15 НОЯБГЯ 1846 г., № 271 (10353)
			В КОМИТЕТАХ ГЕНЕРАЛЬНОЙ АССАМБЛЕИ

ОРГАНИЗАПИИ ОБЕЛДИНЕННЫХ НАЦИИ
	В политическом комитете
	Комитет № 1 по политическим вопросам   территориях и других. Он призвал комиз
	и вопросам безопасности сегодня закончил,
наконец, обсужление первого вопроса своей
повестки дня. В течение последних двух
дней здесь рассматривалось предложение
австралийской делегации, которая настаи-
вала на том, чтобы заявления о приеме в
организацию 0б’елиненных наций рассмат-
ривались сперва Генеральной Ассамблеей,
а затем Советом Безопасности. Это предло-
жение, расширяющее полномочия Гене-
ральной Ассамблеи з& очет полномочий
Совета Безопасности и протявопоставляю-
щсе эти органы друг другу, вызвало спра-
ведливые и решительные возражения со
стороны представителей ряда делегаций.
Делегаты ССОР, Ютославии и Белоруссии
расценили австралийское предложение, как
ничем не прикрытое наступление на, самые
принципы устава организации 0б’единен-
ных наций. Представитель СССР Громыко
заявил, что советская делегация видит в
этом предложении еще одну попытку из-
вратить смысл устава, ревизовать ero. Co-
ветокая делегация, сказал он, не может
соглакаться © резолюцией, предложенной
австралийской делегацией, так как она
путем противотоставления двух основных
органов организажии друг другу пытается
вбить клин между ними. Далее Громыко
отметил, что комитет затрачивает очень
много времени на обсуждение взаимоотно-
шений между двумя органами организации
0б’единенных наций, хотя эти взаимоот-
нопения ясно определены уставом, и раз-
личных процедурных вопросов вместо того,
чтобы скорее приступить к обсуждению
важнейших проблем, касающихся всеобще-
го сокращения вооружений, пребывания
войск союзных держав на невражеских
	ной Трансильвании к Румынии из-за пра-
вительства Грозы. Вся эта демагогия лоп-
нула, как мыльный пузырь, и внесла изряд-
ную путаницу и недовольство в трансиль-
ванские организации партии Маниу. Откол
ряда, этих организаций (в Брашове, Райе
Маре и др.) явился прямым следствием
этого поражения.

Партия Братиану также  раздирается
внутренним кризисом, который возник в
связи е отказом Константина Братиану от-
странить от руководства партией бывшего
офицера связи в гитлеровском Верховном
тлавнокомандовании Георга Братнану. Or-
дельные лица и целые организации уходят
из партии и переходят либо к Татареску,
либо совсем устраняются от политической
ЖИЗНИ.

Эти признаки внутреннего разброда в ла-
тере реакции ни в коем случае не означа-
ют, однако, что реакционные силы отказа-
лись от упорной борьбы на предстоящих
выборах.
	Политические организации, противостоя-
щие блоку демократических партий, опира-
ются в основном на представителей ста-
рого режима: экспроприированных поме-
шиков, профанистских спекулянтов, на-
	ИВТИХеЯ” на военных поставках, банков-.
	ских магнатов и др. Вся эта публика, имею-
щая богатый опыт «уловления голосов»,
отчаянно цепляется за старые позиции.

Реакционные партии являются верными
слугами международных картелей, прежде
всего англо-американских нефтяных еинди-
катов, и пользуются их материальной и
моральной поддержкой.

Нельзя пройти мимо того факта, что
партия Маниу предоставила политическое и
организационное убежище большинству
членов гитлеровской «Железной гвардии».
Это в основном отпетые парни, которые
не остановятся ни перед каким преступле-
нием и, как показывает недавнее прошлое,
готовы в любое время выступить с терро-
ристическими актами против демократиче-
ских организаций.

Ероме того, представители старого ре-
жима 10 сих пор занимают достаточно
	тет к ботее пролуктивной работе.

