Я 1947 г.

СЛАВНЫЕ ТРАП]
	Из прошлого большевистской печати Закавказья
	oo 6
В. ГРИГОРЬЯН
	Блняние большевистских газет на мас-
сы все более возрастало именно потому,
что газеты тысячами нитей были связа-
ны с рабочим классом.
	э января 1910 года вышел первый
номер газеты «Тифлисский Пролетарий»,
созданной при непосредственном участии
товарища Сталина. В передовой статье
газета писала: «Ё кому нам обратиться,
	6 какому читателю’».

Что же представляла собою типографская
машина, печатавшая «Тифалисский Проле-
тарий»? Оказалось. что это обыкновенная
ручная машина «Ростонка». которая вместе
е наборными кассами и всеми необходи-
мыми принадлежностями помещалаеь в
стенном шкафу, оклеенном енаружи обоями,
		Открылась Всесоюзная
строительная выставка
	B Москве, на Фрунзенской набережной,
после длительного перерыва открылась по-
стоянная Всесоюзная строительная выетав-
ka. Eé залы и павальоны заново переобору-
дованы. В них размещены многочисленные
экспонаты, отображающие передовой опыт
строительства промышленных и жилых
зданий и сооружений в послевоенный пери-
од, & также достижения строительной тех-
НИКИ.

Вводный зал знакомит посетителей с 96-
новными задачами восстановления и разви-
тия народного хозяйства страны в новой
сталинекой пятилетке. В зале, поевящен-
ном строительству и восстановлению пред-
приятий черной, иветной металлургии, хи-
мической и коксохимической  промышлен-
ности и электростанций, ханы фотодокумен-
ты и макеты, рассказывающие о важней-
ших новостройках. На болыних фотографи-
ях запечатлены отдельные моменты строи-
тельства «Запорожетали», «Азоветали», Ma-
кеерского, Узбекского, Закавказекого И
других металлургических заводов.

В центре этого зала помещена огромная
географичеекая карта. На неё нанесено
1.155 кружков. Это предприятия тяже-
лой индустрии, строящиеся в текущем году
в различных районах страны.

Интересен отдел организации строитель-
ных работ. Его диаграммы, панно, макеты
знакомят посетителей се новыми методами
скоростного строительства и одновременно-
го выполнения различных видов работ на
отдельных стройках.

Большое место в экспозиции выставки
занимают разделы земляных, каменных и
отделочных работ. В зале «Земляные рабо-
ты» собраны механизмы для  транспорти-
ровки грунта. дорожные машины, ручной
инструмент. Экепонаты рассказывают о ме-
тодах искусственного замораживания грун-
та, понижения уровня грунтовых вод.

Экспозиция павильона . «Отреительные
материалы» посвящена задачам развития
производства строительных материалов в
новой пятилетке. Она знакомит с образда-
ми изделий из нерудных строительных ма-
терналов, гипеа, цемента, плака. Широко
представлены керамические и стеклянные
летали. применяемые в строительстве.
	——_{)——-
	_ Положение.
	ПАРИЛЬ, 5 мая. (ТАСС). Нринятое вчера
вечером председателем совета, министров Ра-
мадье решение о замене министров-комму-
нистов, мотивированное тем, что коммуни-
сты, голосуя против вотума доверия ‘празви-
тельству, будто тем самым «нарупили ми-
нистерекую солидарность», не является еще
окончательным. Окончательное решение по
правительственному вопросу будет принято
после заседания национального совета, с0-
циалистичеекой партии, которое состоится
6 мая.

В социалистической партиям существуют
два течения: одни требуют коллективной от-
ставки кабинета Рамадье, другие склоня-
ются к разрешению вотроса путем прези-
		дентекого лекрета, как это и сделано Раз
мадье. Напомеим, что руководяний коми-
тет социалистической партии принял вчера,
правла незначительным большинетвом, ре-
шение об отставке всего кабинета, но после
собрания социалистической парламентекой
группы согласилея санкционировать меру,
осуществленную Рамадье.

В ближайшие дни должны определить
свое отношение к правительственному в0-
прозу и другие политические группы. Так,
«0б’единене левых республиканцев» при-
мет окончательное решение 7 мая.

