12 ЛЕНАБРЯ 1946 г., № 293 (10375)

__С какой гордостью 38а свою последователь
но-революционную партию. и 6. каких pped
зрением к соглашателям ‘писал Сталин в
трудные для революции дни?”
«Рабочие никогда не. забудут, что В тя
делые минуты июльских дней, когд% раз”
яренная контрреволюция обетреливала рево-
люнию, партия большевиков была един-
ственная, которая не _ покинула ‘рабочих
кварталов.   .
Рабочие никогда не забудут, что в эти
		ров. п меньшевиков были в лагере тех, BQTO=-
рые громили  и обезоруживали рабочих, сол-
дат и ма фовов»” (стр. 132—133).

Выполняя волю своих хозяев, соглаша=
телн> “aes развенчиванием и трав
reg Co ,
	«Как лолжны после этого, —— писал
	Сталин, _ OTHOCHTDCA RK НИМ OpTaHasosane

nw
	“eee Oe ne

ные в Советы рабочие и солзаты.:! и
Рабочие. обычно вывозят Ha ‘тачка
штрейкбрехеров ззбастовки, — ‚, . ;
Крёстьяне обычно выставляют к позор
ному. етолбу штрейкбрехеров общего дела,
Мы не сомневаемся, что Советы найлут
средство должным образом заклеймить пре»
зренных штрейкбрехеров революции и 6$
организаций» (стр. 319—380).

Борьба большевиков против российского и.
международного оппортунизма, реформизча
имеет огромное значение для революционя
ного рабочего движения. зарубежных стран;
Последовательно, шаг за зтагом большевикя
разоблачили перед всем народом истинное
лицо меньшевиков и. эсеров — проводников
буржуазной пмпериалистической полятики.

привели народ к убеждению, что соглатна-
тели предают интересы страны. Рабочие и
крестьянская беднота ‘отвернулись OF
эсеров и меньшевиков и безраздельно дове-
рились партпи большевиков. это и сказа-
лось в бурном процессе большевизания Co+
ветов. Страна вплотную подошла к пробле
ме власти. Происходил тот самый нод’ем
революционной волны, который прелсказы-
вал на VI c’esia партии товарищ Сталин,
который так систематически, умело, Ha-
стойчиво готовили большевики, Лозунгом
этого периода вновь стало «Вся влаеть (9-
ветам». Но это был уже не старый лозунР
передачи власти в руки эееро-меньшевиет-
ских Советов, & лозунг восстания против
Временного правительства с целью переда-
чи всей власти в стране Советам, руково
лимым большевиками.

Между 12 и 14 сентября Ленин написал
свои знаменитые письма с призывом к вос-
ставию. 15 сентября эти письма обсужда-
лись в ЦК. По предложению Сталина, они
были перепечатаны и разосланы для сведе-
ния областным организациям партии: Нача-
лась подготовка восстания. .

10 октября состоялось решение ЦЕ о не
медленной организации вооруженного’ вос
етанля. 16 октября состоялось расширен
ное заселание ЦК партии, на котором был
пзбран Партийный центр по руководетву
восстанием во главе с товарищем Сталиным.
Этот Партийный центри руководил. прак=
_тически всем восстанием.

Наступили решающие дни. Подготовка в0-=.
оруженного восстания закончилась. Пред-
стоял самый удар. vO

24 октября 1917 г. в передовой статье
центрального органа партии большевиков
«Рабочий путь» товарищ Сталин писал;
«В феврале месяце свергли царя солдаты и
рабочие. Но, победив царя, они не захотели
взять власть в евои руки. Руководимые дур-
ными пастырями, эсерами и меньшевиками,
рабочие и солдаты добровольно передали
власть ставленникам помещиков и капита-
листов: Милюковым и Львовым, Гучковым
и Коноваловым.

Это была роковая ошибка победителей. 33
эту ошибку расплачиваются теперь солда»
ты на фронте, рабочие и крестьяне в тылу:

..дту ошибку нужно исправить теперь xe.
Настал момент, когда дальнейшее промелае-
	‚ние грозит гибелью всему делу революции,
	...[0, чтэ не было сделано в феврале
должно быть сделано теперь. .

Таким и только таким путем могут быть
завоеваны мир, хлеб, земля, свобода» (стр.
387, 388, 389).

Именно в этот день, 24 октября; больше
вики вывели народные массы на штурм
Временного правительства. Вея гигантская
работа партии большевиков, убедивией Ha-
Род в своей правоте, изолировавшей согла-
шателей, сумевшей создать и воспитать
политическую армию, свазалась в той бы-
строте, с какой завершилось вооруженное
восстание: ночью 24 октября с0 старой
властью было покончено, утром. 25 ок-
тября было’ опубликовано написанное
Лениным историческое обращение Boenuo-
революционного комитета «К гражданам
Роесни», извещавшее народ о пбреходе го»
сударственной власти в руки Советов.

