3 ИЮНЯ 1947 г., № 139 (10530)

Перед гастролями  ЗАПАЗЛЬВАЮТ @ ПРОРЫВКОЙ СВЕКЛЫ
	в Москве
	Беседа с художественным
руководителем теагра им. Руставели
А. ВАСАДЗЕ
	1 июня театр имени Руставели в полном
	составе прибым из Гбилисм в Москву на.
	гастроли. Б беседе. в коорестонлеятом
«Правды» народный артист СССР тов.
А, Васадзе сказал:

— Историческое постановление НЕ
	Bhil{6) o репертуаре драматических  тезт-
ров и мерах по его улучшению ознамено-
вало важнейший этап в налией работе, яр-
ко осветило пути развития советского те-
атра.

В результате дружного совместного тру-
да тезтра с автором появилась пьес» «На-
чальник станции», написанная поэтом
Ило Мосашвили на тему героической оборо-
ны Кавказа. Этим спектаклем начинает наш
театр свой гастроли в столице Советского
Союза.

Мы покажем московским зрителям спек-
такль «Великий государь» В. Соловьева.
С болышим пол’емом работал весь коллектив.
	Еще издалека -— с шоссе, что ведет от
Белой Церкви к районному местечку Тара-
ша, хорошо видна свекловичная плантация
колхоза «Большевик». Огромный массив в
140 гектаров протянулея почти до самого
села Салиха. На свекловичных плантациях
работают- женщины. Они передвигаются
между рядков с Мотыгами в руках..

Волхоз «Большевик» раньше других ®
Таращанском районе начал прорывку свек-
лы. 3a первые три дня было обработано
	` 20 гектаров.
	лы — долгоноснк не уйдет в землю;
Кое-кто склонен накормить долгоносика 8%
счет густых всходов свеклы. Таким образом,
серьезной борьбы с вредителем здесь
не организуют.

В колхозе имени Кирова, например, борь-
бу с долгоносиком ограничили опрыскива-
нием посевов. На плантациях лежит много
погибшего жука. После дождей и росы
часть отравленных жуков оживает. Но их
не собирают вручную. Около двух гектаров
посевов вредители уже успели уничтожить.

Несколько слов о звеньях. Им в. Тара-
щанеком районе в трудный ин напряжен-
ный период ухода за плантациями руково-
Alea колхозов помогают мало. Borge
того, звенья зачастую посылаются на вся-
кие менее важные работы, а свекла зара-
стает сорняками. :

То же сзмое можно наблюдать на полях
многих колхозов Ракитнянского, Ставишан-
ского и ряда других районов Киевщины.
Принцио звеньевой работы нарушается и
здесь. Повторяетея пропглогодняя практика,
когда в результате несвоевременного рыхле-
ния междурядий и поздней прорывки свек-
лы была снижена урожайность.

В последние дни мая в районах Киевской
области проходили кустовые совещания
секретарей райкомов партии и председате-
лей райнсполкомов. 0 многом говорили
на этих совещаниях! Но 06 уходе 34
сзеклой, как правило, забывали. На кусто-
вом совещании в Таращанском районе при-
сутствовали представители четырех райо-
нов. Секретарь ЕКневекого обкома партии
по кадрам тов. Цетров, проводивший сове-
шание, не поставил вопроса 0б уходе за
свеклой. Киевские областные  руководи-
тели до сих пор не усвоили той простой
истины, что уход за сахарной свеклой рз-
тает судьбу урожая.

Е Г. ВОВК.
(Корр. «Правды»).
Киевская область.
	Совешание директоров областных
портийных школ и шестимесячных курсов
	На-днях в ЦВ ВЕПСб) состоялось сове-
пание директоров республиканских, крае-
вых п областных партийных школ и ше-
стимесячных курсов.

В работе совешания принял участие
секретарь Ц® ВЁП{б) тов. А. А. Кузнецов.

С докладом о работе двухгодичных пар-
ттйных школ и шестимесячных курсов
выступил заведующий отделом подготовки
и переподготовки партийных и советеках
работников Управления кадров ЦК ВКП(б)
тов. П. В. Самосудов.

