12 ДЕКАБРЯ 1946 г., № 293 (10375)

К СОВЕТСКО-НОРВЕЖСКИМ
ТОРГОВЫМ ОТНОШЕНИЯМ _
	двумя странами, являющимися близкими
соседями.

Цостигнута договоренность о заключении
оглашения 0 товарообороте и платежах
сроком на два года и Соглашения 0 взаих-
ных поставках товаров на 1947 год, кото-
рые будут подписаны после того, как оба
Правительства рассмотрят и одобрят их.

Стороны также согласились продолжить
позднее переговоры относительно заключе-
ния соглашений, рассчитанных на более
ллительный период.
		В переговорах, которые велнеь в поелед-
нее время между Министерством Внептней
Торговли СССР и прибывшей в Москву Нор-
вежекой Торговой” Делеганией, был обеуж-
дем круг вопросов, относящихся к торго-
вым отношениям между CCCP 4 Норвегией
как на ближайшее время, так и на более
отдаленный нериод,

Переговоры протекали в’ духе взаимного
понимания и выявили желание обеих (то-
рен развивать экономические связи между
	В КОМИТЕТАХ ГЕНЕРАЛЬНОЙ  АССАМБЛЕИ

ОРГАНИЗАЦИИ ОБЕЛИНЕННЫХ НАПИИ
	рнохические перёсмотры соглашений 05
		настроение комитета в целом. Не следует
забывать, что в числе 17 членов подкоми“
тета находились представители пяти стран
мандатариев, представивших проекты со-
глашений по восьми подопечным террито-
рням. В ним примыкал представитель
Южно-Африканского Союза, не предетавив-
его пока проекта соглашения 06 опеке
над Юго-Западной Африкой, которой о
управлял по мандату Тиги наций. Таким
ебразом, мы имели в подкомитете ком-
пактный блок шести стран-мандатариев,
солидарных в своих интересах. Представ-
ленные ими проекты имеди аналогичные
недостатки, и они неизменно поддерживали
друг друга, выступая единым фронтом про-
тив всех тех поправок, которые имели
целью придать условиям опеки такой ха-
рактер, при котором система опеки авля-
лась бы подлинно международным инети-
тутом, а не служила бы лишь прикрытием
для распоряжения подопечными  тэррито-
риями по собственному усматрению стран-
опекунов. С этимп странами тесно кооне-
рировались представители некоторых дру-
тих стран, связанных с ними некоторыми
общими пнтересамн или государственными
связями. Невольно возникала мысль, что
между всеми этими странами существует
некотопая договоренность о ‘взаамной под-
держке в вопросах опеки с целью обойти
	принцины устава в ущерб интересам наро-.
	дов подопечных  террчторий. Не удиви-
тельно, что в этих условиях советекив но-
правки были ствергнуты.
	Советекий делегат выразил уверенность,
что в комитете, где блок стран-мандатариев
имеет значительно меныний улельный вес,
такое положение не будет иметь места и
что комитет не одобрит таких мер, которые
противоречат интересам ‘народов подопеч-
ных территорий и могли бы послужить ин-
тересам липгь нескольких стран, создающих
условия для округления своих колониаль-
ных владений за счет подопечных террито-
рий. Напомнив о том, что в полкомятете с9-
ветская делегация была вынуждена голосо-
вать против представленных проектов со-
глаптений, Новиков указал, что если её по-
правки, отвечающие принципам и целям
устава, будут приняты, та советская леле-
гация в этом случае сможет одобрить проек-
ты соглашений, которые будут таким обра-
зом значительно улучшены и приведены в
соответствие с уставом. В заключение co-
ветекий делегат сказал:
	Мы не раз елытпали заявления предста-
вителей стран-мантатариев, что если их пра-
екты не будут одобрены в том виде, как они
представлены. или с включением тех но-
правок, которые они считают приемлемыми,
та они не отдадут бывшие нолдмандатные
территории в систему опеки. Такие заявле-
ния звучат, как прямая угроза, как вызов
тем пешениям, которые могут быть приня-
ты Генеральной Ассамблеей. Такое отноше-
ние к уставу и к решениям Генеральной Ас-
самблен может разрутиить межлунаролную
систему опеки, но тогда все будут знать, на
ком лежит ответетвенноеть за её провал.

