№ 143 110534)

новаторы науки и
	$ х+>®
	В шестой раз советское правительство
присуждением Сталинеких премий отме-
чает выдающиеся достижения наукл и тех-
ники в нашей стране. Славная плеяда лау-
`реатов Сталинокой премии пополнимась но-
`вой большой группой передовых деятелей

науки, техники, стахановцами производ-
`’ ства.
	Советекие ученые, инженеры, агрономы,
изобретатели, многотысячная армия пере-
ловиков производства — стахановцев про-
мышленности уже в первый послевоенный

1946 год достигли огромных уснехов в 0в0-
ей работе.

За *
	Одной из важнейптих залач пятилетнего
плана восстановления и развития пародно-
го хозяйства является всемерное расшире-
ние сырьевой базы.
	Отряд советской интеллигенции, работа-
ющий в угольной и нефтяной промытилен-
ности, наши геологи-поясковики и пред-
`ставители геологической науки уже в пер-
вом году новой сталинской пятилетки не-
мало способствовали увеличению сырьевых
ресурсов. нашей Родины, Так, например,
Герой Социзаметического Труда геолог
«Азнефти» Баба-Заде и’геолог «Лениннеф-
TH тов. Джафаров. удостоенные ныне
Сталинской премии, открыли Бузовны-
_Маштатинское нефтяное месторождение,
имеющее большое  народнохозяйственное
значение, Вопреки сложившемуся мнению
о невозможности залегания нефти в этом
районе, они доказали наличие богатых ме-
сторождений. Лауреаты Сталинской премии
И. П. Зубов и другие геологи треста «Ёа-
лининиефть» открыли новое месторождение
нефти в Фергане.

Большое значение для обеспечения кок-
сующимся углем крупнейшего в стране Куз-
нецкого металлургического комбината имеет
работа И. Н. Звонарева и других геологов,
удостоенных Сталинской премии за откры-
тие нового месторождения коксующихся
	  углей на wore Kysbacca.

Работы  гзологов-поисковиков всегда
опираются на теоретические труды ученых,
оботащающих и развивающих советскую
геологическую науку. В области геологиче-
ской науки в 1946 году опубликован ряд
замечательных трудов. Среди них — удо-
стоенные Сталинской премии труд члена-
корреспондента Академии наук СССР А. Г.
Бетехтина. «Промышленные марганцевые
руды СССР», на основе которого освамва-
лись марганцевые залежи на юге и на во-
стоке страны, труд А. А. Саукова «Геохи-
мия ртути».

АЯ премией отмечена работа

Н. Д. Самойлюка и других, коренным обра-
30M совершенствующая способы транспор-
тировки угля в длинных лавах Донбасса.
Большую ценность имеет работа инженеров
В. А. Кузнецова, А. И. Берона и других по
созданию ‘новых пот’емных машин для глу-
боких шахт Донбасса. Серьезно усовершен-
ствовал методы эксплоатации тяжелой вру-
Copel машины машинист врубовой машины
Г. И. Запорожен. Вее эти работы, enocod-
ствующие значительному росту добычи
угля, удостоены Сталинской премии.

Большой научно-технический интерес
представляет открывающая широкие воз-
можности в нефтепромысловом деле работа
коллектива инженеров во главе с Р. А.
Иоаннесяном по внедрению в практику ме-
тода непрерывного наклонного бурения.
Этот метод позволяет, работая на берегу, до-
бывать нефть из-под глубин моря, из-под
городских кварталов и т. д.

На севере Советского Союза, в районе
Ухты, где нефть обладает повышенной вяз-
костью, группа инженеров во главе с П. 3.
Звягиным разработала и внедрила шахт-
ный метод добычи нефти вместо обычных
методов, осуществляемых при помощи буре-
НИЯ.

. Осуществление великого плана восста-
новления и развития народного хозяйства
требует широкого использования новой тех-
ники и скоростных методов производства.
В советской промышленности в этом отно-
шении в первый же послевоенный год_до-
стигнуты серьезные успехи.

