На сессии Генеральной Ассамблеи организации Об’единённых наций
	пм жалобу». Напомнив 0 том, что Шоу-
кросс взывал к `справедливости, Вышин-
ский заметил: «Не в первый раз мы слы-
птимх слова о справедливости». Он привел
заявление вице-премьера Южно-Африкан-
ского Союза Гофмейера в парламенте, при-
знавшего, что индийцы, проживающие
сейчас в Южно-Африканеком Союзе, пере-
селились туда в результате международных
соглашений между Индией и * Южно-Афри-
канским Союзом и что поэтому правитель-
ство Индни несет определенную ответ-
CTBEHHOCTh за судьйы этих людей.

«Справедливость требует, чтобы мы
удержали эти факты в своей памяти, —
сказал в заключение советский делегат. —
Шоукроее говорил, что справедливость бу-
дет осуществлена через международный
суд. Да, справелливость должна быть оеу-
шествлена международным судом. Но этот
международный суд находится здесь, в этом
зале. Это мы с вами, это наша междуна-
родная организация, которая должна вы-
нести по этому делу евой приговор. Мы
этого хотим, мы этого требуем!».

Заключительные слова речи Вышин-
ского были встречены аплодисментами де-
легатов и публики, присутствовавшей в
зале.
	% + * }

Выступившая вторично в ходе прений
делегатка Индии Пандит Виджайя Лакптими
заметила: «Вчера я надеялась, что Велико-
британия по крайней мере останется ней-
тральной в этом споре. Но Шоукросс гово-
рил пристрастно. Он утверждал, что любое
принятое здесь решение не будет обяза-
тельным, если по этому поводу не скажет
свое слово международный суд. Он говорил
о распрях в Индии. Но эти распри в зна-
чительной мере об’ясняются той политикой,
которую на протяжении многих лет прово-
дило в Индии британское правительство.
Индия борется за свою свободу, одновремен-
но стараясь разрептить свои внешние труд-
ности».

Выразив признательность всем делега-
там, которые выступили в защиту свободы
и справедливости, Пандит Виджайя Лакши-
ми сказала: «Мы никогда не забудем, что
	угнетенные имеют друзей во веех стра-
нах».

Перед голосованием делегат Южно-Афря-
канского Союза заявил, чм обсуждаемый
вопрос, по его мнению, имеет жизненно-
важное значение для его государства, и на
этом основании потребовал применения
правила процедуры, требующего для приня-
тия резолюции большинства в 2 голосов.
Представитель Индии с полным основанием
возразил, что маловажные вопросы вообще
не выносятся на обсуждение Ассамблеи.
Все вопросы, которые обсуждает Ассамблея,
являются важными, и большинство в 2
голосов требуется лишь для принятия та-
ких решений, которые имеют особое значе-
ние. Индийский лелегат показал, что pac-
сматризваемый сейчас вопросе не носит та-
кого характера, который требовал бы при-
менения того правила процедуры, на кото-
рое ссылалея представитель Южно-Афри-
канокого Союза.

Завязалась длительная процедурная дис-
куссия, в которой участвовали главным об-
разом представители латино-американских
стран. Многие ораторы вкривь п вкось тол-
вовали устав и правила процедуры органи-
зации 0б’единенных наций. Делегат Саль-
Радора, например, договорилея до того, что
заявил: «Для принятия резолюции, осуж-
лающей преследования индийцев в Южной
Африке, требуется большинство в 2 голо-
CCB, a для решения о передаче вопроса в
международный суд достаточно простого
	требование встретило энергичное возраже-
ние представителя СССР Вышинского.

В ходе дальнейших прений представите-
ли США, СССР, Франции высказались про-
тив того, чтобы в резолюции содержалось
какое-либо осуждение практики работы 00-
вета Безопасности.

Представитель СССР Вышинский заявил,
Что советская делегация, проявляя дух со-
трудничества и стремясь к согласованному
решению, сняла свой проект резолюции в
пользу китайского проекта. В то же время
советская делегация категорически выска-
зывается против предложений австраляй-
ской делегации. «Мы решительно возражаем
против австралийского проекта,— сказал
Вышинский — по той простой причине, что
этот проект в первом, во втором, — особенно
во втором,— и в третьем пунктах содержит
в себе столько нарочитых уколов по адре-
су Совета Безопасности, столько. элементов
раздражения и поругания, что принятие
такого рода резолюции не сможет облегчить
работу Совета Безопасности. Такая резолю-
пия не сможет послужить тем добрым це-
JAM, которые мы ставим перед собой».