Старая власть пала. Над миром взошло
солнце Великой Октябрьской социалистия
ческой революции.

го предоставить право на самоопределение,
вилоть до государственного отделения, всем
нациям; нужно было уничтожить господ-
ство помещиков и имперналистической бур-
жуазин.

Контрреволюция клеветала, что больше-
вики CTOIT за «расчленение России», «за
распад России». С резкой отповедью клевет-
никам выступил товарищ Сталин.

«Мы вовсе не против об’единения наро-
дов в одно государственное целое. Мы от-
нюдь не за лробление крупных государств
на мелкие. Ибо ясно само собой, что об’еди-
нение мелких государств в крупные являет-
ся одним. из условий, облегчающих дело
	без  осуществления социализма.
	Но мы безусловно за то, чтобы 06 едине-
ние это было добровольным, ибо только та-
кае 0б’единение является действительным и
прочным.

Но для этого необходимо, прежде всего,
полное и безоговорочное признание права
народов России на самоопределение, вплоть
то отлеления их от Роесии» (стр. 208).
	Правдивые, освободительные иден боль-
шевикоз завоевали угнетенные народы на
сторону соцналистичеекей революции. По
всей необ’ятной стране росло и усилива-
лось национально-освободительное движе-
вие, влизаяеь в общее руело борьбы про-
тив имперчалистского Временного прави-
тельства.

Четвертый и самый коренной вопрос,
определявший исход всей борьбы больше-
виков в 1917 году, — это борьба рабочего
класса за свержение буржуазии и установ-
ление диктатуры пролетариата,

Обращаясь ко всем слоям трудящихся,
Сталин призывал их сплотиться вокруг ра-
бочего класса России, закаленного в боях,
прошедшего уже две революции и завоевав-
шего авторитет гегемона, вождя народа.

Борясь за государственную власть, чтобы
дать мир всем трудящимся, землю — кре-
стьянам, свободу устраивать свою судьбу
угнетенным нациям, продетарнат вместе с
тем добизалея введения контроля над обще-
ственным производством и распределением
продуктов, как одной из переходных мер в
социализму.

Рабочий класс Россий был вооружен са-
мой передовой идеей, лававшей ясные цели
борьбы, развязывавшей творческие силы на-
рада, — идеей возможности победы еоциа-
лизма в одной, отдельно взятой, стране. Во-
оружению рабочего класса этой идеей и раз-
‘трому вражеских «теорий» троцкистов и бу-
харинцев 9 невозможности победы социа-

лизма в Рогеии ‘посвящены статьи и вы-

ступления товарища Сталина.

Товарящ Сталин на У! е’езде партии
беспощадно бичевал онпортуниетов, выету-
павших против ленинской теорни победы
сонпализма в одной стране. «Было бы не-
достойным пелантизмам, — говорил он, —-
требовать, чтобы Россия «подождала» Cc еэ-
Циалистическими преобразованиями, пока
Европа не «начнет». «Начинает» та стрз-
на, у которой больше возможностей...х
(стр. 174).

Товарищ Сталин разоблачил Бухарина..
боровшегося против пролетарской револю-
ции, и троцкиета Преебраженекого, предло-
жившего вставить в резолюцию по вонро-
су о победе социализма в Росени троцкиег-
скую поправку, отвергавшую возможность.
социалистического переустройства nani
страны без наличия пролетарской револю-
ции на Западе. «Я против такой по-
правки, — говорил товариш Сталин. — He
пеключема возможность, что именно Poc-
вия явится страной, пролагающей путь к
социализму... Надо откинуть отжившее пред-
ставление о том, что только Европа может
указать нам путь. Существует марксизм
догматичрекяй и маркеизм творческий. Я
стою на почве послелнего» (стр. 186—187).

Это гениальное предвидение товарища
Сталина получило полное подтверждение
в последующем ходе исторического разви-
тия. Именно в России восторжествовал со-
цнализм, именно наша Советская Родина
проложила пути к новому обществу, не
знающему эксплойтации человека челове-
ком, обществу, в котором осуществлены
подлинная свобода, равноправие и дружба
народов. С Октябрьской революции именно
советская страна стала во главе мирового
прогресеа и цивилизации,

Самый революционный в мире россий-
ский пролетариат, вооруженный передовы-
ми идеями большевизма, творческого марк-
сизма, встал во главе народных масс, своей
беззаветной борьбой за социализм увлекая
и сплачивая трудящихся всех народов Рос-
сии.

