MAA 1947 г.

«Правды»
	Ст специального корреспондента
	— Ноднимитесь вот на тот пригорок,
свернете у молочной фермы от шляха на-
лево и там, в низинке, увидите лизаветин
участок, — об’яснил нам встретившийся
в степи колхозник, которого мы попросили
указать дорогу в звено Елизаветы Гаври-
ловны Кучеренко. — Озимь на ее участке
густая, чистая. Такой не отыскать не
только у нае в «Красном бойне» и нашем
Сакском районе, но и, наверно, во всем
Крыму. Лизаветин участок найти не труд-
но. Он себя сам покажет.

Среди зеленеющих под солнцем озимых и
густых яровых посевов участок выделялся
своей темноизумрудной окраской, высотой
растений и необычайной стройностью ряд-
ков. Он был такой чистый, что казалось,
будто его кто-то заботливо расчесал гребнем.

На участке, несмотря на раннее утро,
уже кипела работа. Все звено было в сборе.
Тут же находился и председатель колхоза
демобилизованный — лейтенант-кавалерист
Денис Кулаков.

Разглаживая рукой гривастые стебли
пшеницы, Денис Кулаков говорил:

— Смотри-ка, Лизавета, стебли у твоей
пшеницы все равно, что стрелы...

Пятеро колхозниц во главе со звенье-
вой вели прополку. Они двигались вдоль
рядков и ловко выдергивали руками ©сот и
Молочай, которые уже было подняли голо-
вы. Два остальных члена звена, Ксения
Бойко и Валентина Далина, возили с фермы
на Участок звена перетной и аккуратно
разбрасывали его по полю.

Q деятельности звена Кучеренко мы
иного слышали в правлении колхоза. Нам
рассказали, что Кучеренко — работает
звеньевой уже пять лет, что в прошлом
тоду, невзирая на страшную засуху, ее
звено собрало с каждого из 100 гектаров по
11 центнеров пшеницы.

Теперь Елизавета Кучеренко говорила
сама. Она повествовала о том, как ее звено
включилось в соревнование за высокий
урожай, что будет делать в дальнейшем.

— Перед выездом в поле,— расека-
зывала Кучеренко, — пришли к нам в
колхоз газеты, в которых было напеча-
тано решение февральского Пленума ПЕ
ВЕП(б). Это решение указало нам, как надо
поднимать пострадавшее за войну хозяй-
ство. Оно взволновало нас всех. Прочитали
ME его и всем звеном порешили так: от-
ветим на заботу партии о колхозах высо-
ким урожаем, соберем со всех закренлен-
ных за нами 170 тектаров пшеницы не
меньше 14 центнеров < каждого гектара,
вырастим кукурузы по 20 центнеров
с гектара.

— Взялиеь мы за дело пуще преж-
него, — продолжала говорить Кучерен-
ко. — Были у наз заготовлены и зола, и
перегной, и куриный помет. Видим —
мало этого. Пошли опять по хатам, по дво-
рам, не один раз на птичнике побывали.

Фундамент высокого урожая звено зало-
жило в прошлом году. Еше летом 1946 года
Вучеренко выбрала участок под озимые,
a осенью, когда пахали зябь, облюбовала
делянки под кукурузу и подсолнечник. Все
участки были заботливо очищены OT COp-
няков. Члены звена присутствовали при
вепашке и тщательно саедили за тем, что-
бы трактористы не оставляли огрехов,
поднимали пласт на нужную глубину.
` Вместе © колхозным атрономом Екатери-
ной Клипой члены звена Кучеренко раз-
работали весной агроплан, в котором пред-
усмотрели все необходимые мероприятия по
уходу за растениями, составили рецепты
полкормки пшеницы.

Ппеница на участке звена вышла из-
	ПОДНИСКА НА НОВЫЙ ЗАЕМ Процесс организаторов тайных складов
ПРОЛОЛЖАЕТСЯ оружия в Финлянлии

На 8 мая крестьяне внесли по подпи-
ске на заем 2.186.887 тысяч рублей. В
пропглом голу за тот же срок поступило по
подписке т крестьян 1.997,2 миллиона
рублей.

В ряде республик сумма подписки опла-
чена колхозниками почти полностью. Ёол-
хозники Туркменской ССР внесли 59.419
тысяч рублей. По Азербайджану поступи-
ло 152.583 тысячи рублей. Более 72 мил-
лионов рублей наличными внесли колхоз-
ники Таджикской ССР. Взносы колхозников
Грузинской ССР составляют 230.430 тысяч
рублей. В Узбекской CCP поступило
298.199 тысяч рублей. В Киргизской ССР
внесено колхозникамн 69.481 тысяча руб-
лей. Значительная часть пояписки оплачена
ив Казахской ССР — 161.712 тысяч руб-
	флоте, о передвижении советских судов
и т. д.