Сегодняшняя вечерняя газета «Се суар»
подчеркивает, что, принимая решение, Ра-
малье выполнял желание МРИ.
	Изучение богатого опыта пронагандист-
ской и организаторской работы больше-
вистекой печати, славного исторического
пути, пройденного ленинско-сталинокой
«Правдой», оказывает газетным работни-
кам неоценимую помощь в правильном раз-
решении задач, стояньих сегодня перед га-
зетами.

В годы, когда закладывались основы боль-
шевистокой партии, товарищ Сталин в пе-
редовой статье первого номера газеты
«Брдзола» охарактеризовал роль и значе-
une газеты как одного из главнейших
средств революционной борьбы, как центра
политической работы в массах. Товарищ
Сталин указывал, что «первейшая обязан-
ность газеты — стоять возможно ближе к
рабочей массе, иметь возможность постоян-
но влиять на нее, быть сознательным и ру-
ководящим ее центром». Газета «лолжна
pas ACHAT каждое общественное явление»,
«давать ясный ответ на все вопросы, свя-
занные с рабочим движением, раз’яенять
принципиальные — вопросы, раз’яснять
теоретически роль рабочего класса в борь-
бе и озарять светом научного сонпализма
каждов явление, с которым сталкивается
рабочий» (И. Сталин, Соч. т. [, стр. 8—9).
	В сложных условиях многонационально-
го Закавказья газеты «Брдзола» и «Проле-
тарнатис Брдзола», тесно связанные с ле-
нинекой «Некрой» н «Поолетарием». иро-
	водили под руководством товарища Сталина
огромную илейную и организационную ра-
боту, непримиримо залнищая позиции боль-
шевизма на Кавказе, пропагандируя и раз-
зивая идеи Ленина. Вдохновляющий при-
мер работы Ленина и Сталина в печати
учит искусству большевистского редактиро-
вания.

Замечательные сталинские строки о роли
и значении печати, написанные много лет
назад, являются и сегодня ценнейшей про-
граммой работы для наших газет, помогаю-
щей им правильно решать поставленные
перед печатью задачи, устранять недостат-
ки своей работы.

В статье «Hamu пели», опубликованной
тридцать пять лет назад в первом номере
«Правды», товарищ Сталин, определяя на-
правление «Правды», писал, что газета
должна сеять правду среди рабочих o
друзьях и врагах рабочего класса, стоять на
страже интересов рабочего дела, быть не-
примиримой по отношению к врагам, чер-
пать энергию для борьбы в том сочуветвии
рабочих, которое окружает «Правду». Но
рабочие не могут ограничиваться одним co-
чувствием, надо, чтобы они «принимали ак-
тивное участие в деле ведения  наяней га-
зеты. Пусть не говорят рабочие, что пиеа-
тельетво для них «непривычная» работа:
рабочие-литераторы не падают готовыми ©
неба, они вырабатываются лишь исподволь,
в ходе литературной работы. Нужно только
м браться за дело: раза два ани

а там и научишься  пиеаль..
ir Сталин, Соч., т. If, erp. 249).

Идейность, непрямиримость, вопнствую-
Wat партийность большевистской газеты,
стремление к постоянному укреплению евя-
зи газеты со своим читателем, привлечение
его к активному участию в печати, — та-
ковы требования Ленина и Сталина в боль-
шевистекой печати.
		В годы подготовки ип ‘проведения первой
руеской революции, несмотря Ha тяжелые
условия подполья, большевиетские органи-
зации Закавказья проводили огромную Ва-
боту в области печатной пронаганды и аги-
тации на языках местных национальностей.

В. И. Ленин позднев рекомендовал всем
социал-демократам  Роесни  «... провести
в жизнь принции  интернационального
единства с.-д. рабочих на местах, принция,
столь блестяще испытанный на Кавказе
e 1898 года» (denny, Cou., 7. XVIL
erp. 559).