Товарищ Сталин разоблачал позиции с0-
глашателей по основным вопросам револю-
ции. Он следил за каждым итагом согла-
шателей, за любой их маскировкой, за лю-
бой попыткой скрыть свою истинную суть.

Соглашатели сначала не вошли было в
соетав правительства, но они призывали к
полному доверию правительству. Зоркий
глаз вождя, однако, уже заметил, что еогла-
шатели подготоваяют массы к своему вхож-
дению во Временное правительство. В за-
метке «На пути к министерским портфелям»
товарищ Сталин разоблачил плехановекутю
труппу «Рдинство», добивавшуюся мини-
стереких портфелей в правительстве Милю-
	кова и Гучкова. Обманщики народа, агити-
		руя за вхождение в правительство, есыла-
лись на резолюцию большевиков, которые в
революции 1905 г. требовали вхождения в
революционное правительство. Товари
Сталин резко подчеркивал всю разницу меж-
ду буржуазным правительством, созданным
в России поеле февральской революции, и
тем революциеныым временным правитель-
ством, формирования. которого добивалась
партия большевиков в 1905 г.

«Временное правительство возникло у
нас. — писал товарищ Сталин, — не на бар-
рикадах, з возле баррикад. Поэтому оно п
не революционно, — оно только плетется за
революцией, упираясь и путаясь в ногах»
(стр. 14). Не доверять Временному прави-
тельству, а углублять революцию — тах
ставил задачу товарищ Сталин.

С какой едкостью, с каким сарказмом
срывает товарищ Сталин социалистическую
маску с рсеро-меньшевистеких соглашате-
лей. «Вообще все они за революцию, — пи-
‘сал товарищ Сталин, — но постольку (по-
стольку!), поскольку она не страшна для
капиталистов ип помещиков, поскольку она
не илет вразрез с интересами последних.
	Короче: все они за те же практичесьне
шаги, что и Бадеты, но с оговорочками да

Сталина
		ом Сочинении

войны и мира. Она боролась до конца про-
тив империалистической войны, вела не-
примиримую борьбу против шовинизма во
имя пролетарского интернационализма и
дружбы равноправных, освобожденных от
гнета народов.

В третьем томе Сочинений И. В. Сталина
не только обоснованы и разработаны пробле-
мы стратегии партии, проблемы перераста-
ния буржуазно-демократической революции
в социалистическую. В этом томе товарищ
Сталин разрабатывает вопросы тактики
партии для обеспечения основной стратеги-
ческой задачи; : oe

Центральная пдея тома — это борьба за
власть Советов. Читатель этой книги видит,
как последовательно развивалась политика
большевистекой партии в борьбе за власть
Советов, в борьбе за диктатуру пролетариа-
та. Товарищ Сталин- характеризует предно-
сылки и условия осуществления этой исто-
рической задачи. Он локазывает, как с из-
менением обстановки партия по-новому
ставила генеральный лозунг борьбы за
власть Советов. Товарищ Сталин подробно
анализирует характер кризиса власти и
дает глубокое определение сущности непо-
средетвенной революционной ‚ситуации.
Товарищ Сталин учит, на каких принципах,
Kak организуется и побеждает вооруженное
восстание,

«Теория становится материальной силой,
как только она овладевает массами», —пи-
вал Марке. Блестящим подтверждением
этому является вся история большевизма,
история борьбы партии в 1917 г. Партия
Ленина — Сталина, вооруженная идеями,
служащими передовым силам общества, по-
казала непревзойденное уменье мобилизо-
вать вокруг своих лозунгов миллионные
массы, сорганизовала евою политическую
армию и выбрала момент для нанесения ре-
шающего удара по врагу.

Организующая, мобилизующая и npeos-
разующая сила передовых идей, великих
идей большевизма, с особой яркостью пред-
стает в Ш томе Сочинений И. В. Сталина.
	Ч ИЩИ Г ПХ Ну eh

ческое движение за мир, крестьянеоко-
демократическое движение за захват поме-
шичьих земель, национально-освободитель-
ное лвижение угнетенных народов за на-
циональное равноправие и социалиетиче-
екое движение пролетариата за свержение
буржуазии, за установление диктатуры
пролетариата. .

Несомненно, что соединение этих раз-
личных революционных потоков в один
общий мощный революционный поток ре-
шило судьбу капитализма в России»
(стр. 204).

Первый и основной вопрос, которому
партия уделяла главное внимание, был во-
прое войны и мира.

Временное правительство, прикрываясь
гоалицией с мелкобуржуазными партиями,
стало переходить к активным действиям во
внешней политике. Все буржуазные и мел-
кобуржуазные партии в один голое уверя-
ли, что война перестала быть империалиет-
ской после свержения царизма. Товаряш
Сталин настойчиво и систематически разо-
блачал все доводы и софизмы сторонников
оправдания империалистской войны. Ха-
рактер войны не изменилея от перехода
власти из рук царского в руки буржуаз-
ного правятельства.