В целях серьезного повышения полити-
ческого и теоретического уровня руковоля-
щих партийных и советских работников
ЦЕ ВКП(б) своим решением от 2 августа
1946 года <0 системе подготовки и пере-
пототовки руководящих партийных и
совотеких работников» признал необходи-
мым в течение ближайших 3—4 лет нод-
тотовить и перенодготовить в партийных
пколах и на курсах основные  руководя-
щие партийные и советские кадры.
	В результате проведенной работы по ко-
ренной перестройке ранее существовавших
партийных школ и курсов создана единая
систвуа партийного’ образования. В рес-
публиканских, краевых и областных цен-
трах открыто 60 партийных школ и 95
шестимесячных курсов. В школах и на
кеах обучается около 18 тысяч партий-
пых, советских, газетных и комсомольских
работников, среди них — более 2 тысяч
сакретарей райкомов, горкомов и укомов
партии и около №:500 председателей и зз-
увстителей председателей исполкомов рай-
онных, городских и уездных Советов депу-
тов трудящихся,

Большинство обкомов, крайкомов и ЦК
компартий союзных республик вдумчиво
отнеслось к комплектованию состава слу-
шателей школ и курсов. Однако некоторые
абкомы ВЕП(б) допустили серьезные ошиб-
ки в комплектовании школ. Свердловский
0бкои ВЕШСб) направил на учебу крайне
уало секретарей райкомов и горкомов
ВКП(б) и председателей иеполкомов рай-
онных и городских Советов депутатов тру-
уящихся, в то же время в школу принят
ряд лиц, не проявивиих себя положитель-
но на руководящей партийной и советской
работе или не имеющих опыта руководя-
щей работы. В Ростовскую школу на ком-
смольское отделение принята группа то-
варищей в возрасте свыше 30 лет.
	тельным опытом  учебно-воспитательной
работы и рассказала о-том внимании я по-
мощи, которые оказываются школе. Ленин-
градекой партийной организацией. Секре-
тари обкома и горкома ВЕП(б) принимают
активное участие в чтении лекций и про-
ведении семинарских занятий по курсу
«Партийное строительетво».

Директор Саратовской партийной школы
тов. Енязева поставила вопрос 0б оказанин
методической помощи. преподавателям епе-
циальных дисциплин: «Партийное етрои-
тельство», «Государственное правой 60-
ветское строительство» и др.

Директор Куйбышевской партайной шко-
лы тов. Николаев, отметив положительный
факт создания программ по: всем дисции-
лянам учебного плана. подверг резкой кри-
тике недостатки этих программ, их  пере-
груженность. Он внес предложение о си-
стематическом обобщении опыта работы
школ и курсов.

Тов. ° Чеканюк — директор Киевской
республиканской партийной школы —
рассказал о большом воспитательном зна-
чении проводимых у них в школе факуль-
татлвных лекций и докладов по вопросам
культуры, искусства п науки.

Ректор Высшей партийной школы при
ЦЕ ВКП(б) тов. Матронов сообщил ‘участ-
никам совешания о работе кафедр по уго-
вершенствованию программ и созданию
учебников, учебных и наглядных пособий.
Он сообщил также, какая практическая
помощь оказывается преподавателям двух-
годичных партийных школ и шестимееяч-
ных куреов в области повышения их науч-
ной квалификации: прием кандидатского
минимума, организация консультаций по
диссертационным работам и прием диесер-
тационных работ на соискание ученой
степени.

На совещаний выступило 24 человека.
	Участникам совещания были прочитаны
доклады о международном положении, о
постановлениях ЦВ ВКП(б) по идеологиче-
ским вопросам и о преподавании курсов:
«Основы советской экономики и практика
руководства отраслями народного хозяй-
ства», «Партийное строительство», «Госу-
дарственное право и советское строитель-
ство», «Диалектический и исторический
материализм».
	В конце совещания выступил секретарь
ПЕ ВЕИ(б) тов. А. А. Кузнепов.
	Б школах и на курсах работает около
1.500  квалифицированных преподавате-
лей, из них свыше 300 доцентов, канди-
датов наук, профессоров и докторов наук.
В некоторых школах и на курсах отдель-
ные лекцин читаются на низком илейно-
теоретическом уровне, а семинарские заня-
тия проходят без глубокого обсуждения ко-
ренных вопросов изучаемых предметов.
Преподаватель Краснодарской партийной
школы Зайцев в лекциях по истории
BRU(6) допускал грубые политические
ошибки, проявлял  недобросовестность к
подготовке лекций. Преподаватель литера-
туры Ульяновской партийной школы Ко-
новалов допускал вульгаризацию в изложе-
нии материала.