Работа большевистской печати по интер-
национальному воспитанию масе, непри-
миримая борьба против меньшевиков, бур-
жуазных националистов и их атен-
туры имела исключительное значение
в условиях  многонационального Зажав-
казья. Кавказский союзный комитет
РСДРН отмечал в подпольных  либтов-
ках, что рабочие различных национально-
стей сливаются в едином чувстве нена-
висти к союзу самодержавия с капитализ=
Мом, в одном страстном порыве к социали-
стическому идеалу. Большевистекие ra-
зеты вселяли в рабочих веру в TOD-
жество их правого дела. Еще теснее сила-
чивалиеь ряды революционных рабочих,
еще более усиливалось стремление ра-
бочих нерусских народностей к тесному
силочению вокруг своего старшего брата —
«русского богатыря — пролетабиата».
	Учитывая 060бую важность обеспечения

местных организаций политической пар-
тийной литературой, В. И. фенин писал из-
за границы осенью 1903 года Кавказскому
союзному комитету: «Мы усиленно думаем
теперь 06 организации злесь издания гру-
зинокой и армянской литературы» (Ленин,
Соч., т. ХХУШ, стр. 353).
. Осуществлению поставленной Лениным
задачи в значительной степени способство-
вала организованная на месте по инициа-
тиве товарища Сталина подпольная печат-
ная техника. -

Многие издания Кавказского Союза
РОДРИ, в том числе газета «Борьба Проле-
тариата», выходили на грузинском, армян-
ском и русском языках. В 1905 году было
задумано и частично осуществлено издание
на трех языках подпольной библиотечки
революционного социал-демократа под об-
щим заголовком «Бропноры по партийным
вопросам». В этой библиотечке вышел на
грузинском, армянском и русском языках
труд товарища Сталина «Коротко о партий-
ных разногласиях»,

Всемерно укрепляя свои подпольные ор-
ганизации и используя также легальные
возможности, большевики Закавказья стре-
милиеь охватить через печать своим влия-
нием многонациональный пролетариат За-
кавказья. Проведенная под руководством
товарища Сталина в ноябре 1905 rosa
ГУ больыневистокая Конференция Кавжаз-
ского Союза РОДРИ приняла спениальную
резолюцию 0 партийном издательстве п
прелложила Кавказокому союзному комн-
тету приступить немедленно к организации
на грузинском и армянском языках таких
же органов, как «Кавказский рабочий ли-
сток», а также создать в Баку еженедель-
ный орган на азербайджанаком языке. Эти
решения были успешно осуществлены боль-
шевиками в 1905—1907 годах. Товари
Сталин руководил больштевистскими неле-
тальными и легальными органами («Бакин-
ский Пролетарий», «Гудок», «Бакинский
Рабочий»).

Роль местной подпольной большевист-
ской печати, как стойкого борца за идеи
ленинеко-сталинского интернационализма,
значительно усиливалась благодаря также
той тесной связи, которая осуществлялаеь
между большевистской печатью Закавказья
и общепартийным органом. Большевиет-
ские озганизации Закавказья поеледова-
	тельно  выполнялн указание . Левина
0 необходимости всячески использовать
центральный орган партии в меет-
	ной агитации «не только перепечаткой, но
п пересказем в листках мыслей и лозунгов,
развитием или видоизменением их с00браз-
но местным условиям и проч.» (Ленин,
Соч., т. УШ, стр. 165).

Внимательно слехя за, ростом большевиет-
ской печати в Закавказье, В. И. Ленин
ocodo отмечал тлубокую принципиальную
разработку в ней теоретических вопросов,
ее воинствующую партийноеть.

= «om
	Изучениз опыта работы большевистской
печати с первых дней ев зарождения пока-
зывает, какое огромное значение придают
Ленин и Сталин идейному и культурному
уровню газеты, укренленню ee связей с
трулянкимися и работе среди них.

В дни, когда вся страна борется за вы-
полнение исторических залач новой пяти-
летки, за под’ем сельского хозяйства на
основе решений февральского Пленума ЦА
ВКН(б), когда в огромной степени возросли
политические и культурныю запросы нти-
PORHX масс трудящихся, новые, повы-
шенные требования пред’являются нашим
газетам. Пропаганда советского патриотиз-
ма, воспитание в советских людях чувства
тордости 25 свою могучую социалистиче-
скую Родину является одной из важ-
нейших задач газет.