После окончания чтения протоколов до-
проса подсудимого ему ‘была предоставлена
возможность общаться со своим адвокатом.
Затем суд приступил к слушанию дела под-
сулимого Кивеля.

0 политической физиономии этого подеу-
Димого достаточно говорит тот факт, что он
многие годы входил в состав шюцкора и
был членом распущенной после перемирия
организации фалиетекого типа — так на-
зываемого «Карельского академического
общества».

Материалы следствия показали, что Ви-
веля играл крупную роль в заговорщиче-
ской организачии. Подполковник Хаахти, с
которым Вивеля жил на олной квартире,
поручит ему создать так называемую
«опорную линию», т. е. ортанивацию, ко-
торая занялась бы тайной переброской из
Финляндии за границу семей ряда лиц, для
того, чтобы предоставить этим лицам «ев0-
боху действий» в Финляндии. Судя по по-
казаниям подсудимого на следствии, он не
мог не знать, о свободе каких действий пела,
речь. По поручению Хаахти Кивеля ведал
также  мобилизацией срелетв для нужд
«опорной линии». Он обращалея по этому
поводу к различным лицам, которых считал
«надежными», — к реакщионным кругам.
Вивеля отказался назвать лиц, к которым
он обращался, кроме своего брата — депу-
тата сейма. На допросе Вивеля упорно уви-
ливал от ясного ответа на вопрос отноеи-
тельно 300 тыкяч марок, которые он, с®-
гласно показаниям одного из руководителей
заговора — подполковника Хаахти, передал
последнему. .

Что касается самой «опорной линии»,
то схема её состояла в следующем. Центр
этой организации находилея в Хельсинки,
& в кажлом военном округе должно было
находиться так называемое «опорное ли-
по». Задача «опорной линии» состояла в
доставке тайно эвакуируемых лиц в при-
брежные округа, переброека же с побе-
режья в Швецию входила в ведение воен-
ной организации (в которой, как установ-
лено на суде, орудовали Лейно, Карринг и
друтие заговорщики из числа моревих
офицеров). №ивеля назвал ряд военных ок-
ругов, в которые уже были назначены
«опорные лица», и показал, что в их вер-
бовке участвовал капитан Ремес, привле-
каемый к ответственности по этому делу.
Вивеля признал также, что он осведомил
своего брата, детутата сейма, о вербовке
кадров для «опорной линии». Организация
была построена ню правилам строгой кон-
спирации, и её члены пользовались паролем.
Кивеля, будучи организатором «опорной
линии», был хорошо осведомлен 0 других
сторонах деятельности заговорщиков, и, пе
его признанию на следствии, в декабре
1944 года у него «еоздалось впечатление,
что в стране происходила подготовка к ка-
КоЙй-то тайной мобилизащии, в связи е ко-
торой производилось накопление в складах
военных материалов». На суде подсудимый,
пытаясь выкрутиться, сделал омехотверное
заявление о том, что он считал меры для
похготовки мобилизации вполне законными,
хотя они и проводились втайне. Продолжая
прикидываться нашвным простачком, Виве-
ля заявил: «Мне не приньлю в голову, что
была какая-либо связь между подготовкой к
тайной мобилизации и эвакуацией семей».

После оглашения протоколов допроса
Кивеля в зал суда были введены майор
Хиетала и капитан Ипатти. Велед за огла-
шением обвинительного заключения по их
делу суд по ходатайству обвинителя поста-
новил перенести слушание этих дел на
5 июня. Рассмотрение дела Кивеля будет
продолжено 11 мая. Одновременно суд вы-
нее неожиланное решение 00 освобожденият
Из-под ареста подсудимого Лейно, вопреки
TOMY, что весь ход следотвия и сулебного
разбирательства выявил активное участие
Лейно в заговоре, и, несмотря на то, что
Лейно стремится запутать и замести следы
своих преступлений.

лей, а также в Молдавекой ССР и Армян-
	окой ССР.
Досрочная оплата колхозниками своей
полписки Ha заем — массовое явление
	также в краях и областях РОФСР. Заканчи-
вается поступление денег по подписке кре-
стьян в Датестанской АСОР и Смоленской
области. Более половины всей суммы под-
писки колхозников поступило в Краенояр-
ском крае, Грозненской, Калужекой, Пеков=
ской, Сахалинской, Томской, Тувинекой,
Тульской. Читинской областях, Cepeno-Oce-
тинской, Удмуртекой и Якутекой АССР.

