5 ДЕКАБРЯ 1946 г., № 288 (10370)

__ алиеная Понетитуция —
(ONCTHTVUA СОмелистичесного обшеетоа
	oOo 9

_Н. ШВЕРНИК.о

©0609
	страхования не за счёт вычетов из зара-
ботной платы рабочих и служащих, как
зто делается в большинстве капиталистиче-
ских стран, 8 за счёт государства. Труля-
щимея предоставляются ежегодно ‚очеред-
ные отпуска с сохранением зарплаты, ока-
зыпается бесплатная мелиципекая помощь;
в пользование грудящихея предоставляется
широкая сеть курортов, домов отдыха. клу-
бов, библиотек, стадионов,

Право на образование обеспечивается
всеобще-обязательным начальным обуче-
нием и бесплатностью образования. В. выс-
шей школе. большанству узащихся выда-
ются государственные. стипендии. Для ра-
боних на предприятиях организовано бес-
платное производственно-техническое обу-
чение, что даёт им возможность повысить
свою квалификацию и улучшать материаль-
ные условия жизни.

Свобода слова, печати, собраний и ми-
тингов обеспечивается предоставлением в
распоряжение трудящихся всех необходи-
мых материальных условий: общественных
п государственных зданий, типографий, за-
пасов бумаги, средств связи и других
условий.

Женщины в СССР пользуются равными
правами с мужчинами во всех областях хо-
зяйственной, государственной, культурной
и общественно-политической жизни. Они
самоотверженно работают на проязволстве,
в сельском хозяйстве, в государственном
аппарате, в научных учреждениях наравне
с мужчинами и получают равную © ними
зарплату за равный труд, пользуются рав-
ными правами на отдых и социальное стра-
хование, профессионально-техническое обра-
зование. Государство охраняет интересы ма-
тери и ребенка, Женщинам предоставляются
при беременности отпуска с сохранением
содержания. Для того, чтобы женщина могла
работать на предприятиях и в колхозах и
воспитывать детей, в стране организована
большая сеть детских яслей и детских са-
дов.
В период Отечественной войны женши-
на вынесла на свопх плечах большую тя-
жесть труда по обеспечению Советской Ар-
MHA вооружением, техникой и продоволь-
ствием, За доблестный труц мяллионы жен-
щин награждены ордензии и Мезалямн
СССР, десяткам тысяч матерей . прасвоено
‚звание «Мать героиня», более полутора
миллионов матерей: награждены орденами
«Материнская слава»,  Женщины-матери
пользуютея у нас заслуженной славой,
почётом и уважением,
	«Мы имеем теперь вполне сложившееся
п вылержавшее все испытания многояанио-
нальное социалистическое, государство,
прочноети которого. могло бы позавидовать
любое национальное государство в любой
части света» (И. Сталин).
	В прошлом трудяшнеся мечтали о созда-
ний сопидлистического общеетва, в KOTI-
ром они могли бы работать свободно, раз-
вивать свою культуру и етревть общаетвен-
ную жизнь так, чтобы ова не служила -0б0-
гащением для эксплоататореких классов.
Немало усилий и жертв передозых люлей
выло праянесено во имя эсушествления этой
великой цели, но обычно борьба трудящих-
ся оканчивалась сменой олвих свергнутых
экеплоататоров другими, на место одних
экеплоататореких клас”ов вриходили дру-
гие. Только коммунистическая партия боль-
шевиков, воспитанная Лениным Я
Сталиным, осуществила создание новогэ
социалиегического строя, увенчанного са-
мой демократической в мире Конститупией.

Со времени принятия новой Конституции
в Советском Союзе во веех областях на-
роднохозяйственной Жизни произошль
большие изменения. Содиалистическая еи-
стема хозяйства обеспечила  возможноеть
построить тысячи новых первоклассных
предприятий, а также переоборудовать ста-
рые предприятия на новой, современной
технической базе. Наша Родина стала мо-
гучей индустриальной державой. По техни-
ке производства и темпам роста промыш-
ленности в предвоенные годы мы догнали и

перегнали главные  капиталистические
страны.
	Сельское хозяйство также, как и прз-
мышленноеть, шло по линии под’ёма, роста
свльскохозяйственной продукции и укреп-
ления колхозно-совхозногл  проязволетва.
Сельское хозяйство в СССР стало самым
крупным в мире, социалистическим сельским
хозяйством, оснащенным передовой техни-
кой.