Как и следовало ожидать, представители
стран-мандатариев и в ‘комитете нрилагали
все усилия, чтобы сорвать принятие со-
ветских поправок. Однако им не удалось
добиться тех. же результатов, каких они доз
Уилнеь в подкомитете. Большинством голо-
сов комитет принял лве существенных 0-
ветеких поправки. Первая из них преду-
гматривает устранение из проектов еоглане-
ний указания на то. что похопечные терря-
	теории лхолжны рассматриваться, как «HeOT =.
	емлемая часть» государства, опекающего
их. Вторая, поправка содержит указание на
td, что эти соглашения должны предуема-
тривать сроки их пересмотра. Комитет pe-
шил, что данные соглашения должны быть
пересмотрены через 10 лет,

Особенно настойчиво представители
етран-мандатариев возражали против совет-
екого предложения относительно создания
военных баз и содержания вооруженных
сил на подопечных территориях, а также
против советской ноправки об устранении
из преектов соглашений статьи, лающей
странам-опекунам право включать онекае-
мые территории в таможенные. фискальные
и алминистративные союзы и федерации 6
собственными их территориями, 0ба эти
предложения были отклонены. Советское
предложение, касающееся воанных баз, под-
держивали делегаты Украины, Белоруссии,
Польши, Югославии, Чехословакии, Индии,
Египта, Сприи, Ирака, Ливана, Саудовской
Аравии, Чили, Гватемалы. От участия в
голосовании воздержались делегаты Китая,
Мексики, Колумбии, Эфиопии, Венедуэлы,
Деминиканекой республики.

Одновременно комитет отклонил ряд по-
правок инлийской делегации.
	Обсуждение советского предложения о всеобщем
	совращении

мость от которого должно быть поставлено
дело всеобщего сокращения вооружений. В
самом деле, в поправке канадекой делегации
прямо говоритея, что’ заключение таких со-
глашений должно явитьея первым шагом к
регулированию и всеобщему сокращению
вооружений, но ведь втерой шаг нельзя еде-
лать без первого. Та же зависимость нох-
черкивается и в британском предложении».

Вышинский указал, что статья 43 уста-
Ba не имеет отношения к проблеме всеобще-
го сокращения вооружений, тем более, что
сокращение вооружений ее не есть рала-
ружение!: оно представляет собой лишь охин
из первых шагов к разоружению. Статья
43 формулировалаеь тогда, когла предло-
жение о всеобщем сокращении вооружений
ele не было внесено. Она возлагает па.
06’единенные нации конкретное обязатель-
етво — принять меры к обеенечению кол-
лективной безопасности, создать межлунз-
родные военные силы на случай вазникно-
вения агрессии. если её не удастся прелот-
вратить мирными ередетвами. Таким обра-
зом, прямой евязи между стальъей 43 и 06-.
суждаемой задачей всеобщего сокращения.
вооружений нет.

«Я лопускаю только одну связь, — пра-
должал Вышинский. — Это та связь, кото-
рую усматривают французская и египетская
делегации. Во втором пункте 43-й статьи
речь идет о том, что соглашения © предо-
ставлении вооруженных вил Об’единенных
наций в распоряжение Совета Безопасности
должны определять численность и рот
войск, степень их готовности и их общее
расположение. Это влечет за собой поста-
новку вопроса о расположении всех вбору-
женных сил государств. В связи в этим
может возникнуть и вопрос о том, где рас-
положены войека и где они не должны быть
расположены. Французская и египетская
делегации, ссылаясь на 43-ю статью,
предлагают провести постепенное и уравно-
вешенное сокрашение войек, находящихея
на чужих территориях, и сокращение союз-
ных вооруженных сил. Эти меры прееле-
дуют конкретные пели— уменьшение войзк
й обеспечение спокойного положения, кото-
poe даст возможность успешно выполнить
дальнейшие задачи. Только в таком плане
возможно упоминание 43-й статьи в данной
резолюции. В ином плане ‘никакой связи
между ними усмотреть нельзя».

Коснувшиеь ссылки Шоукросса на To,
что Молотов якобы в своей речи 8 декабря
солидаризировалея с его точкой зрения,
Вышинекий процитировал соответствующие
места из речи Молотова, доказав неоснова-
тельность заявления Шоукросса.