Министерство финансов СССР направи-
ло на места облигации нового займа. Каж-
дому подписчику, сполна оплативитему сум-
Му своей подписки на заем, будут немедлен-
но вручены облитадщии.
	АВЛЬБСИНИИ, 8 мая. (Спец. корр. ТАСС).
Сегодня перед судом предетал морской офи-
цер-—капитан 3-го ранга А. Лейно. С осени
1943 года до октября 1945 гола он про-
служил в отделе разведки генерального
штаба, 5 лет состоял в шюцкоре, натраж-
ден гитлеровским «железным крестом».

На следствии Лейно показал, что он по
поручению своего непосредетвенного на-
чальника подполковника Кякенена в ок-
тябре 1944 гола, т. е. после перемирия,
отыскивал «подходящего офицера», кото-
рый знал бы шхеры, побережье и мог бы
взять на себя вместо капитан-лейтенанта
Аулио руководство флотилией моторных
катеров на островах Уусикаупунки. Таким
человеком оказался офицер Карринг, при-
влекаемый по этому делу. Он согласился на
предложение Лейно. Оба они получали ин-
струкции непосредетвенно от Кякенена.

Так показывал Лейно на следствии. А на,
суде он, ничуть не смущаясь, заявляет,
что действовал по поручению не КВякенена,
& Наасонена. Вак только при чтении про-
токолов допроса упоминается имя Вякене-
на, подсудимый встает и просит вместо
«Кякенен» писать «Пзасонен». Маневр
Лейно разгадать нетрудно: Кякенен нахо-
дится в руках правосудия, а Паасонен бе-
жал из страны. Стремясь вытородить не
только себя, но и своего начальника, подеу-
димый валит веё на отсутетвующего MHaaco-
нена. Однако суд уличает Лейно во лжи.

В материалах следствия имеются ответы
подсудимого на 10 вопросов следствия. На
вопрос предеедалеля суда, как Лейно отве-
тил на них — устно или письменно —под-
сулимый заявляет, что он сам написал от-
веты и сам повсюду упоминал фамилию
Кякенена, & но Паасонена.

Знал ли Лейно, что флотилия моторных
лодок, для руководетва которой он привае-
кал Карринга и которой позже он руково-
дил сам, предназначалась для незаконных
действий? Его собственные показания на
следствии говорят о том, что знал.

Знал ли Лейно о том, что для осущест-
вления незаконных вооруженных действий
тайно припрятывалось оружие? Разыгры-
вая роль простачка, Лейно пытается изобра-
зить себя и в этом отношении наивным
атнцем. Но факты уличают его. На следют-
вии он не омог ответить на вонрос, кому
было сдано оружие личного состава флоти-
лин, которая находилась в его подчинении.
Тейно не отрицает, что он «мог высказать
мнение о необходимости скрыть оружие для
потребностей будущего». Собетвенные m0-
казания подсудимого, несмотря на все его
увертки, изобличают его в том, что он не
только знал 06 укрывательстве или унич-
тожении поллежавитего сдаче оружия, но и

сам содействовал этому.

Летом 1945 года боцман флотилии донес
капитану Лейно, что патроны п оружие
личного состава флотилии, подлежавиие
сдаче, выброшены в море. На вопрос пред-
седателя, почему ЧЛейно не предпринял
мер, подсудимый ответил, что он «пожалел»
переонал флотилии. На следствии выясни-
лось, что Лейно приказал личному составу
флотилий припрятать автоматы.

Отвечая на вопрос председателя, обвиня-
емый подтвердил, что он действительно дал
такое приказание, дабы личный состав
флотилии «не привлекал к себе внимания»,
Да и сама эта флотилия представляла собой
укрытое при участии Лейно военное иму-
щество, поскольку, как показал  подсуди-
мый, о ней знати только руководители раз-
ведывательных органов генерального пта-
ба. Лейно создал склад горючего для фло-
тилии моторных лодок и передал некоторое
количество этото горючего для нелегаль-
ной переброски в Швецию части личного
состава флотилии. Следетвие показало, что
Лейно участвовал уже после перемирия в
радиоразведке, направаенной против СССР.
Он предоставил еще осенью 1944 года свою
квартиру группе военных ралистов и полу-
чал лю пюля 1945 гола ралиообзоры, co-
	тержазвлтие данные о советеком Балтийском.

Успех нового займе
	2 миллиарда 186 миллионов рублей наличными
	Под свега ослабленной, ее надо было под-
кормить. Как только подсохла почва, кол-
хозницы вышли в степь и приступили к
работе. На участок внесли сначала золу,
а вслед— перегной. Когда растения поправи-
лись и пошли в рост, начали боронование.

