12 МАЯ 1947 г., № 117 (10508)

корреспондентов
	«Правды»
	№
	Когда забывают © первичных о
‘парторганизациях
	От корреспондента «Правды» по Куйбышевской области
	На маленьком участке колхоза имени   низации тов. Борисова не сочла нужным
9 января, что в селе Тростянка, друг за   созвать партийное собрание, ть Ti
другом ходят с плугами 22 вола и 12 ло-  ложение и воздеиствовать должным 00разох
шадей. На них работают 15 человек. Работа   на председателя правления артели члена
пахарей не спорится. Они мешают друг  партии тов. Караульщикова — беспечного
другу. Когда останавливается один плуг,   и равнодушного к делу человека. =
вынуждены останавливаться и пять других. Эти факты говорят. 0 том, что раиком, да
За работой наблюдает тов. Ерофеев — и обком партии не обращают внимания нз
«еводный бригадир», как отрекомендовал  укрепление сельских нартииных организа-
его председатель колхоза тов. Филькин. ций, на повышение их роли в хозяйствен-

«Сводным бригадиром» он стал потому,   ной жизни колхозов. В Березовке, где нахо-
910 -на этих 4—5 гектарах земли заняты   дится колхоз имени Краеной Армии, с осени
люди и тягловая сила всех трех бригад. прошлого года никто из работников райкома
Правление колхоза ренило не закреплять   и других районных организаций не был.
за бригадами постоянные участки, а вести  —— Живем мы от Красного Яра за 45 Kn
работы скопом. лометров, — рассказывает тов. Борисова. —

— Вот вспашем, посеем, а потом бросим   Редко, очень редко кто бывает у нас из
жребий «на счастье». Тогда видно будет,   районного центра и из Куйбышева..,
какому бритадиру какой участок достанет-  В Тростянке, где находятся МТС и круп-
ся, — говорит тов. Филькин. нейший колхоз имени 9 января, © ноября

Партийная организация колхоза не  прошлого года, кроме третьего секретаря
протестовала против грубого нарушения   райкома тов. Леонтьева, приезжавшего на
постановления февральского Пленума ЦВ  несколько часов, также никого не было.
ВЕП(б). Не вникая глубоко в дела колхоза,   Несколько месяцев не видели у себя рай-
она не заметила, что такая «организация»   онных работников, в частности секретаря
труда ведет к низкой производительности   райкома партии тов. Юхновского и предее-
(за два дня волы и лошади вепахали  дателя исполкома районного совета, тов. By-
3,5 гектара) и мешает под’ему урожайно-  зина, колхозники артели «Красный 0к-
сти. тябрь» и других.

В колхозе работают две тракторные брига- Еели бы работники райкома партии бы
ды, три мощных дизельных трактора и! вали в колхозах и в их партийных органи-
столько же колесных тракторов МТС.   зациях чаще, они узнали бы, что в Бере-
Огромная сила! Но тракторы работают   зовке более пяти лет не было кино, что во
также непроизводительно. 3a два дня   всем селе нет ни одного экземпаяра
они вспахали только 23 гектара и  «Правды» и «Комсомольской правды»,
забороновали около 20. а другие газеты, в TOM числе област-

Та же картина и в колхозе «Красный   ная и районная, приходят сюда чуть
Октябрь». Секретарь партийной организации   ли не с недельным опозданием. Первичная
тов. Попов с начала сева ни разу не был организация не получает ни одного партий-
в поле. Несколько месяцев здесь не прово-   ного журнала. Многие колхозники и тракт-
дилось партийного собрания. У парторгани- ристы не знают о важнейших решениях
зации «не нашлось» времени глубоко! партии и правительства. Местные жители
заинтересоваться частыми простоями трак-  не помнят, когда в последний раз в колхозе
торов. Ничего не сделано и для налажива-  была лекция или доклад о международном
ния политической работы среди пахарей и   положении и о жизни нашей страны.
трактористов, для развертывания между   Колхозники Красноярского района обяза-
‚ними соревнования. : лись вырастить высокий урожай. Но эти