Против предложения австралийской де-
легации высказатись также представители
Китая, Франции, Англии, Норвегии, США,
Чили и ряда других стран. Поддержали
его делегаты Новой Зеландии, Греции, Бра-
зилии, Колумбии, Уругвая. Представитель
Бельгии подал австралийской делегапии
мысль изменить её предложение с тем, что-
бы, хотя и в значительно урезанном виде,
протащить в комитете решение, в Какой-то
мере ставящее вопрос о пересмотре суще-
ствующего порядка приема новых членов в
организацию 0б’единетных наций. Убедив-
пряеь в том, что откровенное требование
ревизии ‘уетава He встретит поддержки
ботьпьиаетва членов комитета, австралий-
ская делегация решила последовать этому
созету.

Представитель Австралии 0б’явил, что
он снимает вое пункты своего предложе-
ния, оставляя лишь вступительную часть,
в которую он вносит изменения. В новом
виде это предложение предусматривает, что
Генеральная Ассамблея обратится к Совету
Безопасности е просьбой «назначить коми-
тет для совещания с комитетом по процедуре
Генеральной Ассамблеи с целью выработать
процедуру приема новых членов, которая
будет приемлема как для Генеральной Ас-
самблеи, так и для Совета Безопасности».

В результате голосования это предложе-
ние было принято 29 голосами против
9 при 6 воздержавшихея. Остальные
делегаты отсутствовали. Против австралий-
ского предложения голосовали делегации
СССР, США, Франции, Белоруссии, Чехо-
словакии, Норвегии, Польши, Украины и
Огославии. Делегация Великобритании го
лосовала за эте предложение.
	Окончание на 4-и стр.
	командные высоты в хозяйстве страны;
Это дает им возможность более или менее
успешно саботировать проведение в жизнь
экономических мероприятий коалиционного
правительства. Именно сейчас это особенно
бросается в глаза, так как Румыния уже в
течение двух лет подряд переживает тяже-
лый неурожай. Руководство «историче“
ских» партий пытается саботировать и
срывать правительственные мероприятия
по организации помощи населению неуро“
жайных областей, применяя для этого лю-
бые средства — от спекуляции продоволь-
ствием и расхищения зерновых запасов до
прямых диверсионных актов. Они исполь-
зуют свои связи © международной реак-
цией для того, чтобы  воспрепятетвовать
поставкам хлеба из-за. океана.
	Маниу и Братиану открыто поддержива-
ют выдвинутый англо-американским бло-
ком на Парижской Мирной конференции
тезис «равных возможностей» в Румы-
нии. Они за выплату репараций в дол
ларах или фунтах стерлингов, за полную
компенсацию англо-американских компаний,
за ограничение национального суверенитета
в торговой политике и в отношении судоход-
ства по Дунаю.
	«Исторические» партии издавна прич
выкли обеспечивать себе толоса с по-
мощью подкупа, фальсификации и террора.
Они не хотят отказаться от этих методов и
сейчас. Во многих местах в провинциях
сторонники Маниу пытались изготовить
фальшивые списки избирателей и бюлле-
тени.
	Избирательную кампанию в этих услоч
виях вести нелегко. Демократическим парз
тиям приходится мобилизовать все силы:
Предстоит ожесточенная борьба между
прогрессом и реакцией, между тем новым,
что неуклонно завоевывает ‘себз почву в
Румынии, и старым, которое изо всех сил
цепляется за свои позиции. Борьба между,
демократией и реакцией в Румынии являет
ся частью общей борьбы между прогрессом
и реакцией во всем мире,
		HbIO-HOPK, 12 ноября. (Спец. корр.
ТАСС). Сегодня комитет № 3 по социаль-
ным, гуманитарным и культурным вопро-
сам с утра должен был приступить к рас-
смотрению проекта устава международной
организации по делам беженцев и ‘переме-
щенных лиц. Однако председательствую-
щий Берендсен предложил начать с обсуж-
дения предложения австралийской делега-
ции 0 том, чтобы вместо специализирован-
ной международной организации по делам
беженцев был создан комитет при Социаль-
ном и Экономическом совете организации
06`елиненных наций.
	Советский делегат Выптинский обратил
внимание членов комитета на то, что мно-
гочисленные предложения и поправки к
уставу будущей международной организа-
цин были розданы в последнюю минуту пе-
ред: началом заседания и что следует дать
возможность делегатам предварительно 03-
накомиться со всеми поправками и только
цосле этого приступить к обсуждению про-
екта устава. Не возражая далее против 06-
суждения австралийского предложения по
существу, Вышинеский заявил, что совет-
ская делегация считает, что оно должно
быть рассмотрено после того, как комитет
рассмотрит проект устава — формы буду-
щей организации, так как форма органи-
зации зависит от принципов, сформулиро-
ванных в уставе. Вышинский предложил
также рассмотреть сегодня же письмо со-
Бетской делегации на имя председателя ко-
митета, в котором предлагается создать епе-
ппальную комиссию по обследованию поло-
жения в лагерях для беженцев и переме-
шенных лиц. Вышинский мотивировал это
тем, что некоторые участники комитета, в
частности представители Англии, подвергли
сомнению приведенные в речи Выптинского
дланные и факты.
	Эти предложения встретили возражения
председателя, а также делегатов США, Ве-
ликобританин и Австралии. Характерно,
что председатель заявил: «Сейчас не время
рассматривать вопрос о посылке комисеин
в лагери». Это заявление отражает недву-
смысленную линию определенной группы
делегаций, которые, повидимому, стремятся
замять факты укрывательства фашистов в
лагерях для беженцев, приведенные в ре-
чах делегата СССР Вышинского и делегата
Украины Мелдвель, и не допустить дальней-
	гих разоблачений. Но, как говоритея, ши-
та в мептке не утаишь, и сегодня даже 0бо-
зреватель агентства Ассошиэйтед Пресс
Эрнест Писко вынужден признать: «В ла-
герях, действительно, имеется высокий про-
цент фашистов — членов венгерской пар-
тии «Скрешенные стрелы». напистеких по-
следователей, четников, усташей, ютослав-
ских монархистов». Он говорит, что Вы-
шинский в своей речи о беженцах «нари-
совал картину, показывающую, что лагери
пля беженцев являются базами для антисо-
ветской пропаганды и что они контролиру-
ются фашистскими — террористическими
группами». Впрочем, обозреватель тут же.
сообщив, что в лагерях есть много людей
с чистым прошлым (чего, кстати сказать,
Никто не ставит под сомнение), делает со-
вершенно неожиданный вывод: поскольку
трудно отделить фашистов от настоящих
беженцев, не следует браться за очистку
латерей от фашистских элементов. Коммен-
тарии, как говорится, излишни.

