13 ДЕКАБРЯ 1946 г., № 294 (10376)

TEPBBIE

И КИМРСКИХ
	ция намеревается открыть также и обув-
ной магазин. Пока’ оя не открыт.
	Серьезно подошли к выполнению по-
становления правительства в артели имени
Второй пятилетки. Мы видели в цехах
этой большой, как фабрика, обувной арте-
лн уже не образцы, а широкое производ-
ство изящных женских босоножек и дет-
ских  полуботинок, изготовляемых для
продажи населению. В артели изготовля-
ются в большом количестве и пинетки—
обувь лля малюток.
	Кимрская швейная артель имени Ма-
кеима Горького выделила группу рабочих.
специально для пошивки из остающихея
при закройке материалов беретов, кепи,
трико. носовых платков.
	Артель сразу же выпустила на рынок
первую партлю этой своей  продук-
ции и продала товаров на  не-
сколько тысяч рублей. Но это только на-
чало, первые шаги швейной артели. Здесь,
несомненно, могут значительно увеличить
количество и распгирить ассортимент т0-
варов широкого потребления. Сумела же
артель инвалидов «Эхо» наладить выра-
ботку цветных ковровых дорожек и меш-
ковины, и штор оконных, и даже матра-
цев из отходов швейной промышлен-
ности и льнозаводов. Артель «Эхо» по пи-
щевой своей отрасли может также выра-
бэтывать кондитерские изделия: вафли,
пряники, помадку. Но от того, что пище-
вая кооперация может делать из своего
и давальческого сырья, и до того, что фак-
тлчески сделано за три недели и артелью
«9х0», и артелью «Восход», и горпище-
комбинатом, дистанция немалого размера.

Предстоит, все еше предстоит, пуск дав-
но уже оборулуемого пивоваренного пеха
	при заводе фруктовых вод горпище-
комбината.

Горпишекомбинат усилил скупку и 3а-
готовку местного сырья — клюквы, гри-
	бов, свеклы, мяса; вырабатываются дже-
мы, море, брага.

Кимрекий горпромкомбинат, вырабаты-
вающий кожу, овчину, сыромять, выделы-
	вающий, кроме того, валеную обувь, дере-
вянные и скобяные изделия, мебель, гон-
чарную посуду, готовится к продаже в от-
крываемом магазине своих изделий и из-
делий комбинатов смежных районов.

Начало большому делу положено, но
делать его нало быстрей, энергичней и
смелей. Пока же вы услышите от местных
работников погребительской и промысло-
вой кооперации: «в ближайшем будущем»,
«мы намечаем», «будут открыты», «идет
подготовка» и т. п.

Кимры, город кооперации, может и дол-
жен показать пример широкого разверты-
вания кооперативного производетва и тот-
	Л. МИТНИЦКИИЙ.
г. Кимры,
Калининской области.
	КООПЕРАТОРОВ
	От специального корреспондента «Правды»

На сессии Генеральной Ассамблеи.
	шение по обсужлаемому вопросу. Он вновь
подтвердил, что советская делегация будет
толоеовать за резолюцию и за поправку
британской делегации, если требование 0
представлении свелений будет  распростра-
нено неё только на личный состав воору-
женных сил, но и на вооружения. Молотов
сказал, что советская делегация в принци”
пе готоза принять и новое предложение
Шоукросса — 0 создании международной
наблюдательной комиссии. Однако советская
делегация, как и французская и китайская,
не удовлетворена редакцией этого предло-
жения. Поэтому Молотов высказалея за то,
чтобы это новое предложение было направ-
лено на согласование в политический коми-
тет, как-и предлагали представители Фран-
ции и Китая.
	Касаясь попыток Шоукросса ‘и Цоннэли
броепть тень на мотивы советской делега-
ции, Молотов сказал: когда говорят, что
советское правительство боится предста-
вить требуемые сведения, то, повидимому,
говорят о советском правительстве, а ду-
мают о себе. Мы же думаем только 0б с1-
ном — не задерживать принятие решения
по рассматриваемому сейчас важному во-
просу.

Вынужденный дать ясный ответ на пря-
мо поставленный вопрос, Шоукросе в кон-
це концов Заявил, что ‘британская делега-
ция принимает советское прелложение =
распространить представление сведений о
войсках и на вооружения, если будет ре-
шено создать международную наблюдатель-
ную комнесню. Генеральная Ассамблея ре-
птила передать как проект резолюции, та®
и все внесенные поправки для согласова-
ния в политический комитет, который сей-
час рассматривает предложение о всеобщем
сокращении вооружений.