Еще хуже обстоит дело в колхозе имени   обязательства пока слабо подкрепляются
Ерасной Армчи. Руководители колхоза долго   практическими делами. Район имеет возмож-
не начинали полевых работ, ссылаясь на  ность ежедневно пахать не менее тысячи
дожди. Наконец, наступили солнечные дни,   гектаров и засевать 1.500  тектаров.
почва быстро подсохла, но тут обнаружи-   В действительноети же делается в два-три
лось, что в колхозе много недоделок.   раза меньше. Из 300 с лишним трактори=
С большим опозданием выехав в поле,   стов сменные нормы выполняют 4—5 че-
тракторные бригады не могли работать: на! ловек.
месте не оказалось ни масла, ни горючего, Красный Яр находится в 45 километрах
ни воды. У одного трактора по дороге в кол-   от Куйбышева и круглый тод связан с ним
$03 расплавилея подшипник, у другого в  шоссейной дорогой. Представители обкома
первый же день работы распаялся радиа-  партии и облисполкома бывают здесь чаще,
тор, третий стоит неисправным на усадьбе   чем в других районах. Но бывают как гости,
2-й Тростянакой МТС. Прнедут, созорут совещание или заседание,
  Отставание колхоза — результат прежде  выступят с речью и... отбудут во-евояси,
веего очень низкого уровня массово-поли-  Они не вникают глубоко в дела колхозов,
тической работы среди колхозников п трак-   обходят первичные парторганизации, Pe.
ropucTos. Сил у первичной парторганизации   зультат такого поверхностного руковод-
‚немало: восемь коммунистов, столько же  ства — налицо. Район топчется на месте
комсомольцев, есть сельская интеллигенция.   и на севе занимает в области одно из по-
Но все эти силы не приведены в действие,   следних мест.
разобщены. Секретарь первичной napropra- Н. БОЛКУНОВ,

Курсы подготовки
районных работников
	ВАЛИНИН, 11. (По телеграфу). Состоял-
ся первый выпуск слушателей шестиме-
сячных межобластных курсов подготовки
и переподготовки руководящих районных
партийных и советских работников. Курсы
окончили 43 человека.
	матери засияли. А она, мать, вдруг вепом-
нила отца Пети, своего мужа Николая
Бардеева.

— Обидеть жену, вее равно что ударить
по своей руке, — вот эти слова он произ-
носил всегда, когда речь шла о женах...

Он погиб. В первые дни войны. Это был
	тяжелый удар. До боли в груди было жаль
его. Анна Сергеевна остальь с тремя
дочерьми и сыном. Одна. Влова. Она
прекрасно помнит вдов в доколхозной.
деревне. Как жестоко обрушивалось на
них все. От них, от вдов, фамилии
пошли — Вловины, Галаховы, Босяковы,
Нуждины, Кусочкины. Нужда обрушива-
лась на вдов, как конское копыто на цве-
ток: не выбьешься, задохнешься. И она
осталась вдовой. Сын на фронте. Дочки по-
ступают в вузы. Как быть? Разве упра-
вишься? И управилась: дочки учатся, сын
вернулся с фронта, она сама — бригадир,
и.,. депутат Верховного Совета РСФСР.
Нет, она с достоинством понесет фамилию
своего мужа Николая Барлеева, и дети ее
не будут ни Вдовины, ни Кусочкины. И вот
он, Петя, как он похож на Николая Бар-
деева, на своего отца, Анна Сергеевна Ни-
волая Рардеева помнит с юкых лет. Выл
он BOT такой же розоватый, как подсолнух
в цвету.

— Ах, Петенька. Петенька,— прошеп-
	тала она, и вдруг слезы брызнули из ее
глаз.
	— Ts 930, мама? — перепуганно спро-
сил он и, шагнув к ней, взял ее за обвет-
ренную руку. — Опять? Не надо, мама, —
чуть погодя добавил он и, глядя в глаза
матери, со всей силой своего юного серд-
па еказал:— Ведь есть такие жертвы, ко-
торые мы должны нести с особой гор-
достью, мама,

— Я это знаю лучше тебя, Петюша, —
проговорила мать.— Знаю, и ты мог бы
свалиться... и я могла бы свалиться: ведь
они рядом были, захватчики-то. Но...

— Но мы остались, народ остался...
А чтобы не было больше жертв, мы дол-
жны стать еще сильнее. Земля нам даст
эту силу, мама.

— А учиться, Петя?