Несмотря на то, что советские предло-
жения относительно порядка обсуждения
устава п австралийского предложения были
поддержаны делегатами Франции, Белорус-
сли, Египта, комитет большинством голосов
решил начать обсуждение австралийского
предложения до того, как будет рассмотрен
устав.

Сторонники этого предложения мотивиро-
вали это, исходя главным образом из фи-
нансовых соображений — содержание орга-
на по делам беженцев при Социальном и
Экономическом совете обошлось бы дешев-
ле, чем содержание специализированной
международной организации. С тех же фор-
мальных позиций критиковали это предло-
жение его противники.

Иное принципиальное освещение обсуж-
даемому вопросу дал советский делегат Вы-

ства комитета нарушил установленный на
кануне порядок работы, отказавшись пере-
дать югославское предложение в подкомн-
тет. В такой обстановке югославская деле-
гация сочла необходимым снять евое пред-
ложение, оговорив свое право вновь выдви-
HYTh его в другой, более подходящий Mo-
мент.
	Поправка египетской делегации была от
клонена. Комитет перешел к обсуждению
поправки югославской делегации, касаю-
meficd помощи испанским республиканцам,
покинувшим свою родину из-за прееледова-
ний со стороны франкистского режима. Юго-
славская делегация предлагает никуда He
переселять испанских республиканцев И
оказывать им помошь до того момента, ко-
гда режим Франко будет свергнут и они
смогут вернуться на родину. Она подчерк-
нула временный характер франкистекого
режима и выразила надежду, что в скором
времени Испания снова станет свободной.
Предложение югославской делегации было
поддержано делегациями СССР, Франции,
Польши, Аргентины, Уругвая и другими:
Только представитель Бельгии нашел в93-
можным якобы «по техническим причинам»
возражать против него. Напомним, что по
тем же «техническим причинам» предета-
витель Бельгии ставил в Экономическом и
Социальном совете ропуос о привлечении
франкистской Испании в одну из междуна-
родных организаций. Предложение югослав-
сЕсй лелегации было единодушно принято;
	Дальнейшее рассмотрение проекта уста-
ва пришлоеь прекратить из-за неподготов-
ленности вопроса. Поправок и предложений
было внесено много, и делегации не успели
с ними достаточно ознакомиться. Совет-
ская делегация еще утром указывала, на
необходимость отложить рассмотрение поз
правок, чтобы серьезно изучить их. Одна-
ко большинство комитета согласилось 6
этим резонным доводом только к вечеру
после того, ках два заседания пропили с
очень небольшимя практическими резуль-
татами. Было решено поручить секретариату
классифицировать внесенные поправки по
группам вопросов и предетавить их на
олно из следующих заседаний.
	Обсуждение вопроса о помощи беженцам и перемещенным лицам
	стороне гитлеровской Германии и фашиет-
ской Италии. Эти группы, боясь ответет-
венности перед народом Югославии, не
желают возвращаться на родину и готовы
принять участие в любом вооруженном
нападении на Югославекую республику.
Уже сейчае в ряде лагерей созданы воен-
ные школы, готовящие кадры для таких
авантюр. Больше того, эти латери стали
центрами, откуда уже сейчас направляют-
ся диверепи против Югославии. Нодобная
деятельность, проводимая невозвращенца-
ми, укрывающимися под личиной беженцев
на территории соседних стран, угрожает
миру и безопасности народов. Вот почему
югославская делегация настаивает ‘на том,
чтобы всякий раз, когда эти «переселен-
цы» направляются в ту или иную страну,
