5 ДЕКАБРЯ 1946 г., №288 (10370)

О советской демократии
		Г. АЛЕКСАНДРОВ.
		телах одного государства. Советская демо-
кратия фактичесни, а не Форхально отмени-
ла неравенство между народами, законола-
тельно закрепила одинаковые политические
права всех народов, населяющих нашу
страну. Ценность и величие советской лемо-
кратии состоят в TOM, что она IBMHVAAa
крупные материальные B культурные cpai-
ства и силы на осуществление быстрого й
всестороннего TO] ‘ea ранее отсталых НЗ-
ций и народов с тем, чтобы они. успешно
догнав передовые напии и наролы вашего
мсударства, смогли фактически, На деле
использовать свои права в строительстве
Новой Жизни.
	Разрешение национального вопроса со-
ветской демократией, советским государст-
вом явилось одним из самых великих с0-
циальных завозваний человечества, совер-
шенна исключительным по свозму истори-
чесному значению примером разрешения во-
проса о быстром, культурном и. государст-
венном развитии больших и малых народоз,
	Олним из великих завоеваний советской
демократии, характеризующих ее подлинно
прогрессивный хзрактер, является блестя-
щее разрешение ею вопроса о создании по-
настоящему морально и политически еди-
ного, монолитного сопиалистического обще-
ства. .
	Наше советское общество политически
едино потому, что союз рабочих и крестьян,
подкрепленный союзом этих классов с CU-
ветской интеллигенцией, составляет костяк
нашего общества. В советском обществе ра-
бочих, крестьян и интеллигенцию не разде-
ляют противоположные политические или
культурные интересы; они не имеют перед
собою в корне разных социальных задач.
Ни эти классы, ни интеллигенция не стоят
по отношению друг & APyry как чуждая
и подавляющая сила. Наоборот, рабочие,
крестьяне и интеллигенция в глубоком с9=
дружестве созидают основы коммунистиче-
ского общества. Потребовалась большая
борьба и созидательная работа всего на-
рола пол руковолетвом партии Ленина —
Сталина, чтобы ликвидировать экеплоата:
торские классы, преодолеть иногоукладность
экономики Советского Союза, об’елинить и
построить всю экономическую жизнь госу-
дарства на единых, то-есть сопналиетиче-
ских основах. Только тогда возникли 1е-
альные условия для создания политическо-
го единства советского общества. Создание
политического единства нашего общества
является величайшим завоезанием соеет-
сной демократии и высшим результатом
всего мирового политического развития.
	Политическое единство общества — вели-
кая движущая сила, Но она, эта сила, раз-
вертывает свое внутреннее содержание, свой
возможности и преимущества, когда полити-
ческое единство подкрепляется глубокой па-
триотичностью, преланнсстью людей нового
	облцества своему строто, которая возникает

как результат уничтожения основ, проявле-
ний и последствий экеплоатации человека
человеком. Такого уровня развития лостиг-
	л) советское общество за несколько лот 10
	второй мировой войны, когла наша страна
	вступила в период социализма и постепен-
	ного перехода к коммунистическим формам
жизни, Именно тогда было достигнуто по-
литическое и моральное единство всех со-
ветских людей. Именно тогда со все боль-
шей силой стал все шире и пламеннее
развертываться патриотизм советеких лю-
дей. Именно тогда с особой силой разверну-
лась дружба народов СССР.
	Бесконечная преданность людей социали-
стического общества своей стране, своему
государству, своему народу, безусловное и
сознательное, искреннее предпочтение об-
шенародных, государственных интересов,
интересов коллектива интересам личным,
великое упорство в достижении поетавлен-
ных целей и способноеть сохранить свой
благородный идеал в борьбе е трудностями
постоянного продвижения вперед, умение
правильно понимать и преодолевать эти
трудности — все это новые моральные
устои, на когорых зиждется наш общест-
венный строй. Это— качества. советских лю-
дей, которые присуши ныне миллионам и
миллионам граждан Советского Союза и ко-
торые характеризуют собою моральный 0б-
лпЕ нашего советского общества.
	Таким образом, морально-политическое
единство советского общества — это то са“
моз состояние общества, политической жиз-
ни в государства, тот уровень цивилизован-
насти, высокого развития сознательности и
культуры народа, которые в палной мере
характеризуют социализм, кан определен-
ную формацию в историчесном прогрессе
человеческого общества. Лить советская ле-
уократия оказалась способной выполнить
зту историческую залачу. Недаром великий
Ленин указывал: «То, что дает совет-
ская конституция, ни одно государство 4a
200 лет не могло дать». (Ленин, Соч..
т. ХХУ. стр. 144).
	Но, выполнив эту задачу, советская де-
мократия не исчерпала еще своих много-
сторонних возможностей для лальнейтего
укрепления морально-политического елин-
ства советского общества и все более могу-
чего развертывания политического и идей-
ного единства общества в эпоху сопиализма.
Вполне понятно, что развить дальше
морально-политическое единство советских
лютей — великая и благородная задача.