Под’ём промышленности и сельского хо-
зяйства в СОСР обусловил рост матери-
ального уровня трудящихся ин расцвет
вультуры советских наролов.

wr
	И вст в пернол, когда советский народ,
проникнутый одним стремлением, начал
выполнять задачу, поставленную партией
в третьей сталинской пятилетке: «догнать
  перегнать также в экономическом ‘отно-
шении наиболее ‘развитые капиталиетиче-
ские страны», — на Советский Союз веро-
ломно напала фашиетекая Горумания а пре-
рвала мирное строительство советекого на-
рода. Все народное хозяйство п весе ‚СИЛЫ
советских тружеников были направлены па
дело зашиты Родины от самого опаеяого и
коварного врага — фашизма.
	Бторгнувщийся на нашу землю враг про-
извел большие разрущения во временно ок-
купированных районах. Ци были разрушены
в этих районах и предприятия, и колхозы, и
щколы, и больницы, угнан скот и вывезено
оборудование. Но ни на один день во время
войны у нае не прекрашалась работа по
расширению производства, по строительетву
предприятий на Урале, в Сибири, в Средней
Азии. Фронту нужны были вооружение, сна-
ряжение и техника. «Война устроила нечто
вроде экзамена нашему советскому строю,
нашему государству, нашему правитедь-
ству, нашей коммунистической партии.., >
(И, Сталин Речь на прелвыборвом собра-
нии избирателей от 9 февраля 1946 г.).
Советское общество выдержало величайпгие
испытания в огне войны и благодаря муд-
рому руководетву товариша Сталина —
создателя и руководителя великой Советской
Армии — вышло из. неё побелителем.
	° Десять лет тому назад вождь советского
народа товарищ Сталин от имени Вонститу -
пионной Комиесии, образованной по поста-
новлению УП с’езда Советов, внёс на обсуж-
дение Чрезвычайного VII с’езла Советов
проект новой Конституции СССР, отражаю-
ний те изменения и сдвиги, которые произо-
шли в политической и экономической жизни
Советского государства.

Конституция СССР, одобренная Чрезвы-
чайным УП с’ездом Советов, законодатель-
н» закрепила победу социализма в СССР.
Экономической основой Советского государ-
ства является социалистическая система
хозяйства п общественная социалистиче-
ская собственность на орудия и средства
производства.

Новая Конституция является классиче-
скам документом, трактующим просто a
сжато о всемирно-исторической победе со-
циализма в СССР, об освобождении трудя-
иихеа от капиталистического рабства. 06
	отменР частной собственноети на орудия нп
	средства производства,

В Конституции запиеано, что Союз Co-
ветских Социалистических Республик есть
ссциалистическое государство рабочих и
къестъан. р котором BCA власть принал-
	крестьян, в котором вся власть правад-
лежит трулящимея города и деревни в лице
(Советов депутатов трудящихся,
	Советское государство — это госуларетво
HOBOTO типа, Ему соответствуют Новые
	общественные отношения людей, основан-
ные на отсутствии эксплоатании человека
человеком, на братской дружбе народов. В
советском обществе: осуществлено подлин-
ное равенство трудящихся, независимо от
	их разовой и национальной принздлежно-
	ети. пола, вероисповедания, имущественно-
		HUH.
	Пол  руководотвом партии Ленипа—
	Сталина в СОСР созданы мощная индуст-
рия, способная полностью обеспечить все
необхолимые потребности народного хозяй-
ства, и крупное механизированное сопиали-
стическое сельское хозяйство, построенное
	на базе колхозов и 0850308, OCHAINCHB AIX
передовой техникой.
В результате победы социализма в Совет-
	ском Союзе изменилась классовая структура
советского общества. Рабочий класс превра-
тился в совершенно новый, освобожденный
от экеллоатапии, рабочий’ клаес, подобеого
	которому еще ве знала история человече-
	етва. Советское крестьянетва стало колхоз-
ным крестьянством, строящим свою работу
	на коллективном труде и общественной кэл-
хозпай собственноети. Создана новая внтел-
лигенпия, вышедная из рабочих и. Epe-
стьяя, кровно связанная с ними, служащая
народу.

Победа социализма и осушествление пол-
	линной демократии в политической, эконо-
	О sill O eer eS OTe

мической и культурной жизни народа сде-
тали советский строй самым прочным и
могучим государственным строем во всем
мире.