Французский делегат также высказалея
против австралийского проекта и поддер-
жал китайский проект резолюции. Делегат
Перу заявил, что его делегация снимает
свой проект, рекомендующий  отраничить
принцип единогласия великих держав.

Далее комитет перешел к голосованию
по четырем проектам резолюции — кубин-
скому, предусматривающему созыв конфе-
ренции для пересмотра устава организация
	06 единенных наций и отмены принципа
единогласия великих держав, аргентинско-
му, прелопределяющему противоречащие
	Подкомитет рекомендует
отношений
	Сегодня закончил работу подкомитет,
созданный политическим комитетом для
выработки проекта решения об отношенги
0б`единенных наций к франкистскому ре-
жИму в Испании. После долгих дебатов под-
комитет большинством 11 голосов против 6
при одном воздержавшемся принял проект
резолюции, в котором рекомендуется, чтобы
«0б’единенные нации отказались поддер-
живать дипломатические отношения с ны-
нешним испанским режимом» и чтобы они
«лоложили генеральному секретарю и сле-
дующей сессии Ассамблеи, какие действия
были предприняты ими в соответствии с
этой рекомендацией».

За эту резолюцию голосовали делегации
CCCP, Bexopyecun, Югославии, Польши,
	уставу ограничения этого принципа, а так-
же по’австралийскому и. китайскому про-
ектам. Результаты этого голосования весь-
ма показательны. Попытки добиться ревн-
зин устава потерпели полный провал, и ку-
бинская п аргентинская резолюции были
отвергнуты комитетом. Отвергнут и второй
пункт австралийской резолюции, в котором
содержалось осуждение практики примене-
ння принципа единогласия великих держав
в Совете Безопасности (заметим в скобках,
что австралийская делегация неоднократно
подчеркивала, что именно этот пункт ояв=
ляется основой её резолюции). .

Китайская резолюция была отвергнута,
большинством 24 голосов против 13 при
5 воздержавшихея. За китайскую резолю-
цию голосовали делегаты СССР, Белорус
син, Чили, Китая, Дании, Франции, Hon-
вегии, Панамы, Польши, Швении, Сирии;
Украины, Югославии.  Воздержалясь oF
участия в голосовании делегаты Arann
стана, Индии, Ирана, Люксембурга, Cay-
девской Аравии. Следует отметить, что 12
делегатов отсутствовали в зале заседаний;

Комитет одобрил большинством голосов
несколько пунктов австралийской резолю=
ции, в-которых Совету Безопасности река-
мендуется «принять практику и процелу-
ру, соответствующие уставу, и способетво-
вать сокращению трудностей применения
статьи 27, обеспечить быстрое ‘и эффектив=
ное выполнение Советом Безопасности своих
функций». Нетрудно заметить явное несо-
ответствие между той отромной шумихой;
которая была поднята некоторыми делета-
циями вокруг пресловутого «права вето»,
И этой тумапной формулой. Поистине, «го-
ра родила мышь».
	разрыв дипломатических
с Франко
	Франции, Норвегии, Мексики, Гватемалы,
Панамы, Венецуэлы и Чили. Против неё
голосовали представители США, Великобри-
тании, Китая, Кубы, Колумбии и Голлан-
ИИ.

Предложение США принять такую peso~
люцию, в которой содержалось бы лишь
общее пожелание, чтобы Франко доброволь=
но передал власть временному правитель-
ству, представляющему испанский народ;
было отвергнуто.

Подкомитет большинством 11 голосов
против 5 при двух воздержавитихся прянял
французскую поправку, рекомендующую;
чтобы «государства — члены организации
0б’единенных наций прекратили импорт
продуктов из Иепании».

бсльшинства». В конце концов председа-
тельствующий Спаак заявил, что он поета-
вит на голосование вопрос о том, «являет-
ся ли рассматриваемый вопрос важным или
неважным», чтобы решить, каким боль-
шинством голосов должна быть принята ре-
золюция.

Такая постановка вопроса вызвала за-
конное возражение советского делегата Вы-
пгинского. Он заявил, что устав организа-
ции 05’единенных наций вовее не преду-
сматризает разделение вопросов, обсуждае-
мых Ассамблеей, на «важные» и «неваж-
ные». Ставить вопрос так, как ставит его
председатель, значило бы усложнять его
решение. Вышинский предложил, чтобы
Ассамблея дала голосованием ответ на бо-
лее точно сформулированный вонрое: счи-
тает ли она, что лля принятия: данной резо-
люции требуется большинетво в 23 голосов,
или же эта резолюция может быть принята
простым большинством?