Приход к власти буржуазного Вре-
менного правительства ничего не изме-
нил в положении страны. «С точки зре-
ния мировой политики и всемирного финан-
сового капитала — писал Ленин 0 Вре-

менном правительстве, — правительство,
Гучкова — Милюкова просто приказчики
банковой фирмы: «Антлия и Франция»,
орудия продолжения — империалистекой
бойни нарполов» (боч., т. ХХХ, стр. 315):

При буржуазном Временном правитель-
стве иностранные империалисты совершенно
распоясалиеь. Послы иностранных держав
вмешивались во внутренние дела страны.
Они оказывали давление при выборе того
или другого министра. Они требовали су-
ровых мер борьбы с революцией. Они на-
стаивали ва оргацизации наступления на
фронте.

Партия большевиков смело и открыто
разоблачала иностранных хозяев и их рус-
ских лакеев, Об’яеняя причины успеха
контрреволюции в июльекие дни, товарищ
Сталин говорил: «По некоторым данным,
заелуживающим серьезного внимания, тут
видна рука английского посла Бьюкенена.

и банкиров...» (стр. 119).

С гневных презрением бичевал товарипе
Сталин представителей иностранного капи-
тала, которые осмеливались вмешиваться во
внутренние дела страны, которые вели себя
в Россия, «как европейцы в Центральной
Африке» (стр. 287). И с той же разобла-
чающей силой обрушивался товарипг Сталин
на тех, кто звал иностранных имнериали-
етов, готовясь продавать им по частям роди-
ну, на тех, кто помогал иноземным «варя-
там» вести себя в Росспи, как в колониаль-
ной стране. «Торжества интересов своего ко-
шелька, хотя бы ценой гибели Росвии —
BOT чего хотят они»,— писал Сталин о бур-
жуазии и помешиках (елр. 192).

Сила внутренней контрреволюции в под-
держке международной реакции. Это пока-
зала не только история русской революции
и тражданской войны, когда вооруженная
интервенция иностранных империалистов
была главной базой контрреволюции. Реак-
ционные силы извне нитают деятельность
реакционных элементов внутри страны. И
ныне греческие монархисты держатся в стра-
не, лишь опираясь на штыки оккупацион-
ной английской армии. Буржуазная оппо-
зиция. в етранах народной демократии вдох-
невляетея поддержкой извне. Оппозиция в
Болгарии, Польше и Румынии, боряеь про-
тив народа, постоянно прибегает к
помощи  реакдионных кругов США
и Англии, Не имея и лени  надеж-
ды собственными силами  еправитьея
в народными массами, оппозиция, подобно
тому, как в свое время делала русская
контрреволюция, взывает к международной
реакции. Таков закон истории.

ый ПРЕ

о АИ
	Большевики возглавили борьбу широких
народных масе за мир, за освобождение стра-
ны от полуколониальной зависимости. Пар-
гия Ленина—Сталина взяла на себя защиту
коренных интересов нации в отличие от
буржуазного правительства, готового pac-
продать страну по частям, тольго бы сохра-
нить власть. Этой борьбой большевики
	массы трудящихея, жаждавших мира
свободы.

Второй жгучий вопрос, на который народ-
ные маесы требовали ответа, — это вопрос
о земле. Временное правительство всячески
оттягивало решение аграрного вопрова в на-
дежде выяграть время, Чтобы совсем снять
его с повестки дня В-крайнем случае бур-
жуазня вадеялась отделаться подачками—
отдать крестьянзм земли Романовых или
монастырей, но сохранить помещичью соб-
CTBEHHOCTE.

Большевики требовали реализовать веко-
вые чаяния трудящихся крестьян. Они до-
бивались конфискации помещичьих земель,

В том числе земель семьи’ Романовых, 063

выкупа, требовали национализации всей
земли. .

В ряде ярких и ‘достуцных статей: «Зем-
лю — крестьянам», «Отставшие от револю-
ции», «К выборам в Учредительное собра-
ние», «Русские крестьяне и партия безголо-
вых» и т. п. — Сталин  мобилизовывал
вокруг большевистской партии  ши-
рокие слои трудящихея деревни. Кре-
стьяне Рязанской губернии  обрати-
лись к министру Шингареву © заявле-
нием о том, что они возьмут на себя за-
палку брошенных помещиками земель. В
ответ на это Временное правительство раз-
разилось телеграммой, запрещающей само-
вольную запашку и предлагающей кресть-
янам ждать созыва Учредительного собра-
ния; Товарищ Сталин разоблачил этот
маневр.

