„СРЕДИ
ПРИРОДЫ“
	Под таким названием Московское
общество испытателей природы изда-
ет серию научно-популярных книг.
Последние два выпуска этой интерес-
ной серии — книги известных спе-
циалистов; зоолога, лауреата Ста-
линской премии проф. С. И. Огнева
«Жизнь леса» и геолога проф. В. А.
Варсанофьевой «Жизнь гор».
	Нервая книга представляет собой
сборник живо написанных общедо-
ступных очерков о жизни лесной при-
роды средней полосы Союза. На ос-
новании богатого личного опыта на-
туралиста и охотника автор дает вер-
ные и красочные картины природы,
приводит много сведений, характери-
зующих внешность, образ жизни, по-
вадки и биологические особенности
обитателей наших лесов — зверей,

птиц, земноводных, пресмыкающихся,
насекомых.
	Книга проф. Огнева будет полезна
широкому кругу читателей — препо-
давателям биологии, школьникам
старших классов, юным натуралистам,
охотоведам. Обидно, что в этой хо-
рошей книге имеются некоторыё ре-

дакционные шероховатости в изло-
жении,
	На эти же группы читателей в ос-
новном рассчитана и книга проф. Вар-
санофьевой. Во введении дается крат-
кая история жизни земной коры, ее
растительного покрова и животного
wee (начатки геологии и палеонтоло-
гии).

Книга написана очень хорошо, осо-
бенно введение. Автор сумела дать
представление не только о значении
науки, изучающей горы, но и о кра-
соте и величии горной природы.

Полезная книга проф. Варсанофье-
вой требует от читателя предвари-
тельной подготовки в об’еме полной
средней школы.

Обращает внимание внешность из-
даний: обе книги в твердых перепле-
тах с хорошими рисунками. Особен-
но хорошо издана книга проф. Огне-
ва, К сожалению, текстовые рисунки
в обеих книгах невысокого качества,
зато очень удачны цветные иллюст-
рации и фото на вкладных листах в
книге проф. Огнева.
	Ю. Миленушкин.
	Телеграммы из-за границы
	США одобрил
	Берховный суд
	Морозы
в Иране
	БЕДСТВЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
НАСЕЛЕНИЯ
	ТЕГЕРАН, 5. (ТАСС). По сведез
ниям газеты «Эттелаат», морозы про-
	должают удерживаться во всех се-
верных и центральных провинциях
Ирана, причем в некоторых из них,
например, в Курдистане, температу-
ра достигает 20 градусов ниже нуля.
Газета «Дад» сообщает, что в про-
винции Мазендеран погибли все мо-
лолые цитрусовые насаждения, а
также сильно пострадали старые
апельсиновые деревья.  составляю-
щие основу местного садоводства.
В провинции Хорасан, где мороз по
ночам превышает 20 градусов, на до-
рогах замерзло около семидесяти
шоферов и пассажиров автомашин.
	БВ северных провинциях большин-
ство дорог продолжает оставаться
непроезжими, в частности закрыта
магистраль между Казвином и Реш-
том. В районе Хамадана снежный
покров достигает одного метра.
	В Гегеране в связи с морозом воз-
росли цены на продовольствие. Цена
на мясо повысилась на 50 процен-
тов. Ощущается острый недостаток
	топлива, в том числе нефтепродук-
тов.