— Учиться потом: здёеь большие дела
приковали меня к себе. Эх, заговорились
мы © тобой. Ступай. Там тебя ждут бри-
гадиры из соседних колхозов. За советами
приехали, — и, улыбаясь, тепло закончил:
— Ты ведь у нас мать большого села, вот
люди и тянутся в тебе, как травы
Е солнцу.
	ПО СЛЕДАМ МАТЕРИАЛОВ
«ПРАВДЫ»
	«Чкаловская область
затягивает сев»
	Под таким заголовком в «Право
4 мая с. г. была опубликована корреспон
денция, в которой отмечались недопустиа
мое отставание Чкаловокой области на ве
сеннем севе и серьезные недостатки в ру
KOBQICTBG севом CO стороны областных
организаций.

Бюро обкома ВКП(б), обсудив эту к
респонденцию, признало ее правильной.

Многие райкомы ВКП(б) и райненолюс-
	мы до сих пор неудовлетворительно рук“
водят весенним севом и не принимают Me)
для бесперебойной работы  тракторною
парка и выполнения сменных норм каж:
дым тракториетом.

Бюро обкома ВКП(б) постановляет:

1. Обязать райкомы ВКП(б) обсудить в
всех сельских партийных организациях и
тракторных бригадах опубликованные в
«Правде» 4 мая передовую статью «Улуе
ить использование тракторов на весен-
нем севе» и статью «Чкаловокая область
затягивает сев» и принять по каждой МТС,
тракторной бритаде, совхозу и колхозу
меры, обеспечивающие резкое повышение
темпов весеннего сева при безусловнох
проведении всех работ на высоком Alpi:
техническом уровне. :

2. Поручить райкомам ВКП(б) немедлен
но направить в каждую тракторную брата»
ду для оказания практической помощи
бригадирам в организации бесперебойной
работы тракторов коммунистов, способных
решительно исправить положение дел в
бригадах.

3. Обязать начальника областного управ
ления сельского хозяйства тов. Дуженкова
установить неослабный контроль за истоль-
зованием в МТС авторемонтных мастерских:

4. Командировать для оказания помощи
в улучшении технического обелуживания
тракторных бритад в 06060 отстающие МТС
дотюлнительно из числа инженерно-техии-
ческих работников, знакомых с
тракторного парка, с заводов и предприя“
тий на период весеннего сева 150 специа“
листов.

5. Обязать райкомы ВКП(б) и райлетол
комы немедленно принять меры к полному
использованию на посевных работах жи“
вого тягла, шире развернуть социалистиче“
кое соревнование среди колхозников, Pa
ботающих на живом тятле. Добиться еже
дневного выполнения каждым трактор“
том и колхозником взятых в социалист
ческом соревновании обязательств, органи-
зуя показ на страницах печати опыта }а-
боты передовиков сева.

. Обязать редактора тазеты «Чкалов
ская коммуна» тов. Шурьыгина шире пуб
ликовать материалы по освещению х019
полевых работ в области.
	Агитационная работа
		РЯЗАНЬ, 11. (Корр. «Правды»). Рязан-
ский торком комсомола направил в районы
области агитватгон для обслуживания
молодых колхозников на весеннем севе.
( агитвагоном выехали бригады художе-
ственной самодеятельности, концертная
группа филармонии, художники, лекторы.
В первый рейс агитвагон побывал в Raze-
ринском, Шиловском, Сасовском и других
районах. Лекторы прочитали в колхозах
поклады O постановлении февральского
Пленума ЦВ ВЕП(б).
		Пясьма

райкома при ПУКОВОДСТВС КОЛХОЗами
	Целинский район, хозяйству которого

война нанесла серьезный урон, идет сей-
час уверенно в гору. Полностью освоена до-
военная посевная площадь. Несмотря на за-
сушливое лето, район в прошлом году собрал
‘хороший урожай. Успешно идут весенне-
полевые работы.
Bee это является результатом уме-
лого, конкретного руководства, дифференци-
рованного подхода райкома партии к кол-
хозам. В районе—59 колхозов. He Boe они
олинаковы по своей экономической мощи,
по условиям развития их хозяйства.
Руководить при этих условиях —— зна-
чит подходить к каждому колхозу нес
общей меркой, а конкретно, с учетом спе-
пифических особенностей, в которых нахо-
лится колхоз, его экономических возмож-
ностей, ресурсов.