«Нас не удивляет такой ответ, Прави-
тельство фабрикантов и помещиков иначе и
не может относиться к крестьянам: что им
крестьяне, здравствовали бы помещики!»
(стр. 35).

Товарищ Сталин обращался ко веей кре-
стьянской бедноте в призывом брать свое
лело в собственные руки. Он рекомендовал
организовать революционные крестьянские
комитеты и, немедленно забрав через коми-
теты помещичьи земли, обрабатывать их
организованным порядком,

Большевики исходили из того положения
Сталина, что. «чем ближе к власти старая
земельная аристократия..., ‘тем сильнее
гнет и тем безобразнее его формы» (стр. 50).
Поэтому удар по помещикам, по «земельной
зристократии» удовлетворял чаяния кресть-
янства и вместе 6 тем облегчал демократи-
ческое развитие России,

Не случайно, что и ныне, после второй
мировой войны, демократичеекое движение
масс в ряде государств Восточной и Юго-
Восточной Европы выразилоеь прежде всего
в экспроприации помещиков.

Третий вопрос, приковывавший к cede
внимание миллионных маес, был вопрос о
судьбе угнетенных наций. И тут Временное
правительство лавировало, избегало реши-
тельных мер, откладывало решение вопроса.
Успех борьбы за переход власти в руки про-
летариата и беднейшего крестьянства во
мпогом зависел от того, удастся ли пролета-
риату повести за собой трудящиеся массы
угнетенных — наций. Идеи  большеви-
ков 0 национальному вопросу были
четко и ясно изложены в докладе Сталина
на апрельской конференции:

«...Наша точка зрения на национальный
вопрос, — говорил Сталин, — сводится к
следующим положениям:

а) признание за народами права на от-
деление:

a em owt о я ьы.

hy eet
	0) для народов, остающихся в пределах
данного государства, — областная автоно-
МИЯ:
	в) для национальных меньшинств — 060-
бые законы, гарантирующие им свободное.
развитие;

г) для пролетариев всех национальностей
данного госуларства — единый нераздель-
ный пролетарский коллектив, единая пар-
тия» (стр. 55).

В статьях и речах товарища Сталина, вме-
сте с Лениным заложившего основы и разра-
ботавшего большевистскую платформу по на-
циональному вопросу, а именно — «0б от-
мене национальных ограничений», «Доклад
по национальному вопросу», «Контррево-
люция и народы Росени» и др.— ярко от-
ражена эта борьба большевиков за OCBO-
бождение угнетенных наций.

Высмеивая попытки Временного прави-
тельства успокоить угнетенные нации изда-
пием декрета об отмене вероисповедных и
национальных ограничений, товарити,
Сталин указывал, что такой половинчатый
декрет совсем не обеспечивает действитель-
ной национальной свободы. Для того, чтобы
установить подлинное национальное рав-
ноправие, необходимо было прежде вее-
	Идеи большевиков проникали в народ в
борьбе с враждебной идеологией. Им необхо-
димо было пробить дорогу, смести с пути
препятствия, разоблачить и вскрыть преда-
тельскую сущность всех и всяких чужих,
отсталых идей и прежде всего тех, которые
маскировались «служением народу», «поль-
зой народу» и т; п, Приходилось выету-
пать также против сомневающихся в исхо-
Je борьбы, против испутавлеихея иепыта-
ний революциенной бури. Даже великий
революционный писатель М. Горький про-
явил в те дни мелкобуржуазные патания,
оказалея на ложном пути, примкнув к 10-
луменьшевиестекой газете «Новая жизнь»,
деятелей которой товарищ Сталин образно
н точно назвал «перепуганными невраете-
никами». Но под влиянием суровой и прин-
ципиальной критики Ленина и Сталина
Торький скоро включился в борьбу за побе-
ду большевиетоких идей и снова примкнул
Е пролетариату, служению которому он от-
дал вею свою жизнь.

В период подготовкл социалистической
революции проявилось стратегическое пра-
вило партни большевиков -— направлять
главные стрелы по основной социальной
опоре противника.
	Во время подготовки. буржуазно-демокра-
тической революции главной опорой само-
державия являлись калеты — партия co-
глашения с царизмом. Поэтому большевики
направляли главные удары против кадетов,
боролись за изоляцию кадетов. В период под-
тотовки социалистической революции, после
свержения царизма, партия кадетов превра-
тилась в господствующую партию, правя-
щую партию, а наиболее онасной социаль-
ной опорой империализма оказались мелко-
буржуазные партии эсеров и меньшевиков—
партии соглашения между империализмом и
трудянимися массами. Главные удары боль-
	щевиков направлялись против эсеро-мень-
	прибауточками _ 6 «свободе», «революции»
и пр. : at

