
ция встретила советское предложение ме-
	Информация скудная и недобросовестная
	ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ
	Тускло освещает Узбекское телеграфно»
агентство (Узтаг) многообразную, богатую
яркими событиями жизнь Советского Узбе-
кистана_
	Вот Вестники республиканской инфор-
узции за побледние три месяца. Не ишито
в этих Вестниках заметок из крупнейших
районных центров, выросших на пустын-
ных землях в годы Отечественной войны.
Атентство даже не дает газетам информации
0 вакнейших событиях, происходящих в
областных городах республики.
	dius, партийной организации резпуб-
Лики не находит отражения в материа-
лах Узтага. За три месяца агентство. разо-
слало газетам всего лишь несколько заме-
ток на партийные темы. Узтаг не снабжает
печать информацией о работе местных 0-
ветов. Хлебопоставки государству, уборку
И слачу хлопка Узтаг освещает бессистемно.
	Агентство увлекается стариной. Бывают
Дни, когда в одном выпуске публикуется
несколько заметок о раскопках, могильни-
ках ит. п. Экзотика заслоняет, вытесняет
	злободневные темы.
	Таджихон Аскарова собрала 300 килограм-
мов хлопка-сырца. На поверку же оказалось,
что в указанный день Аскарова вовсе не со-
бирала хлопок.

В конце августа агентство сообщило, что
в Ургенче на Хорезмеком областном сове-
щании руководителей партийных и комсо-
мольских организаций выступил первый
секретарь обкома партии тов. Насыров.
Опять напутали. Как выяснилось, тов. На-
сыров на совещании не выступал.

Агентство умулрилось под видом «передо-
вой статьи» «Правды» разослать республи-
канским газетам отрывки из двух разных
передовых, соединенных безответетвенной
рукой. После опубликования в печати по-
становления Совета Министров CCCP и
Центрального Комитета ВКП(б) «0 мерах
по ликвидации нарушений Устава сельско-
хозяйственной артели в колхозах» Узтаг
разослало заметку, в которой пропаганди-
руютея извращения Устава.
	У входа в Узтаг есть вывеска. На ней
написано: «Узбекское телеграфное агент-
ство при Совете Министров Узбекской
ССР». Так гласит вывеска, но в действи-
тельности Узтаг — беспризорная организа-
ЦИЯ,
		В последпие дни я перелистал ряд аме-
риканских провинциальных газет: харак-
терно, что многие из них значительно бо-
лее сочувственно откликнулись на совет-
ское предложение, чем пресса Нью-Йорка
или Вашингтона.

Так, например, «Чарльстон газет», вы-
ходящая в Западной Виргинии, поевятила
этому предложению передовую статью, 0за-
главленную «Мировое разоружение». Пред-
ложение о всеобщем сокращении вооруже-
ний, внесенное В. М. Молотовым, газета
называет «самой радостной вестью, которую
может услышать человечество».

«Чарльстон газет» напоминает, что
военный бюджет США, равнявшийся
12 млрд. долларов в начале этого года, был
увеличен в августе до 48 с половиной
млрд. долларов. «Что означает для нае та-
кое широкое расходование средств, — пи-
шет газета, — можно лучше всего усмотреть
из того факта, что увеличение нашего бюд-
нета за шесть месяцев более чем на шесть
миллиардов превышает текущий годовой
доход всех железных дорог нашей страны
	в 1941 году. Этой суммы было бы доета-
	точно, чтобы построить в полтора раза
болыпе легковых автомашин и грузовиков,
чем было выпущено у нас в 1941 году.
Расходы на оборону составляют 44,5 про-
цента наптего общего бюджета. Из каждых
уплаченных нами в этом году ста долларов
федеральных налогов 4,6 доллара пойдут
на общие правительственные нужды и
44.5 доллара пойдут на подготовку войны».
Газета приходит к выводу:
	«Было бы разумным полагать, что все
(траны перейдут к делу создания длитель-
ного мира, перестав спорить о менее важ-
ных делах и затруднениях».

Другая провинциальная газета, «Луиз-
виль джорнель», заявляет: «Обсуждение во-
проса о сокращении вооружений, включен-
	Олиннадцатое ноября было «Днем пере-
мирия», ежегодно отмечаемым в Соединен-
ных Штатах в годовщину подписания со-
глашения 0 перемирии в первой мировой
войне. Согласно традиции, этот день поевя-
щен здесь памяти погибших на полях сра-
жений в обеих мировых войнах. В 11 ча-
сов утра по местному времени в суетливом
a шумном Нью-Йорке остановилось на две
минуты уличное движение: все затихло,
смолкло, застыли в неподвижности автома-
шины, автобусы, трамваи, вагоны метропо-
литена под землей. На 37-м этаже огром-
ной гостиницы Уолдорф-Аетория была об’-
явлена двухминутная пауза в работе Сове-
та министров иностранных дел.