В холе длительной дискуссии, завязав-
птейся в подкомитете, представители Арген-
тины, Бразилии, Канады всячески пыта-
лись отвести французскую и египетскую
поправки, в то же время ‘они настаивали на
TOM, чтобы в резолюции была оговорена за-
висимость проведения всеобщего сокраще-

ния вооружений от выполнения 43-й статьи
устава. Представители Франдии, Егип-
та, Сирии, Инлии подлерживали француз-
свую и египетекую поправки. В конце ков-
пов делегат Инлии предложил новый ва-
риант поправки, об’единяющий прелложе-
ния франпузекой и египетекой делегаций,
Эта поправка была поставлена на голосова-
ние и была принята е оговоркой, что окен-
чательная её редакция будет дана редах-
ционной комиееней.
	комитете они, однако, были отклонены поз
давлением представителей стран-мандата-
риев, выступавших единым блоком и под-
держивавиихся делеганией США.

Выступая на заседании комитета в за-
щиту советских поправок, советский деле-
гат Н. Новиков подвел итоги трехнелельной
тискусени по представленным проектам со-
глашений.

- Далее Новиков представил комитету по-
правку, которую советская делегация счи-
тает чрезвычайно важной. Эта поправка
относитея к статьям соглашений, предусма-
тривающим право управляющей власти
етроить на подопечных территориях воен-
вые, военно-морские и авиационные базы,
возводить укрепления и содержать там свон
вооруженные енлы, В представленных про-
ектах это право ничем не ограничено. По-
лучается, что страны-опекуны могут ис-
пользовать подонечные территории для во-
енных целей исключительно по своему ус-
метрению, распоряжаясь ими как собствен-
НЫМИ.

Советокий делегат напомнил, что си-
слема мандатов бывшей Лиги наций ней-
трализовала нолмантатные территерии И
запрещала их использование для военных
целей. Теперь устав ЮНО предусматривает,
что управляющая власть должна позабо-
THTBCA 0 TOM, чтобы подопечная территория
играла свою рель в укреплении междуна-
похного мира и безопаенасти. В связи с этим
управляющей власти может быть предо-
ставлено право соответствующим образом
пепользовать подонечную территорию. Од-
нако, нохчеркнул советский делегат, в03-
можноеть использования подопечных тер-
риторий для поддержания международного
мира и безопасноети, предусмотренная
уставом, весьма ограничена. Речь может
итти только 0б использовании доброволь-
ых вооруженных сия, средств обелужива-
ния и помощи подопечной территории. Но-
виков подчеркнул, далее, что все эти три
пути использования подопечной террито-
рии для поддержания международного мира
и безопаености могут быть отнесены только
к тем случаям, когда управляющая влаеть
принимает на себя обязательства по отно-
шению в Совету Безопасности. «Такое по-
ложение вещей вполне естественно, —
сказал он, — так как подонечная терри-
‘торня находится под международной юрис-
дикцией и не входит в состав собственных
территорий страны-опекуна».

Советекий делегат выступил против по-
пыток произвольного толкования статьи
84-й устава в том емыеле, что она якобы
позволяет етроять на подопечных террито-
риях военные базы, содержать там воен-
ные силы н_т. п. (0 создании военных баз
И содержании военных сил на этих терри-
ториях речь может итти только в том слу-
чае, если эти территории будут расематри-
ваться как стратегические районы. Но
тогда утверждение любого  еоглашения,
касающегося таких стратегических рай-
онов, должно входить в комнетенцию С0-
вета Безонасноети, как это и предусматри-
вается статьями 82-й и 83-й устава.
«Еели бы наш комитет, а зэтем Ассамблея
соглаеилиеь бы с тем, чтобы етраны-оне-
куны имели право создавать военные базы
на подопечных территориях и укренлять
эти территории без санкции Совета Безо-
паеноети, — сказаз Шовиков, — то это
означало бы, что мы предоставляем им
право иснользовать эти территории в воен-
ных целях без какого бы то ни было конт-
роля co стороны (06’елиненных наций. Мы
оказались бы не защитииками интересов
народов подопечных территорий, а защит-
никами узких национальных интересов
стран-онекунов, которые они не хотяг ео-
гласовать с интересами международного
мира и безопасности. Таким образом, мы
создали бы для этих территорий статут,
который был бы хуже старой системы
мандатов, которая не разрешала использо-
`вать их для военных целей стран-ман-
хатариев».

Советекая делегация предлагает указать
в соглашениях, что учреждение военных
баз и содержание вооруженных сил стран-
опекунов на подопечных территориях будет
осуществляться лишь на основе обяза-
тельств управляющей власти нерел Советом
Безопасности, взятых в соответетвни со
статьей 84-й устава и определенных епе-
пиальным соглашением о стратегическом
районе, подлежащим согласно 83-й статье
устава утверждению Советом Безонаеноети.