Таким образом, рассмотрение вопроса
	аким 00разом, расомотрение вопроса
AKLIO отложено.
	организации Об’единённых нации
	ветская делегация будет голосовать `протав
такой поправки.

Тогда Шоукросе тут же внес  дополни-
тельное предложение 0б организации меж-
дународного контроля, сформулированное
столь путанно и двусмыеленно, что ясно
чуветвовалось, что это предложение  внэ-
сится с единственной целью еще больше уз-
ложнить рассматриваемый вопрос и затруд-
нить принятие решения. Он предлагал co-
здать «международную наблюдательную ко-
миссию», которая находилась бы «под на-
блюдением» Совета Безопаеноети, но «не
подлежала бы вето». Далее он предложил,
чтобы информацию о вооруженных силах
собирала помимо Совета Безопасности и Гз-
неральная Ассамблея.

Делегат Франции заметил по поводу это-
то нового предложения, внесенного столь
поспешно, что, как и можно было предви-
деть, обсуждая вопрос о войеках, находя-
щихся дома, Ассамблея вступила в область
вопроса о вооружениях. Это привело к запу-
тыванию вопроса. Он предложил передать
весь вопрос в политический комитет, кото-
рый сейчас рассматривает проблему вееоб-
щего сокращения вооружений. Французско-
гс представителя поддержал китайский де-
легат,

Взявший снова слово Молотов раскрыл
подлинные мотивы, которыми руководство-
вался Шоукросе при внесении своего ново-
го предложения. «Мы все слушали ту по-
правку, которую только что сфантазировал
Шоукроее, —сказал он. — Это было сде-
рано очень быстро, на наших глазах. Но я
спрашиваю, с какой пелью вносилаеь эта
поправка? Может быть дан только одия
ответ — почему-то нужно оттянуть реше-
ние, не дать нам сегодня закончить расемот-
рение этого важного вопроса». Молотов
подчеркнул, что важнее всего сейчас —
принять без дальнейших отлагательств ре-
	Пленарное заседание 10 декабря
	пребывании вооруженных сил членов организации
0б‘единенных наций на чужих территориях
	силах. Соответствующие исправления были
сделаны во всех пунктах резолюции, где
только упоминалось о восружениях».

Напомнив 06 этом, Вышинекий обратилея
к Шоукроссу и Коннэли с прямым вопро-
сом: не готовы ли они внести соответетвую-
щие дополнения и во все те пункты обсуж-
дасмой сейчае резолюции, где речь идет о
вооруженных силах? Не готовы ли они в
духе своей собетвенной позиции, занятой
ими в политическом комитете при обсужде-
нип вопроса о регулировании и сокращений
вооружений, внести такое дополнение и
здесь, а именно: всюду, где говорится 0
вооруженных силах, о формированиях воен-
ного типа, сказать-и о вооружениях? «Это
необходимо для того, чтобы внести ясность,
ибо действительно нет солдата без воору-
жения, как нет вооружения, не предназна-
ченного для соллата!» — сказал в заклю-
чение Вышинекий.

Шоукросс и Коннэли перед лицом этого
яеного и простото вопроса пришли в явног
замешательство. Они попыталиеь укрыться
от него за старыми, избитыми оговорками ‘0
том, что опубликованию данных о воору-
жении препятствует отеутетвие «надежной»
и «гарантированной» системы междунарол-
ного контроля. Шоукросе пытался даже
представить дело таким образом, будто бы
британское правительство горит желанием
представить информацию 060 всех своих
вооружениях, но не может этого сделать
только потому, что отсутствует система
международного инспектирования. Он опять
повторил сделанное вчера однобокое пред-
ложение о создании органа международного
контроля для проверки правильности сведе-
ний, представляемых о войсках, в котором
ни слова не говорится о проверке сведений
о вооружениях.

Молотов в этот момент похал реплику о
том, что британский делегат опоздал ео
своим предложением о международном кон-
троле, так как советская делегация уже
цавно внесла такое предложение. Как из-
вестно, советское предложение  предусма-
тривает стройную систему международного
контроля не только над вооруженными еи-
лами. но и нал вооружением.
	Коннэли, выступавший в весьма раздра-.
женном тоне, повторил аргументы Шоу-
кросса.