Поеледовательность советского демокра-
тизма находит своё ярчайшее выражение в
установления равноправия п дружбы на-
pesos СССР, в результате чего они
стали пользоватьея олпнаковыми прарами в
государственной, хозяйственной, культур-
ной п общественной жизни, что обеспечило
экономнческий под’ем союзных и автоном-
ных республик и неизмеримо подняло куль-
туру всех советских народов — нацио-
нальную по форме, социалистичеекую по
содержанию. Среди народов СССР исчезло
заимное недоверие и укрепилось чувство
дружбы, наладилось настоящее братское со.
трутничество. ;

Эти исторические завоевания, осуществ-
ленные рабочим классом под руководетвом
коммунистической партия большевиков, за-
креплены в величайшем документе нашей
Эпохи, по праву названном именем его твор-
па и влохновителя, — в Сталинской Кон-
стилуции.

Советекзя Конституция всесторонне рас-
крывает права и обязанности граждан со-
диалиетического государетва.

Кажлый гражданин Советского Союза,
достигший 18-летнего возраста, обладает
правом личвого участия в избрании орга-
нов государственной власта..

Ни в одной капиталиетической стране
труляшизея не имеют таких прав, какими
обладают граждане СССР: Всюду существу-
ют различия в правах пмущих и неиму-
ших и всевозможные ограничения для
большинства людей, вытекающие из хапак-
тера буржуазно-капиталистического обще-
ства, В Советском Союз® трудящиеся могут
съободно осушегтвлять свои права и етроить
жизнь советского общества на основе под-
линной демократии.

В предстоящие выборы Верховных Co
ветов союзных и автаномвых социалиети-
ческих республик советский народ еще раз
продемонстрирует величие подлинной демо-
кратии, нзберет из своей среды в верхов-
ные органы государственной власти союз-
пых и автономных республик лучших лю-
дей, преданных своей Родине и способных
выполнять волю народа,

Положение каждого гражданина в совет-
ском обществе определяется его личным

трудом и способностями, а не частной соб-

слвенноетью, не имущественным или сослов-
ным положением. В советском обществе
люда работают на себя, на своб государство,
и чем произволительнее работает советекий
человек, тем больше почёта и уважения
заслуживает он.

Разве можно говорить серьезно о равен-
отре, свободе, демократии для трудящихся,
для народа при канитализме, при наличин
там безработины, когда рабочий не может
обеспечить себя A CBA семью необходимы-
ми средствами жизни, когда кризиеы и 6ез-
рэботица создают у рабочих неуверенность
в завтрашнем дне.

В Советекам Союзе нет. кризисов и нет
безработины. Трул в СССР является обя-
занностью кажлого граждавина, делом че-
ern, доблести ин геройства, «Вто не рабо-
тает, тот не ест», «от каждого по его епо-
собности, каждому-—по его трулу»—таков
принцип социализма, Право на труд в СССР
не толька провозглашено, но ий лействитель-
по обеенечено веей социалистической opra-
низацией наролного хозяйства.
	Поаво на отлых и материальное обеепе-
чечие в старости, а Также в случае болез-
	ни И потери трудоспособности обеспечи-
вастея широким  развитвем  социзльного
	Для быстрейшего налаживания вормаль-
ных условий жизни с необычайной силой
развернулась работа по восстановлению
районов, пострадавших от оккупации. После
окончания ‘войны перед страной ветали за-
дачи восстановления в короткий срок д9-
военного уровня промышленности и сель-
ского хозяйства, чтобы затем пр»”взойти
этот уровень в значительных размерах,

Направление развития народного хозяй-
ства было определено товарищем Сталиным,
в речи от 9 февраля 1946 года на предвы-
борном собраний избирателей Сталинското
избирательного округа гор. Москвы... Эти
предначертания великого вождя воплощены
в Законе о. пятилетнем плане. восстановле-
ния и развития вародного хозяйства СССР
на 1946—1950. гг. : :