Инициатива н самодеятельность редак-
ций газет должна быть направлена на то,
чтобы наиболее полно и глубоко осветить в
печати новый под’ем производственной и по-
литической активности советского народа,
его самоотверженный труд во имя даль-
нейшего укрепления экономической и воен-
ной мощи сопналистического государства,
с еще большей энергией организовывать
массы на выполнение и перевыполнение
	производственных заданий новой пяти-
летки.
Следуя славным  левинеко-сталинским
	традициям большевистской печати, наши га-
зеты пох руководетвох паотийных органи-
	209 р ’Н р г
		Коммюнике бюро Всеобщей конфедерации труда
	ПАРИЖ, 5 мая. (ТАСС). После заседания
бюро Всеобщей конфедерации трула, состо-
явшегося сегодня утром, было опублякова-
но следующее коммюнике:

«Рост пронаводства и повышение произ-
водительноети труда являются важными
условлями для восстановления страны. 0д-
нако рабочий классе не мог бы прололжать
свой производственные усилия для выгоды
только промышленников и спекулянтов. По-
этому бюро Всеобщей конфедерации труда
одобряет п поошряет всякое требование
	ирофеоюзов, имеющее целью немедленное
повышение заработной платы путем полу-
чения премиальных за переработку. Имея
в виду прежние обязательства, принятые по
соглашению с правительством о переемот-
ре в мае месяце условий жизни лиц наем-
ного труда в связи с результатами, полу-
ченными после проведения опыта по сни-
жению цен, бюро Всеобщей конфелерации
труда решило просить встречи с предееда-
телем Совета Министров для обсуждения
положения».
	«Вонечно, не к тем. которые устали
бороться и теперь... «отдыхают». }

И не к тем, которые перестали верить
в партию, узеровав в св0е «личноё я».

Тем более не к тем, которые по своему
положению ничего общего не имеют с
пролетарнатом.

Нет, не они являются нашими чита-
телямн.

Мы обращаемся к пролетарням и имен-
но к тем из них, которые хотят бороться,
которые верят в партию, в ее будущее, ко-
торые жаждут знаний и нщут путей для
выхода из нынептнего положения, для раз-
грома вражеснх спал, для окончательного
торжества социализиа».

«Тифлисский Пролетарий» писал: «Пусть
любовь к партии и пролетариату об’единит
нас в еднное целое!».

Какие замечательные  вдохновляющие
слова! Они являлись ярким выражением во-
инствующей партийности болыневистекой
печати, пообужлали в рабочем читателе но-
вые силы для борьбы.

Страницы большевистских подпольных
газет ярко передают любовь пролета-
риата к своей партии, показывая, какой го-
рячий отзвук в рабочем классе находила
революциенно-маркеистекая линия больше-
виков, тактика непримиримой пролетарской
классовой борьбы. Предложение меньше-
виков 0 созыве так называемого «рабочего
©’езда» вызвало возмущение передовых рево-
люционных рабочих, сразу оценивитих под-
линный смысл плана меньшевиков — лик-
вилироваль социал-демократическую рабо-
чую партию пн растворить передовой отряд
рабочего класса, в мелкобуржуазной массе.

В статье «Лондонский с’езд Российской
воциал-демократической рабочей  map-
тии (Записки делегата)», опубликованной
(пюнь-—июль 1907 года) в газете «Баклн-
ский Пролетарий». товарищ Сталин писал:
«Рабочие делегаты большевики сразу по-
няли вопрос и энергично выступали «в за-
щиту партий»: «Мы патриоты партии», —
говорили они,—<мы любим свою партию
и мы не дадим дискредитировать ее уста-
лым интеллитентам» (И. Сталин, Соч., т. П,
етр. 75).

es Rm &

Ленин и Сталин окружали величайшей
заботой первые ростки партийной печати,
подробно вникали в детали и технику га-
зетного дела.

Выразительноеть и сжатоеть заголовков;
простота и доступность изложения статей
и заметок представляют собой образен тща-
тельной, глубоко продуманной работы над
тазетным материалом. Не сухим, бесстрает-
ным, а ярким, живым, образным языком
говорила газета со своими читателями, во-
одушевляла их, указывала верные пути
борьбы.

В основе деятельности издававшихся в
Закавказье большевистеких тазег лежал
принции  плановости, предварительного,
глубоко пролуманного определения темати-
ки. газетного матернала.

Большой пнтерее предетавляет в этом от-
ношении редакционный план газеты «Борь-
ба Пролетариата». составленный товарищем
Сталиным в 1905. году. В этом плане ла
неречень статей и отлелов для трех номе-
ров газеты «Борьба, Пролетариата». Важней-
шим был отдел «Из партии», в котором
освещалась жизнь партийных организаний.