Спаак согласился е Вышинским, и вопрос
был поставлен на голосование. Весь зал с
огромным напряжением следил за ето хо-
лом,— голоса делились почти поровну. За
10, чтобы решение принималось большин-
ством в 2/3 голосов, проголосовали 29 леле-
гатов, в ‘TOM числе представители США,
Великобритании и её доминионов, Греции,
Турции и ряда других государств. За про-
стое больнтинетво проголосовали 24 деле-
тата, в том числе представители СССР, Ки-
тая, Сирии, Египта. Ирана, Ирака и дру-
тих стран. Делегация Франции воздержа-
лась от голосования. Таким образом, требо-
вание о голосовании большинством в 25
пропгло с перевесом всего в 5 голосов.

После этого было произведено голосова-
ние проекта резолюции, предложенного пер-
вым и шестым комитетами. Вначале голо-.
совалась поправка, предложенная южно-
африканской делегацией,/— о передаче де-
ла в междунаротный суд: эта поправка бы-
ла отклонена 31 голосом против 21 при
двух воздержавигихся. Затем была постаз-
лена нз голосование сама резолюция. Она
собрала 32 голоса, причем 2 членов Гене-
ральной Ассамблеи проголосовали за неё.
15 делегатов голосовало против. 7 воздер-
жалось. Сообщение председателя о приня-
тии резолюции, осуждающей расовые пре-
следования в Южно-Африканском (Союзе,
было встречено. бурными аплодисментами.

Делегации СССР, Франции, Китая, Кубы,
Чехословакии, Египта, Эфиопии, Мексики и
других стран голосовали за резолюцию. Де-
легации США, Великобритании, Грбции,
Голланлии, Каналы и другие — против.

Таким образом, на сегодняшнем заседа-
нии потерпели поражение не только пред-
ставители Южно-Африканского Союза, но и
делегации Великобритании, США и некото-
рые другие, прилатавиеие весе усилия к то-
му, чтобы обелить Южно-Африканский
Союз и всеми правдами и неправдами от-
клонить. резолюцию, предложенную комите-
тами.

x xk &

Далее Генеральная Ассамблея перешла к
рассмотрению вопроса о- предоставлении
Совету Резопасности сведений относительно
вооруженных сил 0б’единенных наций.

Первым по этому вопросу выступил бри-
танский делегат Шоукросе. Он настаивал
на том, чтобы информация, предоставляемая
Совету Безопасности, проверялась органами
международного контроля.

Затем выступил е речью глава советской
делегации В. М. Молотов (полный текет
речи Молотова публикуется в сегодняшнем
номере). Дальнейшее обсуждение вопроса
перенесено на следующее пленарное засе-
Jane.
	Иленарное заседание 7 декабря

wre
	НЫЮ-ПОРЕ, 7 декабря. (Спец. корр.
ТАСС). Сегодня состоялось пленарное заве-
	хание Генеральной Ассамблеи, на котором
рассматривалея ряд вопросов, предвари-
тельно обсуждавиихея в комитетах. .

Заседание началось с выборов двух чле-
нов Экономического и Социального совета.
Тайным голосованием избран в члены со-
pera представитель Белоруссии. Второй
член совета не был избран, так как балло-
тировавшиеся на этот пост представители
Голландии и Турции не смогли собрать, не-
смотря на многократное голосование, не-
обходимого количества голосов.

Центральным вопросом сегодняптнего за-
седания явилось обсуждение проекта резо-
хюции 06 обращении с индийским населе-
nem в Южно-Африканском Союзе. Этот
проект внесен в Ассамблею первым и ше-
стым комитетами, которые одобрили его на
совместном заселании большинством 24
толосов против 19 при 6 воздержавшихся.
В проекте резолюции констатируется, что в
результате обращения с индийским населе-
нием в Южной Африке ухудшились дружеэ-
ственные отношения между двумя государ-
‹твами — членами организации (6’единен-
ных наций (Индией и Южно-Африканским.
(Союзом) и что, если этот вопрос не получит
уловлетворительного разрешения, отношения
Узжду обоими государствами потерпят даль-
нейшее ухудшение. В проекте резолюции
выражается мнение, что обращение с ин-
хийцами в Южной Африке должно соответ-
ствовать международным обязательствам и
соглашениям, заключенным правительства-
Уи 0б0их государств, а также условиям
устава организации 0б’единенных наций.
Q60uM правительствам предлагается лоло-
жить на следующей сессии Генеральной Ае-
самблеи о принятых по этому вопросу меро-
приятиях.