испраднивалось согласие её соседей. Это ре-
зонное предложение встретило возраже-
ния со стороны делегаций Великобритании,
США, Канады и Артентины. Представи-
тельница США Элеонора Рузвельт без вся-
ких К тому оснований назвала предложение
югославской делегации «опасным вмеша-
тельством во внутренние дела стран-сосе-
дей».
	тив такой трактовки вопроса. Он заявил,
что предложение югославской делегации ни
в коем случае не может рассматриваться
как «опасное» для кого бы то ни было. На-
оборот, это предложение направлено к сохра-
нению добрососедских отношений между
странами. Отметив, что некоторые  делега-
	ции, в частности аргентинская, считают
	вообще обсуждение проекта устава излиш-
ним и предлагают принять его без поправок
в том виде, в каком он предетавлен Эконо-
мичесгим и Социальным советом, советский
делегат напомнил, что проект этот был
принят советом не единодушно и что в 60-
став меньшинства, которое голосовало про-
тив него, входят все страны, наиболее за-
интересованные в решении проблемы бе-
женпев и перемещенных лиц.
	Дальнейшее обсуждение югославского
тто-женная носило явно н6еобективный
	предложения носило яв HeUY vation
характер. Это сказалось и в том, что пред-
селательствующий с одобрения большин-
	шинский. В своем выступлении он заявил,
что сам метод обсуждения австралийского
предложения в комитете неправилен/—
участники дискуссии пытаются предопреде-
лить форму будущей организации до того,
как будут определены её основы, об’ем её
компетенции, всё направление и содержание
её работы.

«Вопрос, стоящий перед нами,— сказал
Вышинский,— необходимо разрешить, вы-
яенив, имеются ли и, в положительном слу-
чае, какие преимущества на стороне спе-
циализированной международной организа-
ции. 06 учреждении такой организации уже
было принято решение. Мы должны ‘ува-
жать принятые решения. Но это не исклю-
чает необходимости и обязанности нашего
комитета обсудить и любое новое предло-
жение, заслуживающее внимания. Было бы
правильно даже сломать старое решение,
если бы эта ломка способствевала эффек-
тивному разрешению вопроса о помощи бе-
женцам, и принять это новое решение. Сей-
час внесено предложение учредить не спе-
циализированную организацию по делам
беженцев и перемещенных лиц, а лишь
комитет. Дело, конечно, не в назва-
нии, а в 06’еме полномочий. Если of’em
этих полномочий будет велик и если рабо-
та будущего органа рассчитывается на дли-
тельный срок, то целесообразнее создать
специализированную международную орга-
низацию. Если же цели этого органа будут
ограничены конкретной задачей помочь воз-
вращению на родину всех контингентов,
которые еще не возвращены, но имеют на
это право и претендуют на помощь, то с
этой точки зрения новое‘ предложение за-
служивает внимания. Оно приближает нас
к быстрейшему разрешению вопроса о де-
женцах и является более конкретным. Но
если бы нае спросили, будем ли мы голосо-
вать за или против ‘этого предложения, то
я бы сказал, что мы не сможем принять
участия в голосовании, ибо постановка во-
проса по существу неправильна. Форма дол-
Kya быть полчинена пранципам. Вот поче-
му советская делегация прелложила снача-
ла рассмотреть устав, глубоко обсудить за-
дачи, круг обязанностей и 0б’ем работы
будущей организации. Советская делегация
и сейчас придерживается прежней точки
зрения. Мы до сих пор считаем, что прежде
всего лолжен быть обсужден об’ем работы

булущей организации. Такова логика ве-
	щей». .