..Фразы 6 ввободе п социализме лишь
прикрывают. ‘их кадетекую  сущноеть»
	  (етр. 74).
	Только что вышедший Ш том Сочине-
ний И. В. Сталина посвящен подготовке
Великой Октябрьской социалистической ре-
волюции. Если первые два тома отражают
теоретическую и практически-революцион-
ную деятельность товарища Сталина на
первом стратегическом этапе революции, ко-
тда целью борьбы было свержение самодер-
жавия, то третий том целиком посвящен но-
BOMY периоду — второму стратегическому
этапу революции, когда целью борьбы было
свалить имперпализм в России и добиться
победы социалистической революции. Шаг
3% шагом встает перед читателем величест-
венная картина деятельности партии боль-
шевиков, убедившей народ в правоте своих
идей, сорганизовавшей и поднявшей про-
летариат и беднейшее крестьянство Россия
на великую социалистическую революцию.

В’ противовес всем мелкобуржуазным по-
путчикам рабочего класса товарищ Сталин
н на первом ин на втором стратегическом
этанах революции, исходя из ленинской тео-
рии социалистической революции, всесто-
ронне обосновывает возможность и необхо-
димость гегемонии пролетариата в борьбе за
социально-экономическое переустройство
страны, ‘за ликвидацию хозяйственной, по-
литической, военной, культурной отстало-
сти России.

Большевистская партия была единетвен-
ной партией, которая признавала гегемонию
пролетариата основным условием победы
буржуазно-демократической революции и
перерастания последней в революцию со-
циалистическую. Она была единственной
партией, которая признавала возможность
победы социализма в одной, отдельно взятой,
стране, победы социализма в России. Пар-
тия большевиков имела свою конкретную
революционную платформу при  пере-
ходе от буржуазной революции к социё-
листической. Она была единственной пар-
тией, которая была вооружена последова-
тельно революционной программой по на-
пиональному вопросу и вела последователь-
но революционную политику по вопросам
	Сталин призывал трудящихся проверять
политические партии по делам, а не по их
заявлениям. Сколько обещаний надавали.
эсеры крестьянам о земле! Эееры даже сами
себя называли крестьянской партией. Но
когда пришлось перейти к делу, когда ли-
дер эсеров Чернов стал министром земледе-
лия, «крестьянская партия» палец о палец
не ударила, чтобы выполнить. свои обеща-
ния. Напротив, эсеры поддержали помещи-
ков. «Оказалось, — Tak пригвоздил Сталип
эсеров к позорному столбу, — что кричать
о земле и о крестьянах легче, чем на деле
гередать землю крестьянам, Оказалось, что
эсеры лишь на. словах «болели душою» 3&
крестьян, а когда пришла пора перейти от,
слова к хелу, — онн предпочли спасовать,
спрятавшись за Учредительным  собра-
нием...» (стр. 324). a

Эсеро-меньшевики всячески пеплялиеь
за соглашение с буржуазией. Они вопли в
состав контрреволюционного ‘ Временного
правительства. Используя временное «бес-
сознательно-доверчивое» отношение Nace
к буржуазии, ° соглашатели стали  щи-
том буржуазии, предохраняя ее от ударов
народа. Под прикрытнем соглашателей бур-
жуазное Временное правительетво перешло
к наступлению на фронте в июне 1917 г.,
кончившемуся крахом, Именно с помощью
готлашателей капиталиеты и помещики в
июлю 1917 т. полностью прибрали к своим
рукам власть и приступили в разгрому
революции.

Победа большевистских идей была обес-
печена блестящей тактикой и огромной ор-
ганизационной деятельностью партии. Боль-
шевики помогали народу учиться на ©90-
ственном опыте, проверять нартии но 1х
действиям. Партия большевиков не перепры-
тивала черзз этапы развития революции. Она
старалась взять из предыдущего этапа все,
ч10 можно, прежде чем перейти к следую-
щему. Ленин и Сталин зорко следили за
поворотами истории, определяя кажлый раз,
какова главная форма борьбы, и выдвигая
лозунги, соответствующие задачам данного
этапа. В етатьях товарища Сталина показа-
ны вея глубина диалектики и гибкость так-
тики большевиков.

Разгоном июльской демонстрации назал-
ся новый этап революции. Двоевластие кон-
чиловь. Власть е помощью эсеро-меньшевя-
ков полностью перешла в руки буржуазии.
Кончилась крайне редкая в истории воз-
можность мирного развития революции. В
связи с крутым изменением общеполитиче-
сцой обетановки прежний лозунг «Bea
власть Советам» уже не мог быть оправ-
дан. Партия на воемя снимает этот лозунг.
Это не значило, что партия была против
Советов как формы организации власти.
Это означале, что данные Советы, возглаз-
ляемые эсерами и меньшевиками, скати-
лись к полной поддержке буржуазии, не
могли взять в свои рукн власть. Задача ео-
стояла, в том, чтобы добиться изменения с0-
става Советов.