Вполне понятно, что неудовлетворитель-
но прочитанная лекция, плохо проведенное
семинарское или классное занятие возмож-
ны в тех школах и на курсах, где недо-
статочно внимательно подошли к подбору
преподавателей, где ослаблен контроль за
идейным содержанием лекций. Нужно
активизировать работу кафедр.

Задача заключается в том, чтобы реши-
тельно устранить недостатки в учебно-
воспитательной работе партийных школ.
Внимание директоров и первичных пар-
тийных организаций школ и куреов дол-
	жно быть сосредоточено на повышении ка
	чества преподавания. Надо также улуч-
шить партийно-политическую работу в
школах и на курсах, неустанно заботить-
ся о повышении культурно-политического
уровня слушателей.

Большое внимание должно быть уделено
своевременной подготовке к новому учей-
ному году. К 15 августа предетойт ото-
брать и принять на 1-й курс республикан-
ских, краевых ин областных партийных
школ свыше 8.000 человек и на курсы при
школах больше 5.000 человек. Нельзя до-
пускать повторения ошибок в компзекто-
вании школ. и курсов, надо своевременно
подобрать квалифицированных преподава-
	телей, подготовить учебные здания и обще-
	На совещании были заслушаны также
доклалы о состоянии учебно-воспитатель-
ной работы в Оенинградекой областной
партийной школе и на шестимесячных
курсах при Кировском обкоме ВЕП(б).

Директор Ленинградской партийной шко-
лы тов. Домокурова поделилась положн-
	Труд здесь организован образцово. Каж-
дой колхознипе отведено 19 —20 рядков.
Это позволяет учетчикам ежедневно быстро
определять, сколько сделали каждая кол-
хозница, каждое звено.

Прорывка свеклы = работа очень кро-
потливая. Стебельки надо оставлять на
расстоянии 9 — 10 сантиметров один от
другого. Вот почему колхозницы приходят
на плантации с восходом солнца и приво-
дят сюда всех свободных OT других дел
членов свонх семей.

Уход за свеклой в колхозе «Болыневик»
можно поставить в пример другим артелям
Таращанского района. Шаровку здесь про-
вели своевременно и так же своевременно
начали борьбу е вредителями свеклы. Шосе-
вы опрыскивали дважлы.  Проводился
ручной сбор долгоносика. Звенья внесли нз
свои участки много местных удобрений.

Хорошо работают звенья свекловодов и
в некоторых других колхозах. Но в целом
Тарашанский район, как и большинство
других на Киевщине, запаздывает с ухо-
дом 38 свеклой. Такие колхозы, как
им. Ленина в селе Бовкун, «Tpar-
тор», «Новый шлях»: «Пионер» и ряд дру-
гих, еще не провели даже первой прорывки
свеклы. Веходы свеклы всюду густые,
дружные. Развиваясь, они угнетают друг
друга. Надо срочно делать прорывку.

Но в Таращанском районе установилось
мнение, что с шаровкой и с прорывкой
свеклы торопиться не следует. Нало, дес-
кать, подождать, пока злейший враг свек-
	партийной школы —  осуществляя первую нопытку поставить на
	грузинекой сцене драму из русекой истории.
Спектакль отмечен Сталинской премией.

В нашем репертуаре спектакль «Победи-
тели». Работая над этим спектаклем, кол-
лектив BIOXHOBIAICA залачей — правди-
во и убедительно показать образы советских
полководцев сталинской школы.

Во время гастролей будет показана также
пьеса 0. Шаншиашвиля «Хевиебери Гоча»,
написанная по одноименному рассказу гру-
зинского классика А. Вазбеги.

Перед поездкой в Москву мы обновили
спектакль «Отелло» Шекспира. Замечатель-
ный образ Отелло создан народным артистом
СССР А. Хорава. Судьба героя трактуется в
слектакле как трагедия крушения еобствен-
ного идеала, как трагедия обманутого дове-
рия, но не как трагелия ревности.

Сознавая всю свою высокую ответелвен-
ность, с горячим чувством советских пат-
риотов, © чувством величайптей благодарно-
сти нашему стадщему брату — великому
русскому народу, мы, представители со-
циалистической культуры грузинского на-
рода в области театрального искусства,
хотим показать любимой всеми народами
нашей Родины Москве образцы творчества
театра имени Руставели.