Когда звено  подкармливало посевы,
B колхоз pitta весть 06 Указе Прези-
диума Верховного Совета СССР от 29 мар-
та. В звене в тот же день состоялось
собрание. Колхозницы подечитали все свои
возможности, все резервы повышения уро-
жайности и решили вырастить на 8 гек-
тарах не менее чем по 30 центнеров пше-
НИЦЫ.

— Мы подписали вместе с другими крым-
скими  колхозниками письмо великому
Сталину, — рассказывала далее Елизавета
Кучеренко: — Это обязывает нас работать
ещё лучше, собрать высокий урожай во что
бы то ни стало...

Утром следующего дня Елизавета Куче-
ренко выделила на участке «восьмигек-
тарку» и немедленно начала подкармли-
вать шненицу удобрениями зторой раз.
Для этого участка была разработана oco-
бая агротехника. На нем пшеница будет
подкормаена три раза, в том чиеле—один
раз суперфосфатом.

Мы провели в звене Елизаветы Кучеренко
почти целый день. Веё то, что делали звено
й его вожак, свидетельствовало о высоком
мастерстве. Звено ухаживало за посевами
не так, как было в прошлом, — за участком
или «делянкой» в целом, — а буквально за
каждым растением. Звеньевая и колхозницы
старались сделать так, чтобы перегной по-
пал непременно под каждый корешок. Тша-
тельно подходило звено ин к прополке: сор-
ные растения вырывалиеь из земли © кор-
нями, с тем, чтобы корневища не дали
побегов. Во всех делах членов звена чув-
ствовались . высокая выучка, намётан-
НЫЙ Глаз.

Любопытно отметить и ещё одно обетоя-
тельство. Боряеь за высокий урожай, звено
Кучеренко не пред`являет к правлению кол-
х0за никаких особых требований. Оно paito-
тает, не претендуя ни на какие привилегии.

Стараясь как можно лучше обработать по-
севы на своём участке, Елизавета Кучерен-
КО В 10 же время беспокоится о том, как
идут дела во всей бригаде. Эта черта кол-
лективизма присуща не только ей одной,
но и другим колхознинам,

Колхозницы, как и сама Кучеренко, хо-
рошо понимают, что высокий урожай скла-
хывается из результатов труда всех звень-
ев, всех бригад, колхоза в пелом, и стре-
MATCH сделать для этого всё необходимое.

Наступили торячие FRU. Работы
повсюду много. Но это только радует кол-
хозниц. Они стремятся как можно лучше
сохранить влагу, создать нормальные усло-
вия для развития растений. Они знают, что
из малого рождается великое.

Отменное состояние посевов на полях—
лучшая аттестация самоотверженного тру-
да колхозниц и их замечательного вожака.
Звено твердо уверено, ATO оно сдержит
слово, данное товарищу Сталину, осущест-
вит свое желание и вырастит высокий уро-
жай.

Шиенина на участке звена Елизаветы
Кучеренко самая лучшая во всём колхозе.
Дение Кулаков, глядя на изумрудный раз-
лив в поле, говорит;

— Наша пшеничка принесёт обильный
	урожай.
Я. МАКАРЕНКО.
	Колхоз «Красный боец»,
Сакского района, Крымской области.
	ИЛИ С68 Яровой ПШЕВИЦЬ

годня закончил сев колхоз «Страна Сове-
тов», которым руководит депутат Верхов-
ного Совета PCOCP Серенко.

Заканчивают сев яровой пшеницы степ-
ные районы — Кулундинский, Михайлов-
ский, Егорьевокий и Угловский. № празд-
нику Победы в Алтайском крае уже за-
вершили сев яровой пшеницы 500 колхо-
808.
	на процветание Советской Родины
	АШХАБАД, 8. (Корр. «Правды»). Лале-
ко в пустыне, в 270 километрах от желез-
нодорожной магистрали, расположены жи-
вотноводческие стойбища колхозов им. КуЙй-
бышева и им. Ворошилова, Красноводекого
района. Здесь, как во всем Советском Сою-
зе, с большим воодушевлением проходит
подписка на новый заем.

На митинге, состоявиемея на вевблюдо-
водческой ферме артели им. Куйбышева.
выступил чабан Мамаев Джакиш.

— Мы знаем, — сказал он.— что сред-
ства от советских займов идут на лальней-
шее укрепление нашей Родины. В пустыне
Западного Туркменистана создаются нефтя-
	ные и химические предприятия, новые го-
рода с благоустроенными жилищами, шко-
лы, больницы, театры, электростанции.
Я подписываюсь и вношу наличными
3 тысячи рублей. Пусть и мой скромный
вклат пойдет на дальнейшее процветание
Советского Туркменистана.