Широко были представлены в газетах
такие отделы, как «Пю России», «По Кавка-
зу», «За границей». Уже по одним этим
заголовкам можно судить, как выполняла
печать указание, данное товарищем
Сталиным в первом номере газеты «Брдзо-
ла», 9 том, что «газета должна сообщать
читателям 060 всех интересующих их явае-
ниях из местной, русской и заграничной
жизни». Под рубриками «Пресса», «Обзор.
печати» публиковались острые, нолемиче-_
ские статья.
	В 1906—1907 гг. баклнекая больше-
вистекая организация издавала на русском
языке массовую понулаярную газету «Ря-
довой», пропагандировавшую идеи боль-
шевизма в армии, во флоте. Статьи
B этой газете были написаны  доступ-
ным, ясным, простым языком, в них
на убедительных примерах, На харак-
терных, удачных  сравнениях  раз’ясня-
лись сложнейшие вопросы политической
жизни. Лостаточно привести несколько за-
головков статей, помещенных в газете «Ря-
довой», чтобы составить яеное представле-
ние 00 острых вопросах, которые cra-
впла и раз’яеняла газета. Вот некоторые
из этих заголовков: «Откуда взались само-
державные царн?», «За кого царь?», «Офи-
церская арифметика», «Армия и политика»,
«Казак просыпается», «Как надо об’ели-
НЯТЬСя» И др.
	Издания большевистских организаций
Закавказья, неемотря на тяжелые  уело-
вия помюлья, отвечали основным требова-
ниям нечатной техники. Это вводило в за-
блужление пауеких охранников.
	В 1910 году Тифлисское охранное а
ление в течение длительного времени.
тщетно старалось обнаружить типографию.

печатавшую нелегальную газету «Тифлие-.
	ский Пролетарий». Тифлисская охранка
сообщала, что газета печатается в Баку,
а Бакинское охраннов отделение считало,
что газета печатается в Тифлисе.
Департамент полиции, получив эти
разноречивые донесения. в раздраженных
	тонах запросил кавказскую охранку: «Где
же в конце концов печатается «Тифлисский
Пролетарий» — в Баку или в Тифлисе?»
Больших трудов стоило царским властям
раскрыть подпольную большевистскую TH-
пографию, находившуюся на самой окраине
Тифлиса в доме № 8 по Перковному пол’ему.
	Па заседании. Экономической комиссии
организации 06’единенных наций для Европы
	ПАРИЛЬ, 4 мая. (ТАСС). По сообщениям
из Женевы, 2 мая там состоялось первое
заседание Экономической комиссии для Ев-
вопы. На заседании присутствуют 18 де-
легаций, сопровождаемых большим числом
экспертов.

Заседание открыл помощник генерально-
го секретаря организащин  0Об’единенных
наций Оуэн, который в своем выступлении
напомнил о задачах комиссии, созданной
Экономическим и Социальным советом. 0с-
новная цель комиссии. заявил Оуэн. заклю-
	чается в изучении вопросов восстановления
Европы и определении лучших путей для
достижения этой цели. Вомпесия лолжна
также организовать экономическое сотруд-
ничество в рамках организации 0б’единен-
ных наций,

На вчерашнем заседании Экономической
комиссии для Европы делегат Югославии по-
требовал приоритета для разрешения проб-
лем тех европейских стран, которые больнте
всего пострахали от войны.

Французокий министр национальной эко-
номики Андре Филин указал, что преиму-
щество в оказании экономичеекой помощи
должно быть предоставлено странам —
жертвам атрессий.
	Норвежский делегат Маленлер выразил
надежду, что в результате работы. Эконо-
мической комиссии европейские ресурсы
могут быть использованы более эффективно.

5 мая состоятся выборы председателя
комисени. Названы две кандилалуры: Анд-
ре Филипа (Франция) и Яна Масарика (Че-
хословакия).

ПАРИЖ, Б мая. (ТАСС). По сообщениям
из Женевы, сегодня утром возобновилось
открытое заседание Экономической комис-
епи для Европы. Выетущивигий на saceta-
нии министр иностранных дел Чехоелова-
кии Ян Масарик заявил, что лело ЮНРРА
должна взять на себя Экономическая ко-
миссия для Европы, которая должна сиз
стематически изучать изменения экономи-
ческого и социального порядка, происшед-
шие в различных странах после оконча=
ния войны, и содействовать экономическо-
му восстановлению этих стран. Масзрик
указал, что комиесия имеет перед собой
чисто экономические задачи и не должна
в своей деятельности  руководствоваться
политическими соображениями. Учитывая
разрушения, вызванные войной в таких
странах, как СССР, Польша п Югославия,
Масарик настаивал на том, чтобы комис-
сия начала лействовать как можно скорее,
	Первый грузовой.
автомобиль «ДАЗ-150;
	ДНЕПРОПЕТРОВСК, 5. (Норр. «Поав-
лы»). Днепропетровский автомобильный
завод освоил многие узлы и детали для
первой партии автомаптин: рулевое управ-
ление, карданный вал, переднюю och, де-
тали заднего моста, тормоза, ступацы и др.
Завод выпустил в этом году на 1.200 ты-
сяч рублей продукции и до конца года даст
еще на 14 миллионов рублей.