Пятилетний план, принятый Верховным
Советом СССР, предусматривает восстанов-
ление довоенного уровня промышленности и
сельского хозяйства и затем превышение
этого уровня в значительных размерах. Для
осуществления этой задачи в плане пред-
усмотрено первоочередное восстановление Bf
дальнейшее развитие тяжелой промышлен-
ности и железнодорожного транспорта,
	‘пот’ём сельского хозяйства и легкой про-
	мышленноети, Боторые должны создать В
стране обилие предметов потребления, даль-
нейший технический прогресе, обоспечива-
ющий еще больший под’бм производства ва
основе повышения производительноети тру-
да. коренное улучшение матерпальных, бы-
товых и культурных условий жизни тру-
ляптяхся.
	Огромного размаха за пятилетие должно
достигнуть развитие культуры и исгусства
советского народа; в значительных разуе-
рах должно увеличиться число школ, вые»
ших учебных заведений, научно-исетРловА-
тельских институтов, театров, клубов и
других культурно-просветительных учреж-
дений.

Это — поистине великий сталинский
план. Выполнение этого плана поднимет
советское общество на новую ступень,
Сталинский план является могучей политп-
ческой. моральной и культурвой силой нз-
шего общеетва.
	Конституция ССР предусматривает ве
только права, но и обязанности советееих
граждан. Каждый гражданин СССР обязан
соблюдать Конституцию и исполнять зако-
ны, честно и добросовестно трудиться, ува-
жать правила сопиалистического общежи»
тия, беречь и укренлять сопиалистическую
собственность, как священную и неприкос-
новенную основу советского строя, как
источник зажиточной и культурной жизни
всех трудящихся.

Советский народ, руководимый партией
Ленина—Сталина, воодущевленный пяти
летним планом развития народного хозяй»
ства, широко развернул нз предприятиях,
в сельском хозяйстве, на ‘транепорте, в
учреждениях сопйалистическое соревнова-
ние, выражающее величайшую моральную
сплу, присущую нашему народу,

Сопиалистическое соревнование стало
теперь делом всенародным, Рабочие, кол-
хозники, интеллигенция, развертывая сд
циалистическое соревнование, добиваются
досрочного выполнения планов, снижения
себестоимости и повышения качества вы»
пуекаемой продукции.

Советские люди, охваченные массовым
трудовым под’ёмом в борьбе за выполнение
пятилетнего плана, должны укреплять
трудовую диспинлину, еще выше подни-
мать производительность труда, постоянео
добиваться экономии в расходовании ме
талла. сырья; материалов, топлива, элек-
трознергил. После ужасной войны, принес-
шей так много бедетвий стране и народу,
мы должны, как никогда, соблюдать стро-
жайшую экономию во всем, помня, что
каждый грамм сэкономленного металла,
угля, продовольствия увеличивает матери-
‚альные запасы государства, дает 803-
можность преодолевать и предупреждать
текущие хозяйственные трудности. Извеет-
HO, что в этом деле немалую роль играет
рационализация, упрощение и удешевление
административно-хозяйственного аппарата.
	Советский аппарат, связывающий широ-
кие массы народа с органами государствен“
ной власти, должен добиваться большей
четкости в работе и стремиться полностью
обеспечивать задания государства по обеду»
живанию трудящихся. У работников госу
дарственного аппарата не должно быть ни*
какого зазнайства и высокомерия и тех
более бюрократического отношения к запро-
сам трудящихся. Советские служащие лолж-
ны постоянно помнить, что они занимают
высокое положение в государстве и своим
неправильным поведением, волокитой и бю-
рократизмом могут причинить огромный
вред трудящимся и нашему государству,
	Нашей важнейшей звдачей являетея
усиление и улучшение деятельноети (086708
на основе птирокого вовлечения трутятихея
в работу Советов. Советы  лопутатав
трудящихгя во всей своей работе должны
широко привлекать рабочих, крестьяа, пя’
теллигенцию к борьбе за выполнение 3а-
Кона о пятилетнем плане развития нарот-
Horo хозяйства, добиваться в промышленное
сти и в сельском хозяйстве проведения жест-
Кой государственной дисциплины. Советы
должны оргапизовать действенный контроль
за исполнением госулар?твенными п х03Яй-
	ственными органами решений партии 0
правительства.

Задачей Советов являетея  неукланиея
	проведение в жизнь Сталинской Конетиту”
ции, укрепление зружйы нзролов и мораль”
но-политического елинетва советские 06-
щества, воспитание в народе чувств 18”
триотизма и преданноети сваей Розине,

Советский народ, оготоявший — свобоу,
честь и независимость социллиетячееког)
государства, приложит все еплы К т0\у,
чтобы выполнить и перевыполнить пяти“
летний народнохезяйетванный aad.