Указав. что только в одном случае,
именно в соглашении по Западному Самод,
представителем Новой Зеланлии была прн-
HATA советекля ноправка, предлагающая
вычеркнуть из текста нпуекта выражение
«как составной частью Новой Зеландии»,
Новиков сказал, что это вовсе пе
означает, что предложения  советекой
делегации не заслуживают внимания. Мы
не можем в своих выводах основыватьея
лить на результатах работы подкомитета.
Достаточно вепомнить лишь о его составе.
чтобы убедитьея. что он не; мог отразить
	НЬЮ-ПОРИ, 10 хекабря. (Спец. корр.
ТАСС), Подкомитет, созданный политиче-
CRHM комнтетом для выработки резолюции
по советскому предложению о всеобщем
сокращении вооружений, вчера лолжен был
равемотреть заключительный пункт пря-
HATOPO за основу американского проекта,
Этот пункт содержит общий призыв к нра-
вительствам всех. стран оказать всемерное
содействие Совету Безопасности и комиесии
по атомной энергии в целях установления
международного мира и коллективной без-
оизеноети < наименьшим отвлечением люд-
ских еил и экономичееких ревуреов для
деза вооружения,

Можно было пумать, что раесмотвение
такого пункта не займет много времени.
Однако полкомитет и на этот раз был во-
влечен в длительную дискуссию, так как
британекая делегация внесла очередную по-
правку, которая коренным образом меняла
смыел всей резолюции, ставя проведение
воеобщего сокращения вооружений в пря-
мую зависимость от выполнения статьу
-43-й устава организации 06’елиненных на-
ций. (В этой статье речь идет о нредостав-
хенни (б’елиненными нациями в раепоря-
жение Совета Безопасности вооруженных
сил, необходимых для поддержания межлу-
народного мира и безонаеноети). Обоеновы-
Bad эту поправку, британекий делегат
Шоувросе вернулся к своему излюбленно-
му аргументу; «0 всеобщем сокращении
вооружений не может быть и речи, пока не
будут созданы подходящие условия». При
этом Шоукроес хонустил явную передержку,
заявив, будто бы Молотов в своей вчерали-
ней речи на пленуме Генеральной Ассамб-
лени согласился е тем, что проведение вее-
общего сокрашения вооружений зависит от
вынолнения 43-й статьи устава.

Е Шоукросеу присоединилея делегат Ка-
нады, прелетавивигий поправку, которая в
  более откровенной форме требовала устано-
вить очередноеть — сначала выполнение
43-й статьи устава, потом — сокрашение
вооружений.

Иной характер носили поправки, пред-
ставленные делегатами Франции и Египта.
Они признавали никем не оспариваемую
связь вопросов сокращения вооружений и
коллективной безопаености, но делали из
этого выводы, обратные тем, вк которым
пытались привести подкомитет предетави-
тели Великобритании и Канады. Они прел-
лагали, исхоля из ссылки на 43-ю статью,
ускорить вывод войек 0б’единенных на-
ций, находящихся нз чужих территориях,
и быстрее провести лемобилизацию союзных
вооруженных сил. В предложении египет-
ской делегации 0с0бо подчеркивалаеь необ-
ходимость вывести без промелления воору-
женные силы, находящиеся на невражеских
территориях «без свободно  выраженням
согласия на это со: стороны последних».

Делегаты США и Аветралин выеказа-
лись в принципе против Баких бы то ня
было изменений и добавлений к заключи-
‘тельному пункту американской резолюций.

Представитель СССР Выншинский напох-
HHA, что советская делегация уже заявила
0 том, что включать в расематриваемую
сейчас резолюцию одну ссылку на 43-ю
статью устава нецелесообразно. «Если при-
нять такую формулировку, какую дает ка-
надская делегация, то получится, что 39-
включение соглашений, предусмотренных
статьей 43, является условием, в завиея-

Комитет но опеке на своих последних з8-
седаниях расематривал доклад своего нер-
вого подкомитета о проектах 8 соглашений
96 опеке над несамоуправляющимися тер-
риториями, представленных правительетва-
ми Великобритании, Франции, Бельгии, Ав-
стралии и Новой Зеландии.

Как уже сообщалось, советская делега-
ция внесла ряд существенных принцини-
альных поправок к этим проектам. В нод-
	Закрылся Славянский конгресс
в Белграде
		США сохраняют военную базу в Лауаге
	сказала о культурной, паучной и сециаль-
ной жизни послевоенной Чехословакии.