На-днях из Москвы своим ходом в Дне-
пронетровск прибыл грузовик, детали кото-
poro изготовлены на Днепропетровском
автозаводе, а также в экспериментальных
цехах Московского завода имени Сталина.
Машина прошла госулаюетвенные испыта-
	ВИЯ.
	Морское министерство США о полготовке
		операциям
	ВАШИНГТОН, 5 мая. (ТАСС). Морекое
министерство США обратилось к конгрессу
с просьбой разрешить морскому миниетер-
ству израсходовать 55.580 тысяч долларов
на осуществление трехлетней программы
военно-морского строительства, предусмат-
ривающей переделку 15 кораблей для воен-
ных операций нового типа, главным обра-
з9м лля операций против подводных лодок
и арктических операций.

Представитель морского министерства
2 мая заявил корреспондентам, что морское
министерство прелполагает переделать 9 э5-
миннев новейшего тина в спепиатьные ко-
рабли, предназначенные лая обороны про-
тив подволных лодок, две подводные лод-
ки — в ПОДВОДНЫЕ войсковые траненорты,
могущие браль на борт 100 солдат. © пол-
ным вооружением, кроме команлы в 60 че-
ловек, а также перетелать одну подводную
лодку в грузовой транспорт и еще олну
подводную лодку приспособить для несения
сторожевой службы в арктических водах.
Предполагается также оборудовать одну де-
сантную баржу для перевозки строительно-
го оборудования. Кроме того, прелнолагает-
ся оборудовать один транспорт под ледокол
для транспортировюн войск и груза, в аркти-
ческих водах.

«Нью-Йорк геральд трибюн» пишет: co-
глаено об’яснению представителя морского
министерства, «сторожевая поллодка для
использования в арктических водах» при-
	‚ способлена так, что она может брать само-
лет и направляемые снаряды для целей раз-
ведки в полярных водах и для некоторых
других функций секретного характера. Га-
зета также пишет, что, ках заявил предета-
витель морского министерства, «морское мп-
нистеретво предвидит такие ситуации, ко-
гда потребуется скрытная перевозка войск
и грузов, & подлодка является идеальным
ередством для таких операций».

Морское министерство просит также кон-
греес разретиить израсходовать 67.300 тыс.
‘долларов на строительство береговых баз

на континенте Соединенных Штатов, а так-
же 60.500 тые. долларов для подобного
же строительства, в других местах, особен-
но на Аляске и на Алеутеких островах.

Как сообщает «Нью-Йорк уорлд теле-
грам», морское министерство репеило этим
летом послать в Арктику экспелицию, глав-
ной целью‘ которой будет создание канадеко-
американекой метеорологической станции на
острове Мэлвилл, около Магнитного полюса.
Газета пишет, что эта эконедиция также
даст возможность проводить дальнейшую
подготовку личного состава к операциям в
арктических условиях. Экопелицией бутет
командовать калитан Квэкенбуш, являв-
шийся начальником штаб» адмирала Еру-
зена во время нелавней антарктической
экспелиции, возглавлявшейся адмиралом
Бэотом.
	КОНКУРС НА ЛУЧШУЮ
КНИГУ ДЛЯ ДЕТЕЙ
	По решению Совета Министров РСФСР
Министерство просвещения РСФСР будет
проводить в 1947—1950 гг, конкурсе на
лучшую художественную ‘книгу для детей.
Авторам лучших детских книг, представлен-
ных на конкурсе, ежегодно будут прису-
ждаться 25 премий: пять первых — по
40 тысяч рублей, восемь вторых — п 25
тысяч рублей и двенадцать третьих — по
10 тысяч рублей. Установлены также по-
ошрительные вознаграждения размером от
тысячи до 8 тысяч рублей.

