`\
	Пролетарии всех стран, соединяйтесь!
a ss th
Всесоюзная Номмуниатицадьла Plantrudg (Kantian
	Орган Центрального Номитета и МН ВКП(б).
	  ЦЕНА 20 КОП

Лаур
	Суббота, 7 июня 1947 г.
	аты
	Совет Министров СССР присудил Сталинские премии за
‘выдающиеся работы в области науки, техники, искусства
и и. umepamypbt

Страна приветствует Сталинских. лауреатов —новаторов
о и техники, борцов за новый рост социалистической культуры!

В Совете Министров СССР.
О присуждения Сталинских премий за выдаю
работы в области науки за 1946 год

г) Геолого-географических наук
	Премии ВТОРОЙ степени
	1. Бетехтину Анатолию Георгиевичу,
члену-корреспонденту Академии наук
СССР, профессору Института геологических
наук Академии наук СССР.— за геологи-
ческие исследования’ марганцевых : место-
рождений СССР. обобщенные в монографии
«Промышленные марганневые руды СССР»,
опубликованной в 1946 году.

2. Григорьеву Андрею Александровичу,
акалемику, директору Института географии
	в размере 190.000 рублеин
	Академии наук СССР,— за научный труд
«Субарктика», опубликованный в 1946
году.

3. Саукову Александру Александровичу,
доктору  геолого-минералогических наук,
старшему научному сотруднику Института
геологических наук Академии nays CCCP,—
за научный труд «Геохимия ртути», епуб-
ликованный в 1946 году.
	Совет Министров Союза ССР постановил присудить Сталинские премии за выдаю-
	щиеся научные работы в области:
	№ 43 (10534)

Сталинских премий
	вазцо. повая пятилетка требует, чтобы
преимущества советского общественного
строя были в наибольшей степени исполь-
зованы для неустанного развития техниче-
ского прогресса. Уделяя огромное внима-
ние разработке теоретических проблем, пар-
тия и правительство направляют большие
усилия на т0, чтобы как можно лучше ис-
пользовать научные достижения в жизни,
в практике. Список трудов, созданных лау-
реатами Сталинских премий, наглядно по-
казывает сочетание работы нал теоретяче-
скими проблемами с учазтием науки и тех-
ники в решении практических вопросов co-
циалистического строительства. `

Наряду с УЧеными, известными всей
стране и всему миру, среди нового отряда
лауреатов Сталинских премий страна уви-
дит значительное число людей практики—
инженеров, ! -конструкторов.  стахановцев.
	Сегодня «Правда» публикует постанов-  науке. Новая пятилетка
	ления Совета Мичиетров Союза ССР о при-
суждении Сталинских премий за выдаю-
щиеся работы в области ‘науки, ‘изобрете-
ния, коренные усовершенетвования мето-
дов произволетва и за выдающиеся работы
в области искусства и литературы за 1946
тод. Присуждение Сталинских премий —
подлинный праздник советской науки и ис-
кусства, большое событие в общественно-
политической жизни нашей страны. Еже-
тодное присуждение Сталинских премий,
учрежденных советским государством в 03-
наменование  шестидесятилетия великого
вождя большевистекой партии и советского
народа, корифея науки Иосифа Виссарионо-
вича Сталина. стало в нашей. стране. все-
народным смотром талачтов. достижений
науки и искусства, демонстрамией лухов-
пой силы воциалиетичеекого общества.
	а) Физико-математических наук
	Премии ПЕРВОЙ степени
	1. Боголюбову Николаю Николаевичу,
чаену-корреепонденту Академии наук СССР,
профессору Института механики Академин
наук Украинской ССР,— за научные рабо:
ты в области статистической физики: «0
некоторых статистических методах в мате-
матической физике», «Проблемы динамиче-
ской теории в. статистической физике»,
опубликованные в 1945 и 1946 годах.
	Премии ВТОРОЙ степени
	1. Линнику Юрию ` Владимировичу, про-
фессору Ленинградского государственного
университета, — за научные иселедования
по теории простых чисел, результаты кото-
рых изложены в статьях: «06 одной теоре-
ме в теории простых чисел», «0 густоте
[ — рядов», «Идея плотности нулей в тео-
рии [Г — рядов», «Новые доказательства
теоремы Гольдбаха — Виноградова «0 ха-
рактерах простых чисел», опубликованных
в 1945 и 1946 годах.