Выетунивнтий затем Георгий Михайлов
(Болгария) отметил, что перед культурны-
ми деятелями болгарского народа сейчае
рэекрыты невиданные до енх пор перенек-
тивы и созданы вее уеловия для развития
передовой культуры.

На Славянском конгрессе была оглашена
привететвенная телеграмма от И.
Сталина. Оглашение этой телеграммы было
встречено восторженной овацией веех деле-
гатов. Тенло ветретили участники конгребса
приветственные телеграммы от Б. Берута,
9. Бенеша ин Г. М. Димитрова.
		БЕЛГРАД, 10 декабря. (ТАСС). Сегодня
на утреннем заседании Славянского кон-
rpacca в содоклалами на тему «Вклад ела-
вянеких народов в историю мировой куль-
туры» выступили Михчлович (Польша),
ры (Чехословакия) и Павлов  (Boara-
pra).

В своем выступления Михалович указал,
что постоянную опасноеть для развития
польекай культуры и государетвенноети
представлял германский империализм, Да-
ле Михалович назвал имена крупнейших
представителей польской культуры, полу-
чивших мировую известность и признание
воето. человечества, и отметил их вклад в
сокровищницу общечеловеческой культуры.
В заключение Михалович подчеркнул, что
сейчас в НОВОЙ, демократической Польше
польский народ получил все возможности
в полной мере развернуть свои творческие
силы.

Академик Неедлы в обетоятельном до-
казде дал обзор многовековой истории куль-
туры чешского и словацкого народов.

После содоклада Павлова участники кон-
тресеа тепло приветствовали предетавите-
лей славянских организаций Австралии и
Повой Зеландии.

Затем конгреес перешел к обсуждению
доклада `Срекова и содовладов Яковлевича,
Михаловича, Неедлы и Павлова. Первым
выступил профессор Вознесенский (СССР),
ксторый говорил о культурном строитель-
стве в Советском Сотозе, о достижениях со-
веткой науки. Впервые в истории,
отуечает он, сложилось единение труда
и науки. При упомпнании Вознесенским,
то основателем советского государства был
великий В. И. Ленин, что после него этим
тосударетвем гениально руководит другой
великий ученый — И. В. Сталин, весь зал
встает и устраивает овацию. Далее ора-
тар говорит о ленинизме как «о высшем
дастижении мировой культуры».

Профессор Пилавский (Польша) посвя-
тит свое выступление развитию революци-
цной мысли польского народа.

(т имени славянских женщин на кон-
трессе выступила Александровская (СССР).
Ona говорила о героическом вкладе славян-
ких женщин в дело разгрома германекого
фашизма, о мужестве, проявленном ими в
ты тягчайших испытаний последней вой-
пы. Высокий лолг женщины-славянки, ска-
зала, Александровекая, — проявить, заботу о
золлионах сирот, воспитать из. них достой-
ных граждан.

т имени женщин-славянок Александров-
ская обратилась к женщинам всего мира с
призывом всемерно поддерживать дело все-
общего мира и прогресса,

Президент Сербекой академии наук Белич
почеркнул в своей речи, что развитие де-
уократии и лемократизапия науки и куль-
трры в славянеких странах открывают ши-
кие перспективы их развития, делают
зуку и культуру достоянием птироких нз-
руных масс.

Марля Шиверкова (Чехословакия) под-
[6бно остановилась на истории и значении
пужбы между чехами и словаками H pac-
	НЬЮ-ЙОРК, 11 декабря. (ТАСС). har co-
бщает манильский корреспондент агент-
тва Ассошиэйтед Пресе, после совешания
‚американскими морскими офицерами отяо-
‘тельно американских морских баз на Фи-
тиинах Б членов палаты представителей
	БЕЛГРАД, 11 хекабря. (ТАСС). Сегодня
на утреннем заседанни Славянского кон-
гресса ‘после окончания прений по докладу
делегата СССР — академика Грекова кон-
гресс приступил к третьему вопросу по-
рестки дня — 0 новом славянском движе-
нии и задачах славянских организаций. Ге-
перал-лейтенант Гундоров в своем полуто-
рачасовом докладе подробно остановился в
частности на роли славянских стран в деле
разгрома немецких фашистов.