Утверждено жюрл конкурса в следую-
щем составе: председатель — министр про-
свещения РСФСР А. Г. Калашников, зам.
председателя —= генеральный секретарь
Союза советоких писателей А. А. Фадеев,
члены жюри — секретарь НК ВЛЕСМ Н. А.
Михайлов, заместитель министра просве-
щения РОФСР И. П. Кондаков, писатели
Л. А. Кассиль, А. Т. Кононов и С. Я. Мар-
шах, действительный член Академии наук
СССР Н. Н. Семенов. заслуженный: учитель
	РОФОР И. В. Новиков, директор Дет-
гиза 1. В. Дубровина и В. Г; Вомпаниец,
—O—

Всесоюзный тест
KODOTKOBONHOBHKOB
	Бчера закончилиеь всесотюзные соревно-
вания радиетов-осоавиахимовнев,  поевя-
щенные Дню радио. Радиолюбители софев-
новалиеь В скорости и дальности установ-
ления двухсторонней связи и в приеме наи-
большего количества радиостанций.

Teer привлек большое количество учает-
ников п прошел оживленно. Коротковолно-
викам удалось установить двухетороннюю
связь со многими рациями отдаленных райо-
нов Советского Союза и с зарубежными ра-
хиолюбителями. Герой Советского Союза
9. Т. Кренкель связалея со 118 советски-
мп и иностранными радиостанциями. Опе-
ратеры Московекого радяоклуба тт. Леонов
Н Жеребин связались по ратио со всеми
понтинентами мира за исключением Ав-
	о

НОВЫЙ ПОЛИГРАФИЧЕСКИЙ
КОМБИНАТ
	АЛМА-АТА, 5. (Hopp. «Правды»). №
Дню большевистской печати здесь сдана в
экоплоатацию первая очередь нового поли-
графического комбината. B линотиином
цехе установлено 8 новых линотипов, в
печатном цехе смонтировано 8 печатных
машин. Вступили также в строй цехи кра-
сочной печати, ручного набора, ‘стереотин-
ный и переплетный. Все они оборудованы
новыми машинами.

Первая ечередь комбината рассчитана
на 4.000 печатных листов набора и на
90 миллионов листов печати в год.

При новом предприятии организовано

ремесленное училище полиграфистов. Вто-
рая очерель комбината такой же мощности
	Созданная и руководимая Лениным и
Сталиным большевистская печать вносила
соцналистическое сознание в рабочее движе-
ние, растила и воспитывала кадры стойких
берцов за лело рабочего класеа.
	В 1898—1900 тг. рабочее движение в
Тифлисе под руководетвом революционного
меньшинства «Месаме-даси» во главе с
товарищем Сталиным начинает выходить
из рамок узкой кружковой пропаганды.
Распространение листовок, посвященных
важнейшим политическим темам дня,
летучие собрания, политические демюнстра-
ции против царизма становятся в этот
пернод боевыми,  первоочередными‹ за-
дачами революционной социал-демократии.

В борьбе за соединение социализма с ра-
бочим движением, практической леятельно-
сти с революционной теорией огромная
роль принадлежала партийной литературе,
издание которой под руководством товарища

талина приняло на Кавказе невиданный
размах.

Статьи, брошюры, прокламации, написан-
ные товарищем Сталиным, являлись ярким
образцом пропаганды и защиты идей боль-
шевизма. В них дан замечательный пример
глубокой теоретической разработки насущ-
ных вопросов революционной борьбы рабо-
чего класса, непримиримости ко всяческих
проявлениям оппортунизма. Это определяло
высокий теоретический уровень большевист-
ских изданий в Закавказье, огромную силу
их политического воздействия на широкие
массы рабочих и крестьян.

«Наши товарищи Ha предприятиях, —
вспоминают старые тбилисские рабочие, —
тлубоко осознали свои силы, когда
вышел первый номер печатной  неле-
тальной тазеты ленинско-искровокого Ha-
правления «Брдзола». Газета просто и глу-
боко раз’яснила нам множество вопросов,
волновавших каждого рабочего».

Ленин неолнократно отмечал высокий
теоретический уровень, маркенетекую вы-
держанность большевистских газет, бро-
WP, прокламаций, выходивших в Закав-
казье, их живой, яркий, образный язык.