2. Пешкову Василию Петровичу, етарше-
му научному сотруднику Института физиче-
ских проблем Академии наук CCCP,— ва
	Премию ПЕРВОЙ степени
	в размере 200.000 рублей

2. Френкелю Якову Ильичу, члену-кор-
респонленту Академии наук СССР, заведую-
щему лабораторией Лепинградского физико-
технического института Академии наук
СССР, — за научные исследования по тео-
рии жидкого состояния, обобщенные в мо-
нографии «Кинетическая теория жидко-
стей», опубликованной в конце 1945 года.
	в размере 100.000 рублей
экспериментальное доказательство суще-
ствования второго звука в гелии-П, изло-
женное в статье «Определение скорости рас-
пространения второго звука в гелии-Ш»,

3. Шубникозу Алексею Васильевичу,
члену-корреспонденту Академии наук СССР.
директору Института кристаллографии Ака-
демии наук ССОСР,— за открытие и иссле-
дование нового вида пьезоэлектриков, ре-
зультаты которых изложены в монографии
«Пьезоэлектрические текстуры», опублико-
ванной в 1946 голу.
	0) 1ехнических наук
	в размере 200.000 рублей
	Впервые в истории человечества сопиа-   Д6НЬ 3а днем поднимающих технический
	изм создает безграничный простор” для
подлинного расцвета науки, освобождает ее
от сковывающих пут капиталиети ческого
строя и открывает широчайшую дорогу для
творчества. Наука — великая сила. Капи-
талистический строй использует эту силу
в зтоистических интересах господствующе-
го класса. В условиях современного капи-
тализма реакционные силы стремятея ис-
пользовать науку против человечества,
превратить ве в орудие империалистиче-
ских завоеваний. В стране победившего co-
циализма, гле господствует и властвует сам
народ, наука стала могучим ередотвом рас-
цвета производительных сил советского об-
щества, орудием укрепления советского го-
сударетва и неуклонного роста материаль-
ного и культурного уровня трудящихся
Mace,

Наша Родина гордится тем, что она дала
уиру великих мужей науки, чьи откры-
тия уже в течение многих десятилетий слу-
хат и еще долго будут служить основой
научно-технического прогресса. Советские
юди горды тем, что крупнейшие открытия
нашего векд — использование атомной
энергни, радиолокация, качественный ска-
YOR B области авиации, связанный с созда-
нием реактивных двигателей, основаны на
тенизльных трудах русских ученых. 0ено-
в0й новейшей радиолокационной техники
является изобретение радио выдающимся
физиком Поповым. Невозможно было бы от-
крыть тайну атомной энергии без перио-
дического закона Менделеева. Современная
зэрдинамика и авиация базируются на
	уровень нашей промышленности, сельского
хозяйства, транспорта. Сталинских премий
удостоены люди, соззавшие новые типы
автомобилей, самолетов. паровозов,  стан-
ков, открывшие новые методы в техноло-
гии, нашедшие способы значительного по-
вышения производительности труда. Средя
лауреатов мы видим таких рабочих-стаха-
новцев, как ткачиха Волкова,‘ шахтер За-
порожец, обувшик Матросов, проходчики
Минзарипов, Проничкия. Этот факт еще раз
наглядно подтверждает слова товариша
Сталина о том, что «новые пути науки н
техники прокладывают иногда не общеиз-
вестные в науке люди, а совершенно неиз-
вестные в научном мире люди, простые лю-
ди, практики. новаторы дела». Эти люд,
не имеющие ученых степеней, неизвестные
в научном мире, епрокинули существующие
технические нормы и установили _ новые
нормы, соответствующие подлинной науке
и технике. Страна высоко ценит их благо-
родный, самоотверженный труд.