После доклала Гунлорова предсехательст-
вующий об’явил перерыв до вечера. К это-
му времени на плошади Освобождения и
примыкающей к ней площади Победы со-
бралось около 200 тысяч жителей столицы
геропческой Югославии, чтобы привететво-
вать делегатов Славянского конгрееса. На
митинге выступили с речами Маршал (о-
ветекого Союза Толбухин, чехословацкий
министр Неедлы и другие. На вечернем за-
селании конгресс приступил к выборам 0б-
еславянского комитета.

А. С. Гундоров внес предложение избрать
местом пребывания Общеславянекого коми-
тета Белград. Предложение было принято
единоглаено.

От Советекого Союза в Общеелавянский
комитет избраны профессор Вознесенский,
тенерал-лейтенант Гундоров, писатель Вор-
нейчук и народная артистка СССР Алек-
вандровская. Заместителями избраны акд-
хемик Греков, полковник Мочалов и писа-
тель Вишневский.

В чиеле лиц, избранных в комитет от
других славянских стран, имеются: от Юго-
елавии — Масларич, Яковлевич: от Поль-
ши —- Трояновский, Михалович: от Чехе-
словакии: — Неедлы, Нрокоп Макса; от Бол-
тарии — Павлов. Балагоева.

Председателем Обшеславянского комитета
влиногласно избран Маеларич. заместителя-
	‘ми председателя — профессор Вознесенский,
	Михалович, Неедлы и Благоева.
Славянский конгресс принял под бурные
аплодисменты привететвенную телеграмму
И. В. Сталину. В зале долго не затихали
зплодисменты в честь Генералиссимуеа
Сталина. Славянекий конгресс послал так-
же привететвенные телеграммы мапшалу
	‘Тито. Г. М. Лимитрову, Б. Беруту, 9. Бе-
	нелту и В. М. Молотову.

Закрывая конгресс, председатель Обще-
славянского комитета Маслапич провозгла-
сил злравицу в честь И, В. Сталина.
	в комиесни по мореким делам отправились
в Пало (остров Трук). Охновременно газета
«Манила кроникл» сообщила, что США нз-
мерены сохранить военную базу в Лауаге
(северная чаеть Лусона) как промежуточ-
ный пункт между Манилой и Окинава.
	Обсуждение соглашений об опеке
	Речь Н. Новикова
	В начале своей речи советский делегат! в виду исключить из проектов соглашений
	напомнил, что делегация СОСР ещё в хеде
общей дискуссии в комитете охарактеризо-
вала представленные проекты соглашений
of опеке Kak неудовлетворительные, но-
скольку они противоречили многим положе-
ниям устава 0б`единенных наций. Затем
был создан снециальный подкомитет, кото-
рый на протяжении трех недель расематри-
вал эти проекты. Задачей этого поедкеми-
тета было постаратьея улучнтить проекты и
привести их в соответствие е приннинами
и положениями устава. «Нельзя сказать.
чтобы нодкомитет ничего не сделал в смы-
вле улучшения содержания проектов, —
оказал Новиков. — Так, в австралийский
преект соглашения об опеке над Новой Гви-
неей, в котором ранее совершенно отеут-
втвовало упоминание о нравах и свободах
человека. о политическом развитии наееле-
ния, 0 его участии в законодательных и
политических органах, о его образовании
И Т. д., сейчас включены положения, кото-
рые, хотя и в далеко недостаточной сте-
пени, отражают эти цели, и, следовательно,
управляющая власть — Австралия еейчае
связана определенными обязательствами в
этом отношении, Можно было бы соелаться
и на некоторые другие, впрочем, вевъма не-
уногочисленные примеры этого рода. Охна-
50, в сожалению, следует признать, что в
пелем положительные итоги обсуждения в
подкомитете очень ограничены».

Советский делегат указал, что предета-
вленные проекты соглашений остались поч-
тн без изменений, в первую очередь, пото-
му. что состав подкомитета был чрезвычай-
во епецифичным и чте в нем веледествие
этого преобладали определенные тенденции,
которые пренятетвовали более значитель-
наму улучшению проектов соглашений. Он
подчеркнул, что эти проекты попрежнему
являются неуловлетворительными.

Касаясь поправок, которые были предля-
жены согетекой лелеганией в подкомитете
п теперь предлагаются вниманию комитета,
Новиков указал, чта советская лелегапия
неходила из того осповного принцина, что
подопечные территории не являются еобет-
венностью управляющей власти, а должны
находиться пол междунаролной юриеликци-
ей, именно под юрисдикцией 06’единенных
папий. осуществаяющих  межлупародную
систему опеки. «Советские поправки имели
	положения, которые предусматривали меро-
приятия, подготавливающие почву для в0з-
можного включения подопечных территорий
в состав- собственных территорий стран-
опекунов, — сказал советский делегат. —
В то же время они были расечитаны на TO,
Чтобы исключить возможность того, чтобы
страны-опекуны распоряжались подопечны-
мп территориями, как своими собствен-
НЫМИ».