Большевистская печать Закавказья тве?-
хо и последовательно обосновывала роль и
значение марксистеко-ленинской теории,
идей научного социализма в революционной
борьбе рабочего класса, учила, как связы-
вать эти илеи с рабочим движением. Она
стояла на подлинно научных маркеистских
позициях п вела с этих позиций непримн-
римую борьбу против всех видов оппорту-
низма,

Неразрывная связь большевиетской газе-
ты со своим читателем, умение прислуши-
ваться к голосу рабочих и своевременно от-
вечать на интересующие их острые вопро-
сы — одна из славных традиций больше-
вистской печати.

«Для того, чтобы газета была. поставлена
должным образом, — отмечал товарищ
Сталин в редакционной статье первого но-
мера газеты «Брдзола»,— необходима по-
MOM CO стороны самих читателей и сочув-
CTBYWOMLAX>.
	ПРЕДСТОЯЩАЯ ТРЕНИРОВКА АМЕРИКАНСКИХ ВОЙСК
В АРКТИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ
	проходить Под руководетвом командующего
зоной Аляски генерала Крэйга. Полностью
снаряженные стрелковые роты будут на-
правлятьея на Аляску с перерывом при-
мерно в 1 месяц начиная с Т ноября, по
прохождении предварительного инетрукта-
жа в США осенью этого года.

База для тренировки пехоты в арктиче-
ских условиях будет находиться в Бич
Пельте, возле Фербенкса.
	ВАШИНГТОН, 5 мая. (ТАСС). Командую-
ший сухопутными силами США генерал Де-
вере и командующий тактическими воздуш-
ными силами генерал-майор Ёвесада об’яви-
ли с плане проведения совместных аркти-
ческих учений © 1 ноября текущего года
по 1 марта 1948 г. План предусматривает
месячную тренировку каждой из пяти рот
увеличенного состава, входящих во 2-ю пе-
хотную дивизию, а также тренировку па-
ратютно-лесантных войск. Учения будут
		штате Инлиана, причем срок коллективно-
го договора этих рабочих истек 30 апреля.

1 мая в Летройте забастовали 18 ты-
сяч строительных рабочих. Забастовали
также 7.500 рабочих цементной промыш-
ленности в штатах Пенсильвания, Нью-
Йорк. Мериленд и Мэн.

8 тысяч рабочих продовольственных
и табачных предприятий продолжают ба-
стовать Ha фабриках крупной табачной
компании Рейнольдса в Уннстон-Сейлеме
	(штат Северная Варолина).
	НБЮ-ИОГА, 3 мая. (ТАСС). В наетоящее
время в США бастуют около 320 тысяч
рабочих. включая 277 тысяч телефонных
служащих. Печать сообщает, что независи-
MH профсоюз телефонных служащих, 99’-
единяющий 12 тысяч телефонных монте-
ров, 1 мая на митинге в Нью-Йорке отка-
залея признать соглашение о прекращении
забастовки, подписанное представителями
союза с компанией 30 апреля.

Забастовали 12 тысяч рабочих сталели-
тейной промьииленности (входящих в КПИ)
Нг предприятиях «Инленл стил компани» в
	Заявление лидера Китайской
демократической лиги
	НАНЬИН, 5 мая. (ТАСС). Газета, «Синь-
миньваньбао» опубликовала заявление ли-
дера Китайской демократической лиги Ло
Лун-цзи. Касаясь сообщения атентетва
Сентрал Ньюс, в котором утверждается, что
в Демократической лиге якобы господству-
ют коммунисты, Ло Лун-цзи пишет: «Та-
кая пропатанда, как могут видеть все
мыслящие люди, является признаком наме-
чаемого подавления Демократической лиги,
так же ках всех демократических ортант-
заций».
	коммюнике английского
адмиралтейства
	чОНДоН, о мая. (ТАСС). Цо сообщению
лондонского радио, опубликовано коммю-
нике английского адмиралтейства, сотлаено
которому в Англии ассигнуется 5 миллио-
нов фунтов стерлингов на научно-исследо-
вательские работы в области мореплавания.
Полагают, что экеперты будут заняты изу-
чением возможности использования атомной
энергии в качестве движущей силы, что
значительно облегчит проблему снабжения
судов горючим.

заций успешно справятся с поставленными   будет слана в экоплюатанию к 30-й голов-
		шине Октябрьской революнии.