В прениях выступили также египетский
делегат Эль-Санхури, поднявший вопрос о
том, что пребывание союзных войск на тер-
ритории других 0б’единенных наций проти-
воречит букве и духу устава ЮНО, пред-
ставитель Франции Пароди, присоединив-
шийся к предложению советской  делега-
ции — отбросить четвертый пункт резолю-
ции, в котором говорится о представлении
информации о войсках, находящихся на
своей собственной территории. Делегат
Украины Медведь также поддержал совет-
скую поправку.

По предложению советской делегации
было решено голосовать проект резолюции
раздельно — пункт за пучктом. Выступая
перед голосованием, глава советской деле-
гации Молотов выеказал точку зрения со-
ветской лелегапии на поправку британской
делегации относительно установления меж-
дународного контроля с целью проверки
сведений о войсках, которые будут носту-
пать в организацию 0б’единенных наций.
Он заявил, что если в эту поправку будет
внесена советская поправка о том, что про-
верке должны подвергаться как состав
войск, так и их вооружение, то советокая
делегация будет голосовать за нее. Если
же эта поправка останется однобокой, еели
британская и американская делегации хо-
TAT подвергать проверке только личный со-
став вооруженных сил, а вооружение #82
	хотят ни показывать, ни проверять, то с9-
		HbIO-HOPR, 10 декабря. (Спец. корр.
ТАСС). Сегодня пленум Генеральной Ассам-
fied продолжал обсуждение вопроса 0
представлении сведений относительно во-
оруженных сил членов организации 06б`еди-
ненных наций, находящихся на чужих тер-
риторнях. Как известно, этот вопрос был
поднят по инициативе советской делегации,
которая предлагала, чтобы все 0б’единен-
ныз нации представили генеральному сек-
ретарю ЮНО и Совету Безопасности сведе-
ния о своих вооруженных силах, находя-
щихся на чужих территориях. Но в ходе
обсуждения в комитете № 1 этот вопрос
был осложнен и в корне изврашен. По на-
стоянию британской и американской деле-
таций комитет большинством голосов при-.
нял проект резолюции, предлагающей госу-
даретвам — членам ЮНО представить све-
дения не только о вооруженных силах, на-
ходящихся за границей, но и о войсках, на-
ходящихея дома. При этом комитет отка-
залея распространить требование 0‘ пред-
ставлении сведений на вооружение союз-
ных армий, на чем настаивала советская
делегация. Советская делегация в комитете
вынуждена была голосовать против резо-
люции в целом, поскольку добавления и
изменения, внесенные в неё, извратили её
смыел и, придавая ей однобокий, одноето-
‘ронний характер, отвлекают внимание от
вопроса о войсках, находящихся на чужих
территориях.

Выступивший на прошлом пленарном за-
седании Ассамблеи глава советской делега-
ции В. М. Молотов вскрыл двойственный
характер принятого комитетом проекта ре-
золюции и убедительно показал, что вне-
сенные в него изменения отвлекают Ас-
самблею в сторону от поднятого вопроса.
Выступление Молотова произвело глубокое
впечатление далеко за пределами Генераль-
ной Ассамблеи. Недаром газета «Нью-Йорк
геральд трибюн» пишет сегодня, что «тре-
бование Молотова о представлении сведе-
ний по атомным бомбам вместе со сведе-
ниями о войсках на самом деле является
логичным».

Этого отнюдь нельзя сказать о речах аме-
риканского делегата Коннэли и британского
делегата Шоукросса. Они всячески пыта-
лись отделить представление сведений о
войсках от представления сведений о воору-
жениях. Коннэли пытался представить дело
так, будто бы только войска, а отнюдь не
вобружения, имеют существенное военное
звачение. В таком же духе выступал Шоу-
кросс. Противоречивость и явную несостоя-
тельность такой позиции показал в евоем
выступлении советский делегат Вышин-
ский.