В этой связи Новиков напомнил о пред-
ложении советекой делегации исключить из
семи проектов соглашений ноложения о том,
что управляющая власть ныеет право унра-
влять подопечной территерией, как нераз-
дельной частью своей еобетвенной террито-
рии. С этим положением тесно связана и
другая статья, содержащаяся почти во
всех представленных проектах, — статья о
праве управляющей власти еоздавать тамо-
женные, фискальные и административные
воюзы и федерации подопечных территорий
в собственными территориями страны-опе-
куна. Советекая делегация предлагала иск-
дючить эту статью, как противоречащую
нринцицам устава.

C двумя предыдущими советекими по-
TRABKAMA связана по некоторой степени и
третья поправка — о сроке пересмотра со-
гяашений по опеке. Ни в одном из пред-
ставленных проектов нет указаний на то,
как долго должна будет продолжаться опе-
ка, целью которой является предоставление
педопечным территориям самоуправления и
независимости. В них нет лаже соылки на
то, в какие сроки должны пересматривать-
вя эти соглашения в соответствии в тем
прогрессом, который подонечная террито-
рия может и должна сделать в направлении
5 целям, поставленным уставом. «Мы не
можем лопустить, чтобы воглашения оета-
вались неизменными, — сказал Новиков. —
так как это означало бы, что унправляю-
шая влаеть сможет неопределенно долгое
время осуществлять опеку, не заботясь о
развития полопечных территорий, Было бы
правильно установить сроки окончания опе-
ки, если бы уже сейчае оказалось возмезж-
ным определить, в какой момент эти тер-
ритории станут настолько зрелыми организ-
узуи, чтобы им можно было предоставить
самоуплявление или незавиенмость. Но но
меньшей море возможны и необходимы пе-
	«Шэньбаэ» о политике «великедушия» США в Японии
	ШАНХАЙ, 9 декабря. (ТАСС). Васаясь
вита членов американского конгресса в
Китай, газета «Шэньбао» требует, чтобы
США пересмотрели свою политику в отно-
шении Японии, Хотя американцы, пишет
“Зета, получили кровавый и незабываемый
Ук в войне на Тихом океане, тем не менее
‘йчае ‘в результате льстивого поведения
	японцев они забыли 0бо всех ранах. Ноли-
тика <великотушия по отношению к побеж-
зенной стране» достойна восхищения, O1-
нако подобные мягкость и великодушие не
булут благоприятствовать миру на Тихом
океане после войны, а вместо этого булут
пвошрять возрождение японской агреесии.
	В комитете по социальным, гуманитарным
И нультурным вопросам
	странами, из кеторых пронеходят беженны
и нереметенные лина, были отклонены,
нооект угтава сохранил все своп норока,
При ознакомлении с ним складывается вне-
чатление, что новая международная орга-
низация создается отнюдь не для помощи
беженлам и перемещенным тицам в в03-
впащении на родину, а AIA помоши тем,
	кто, страшаеь ответетвенноети за CBOE CO-
	трудничество с гитлеровцами, не хочет
возвращаться в свою страну.

Поэтому делегании СССР, Украины, Бе-
лоруссии, Польши и ТЮгославин голосовали
против проекта устава в пелом, Делегации
Индия, Чили, Швении и Египта возлержа-
лись от участия в голосовании. Прелстави-
тели СССР, Украины. Белорусени, Польши
н Югославии сделали заявления о мотивах
своего голосования против проекта устава.

Характерно, что хелегаты Австралии,
Витая, Ливана и Южно-Африканского Сою-
за, голосовавиите за проект устава, сделали
оговорку. что они голосуют только за «лух»
устава. но не прелполагают нестн матеря-
	альных затрат по созданию такой органи-
	зации, Не проявляют особого желания под-
держивать эту организапию и многие лру-
ine страны. Между тем для учрежления её
требуется, чтобы не менее 15 стран под-
писали устав и внесли 75 прон. суммы,
составляющей сё годичный бюджет,
Оживленная дискуссия разгорелась на
последнем заседании комитета вокруг вне-
	(Окончание на 4-й стр.).
	Заканчивает евою работу и комитет
№ 3 — по социальным, гуманитарным и
культурным вопросам, Ему остается утвер-
дить доклад об итогах рассмотрения вонра-
са относительно создания международной
организапии помощи беженцам. Этот вопрос
был центральным в работе комитета. Он
обсуждался на 35 заседаниях. Только ее-
годня ночью состоялось окончательное го-
зосование по проекту устава этой органи-
зации,