Ко дню десятой годовщины Сталияской
Конституции — всепародного праздника ==
советский варол приходит © чувством №
личайшей горлостп, как парол-пойбелител»,
как народ-строитель коммунистячеекого 02»
щества, с чуветром благодарноетия к Творцу
Конститупии победившего  сопиаллзма =
Велекому Сталину. $

СОКРАЩЕНИЕ ВООРУЖЕНИЙ
_ И ПРОЕКТ РЕШЕНИЯ
	Речь В. М. Молотова на заседании комитета Ne I
Генеральной Ассамблеи А декабря
	Американский проект
и наши поправки.
	После представления советского проекта
мы изучили также ряд других проектов по
вопросу о сокращении вооружений, Следует
упомянуть, прежде всего, нредложения ав-
стралийской и канадской делегадий. Нако-
ненц, в самые последние дни нам был пред-
ставлен проект Соединенных Штатов Аме-
рики, пс поводу которого сенатор Воннэли
сделал евои раз’яенения 2 декабря.

В той илн иной мере инициатива Со-
ветекого Союза находит поддержку во всех
этих проектах.

Нам представляется, что американский
проект заслуживает в этом отношении 060-
бенного внимания,

Не скрою, нас не может удовлетворить
американский проект в том виде, как он
представлен. Мы считаем его недостаточно
ясным и несколько однобоким. Мы внесем
поправки к этому проекту, которые выра-
жзают наши пожелания.

Преследуя цель достижения единодушия
в решении Генеральной Ассамблеи о все-.
общем вокрашении вооружений, мы готовы.
Hé настаивать на внеесённом намн проекле
й выражаем готовность взять ‘за основу
дальнейшего обсуждения американский
проект. Мы надеемея, что этот шаг совет-
ской делегации даст возможность лостичь
единодушия с тем, чтобы Генеральная Ас-
самблея, заседающая в Нью-Йорке, сдела-
ла перзый шаг в этом важном деле.

Дальше, я хочу остановиться на тех по-
правках, которые советская делегация хо-
тела бы внести в американский проект,
Таких поправок веего три.

Начну с понравки, которая относится к
первому пункту. .

В этом пункте, с одной стороны, гово-
ритея о Совете Безопасности, который 10л-
жен приступить к выработке  практиче-
ских мер по сокрашению вооружений. С
другой стороны, в этом же пункте  гово-
ритея о международных договорах и согла-
шениях по сокращению вооружений, Воз-
никает вопрос, какими же образом будет
принято решение о сокращении вооруже-
ний: будет ли оно принято в порялке з2-
ключения международных конвенций или в
порядке постановления Совета Безопасно:
ети!

Еели принять ту точку зрения, что ео-
кращение вооружений будет проводиться в
порядке международных соглашений, то
это дает немало поводов для всяких оття-
жек. Поэтому советская делегация держит-
ея того мнения, что решение © сокраше-
нии вооружений должно быть принято в
	перядке постановления Совета Безопасно:
	сти. Весьма важно, чтобы Генеральная
Асезиблеля высказалась за тавую точку
зрения, тогда дело сокрашения вооруже-
ний будет значительно ускорено. В соот-
ветствии с этим надо изменить редакцию
первого пункта,

Что касается пункта второго американ-
ского проекта, то советская делегация
предложила бы его принять в следующем
виде; «Для того, чтобы оделать еуществен-
ный шаг по пути достижения неотлож-
ной пели из’ятия из напиональных воору-
жений атомном оружия и всех пругих
основных видов вооружений. пригодных
для массового уничтожения. Генеральная
Ассамблея настоятельно рекоменлует ко-
миссии по атомной энергии скорейшее вы-
полнение её задач, как они изложены в
разделе пятом резолюции Генеральной
Ассамблеи от 24 января 1946 года, В co-
ответетвии с этим, для того, чтобы обеене-
чить положение, при котором общее регу-
	лирование и сокращение вооружений кос-
	ется основных видов оружия современной
войны, а не только второстененных видов
оружия, ня Асеамблея рекомен-
дует, чтобы Совет Безопасности ускорил
рассмотрение доклада, который комиссия
по атомной энергии представит Совету
	Безопасности до 31 декабря 1946 года, и
	облегчил успешный хол работы этой ко-
миссии, а также, чтобы Совет Безопасно-
сти ускорил рассмотрение проекта конвен-
ции о запрещении атомного оружия»,
Теперь разрешите слелать некоторые
пояснения по поводу этого предложения.
Ознакомление ° с представленным тек-
	стом покажет вам, что первая Фраза этого
	проекта. заменяющая соответствующую
фразу второго пункта американекого проек-
та, взята целиком из второго пункта ав-
стралийского проекта. Ценность этой фра-
зы заключается в том, что она напоминает
о резолюции Генеральной Ассамблею от
24 января этого года 05 учреждении ко-
MECCHH по контролю нал атомной энергией
но том, что, соглаено указанной резолю-
ции, эта комиссия должна считать неот-
ложной целью из’ятие из напиональных
вооружений атомного оружия и веех пру-
гих основных видов вооружений, пригод-
ных для массового уничтожения. Мы ду-
маем, что такое предложение не должно
здесь встретить возражений.