Так именно и поступает Целинокий рай-
ком. В прошлом году в районе насчитыва-
лось 10 отстающих колхозов. Отетавание
их было вызвано главным образом огром-
выми опустошениями, которым они под-
верглись в период немецкой оккупации. Х9-
зяйство их было разрушено до основания.
Эти колхозы нуждались в разносторонней
помощи, Райком продумал систему мер по
организационню-хозяйственному — укрепале-
нию экономически слабых и отстающих
колхозов. Прежде всего им была оказана
материальная поддержка. Получаемые рай-
оном сельскохозяйственный инвентарь и
строительные материалы в первую очередь
направлялись в отстающие колхозы. Серь-
езная помоль была оказана им и по линии
МТС. В эти колхозы они послали больше
тракторов. На руководящую работу в о0т-
стающие колхозы райком рекомендовал
колхозникам хорошо знающих дело ком-
мунистов, опытных людей. Наконец, рай-
ком послал на длительное время во все
эти колхозы членов бюро и партийных акти-
вистов для организалорской и массово-
политической работы среди колхозников.
	Осуществление этих мероприятий вско-
ре стало заметно сказываться на улучше-
нии лел в колхозах. Взять хотя бы сель-
скохозяйственную артель им. Пушкина.
Райкому пришлось много «повозиться»,
чтобы навести порядок в этом колхозе.
Сюда часто приезжали секретари и лру-
тие работники райкома, кропотливо изуча-
ли экономику колхоза, советовалиеь с кол-
хозным активом, как выйти из затрудни-
тельного положения. В колхозе была созла-
на первичная парторганизация.

Парторганизация вместе © правлением
артели много поработала над тем, чтобы
наиболее полно использовать все мате-
риальные и трудовые ресурсы колхоза. Всю
зиму шла деятельная подготовка к севу.
Колхоз полностью обеспечил себя семенами,
во-время отремонтировал инвентарь, заго-
товил местные удобрения, провел мнюго-
хратное снегозадержание. В итоге—колхоз
ортанизованно вступил в сев и закончил
ето одним из первых в районе. Кроме трах-
торов, присланных МТС, на полевых радбэ-
тах до предела было использовано немчо-
гочисленное колхозное тягло. Люди padora-
ли на севе самоотверженно.

Дифференцированный подход райком при-
меняет не только вк отстающим колхозам.
О колхозах в райкоме судят не по еволке
© ходе тех или иных сельскохозяйствен-
ных работ. Конкретно руководить колхоза-
ми-—9эт0 не значит интересоваться только
	проведением очередных сельскохозяйствен-
ных кампаний. Кампанейщина не по-
зволяет вдумываться в результаты руко-
водетва, ведет к тому, что из поля зрения
упускаютея коренные вопросы развития
хозяйства колхозов. Целинский райком до-
бивается того, чтобы колхозы заглядыва-
ли вперед, ставили перед собой задачи на
ближайшее будущее. Одним из важнейнгих
мероприятий в этом направлении явилась
разработка годовых производетвенных плз-
Нов КОЛХОЗОВ.

Райком придал этому делу важнейшее
хозяйственно-политическое значение. В п-
мощь колхозам были посланы партийные ак-
тивисты, специалисты сельского хозяйства.
В работе по составлению планов приняли
участие сотни колхозных активистов—пе-
редовиков урожайности п животноводетва.
Производетвенными планами предусмотрен
дальнейший, еще более мошный рост ар-
тельного хозяйства.

К передовым колхозам У райкома особый
подход. Он нацеливает их на то, чтобы
они не останавливались на достигнутом, &
двигались вперед, всесторонне развивали
свое хозяйство. Райком стремится ставить
конкретные задачи перед каждым колхо-
зом в отлельности.