После  непродолжительной дискуссии
предложение австралийской делегации бы-
ло поставлено на голосование и отклоне-
но. Делегация СССР воздержалась от уча-
стия в голосовании по мотивам,  приве-
денным в выступлении: Вышинского. Эти
мотивы занесены в протокол заседания.

На вечернем васелании комитет при-
ступил к рассмотрению поправок к проекту
устава международной организации по де-
лам беженцев, внесенных различными де-
легациями.

Делегация Египта предлагала оговорить
в уставе, что «расселение и постоянное
устройство на местах беженцев и переме-
шенных лиц ни в коем случае не может
быть навязано суверенным народам или
производиться вопреки свободно проявлен-
ному желанию и мнению большинства ту-
земного населения несамоуправляющихся
областей или территорий». Поддерживая
это предложение, индийский делегат выра-
зил опасение, что подобные «переселенцы»
могут превратиться в угпнетателей населе-
ния несамоуправляющихся территорий, ку-
да предполагается их направлять.

(Со своей стороны ‘представитель Юго-
славии предложил развить предложение еги-
петской делегации в том смысле, чтобы
при переселении беженцев в ту или иную
страну учитывалось также мнение и стран,
граничащих © нею.

Югославский делегат напомнил о TOM,
что уже сейчас на границах Югославии в
лагерях для беженцев сконцентрированы
большие группы бывших югославских гра-
	Напионально-либеральная партия Тата-
	реску, представляющая прогрессивную
часть румынского промышленного и бан-
ковского мира, об’единяет большую  поло-
вину окружных организаций прежней пар-
тии Братиану. Партия Александреску пред-
ставляет собой нечто вроде резервуара, куда
непрерывно стекаются откалывающиеся от
Маниу местные организации его партии и
ее активисты.
	Все шесть партий коалиционного прави-
тельства с их различными программами
представляют собою. сплоченную группу,
об’единенную на базе национальной соли-
дарности и демократического единетва.
Двадцать месяцев совместной политической
борьбы доказали жизнеспособность этого
об`елинения демократических партий.
	06’единенными силами был осуществлен
ряд решающих демократических реформ,
коалиционное правительство добилось при-
знания его великими союзными державами.
На Парижской Мирной конференции. оно
защишало национальный суверенитет и
хозяйственную независимость страны.
	Блок демократических партий Румынии
закончил выдвижение общих списков кан-
дидатов по всей стране. Согласно достигну-
тому соглашению между партиями на долю
«Фронта земледельцев». коммунистов, CO-
циал-демократов и либералов Татареску па-
дает по 22 процента кандидатов, на нацио-
нально-народную партию — 7 процентов, на
партию Александреску — 5 процентов.
	Оппозиционные партии, раздираемые
идеологическими и другими противоречия-
ми, не могут похвастаться такой сплочен-
ностью. Национал-царанисты сильно запоз-
дали с выдвижением своих кандидатов.
Это прямое следствие организационного
и политического разнобоя в этой партии.
Партийное руководство и многие местные
организации долго не могли договориться
0 списках кандидатов.

Национал-царанистская партия получи-
ла тяжелый удар в Трансильвании. Маниу
распинался там, что Парижская Мирная кон-
ференция не признает присоединения Севет-
	КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ
ae a ea See
	тихи Аветиия Игадлияий
	канье весны. влючи серебром одеты, золо-
тые сады зелены...>

Трудно передать, как сильно очарование
этих стихов в оригинале, где с неуловимым
звуковым изяществом схвачены и птичье
щебетанье, и зовущая огромная вепыхнув-
шая радость жизни, весеннее пробужденье
земли, и чуветво новой родины, сбывшего-
сея сна, чуветво «гнездышка», которое,
наконец-то, ‘может свить себе вечный
странник.