—O—-
	ПРЕМЬЕРЫ
ЛЕНИНГРАДСКИХ ТЕАТРОВ

ЛЕНИНГРАД, 2. (Корр. «Правды»). В
Академическом театре драмы имени Пуш-
кина состоялась премьера ньесы №. Симо-
нова «Русский вопрос». Постановщик
спектакля — художественный  руководи-
тель театра народный артист PCCP
1. Вивьен.

Академический Малый оперный театр
показал новую оперу композитора В. Энке
«Любовь Яровая» по сюжету пьесы В. Tpe-
нева. Спектакль поставлен режиссером
Н. Горянновым под художественным руко-
вохетвом народного apracra CCCP С. Само-

суда.
МАШИНЫ ДЛЯ УБОРКИ
УРОЖАЯ
	ЛЮБЕРЦЫ, 2. (По телефону). Аю-
берецкий завод имени Ухтомского до-
срочно выполнил месячный план по выпу-
ску сельскохозяйственных машин и вапас-
ных частей в ним. На колхозные ‘и совхоз-
ные поля отправляются 3.920 косилок,
1.700 жаток, 240. сноповязалок и свыше
чем на 500 тысяч рублей запасных частей.

Новая победа ухтомцев совпала © радост-
ным для ваводокого коллектива событием.
По итогам социалистического соревнования
в апреле Люберецкому заводу присуждено
переходящее Краеное знамя Совета Мини-
стров СССР.

Редакция «Заводской правды».
	залось неспособным справиться. Доста-
точно сказать, что количество денег, нахо-
дящихся в обращении, с 15 млрд. китай-
ских долларов в 1941 г. выросло до 40
млрд. в 1946 г. и до 60 млрд. в 1947 г.
Прожиточный минимум в сентябре 1946 г.
	которые занимают команлное положение в  увеличился в 4.500 раз по сравнению C до-
	торговле и промышленности, значительно
увеличилось. Концентрация земельной содб-
ственности в руках представителей тор-
гово-промьшиленного, а также финансового
капитала ведет’ к уменьшению доли кре-
стьянекого землевладения, к усилению
расслоения деревни. }
° Показательно, что большая часть земель
оказалась восредоточенной в руках гомин-
дановских правительственных чиновников,
которые увеличили CBOE землевлаление за
	военным. эти факты красноречиво свиле-
тельствуют 9 хаотическом состоянии ки-
тайской экономики. Государотвенный сек-
ретарь США Маршалл в заявлении коррес-
пондентам 21 мая 1947 г. выдвигает даже
предположение, что инфляция является
основным фактором китайской ситуации.

Стремясь сохранить в деревне иго кре-
постничества и подавить демократические
устремления китайского народа, гоминда-
новская клика бросается в об’ятия амери-
канских монополий. В погоне за американ-
CKUMA займами, которые используются не
столько для экономического восстановления
страны, сколько дая подавления лемокра-
тического движения внутри страны, го-
миндановское правительство и китайские
правящие классы готовы поступиться го-
сударственным суверенитетом.

Американский финансовый капитал,
давно напелившийся на китайские рынки,
с каждым днем стремится все больше рас-
ширить свое влияние как на экономику,
так п на политику Китая. В. Масленников,
в своей работе подчеркивая эту линию аме-
риканской политики, направленную на зака=
баление Китая, приводит данные о том, ках
выросла активность американского капита-
ла, как под предлогом посредничества США
вметалиеь BO внутренние дела Китая,
эказывая помощь гомнндановцам в борьбе
против демократических сил страны.

Этот раздел ‘в книге В. Масленникова
далеко не достаточно разработан. Говоря
0б экономической экспансии США в Китае,
автор ограничивается лишь характеристи-
вой ее раннего периода, который, однако,
не дает возможности обрисовать полную
картину американского проникновения в
Витай. Если нажануне  японо-китайской
войны капиталовложения США в Китае
были значительно скромнее капиталювло-
жений Японии и Англии, составляя только
6—7 процентов, то известно, что в настоя-
щее время американский капитал уже
стал монопольным хозяином в китайской
экономике.
	Отказ США и Великобоптании от нерав-
	гоминла-   Ноправных договоров © Витаем, провозгаа-
	Увеличить йроизво0дство овощей
6 NPULOPOOHDLX колхозах
	В Карагандинской области проделана
большая работа по созданию базы для снаб-
жения населения городов продуктами сель-
ского хозяйства. Достаточно сказать, что в
последние годы здесь отказались от в503%
овощей и картофеля из других областей
Советского Союза. Однако возможности
использованы далеко не полностью.