Нет сомнений. что наше общество разви-
вается в этом направлении, ‘что именно
Советский Союз с его сопиалистической де-
мократией проклалывает путь к тому строю
общественной жизни, при которюм сотрутся
вее грани между трудом умственным и тру-
лом физическим. Залача наптего государства
как раз в том и состоит, чтобы беспрестанно
и все выше подымать духовное развитие,
культуру веего советского общества, доби-
ваясь все большего’ превосходства совет-
ских люлей в культурном, духовном и м0-
ральном отношениях. Задача нашей партии
в том и еостоит, чтобы так птироко распро-
странить современные знания, современную
культуру в народе, так птироко привить их
всему населению, чтобы в конце концов
поднять весь советский народ до уровня его
самых передовых людей, до уровня его аван-
rapia.

Так обетопт дело с некоторыми проблема-
мп политической жизни, поставленными
холом исторического развития в эпоху бур:
	Нила между собою разные виды демокра-
тии. испытала прогрессивность и жизне-
утверждающую мощь каждой из ABIES
существующих демократий, Советская де-
мократия не посрамила себя в этом испы-
ТАаний.
		Народы Советской страны отмечают зна-
менательную дату -— десяталетле Сталин-
ской Конституции, под знаменем которой
крепнут и развиваются основные устои со-
циалистического общества, развертываются
уатериальные и духовные силы нашего
Rapoza.

В атой связи важно рассмотреть один из
коренных вопросов жизни советского обще-
стРенного и государственного строя — во-
пос о советской демократии. `
	В современной политической жизни на-
родов, пожалуй, нет вопроса более острого
н значительного, чем вопрос о демократии,
о ее понимании, о проведении в жизнь ее
принципов.

Вопрос этот приобрел столь крупное зна-
чение прежде всего потому, что наше вре-
мя явилось наиболее серьезной, можно ска-
зать, даже решающей прозеркой сил и жиз-
ненности всех форм современной демонра-
тии, Это и понятно. Шосле стольких лет
суровой борьбы всех народов за расшире-
ние демократических основ жизни само су-
исствование демократии было поставлено
под смертельную угрозу. — Германекий,
птальянский, испанский фашизм, как из-
вестно, не только полностью ликвидировал
ве демократические институты в этих
странах и в принципе отверг какую бы то
ни было демократию вообще, но и мобили-
завал крупнейшие силы своих государств и
армий на изничтожение демократии в дру-
тих странах. Известно, чем закончилось это
фашистское нашествие.

Вопрос о лемократии имеет в наше время
толь существенное значение иотому так-
те, что в холе вооруженной борьбы против
фашизма и реаклии и после войны произо-
шла, а ныне продолжается, великая про-
верка подлинной демократичности каждого
современного государства, именующего себя
тосударством демократическим. В самом де-
10. разве не встает в наши дни важный
вопрос-—какая же форма демократия про-
явила себя во время войны наисильнейшим
3бразом? Представители какого государства
в наибольшей последовательностью борют-
вя ныне за всеобщий, длительный, справел-
Ie И ПО-Настоящему демократичаский
ур’ И разве неизвестно, что огромное
большинство передовых людей во всем ми-
ре, людей, не продавших свои убеждения
к не боящихся смело смотреть правде в
лицо, отвечая на эти вопросы, обращают
свои взоры с надеждой в сторону Совет-
ского Союза! И нужно прямо сказать — они
не ошибаются в этом. Именно наше совет-
сков государство, с таким блеском провед-
шее победоносную военную кампанию про’
тив гитлеровской Германия, наиболее по-
следовательно и бескорыстно защитало в
этой войне ‘интересы народной  демо-
кратии. Именно male социалистическо»
тосударство, победив врага в тягчайшей
войне, повело смелую и хо конца после-
довательную политику, направленную на
созидание демократического мира, хотя не-
которым, в том числе весьма крупным госу-
дарствам, весьма хотелось бы иметь мир нз
столько демократический, сколько империа-
анстический.