Я находился в это время на углу Брод-
вея и 47-й улицы, в одном из самых ожив-
ленных пунктов Нью-Йорка. Было странно
видеть, как замер вечно кипящий, клоко-
чущий Бродвей. Прохожие стояли ненод-
вижно, мужчины сняли шляпы. Рядом co
мной очутился уже. немолодой человек, по-
видимому, помнивший еще первую миро-
вую войну, судя по внешнему виду канце-
лярист или продавец универмага, словом,
один из тех, кого здесь принято называть
«средним американцем», или «человеком с
улицы». Когда миновали две минуты ти-
шины, этот «человек с улицы», надевая
шляпу, сказал фразу, которую так часто
можно слышать в наши дни в любой стране:

— Хотелось бы; чтобы война больше не
повторилась.

Эти слова случайного прохожего отра-
зили настроение широких слоев американ-
ского населения. Именно поэтому простые
люли в Америке восприняли с такой симпа-
тией благородное предложение советской
делегация о всеобщем сокращений воору-
жений, внесенное ня сессии Генеральной
Ассамблеи организации (0б’единенных на-
ЦИИ.
	От специального корреспондента «Правды»
	нее благосклонно: британский делегат сра-
зу же предложил передать его в комитет,
пытаясь не допустить его обсуждения на
пленуме сессии. Эта попытка провалилась.
Однако сейчас на сессии Генеральной
Ассамблеи явно сказывается тенденция —
отодвинуть проблему сокращения вооруже-
fui Ha второй план, заслонив ее ст обще-
ственного внимания частоколом маловаж-
ных, второстепенных вопросов.   Некоторые
делегаты, с такой охотой рассужлавшие на
тему о борьбе © наркотиками и взаимо-
отношениях с организанией Красного Ёре-
ста, проявляют гораздо меньшее желание
перейти к важнейшей проблеме. поставлен-
	‚Ной перел свесией Ассамблеи.
	Представители американской реакция
откровенно выступают против сокращения
вооружений и запрещения атомного ору-
жия. Херстовекая газета «Дейли миррор»
визжит: «Молотов хочет, чтобы мы откл-
залиеь от атомной бомбы. Атомная бомба
принадлежит нам. Мы можем хранить ее
для себя, мы можем передать ее Междуна-
родной организации на желательных для
нас условиях. Выбор остается за нами».

Естественно, что поборникам «атомной
динломатни» из «Дейли миррор» ниесколь-
KO не улыбается перспектива сокращения
вооружений и запрещения атомной бомбы,
А таких людей в США сейчас немало. Это
они заговорили о «праве завоевателя», стре-
мясь разрешить через головы союзниксв
вопросе о фактической аннексии Соединен-
ными Штатами тихоокеанских островов,
необходимых им в качестве баз для подго-
TOBEH войны.
	«Атомным дипломатам», подумывающим
0 новой войне, советекое предложение о со-
кращении вооружений, конечно, He по
душе. Однако это предложение внесено, и
с ним нельзя не считаться, ибо оно, по
выражению В. М. Молотова, отвечает инте
pecam миллионов простых людей, еще
не позабывших минувших войн и желающих
избегнуть повторения пройденного.
		Работники агентства часто допускают в
своих материалах ошибки и искажения. В
заметке Узтаг, полученной недзвно газета-
ми, сообщалось, что знатная  стахачовка
	Производство щебня для транспорта—
под угрозой срыва
	дорога в. строительству заводов не приету-
пала.

Необходимо создать на железнодорожном
транспорте мощную организацию по про-
изводетву щебня. Старые и опытные ра-
ботники этой отрасли промышленности не-
однократно обращались в Министерство пу-
тей сообщения со своими предложениями,
но руководители путевого хозяйства игно-
рируют эти предложения.

А. МАРТЬЯНОВ, А. ХРАМОВ,
И. ОВИННИКОВ, М. ИОФФЕ,
Г. ТРЕТЬЯКОВ, Б. БОЕВ,
И. ЯГУНОВ, П. ШИРОГОРОВ.
	Рост грузооборота железных дорог во мно-
гом зависит от состояния путей. За пять лет
предстоит уложить на щебеночный и гра-
вийный балласт 15 тысяч километров пути,
Для этого потребуетея ло 55 миллионов
кубических метров щебня и камня. Между
тех щебеночная промышленность Миня-
стерства путей сообщения находится в 3а-
пущенном состояний.

Действующие предприятия треста «ГТеб-
ваволы» не имеют ни оборудования, ни
средств, ни кадров.

В июне этого года Миниетерство путей
Бообщения обязало ряд дорог построить 12
шебеночных заводов. Однако ‘ни одна