Во второй фразе этого пункта американ-
ского проекта, кюме небольнтого изменения
в техете. в концё добавлены следующие
	НЬЮ-ЙОРЕ, 4 декабря. (Спец. корр.
ТАСС). Сегодня комитет № 1 Генеральной
Ассамблеи возобновил обсуждение. советского
предложения о всеобщем сокращении воору-
жений. Выступивший на заседании глава
советской делегации В. М. Молотов посвятил
свою речь вопросам выработки плана все-
общего сокращения вооружений и органи-
зации международного контроля.
	Ниже публикуется полный текст речи
В. М. Молотова.
	Г.
Цели Советского Союза
	Госполив председатель, госпола делегаты:
	По вопрозгу о сокращении вооружений
здесь высказалось довольно много делега-
тов. Советская делегация с удовлетворе-
нлем отмечает, что большинство высту-
извших положительно отнеслось к этому
предложению. Следовательно, ‘можно счи-
тать, что среди 06’единенных наций пре-
обладает мнение о необходимости присту-
пить к сокращению вооружений.
	. Вели говорить об отдельных выступле-
ниях, то я должен, прежде всего, оставо-
виться на заявлениях британского делега-
та г-на Шоукросса, Его позиция несколько
противоречива, Г-ва Шоукросса, с одной
стороны, можно понять в том смысле,
что он, как и лругие, высказывается
83 принятие решения о всеобщем со-
кращении вооружений, но, с другой сто-
роны, в его речах чуветвуетея  силь-
ное недовольство тем, что этот вопрос
поставлен на расемотрение Генеральной
Ассамблеи. Только этим можно об’яснить
тот поток сомнений и покозрений, который
льётся, когда он говорит и предупреждает
насчет возможного обмана, ловушек и про-
паганлы, чему он посвятил так много ево-
его красноречия. Будем, однако, надеяться,
что и он дает яеный ответ, когда будет
решаться вопрос, Ето за и кто против все-
общего сокращения вооружений, кто 38 и
кто против запрещения атомного оружия.

Когда слушаешь такого рода речи, воз-
никают различные вопросы. Может быть,
неправильно сделало советское правитель-
ство, поставив вопрос о всеобщем coKpalve-
нии вооружений? Но этого никто здесь пря-
мо не сказал, Может быть, однако, этот во-
прое поставлен на Генеральной Ассамблее
несвоевременно? И этого никто опредеден-
но не заявил.

Иногда намекают на то, что прежде сле-
довало бы обеспечить коллективную 6езо-
пасность и только после этого приступить.
к разоружению. Неправильность такого ро-
да рассуждений нетрудно увидеть, Каждый
может понять, что всеобщее сокращение
рооружений под руководетвом организации
0б’единенных наций, несомненно, укрепит
международную безопасность. Следователь-
но, именно те, кто заботится о международ-
ном мире и безопасности, и должны стре-
миться к осуществлению всеобщего сокра-
щения вооружений. В противном случае,
ссылки на необходимость укрепления все-
общей безопасности служили бы только
прикрытием для тех, кто в действитель-
ности не признает необходимости всеоб-
шего сокращения вооружений,

Что ‘имело в вилу советекое правятель-
ство, когда оно внесло на рассмотрение
Генеральной Ассамблеи вопрое о всеобщем
сокращении вооружений?
`Маша цель была весьма проста. Она за-
ключалась в том, чтобы Генеральная Ас-
еамблея сделала первый шаг в решения
этой важной проблемы. Мы считали и счи-
таем совершенно доетаточным, чтобы Гене-
ральная Ассамблея теперь же высказалась

по следующим трем вопросам,

Во-первых, Генеральная Ассамблея сдела-
ла бы великое дело, заявив твердым голо-
сом о том, что пришло время приступить К
всеобщему сокрашению вооружений,

Во-вторых, перед Генеральной Ассамбле-
ей стоит задача высказаться по вопросу о за-
прешенин атомного оружия, поскольку из-
вестно, что угроза атомным оружием вее-
ляет большую тревогу средн народов.