Нельзя не учитывать также, что пробле-
ма демократяи приобрела ныне исключи-
тельнов значение в связи с тем, что в ми-
рвом опыте политического PasBATHA по-
явилась новая страница; она связана CO
строительством демократических государств
в Югославии, Чехословакии, Польше, Бол-
тарни и других странах. Этот новый опыт
важен во многих отношениях. Он убе-
ительно показал, что ряд  европей-
ских народов, освободившиеь от гитдеров-
вой тирании и свободно избирая строй для
споей страны, отверг старые формы буржу-
	азно-парламентской демократии. Народы
указанных стран He захотели водить
у (бя такой демократии, — которая
	He обеспечивает фактические политические
права большинству населения. Так в наши
ни возникли новые, более совершенпые
10 сравнению с буржуазно-парламентским
государством, формы демократии, которые
открыли свои пути перехода к более высо-
кии формам общественной жизни.

Вопрое о демократии еще и потому при-
0брел столь выдающееся значение, что
яеключительные события последних лет
окончательно и навсегда решили вопрос 9
подлинной сущности и великой непреобо-
Тимой силе советской демократии. Начиная
‹ первых лет социалистической революции,
№ нашу советскую демократию проводилось
(пльное политическое, идеологичесное, зко-
исмичесное наступление со стороны ряда
зарубежных государств и дважды acy-
Ществлялись попытки империалистических
держав военной силой ликвидировать сс-
Цпалистическую лемократию.

Когда всем стало ясно, что ни полити-
ческим нажимом, ни экономическим давле-
нием, ни военными походами He удается
сломить бурно продвигающейся вперед Рес-
публики Советов. реакпионеры в. Велико-
британии, США, Канаде и других странах
усилили свой похол против советского миро-
воззрения, против социалистической демо-
нратии. Не было такой клеветы и глупо-
‘ти, которых они не приписали бы совет-
кому строю. Но советские люди спокойно
и с достоинством встретили этот поток лжи
п клеветы -— пусть Моська лает на Слона:
Советские люди потому были спокойны,
что они твердо знали — критика миро-
воззрения советского общества, его пояй-
тической организации, его демократии ра3-
вертывается за рубежом, конечно, не по-
Тому, что все эти «критики» ‘заинтересо-
ваны в более высоком строе общественной
жизни. Отнюдь нет. Эта критика разверты-
валась ввиду того, что советская демокра-
тля, как высшая из ‘известных ловеле фор-
ма организации государственной жизни и
политической активности народа, явствен-
10 указывала на порочность и несовершен-
ство существующих ныне буржуазно-пар-
ламентских форм демократии. Вот почему
порой злобная критика нашей демократии
на самом деле являлась лишь формой за-
щиты и утверждения изжитых Жизнью,
явно устаревлких, отнюдь He переловых
систем политической организации общества.

Все это означает, ЧТо в последние годы,
и особенно в голы второй мировой войны,
произошло одно из самых крупных, самых
суровых, решающих испытаний сил демо-
хратии. При этом Произошло пепытание
вил демократии не вообще, но жизнь срав-
	амма доклада, прочи-

Сакращенная стеног
рании Академии наук

него на обшем ©
	таннего на общем сооре
СССР 4 декабря 1946 г.
	жуазно-парламентских демократий, HO He.
азрешеннымн этими вилами демократий..
оветская демократия, разрешив эти вели-
кие проблемы, незыблемо и навсегда утвер-
дила себя, как самая пералбвая политиче-
ская система государственной — жизни,
способная разрешать веливие социальные
проблемы, в том числе и такие, на кото-
рых спотннулись все остальные государ-
ственные образования, все’ виды ` буржуаз-
ной демократии. В этом историческое зна-
чение п великая сила советской. демократ
ТИ. . .
	Паша советская демократия показала
свое безусловное превосходство с не мень-
шей, если не с большей ‘силой также’ и в
области содействия развитию ‘передовой
экономики, новых отношений людей B aKJ-
номической: области. То, чего не смогло сде-
лать буржузазное государслро, буржуазная
демократия, — TO совершило советское’ ‘го-
суларство; осуществила советская демокра-
ТИЯ.
	Советское общество. ликвидировало труд
людей ‘на эксплоататоров. Люди стали тру-.
диться на бебя. Прежде положение чело-
века в обществе заранее предопределялось
его имущественным положением, сослов-
ными или классовыми прявилегиями, нацио-
нальной принадлежностью, полом или слу-
жебным положением. Поэтому плоды демо-
кратин не могли быть поступными всем;
В этом и проявляется формальный характер
парламентской демократии, которая утвер-
жлает фактическое неравенство людей в
государстве. Для осуществления советской
демократии, т. е. демократии в ее высшем
содержании, потребовалось, чтобы положе-
ние человека в обществе’ определялось лич-
ными способностями в личным трудом каж-
дого гражданина. Это`— весьма простое в
своей исторической глубине и политической
мудрости положение. Но именно оно и толь-
ко оно дает возможность верно судить о
каждой демократии. Благодаря этому совет-
ское общество в максимальной мере исполь-
зовало производительный труд большинства
своих граждан, поставило на службу обще-
ству все основные реальные и потенциаль-
ные возможности расширения производства
на благо общества. Советский строй поро-
AH] такую систему хозяйствования, кото-
рая не допускает дальнейшего разрушения
материальных ценностей от кризисов и без-
работицы, то-есть от причин, порождаемых
самой организацией общества. Советское
общество наиболее целесообразно п по пла-
ну направило развитие всего народного
хозяйства в интересах всего общества, в
интересах достижения наибыстрейшего иро-
гресса при данных исторических условиях.