Как отмечает газета «Мардом»,
	часть неимущего населения Тегера-
на спасается от холода в наспех вы-
рытых узких пещерах, куда они пря-
чутся вместе с собаками и другими
	антипроеосоюзные законы штатов
	ВАШИНГТОН, 5. (ТАСС). Верхов-
ный суд США нанес тяжелый удар
профсоюзам, привяв 3 января реше-
ние, поддерживающее законы раз-
личных штатов,  предусматривавшие
запрещение системы «закрытых  це-
хов». Согласно системе так называе-
МЫХ «закрытых цехов» ‘между пред-
принимателями и профсоюзами заклю-
чались договоры, по которым пред-
приниматели могли нанимать только
рабочих — членов профсоюзов. Эта
система стала одним из сильнейших
средств укрепления профсоюзов и
препятствовала попыткам предприни-
	мателей подорвать и разгромить
профсоюзное движёние. Американ-
ские рабочие различных отраслей
	промышленности добились организа-
ции «закрытых цехоз» только после
десятилетий упорной борьбы.
	Однако за последние несколько
лет законодательные органы 16 шта-
тов под давлением организаций пред-
принимателей приняли законы, запре-
щающие «закрытые цехи». Недавно
профсоюзы об’явили подобные зако-
ны, принятые в штатах Аризона, Не-
браска и Северная Каролина, некон-
ституционными. После длительногс
разбирательства этот вопрос был пе-
редан в Верховный суд.3 января Вер-
ховный суд своим решением поддер-
жал законы штатов. тем самым на-
неся сильный удар позиции профсою-
зов. Верховный суд еще не вынес ре-
шения о конституционности статьи
закона Тафта—Хартли, также запре-
щающей закрытые цехи». Однако
решение Верховного суда, принятое
3 января, делает совершенно ясной
его позицию в этом вопросе.
	К вопросу о внешней политике Италии
	шиеся между Де Гаспери и Сарага-
том, далеко выходят за пределы пре-
образования парижской «организации
европейского экономического сотруд-
ничества» в политический — комитет
стран «плана Маршалла» и непо-
средственно касаются военно-полити-
ческих обязательств Италии в отно-
шении США и Англии.

Как утверждают в журналистских
кругах, речь идет об участии Италии
в «Средиземноморском  пакте» co-
вместно с Грецией, Турцией и фран-
	РИМ, 4. (ТАСС). Де Гаспери сове-
щался с лидерами других партий
правительственной коалиции — Са-
рагатом и Паччарли.
	Как стало известно в журналист-
ских кругах, во время встречи речь
шла о плане дальнейших действий по
вовлечению Италии в военный блок
западно-европейских стран.
	По официальным сообщениям пра-
вительственных газет, Де Гаспери
якобы обсуждал с Сарагатом и Пач-
чарди вопрос об участии Италии в
«европейском — совете» министров
иностранных дел стран, пользующих-
ся помощью по «плану Маршалла»,
который будет создан по предложе-
нию Бевина на сессии так наз. орга-
низации экономического  сотрудни-
чества в начале января в Париже.
	Однако после беседы с Де Гаспе-
ри Сарагат в интервью, данном кор-
респонденту агентства Рейтер, под-
черкнул, что «проблема мира тесно
связана с проблемой национальной
безопасности, которая ‘является ос-
новным критерием политики италь-
янского правительства». Из этого де-
лают вывод, что вопросы, обсуждав-
	Об’единение театрально-зрелищных касс` провело в клубе имени Н. К.
лей — рабочих фабрики № 5 «Москвошвея» с творческим коллективом теат
клубной сцене были показаны отрывки из снектаклей «Васса Железнова
чании концерта артисты осмотрели exe фабрики. НА СНИМКЕ: заслуже
ГИН, заелуженная артистка РСФСР НН. КУТАСИНА пунк А КРУЖКОЕ
	Сталинской премии С. БИРМАН,
артистка РСФСР К. КРУЧИНИНА.
	ЮБИЛЕЙНЫЕ
ПУШКИНСКИЕ
ИЗЛАНИЯ
	На-днях состоялось заседание ху-
фпожественного совета при Гослитиз-
дате под председательством дирек-
тора издательства тов. А. Котова,
В работе совета приняли участие пи-
сатели Ф. Панферов, И. Новиков,
академик живописи К. Юон, член-
корреспондент Академии наук СССР
А. Сидоров и другие. Главный ху-
дожник издательства Н. Ильин по-
знакомил присутствующих с планом
юбилейных изданий, посвященных
150-летию со дня рождения А. С.
Пушкина. .