Вернувшись в Армению, ставшую co-
ветской, и навсегда связав свою судьбу
е нею, Исаакян в своем творчестве отходит
от прежнего скептицизма, от пронии, от
пассивного созерцания; иные’ начала
видит он и в л истории родного наро-
да, — начала  деятельные,  преемствен-
ность трудовой культуры и мужества про-
стого народа. Вместо прежнего обращения
к пыльным рукопиеям, к утонченным об-
разам отживающих культур прошлого поэт
ищет мудрости у народных певцов-—гусанов,
в родном фольклоре, создает в образе бога-
тыря Мгера предвестника нашей эры, когда
«труженик стал хозяином сам труду своему
и своим хлебам». В программном стихотво-
рении, написанном к тысячелетию «Давила
Сасунского», — «Наши ‘историки и наши
гусаны», — он противопоставляет армян-
ских летописцев, уповавигих «на бога»,
народным певцам, будившим мужество в
своем народе, учившим его защищать свой
очаг мечом и сумевшим сберечь в нем
своими песнями «вольный дух».

Когла в 1939 году в Европе начал разго-
	раться пожар войны, задолго до нашествия
гитлеровцев на нашу землю, Исаакян
с поэтическим провидением писал в стихо-
творении «Великому Сталину»:
	Снова бушует кровавый поток войны,

Железные кони со ржаньем взметают

прах,

Но пред волей народа все бури

смириться должны,

И грядущее мира в твоих

стальных руках.

Наш читатель знает А. Исаакяна пре-
имущественно как лирика. Между тем
он чудесный рассказчик и в стихах
и в прозе. Нельзя читать без волнения его
маленькую поэму о Сократе. Когда, приго-
воренный к смерти, Сократ зовет к себе в
темницу известного певца, чтобы тот истол-
ковал ему законы музыкального искусства,
певец смущен, он не знает. как напомнить
Сократу о близкой смерти:

— Но ведь ты... о, друг великий мой... —

Й продолжить речь певец не смел.
Сократ спокойно отвечает:

— Да, но всё же в час последний свой

Я 6 искусства смысл постичь хотел.

Хороши басни А. Исаакяна, одного из
самых ярких современных  баснописпев.
Спокойная восточная мудрость их так глу-
бока, что стоит подчас целого политического
или философского трактата.

В голы Отечественной войны А. Исаакян
выступил как пламенный патриот и певец
народного гнева. За вдохновенные стихи
«Моей родине», «Великому Сталину»,
«Бранный клич», «Сердце мое на вершинах
гор», «Наша борьба», «Вечной памяти С. Г.
	Загияна» он удостоен Сталинской премии
первой степени.

К сожалению, не все переводчики Исаакя-
на выполнили свою работу одинаково добро-
совестно. В переводах есть отклонения от
оригинала, местами доходящие до прямых
искажений. Нашим издательствам в буду-
щем следует дать советским читателям менее
разностильные и более точные переводы
крупнейшего армянского поэта.
	Мариэтта ШАГИНЯН.
	Имя Аветика Исаакяна хоров известно
советскому народу. С выходом избранных
стихов А. Исаакяна в русском переводе *)
читатель получил возможность узнать поэта
более углубленно. Больше половины сто-
летия охватывает вышедшая книга.

В девяностых годах прошлого столетия.
появился первый томик стихов Исаакяна.
И тут же онн как бы растверилиеь в на-
роде: их подхватил не только городской ча-
татель, их подхватила армянская детевня.
Народ сразу «запел» Исзакяна. Свыше
80 стихотворений ero положено на му-
зыку, Но многие из этих песен имеют
пометку: «Композитор неизвестен». Армян-
ский нарох пел стихами Иезакяна свою.
любовь Е родной земле, свою боль, свои
невзгоды. И даже русский читатель впер-
вые узнал Исаакяна «с голоса», когла в
десятых тодах нашего века с концерт-
ных эстрад потилась пгирокая и грустная
мелодия «Ивушки»:

Ночью в саду у меня
Плачет плакучая ива,

Й безутешна она,
Ивушка, грустная ива.
Раннее утро блеенёт —
Нежная девушка Зорька
Ивушке, плачущей горько,
Слёзы кудрями отрет.