Не меньшего исторического масштаба
	выли решены советской демократией задачи

в области развития культуры. одесь наше
общество также столкнулось с задачей, не
стоявшей и не ретавшейся прежде,

В самом деле Во всех прежних формах
общественной жизни, включая буржуазную,
перед классами, приходившими к власти,
никогда не вставала двоякого рода задача:
создать для нового общества вполне новые
Кадры, новую интеллигенцию; пирокий
слой новых образованных. людей, могущих
ветать у государственного руля; распро-
странить знания в народе. добиться все0б-
щего культурного пол’ема населения.

Тело в том, что на смеяу старых классов
приходили новые, ‘но также имущие клас-
сы; уже имевшие свои кадры, классы и
прежле располагавшие всеми возможностя-
ми лля получения образования и овладения
культурой; они никогда не ставили задачи
рептительно подтянуть весь народ к своему
уровню культуры, образованности, полити-
ческой опытности и активности.

Величие советской революции, непрев-
зойленное историческое значение  совет-
ской демократии в ‘том и состоит, что
к политической деятельности и. власти
был поднят-весь народ — рабочие, кресть-
яне, интеллигенция. Перед советской демо-
кратией сразу же встала совершенно ис-
ключительной сложности задача создать но-
вые -широкие кадры деятелей из народа во
Беех областях жизни нашего общества и
принять меры к самому  решительному,
смелому п широкому распространению дан-
  ных современной науки п культуры в на-
роде. Это был план строительства нового об-
щества, выработанный Лениным и Стали-
пым. Наша партия пошла по этому пути.
Нанта, советская интеллигенция много и че-
стно поработала для осуществления этой
великой задачи. И результат скоро сказал-
ся. То, что не могла даже. поставить в Ка-
честве своей залачи парламентская демо-
кратия. то осуществила демократия совет-
ская. В этом-— выдающееся значение, пре-
восхотство и великая прогрессивная роль в
развитии общества советской демократии.

Сила прогрессивности и влияния совет-
ской демократии в наши дни настолько ве-
лика, что, по словам основателя советской
демократии В. И. Ленина, только реакцио-
нер может размалевывать теперь прелести
буржуазной демократии и ‘болтать 0 чистой
лемократии. поворачиваясь лицом к отжив-
шему прошлому. Буржуазная демократия
нисал Ленян, «была прогреесивна по отно-
пению к средневековью, п использовать ее
нало было. Но теперь она недостаточна для
рабочего класса. Теперь нало смотреть не
назад, а вцеред, к замене буржуазной лемо-
кратли  поолетатскою». (Ленин, (0ч..
т, ХХШ, стр. 361).

Таков опыт развития советекой демокря-
тин. таковы ве великие завоевания, в 0506-
	шенном риле гениально сформулированные.
	‚ товарищем Сталиным п в Конституции со-
‚ ветекого общества.

Реесторонне развитую, блестяще научно
разработанную и обоснованную творию со-
ветского государства, советской демократия
создали основатели, етроители и теоретики
сопиалистического общества Владимир
Ильич Ленин вн Иосиф Виссарионович
(‘талин. Такая теория была создана сначала
рак общее учение об историческом процес-
ее развития общества, результатом которого
явится сопиализм. Такая ° теория была
развита затем как обобщение великого
опыта строительства социализма, созида-
ния и развития новой демократия, как
проникновение в законы этого развития.
и теоретическое освещение всего пути дви-
жения советского общества от Октябрьской
революции к сониализму и от сопиализма к
его высшей сталии — коммунизму,
	(Окончание следует).
	‚ СЕССИЯ АКАДЕМИИ НАУК CCcr
	Закрылось. общее собрание Академии
	` По отделению биологических наук: А. А.
Авакян, Н. П. Дубинин, Е. М. Крепс, А. А.
Имшенепкий Н. А. Красильников, А. 4.
	Курсанов, Е. М. Лавренко, Н. Я. зАейвьть,
CJL Львов. Я. А. Наумов В: Рыжков,
	Д. Л. Фердман, А. П. Шенников, В. А, 9н-
гельгардт.