Гослитиздат выпускает полное со-
брание сочинений поэта в шести то-
мах. Первые два тома должны вый-
ти в начале июня — к юбилейным
празднествам.
	В каждой книгё будет не менее
восьми— двенадцати красочных иллю-
страций. Том открывается портретом
поэта. К иллюстрированию привле-
каются крупнейшие художники. Так,
например, рисунки к «Евгению Оне-
	THHY> делает президент Академии
художеств А. Герасимов, к «Капи-
танской дочке» — заслуженный лея-
	тель искусств А. Пластов, «Бориса
Годунова» иллюстрирует П. Соколов-
Скаля, маленькие трагедии — Г. Са-
вицкий, «Графа Нулина» — профес-
сор В. Рудаков, поэму «Полтава» —
В. Серов. К лирике поэта делает ри-
сунки о четырех временах года
К. Ф Юзь
	В массовой серии выйдут «Борис
Годунов», «Дубровский», «Повести
Белкина», маленькие трагедии, стихи
поэта. Выпускается двухтомник сти-
хов и поэм Пушкина и сборник, в Ко-
торый войдут двадцать лирических
стихотворений, иллюстрированных ху-
дожником Н. Ильиным. Будет издано
также полное собрание сочинений
поэта в одном томе.

План юбилейных изданий  пред-
усматривает выпуск работы профес-
сора Мейлаха «Пушкин и его время»,
трулов литературоведов Сергиевского
й Гуковского, сборника писем поэта
ит. д.

—— = =——
	Каким должен
быть научный
фильм?
		Крупской очередную встречу зрите-
	wa SEN AU A водаовтивом театра имени ленинского комсомола. па
из спектаклей «Васса Железнова», «Беспокойные люди» и др. По окон-
‹ фабрики. НА СНИМКЕ: заслуженный артист Грузинекой ССР В. БРА-
КУТАСИНА, артист А. КРУЖКОВ, народная артистка РСФСР лауреат
ст В. ЕСИН, мотористка-стахановка М. КОМАРОВА и заслуженная
		MATOMLESI BASIETHOM LUIKOSIbI
	венный аджарский танец хоруми. Эта
работа позволяет говорить о несо-
мненной одаренности ученика: танец
сделан колоритно, темпераментно.
	Хорошая школа прежде всего. дает
себя знать в танцах классического
плана. Вполне понятная робость и
еще неокрепшая техника не помеша-
ли воспитанникам школы показать в
классических вариациях хороший
вкус и верное чувство стиля. На ве-
чере исполнялось также много ха-
рактерных танцев: испанский — из
«Лебединого озера», украинский, ма-
зурка, гопак, танец басков из «Пла-
мени Парижа»,  чардаш. Они были
исполнены четко и легко, а сквозь
ученическую тщательность и серьез-
ность то и дело прорывалась милая
детская непосредственность.
	Сейчас еще рано делать предполо-
жения о том, как проявит себя в
дальнейшем тот или другой ученик.
В процессе учебной работы . многое
может измениться. Более определен-
но можно говорить о выпускниках:
удачно выступили в этом концерте
А. Плисецкий, Э. Власова, Таборко,
Кузьмина, Тихонов, Иванова.
	На вечере исполнялись не толь-
ко танцы: в учебной программе очень
важное место занимает музыкальное
образование будущих актеров бале-
та. И на этот раз питомцы школы
выступили в концерте и как пианис-
ты. Они исполняли Шопена, Скряби-
на, причем играли не только грамот-
но, но музыкально и выразительно.

Ученический вечер оставил хоро-
шее впечатление. Он показал несо-
мненные успехи в работе балетной
школы.

О. Пезднева.
	В хореографическом училище Боль-
шого ‘театра состоялся отчетный ве-
чер. Выступали воспитанники учили-
ща, начиная с младших классов и
кончая выпускниками.
  Этот непритязательный и скромный
концерт привлек, однако, довольно
большую аудиторию и был повторен
на следующий день. Интерес к нему
понятен и закономерен. Воспитание
будущих мастеров балета, творчес-
ких кадров для труппы Большого
театра и лучших оперно-балетных те-
атров периферии — исключительно
сложное и ответственное дело, пору-
ченное лучшим педагогам-хореогра-
фам. Ученические вечера являются
серьезной и всегда своевременной
проверкой. Они выявляют сПособно-
сти и успехи питомцев училища, до-
стоинства и недочеты  учебно-воспи-
тательной работы.