Перевод «Ивушки» сделал А. Блок. Му-
выку к ней написал С. Рахманинов.

Но читатель ошибется, если подумает,
что доступность поэзии А. Исаакяна свя-
зана с безыскусностью и первичной про-
стотой. Большое и утонченное искусетво
лежит в основе простоты Исаакяна. Поэт
прошел трудную школу. Он много и тща-
тельно учился, был слушателем Эчмиалзин-
стой академии, Лейпцигского университета,
читал Петрарку по-итальянски, Верлэна
по-французски, Менандра по-гречески, Но-
валиса по-немецки. Он сведущ в араб-
ской классике; его глубокая поэма
«Абул Ала Маари» воскрешает историче-
ский образ знаменитого арабского поэта-
философа. Скитаясь по Ближнему Востоку,
по Европе. входя на афинский Акрополь,
Пезакян продолжает учиться и гранить
свое мастерство. Александр Блок писал
о нем в 1916 году: «Исаакян — поэт
первоклассный, может быть, такого свет-
лого и непосредственного таланта во всей
Европе нет».

Уже в те ранние годы большое место в
творчестве А. Исаакяна занимает тема ма-
тери-родины. Но эти дореволюционные сти-
хи омрачены болью за тяжелую судьбу на-
рода:

Нет тебя, луша-отчизна, краше.

В небе горы тают. Розу клонит

Ветерок. Озёр синеют чаши...

А народ в потопе крови тонет.

Бездомный изгнанник, скиталец по чу-
жим морям и землям, он с нежностью
вспоминает мать, оставленную на родине,
и 0браз матери сливается у него с образом
родной страны. Стихам 0 матери-родине
Аветик Исаакян отдает лучшие краски
своей палитры, находит для них самые
неожиданные сложеты.

Всея природа Армении расцвечивает
у Исаакяна. тему матери-родины: жаво-
ронок в разливе утренних лучей. горы
в снегу, сверчок на печи. Й голосами птиц,
зовущих к новой, светлой жлзни, запевают
ero стихи после Октябрьской революции.
В прелестном стихотворении о ласточках
0браз далекой, несчастной родины заме-
няется видением счастливой «золотой стра-
HE за горами». где «круглый год — свер-
	*) Аветик Исаакян. Избранные стихи. Гос-
литиздат, 236 страниц, тираж 25.000 экзем-
пляров.
			Фотосвязь Москва—Ленинград

Восстановлена и сдана в эксплоатацию
прерванная в период войны линия фотосзя-
зи Москва — Ленинград. На Центральном
телеграфе в Москве открыт прием фототеле-
трамм в Ленинград. Вее оборудование апиз-
	{ ипроэлектростанция на
	СТАВРОПОЛЬ, 14. (Корр. «Правды»). На
Невинномыюском канале строятея  гилро-
	электростанция мошностью 19 тысяч килоз
Ватт.
	ратных восстановлено и частично озновле-
HO.

В настоящее время Москва имеет фото-
связь с Ленинградем, © Минском, Челябин-
о, Новосибяреком и другими городами

Р.
	[Невинномысском канале
	Гидроэлектростанция будет пущена в
экеплоатацию в 1947 г. Она даст электро-
эпергию прилегающим к ней районам, а
также городу Ставрополь.
	Перед. выборами в Румынии
	Из шести партий коалиционного прави-
тельства еще задолго до войны в борьбе
против фашизма нашли друг друга «Фронт
земледельцев» Грозы и румынская коммуни-
стическая партия. Во время войны опи
об’елинились с двумя другими партиями
нынешней правительственной коалиции —
социал-лемократической и  национально-
народной (тогда она называлась «Союз
патриотов» )—и установили прочное сотруд-
ничество. Хребтом антифашистского дви-
жения сопротивления был Рабочий единый
фронт, организация, также созданная во
время войны коммунистами и социал-демо-
кратами и играющая видную роль в демо-
кратическом коалиционном правительстве.

Совместное активное участие рабочих
партий и профсоюзов в проведении аграр-
ной реформы в 1945 голу положило на-
чало более тесному политическому сотруд-
ничеству рабочих партий, профсоюзов и
крестьянства.

«Фронт земледельцев» является первой
массовой крестьянской партией в Румынии.
Он об’единяет свыше 1,5 миллиона кре-
стьян и имеет решающее влияние в деревче.