В 1946 году план посадки картофеля
был выполнен только на 72 проц., ово-

щей `— на 96 проп. Даже пригородные
районы недосеяли 1 тысячу гектаров карто-
феля.

Всё это не могло не отразиться на. снаб-
жении населения города овощами и карто-
фелем. Уже в середине зимы во многих ра-
бочих столовых были отмечены перебои с
доставкой этих продуктов.

Учтены ли уроки прошлого года? Нет!
Ход сева овощей и посадки картофеля пока-
зывает, что и в нынешнем году здесь име-
ются серьезные недостатки.

Тельманский район является основным
районом производства овошей и картофеля.
В прошлом тоду он не выполнил плана
посадок картофеля. Нынче руководители
района также не принимают решительных
мер для увеличения производства сельско-
хозяйственных продуктов.

— План посадок картофеля мы не вы-
полним, — заявил секретарь райкома пар-
тии тов. Хлебов, — нехватает семян.

Но райком партии не позаботился о том,
чтобы восполнить нехватку семян, хотя в
районе картофеля много.
	влияние в Китаю еще больше выроело, а
подписанный между СОША и Китаем
4 ноября 1946 г. договор «0 дружбе, тот-
товхе и навигации» в замаскированной
форме лишь закрепляет отдачу националь-
ной Китайской экономики во власть амери-
канского капитала.

Американская политика поддержки 1-
уиндановского реакционного ‘правительства
и оказания ему помощи в подавлении на-
родного движения, конечно, об’ясняется
не только экономическими интересами
США в Китае. Империалистические круги
в США понуждают амервканекое прави-
тельство обеспечить также военно-страте-
гические позипии США в Китае. 06 этом,
	%
От корреспондента «Правды» по Карагандинской области
	Руководители многих пригородных колхо-
зов явно пренебрегают овощами и картофе-
лем. Сеют их с большим опозданием, надле-
жашего ухода за посевами не организуют.
Машинно-тракторные станции обрабатыва-
ют огородные и бахчевые участки колхозов
в последнюю очередь. Против такой непра-
вильной практики здесь не ведется реши-
тельной борьбы.

Волхозы, ‘расположенные в пригород-
ной зоне, по существу остаются зерно-
выми. Специальных машин для карто-
фельного и овощного хозяйства сюда не
завозят. Не имея возможности как следует
организовать производство овошей и карто-
феля, не получая помоши п поддержки от
местных организаций, здешние колхозы
каждый год не выполняют планов по этим
культурам. Запаздывание с севом и низкая
агротехника очень сильно сказываются на
урожайности.

Областные организации не хотят по-
глубже разобраться е положением дел в
пригородных колхозах, чтобы помочь им на
деле стать- передовыми хозяйствами по про-
изводству картофеля и овощей.

Караганда имеет дешевый уголь и огром-
ное количество отработанной теплой воды
от электростанции, которые с успехом мож-
но использовать для организации крупного
парниково-тепличного хозяйства. Однако
этим делом никто не интересуется. .

С. ДОБРОВ.

правных лотоворов. назязанных Витаю им
	  азеты оседают в районном пентре
	Недавно в редакцию гаврилов-ямекой рай-
	оной газеты пришел шестидесятилетний
колхозник Михаил Уколов из сельхозартели
«Красный путиловецп». Он уже много лет
читает газеты, привык к ним. Но в нынеш-
Hey Году работники сельского почтовоги
тентства и районного отдела связи отка-
злись принять у него подпиеку на газету.
	‚ 28 газет осталась вся деревня, где живет
Уколов. Колхозник пришел в редакцию с
	осъбой помочь ему выписать газету.
	Врестьянину помогли оформить подписку
в районную газету. Бельшего сделать ре-
акция не смогла. Но и за это Уколов был
очень благодарен.