В-третьих, Генеральной Ассамблее слелу-
ет признать необходимость установления

` надёжного международного контроля за про-
ведением решения о всеобщем сокрашении
вооружений и о запрещении атомного ору-
жия с тем, чтобы такой международный
контроль имел в своем распоряжении ин-
спекцию для проверки положения во всех
странах. .

Принятием таких трех решений Генераль-
ная Ассамблея лействительно сделала. бы
важный шаг внерел в деле вееобщего сокра-
щения вооружений. После такого решения
Совет Безопасности должен был.бы занять-
ся разработкой конкретных мер. В этом и
заключается сущность предложения совет-
ского правительства,
	Еели все мы согласны © необходимостью
этого, Генеральная Ассамблея сможет при-
Нять такое решение о сокращенни вооруже-
ний, которое будет иметь историческое зна-
чение.
	слова: «а также, чтобы Совет Безопасно-
ции о запрещении атомного оружия». Это
добавление ликвидирует ту однобокость,
которая имеется в тексте второго пункта
американского проекта, напоминая о несб-
ходимости рассмотреть также проект кон-
венции о запрещении атомного оружия.

Мне следует ззявить. что советская де-
легация считала бы несбходимым более
точно сказать о запрещении атомного: ору-
жия, что и было сделано в’ пункте втором
советекого проекта. Однако советекая  де-
легапия готова не настаивать на CBOEM
первоначальном предложении, если будет
принят текст второго пункта американ-
ского предложения с теми изменениями, о
которых я только что сказал.

Текст третьего пункта американского
предложения мы считаем приемлемым. Мы
полагаем, однако, что в конце этого пункта
следовало бы добавить то, что сказано в
третьем пункте советского проекта, где,
как известно, говорится о создании двух
контрольных комиссий: одной — для кон-
троля за выполнением решения о сокраще-
нии вооружений и другой — для контроля
за выполнением решения о запрещении ис-
пользования атомной энергии в военных
целях. Насколько можно было судить по
ходу днекуссин, такое предложение здесь
Be должно было бы встретить возражений.

Четвертый пункт американского проекта
приемлем и не нуждается в поправках. На
других, менее важных, поправках нет не-
обхолимостн останавливаться сейчас.
	ИЕ
Контроль и «право вето»

Перехожу к вопросу о вето иля, точнее
говоря, к вопросу о применении принципа
единогласия великих держав. В данном елу-
чае есть необходимость рассеять явное не-
доразумение, возникшее в ходе дискуссии.

Пак вы уже знаете, советское правитель-
ство стоит за то, чтобы решение о всеобщем
сокращении вооружений и о запрещении
атомного оружия было принято Советом
Безопасности. Принятие такого решения со-
пряжено с немалыми трудностями, Воз-
можно, что в Совете Безопасности будут вы-
сказаны разные взгляды по тем или иным
вопросам этой проблемы. Только достиже-
ние единодушия в Совете Безопасности п  .
прежде всего единодушия между пятью
постоянными членами может обеспечить
принятие решения о сокращения вооруже-
ний. Не может быть никаких сомнений в
TOM, что в достижении такого единодушия
заинтересована не одна какая-либо держа-
ва, з Совет Безопасности в целом H B TOM
числе. все пять держав — постоянных чле-
нов, Следовательно, при выработке решения
о сокращении вооружений в Совете Безо-
насноети может быть применено «право
вето» со стороны любой из великих держав,
пока пе будет достигнуто единодущие ме-
жду всеми великими державами и пока (о-
вет Безопасности не примет свое решение
в соответствии е правилами устава.