Концерт прошел ровно, зрители
тепло принимали «артистов». Репер-
туар был в общем традиционный и
давчо знакомый, но очень удачно и
со вкусом подобранный. Дети танцо-
вали композиции классиков русской
хореографии Петипа и Горского, ис-
полняли танцовальные номера, со-
зданные советскими балетмейстерами.
В программе были и танцы, постав-
ленные самими учениками. В прак-
тике школьных концертов показ ба-
летмейстерских работ учеников про-
водится впервые‘`и его можно только
приветстрозать. Ученик выпускного
класса Фивейский поставил BORHCT-
		БЕЛОРУССНИЕ МУЗЫВАПТЫ
PB ROPHRE
	В январе в Москву приедут певцы-
солисты и музыкальные коллективы
Белорусской ССР. В Зале имени Чай-
ковского с их участием состоится
болышсй концерт. С исполнением на-
родных песен, произведений класси-
ков`и советских композиторов вы-
ступят народная артистка СССР
	пред-   Л. Александровская, народный артист
	БССР И. Болотин.

В концерте примет участие Госу-
ларственный ансамбль песни и танца
Белорусской ССР. В его программе
белорусские, русские, — украинские,
польские, литовские, латышские, э3-
тонские, молдавские песни и танцы.
	ВСТРЕЧА
С КОМПОЗИТОРОМ
	Исполнилось 40 лет творческой
деятельности заслуженного деятеля
искусств РСФСР композитора ее,
Васильева-Буглая.

На-днях в Московском городском
доме народного творчества соетоя-
лась творческая встреча композитора
с руководителями хоровых коллекти-
вов Столицы,

Композитор поделился своими вос-
поминаниями о работе над ораторией
«Девушка и смерть» по произведению
А. М. Горького и о музыке к стихам
Маяковского и чеховским миннатю-
рам.

Хор, составленный из руководите-
лей коллективов, исполнил песни
Д. С. Васильева-Буглая «Нераспахан-
ная полоса» и «Мы пойдем без стра-
ха».
	кистской Испанией, «союз» которых,  животными, обогреваясь их теплом.
	Эти убежища часто обрушиваются,
погребая людей. Однако большин-
ство бездомных лишено и этих убе-
жищ. «Едва ли можно найти ули-
цу, — пишет «Мардом», — где
ночью не лежали бы замерзшие лю-
ди. На улицах южных районов Те-
герана каждый день собирают тру-
пы замерзших бедняков и увозят их
на кладбище».
	Афинские
нравы
	по замыслу государственного депар-
тамента, должен служить придатком
к так называемому «Атлантическому
пакту» между США, Канадой и стра-
нами Западного пакта.

Газета «Италиа сочиалиста», ком-
ментируя заявление Сарагата, пишет,
что оно имеет в виду не столько
«проект Бевина» с создании «евро-
пейского совета» стран «плана Мар-
шалла», сколько «те формы более
тесного военного сотрудничества
Италии с западными странами, кото-
рые, по мнению некоторых наблюда-
телей, будут прямым следствием уча-
стия Италии в этом совете».
		АФИНЫ, 5. (ТАСС). Газета «Ка-
тимерини» сообщает, что министр
финансов Хелмис подарил за счет
пустой королевской казны советнику
американской миссии «помощи» Клею
(племянник военного губернатора аме-
риканской зоны оккупации Германии
ген. Клея} к его свадьбе бриллиан-
товый браслет стоимостью почти В
3,5 тысячи долларов. Еели со сторо-
ны министра, замечает газета, такой
поступок может считаться  «добро-
душным легкомыслием», то Клею,
посланному сюда для контроля над
финансами, по менышей мере, непри-
лично принимать такие подарки.