— Хоть раз в неделю теперь можно по-
Читать © том, что творится на белом свете,
пузнать о жизни района. Почитать самому
п оносельчанам рассказать,— заявил ста
рик,

Гаврилов-Ямский район получает немала
экземпляров газет, но они по воле отдела
понаганиы и агитации райкома партий
медают в районном центре. Из 250 экзем-
шяров «Правды» в городе Гаврилов-Ям oc-
тается без малого 200, а на 97 колхозов,
19 сельских советов, столько же изб-чита-
eH и несколько лесятков сельских Школ

один экземпляр центральной и один экземп-
ляр областной газет. Колхоз «Новый путь»
несколько лучше обеспечен областной газе-
той — он получает два экземпляра. Но и
там витрины нет.
	В селе Вышеелавском несколько дней
пробыла во время весеннего сева заведую-
щая отделом пропаганды и агитации рай-
кома партии ‘тов. Седякова, а в колхозе
«Новый путь» — завелующий оргинетруд-
тереким отделом тов. Самойлов. Но они «не
заметили», что в селе и колхозах нет
газетных витрин и не ведется никакой
работы с газетой.

Поведение этих лвух руководящих работ-
ников характеризует отношение райкома к
использованию газет как важного ору-
жня партии в деле воспитания масс. Секре-
тарь райкома тов. Игнатов даже не знал,
что колхозы и колхозники района остались
без газет и что виновницей этого является
заведующая отделом пропаганды и агитации
райкома тов. Седякова.

Немудрено, что партийно-политическая
работа в колхозах далеко не на высоте.
	К. SOTHH.
Ярославль.
	остается 61 экземпляр. Таково же положе-
ние и со всеми остальными центральными
газетами. Из 1.800 экземпляров районной
газеты треть также оселает в районном
	центре.
	Центральные газеты можно найти в Гав-
рилов-Яме у любого работника почты, тор-
говой базы, магазина, чайной, столовой в
мельницы. Сектор общественного питания
районного отдела торговли получает более
десяти экземпляров «Правды» и «Изве-
стий». Несколько экземпляров этих же га-
вет идут в адрее карточного бюро. А колхоз-
ники, рядовые работники сельского хозяй-
ства оставлены без газет.

Еще хуже с использованием газет в самой
деревне. Они доходят лишь до правлений
колхозов и сельсоветов и там застревают.
В бригадах же их почти совсем не увилишь.
Даже в лучшем колхозе — «Новый путь»
чтение газет в бригадах— редкое явление.

Ни в одной деревне мы не видели газет-
ных витрин. Вышеславекий сельсовет в
прошлом году имел хорошую витрину. Но
нынче этой витрины нет, да и расклеивать
на ней нечего. Большое село, в котором рас-
положены сельский совет, изба-читальня,
магазин сельпо и школа, получает ляшь

Py
	 }

В. Масленников в ©в0ю очерель по-
яеняет, как в связи © развитием капита-
лизма в Китае  изменилея и самый тип
помещика. В то время как числе пюмещи-
ков, являющихся лишь получателями рен-
ты. уменьшилось, количество помещиков,
		между ОША и hutaew   периалистическими лержавами.
	Таким 00бразом, современная антидемо-
кратическая политика  томиндановского
правительства не явнлась чем-то новым,
она лишь приняла иную форму в соответ-
ствии © внутренней и международной 00-
становкой наших дней. Правда, в 1937 г.
перед угрозой японской агрессии в Китае,
руководящие круги гоминлана были вы
	конечно, об’ясняется! нуждены пойти на создание единого на-
	ционального фронта и на сотрудничество
с китайскими коммунистами, представаяю-
щими большую политическую силу в стра-
не. Создание единого национального фрон-
Ta, отмечает В. Масленников в своей кни-
	к сожалению, ничего не говорится в работе   ге, знаменовало собой новый этап в борьбе
	В. Масленникова. Для этого американцы с0-
здают свои военно-морские базы в Витае, со-
держат там свои войска, флот и авиацию,
обучают и снаряжают гоминлановскую ар-
мию, которая, по утверждению «Нью-Йорк
таймс» от 12 мая 1947 г., насчитывая
5.750 тыс. человек, является после войны
самой крупной армией во всем мире. В с4-
	ветской печати уже были опубликованы
	сообщения о военных мероприятиях США
в Китае, Между Китаем и США продолжено
заключенное во время войны соглашение
0 совместной разведывательной работе.
В связи © этим американская разведка
всюду в стране насадила свою атентуру.
В китайскую армию посылается большое
число американских офицеров в качестве
инструкторов, экспертов и наблюдателей.