Таким образом, предложенный проект ре-
золюция содержит осуждение расовой дис-
криминации, существующей в Южно-Афри-
канском Союзе по отношению к индийско-
му населению. Поэтому проект резолюции
вызвал ожесточенное сопротивление со сто-
роны делегации Южно-Африканского Союза
и её покровителей. Глава южно-африканской
делегации Смэте назвал этот проект «чудо-
зищным». Он жаловался на тяжесть обвя-
нений, пред’явленных его правительству.
(пасаясь такого же провала, какой делега-
ma Южно-Африканского Союза потерпела
по этому’ вопросу в комитетах, Смэте при-
бег к следующему маневру: он поставил
под сомнение правомочность Ассамблеи ре-
Wath подобные вопросы, пытаясь доказать,
910 они имеют юридический, а не политиче-
ский характер. Смэте настаивал на пере-
даче вопроса о расовых преследованиях в
	Южно-Африканском Союзе в международный
суд. Практически это означало бы сдачу во-
проса «в долгий яшик».
	Смэтеа поддержал представитель США
Фэй. Прибегая к юридическому крючко-
творству, он всячески старался затушевать
существо вопроса и представить дело таким
образом, будто бы только международный
суд вправе рассматривать его. К Смэтсу и
Фэю поисоединилея делегат Сальвадора Ка-
стро, отличившийся на-днях в комитете по
политическим вопросам и вопросам безопас-

ности своей профашистской речью в защиту
Франко.
	Делегатка Индии Пандит Виджайя Лак-
шими дала обоснованный и справедливый
отпор попыткам похоронить вопросе об об-
ращении с индийским населением в Южно-
Африканском Союзе. «Сейчас уже поздно
доказывать, что существенные наоушения
принцинов устава организации (0б’единен-
ных наций являются вопросами внутрен-
ней юрисдикции её. членов, — сказала
она.— Если бы это было так, устав был
бы мертвой буквой, а наши декларации о
мире, свободном от расового неравенства,
были бы пустой насмешкой». Не вдаваясь
в существо поставленного вопроса, который
был уже подвергнут всестороннему рассмо-
трению в комитетах, Лакшими указала, что
в Южно- Африканском Союзе самое присут-
ствие индийцев и других лиц азиатского
происхождения рассматривается как «угро-
за западной цивилизации».

«Я — закончила свою речь Лакшими —
не прошу ни жалости, ни милости, ни усту-
TOK для индийского населения в Южной
Африке, которое, по моему мнению, подняло
уровень человеческого достоинства, оказы-
вая сопротивление несправедливости и тер-
a BO HMA этого преследования. Я прошу
приговора Ассамблеи по поводу доказанного
нарушения устава. Принятое нами решение
должно оправдать или пошатнуть доверие,
питаемсе к нам простыми людьми веего
мира. Я обращаюсь е призывом в совести
мира, представляемой нами».

Глава китайской делегации Веллингтон
Ву высказалея против попыток свести на-
нет существо рассматриваемой проблемы.
«Некоторые делегаты, — сказал он,— вся-
чески подчеркивали юридическую сторону
вопроса об индийском населении в Южной
Африке. Конечно, у этого вопроса есть и
юридическая сторона, но в первую оче-
редь-—это политический вопрос». Ry под-
черкнул, что расовая дискриминация рас-
пространяется в Южно-Африканском Союзе
на представителей всех азиатских народов.
Он призывал делегатов принять проект ре-
золюции, внесенный комитетами.
	Письмо ассоциации индонезийцев
и малайцев в Англии тов. Громыко
	капиталистов притеенять народ ради её вы-
голы. Они также преследуют пели империа-
листической экспансии». -

Здявляя, что английское и голландское
правительства нарушают Атлантическую
хартию, хартию 0б’единенных наций и Те-
геранскую декларацию, авторы письма даз
лее пишут:

«До тех пор, пока организация 0б’еди-
ненных наций не воспрепятетвует осуше=
ствлению злонамеренных целей голланд=
ского правительства, в Южной Азии невоз-
можно будет достигнуть прочного мира или
плодотворного урегулирования, и это рано
пли поздно должно поставить под угрозу
мир и всеобщую безопасность. Признание
всеми демократическими государствами ми-
ра Индонезии как независимого и суверен+
ного государства явится шагом, направлен-
ным к обеспечению мира и безопасноети в
Азии в пелом и на ОЛальнем Востоке в
частности. Настало время для принятия ор-
танизацией 00б’единенных наций необходи-
мых действий, обусловленных её уставом»,
	ЛОНДОН, 10 декабря. (ТАСС). Ассоциа-
ция индонезийцев и малайцев в Англии не-
давно обратилась к тов. Громыко се пись-
мом, в котором выражает благодарность
ему и другим советским делегатам в орга-
низации 06’ единенных наций за защиту
правого дела индонезийского народа.

В письме сказано:

«От липа индонезийского народа обра-
Wan ваше внимание на тот факт, что ан-
глийское правительство непрерывно обуча-
ет и вооружает голландские войска. В Ан-
	  тлии продолжают обучаться тысячи гол-
	ландских солдат. Несмотря на так назы-
ваемое перемирие и «соглашение», в Индо-
незию продолжают прибывать хоропто обу-
ченные и оснащенные современным ан-
тглийским вооружением голландские войска.
Нет никаких сомнений в том, что иетин-
ные цель и намерения, преследуемые  ан-
тгличанами и голландцами, заключаются в
желании сохранить свое господство в Индо-
незии, чтобы эксплоатировать богатства её
недр и дать возможность горстке жалных
	Пленарное заседание $ декабря
	Генеральная Ассамблея осудила расовое преследование
индийцев в Южной Африке
		HbIO-HOPR, 8 декабря. (Спец. корр.
ТАСС). На’ сегодняшнем пленарном засе-
тании Генеральной Ассамблеи организации
0б`единенных наций продолжались прения
по вопросу о расовой дискриминации ин-
дийского населения в Южно-Африканском
Союзе.

Делегаты Мексики, Панамы, Уругвая,
Ргипта, Филиппин выступили с поддерж-
кой проекта резолюции, внесенного пер-
зым и шестым комитетами и содержащего
осуждение расового преследования индий-
res B Южной Африке. Предетавитель Фия-
липпин призывал участников сессии Гене-
ральной Ассамблеи «не поступать подобно
Понтию Пилату и не умывать рук, передав
этот вопросе в международный суд, как
предложили делегаты Южно-Африканского
Союза и США».

Делегат Голландии назвал рассматривае-
Mu вопрос «очень шекотливым». Как и
можно было ожидать от представителя пра-
вительства, предпринимавшего военные
действия против народа Индонезии, стре-
мящегося к независимости, он призывал
похоронить «очень щекотливый» вопрос
путем его передачи в международный суд.
В таком же духе высказалиеь предетави-
тели Бельгии, Новой Зеландии и Аргенти-
	— Генеральная Ассамблея достаточно
тщательно и внимательно рассмотрела
вопрос 06 обращении с индусами в Южно-
\фриканском Союзе, — сказал советский
делегат. — Этот вопрос. имеет свою исто-
рию. На протяжении многих десятков лет
в Южно-Африканском Союзе проводится
расовая дискриминация, которая веб более
усиливается и принимает всё более вызы-
вающий и острый характер.

Вышинский перечислил ряд дискрими-
национных законов Южно-Африканского
Союза, направленных против индийского
населения, в том числе законов, ограничи-
вающих свободное проживание индусов
на территории страны, кроме особых учает-
ков, и созлававших, таким образом, свое-
образное гетто для индийского населения,
законов, запрещающих браки между инду-
сами и: белыми, лишающих Индийских
женщин избирательных прав, лишающих
ппдийцев права быть избранными в пред-
славительные органы, и др. «Всё это л0-
жится черным пятном на тех, кто уста-
навливает такую дискриминацию, усугуб-
ляет и углубляет её, — сказал Вышин-
ский, — а также на тех, кто терпит та-
кое положение. Как можно мириться с та-
ким положением, когда один из законов,
действующих в Южной Африке, запрещает
индийнам даже ходить по тротуарам? »