По отделению технических наук: Б.- B.
Булгаков: И. Н. Векуа, В. В. Доброволь--
ский: Н:`М: Караваев, П:`Я. Кочина, А,
Мини, М. А. Михеев, H. A. Oana Ш: М:
Павлов, А.А. Пистолькор, И. Н Плаксин,
Й. М. Рабинович, А. М,  Самарин, a. Me
Сапожников. Л. И. Седов, В. В. Соколов-.
сгий, А. 0. Спиваковский, Б, С. Стечкит, .
М. А. Стырикович; А. Н. Щукин. we

По отделению. - истории: и... философий:
С. И. Архангельский, Н. М. Др жинин; В.М:
dhyxos, M. T. Иовчук, С. В. Кравков, Г..
Rpyyc, А. 0. Маковельский; Н. М: Никодь-
ский, Н. В. Пигулевская, П.-Н. Поспелов,
В. И. Равдоникас, А. А. Сидоров, М. Н. Ти-
хоупров, П. Н. Федосеев.

По отделению экономики и права: Е. А.
Коровин, Ф: И. Михалеровий, № .А. Taare
нов. А. Н.-Трайнин. т

По отделению сни и язына:
М. П. Алексеев. С. Г; Бархударов, А. „И.
Белецкий, Д. В. Бубрих, Л. А: Булахов-
ский, А. М. Еголин, П. В. Ерятитедт, Г. `В”
Церетели.

Собрание” встретило утверждение: новых
членов-корреспондентов дружными аплодя
сментами. Президент Академии. наук’ ака“
демик С. И. Вавилов поздравил вновь 13“
бранных членов-коррегповлентов аналемич
п пожелал пм новых успехлв: в nayanol pa-
fote.

Вчера был также рассмотрел ад других
организационных вопросов.

На. вечернем заседании. был заслушан
доклад академика Г. Ф. Александрова aa
тему «0 советской демократии», а также
доклал, академика Е. В. Тарле — «250 лет
Указа Петра Го создании русского флота»:
После этого президент Академии. науь
СССР академик С. И. Вавилов об`явил 36
окончании работы общего собрания.

7 лекабря состоится с ‚вмесгное. заеела=
ние отлелений геолого-геогрзфичееких: наук
и биологических наук, посвященное. 1060=`
летию со дня рождения В. В. Докучаева. ..

Вчера общее собрание ` Академии наук
(ССР закончило свою работу. На утреннем
заселании выступил  член-корреспондент
Академии наук. СССР_Г. В. Акимов -6. 40-
кладом па тему «Новые данные о Структур-
ной коррозии металлических сплавов». До-
кладчик ознакомил собрание с найденным
в руковолимой им лаборатории методом пс-
следования процесса коррозии металлов. Он
привел также ряд примеров коррозионно-
стойких сплавов, которые ‘были  разработа-
ны © помощью новой теории коррозии.
	Затем общее собрание утвердило резуль-
таты. выборов новых членов-корреспонден-
тов Академии наук СССР, «произведенных
на заседаниях отделений .акалемии. 13.
51 вакансию для членов-корреспондентев
было представлено более 600, кандидатов.
В связи с тем, что на Этой сессии из налич-
ного состава членов-корреснондентов Axa-
демии наук СССР более 30 человек были.
избраны в академлки, число вакансий . для
членов-корребпондентов ‘увеличилось. По
всем восьми отделениям избрано 112 чле-
нов-корреспонлентов Академпн наук СССР.
	По отделению физино-математических
наук членами-корреспондентами ‘утвержде-
ны: А. И. Алиханян, А. Д: Александров,
1. А. Арцимович, Н. Н.. Боголюбов, В. И
Векслер, С. А. Векшинский. Г.-А. Гамбут-
цев, Г. А. Гринберг, Е. Ф. Гросс. Я. Б.
Зельдович, С. Т. Конобеевский, В. A. Куз-
ненов, Р. 0. Кузьмин, Г. В.. Курдюмов, 1. А:
Люстерник, Л. Д. Максутов, М. С. Молодеп-
ский, В. В. Степанов, М. Ф. Субботин,
И, М. Франк, С. 9. Фриш, Ю. Б. Харитол,
А. И. Шальников.