В частности, следует отметить создание
автоматических поточных линий в автомо-
бильной, машиностроительной, авиационной
промышленности, показавших значительные
преимущества по сравнению © ранее суще-
ствовавшими способами производства. Так,
труппа инженеров Московского автозавода
имени Сталина — Ф. С. Демьянюк, А. М.
Городецкий и другие-—разработала и внед-
рилановые технологические процессы произ-
волетва автомобиля «30-110». Группа ин-
‚ женеров мапиностроительной премышлен-
ности во глазе с Б. П. Лебедевым разра-
ботала новую автоматическую линию обра-
ботки блоков мотора грузового автомобиля
«ЗИС-150».

Применение автоматики открывает но-
вые возможности для увеличения производи-
тельности труда и повышения технической
Культуры производства. Группа инженеров

Президиума Верховного
	Совета СССР
	брики «Парижская Коммуна», ныне лауреат
Сталинской премии В. Й. Матросов, HHU-
циатор массового внедрения наиболее пронз-

Бодительных методов труда. .
Воодушевленные величественной задачей,

поставленной товарищем Сталиным перед
всеми деятелями советской науки, — He
только догнать, но и превзойти в ближайшее
время достижения науки за пределами на-
шей страны, -— советские ученые роздали
ряд выдающихся теоретических трулов,
пмеющих одновременно и крупнейшее при-
кладное значение.

Самые значительные и ценные из них
удостоены высшей награды — Сталинской
премни. Таковы трехтомный труд патриарха
советской металлургии академика М. А.
Павлова, труд профессора Н. Н. Езчалова,
обобщающий опыт <оветекой оптической
промышленности, математические работы
Героя Соцлалистического Труда, президен-
та Грузинской Академии наук академика
Н. И. Мусхелишвили.

Большой интерес для технической науки
представляет труд профессора Центрального
научно-исследовательского института маши-
	ностроения А. И. Целикова, обобщающий.
	многочиеленные работы автора по иселело-
ванию процессов и машин металлопрокатки,
и труд Я. Б. Фридмана о технических свой-
ствах металлов. Сталинской премии ул9-
стоены такие работы советских ученых, как
профессора Н. Н. Боголюбова — в области
статистической физики, члена-корреспон-
дента Академии наук Я. Й. Френкеля —
по теории жидкого состояния тел, профес-
сора Ленинградского университета Ю. В.
Тинника — по теории чисел.

. Среди новых лауреатов Сталинской пре-
мии — большой отряд советеких химиков.
Академик А. Е. Арбузов, достойный продол-
жатель славных традиций Казанской шко-
лы знаменитых русских химиков Бутлерова
и Зинина, обогатил науку ценными иссле-
хованиями в области фосфороорганических
соединений. Большюй вклад в органическую
химию п развитие химической промышлея-
ности сделали евоими трудами П. В.. Зима-
ков, Г. П. Меньшиков и А. Д. Петров.

В области медицинской науки отмечены
Сталинской премией работы действитель-
ных членов Академии медицинских наук
И. П. Разенкова (исследования физиологии
процессов пищеварения) и М. Н. Аринкина
(исследования заболеваний крови и. крове-
творных органов), а также работа Н. Г.
Хлопина — «Общебнологические и экепе-
риментальные основы гистологии». °

Сталинской премии удостоен ряд круп-
ных работ в области гуманитарных наук.

Премия первой степени присуждена ака-
демику А. Я. Вынгинскому за его `фунда-
ментальный труд «Теория судебных докз-
зательств в советском праве». Автор дает
обстоятельный критический анализ бур-
жуазных методов судебных доказательств,
научно обобщает огромный опыт советского
суда. Исторлк-юрист М. Н. Гернет на оено-
ве глубокого исследования огромного архив-
ного материала создал такой интересный
научный труд, как «История  царекой
тюрьмы».

Большим достижением  филологической
науки является работа академика С. П.
Обнорекого — «Очерки по истории русеко-
то литературного языка старшего периода».
Она полностью опровергает теорию проис-
хождения русского языка от церковно-сла»
вянского (древне-болгарекого) и е неопро-
вержимостью устанавливает его  самобыт“
НОСТЬ.

Крупный вклад в советскую историче
скую науку сделали грузинские ученые
Н. А, Бердзенишвили, И. А. Джавахишви“
ли и С. Н. Джанангиа. Их «История Гру-
зии © древнейших времен до начала ХХ
века», основанная на глубоком изученит
огромного археологического материала 1
исторических документов, — капитальный
маркенстский труд по истории Грузии,
Ценным и оригинальным  иселедованиех
является научный труд члена-корреспон-
дента Академии наук Дружинина