Выптинский напомнил, что подкомитет,
падготовляющий резолюцию по общему ре-
гулированию и сокращению вооружений,
сейчас вырабатывает проект решения по
другому советскому предложению — отно-
сительно общего регулирования и сокра-
щения вооружений, установил неразрывную
евязь вопроса о вооруженных силах с во-
просом о вооружениях. При рассмотрении
советского предложения в комитете и в под-
комитете единодушно было отмечено, что
эти вопросы не отделимы друг от друга и
что они дополняют друг друга. Это — две
стороны одного и того же дела. В связи с
этим редакпионный подкомитет дал такие
формулировки, которые не оставляют ника-
кото сомнения в том, что попытка разде-
лить эти вопросы была бы совершенно не
обоснована.

’ «В первоначальной редакции резолюции,
обсуждавшейся в подкомитете, говорилось
только о сокращении вооружений, — ска-
зал Вышинский. — Тогда британский деле-
тат Шоукросе предложил дополнить прел-
лагавшгуюся формулировку и говорить не
только о вооружениях, но и о вооруженных
	В Калинниеком облисполкоме нам ска-
si:

— Поезжайте в Кимры. По тому, как
вх развертывается ‘Кооперативная тор-
roid, это наиболее показательный в 0б-
сти город.

Мы направились в этот растущий волж-
ций горо, до революции село, rie
пало дельцов наживалось нз кожевен-
Hoy промыеле.
	(зпожное ремесло процветает и по Celt
ль в Кнмрах. Кимрекий кожпромсоюз,
Ииняющий 30 обувных артелей, и вся
yecTHad промкооперация немало сделали
ия города. На возвышенном берегу Волги
зыстроен великолепный клуб промкоопе-
рации; недавно отмечалось 20-летие музея
yecTHoro края и промкооперации; силами
т средствами промкооперации выстроена
зторе новая поликлиника. За годы
сплинских пятилеток выросла в Кимрах,
помимо крупных промысловых артелей,
промышленность республиканского и 0б-
лостного значения — два. механических
завода, две обувные фабрики, швейная и
трикотажная фабрика. Население города
титигло 46 тысяч человек.
	He приходится поэтому говорить, какое
отомное значение имеет для трудящихся
Кир проведение в жизнь постановления
(озета Упнистров о развертывании коопе-
ротивной торговли в городах и поселках
продовольствием и промышленными това-
зву. Чо же сделано местными организа-
тиями города Кимры для увеличения про-
звства продуктов питзния и товаров
Широкого потребления?
	Начнем с крупнейшей не только в горо-
д юив Калинияской области коопера-
тивной промысловой организации — Кимр-
ского кожиромсоюза.

По указанию правления союза при ар-
телях организуется 12 пунктов по заго-
товке кожевенного сырья, шерети, щети-
ны, Указания даны. Однако, как осторож-
по оговаривается в беседе с нами’ предее-
отель правления кожпромсоюза тов. Зять-
в, большинство заготовительных пунк-
т0в развернет свою работу полностью в
баижайшие дни. Впрочем, у председателя
правления нет оснований утверждать, что
в ближайшие дни, и тем более полнастью,
эта работа развернется. Правление не про-
зеряло, как выполняются его указания, и
чо предприняли артели, тов. Зятьков
пока не знает,

В кожпромсотозе рассчитывают, что до-
толнительный источник сырья по самоза-
тотовкам увеличит” примерно за месяц-
полтора выработку мужской, женской и
детской обуви и выпуск ее в свободную
mony aa 8—10 тысяч пар по всей еи-
теме. Один ларек из чиела семи ларьков,
иврываемых кожиромсоюзом также в Бе-
лепке, Кашине, Калязине, уже торгует
Итвью в базарные дни на рынке в` Вим-
х. Кроме ларька, кимрекая промкоопера-
	В комитетах Генеральной Ассамблеи.
	Обсуждение советского предложения о регулировании
и сокращении вооружений
	НЬЮ-ИОРА, (11 декабря. (Спец. коро.
ТАСС). Подкомитет № 3, созданный поли-
тическим комитетом для выработки резолю-
ции относительно общего регулирования и
сокращения вооружений, сегодня собралея
для того, чтобы обсулить проект, подготов-
ленный релакционной комиссией на основе
тех положений, которые были в принципе
приняты на предыдущих заседаниях. Ре-
дакционная комиссия работала три дня и
добилась определенного успеха, согласовав,
в основном, все пункты резолюции. Можно
было ожидать, что теперь подкомитет смо-
жет довольно быстро заверптить выработку
резолюции, затрагивающей столь жизненно
важный вопрое.
	Охнако  председательствующий  Спаак
предложил об’единить в одно целое вопрос
о регулировании и сокращении вооружений
и вопрос о предоставлении сведений о вой-
сках, который вчера обсуждался на пле-
нуме Ассамблеи, но затем был передан на
поработку в политический комитет. Есте-
ственно, ‘что это привело бы только к
усложнению и оттяжке выработки резолю-
ции относительно регулирования и сокра-
щения вооружений. Советский делегат Вы-
шинский рыступил против такого’ предло-
жения и рекомендовал начать обсуждение
проекта, выработанного редакционной ко-
миссией — пункт за пунктом. «Когда мы
закончим с этим вопросом, мы сможем
приступать к выполнению того поручения,
которое дала нам вчера Генеральная Ассам-
блея». — сказал советский делегат.
	Подкомитет принял это предложение и
приступил к постатейному обсуждению
проекта резолюции 05 общем регулирова-
нии и сокращении вооружений. И тут
вновь ярко сказалось стремление некото-
рых делегаций усложнить и запутать этот
вопрог. Хотя каждая фраза предложенного
проекта неоднократно и всесторонне обсуж-
талась и уточнялась сперва в комитете,
	ты Франко ведут подрывную работу во Фран-
цузеком Марокко. Весьма активно занимал-
ся этим испанский верховный комиссар в
Танжере — Оргац. Да и притязания на,
Гибралтар не были оставлены. Во время со-
ветско-германокой вайны немцами была из-
дана технически хоропю оформленная кни-