По арии химических науи: Н. В.
Агеев, Б. В. Дерягин, И. И. Жуков, В; А.
Каргин, И. ‘I. Кнувяни. К, А. Кочешков,
В. В. Лебединский, Ю. Ю. Матулис, И. Н.
Назаров, Б. В. Некрасов, А.. Д. Петров,
И. Е. Старик, В. И. Спицын, И. В. Тана-
наев, К. В. Чибисов.

По отделению  геолого-географических
наук: Н. В. Белов, ‘А. Г. Бетехтин, Ю. А.
Билибин, И. П. Герасимов, Ю. А. Жехчуж-
ников, Н. Г. Келль, К. А. Неналкевич, В. А.
Николаев, В. П. Ренгаотен, Н. Н. Славянов,
Н. М. Страхов, И. В. Тюрин, Е. Е. Федоров,
	Д. И. Щербаков.
	Современная форма демократии, утвер-
дившаяся, например, в Великобритании
или во Франпии, в Соединенных Штатах.
Америки или в Канаде, несомненно, пред-
ставляла большое завоевание, прогрессив-
ное достижение народов. После многих сто-
летий почти полного отстранения широких
масе народа от политической жизни, бур-
жуазная парламентская демократия яви-
лась крупным шагом вперед в развитии
политической жизни. Она вызвала значи-
тельное оживление общественной жизни и
хотя бы формально дала некоторые права
населению.

Марксисты-ленинцы никогда и не отри-
цали этого значения буржуазной демокра-
тии. Однако многие, в том числе наиболее
крупные, действительно всемирно-истори-
ческого значения политические проблемы,
вставшие в эту эпоху, оказались неразре-
шенными. К числу таких крупнейших про-
блем в первую очерель относится вопрос о
праве на труд, о действительном, а не мни-
мом участии всего народа в управлении го-
суларством: вопрос 06 отношениях между
нациями в пределах одного государства; о
политическом, моральном и идейном един-
стве общества: о распространении культу-
ры, науки, цивилизованности среди всего
населения. Причиной этой узости буржуаз-
ной демократии является то, что она но са-
мой природе своей является демократией для
имущих. «Говорят о равенстве граждан; но
забывают, что’ не. может быть действитель-
ного равенства между хозяином и рабочим,
между помещиком и крестьянином, если у
первых имеется богатство и политический
вес в обществе, а вторые лишены и того и
другого, если первые являются эксплоата-
торами, 2 вторые  эксплоатируемыми».
(Сталин, «Вопросы ленинизма», стр. 517).

Буржуазные государства и буржуазно-
парламентская демократия по евоей приро-
де и по своему историческому предназначе-
нию не могли рассчитывать на действи-
тельное участие всего народа в политиче-
ской жизни общества и в управлении госу-
дарством. Вопрос этот не был и не мог быть
разрешен буржуазной демократией.

Еще с меньшим успехом смогло буржу-
азное государство разрешить национальный
вопрос. Известна история и современное
состояние Великобритании, как государства.
Известно также, что большая часть населе-
ния Британской империи — 499 млн. из
547 млн. — вовсе отрешена от управленчя
говударетвом, не представлена ни в палате
общин. ни’в палате лордов, то-есть в ан-
глийском парламенте, и не участвует в вы-
работке законов для своей страны. =~

Еще в более затруднительном положения
оказалась современная буржуазно-парла-
ментская демократия в своих попытках до-
стагнуть некоего морального или полити-
ческого единства всех граждан общества.

Современное буржуазное общество не раз-
решило также великой проблемы массового
культурного под’ема всего общества, при-
общения к глубоким основам науки п пиви-
лизации всего населения. Буржуазная демо-
кратия ничего не предприняла для того, что-
бы знания. накопленные люльми за много
	ттлеяч лет развития, не скапливались лини...
	на одном полюсе — среди богатых — и не
использовались против интересов народа.

Но то, что оказалось не пол силу разре-
п:ить буржуазному обществу, буржуазной
демократии, то с успехом разрентила демо-
кратия советская, доказав тем самым, что
она более высокая, развитая и совершенная
форма политической жизни, чем буржуазная
парламентская система. Советы  плоло-
творно и в интересах народа разрептиля
основной вопрос всякой демократии, вопрос
с пдействительном участии всего’ трудового
населения, всех граждан общества в со-
звательном и активном строительстве обше-
ственной жизни, об участии в управлении
госуларством.