В работе В. Масленникова рассказы-
вается, как гоминдан и его правительство
способствовали превращению Китая в аме-
риканскую вотчину. В своей борьбе про-
тив прогрессивных сил гоминдан заручил-
CH поддержкой иностранных держав еше
в период реводюции 1925—1927 гг. [oc-
подетвующее положение в гоминдане в то
время заняла так называемая пзянеу-чже-
цзянская группа банкиров и промышленни-
ков, тесно связанных © американским
капиталом. При помощи англо-американ-
ского капитала к власти в 1928 г. лришало
реакционное крыло гомнндана. Первые
шаги своей деятельности оно ознаменовало
террором против народного движения и
преследованием коммунистов. Нанкинекое
правительство тогда даже порвало дипло-
Матические отношения с Советоким Сою-
зом, который, как общеизвестно, © самого
момента своего возникновения оказывал
всемерную поддержку Китаю в его борьбе
за напиональную независимость и первым
Из всех госуларетв отказалея от неравно-
	китайского народа за свою национальную
независимость.

Автор отмечает, что позиция СЛТА во вре-
мя японского вторжения в действительности
скорее была более благоприятной для импе-
риалистической Японии, чем для Китая. Й
только на последнем этапе войны СПГА ста-
ли помогать Китаю, одновременно преследуя
собственные корыстные цели. Поддерживая
идею национального единотва Китая во
время войны, США резко изменили свою
позицию в этом вопросе после войны. Это
видно и из отношения США к реализации
решений Московского совещания трех ми-
нистров, состоявшегося в декабре. 1945 г,
Эти решения говорили 00 об’единении и
широкой демократизации Китая. В заклю-
чительной. главе своей работы автор отме=
чает, что переговоры, которые гоминданов-
ское правительство вело с китайскими ком-
мунистами относительно выполнения реше-
ний, принятых на Московском совещании,
явились лишь поллтическим  маневром,
Это наглядно показали сами гоминдановцы,
сорвав программу, намеченную  Поли-
тическим консультативным советом, и пы=
таясь разрешить так называемую «комму=
нистическую проблему» военными сред
ствамн, т. е, открытым вооруженным выз
ступленнем при активном содействии
США. .

Работа В. Масленникова, несмотря па
имеющиеся в ней частные недостатки, так
же как и работа Е, Ковалева, принесут
большую пользу советскому читателю. Они
иомогут ему яснее понять характер и зна-
чение тех событий, которые происходят
сейчас в Китае. :

П. КРАЙИНОВ.
	о Китае’
анализ экономических и политических H3-
менений В Китае, происшедших co времени
первой мировой войны И до окончания
второй мировой войны, он показывает, что
основным содержанием народно-револю-
	ционного движения в Китае уже в течение
	многих лет является 001508 3& националь-
ную независимость страны и за разреше-
ние аграрного вопроса. Революционные
события 1911 г. и 1925—1927 гг., при-
велшие в свержению прогнившей монархии
	«небесной империи» и установлению Ви-
	тайской республики, были направлевы
против двойного гнета — феодальной реак-
ции и чужеземного империализха. 0бразо-
вавшаяся в результате этих революцион-
	ных событий Китайская республика ока-
	залась под контролем гоминдана, который
положил в основу своей политики три
принципа, провозглашенных  революпион-
ным демократом Сун Ят-сеном: националь-
ное освобождение, народовластие и народ-
ное благосостояние.

В настоящее время гоминдан предал
забвению эти принципы. Лозунг Сун Ят-
сена «пахарь ‘должен владеть своим по-
лем», выражающий чаяния миллионов ки-
тайских крестьян, остался нереализован-
ным. Земля осталась в руках помещиков.

Основу сельскохозяйственной экономики
Китая, в котором около 80 проц. населения
занимается сельским хозяйством, состав-
ляет помещичье землевладение. Оба автора
приводят подробные данные о землевлале-
нии в Китае. Примерно половина всей об-
рабатываемой земельной площади принад-
лежит помещикам. Около одной пятой части
земли принадлежит кулакам п остальная—
середняцкому и бедняцкому крестьянству,
составляющему вместе с безземельными
90 проц. населения деревни. 20 проц. кре-
стьян совершенно не имеют земли и явля-
ются арендаторами.