Колхоз имени Буденного — один из ‹а-
мых крупных и мощных в районе. Здесь
полностью восстановлено поголовье скота.
Этой артели по плечу новые, более слож-
ные задачи. И они отражены в недавно
составленном пятилетнем плане артели.
Церед тем, как его составить, райком об-
стоятельно изучил хозяйство артели и под-
сказал правлению и парторганизапии, в
каком направлении следует его развивать.
Правлению артели вместе с первичной, парт-
организацией сделало пятилетний план
программой своей повседневной леятельно-
сти,
После февральского Пленума ПК ВКП(б)
Целинекий райком усилил организаторскую
и политическую работу в колхозах. И тут
прежде всего следует указать на умелое
использование райкомом cua партийного
	актива. Не только члены бюро райкома, но
	и другие руководящие работники района
систематически бывают в колхозах и про-
водят там столько времени, сколько требуют
интересы дела. Это не уполномоченные в
обычном понимании, а воопиталели и орта-
низаторы людей. Главная‘ цель посылея
партактива в колхозы состоит в проведения
там политической работы, в оказании прак-
тической помощи первичным парторганиза-
циям и правленияя. Руководящие район-
ные работники выступают в колхозах с
политическими докладами и беседами, ин-
структируют  агитаторов, подсказывают
правлениям и первичным падюрганизаци-
ям правильное репение вопросов.
	При помощи партактива райком усили-
вает свой связи с колхозными массами и
прежде всего © передовиками сельского хо-
зяйства. Опыт лучших колхозов, бригад,
звеньев, животноводческих ферм широко
популяризируется в районе. Для этого
используются разнообразные формы: сове-
щания, устная и печатная пропатанда, ка-
глядная агитапия, выступления самих пе-
редовиков в окружающих колхозах.

Метод дифференцированного руководства
требует оперативности, — своевременного
реагирования на малейшие недостатки в ра-

tl

боте колхозов. ПЦелинекий райком меньше
	Кампанейшина не по-гвеего тратит времени на заседания и состав-
	ление резолюций. Райком стремится преду-
преждать провалы и ошибки, а если они
случились, то быстро устранять их.
Укажем на такой факт. Самый крупный
в районе колхоз имени Военсовета СЁВО,
дружно начавитий сев, в один из дней ухуд-
шил работу. Это обстоятельство  вотрево-
жило райком. Секретарь райкома тов. Да-
ниловский выехал на следующий же
день в колхоз. Выяснилось, что главной
	причиной заминки на севе явилея выход
из строя трех тракторов. Были обнаружены
и другие недостатки в полевых работах.
С помощью секретаря райкома коммунисты
наметили меры но усилению темпов’ сева.
Решено было дополнительно использовать
на полевых работах тягло, обслуживающее
фермы, — семь пар волов. Уже на следую-
щий день темпы сева в колхозе повыеи-
лись. Векоре были устранены и неполадки
в тракторах. Таким образом, прорыв удалось
ликвидировать в самом начале.

Дифференцированно руководить— это зна-
чит также учитывать, имеется или отсут-
ствует в колхозе первичная парторганиза-
ция. В колхозах, где имеются первичные
парторганизации, райком во всей своей ра-
боте опирается на них. Он требует от нах
умелого осуществления контроля За хозяй-
ственной деятельностью правлений колхо-
зов, налаживания политической работы в
массах. Ha заседаниях бюро райкома
систематически слушаются доклады пер-
вичных нарторганизаций. Каждый свой
выезд в колхозы секретари и другие
работники райкома используют прежде
всего для налаживания деятельности па]-
тийных организаций.

Иной подход требуется к колхозам, где
нет первичных парторганизаций. Сельский
райком в отношении этих колхозов призван
выполнять функции первичных ортаниза-
ций. Здесь особенно важно суметь окру-
жить себя активом, завязать тесную и ши-
рокую связь © комсомольнами и беспартий-
	HOIME Колхозными активистами, перелдвы-
	ми колхозниками, тракториетами MIC
и т. д. Целинский райком, учитывая это,
закрепил за колхозами, где нет парторгани-
заций, — их в районе одиннадцать, — наи-
более опытных и политически подготовлен-
ных коммунистов. ?

Осуществляя конкретное руководство
колхозами, райком действует отнюдь не пу-
тем подмены советских и сельскохозяйет-
венных органов, мелочной опеки над ними.
Райком добился того, что эти органы ста-
ли лучше заниматься колхозами. Рай-
ком укрепил отдел сельского хозяйства, рай-
исполкома опытными и квалифицирован-
ными кадрами. Во главе отдела поставлен
атроном-коммунист тов. Тютюнников. Глав-
ный агроном отдела тов. Чеховской — член
бюро райкома.