(Советский делегат подчеркнул, что ни-
кло на Генеральной Ассамблее и в коми-
тете не оспаривал фактов расовой дискри-
минация в Южно-Африканском Союзе, так
как они неоспоримы. «Поэтому нет ни-
чего удивительного, — сказал он, — что
под тяжестью улик обвиняемый не ре-
шается оспаривать пред’явленное ему 0б-
винение. Ему остается только один путь——
попытаться переключить обвинение из 6д-
ной плоскости в другую. Потерпев мораль-
н0-политическое поражение, южно-афри-
канская делегация пробует сейчас перене-
сти весь вопрос в юридическую плоскость.
По не думаю, чтобы ей это удалось, хотя
она пользуется при STOM поддержкой та-
Koro известного юриста, как Шоукросе,
который выступил в роли алвоката Южно-
Африканского Союза, применив на этом
	ны. Британский делегат Шоукросс утвер-
ждал, что предложенная резолюция, осуж-
дающая правительство Южно-Африканского
Союза. создает «серьезную опасность» для
организации 06б’единенных ваций. Он пы-
талея запутать участников Ассамблеи
ссылкой на недовольство, которое такая
резолюция вызовет у правителей Южной
Африки. Можно напомнить, что именно под
таким предлогом сторонники мюнхенской
политики перед войной высказывались за
«умиротворение» фашистских правительств.
Это не привело мюнхенцев ни к чему хо-
ропему. Как и выступавший вчера делегат
США, _Шоукросе пыталея потопить обсуж-
лаемый вопрос в потоках юридической ар-
гументации. Он присоединилея к тем, кто
так настойчиво требует передать рас-
сматриваемый вопрос в международный суд.

Делегат Польши Виневич выразил мне-
ние, что представители всех миролюбивых
тосударств подлержат проект резолюции,
предложенный комитетами. В противовес
ссылкам на юридическую сторону дела, он
подчеркивал его политический характер.
Тем, кло пытался юридически обосновать
сдачу рассматриваемого вопроса в архивы
и ВЕ суда, дал отпор советский
делегат А. Я. Вышинский.
	поприще свои таланты и способности, до-
стойные лучшего применения». Вышин-
ский отметил, что южно-африканская де-
легация не требует отклонения проекта
резолюции, предложенного делегациями
Франции и Мексики и принятого большин-
ством первого и шестого комитетов. Она
лишь вносит поправку к этому проекту,
настаивая на передаче дела в международ-
ный суд. Делегация Южно-Африканского
Союза рассчитывает, что международный
суд даст положительный ответ на запрос
0 том, подпадают ли вопросы, изложенные
в жалобе индийского правительства, под
внутреннюю юрисдикцию Южно-Африкан-
ского 00ю33.

— Именно такого мнения придержи-
рается и Шоукросе, — сказал Вышин-
ский, — но я не могу согласиться с ним.
Это дело не подлежит компетенции между-
нзродного суда.

Советский делегат, анализируя юридиче-
скую сторону вопроса, убедительно пока-
зывает, что по своему существу жалоба
интийского правительства затрагивает
проблему международных отношений. «Жа-
л0ба индийского правительства на дей-
ствия правительства Южно-Африканского
Союза есть жалоба на нзрушение двусто-
роннего международного соглашения, —
сказал Вышинский. — Соглашения, за-
ключенные между этими правительствами
в Кептауне в 1927 и 1932 годах, не мо-
тут расематриваться как предмет внутрен-
ней юрисдикции Южно-Африканского
Союза. Иначе дело выглядело бы так,
словно Инлия стала составной частью
Южно-Африканского Союза. Неужели так
далеко идут замыслы правительства Южно-
Африканского Союза, возглавляемого фельд-
	мариталом Смэтсом: » — иронически спрс-
сил советский делегат.
Процитировав  кептаунские — соглаше-
	ния, Вышинский показал, что нарушение
их носит международный характер. «Заип-
тересованное в этих соглашениях прави-
тельство Индии нашло путь в организацию
()б°единенных наций, — сказал Вышин-
ский. — С юридической стороны нет. ни-
каких оснований отводить возбуждаемую
	Б комитетах Генеральной Ассамблеи
	несправедливые напалки от Совета Безо-
пасности. Он настаивал на принятии ав-
стралийской резолюции.
	Индийский делегат и глава китайской ле-
	тегации hy высказались против австралий-
ского проекта, подчеркивая, что было бы
излишним и вредпым подвергать осуждению
деятельность Совета Безопасности.
	Эти выступления, сочувственно встре-
ченные большинством делегатов, явно обес-
покоилн британского представителя Шоу-
кросса. Он потребовал прекратить прения и
пемедленно перейти к голосованию. Это
	НЬЮ-ИОРК, 8 декабря. (Спец. корр.
ТАСС). Сегодня в комитете № 1 было, на-
конец, завершено обсуждение вопроса 0
принципе единогласия великих держав.