«Испанские добровольцы на Восточном
фронте. Иллюстрированная книга 0 «Го-
лубой дивизии». Из этого произведения
можно узнать, что фронтовая газета ис-
панских добровольцев почти в. каждом но-
мере упоминает о притязаниях Испании на
Гибралтар.

Можно, конечно, возразить, что боль-
шая часть этих замыслов осталась на бу-
маге и в разговорах. Но это ведь и не уди-
вительно: после Сталинграда вступить в
войну на стороне Гитлера даже самый жад-
ный захватчик мог только в том случае, е<-
ли бы он совсем потерял чувство самосо-
хранения. Франко же этой болезнью отнюдь
не страдал.

Последние локументы сборника вокры-
вают усилия Франко спасти гитлеровскую
Германию посредством внесения раскола в
ряды союзников и компромисеного мира с
Англией за счет Советского Союза. Интерес
Е этой последней идее вырастал у Франко
по мере того, как осложнялось военное по-
ложение гитлеровской Германии. В конце
января 1943 г., т. е. за несколько дней до
капитуляции немцев в Сталинграде, Фран-
KO принимал верительные ‘грамоты нового
гитлеровского посла графа Мольтке. Bece-
да носила, по сообщению Мольтке, весьма
«задушевный» характер, и Франко развил
послу целую программу:

«Испания,—говорил Франко,—готова, и
имеет намерение в рамках своих политиче-
ских возможностей помогать Германии в
борьбе, которую ей предопределила судьба».
«Каулильо,—продолжал Мольтке в своем до-
несении,— будет благодарен за всякое ука-
зание, каким путем могла бы быть оказана
эта помощь. Например, можно подумать о
том, чтобы со стороны Испании велась ра-
бота над углублением противоречий между
Англией и Советским Союзом, с одной сто-
PCHH, а также между Англией и Амери-
кой, — с другой. Как раз стремление Амери-
ки к гегемонии, по его мнению, является
	подходящим исходным Пунктом для такого
рода разлатающей работы. Так, Америке
нечего, в частности, искать в Северной
	потом в подкомитете и, наконец, в редац-
циснной комиссии, снова посыпались по-
правки. Весьма хараклерные поправки,
в частности, предложила канадская деле-
гация. Она настаивала на том, чтобы в ре-
золюцию был включен, например, такой
пункт: «Генеральная Десамблея, согласно
статье 11-й устава (11-я статья устава го-
ворят о том, что Генеральная Ассамблея
может рассматривать общие принципы под-
держания международного мира и безопас-
ноети, включая принципы, руководящие
разоружением и регулированием вооруже-
ний. — Прим. корр-та), обращает внимание
членов организации 0б’единенных наций
на эту резолюцию и принципы, которые
должны направлять разоружение и регулич
рование вооружений».