На такую же сумму подписался и внес
наличными чабан Айманов Джанклыч.

В течение одното часа все 52 чабана
колхоза им. Куйбышева подписались на
96 тысяч рублей и внесли их наличными.

На 102 тысячи рублей подписались ча-
баны артели им. Ворошилова.
	Патриотическая инициатива колхозников
	УФА, 8. (Hopp. «Правды»). Выступая
на митинге, посвященном размещению но-
вого займа, колхозник артели «Боевое зна-
мя», Мелеузовекого района, Петр Корнеевич
Авдеев сказал:

— Наши займы-—это тысячи тракторов,
комбайнов для наших колхозов. Поэтому я
< большой радостью отдаю свой сбереже-
ния для дальнейшего под’ема наптеего сель-
ского хозяйства.

Авдеев подпиеалея на 10 тысяч рублей,
которые тут же внес наличными. Тах по-
ступают сотни и тысячи колхозников рес-
публики. Более 20 районов в течение су-
ток полностью заверптилн подпиеку. Вол-
хозники Чекмагушевского района внесли
наличными 1.100 тысяч рублей, Баймак-
ского райсна— более 500 тысяч, Туймазин-
ского— более 300 тысяч рублей. Колхоз-
ники Янаульского района первыми в рес-
публике завершили подписку. дав взаймы
		тосударству 2 миллиона рублей. Причем
наличными внесено более миллиона руб-
лей. Они обратились ко всем колхозникам
и колхозницам Башкирии с призывом, в Ко-
тором говорится:

— С сознанием своето высокого гра-
жданекото лолга перед Родиной мы все под-
писались на новый заем на общую сумму
в 2 миллиона рублей и внесли в момент
подписки более миллиона рублей наличны-
ми деньгами. Горя желанием выполнить и
перевыполнить план второго года после-
военной пятилетки, мы обязуемся к 15 мая
оплатить наличными деньгами вю сумму
подписки на заем и призываем вех кол-
хозников и колхозниц республики последо-
вать нашему примеру.

Успешно прошла подписка сзеди рабо-
чих и служащих республики. Первое ме-
сто занял город туймазинских нефтяни-
ков — город Октябрьский.
	Успех займа в Молдавии
	«Правды»).   заработок. Волхозники и крестьяне дали
	В Молдавии подписка составила свыше   взаймы государетву более 25 миллионов руб-
105 миллионов рублей. Большинство рабо-   лей.
	Нолписка протолжается.
	чих и служаших полписалось на месячный
	Бклад армян-переселенцев
		ЕРЕВАН, 8. (Ново. «Пвавды»). Большой
интерес к новому займу проявляют армяне,
недавно прибывшие из зарубежных стран
в Советскую Армению.

На Ереванской первой обувной фабрике
работает 109 армян-репатриантов. Они
впервые участвуют в подписке на совет-
ские займы. Большинство из них подииса-
лось в размере полуторамесячной заработ-
ной платы. В поликлинике Молотовского
района работают стоматологи Берберян и
Галустян, вернувитиеся из Сирии. Они под-
писались на заем в размере трехмесячного
оклада каждый.
	В селе Нижний Двин облигации займа
приобрели все переселенцы. Подписываясь
на 2.800 рублей, колхозник Даниел Ха-
рибян, прибывший из Ирана, заявил:

— Еще год назад я не имел ни крова,
ни работы. Бесправным существом я бро-
дил по чужим странам. Советское прави-
тельство, наш родной отец Сталин дали
мне, как и многим тысячам зарубежных
армян, и дом и работу. Главное—я обрел
Родину, а эт0— мой самый большой вы-
игрыш. Вот почему я полдерживаю наше
полное государство и трудом, и своими сбе-

600 колхозов Алтая закончили сев яровои
	БАРНАУЛ, 8. (ТАСС). Тоудовыми уепе-
хами встречают праздняк Победы алтай-
ские хлеборобы. Соревнуясь за расшире-
ние посевов яровой пшеницы на 300 тысяч
гектаров, колхозники в сжатые сроки и
на высоком агротехническом уровне трово-
дят сев. Колхоз «Власть Советов» выпол-
Нил свое обязательство на 6 дней раньше
срока, засеяв 967 гектатов пшеницы. Се-