Газета «Элефтерия» по этому по-
воду пишет, что однажды молодой
американский чиновник на широком
совещании в такой степени унизил
министра финансов афинского правй-
тельства, что TOT  расплакался.
(«Элефтерия» имеет в виду случай,
когда Клей на совещании в Государ-
ственном банке стучал по столу и
кричал на министра, что если Хел-
мис не согласен < ним, то может
уйти в отставку). Две недели т0-
му назад, продолжает «Элефтерия»,
этот чиновник женился, и министр
финансов сделал его невесте весьма
ценный подарок, конечно, за счет
казны. Возможно, у министров есть
особые причины быть признательны-
ми этому чиновнику, который в ли-
це министра финансов оскорбил гре-
ческое государство, но пусть они
будут щедры за собственный счет.
	Отчаянное положение переселенцев
в Баварии
	Газета «рБайерише фольксцейтунг»
опубликовала на-днях письмо одного
такого переселенца. В этом письме
говорится:
	«Как выглядит наша новая родина
Бавария? Хорти, Шахт, Эмма Геринг
и им подобные пользуются всеми
благами и ведут беззаботную жизнь
под солнцем христианско-социальной
демократии. В то же время мы, эва-
куированные, влачим существование
худшее, чем существование собаки.
Мы не в состоянии даже выкупить
причитающиеся нам продукты, не го-
воря уже о создании ‘минимума за-
пасов картофеля или угля».
		*% АГЕНТСТВО Франс Прессе пе-
редает: ввиду предстоящего повыше-
ния цен продажа по карточкам ян-
варской нормы кофе в размере 125
граммов приостановлена. Новая роз-
ничная цена на кофе установлена 8
сумме 410—420 франков за кКило-
грамм, что составляет повышение
цены на кофе на 60 процентов по
сравнению с 1948 годом.
	БЕРЛИН, 5. (ТАСС). В советской
зоне оккупации Германии безземель-
ные и малоземельные крестьяне, бат-
раки и переселенцы из бывших вос-
точных областей Германии получили
в результате, земельной реформы зем
лю, сельскохозяйственный инвентарь
и жилища. Поэтому в советской зо-
не оккупацни проблема переселенцев
практически не существует. Они
включены в трудовой процесс нарав-
не с коренными жителями зоны.
Между тем в западных зонах Гер-
мании, где земельная реформа не
вроводилась, сотни тысяч  пересе-
ленцев живут в холодных бараках
специальных лагерей, не имеют ра-
боты и хлеба.
	*«

«ЗНАТНЫЙ МАШИНИСТ ПОД-
МОСКОВЬЯ». «Московский  рабо-
	чый», 1948 г., 72 стр., цена 1 руб. 75
коп. .

К. Я. Золотарев — старший ма
шинист депо Узловая, механик пер-
вого класса. Имя его широко извест-
но далеко за пределами Московско-
Донбасской железной дороги. Книга
«Знатный машинист Подмосковья»
содержит очерк К. Золотарева «Мой
опыт работы на локомотиве «ФД» и
биографический рассказ Н. Анова о
жизни прославленного изобретателя,
рационализатора, исследователя, сме-
лого новатора и опытного масгера
скоростного вождения тяжеловесных
поезлов.
	Преследования прогрессивной немецкой
интеллигенции в западных векторах Берлина
	риканский сектор), Профессор Эстер-
рейх пользуется широкой известно-
стью не только в Германии, но # за
ее пределами, как неутомимый 6бо-
рец за прогрессивную систему  вос-
питания, как реформатор школы,
ученый-антифашист, отдавший более
тридцати лет делу развития педаго-
гики в Германии. Теперь Эстеррейх
уволен только за то, что он являет-
ся членом социалистической единой
партии Германии (СЕПГ).