Возражая против этой громоздкой и пу
таной формулировки, советский делегат
Выптинский заявил, что, во-первых, она не
вносит никаких существенных дополнений
к существу резолюции, а, во-вторых, ис-
кажает существо рассматриваемого вопроса,
поскольку в ней речь идет не о сокраще-
наи вооружений, а о разоружении. Против
канадской . поправки высказались. так
же делегаты Франции, Польши, Индии.

Британский делегат Шоукросс, поддер-
живая эту поправку, заявил, что, № ero
мнению, разоружение и сокращение вопру<
жений — это одно и 16 же, и попросил
Вышинекого раз’яснить, в чем заключает-
ся разница. На это Вышинекий возразил:

— По-моему, разница межлу разоруже-
нием и сокращением вооружений очевадна
и ясна для каждого человека. Разоружение
означает ликвидацию вооруженных сил, &
сокращение вооружений означает уменьите-
ние численного состава армий и сокраще-
ние вооружений, а также запрещение опре
деленных вилов оружия, как, например, та-
	(Окончание см. на 4-й стр.).
	Африке, так как последняя, ‘° безусловно;
принадлежит Европе и должна контролиро-
ваться европейскими державами. В этом
должна также быть заинтересована и Анг
THA».

Затем Франко предложил послу свои
услуги по подготовке почвы для сепаратного
мира с Англией. Франко без промедления
принялся за дело. 9 февраля 1943 г. Мольт=
ке имел возможность донести в Берлин 6
том, что Франко переговорил 0б этом с анг
лийским послом Семюэлем Хором, развивая
перед ним мысль о «большевистекой опас-
ности» и необходимости скорейшего мира
между Германией и Англией. «Так как, —
доносил Мольтке, —английский посол не от-=
верг категорически мыслей, высказанных
Франко, то Франко дал испанскому пове-
ренному в делах в Лондоне указание — при
улобном случае со своей стороны высказать
такие же соображения». Атентурным путем
Мольтке узнал содержание ответа Хора
Франко. Хор сказал, что он считает разви-
тые Франко мысли «в высшей степени ин-
тересными и он желал бы, чтобы разговоры
в этом смысле были продолжены» °).
	Возможно, что на беседу е Хором Фран<
ко был поошрен донесением своего посла в
Лондоне герцога Альба, который, по гер-
манским сведениям, еще в декабре в от-
вет на свою жалобу на некоторые проявле-
‘ния англо-советекого сотрудничества ус
лышал из уст английского министра ответ;
 TO «условия войны принужлают ero
время от времени хвалить восточного
союзника» 10),

Германские документы показывают, что
сами франкисты в доверительных беседах
признавали неизменную — агрессивность
франкиетского режима. Ад’ютант Франко го=
ворил гитлеровцам, что война необходима
Испаний по соображениям внутренней по
литики. «Только таким путем Bee внутри=
политические споры могли бы отойти на
задний план» 11). Франко и сейчас мечтает
© войне. Он знает, что мировая реакция це-
нит его, видя во франкистской Испания олин
из возможных плацдармов на Европейеком
континенте для борьбы против слл прогрес“
са и демократии.
	11) Док. № 56,
	Владимир МИХАИЛОВ.
	Строительство ледяных складов
	(тарший научный сотрудник института
рзлотоведения Академии наук CCCP
\, М. Крылов разработал проект ледяного
итада для хранения скоропортящихея про-
ков. Эксплоатация опытных складов,
итроенных по этому проекту в Москве и
ихторых друтих городах, подтвердила их
узяйственную пригодность.

№ инициативе тов. Н. С. Хрущева на
Украине в пропглом году было построено
иеколько десятков ледяных складов —
зГиове, Харькове, Днепропетровске, Ста-
imo at. x. В Москве сейчас имеется че-
тыре таких хранилища. Важдое из них
абчитано на хранение 200—250 тонн
продуктов.