перед Гитлером. У нае мы видели обратное.
Военные неудачи первых месяцев, вызван-
ные внезапностью вероломного нападения
фашизма, наоборот. закалили боевой дух
наших армий, еше больше сплотили армию
и народ вокруг партии Ленина — Сталина
и укренили их волю к победе, к победе
во что бы то ни стало. Чем сильнее. чем
яростнее наступал враг, тем упорнее и оже-
сточеннее становилось наше сопротивление.
И когда в тяжелые моменты битв раздавалея
клич большевистской партий: ни шагу
	назад, целые соединения предпочитали
погибнуть в бою, чем отдать занятый
рубеж.
	Вот небольшой пример. В октябре 194%
года немцам удалось провести в Сталинтра-
де большой ночной маневр и ценой значи-
тельных жертв продвинутьея в районе
тракторного завода. В результате этого
командный пункт командира батальона ка-
питана Василия Зеленова, помещавигийся в
железном баке из-под нефти, был отрезан
от наших войск. Немцы окружили бак и,
зная, что там сидит всего несколько чело-
век. предложили им сдаться.

—- Эй. вы, там, неужели вы не знаете,
что Красная Армия не сдается? — прозву-
чал из бака ответ капитана Зеленова, и
вместе со словами через борт бака полетели

‘гранаты. Немпы попытались взять бак
штурмом, но тут же отхлынули, отброшен-

ные огнем автоматов. Тогда они открыли
по баку огонь. Тяжело раненный, упал на

дно бака капитан. Но на новое предложение

0 сдаче вместе с новой порцией гранат до
кемцев долетел ответ политрука Шульгина:

—- Красная Армия не сдается!

Отневой налет разнее железо бака
в клочья, обрушил кирпичную кладку.
Погиб Шульгин, были тяжело ранены не-
сколько бойцов охраны. Но опять на пред-
ложение о сдаче хриплый голос из бака
ответил:

— Bpems, собака, советского человека в
плен не возьмешь!

Новые и новые атаки немцев были
отбиты автоматным огнем. Тогда немцы
подожгли Жирно пропитанный нефтью
окружавший бак земляной слой. Kpac-
ное, чадное пламя поднялось вокруг бака,
удушлявый дым окутал ero, но оттуда

‘из пламени, неслись автоматные очереди.
	В марте 1944 года, когда Советская Ар-  рок. Их познакомили © героями наступле-
	мия, устроив немцам второй Сталинград на
Днепре, во всеоружии своей боевой мощи
ринулась на юго-запад, в новое грандиоз-
Hoe наступление, на Второй Украинский
фронт прилетели иностранные корреспон-
денты. Весна в этот год была дружной.
Дороги Укранны превратились в безбреж-
ные хляби раскисшего, истолченного коле-
сами и гусеницами чернозема. Стетупая,
немцы бросали на каждом своем оборони-
тельном рубеже огромные массы разбитой,
искореженной боевой техники, машин,
снаряжения, которые они судорожно под-
возили из глубоких тылов, стремясь лю-
бой ценой задержать наше новое наступ-
ление. Немецкая техника оказывалаеъь па»
ратизованной, и враг, бросив её, бежал в
пешем строю, оставляя на доротах даже
конные фуры. Как древние караванные пу-
ти отмечаются на песке пустынь вывет-
ренными костями погибитих животных, так
и все дороги, ведущие на. юго-запад. на пу-
ти нашего наступления были отмечены
вереницами немецких автомашин, броневи-
ков, танков, танкеток. Й действительно,
казалось невозх бжно двигаться по этим до-
рогам, где танки вязли по самое брюхо, &
нога пехотинца уходила в грязь по колено.
А между тем наше наступление разверты-
залось с каждым днем все быстрее, все
шире, могушественнее и неудержимей, как
весеннее половодье, сметая на своем пути
все и всяческие преграды.

Уже на аэродроме иностранные коррес-
понденты заявили, что мир поражен этим
новым советским чудом и что они приле-
тели сюда, чтобы расежазать своим чита-
телям, почему советские танки, артилае-
рия, мотопехота, кавалерия проходят там,
Пле немецкая техника оказалась пафализо-
ванной. Гостей повезли в наступающие
части. На маленькой степной станции
Поташ им показали сотни немецких
«титров», «фердинандов», «пантер», целый
зверинец немецкой военной техники —
оснащение двух новых танковых дивизий
СС, только что подвезенное из Германии,
струженное с платформ и брошенное здесь
без боя. Им показали город Умань, став-
ший гигантским гаражом мертвой немец-
кой военной техники, огромной выставкой
трофейного вооружения всех систем и ма-
	ния, и они подолгу мучили бывалых солдат
и офицеров неизменным вопросом 9 TOM,
что за новые вездеходные приспособления
применила Советская Армия, о которых так
много говорят за границей. Они задавали
этот вопрое на все лады. Солдаты и офи-
церы рассказывали о боевых перипетиях,
но «секрет», как казалось нашим иност-
ранным коллегам, скрывали. Тогда, ветре-
тившись перед от’ездом с одним из извест-
нейших советеких полководцев, они прямо
поставили ему вопросе о «секрете» победы.