Почетное звание Сталинских лауреатов
присуждено большюй группе деятелей лите-
ратуры и искусства. Все средства искус-
ства в нашей стране призваны служить
великой цели коммунистического воспита-
	ния и просвещения народных масе. Цен-
	тральный Вомитет партии в прошлом году
вскрыл серьезные ошибки и недостатки в
развитии литературы, театра, кино и
вооружил всех деятелей идоологического
фронта сталинской программой действий.
Работники литературы и искусства нахо-
дятея на боевом участке идеологического
фронта. Критика допущенных ошибок по-
	д) Биологических наук
Премию ПЕРВОЙ степени в размере `200.000 рублей
	Хлопину Николаю Григорьевичу, * дейст-
вительному члену Акалемии медицинских
наук СССР, профессору Военно-Медипин-
ской академии имени С. М. Епрова, — за
	научный труд «Общебиологические и экс
периментальные основы гистологии», опуб-
			Премии ВТОРОЙ степени в размере 100.609 рублеи
	1. Дунину Михаилу Семеновичу, про-
фессору Московской сельскохозяйственной
академии имени К. А. Тимирязева, — за
научные исследования в области борьбы е
заболеваниями  сельскохозяйственных ра-
стения, обобщенные в монографии «Имму-
ногенез и его практическое использование»,
опубликованной в 1946 году,
	2. Коштоянцу Хачатуру Седраковичу,
действительному члену Академии наук
Армянской ССР. профессору Московского
государственного университета — имени
М. В. Ломоносова, — за научный труд
«Очерки по истории физиологии в России»,
опубликованный в 1946 году.
	е) Сельскохозяйственных наук
		Рубину. Борису Анисимовизу. ппофессо-
ру Инетитута биохимии имени А. Н. Баха
Академии наук CCCP,—3a разработку
теоретических основ и тохнических прие-
	в размере 100.000 рублей

мов хранения сахарной свеклы, обобщен-
пых в монографин «Хранение сахарной
свеклы». опубликованной в 1946 году.
	Павлову Михаилу Александровичу, ака-   чугуна» том И, опубликованный в 1945 го-
ey —.19 научный тут «Металлургия   лу. и 20м Ш. опубликованный в 1947 голу.
	Премии ВТОРОЙ степени
	1. Качалову Николаю Николаевичу, чле-
ну-корреспонденту Академии наук СССР,
профессору Ленинградекого химико-техноло-
гического института имени Ленсовета, —за
теоретические и экспериментальные иселе-
дования процессов шлифовки и полировки
стекла, обобщенные в монографии «Основы
процессов шлифовки и полировки стекла»,

2. Мусхелишвили Николаю Ивановичу,
академику, президенту Академии наук Гру-
зинской СОР‚— за научный труд «Сингу-
лярные интегральные уравнения», опубли-
кованный в 1946 голу.
	Премию ПЕРВОЙ степени
	Арбузову Александру Ерминингельдови-
чу, академику, профессору Казанского хи-
мико-технологического института, — за
широко известные исследования в области
фосфороорганических ‹соединений, — завер-
шающиеся работами: «0 реакции галоило-
производных трифенилметана с серебряны-
ми солями лиалкалфосфориетых кислот»,
	Премии ВТОРОЙ степени
	1. Зимакову Павлу Владимировичу, док-
тору химических наук, заведующему лабо-
раторией НИИ-42, — за научные иселедо-
вания в области химин окиси этилена и его
производных, частично изложенные в м0-
нографии «Экись этилена», опубликован-
ной в 1946 году.

2. Мэньшинову Георгию Петровичу, док-
ору химических наук, заведующему лабо-
раторией ‹ Всесоюзного  научно-иселедова-
тельекого `химико-фармацевтического ин-
ститута, — за научные исследования в 6б-
ласти химии алкалоидов,  завершающиеся
работами: «Исследование алкалоидов кака-
лия хастата» и «Исследование алкалоидов
	А. Я. Вышинскии.
Акалемик.
	в размере 100.000. рублей

3. фридману Якову Борисовичу, профес-
сору Всесоюзного научно-исследовательско-
то института авиационных материалов, —за
научные труды «Деформация и разруше-
ние металлов при статических и ударных
нагрузках» и «Механические свойства Me-
таллов», опубликованные в 1946 году.