Как уже не раз сообщалось в печати,
проект устава международной ортанизация
помощи беженцам страдает существенными
недостатками. Делегации стран, из которых
происходят беженцы и перемешенные ли-
ца, находялшеся сейчае в лагерях, считают
этот проект неприемлемым. При выработке
устава были большинством голосов откло-
нены существенные поправки, вылвигав-
mera этими делегациями. Представители
США и Великобритапии добились, в част-
ности, отклонения советских поправок, Ео-
тсрые предусматривали в качестве оенов-
ной залани международной организации по-
мощь беженцам и перемещенным лицам в
скорейтем возвращении на родину, подчер-
кивали временный характер этой организа-
ции, указывали, что помощь международ-
пой организации не должна оказываться
тем, кто не желает вернуться в свою стра-
ну, требовали прекращения вражеской про-
натанлы в лагерях для беженцев. Посколь-
ку почти все поправки, предлагавшиеся
	Происки турецких дипломатов в Ливане
	БЕЙРУТ, 9 декабря. (ТАСС). Посетившая
Слрию турецкая делегация во главе с ге-
кератьным секретарем министеретва HHO-
странных дел Эркиным 7 декабря покину-
18а Бейрут,

Ливанское правительство опубликовало
официальное коммюнике, в котором гово-
ритея, что в результате переговоров, про-
и‘ходивитих между временно иеполняющим
обязанности министра иностранных дел
Ливана Саебом Сламом и генеральным сек-
ретарем турепкого ‘министерства иностран-
ных дел ‘Эркиным, стороны пришли К CO-
машению о продлении на два года права
оптации для ливанцев, нроживающих В
Турпин, и для турок, проживающих в Ти-
Ване. а также об имуществе ливанцев, на-
холящемся в Турции, и имуществе турок,
находящемея в Ливане.

Газета  «Аль-иттихал-эль-лебнани» В
статье пол заголовком «Чего хочет от нас
Турция» высказывает мнение, что пере-
	Антиправительственная
	КАИР, 9 лекабря. (ТАСС). По сообщению
печати, 8 чекабря группа молодежи уетрон-
та в Каире перел зданием саадистекого влу-
(а демонстрацию против проекта англо-
‘тинетского договора. Демонетранты пви-
близитись Е клубу, выкрикивая антипра-
	РЕПРЕССИИ ПРОТИВ АЗЕ
	ТЕГЕРАН, 11 декабря. (ТАСС). По с00б-
цёнию гззеты «Атешбар», на всем протя-
жении -Трансиранской железной дороги ра-
бочихазбобайджанцев увольняют © рабо-
	говоры пмели другое назначение. «Утвер-
ждают, что турецкая делегация приехала
для ведения переговоров 06 имуществе ли-
ванпев, оставшемся в Турции еще со вре-
мени установления мандата нал Ливаном. В
действительности Турция желает завое-
вать себе сторонников в надежде, что они
будут когда-либо полезны. Но мы опасаем-
ея, как бы под предлогом ведения перего-
воров 06 имуществе и уступок нам в этом
вопросе нас не вовлекли бы в нежелатель-
ную для нас политику. Ливан ищет только
мира и не желает быть вовлеченных в им-
перскую полнтику по защите путей в Йн-
лию... Поездка турецкой делегации прееле-
‘дует только пояптические цели, но о них
открыто не говорят. Если наши предполо-
жения верны, что Турция ведет переговоры
по созданию разного роха блоков, то мы
можем сказать ей, чтобы она была подаль-
те от нас. Мы желаем сохранить наш пол-
ный нейтралитет».
	демонстрация в Наире
	сительственные лозунги. Находящиеся в
клубе ваадисты выкрикивали из окон л0-
зунги, направленные против демонстран-
тов. В окна клуба полетели камни и заж-
женные факелы. Полиция раесеяла демон-
странтов и арестовала трех человек.
	РБАЙДЖАНЦЕВ В ИРАНЕ
ты п заменяют членами «демократической
	партии».
Сообщают, что 500 рабочих, ареетован-

ных в Шахи, являются азербайджанцами.