— Секрет нашего наступления, если это
в00бще можно назвать секретом, слагается,
на мой взгляд, из двух обстоятельетв, —
усмехаясь, ответил им полководец. Коррес-
понденты принялись судорожно записы-
вать:— Первый фактор— это то, что мы в
этой, как и во всех наших операциях, вер-
но слетуем сталинской стратегии, самой
	передовой стратегии в мире. Второй
фактор — э10 то, что мощь велико-
лепной военной техники, отличная вы-
	учка и высокие боевые качества, искони
присущие воннам нашего народа, помноже-
ны На высокую илейность наших сол-
дат, офицеров и генералов. Воин, одлухо-
	творенный идеей социализма, сражающийся
за свое советекое отечество, при прочих
равных условиях гораздо боеспособнее сол-
дат, которыми движет только слепая дис-
паплина и грабительские инстинкты. Вот
ий все наши секреты, тостода, Остальное
вы видели сами.

Иностранные журналисты остались не-
уловлетворенными этим лаконичным отве-
том неразговорчивого полководца. Но зовет-
екие люди, внимательно следившие за
всеми сражениями этой войны, советские
воины, принимавшие в ней участие, могут
по достоинству оценить глубокую справед-
ливость этих слов. С первых же дней вой-
ны высокий моральный дух — это неот’-
емлемое качество советских воинов — ска-
зался со всей силой. На примере многих
	армий мира мы видели, как первые: же
серьезные потрясения и неудачи при ветре-
чах с гитлеровскими полчищами вседяли
в войска капиталистических государств не-
верие в силы сопротивления, подрывали в
них боевой дух, разлагали офицерский кор-
пуС м тем самым бросали армию на колени
	тысячах километров от Ооветекой Армии, в
чужих краях, на землях враждебных госу-
дарств, начал партизанекую борьбу. Он
дрался в Альшах, наподая на маршевые
роты немцев, итальянцев, совершал набеги
на концентрационные лагери, освобождая
узников, спускал под откос поезда. Несколь-
ко месяцев он воевал со своим отрядом вме-
сте с партизанами Албании. Около года сра-
жалея в Болгарии, почти год провел в ге-
роической народной армии маршала Тито,
участвуя в тяжелых сражениях в Боенян-
ских торах, боролся в рядах словацких
поветанцев. В дни разгрома восстания сумел
сохранить свой отряд, увести его в горы, и
вот теперь он с боем прорвался с ним через
фронт и соетинилея с Советекой Армией.
	Ho самым примечательным, пожалуй,
было то, что он сохранил и пронес через все
	испытания плена, концентрациовнего да-
горя и больше чем через три года парти-
занекой борьбы вот эту офицерекую форму
Советской Армии со знаками различия ета-
рого образца, первую страничку своей пар-
тийной кандидатской карточки и обложку
офицерского удостоверения. Ваким нужно
быть идейным воином, сколько нужно иметь
моральной силы и веры в победу, чтобы,
нахоляеь далеко от Родины, с риском для
жизни хранить эти знаки партийной при-
надлежноети и офицерского ‘достоинства!
Каким нужно обладать непоколебимым ду-
хо\, как нужно верить в победу, чтобы в
чужих краях, в тысячах километров от род-
ной земли, с горсткой людей больше трех
лет вести партизанскую борьбу!
	Сейчае много говорят и пишут 0
бессмертном подвиге Героя Советского Союза
тварлии майора Алексея Петровича Маресь-
ева. Этот советский офицер лишился в
бою в первые месяцы войны обеих ног.
Путем долгих нечеловеческих тренировок он
вернул себе способность на протезах уп-
равлять истребителем, добилея возвраще-
ния в боевую авиацию и потом, участвуя
в войне, сбил еще несколько вражеских
самолетов. В заграничной прессе раздают-
ся голоса 0 том, что подвиг Маресьева вы-
думан, что человеку не под силу совер-
пить такое. Но после того, как в журнале
«Октябрь» была опубликована повесть ©
 Маресьеве, редакция получила ¢ разных
концов страны несколько писем, в которых
рассказывалось о подобных подвигах духа
и воли, совершенных воинами Советской
Армии и лругих ролов оружия. Капитан
Илья Коробкин, артиллериет по профессии,
	лишившись обеих ног в боях на реке Рузе,
под Москвой, также нашел в cede волю
преодолеть тяжелое увечье, натренировалея
в ходьбе на протезах, с большими трудно-
стями добился возвращения в действую-
щую армию и вместе со своей боевой
частью проделал путь до самой Шпрее.
Старший лейтенант Василий Козлов. 1
военной специальности связист, потерял в
бою ногу и кисть руки. Он восстановил
себе работоспособноеть и до конца войны
был техником на одной из ответственней-
ших военных линий связи. И таких фак-
тов много. Разве эти примеры не говорят
0 TOM, GTO JNA советского человека, 0за-
ренного большевистской идеей, нет невоз-
можного ни в бою, ни в мире?!