Напионально-народная партия (один из
ее руководителей — известный ‘антифа-
шистский деятель профессор университета
Константинеску Яш) является партией
мелкой буржуазии, чиновников, ремеслен-
ников. Она опирается между прочим на
так называемое общество торговых и про-
мышленных синдикатов, насчитывающее
свыше 650.000 членов.

Две партии коалиционного правитель-
ства — национально-либеральная партия
Татареску и национал-цпаранистская пар-
	тия Александреску =— представляют с000й
	0об’единение местных организаций и отдель-
ных лиц, которые вышли из оппозицион-
ных, или, как их называют, «истори-
ческих» партий, так как не были согласны
с антинародной политикой Маниу и Бра-
тиану.
	19 ноября состоятся выборы в PYMBIH-
ский парламент. Подготовка к выборам
идет полным ходом.

Тысячи избирательных плакатов, пред-
выборных воззваний, транспарантов, заго-
ловки газет украшены избирательными
значками: «солнце» — для блока демокра-
тических партий, «глаз» — для партии
Маниу, «сломанный жезл» — для партии
Братиану и т. д..

Даже сама эта техническая предвыбор-
ная подготовка при ближайшем расемотре-
нии показывает, какой прогресс достигнут
в демократическом обновления Румынии.

Никогда еще в Румынии избирательные
списки не охватывали такой большой про-
цент населения, как в настоящее время.

В 1928 году в румынской столице было
внесено в списки 137.334 избирателя,
в 1937 году — 105.450, ав 1946 году—
900.000 избирателей. _
	Дело об’ясняется не только тем, что в
нынешней Румынии избирательные права
предоставлены также женщинам и военно-
служащим. В старой Румынии с помошью.
незаконных мероприятий 30—40 пропен-
тов населения — в первую очередь «небла-
тонадежные» рабочие и трудящиеся кре-
стьяне — были попросту лишены избира-
тельного права.

Новый избирательный закон демократи-
ческого коалиционного правительства Ру-
мынии лишает избирательного права лишь
ничтожное меньшинство —+ виновников
войны, военных преступников, сановников
диктатуры Антонеску, руководящую фа-
шистскую верхушку, добровольцев, сра-
жавшихся против 0б’единенных наций.
Под эту категорию попадают около 6.000
человек, в том числе заместитель предсе-
лателя национал-царанистской партии Ион
Михалаке и один из руководителей либе-
ральной партии — Георге Братиану.

Избирательная кампания находит широ-
Кое отражение в прессе. Только в Бухаресте
	издается 26 дневных газет всех политиче-
ских направлений и, кроме того, множество
листовок и плакатов.   и

Фальсификация списков и бюллетеней,
кража урн, вымогательство, подкуп, вся-
кого рода злоупотребления — такова была
прочно укоренившаяся система румынских
выборов в прежние времена.

В «Румынской энциклопедии» 38
1938 тод в статье Марселя Ивану «Эволю-
ция политических партий Румынии» террор
й взяточничество во время выборов класси-
фицируется как «приданое» политических
партий, которое они приносят с собою в
правительство. Автор екрупулезно подечи-
тывает, что это «приданое», то-есть коли-
чество незаконно полученных голосов для
национал-либеральной партии Братиану, в
среднем составило по разным районам от
28 ло 61 процента. «Приданое» национал-
паранистской партии — от 25,5 до 54 про-
	центоБ.

Что представляло собою «народное пред-
ставительство», когда У власти стояли
«исторические» партии, показывают так-
me статистические данные. Из 387 чело-
век, «избранных» в 1928 году в палату
депутатов (в правительстве находился
Маниу), были 53 крупных помещика, 198
помещиков, являющихся одновременно и
промышленниками, 10 крупных промыш-
ленников и ни одного рабочего или кре-
СТЬЯНИНА.

На предстоящих выборах румынский
народ будет бдительно следить за тем, чтобы
не допустить повторения махинаций, с по-
мошью которых парламент заполнялся став-
ленниками реакции.

Румынская народная демократия роди-
лась в трудной борьбе против фашизма
и реакции и окрепла в огне второй миро-
вой войны. Выражением этой народной
демократии может с полным основанием
служить образование коалиционного пра-
вительства доктора Петру Гроза.