Е. Ковалев в своей книге наглядно по-
казывает, что в разультате  кабальной
аренды китайский крестьянин до сих пор
находится в полукрепостной зависимости
от помешика, которому отдает 50—60
процентов своего урожая натурой. Эта
аренда, сопровождаемая отработочной рен-
той, свидетельствует о наличии сильных
феодальных пережитков в сельском хозяй-
	ства Китая.
	Hee KHULU
	; История современното Китая насыщена
Фльшими событиями как в области поли-
ческой, так и экономической жизни
станы. За национально-освободительным
вижениеу китайского народа против ино-
мною империалистического господства,
0 борьбой против японских захватчиков
‹ очувствием следили все свободолюбивые
народы,

Теперешние события в Китае, характери-
зЗующиеся гражланской войной и разгулом
тоупнлановской реакции, вызывают закон-
ную тревогу у прогрессивных людей всего
упра. У каждого возникает вопрос, почему
Китай после освобождения от японских
упериалистических  хишников, являясь
ной из великих держав среди 0б’единен-
HWY наций, снова превратился в арену
менных действий и стал об’ектом экслан-
11 60 стороны монополистического капи-
ила другой державы. Советских людей это
intepecyer eme в большей мере потому, что
тай является нашим соседом. С ним мы
луеем общие интересы в борьбе за проч-
НЫЙ и длительный мир на Дальнем Востоке
1 38 предотвращение японской агрессии
3 будущем.

Что привело Китай к теперептнему на-
Пиженному и сложному положению?

Уяснению этого вопроса советокому чи-
тателю помогут выпущенные Госполит-
ijatow книги: В. Масленникова «Китай»
и Е. Ковалева «Аренла и арендные oTHO-
шения в Китае». В работе В. Масленни-
Кова освешаются исторический процесе
развития Китая за послелний хериод, ха-
рактер и структура китайской экономики
Е 66 политической надстройки в лице
Томиндановского режима. Е. Ковалев свое
следование посвятил изучению более
оециального, но исключительно острого и
важного для понимания китайской дей-
Мвительности вопроса-— проблеме аграрных
отношений в китайской деревне.
	Этой темы в своей работе касается т
В. Масленников. Преследуя задачу дать
	*) В. Масленников. «Китай». Политико-
экономический очерк. Госполитиздат. 1946.
64 стр. Тираж 10 тыс. экз. Цена 6 р. 50 к.
Е. Ковалев. «Аренда и арендные отношения
в Китае». Госполитиздат. 1947. 110 стр. Ти-
раж 10 тыс. экз. Цена 2 р.
	были направлены   сует расхищения общественных и госулал-
	ственных земель, а также за счет разоря-
ющегося среднего и беднейшего  кресть-
SHCTBA.

Таким образом, чиновники гоминдана, на-
ходящиеся у правительственной кормушки,
сами превратились в феодалов, в помещи-
ков, которые ни в какой мере не заинтере-
сованы в прогрессивных аграрных и дру-
гих демократических преобразованиях.
Этим об’ясняетея тот факт, что в Китае до
сих пор так сильно дают 0 себе знать
феодальные пережитки, почему гоминдан,
как партия. с помошью государственного
анпарата-——войск, полиции, судов ит. д.—
подавляет народное движение, требующее
аграрных реформ. Разрешение аграрного
вопроса в 0с0бом районе оказалось бель-
MOM на глазу полуфеолального Китая. Вот
почему помещики, являющиеся опорой
гоминдана в деревне, всемерно поошряют
правительство к походу против Особого рай-
онз Китая, к Ффорсированию гражданской
ВОЙНЫ.
	Феодальные пережитки отрицательно
сказалиеь н на развитии китайской на-
пиональной промышаленноети. Отмечая гос-
подство иностранного” капитала в Китае,
указывая, что тем самым развитие нацио-
нальной промышленности и всего народ-
ного хозяйства было всецело подчинено
чужеземным интересам и тормозилось ими,
В. Масленников в своей работе приводит и
другие важные факторы, действующие от-
рицательно на темпы и характер промыш-
ленного развития страны. В первую
очередь это относится к реаЕцион-
HOH экономической политике — гоминда-
	новского правительства. Эта политика пря-  шенный в январе 1943 г., не привел Ви-
	вела страну К Tahe
	затруднениям,   Тай к избавлению от иностранной зависи-
	се которыми китайское правительство ока- г мости. После этого отказа американское