Конечно, у Целинского райкома партии
есть и недостатки в руководстве колхозами.
Райком видит эти недостатки и стремитзя
к тому, чтобы как можно быстрее их устра-
нить. Совершенствуя свои методы и стиль
руководства колхозамн, райком стремится
по-большевистски выполнить исторические
решения февральского Пленума ЦЕ ВЕП(6б).

У. ЖУКОВИН.
Я. КРИВЕНОК.
	Целинский район, Ростовской области.

НАЛЬЧИК, 11. (Корр. «Правды»). Вабар-
хинский обком партии направил в отдален-
чые горные села на время весеннего сева
пять агитмашин © киноустановками, худо-
жественными фильмами, специальными вы-
пусками по вопросам агротехники. Левторы
обкома прочтут колхозникам лекции и до-
клалы о решениях февральского Пленума
ЦЕ ВКПСб) и Указе Президиума Верховного
Совета CCCP о награждении мастеров вы-
сбких урожаев.
	РОСТ КОЛХОЗНЫХ
ПАРТОРГАНИЗАЦИЙ
	ИВАНОВО, 11. (Корр. «Правды»). Б сель-
ских районах области заметно увеличилось
число колхозных партийных ортанизаций.
Сейчас в колхозах насчитывается на
101 парторганизацию больше, чем было
три месяца назад.

В Вичугеком районе, например, вместо
12 колхозных партийных организаций
стало 33. Шесть новых колхозных парт-
организаций создано за это время в Гаври-
лово-Посадеком районе.
		СЕМИНАР ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ
ДИРЕКТОРОВ МТС
ПО ПОЛИТЧАСТИ
ПОЛТАВА, 11. (Корр. «Правды»). Пол-
тавский обком партии организовал семинар
заместителей директоров МТС по политиче-
ской части, Участники семинара прослу-
шают доклады о решениях партии и пра-
вительства по вопросам сельского хозяй-
ства и © задачах партийных организаций
колхозов и МТС. На семинаре будет прочи-
тан также доклад о правах и обязанностях
ской части. Семинар продлится три дня.
		Обком партии о книжной
торговле в селе.

ОРЕЛ, 11. (Корр. «Правды»). Бюро обко-
ма партии обсудило вопрос о торговле кни-
гами в деревне. Выяснилось, что в селах
	области очень мало продаетея книг. Вниж-
ныв_магазины имеются только в 18 рай-
	‘онах. В отдельные деревни книги вовее не
	доходят. В 46 сельских и 44 школьных
библиотеки за последний год почти совеем
не поступали кнати.

Бюро обкома наметило ряд мер по улуч-
шению тортовли книгами в деревне. Пред-
ложено открыть новые книжные магазины
в Дмитровском, Урицком, Новосильском и
других районах. В сельские книжные мага-
зины будет поступаль лучшая литература.

Областное издательство увеличивает из-
данпе книг. В ближайшее время выйдут из
печати брошюры по агротехнике, зерновым
и техническим культурам. Намечается из-
дание брошюры об опыте работы мастеров
высокого урожая.
	смотрела вокруг. Веюду расстилались поля:
пробороненная и уже подкормленная рожь,
площади, подготовленные под картошку,
под капусту, огурцы, морковь, и чернею-
щим крылом лежала земля яровых куль-

тур... и шагала весна, с обилием благодатно-
то тепла.
	— Аорошо. Вак хорошо-то,— промолви-
ла Анна Сергеевна и задумалась. Вее перед
ней было красиво: красиво вспахана зем-
ля, красивые посевы, но Анна Сергеевна
понимает, видит, что через год — два все
эти распланированные поля «едвинутея»
co своих мест. Влевера придется перенести
вон туда, в Яхромекую долину, ныне 38-
росшую мелким кустарником, туда же при-
детея перенести огороды, картошку, & всю
эту землю отвести под рожь, пшеницу, яч-
мень. Все это она понимает. Да и колхоз-
ники уже намекают на то, что надо освоить
Bee пустующие земли:  раскорчевать
заросли,  по-хозяйски использовать весе
овраги, бугры. И они правы, колхоз-
ники: ведь так много еще неиспользо-
ванной земли. Вот, например, совсем не-
давно Анна Сергеевна из Москвы на
машине ехала сюда — в Колхоз, через
Динтров и Рогачево. Ехала по прекрасной
гудронированной дороге и на протяжении
восьмидесяти километров видела, как по
0бе стороны 110ссе тянется лента земли
шириною метров в восемьдесят. Вакая это
чудесная земля! Какие огороды можно бы-
ло бы развести! И удобрение рядом — торф.
Да разве только тут земля? Разве мало по-
AHH, заросших мелким, никому не нужным
`осинником, березняком? А главное, вот она,
земля — Яхромская долина: шесть тысяч
тектаров тут лежит ее, нетронутой, но 60-
татой земли. В этом году заканчивается по-
стройка канала, с осени уже можно будет
приступить к корчевке и распашке земли.
	Так думала Анна Сергеевна, стоя на
возвышенности, глядя на земли, располо-
женные вокруг седла. Й неожиданно услы-
шала тоненький детский голосок:

— Мачычка-8-а!

Она повернулась. Рядом с ней, на доТо-
те, около телеги, на которой виднелась кор-
зина с подкормкой, стоял Петя. Придержав
коня, он еще раз, так же, как и в детстве,
произнее тоненьким голоском:

— Мамычка-а! Чего ты тут на ветру
стоишь?

Петя знал, что матери всегда очень нра-
BUTCH, когда он вот так, детским голоеком,
зовет ее... и сейчае он увидел. как глаза

МАТЬ БОЛЬ
		— Чего это ты, Мария, языком-то ме-
лешь?.. Какая такая слава? Хлеб надо дать.
Обещали сто шестьдесят пять пудов с TeK-
тара, а теперь требуется сто восемьдесят.
Вот тебе и слава!

— Ая не стыжусь этого — славы.
Товарин Сталин что сказал о труде?—отве-
тила Мария.—Труд в нашей стране что
есть? Есть дело доблести, славы и герой-
ства. Ну вот, а теперь Указ этот и есть
вершина всего. Мы уж обсудили. Еще вче-
ра, пока ты в. районе была. Й ежели ты
свое согласие даешь, засучим рукава и пой-
дем добывать урожай великий.
	Признаться. эти слова Анну Сергеевну
очень взволновали, но она сдержалась и,
посмотрев на колхозников, тепло произ-
несла:
	— Да что я 6без вас? Былинка в поле.

— Да и мы без тебя— пех без началь-
ника,— подхватила Мария. Нет, Мария за
словом в карман не полезет,
		Ее всё так и зовут: «мать большого
села». Почему большого, когда село ма-
ленькое, в три-четыре улочки? На вид
ей лет сорок — сорок пять, но на голове ни
одного седого волоса, глаза яркие, жи-
вые, с озорными искорками, лицо в зага-
ре, кое-где прорезаются тоненькие мор-
инки.

У нее три дочери, учатся в Москве, в
вузах. Иногда приезжают к ней — пого-
стить. Вот и сегодня одна приехала,
а тут еще из района гости. Проводить бы
ее надо, дочку, да ведь и гостей покинуть.
неудобно. Это замечает председатель рай-
исполкома Черносвитов и советует:

— Анна Сергеевна! Проводи. Проводи
дочку.

Анна Сергеевна вздыхает, поднимается
Из-за стола, идет во вторую комнату, что-
бы там проститься с дочкой, и по пути,
обернувшись, говорит:

— И тут ведь такт надо знать, Иван
Степанович: по науке дочки-то во-0он ку-
да от меня убежали, а всё одно-— корень
жизни я. Однако около иной ходишь, хо-
дишь. Я, слышь, мама, астрономию знаю.
«Ну и что ж— говорю ей,—тебе совет-
ская власть свое отвела—небо, ну и изу-
чай, а мне— землю. Без астрономии жить
трулно, что и говорить, а без земли, пожа-
луй, зубы на полку положишь»,

— И чт же?

— Смиряется после этого, — отвечает
Анна Сергеевна и вдруг заливается таким
звонким смехом, что за столом все подхва-
тывают его. Из соседней комнаты с непри-
крытой лаской послышались слова:

— Все рассказала. Эх ты, мама!