После того, как докладчик подкомитета
сообщил, что подкомитет не смог вырабо-
тать согласованный проект решения и по-
тому возвращает комитету все предложения,
слово взял делегат Аветралин. В своей
длинной речи он повторил старые, избитые
рассуждения о праве «вето». C явным раз-
дражением говорил австралийский делегат
о китайском проекте резолюции, отводящем
	БЕЛГРАД, 9 декабря. (ТАСС). Сегодня
на утреннем заседании конгресса с докла-
дом на тему «Борьба славянских народов
за мир и демократию» выступил встречен-
ный бурными аплодисментами югославский
делегат Милован Джилас.

В начале своего доклада Джилас остано-
вился на вкладе славянских народов в вой-
ну против гитлеровской Германии. «Сето-
дня,—сказал он больше уже никто не
отрицает, что в борьбе против фашистских
захватчиков главную роль сыграли славян-
ские народы».

Далее Джилас остановился на некоторых
особенностях, побуждающих славянские на-
роды к взаимному сотрудничеству, к осу-
ществлению полной демократии в своих
странах, последовательной борьбе за мир
во всем мире. В прошлом, сказал Джилас,
славянские народы часто являлись размен-
ной монетой в спорах между великими го-
сударствами. В наши дни реакционные по-
литики западных стран готовы разрешать
все трудности, с когорыми встречаются их
страны, в первую очередь за счет славян.
Поэтому всестороннее взаимное сотрудни-
чество славян стало жизненной необходи-
мостью, и для осуществления и дальней-
шего развития этого сотрудничества имеют-
ся все реальные предпосылки. Характерной
чертой нынешнего сотрудничества славян-
ских народов надо считать то, что оно
является сотрудничеством свободных, де-
мократических государств, не ставящих
своей целью подчинение того или иного
славянского народа другому славянскому
народу.

Отметив, что славянское сотрудничество
не имеет никакой расовой основы, охарак-
теризовав заслуги каждого славянского на-
рода в борьбе за демократию и мир во всем
мире и подчеркнув международное значение
этой борьбы, Цжилас остановился на пер-
спективах развития славянских народов.
	О принципе единогласия великих держав
	МЕМОРАНДУМ «АМЕРИКАНСКОГО СОВЕТА БОРЬБЫ
ЗА ДЕМОКРАТИЧЕСКУЮ ГРЕЦИЮ»
	Настоящее время назначаются на должнэ-
сти в греческой армии, в то время как в
сентябре и октябре были высланы 139
бывших офицеров греческой партизанской
	армии ЭЛАС, которые сражались против
немцев. Меморандум составлен на основе
фактов, собранных «Бюро просвещения
ЗАМ».
	русской культуры, академик Греков уда-
зал, что отличительной особенностью её был
прогрессивный, демократический характер.
Творчество лучших представителей русской
науки, литературы, искусства было проник-
нуто благородными идеями служения наро-
ду. Лучшие ученые, писатели, художники
России активно участвовали в борьбе де-
мократических сил Европы против реакции
и национального гнета.

Остановившись нз учении Ленина —=
Сталина о законах развития общественной
жизни, академик Греков сказал в заключе-
ние:

Bo второй мировой войне славянским наз
родам пришлось испытать страдания и раз=
рушения, равных которым. еще не было в
их истории. Однако славянские народы не
только выдержали эти тяжкие испытания,
во, возглавляемые могучим Советским Co-
юзом, сыграли главную роль в разгроме нез
	мецкойи военной машины. Славяне еше раз.
	спасли от современных варваров Европу и
весь остальной мир.

От бредовых мечтаний о всемирном вла-
дычестве германской расы остались лишь
руины сожженных европейских городов,
трупный смрад Майданека и Оевенцима,
страшные фолианты нюрнбергекого процес-
ва. А славянская культура живет и попра-
вляется от ран, черпая силы в непреодо-
лимом единении обновленной славянской
демократии и будет цвести, оделяя челове-
чество всё новыми и новыми чудесными
плодами славянского гения.