( тех пор, как возникло имущественное
неравенство людей, гтало аксиомой, будто
бы люли из народа не могут управлять го-
сударством. Великое значение советской де-
мократин еостоит, межлу прочим, в том,
что она опрокинула и развеяла эти взгля-
ды, имеющие  многотысячелетнюю  див-
ноеть. Люди из народа — рабочие, кре-
стьяне, интеллигенты-—создают новые мате-
рнальные и духовные ценности, и они же
руководят этой работой и управляют госу-
дарством. Понятно отсюда, что советский
строй ееть максимум демократизма для ра-
бочих, крестьян, интеллигенили, т. е. для
народа. ‘

Нельзя сказать, что так называемая пар-
ламентекая демократия в0зсе исключает
участие народных масс в управлении госу-
дарством. Речь идет 0 том, принимает
ли народ решающее участие в полити-
ческой жизни и в Управлении государ-
ством или он принимает в этом участие
десятистепенног. Коренное отличие нашей
советекой демократии от демократии бур-
жуазно-парламентской состоит не в том,
что там народ вовсе линтен возможности
участвовать в политической жизни и в упра-
влепии государством: это отличие в том, что
в условиях буржуазной парламентской деми-
кратии больнтинетво взрослого населения
страны, нарол никогда не может оказывать
решающего,  оснозного, — определяющего
влияния на устройство общественной жиз-
ни в своей стране, на управление государ-
ством, на определение путей развития это-
то государства, на формирование политики
своего правительства.

Великий переворот в политическом раз-
витии нашего времечи, выдающийся новый
опыт государственного строительства в том
и состоит, что первый раз за всю политиче-
скую историю, с тех пор, как возникло госу-
дарство, было созлано общество, а имении
советское общество. в котором все граждавз
привлехаются к «постоянному и непремен-
ному, притом решающему, участию в демовра.
тическом управлении государством» (Ленин,
Cou., 7. XXIV, erp. 13).

(Советекая демократия разрешила также
проблему отношений между нациями в`пре-
	Указ Президиума Верховного Совета СССР
О награждении орденом Трудового Красного Знамени
писателя Тихонова Н, С.
	За заслуги в области художественной литературы, в связи с 50-летием со дня
рождения, наградить писателя Тихонова Николая Семеновича орденом Трудозего
	Красного Знамени.
	‘Председатель Президиума Верховного Совета СССР Н. ШВЕРНИК.
Секретарь Президиума Верховного Совета СССР А. ГОРКИН.
	Москва, Кремль. 4 декабря 1946 г.
	Пресс-конференция в чехословацком посольстве.
	Вчера, 4 декабря, в Москве состоялась
пресс-конференция для представителей со-
ветской печати, на которой выступил, г.. И.
Давид, руководитель делегации Законода-
тельного Национального Coopanna   Чехосло-
вакии,

Делегация. совершила поездку по ряду
районов СССР, и г. Давид прежде всего. по-
делился впечатлениями 06 этой поездке.

— Посетив Советский Союз,—сказал
он,—мы убедились в том, что самые широ-
кие круги населения не только знают о
Чехословзцкой республике, HO и испытн-
вают по отношению к нёй самые друже-
ские чувства. В этом мы могли убедиться
во время бесед с представителями рабочих,
на митингах, проходивших ва фабриках п
заводах в тех районах, где нам удалось. по-
бывать. Во всех выступлениях не только
прелставителей интеллигенции — худож-
ников, литераторов и политиков, —но и ря-
ловых рабочих сквозила мысль о том, что
СССР и Чехословакия, осуществлявшие тес-
ное сотрудничество в годы войны, должны
продолжать и развивать это сотрудничество
и в условиях мирного строительства. Эту
мыель разделяют и народы Чехословакии.
	[-H Давид полчеркивает, что чехосло-
вацкий народ благодарен Советскому Cow-
зу и Генералиссимусу Сталину за то, что
советский народ и его Красная Армия обес-
печили разгром гитлеризма, освобождение
Чехословакии от немепко- фашистского ига
и рождение новой Чехословацкой респуб-
ЛИКИ.
	Г-н Давид сообщает, что делегация зако-
нодательного Национального Собрания Ч8-
хобсловакии посетила, помамо Москвы,
Ленинград, Грузию, Сталинград, Свердловск,
побывала в районах, пострадавших OT вра-.
жеского пашествия во время второй миро-
вой войны.

— Исключительное впечатление оставил
Сталинграл,— говорит г-н Давид.— Делега-_
ция во время своего пребывания видела в
отдельных кварталах этого, города новые
постройки, возрождающиеся заводы, однако.
большинство населения еще испытывает.
серьезные жилищные затруднения. Если бы
люли Западной Европы увидели хотя бы
один только Сталинград, они поняли бы,
какие огромные жертвы понёс Советский
Союз в борьбе с фашизмом.

— Мы побывали на многих фабриках и
заводах СССР, продолжает г-н Давид. —Мы
наблюдали всюду оптимизм, энтузиазм в
труде.