4. Целикозу Александру Ивановичу, про-
фессору Центрального научно-исеследова-
тельского института технологии мантино-
строения, — за научные труды «Прокат-
ные станы», «Механизмы прокатных ста-
нов», опубликованные в 1946 году.
	в размере 200.000 рублей
	«Действие хлор- и бром-малонового эфира
на соли диэтилфосфориетой кислоты», «0
получении бэта-фосфонпропионовой кисло-
ты», «Исследование строения диалкилфос-
фористых кислот методом комбинационного
рассеяния света», опубликованными в
1946 году.
	в размере 100.000 рублей
	трахелантус королкови», опубликованными
в 1945 году.

3. Пэтрову Александру Дмитриевичу,
члену-корреспонденту Академии наук СССР,
заведующему ‘лабораторией Института орга-
нической химии Академии наук СССР, —
за паучные исследования в области синте-
за углеводородов моторных топлив, завер-
шающиеея работами: «9 каталитической
гидродимеризации ацетилена под атмосфер-
ным давлением», «0 зависимости антидето-
нанионных свойств и температур застыва-
	ния углезолородов дизельных топлив от ВА
структуры», опубликованными в 1946

голу.
	С. И. Джафаров.
	Геэлог.
	в) Химических наук

BOs
			ж) Медицинских наук
Премию ПЕРВОЙ степени в размере 200.000 рублей
	обобщенные в научных трудах: «Вачествз
питания и функции организма», «Пище-

варение на высотах», опубликованных в
1945 п 1946 годах.
	в размере 109.000 рублеи
	за научный труд «Ретикулоэндотелиальная
система при заболеваниях крови и крове-
творных органов», опубликованный в
1946 году.
	в размере 200.000 рублей
дебных доказательств в советском праве»,
	в размере 100.000 рублей
	ской тюрьмы» том Г, опубликованный В
1941 году, и том П, опубликованный в
1946 году.
	Разенкову Ивану Петровичу, действи-
тельному члену Академии Медицинских
наук СОСР, профессору 1-го Московского
медицинского института, — за работы в 06-
ласти физиологии пищеварения и питания,
	Премию ВТОРОЙ степени
	‚ Ариннину Михаилу  Иннокентьевичу,
действительному члену Академии Меди-
цинеких наук СССР, профессору Военно-
Мехицинской академии им. С. М. Кирова, —
	трудах \уковского. В основе современной  шла на пользу нашей литературе, нашему
	реактивной техники лежит теория реактив-
ного движения, созданная Циолковским.
Наши люди горты тем, что за тридцать лет
советской власти они не только. сохранили,
Н0 и приумножили великие традиции рус-
кой ‘науки и достигли тажого громадного
научно-технического и культурного про-
тресса, который превратил нашу социали-
стичекую Родину в могущественную дер-
жаву мира. Советская наука верно служит
социализму, & люди советской науки, тех-
ники, советского искусства. — ‘активные
Тятели сопиалистического общества.
	Великим вдохновителем нашего народа,
нашей интеллигенции в борьбе за научно-
технический прогрессе является больше-
вистекая партия, товарищ Сталин. В исто-
рической речи перед избирателями 9 фев-
раля 1946 года товарищ Сталин поставил
тромадной важности задачу — «не только
догнать, но и превзойти в ближайшее вре-
у достижения науки за пределами нашей
страны». Призыв товарища Сталина вошел
8 сознание каждого деятеля науки и техни-
ли как призыв К исполнению священного
долга перед Родиной. Слова товарища

алина явились знаменем, с которым со-
зетские ученые победно движутся вперед.