Соблюдение принципа единодушия 5 Be-
ликих держав необходимо и лля тех реше-
ний Совета Безопасности, которые будут
относиться к учреждению комиссии 09
контролю за сокращением вэоружений и за
запрещением атомного оружия. Но когла
решения о создании контрольных комиссий
будут приняты п конгрольные  комисеиу
приступят к своей работе, онл, естеетвен-
но, будут работать по тем правилам, кото-
рые будут выработаны для них Советом
Везопаености.

Должно быть совершенно понятно, что
вопрое об известном нам позвнипе единоду-
шия, действующем в Совете Безопаеностн,

не имеет никакого отношезня к работе св-
мих контрольных комиссий Следовательно,
совершенно неправильно изображать дело
Tak, что булто бы какое-нибудь госулар-
ство, располатающее «правам вето». будет
в состоянии помешать осуществлению
контроля и инспектирования. Контрельные
комисеин — пе Совет Безэпаености, и по-
‘этому нет никаких  основлиий говорить,
что, пользуясь «правом вето», какая-либа
лержава будет в состояний воспрепятетв»-
вать провеленню контроля. Вгякая ППЫТЕЗ
воспрепятетвовать ° проведению контроля
илн инспектирования по принятым Советом
Безопасности решениям будгт не чем иным,
как нарушением решения Совета Безопас-
ности. .

Вот почему разговоры о «вето» а связи
с контролем и инспектированием лише-
ны основания. Такие ‘разговеры нельзя по
нять иначе, как стремление подменить
один вопрое другим; как повытки уклонить-
ся от прямого ответа на поставлеяный во-
прое-о всеобщем сокращении: вооружений.

Итак, мы должны пряяять важно» реше-
ние, Генеральная Ассамблея должна сле-
лать первый шаг в осущеетвлении пробле-
мы всеобщего сокращения вооружений. Мы
должны подготовить эти ромтенпе, не тону-
ская дальше отклалывания этого пела.

Советская делегация надгетея, что аме-
риканекий проект и поправки  советекой
делегации послужат хорошей основой реше-
ния Генеральной Ассамблеи.
	Заседание Совета министров иностранных дел
	ставители подчеркивали беобходимоеть лик-
вндации международной финансовой комис-
сени в Греция. В связи с обсуждением
проекта статьи о положении государств, ко-
торые могут не ратифицировать инрный
договор с Италией, зашла речь о возмож-
ной позипии Югославии по отношению в
этому договору Молотов подчеркнул, что
Совет министров должен добитьея состав-
ления таклго договора, который был fp
прземлемым для Югославии и дал бы ей
возможность его подписать. «Это вопросе,
по которому мы должны еговоритьея, чго-
бы достичь нужных результатов в процес-
се заканчивающейся работы», — добавил
Молотов.

ВБевин пыталея вновь поднять вопрос об
изменении  греко-болгарской границы в
	HbIO-HOPR, 3 декабря. (Спец, корр,
ТАСС), На вчерашнем заседании Совета
мивистров нностраниых дел от советской
ледегации присутствовали Молотов и Гусев.
Миннстры еогласовали ряд хальнейщих ета-
тей проектов мирных договоров с бывшимл
союзниками Германии, — министры догово-
рились по вопросу о предоставлении Алба-
нии возмэжности присоединиться К мирно-
му договору е Италией наравне е другими
членамн организации ()б’елиненных наций,
находившимися в состоянии войны с Ита-
лией. Достигнуто соглашение о ликвидации
международной финансовой комисии в
Трецин, которая является анахронизмом,
уходящим своими корнями в прошлое сто-
летие. Слелует напомнить, что на Париж-
ской Мирной конференции советские пред-
	пользу Греции, предложив перелать его на
рассмотрение заместителей министров,
Молотов рекомендовал не поднимать этот
Бенроеа, чтобы не ‘возбуждать страетей во
взаимоотношениях межлу Грепией и Волга-
рией, Значительная часть заселання была
поевяшена проблеме репараций е Италип
й Болгарии в пользу Югоелавни, Греции и
Албании, Это-—-одна из немногих важных
проблем, оставшихея  несоглагованными.
Поеле длительного обсуждения министры
пришли к соглашению—установить одина-
ковые суммы репараций в пользу Огоела-
вин и Грения по 150 млн. долларов. Остал-
сл нерешенным вопрос—0 суммах, которые
должны уплачивать в счет репараний Ита-
лия и Болгария, а также вопрос об италь-
	В‘ янских репарациях в пользу Албании.