За принадлежность к СЕПГ уво-
лен < работы также главный врач
районной больницы в Темпельгофе
(американский сектор) доктор Хель-
га Виттбродт. Вместе с ней были
выброшены на улицу видный врач
Христина Рааб и ряд других работ-
	ников больницы, ‘известных  свои\%н
прогрессивными демократическими
убеждениями.
	Уже дважды американская комен-
датура отдавала приказ об отстране-
НИи от пасторских обязанностей свя-
щенника Артура Раквица из Меланх-
тон-Кирхе (район Нейкельна, амери-
канский сектор). Однако церковные
власти Западного Берлина отказа-
лись выполнить распоряжение амери-
канцев, чтобы не создавать «неже-
лательного прецедента». Священник
Раквиц пользуется большой  попу-
лярностью как проповедник идей ми-
ра и дружбы между народами, как
антифашист и социалист. При гит-
лерозцах он находился в концлаге-
ре в Дахау за то, что скрывал у се-
бя участника заговора 20 июля 1944
	года Эрнста фон Харнака. Амери-
канцы считают пастора  Раквица
«очень подозрительным».

Наряду с преследованиями  про-
	грессивных представителей немецкой
интеллигенции, американские окку-
пационные власти продолжают так-
же планомерное уничтожение демо-
кратических организаций трудящих-
ся. На-днях жертвой этой антирабо-
чей политики явилась поликлиника
железнодорожников на Потсдамер-
штрассе. Эта образцовая поликлини-
ка была создана на деньги железно-
дорожников и оказывала  бесплат-
ную медицинскую помощь пятидесяти
тысячам железнодорожников и чле-
нам их семей, главным образом, из
западных секторов Берлина. По при-
казу американской военной админи-
страции персоналу поликлиники, а
также находящемуся в этом же зда-
нии научно-исследовательскому Me-
дицинскому институту было предло-
жено в течение нескольких часов
очистить помещение, оставив весь
инструментарий и даже личное иму-
щество сотрудников.

Профсоюзная газета «Трибюне» пиз
шет по поводу этого последнего
факта американского самоуправства:
«Этот факт со всей очевидностью
свидетельствует о слепой ненависти
и пренебрежении империалистиче-=
ской оккупационной державы к с0+
циальным достижениям рабочих».
	БЕРЛИН, 5. (ТАСС). После того,
как американские власти завершили
раскол Берлина, «холодная война»
против прогрессивной немецкой ин-
теллигенции и против рабочих орга-
низаций в американском секторе го-
рода еще более обострилась. От за-
прещшения «Культурбунда» и запре-
щения Об’единения свободных не-
мецких профсоюзов американцы пе-
решли к репрессиям против отдель-
ных ученых, врачей, писателей и да-
же служителей церкви. В amepm-
канском секторе, как в свое время
при гитлеровцах, ликвидируются со-
циальные учреждения рабочих, а их
имущество конфискуется.

Глубочайшее возмущение немецкой
общественности вызвал факт уволь-
нения с, работы профессора Паупя
Эстеррейха—главного школьного со-
ветника в районе Целендорфа (аме-
	На московском бульваре,
глазаст, невысок,
У газетной витрины стоит паренек...
Он не может в ряды твоей армии
стать,
По врагам твоей армии очередь
дать.
Не гранату свою и не свой
пулемет —
Только сердце свое он тебе отдает.
Под большие знамена полка своего,
Патриоты, зачислите сердце его.

О свободном советском человеке
поют песни во всех странах света.
Песня о нем пробирается всюду —
сквозь полицейские рогатки, тюрем-
ные решетки. Эту «песнь о вольном
человеке», — рассказывает А. Ада-
лис, — поют в республике Вьетнам.
Ее солнечного света не сможет зз-
темнить «королевских островов гу-
стой туман»,— восклицает поэт Аман-
жолов. «В жарких трюмах, в вони ко-
чегарок, — пишет Павел Антоколь-
ский, — люди читают по складам до-
рогие им слова: «Правда. Совесть.
Мужество. Москва».
	Свободолюбивые народы повторя-
ют замечательное стихотворение со-
ветского поэта Льва Ошанина, став-
шее любимым гимном демократиче-
ской молодежи мира;

Всех, кто честен душою,
Мы зовем за собою.
Счастье народов,
Светлое завтра

В наших руках, друзья!