Г-н Давид выражает уверенность, YTS
пятилетний план будет не только выполнен,
но и перевыполнен. Он заявляет, что: деле
рация. Законодательного Национального Co-
брания Чехословакии расскажет рабочим”
своей страны о том, с какой энергией ‘раб9- `
тают советские люди. опыт которых явится”
	образцом: для. чехов и словаков, осуще-
ствляющих сейчас лвухлетний план Bocetas
новления экономики страны;

Далее г-н Давид ответил на’ ряд вопросов; .
заданных ему представителями советской
		Передовики на ремонте тракторов
	YOA, 4. (Норр. «Правды»). Передовые
МТС и совхозы республики все’ птире’ раз-
вертывают  сопиалистическое соревнование
на ремонте `машинно-тракторного парка.
Трактористы, становясь на слахановские
вахты в честь выборов в Верховный Совет
РОФСР ‘и в Верховный Совет Башкирской
АССР, берут обязательства-—осрочно и до-
брокачественно отремонтировать  сельско-
хозяйственные машины;

В первых. рядах соревнующихея идут
Усть-Икинекая. Байгузинская, Зиргановекая
	МТС и совхоз имени Цюрупы. ^ Байгузин=.
	сгаз МТС ко Лню Сталинской Конституций
	завершает выполнение плана четвертого
квартала. Совхоз. имени Цюрупы значитель-
HO перевыполнил госуларственный план [е-
монта. Из мастерских выпущено 11 трак-
торов вместо 6 по плану. На ремонте от-
личилась бригала тов. Надельшина. Она
отремонтировала четыре трактора. Все ре-
монтникя. выполняют нормы выработки, ›
	Лоропо оргакизованы ремонтные работы. .
в Усть-Икинской МТС. Директор этой МТС”
тов. Канеев говорит:

— Предстоящие выборы в Верховный
Совет РСФСР и в Верховный Совет Башкир- _ .
ской АССР наш коллектив решил отметить ,
новыми трудовыми успехами. :

МТС уже выполнила план ‘ремонта трак-.
торов в четвертом квартале. Из капиталь-^
ного ремонта вышло пять тракторов, ИЗ. тё-
кущего—10; а прицепные машины y ‘Hae
YHe orpeMORTHpoBaHEl . Bce. 8

Ната МТС» -сельскохозяйственный ror
нынешнего’ года завершила с уенехом. 103
довой`план тракторных работ выполнен на’
1835 проц., “каждым трактором обработано
в переводе на мягкую пахоту 475 тектаров.

Вступая в социалистическое соревнова-
ние в честь предстоящих выйоров, коллекя .

Agios

тив Усть-Икинской ‹ МТ; обязалея ремонт:
тракторов и прицепных машин закончить
к 9 февраля.
	Из ремонтных мастерских
вышли первые тракторы
	ВЕЛИКИЕ ЛУКИ, 4. (По телефону).
Тракторист Опочецкой МТС Владимир Уст-
риков известен всей области. Обязавшись
за сезон выполнить три годовых нормы, он
уже к 29-й годовщине Октября дал на сво-
ей машине 3,5 нормы. ;

Сейчае Владимир Устриков возглавил со-
цпалистическое соревнование трактористов
области за своевременный и высококаче-
ственный ремонт машин в честь всенарод-
ного праздниха — Дня Сталинской Консти-
туции и предстоящих выборов в Верховный
Совет РСФСР. Слово у Устрикова не расхо-
дитея с делом, Он работает днем и ночью,
В мастерской нехватало запасных частей,
он изготовил ax сам. И вот трактор Устри-
	кова, на котором он вспахал 1.500 гекта-
ров, вышел из мастерской. Комиссия при-
	знала ремонт его отличным. Велед за Уст-.
риковым закончили ремонт свонх машин
трактористы Михаил Иванов и Петр Es-
стигнеев. <:

В социалистическое соревнование в честь
	  предстоящих выдоров вступили сотни трак-
	TOPHCTOB. HOIIEKTHB первой  Краеногород-
ской МТС за несколько дней подготовил к
ремонтным работам мастерскую, оборудо-

вал кузницу, пустил в хол нефтедвигатель. ›
Трактористы всех шести бригад стали за

станки. КВажлый ремонтирует трактор, ка

котором работал в течение сезона. Тракто-

ристы т.т. Ильин, Федоров и Афанасьев уже

подготовили К работе свои машины. Кол-
лектив МТС обязался к 9 февраля — дню’
выборов в Верховный Совет РСФСР—закон- ° 7
чить ремонт всех тракторов.