VI c’e3] партил, принявший резолюцию,
написанную товарищем Сталиным,  напе-
лил партию на вооруженное  восста-
ние. Ho это не означало - немех-
ленного выступления. Товарищ Сталий
подчеркивал на с’езде, что свержение дикта-
туры буржуазни возможно лишь при усло-
вии Нового мощного политического пол’ема
в общерусском масштабе. Такой погех был
неизбежен, ибо ни одна коренная залача ре-
волюпии не была решена, а репрессиями их
разрешить было невозможно. Задача в тот
период состояла в пропаганде необходимости
восстания. И. В. Сталин говорил: «Главная
задача — пропаганда необходимости свер-
жения существующей влаети. Мы еще недо-
статочно подготовлены в этому. Но надо под-
ГОТОРИТЬСЯ.

Надо, чтобы рабочие, крестьяне и сол-
даты поняли, что без свержения нынешней
власти им не получить ни воли, ни земли!»
(стр. 184).

Сразу по окончания работы с’езда товарищ
Сталин развертывает борьбу за реализацию
его решений. В кристаллическн яеной
форме товарищ Сталин отвечает на
жгучие вопросы народных Mace, T10-
могая им YCBOHTb  оеновную задачу.

ВБ -чьих руках власть? — В руках капи-
талистов, в руках господ Рябушинсках,
угрожающих голодом задунить революцию.
Вто губит Россию?—Рябушинские и Rono-
валовы, капиталисты и банкоры, наживав-
шие миллионы на военных поставках и го:
сударетвенных займах. Кто продает Рус-
сию? — Господа капиталисты, готовые на
любое преступление, на продажу родины,
только бы сохранить в своих руках власть.
Кто помогает и прикрывает их? — Эееро-
меньшевистекие соглашатели, взятые «про-
сто в лавкен для услужения  торжествую-
щим вонтрреволюционерам» (стр. 216).
Под влиянием разоблачительной работы
большевиков народ начинает. понамать, кто
ведет его к гибели. Поворот умонаетроений
народных масс пугает контрреволюцию. Она
торопится закрепить свои позиции. Контрре-
волюция готовит военную диктатуру, чтобы
«сильной рукой» вернуть все вепять. Она
ищет «имя». Генерала Корнилова выдви-
гают на роль военного диктатора. В конце
августа генерал Корнилов двинул третий
конный корпуе на Иетрограл, чтобы разла-
	‘РИТЬ большевиетекую партию, разогнать
	Севеты и вернуть страну к царизму. Но
партия большевиков на страже. Она под-
няла народные масеы против Корнилова.
		Большевики, как эта ярко показано в
Ш томе Сочинений И. В. Сталина, высту-
пяли в 1917 году, в условиях жесточай-
птего политического п хозяйственного кри-
зиса России, с ясным, четким, глубоко про-
думанным планом спасения страны. Все
произведения, опубликованные в этом то-
ме, последовательно, настойчиво отстаи-
вают ленинскую линию, нашедшую гени-
альное выражение в исторических Апрель-
ских тезисах Ленина и в его проивведении
«Грозящая катастрофа и как с ней 0б0-
роться».

Своекорыетной и ачтинародной полити-
кой паризм довел Россию до катастрофы.
Отсталая страна, чьи творческле силы
царизм держал под спудом, не вытер-
жала испытаний первой мировой войны,
Тридцати месяцев военных действий ока-
залось достаточным, чтобы надломить CO-
противление России. Страна оказалась
на краю пропасти. Хозяйственная раз-
руха парализовала ее силы. России гро-
зила потеря национальной независимости.

Два пути развития предстали перед на-
родами Роееии. Российская буржуазия, тес-
но спаянная с англэ-французеким капита-
лом, хотела, чтобы была, как метко и сжз-
то писал Сталин, «малая революция для
большой войны!» (стр. 172). Она добива-
лась сохранения всей системы эксплоататор-
ского строя в стране. Своеобразие момен-
та, однако. состояло в том. что буржуазия
не была полновластна. В стране сложилось
двоевластие: рядом с буржуазным Времен-
ным правительством существовала другая
власть — (ювет рабочих и солдатских де-
путатов.

Пролетарпат, гегемон революции, доби-
валея коренной ломки старого режима и
передачи власти в руки рабочих и крееть-
янской бедноты, единственно способных
вырвать страну из тисков голода и полу-
колониальной ‘зависимости.