Хранилища возводятся целиком изо льла.
ь входные тамбуры сооружаются из
Фычных строительных материалов. Скла-

ды защишаютея от таяния в теплое время
наружной изоляцией из подручного мало-
теплопровохного материала (опилки, шлак,
торф, мох ит. п.). Круглый год внутри по-
мещений держится температура около ми-
нус 1 градуса по Цельсию. Она регули-
руетея при помощи простейшего ледосоля-
ного охлаждения: когда температура начи-
нает повышаться, ледяной пол склада по-
сылается технической поваренной солью.
По данным Института мерзлотоведения,
консультирующего строительство и экспло-
атацию ледяных складов системы М. М.
Крылова, ‘нынешней зимой в стране будет
сооружен ряд новых складов, расечитанных
Ha хранение в общей сложности 16.850
конн продуктов. В том числе четыре новых
склала строятся в. Москве, несколько хра-
нилищ — в районных центрах Московской
облаети. .
	ЕЙ ЕЕ ЛЕ Зил Ди ands SE 8

ge Ka ee Rae

вестных обстоятельствах в распоряжение
Муссолини материальные ресурсы Испании,
а также пользование портами, воздушными
трассами, железными и шоссейными дорз-
тами и предоставить ему все льготы «дая
торговых сношений не прямым путем» —
т. е. перепродавать товары, получаемые из
других стран. Перепродавая фашистам во
время войны американские и английские
товары, Франко честно соблюдал этот уго-
вор <0 своими фашистскими друзьями.

Второй договор, опубликованный в ре-
цензируемом сборнике 7), был заключен уже
не с Муссолини, а © Гитлером. Он относится
к более позднему времени — к февралю
1943 г. Он имел целью не допустить с0юз-
ников попользовать Испанию или Испан-
ское Марокко как плацдармы для борьбы
против гитлеризма. В случае попыток к
этому со стороны Англии или Америки
Франко обещал Гитлеру открыть против них
военные действия. За это Гитлер обязался
поставить Франко оружие «новейших 06-
разцов» и в достаточном количестве.

Тут мы подходим к наиболее интерес-
ному вопросу — о том, в какой мере Фран-
ко подготовлен к совершению актов агрес-
сии. Существует легенда, будто бы армия
Франко настолько плохо оснащена, что не
годится для современной войны.

Опубликованные германские документы
показывают, что Германия систематичееки
поставляла оружие для армии Франко. Так,
в 1941 г. Германия поставила Испании
товаров на 82 миллиона марок — в зна-
чительной части вооружение. На 1943 г.
проектировались германские поставки на
230 мнллионов, в том числе на 130 мил-
лионов марок вооружения. Испанцы нахо-
дили, что это слишком мало, и требовали
больше. После заключения вышеупомяну-
того договора от 12 февраля 1943 г. постав-
ки оружия действительно были увеличены.
Полученное от немцев оружие и поныне,
конечно, остаетел на складах -и на вооруже-
нии испанской армии.

Документы, опубликованные Архивным
управлением, показывают, что и после то-
го, как перемена в стратегических замыс-
лах Гитлера привела к отмене операций по
захвату Гибралтара, Франко продолжал ле-
леять захватнические планы. Так, он за-
мышлял нападение на Португалию 8). Аген-
	7) Док. № 49.
8) Док. № 26.
	Режим зенерала Франко
в свете зерманских документов
	Изданные Архивным управлением Мини-
стеротва иностранных дел СССР германские
иииломатические документы проливают но-
ЗЫй свет на те опасноети, которые пред-
ставляет франкистский режим для между-
народного мира. т

Давно всем известно, что Франко мог
притти к власти только с помощью герман-
thot H итальянской вооруженной интер-
зенции. Не менее хоронто известно и то, что
так называемая политика «невмешатель-
ства» была лишь прикрытием для германо-
итальянского вмешательства в испанские
дела и средством блокады и политической
поляции законного правительства Испав-
ской республики. Однако к этой хоропю из-
ветной картине опубликованные гермав-
вле документы добавляют несколько не-
зынтересных новых штрихов. Что «коми-
тет по невмешательству» был фарсом —
это известно. Новым является та отчетли-
BOCTL, с которой фашисты сознавали это ка-
Чество комитета лорда Плимута. Одним из
кульминанионных пунктов деятельности
вышеуказанного достопочтенного лорда бы-
№ предложение об учете международными
Комнеслями п отзыве из Испании «добро-
ВОЛЬцов» — под это понятие комитетом
Полводились и кадровые германо-итальяв-
ские войска.