сегодняшнее присуждение Сталинских
премий подводит первый итог трудам со-
ких ученых на новом этапе развития.
советской науки. Сталинские премии при-
суждены за выдающиеся работы в области
физико-математических, технических, хи-
упческих, геолого-географических,  биоло-
тических, сельскохозяйственных, медицин-
их, юридических и историко-филологиче-
ких наук. Это показывает пгирокий диа-
1азон наних научных достижений.
	Вместе со всем советским народом люди
науки, техники, искусства — каждый сво-
пу оружием — участвуют в новом трудовом
походе нашей страны за осуществление по-
слевоенного сталинского пятилетнего нла-
	на. Сама ната пятилетка базируется На  5908
	ук СССР.
	u Н. Н. Боголюбо03.
Член-корреспондент Академии на
	искусству, ибо большевистская критика
есть критика созидающая и она позволяет
еше быстрее двигаться вперед. Произведе-
ния литературы, музыки. живописи, тедт-
ра, кино, удостоенные Сталинских пре-
мий, —— это большевистский дтвет людей
искусства на постановления Центрального
Комитета партии, это новое: свидетельство
нёукротимого стремления нашей советской
интеллигенции еще активнее участвовать в
завоевании новых ‘успехов социалистиче-
ского строительства.

Прошлый — 1946 год был первым годом
мирного строительства после победоносного
завершения Великой Отечественной войны,
продемонстрировавшей мощь советского
общественного строя, крепость социалисти-
ческого государства и в том числе силу
нашей науки и техники. Удостоенные
Сталинских премий работы —— вклад в
послевоенное мирное строительство. Этот
вклад надо умножить! Большевики отлича-
ются способностью трезво оценивать успехи
и видеть недостатки. Не все отрасли науки,
техники и искусства движутся вперед
ровно, по отдельным отраслям за прошлый
год нет работ, удостоенных премий. Как бы
ни был радостен сегодняшний праздник
науки и искусства, — не в привычке боль-
шевиков успокаиваться на достигнутом.

Вобдушевляемые исключительным вни-
манием п помошью Центрального Комитета
нашей партии, советского правительства
лично товарища Сталина, который поетоян-
но проявляет особую заботу ‘о ралвитии
вауки, литературы и искусства, деятели
культурного фронта не пожалеют сил для
того, чтобы умножить духовные богатства
советской страны. и итти в первых рядах
великой армип строителей коммуниетиче-
ского общества.

Горячий большевистский привет новому
	славному отряду лауреатов ‘Сталинских

премий! :
3. новые успехи советской науки,
	етской техники, советского › искусства!
	М. А. Павлов.
	Академик.
	3) Юридических наук
	Премию ПЕРВОИ степени
	Вышиненому Андрею Януарьевичу, ака-
демику.— за научный труд «Теория су-
	Премию ВТОРОИ степени
	Гернету Михаилу Николаевичу, профес-
copy Всесоюзного института юридических
HaYE.— за научный труд «История пар-
	и) Историко-филологических наук
	«Очерки по истории русского литературно-
го языка старшего периода», опубликован-
ный в 1946 голу.
	в размере 100.000 рублей

2. Дружинину Николаю Михайловичу,
члену-корребпонденту Академии наук СССР,
профессору Московского государственного
университета имени М. В. Ломоносова, —
з» научный труд «Государственные кресть-
яне и реформа П. Д. Киселева», опублико-
ванный в 1946 году.
	М. Э. Чиаурели.
	Кинорежиссер.
	Обнорскому Сергею Петровичу, академи-
ку, директору Института русского языка
Академии наук СССР, — за научный трул
	Премии ВТОРОЙ степени
	1. Бердзенишвили Николаю Александро-
вичу, ‘действительному члену Академия
наук Грузинской СОР, Джавахишвили Ива-
ну Александровичу, академику, Джанашиа
Симону Николаевичу, академику, вице-
президенту Акалемни наук Грузинской
ССР, — за научную работу «История Гру-
зии е древнейших времен ло начала ХГХ ве-
ка». опубликованную в 1946 году.