Те, что даже не укладывается в созна-
нио человека капиталистического мира,
что кажется ему какой-то тайной. непо-
	с<тивимым “CORDETOM>, для нас — новее-
дневность, быт, будни. В конце войны
мне снов» пришлось слышать вопросе о
секрете советских побед. Было это возле
немецкого городка Торгау, в Западной Сак-
сонии, где авангарды наступающих ©о-
ветских войск маршала Конева ветрети-
лись © американской армией гонерала
Бредли. К нам через Эльбу переплыла то-
гда лодка © военными корреспондентами
союзных армий. Олин из них, здоровенный
пожилой дядя, затянутый в брезентовую
офицерскую форму Соединенных Штатов,
с ходу заснял на кинопленку наптих бойцов,
евших борщ под сенью каштанов на 3e-
леной траве заливного луга. Из’ясняясь на
невообразимой смеси русского и английско-
го языков, он попросил их принять ге-
роические позы, подобающие победителям,
но они только отмахнулись от него ложка-
ми и продолжали трапезу. Тогда, не расте-
рявтись, он затараторил:
	— Аелло! Снимаю шляпу... Преклоня-
юсь... Ваш путь Волга — Эльба — ого!
Вери гоуд! Имею вопрос: мой читател
хочет знайт, где ваш секрет победа...

— Мы советские люди, — сказал один
солдат и снова наклонилея над котелком,
& лругой, пожилой, морщинистый. загорев-
ший до бронзового цвета, улыбнулея в
пшеничные тёркинские усы и добавил:

— Ты бы в нам, господин хороший,
под Сталинград приехал смотреть секрет...
А то что-то там мы вашего брата не Ви-

дели.
Б. ПОЛЕВОЙ,
	Пламя уже лизало железо бака, и тогда из
глубины его посльшалась песня. Раненые
воины, обреченные на смерть, пети «Интер-
национал». Подвиг их был настолько ве-
лнчественным, что советские бойцы, зани-
мавшие оборону в соседних домах, 063
приказа, без огневой подготовки, а главное
днем. что в Сталинграде было почти невоз-
можным, поднялись в атаку. Они отжали
немцев от бака и успели спасти из огня
раненого капитана Зеленова и его това-
рищей.

Как солнце в капле росы, отражаются в
этом маленьком эпизоде высокий дух
сталинградекого сражения, непревзойденной
эпопеи ленинградской обороны, боевая
ярость защитников Севастополя, величие
сотен других больших и малых сражений
Советской Армии, освещенных непобедимой
большевистской илейностью.
	(Советские люди в минувшей войне пока-
зали миру, что такое армия социализма.
Образ советского воина встал над миром во
весь рост, во всей своей необоримой мощи,
во всей своей духовной красоте.

Даже в том случае, когда превратности
военной судьбы забрасывали  советекого
воина в тыл врага, он не прекранал уча-
етия в напряженной борьбе, которую вела
его армия. Осенью 1944 года, когда Совет-
ская Армия вела трудное наступление в
Карпатах, у Дуклянекого перевала, про-
рвавшаяся вперел и ведущая тяжелый бой
кавалерийская часть вдруг усльшчала У
немцев в тылу звуки стрельбы и знакомый
клик «ура». Командир корпуса был изум-
лен. Он не понимал, откуда появилась эта
подмога, не предусмотренная планом боя.
Неожидажное тодкрепление (фептило исход
борьбы. Получив удар в спину, остатки раз-
битой неменкой части откатилжиеь за, горную
цепь. Когда бой кончился, к командиру
корпуса подошел молодой офицер в совет-
ской форме старого образца, отрекомендо-
вался лейтенантом Пирожниковым и заявил,
что он отдаст в распоряжение командования
организованный им из советских воен-
нопленных отряд в сто штыков © полным
вооружением трофейных образцов.

казалось, что лейтенант Пирожников
был ранен в бою под Ельней. В беспамят-
HOM состоянии он попал в плен. Работал в
латере военнопленных на немецких верфях
на Средиземном море. Организовал побег
пятналцати пленных красноармейцев и
матросов, создал из них пастизанский от-
ряд и, действуя © ним в двух © лишком