После хоклала акад. Грекова с содокла=
дом на тему «Вклад народов Югославии в
мировую культуру» выступил доктор Стез
ван` Яковлевич. Затем с приветственными
речами выступили Светозар Ритич от имени
католического духовенства Югославии нп
митрополит „Николай Крутицкий, привет-
ствовавший конгресс от имени русской пра-
вославной церкви и патриарха Алексия.
	НЬЮ-ЙОРК, 10 декабря. (ТАСС). «Аме-
риканский. совет борьбы за демократиче-
скую Грецию» 0об’явил, что он послал каж-
дой делегации 0б’единепных наций на Ге-
неральной Ассамблее меморандум, в котэ-
ром говорится, что 1.262 офицера, коман-
довавиих в Греции в период её оккупации
немецкими «батальонами безопасности», в
	Речь А. Бышшиячскою
	Славянский конгресс в Белграле
	Червенков подчеркнул, что болгарский на-
род никогда не примирялся с навязанной
ему прогерманской политикой. Болгарский
народ не дал парю Борису втянуть Болга-
рию в войну против 0б’единенных напий.
«С этой высокой трибуны, — сказал Чер-
венков под аплодисменты делегатов, — нат
народ может с чистой душой и спокойной
совестью смотреть в глаза своим братьям-
славянам».

На этом утреннее заседание заканчи-
вается.

БЕЛГРАД, 9 декабря. (ТАСС). Сегодня в
три часа дня открылась выставка, посвя-
щенная разгрому фашистской Германии. На
открытии выставки присутствовали деле-
гаты и гости Славянского конгресса,
	 TIOG TBI и посланники славянских стран, ми-
	нистры югославского правительства. Вы-
ставку открыл по поручению подготови-
тельного комитета Славянского конгресса
соретский делегат Гундоров.

На вечернем заседании конгресса с до-
кладом 0 втором пункте повестки дня «Роль
славян в истории мировой культуры» вы-
ступил советский делегат академик Греков.

В своем докладе академик Греков оста-
новился на условиях, в которых зародилась
н протекала общественно-политическая и
культурная жизнь славянских народов, 3
также на важнейших достижениях славян,
ставших достижениями общечеловеческой
культуры.

Докладчик особенно подробно осветил
развитие культуры русского, украинского и
белорусского народов. Он подчеркнул вы-
дающуюся роль Руси и других славянских
государств, спасших Западную Европу от
набегов кочевых народов Азии. Эта заслуга
славянских народов перед человечеством,
сказал Греков, несомненна. Можно только
Удивляться, что 0 ней очень часто забы-
вают,

Говоря 0 замечательных достижениях
	В заключение Джилас остановился на
выдающейся роли Советского Союза в войне
против фашизма, в борьбе славянских наро-
дов за мир и демократию. «Советский
(оюз,— сказал Джилае,— является ныне
не только мишенью для нападок всех реак-
ционеров и поджигателей войны, но и
центром, вокруг которого об’единяются все
демократические силы мира». Славянские
народы сплотились вокруг Советского Сою-
за потому, что рядом с ним они становятся
серьезным фактором в международной поли-
тике, становятся подлинно независимыми и
свободными государствами и служат приме-
ром развития новых демократических форм
народной жизни.

— Я,— продолжал  Джилас;— говорю
как югослав, но думаю, что могу сказать
от имени всех вас: нет славянского сотруд-
ничества без искренней любви и дружбы к
Советскому Союзу, нет успеха в борьбе за
мир и демократию без опоры на Советский
Сот0з.

После доклада ЛДжиласа председатель-
ствующий советский делегат Гундоров пре-
доставляет слово Христо Коневскому, при-
ветствовавшему конгресс от имени 130 сла-
вянских организаций Аргентины и славян-
ских союзов Уругвая и Боливии.

Затем выступил советский делегат—ин-
женер Сталинградского тракторного завода,
участник обороны Сталинграда Алексей
Степанов. Его речь, посвященная сокрупш-
тельному удару, который был нанесен нем-
цам под Сталинградом, и возрождению горо-
да-героя, неоднократно прерывалась бурны-
ми аплодисментами.

Польский делегат Станислав Троянов-
ский говорил о страданиях и борьбе поль-
ского народа в годы оккупации и о ходе
восстановительных работ в Польше.

С большой речью выступает член чехо-
словацкой делегации доктор Густав Гусак.

В своей речи болгарский делегат Вылко