Анна Сергеевна скрылась в комнате. В
избу вошел юноша. На нем гимнастерка,
на груди орден. Сам он весь будто
подсолнух в цвету. Был на фронте. Бил
врага. Несколько раз ранен (ло сих пор
осколок в груди). Приехал к матери боль-
ной, худой, «в чем только душа держа-
лась». Анна Сергеевна подлечила его. Хотел
ехать учиться, уговорила:

— Останься. Петенька. Голок поработай
злесь: земля тебя излечит лучше любого
курорта.

(Сейчас Петя звеньевой в бригаде Анвы
‘Сергеевны. Но почему же, однако, ее зовут
«мать большого села»? Было бы понятней,
если бы зтали так -- «мать большой
семьи»,
	Ф. ПАНФЕРОВ
		Весна ныне какая-то тугая: не хочет
расставаться со злыми ветрами. А надо,
чтобы было солнышко, чтобы все враз за-
зеленело, чтобы билась рыба в реках, что-
бы песню можно было запеть. А тут —
холод. ветер. Анна Сергеевна смеется:

— Приспособлятьея приходится. Нехо-
рошее это слово «приспособленец», з мы
«приспособленцы»: пикировку  капуеты,
например, нельзя ведь в перчатках произво-
дить, ну и лови тенлый час, а в холод-
ный — землю перелоначивай. А тут еще мы
хотим шагнуть. Ох, круто хотим шагнуть:
по сто восемьдесят пудов в гектара урожай
собрать. Это ведь сказать легко, & получить,
ой, хребет погнуть придется.

Когда Анна Сергеевна впервые прючита-
ла Указ о том, что мастерам высоких уро-
жаев будет присваиваться звание Героя
Социалистического Труда, она сильно
взволновалаеь. :

— Надо много хлеба нашему государ-
ству. А если нашему государству надо—
значит надо делать. Да что я одна-то
смогу без звеньевых, без колхозников? А
ёсли они скажут: «Сергеевна, далеко ша-
тать хочешь. Хватит ли силенки?

И пошла Анна Сергеевна“по избам кол-
хозников, предполагая, что те еще ничего
не знают 06 Указе, но колхозники, встре-
чая ее на пороте, уже возбужденно улы-
бались: одни Указ ельшнали по радио, дру-
тим передали устно.

— Знаем. Знаем, Анна Сергеевна, —за-
думчиво произносили они.-— Новая задача.
Большая задача. Дь и награда за такой
труд немалая!

Не успели колхозники высказаться, как
на Анну Сергеевну налетела Маряя Бар-
деева — звеньевая второго звена, жен-
щина крепкая, шустрая, на язык острая,
как пила:

—— Ну что, согласие свое даешь, Анна
Сергеевна? — зачастила она.— Дай нам
свое слово. Мы тебе на твое слово делом
ответим таким, что на всю страну ты про-
`‘тремишь и наши имена прославишь.

Анна Сергеевна удивленно посмотрела
на нее и намеренно гоубовато сказала: ^
	И все-таки она пришла—весна. Схлы-
нули студеные воды, на вербе набухли
почки, из земли проступили травы,
озимые покрыли огромную площадь зе-
леным ковром... Опустели хаты. Дома
остались только старики и старухи: ребя-
та в школе, взрослые в полях. И до этого
колхозники работали хорошо: даже в тя-
желые годы войны колхоз, а особенно
бригада Анны Сергеевны, давал высокий
урожай. А тут и силы и сноровка удвои-
лись, утроились, Ну; например, Мария Бар-
деева, спит ли она когда-нибудь, отдыхает
ли? Всё в поле и в поле. За работой и за
работой. Так ведь и все колхозники. Хоте-
ли было на Первое Мая отдохнуть и ду-
мали, что этим колхозникам принесут ра-
дость, а те, наоборот, почти в один голос
ответили: «Девятого, в праздник Победы,
отдохнем. А сейчас день год кормит».

— И награда улетит! Ведь она с крылья-
ми, награда-то,-— зачастила Мария Бар-
деева. — Вепорхнет, только ее ий видел.

— Ну и ладно — девятого отдохнем.
Только обязательно девятого, — согласи-
лась Анна Сергеевна. направляясь из поля
в село: сообщили, кто-то енова приехал и
хочет с ней поговорить.
	Поднявшись на возвышенность, рядом с
селом, Анна Сергеевна остановилась и по-