Маневр этот был задуман правительством
Чемберлена, с целью внушить антлийскому
общественному мнению, что британский
премьер предпринимает какие-то шаги для
буздания германо-итальянских агрессоров
в Испании. Чемберлену необходимо было
также замаскировать истинный характер
заключенного тогла англо-итальянского 60-
тлашения —= одного из важных актов В
ето политике сговора с Фашистекими аг-
реесорами. Ввиду всего этого Чемберлен
вступление в силу англо-итальянского с0-
тмашения поставил в зависимость от «с0-
тласия» Италии на его план отвода HHO-
странных солдат из Испании. Опублико-
ванные Архивным управаением документы
показывают, до какой степени немцам с са-
Мото начала было ясно, что Чемберлен от-
нюдь не лобивается фактического отвода
	иностранных лел Шзендеман так раз яснил
сущноеть политики «невмешательства»:
«Следует... продолжать игру до тех. пор, по-
ка не будет совершенно ясно, что Франко
один сможет одержаль окончательную побе-
ду» 2), т. е. пока республиканцы не будуг
разбиты преобладающими силами интервен-
тов и силы эти не перестанут ввиду этого
быть необходимыми Франко.

Переговоры 0б удалении «добровольцев»
продолжалиеь е июня по ‘август 1938 г.
Весь цинизм разыгранного Гитлером обмана
станет еще более очевидным, если мы до-
бавим, что как раз в это время Гитлер при-
нял решение оставить в Испании и таже
доукомилектовать легион «Кондор», состав-
лявиий основную силу авиации Франко 3).
Итальянцы продолжали посылать войска в
Испанию, и германский посол в Испании
19 августа переслал в Берлин справку о
вновь доставленных за июнъ—авгует меся-
цы в Испанию итальянских пополнениях ни
оружии *),

Франко и его министры скоро поняли
суть игры и усвоили германскую точку
зрения.

«Необходимо найти пути, — говорил гер-
манскому послу франкистекий министр ино-
странных дел Хордана, — чтобы, из’явив
принципиальное согласие на этот план, ук-
репить положение Чемберлена, с другой же
стороны, постараться вылграть возможно
больще времени путем постановки искусных
контрвопросов, оговорок и контриредложе-
ний, а тем временем продолжать войну» 5).

Документы германского министерства
иностранных дел устанавливают, что Фран-
ко был не только фактическим, но и фор-
мальным союзриком Гитлера и Муссолиня.
Два договора из числа тех, что связывали
их друг с другом, опубликованы в сборни-
ке. Первый из этих договоров — итало-
испанский протокол 1936 r.*), mo ко-
торому Франко обещал предоставить при п?-
	Me
. No
Mi
. №
	германо-итальянеких войск, что ему нужно
только чем-либо козырнуть перед парла-
ментом и общественностью. Программа по-
ведёния, которую начертала себе ‘герман-
ская дипломатия в отношении проекта Чем-
берлена, коротко говоря, сводилась к тому,
чтобы, оставив в Испании все свои войска,
все же «принять» предложение Чемберле-
на 0 выводе этих самых войск.

«Политику невмешательства надо бы про-
водить совместно с Франзо таким образом,
чтобы избежать удаления добровольцев из
испанской армии». Так писал статс-секре-
тарь германекого министэретва иностран-
ных дел Вейцзекер. Нельзя было с боль-
шим цинизмом насмехаться над «невмеша-
тельством».

Германские документы разоблачают не
только немецких фашистов, но и англий-
ских мюнхенцев. Итальянцы через совет-
ника итальянского посольства в Берлине
графа Маджистрати напомнили немецким
дипломатам, что «для Чемберлена важно
незамедлительно добиться успеха, а имен-
но: принятия плана «прочесывания» (т. е.
учета добровольцев.—В. М.) и вступления
в силу англо-итальянского соглашения» 1),
Немецкий собеседник Маджистрати задал ему
вопрос, что же это означает, т, е. «еледует
ли полагать, что Италия теперь действи-
тельно думает 0б отводе добровольцев? »
Маджиетрати поспешил успокоить гитлеров-
ского дипломата (Вермана): англичане дей-
ствительно ставят ветупление в силу анг-
ло-итальянского соглашения в евязь с уре-
тулированием испанского вопроса, но в чем
будет заключаться «урегулирование», 06
атом они говорят в достаточно туманной
форме. Маджистрати полагал, что «может
наступить момент, когда Англия заявит, что
она в этом отношении удовлетворена, без
того чтобы отвод добровольцев был факти-
чески осуществлен».

«Граф Маджистрати убежден, — заключал
Верман, — что о фактическом отводе в дан-
ное время вопрое ие ставится».

Сотрудник  германекого министерства
	1) Док. Ne 10,