«Первый путь.— писал Сталин,— ведет
к усилению власти имущих классов над
трулящимиея и к преврашению России в
колонию Англии, Америки, Франции.

Второй путь открывает эру рабочей ре-
волюции в Европе, разрывает опутываю-
шие Россию финансовые нити, расшаты-
вает самые оеновы буржуазного гоеспод-
ства п очищает дорогу для действительного
освобождения Роееии» (етр. 138—139).

Таковы были лва пути развития Рос-
сил. Третьего не было дано.

Двум путям развития страны соответ-
ствовали лве линии поведения, два страте-
гических плана.

Эееры и меньшевики добивались отетра-
нения Советов от власти и сосредоточения
всей власти в руках буржуазии, «Это. —
как указывал теварнш Сталин, —был план
подготовки буржуазной диктатуры, прав-
Да, прилизанной и причесанной, «совер-
шенно демократичеекой», но все же бур-
жуазной диктатуры». («К вопрогу 0
стратегии и тактике русских коммуни-
стов», «Правда», 14 марта 1923 г.).

Большевистская стратегия добивалась
ликвилации буржуазной власти совмест-
ными усилнями пролетариата н крестьян-
ской белноты и установления диктатуры
пролетариата в виде республики Советов.
Большевики добивались разрыва в имне-
ряализмом, выхола из войны, освобожде-
ния угнетенных наций, экспроприации
помещиков и капиталистов и подготовки
условий для организации социалистиче-
ского хозяйства.

Выработка стратегического плана боль-
евиков была завершена апрельской кон-
ференцией партии.

Статьями и воззваниями, опубликован-
ными в 1917 году в большевистских гезе-
тах и ныне составляющими Ш том Co-
чинений, Сталин нес идеи большевизма во
весе слои трудящихся. Руководя в тесном
сотрудничестве с Лениным большевистской
партией и рабочим классом, боровшимся за
тосударственную власть, Сталин показал
исключительное уменье партии слить во-
елино различные проявления недовольетва,
различные виды борьбы против утнетения,
создав из них соединение такой варыачалий
силы, под ударом которого пало буржуаз
пое правительетвео.

Большевики сумели, как пишет това-
pam Сталин в «Аратком курсе истории
206)», «соединить в один общий рево-
люционный поток такие различные рево-
люнионные движения, как общедемократи-

Ul rou Сочинений Сталина отвечает нА
вопрос всего передового человечества. почему
большевикам удалось довести социалисти-
ческую революцию до победоносного конца.
Он показывает, что большевики выполнили
свою роль организаторов ‘и` руководителей
еликой социалистической революции 19:
тому, что они овладели маркеистеко-ленин-
ской теорией и мастереки применили ее
на практике.

Третий том Сочинений И. В. Сталина —
Яр50°, свидетельство тому, как побеждали
илеи большевизма, как двигалась вперед
	поро 99 РНЕ ТОРА MG, Tie Е ЗИ DIL pea

И тут большевики следят за тем, чтобы
eM, MapEcHe
мзегы Не fig RORJCUPHBY R OINTMNRY’ Anne марксис тевая наука И обогащалаеь НОВЫМ
	овытом во новых условиях классовой
борьбы. Советский народ. и вее переловов
и прогрессивное человечество получают воз-
MOMHOCTh изучить иетоки ин основы той
стратегии, которая пемогла Советекому (ав:
зу выйти победителем и в Великой (тече-
ственной войне протнв немецко-фашиетских
захватчиков.
Бессмертие идей определяется тем, на-
сколько они правильно отражают насущные
потребности развития материальной, жизни
общества, насколько они отвечают надеждах
и стремлениям миллионов  трудящихея,
Идеи большевизма, идеи Ленина Сталииз
выдержали испытание времени. Их органи-
зующая, мобилизующая и преобразующая
сила завоевывает все новые слон ‘трудя
щихся, ы
Академик И. МИНЦ.
	Macchi не были вовлечены ‚в ошибку: борь-
ба против Корнилова отнюдь не должна
быть защитой правительства Керенекого.

«В происходящей теперь борьбе между
коалиционным правительством и партией
Ворнилова, — писал Сталин, раз’ясняя
диалектику развития большевистской так-
тики, — выетупают не революция и контр-
революция, а два различных метода контр-
революционной политики, причем партия
Корнилова, злейший враг революции, не ос-
тававливаетея перед тем, чтобы, сдав Pury,
открыть поход’ против Цетрограда для того,
чобы подготовить условия для восетанов-
ления старого режима» (стр. 258).

Разгром корниловщины открыл новый не-
Pol B развитни. революции — период орга-
низации штурма. .

Своей неустанной работой большевики
	привлекали на евою сторону широкие   шевистских соглашательских нартий.