Сборник «За мир, за демократию»
свидетельствует о выдающихся успе-
хах советской поэзии, продолжающей
боевые публицистические традинии
лучшего и талантливейшего ` поэта
натей эпохи В. Маяковского.
		дискуссия
В ДОМЕ УЧЕНЫХ
	В 1925 году состоялось первое за-
седание киносекции Московского до-
ма ученых, посвященное обсуждению
первого же советского научно-попу-
лярного фильма — «Механика голоз-
Бого мозга», поставленного режиссе-
	ром В. И. Пудовкиным. С -тех пор
	в течение многих лет секция ведет
больную научную и учебную работу.
По инициативе секции были орга-
кизованы курсы сценаристов научно-
го фильма. Виднейшими режиссерами
ваучно-популярного кино стали чле-
ны секции А. М. Згуриди — поста-
ковщик фильмов «В песках Азии» и
«Белый клык», Б. Г. Долин — ре-
жиссер фильмов «Закон великой люб-
ви», «В глубинах моря» и другие.

С нынешнего года секция кино УС-
тановила тесную связь с научно-ме-
тодическим советом Главного управ-
ления по производству научно-попу-
лярных и учебных фильмов Министер-
ства кинематографии СССР. На засе-
ланиях секции часто обсуждаются
фильмы, еше находящиеся в произ-
сдстве. Это позволяет научной об-
щественности столицы своевременно
вносить свои коррективы в работу
студий, улучшая качество выпускае-
мых картин.

Последнее заседание, проведенное
совместно с научно-методическим ‹о-
ветом управления, было посвящено
теоретическим основам драматургии
и режиссуры научного фильма. На-
чальник управления Кандидат техни-
ческих наук А. С. Федоров сделал
	доклад на тему: «Каким должен
быть советский научно-популярный
фильм».
	Докладчик отметил, что советская
кинематография насчитывает десятки
хороших научно-популярных фильмов,
мкогие из которых получили Сталин-
ские премии и отмечены наградами
на международных конкурсах. Не-
смотря на это, до сих пор не ведется
почти никакой исследовательской ра-
боты по решению проблем драматур-
гии научного фильма. Применение
микрос’емки, скоростной эемки и дру-
гих метолов и приемов открывает пе-
ред научным кино безграничные в03-
можности. Поэтому настало время
поставить вопрос о создании драма-
тургии научного фильма.

В развернувшейся после доклада
дискуссии было подвергнуто крити-
ке излишнее украшательство, затем-
няющее основное идейное и научное
содержание фильма. Выступавшие
подчерхивали необходимость  поста-
новки фильмов, показывающих пре“
образующую роль человека в приро-
де,
	клубе. Москов-

а

На-днях группа румынских студентов и аспирантов, обучающихся в ‚ вузах Москвы, устроила _ в

ского государственного университета вечер, посвященный первой Его дер ee ee ee eee eee yg eee
ной Республики. После торжественной части состоялся концерт, проведенный силами художественной само-
aparaAnT ner пам ланчеовтья румынских стулентов и аспирантов. НА СНИМКЕ: участники художественной самодея-

тельности — И. МОРЛЖИНЯНУ (Московский нефтяной институт имени И, М. Губкина) М. БРАСИЛЕСКУ (0.
спороки Финансовый институт) И. ГЕКОРГИА (Московский инженерно-строительный институт имени КУй-

скоескии
бъипева).
	Финансовый институт),
тг. ПАУКЕР (Mackosc:
	Г. ТЕРБУЦУ (Московский элект-
жинского) и М. КОСТАКЕ (Mo-
		В прекрасном стихотворении «Това-
рищи» Семен Кирсанов передает чув-
ство революционного интернациона-
	лизма, которое связывает партизан
Греции и доблестных сынов Китая:
Покрылся снегом горный Пинд,
Костер в тумане тает,
Грек наклонил промокший бинт
Над картою Китая.

Перед мысленным взором его --
река Ян-Цзы... Атака на рассвете...
Падающие лицом к победе дорогие
друзья — бойцы Народной армии Ки-
тая.

А в это же время китайский солдат
тоже внимательно рассматривает кар-
ту Греции и тоже думает о своих
братьях, греческих партизанах:
	И сразу грек за пулемет
уже берется, чтобы
заокеанский самолет
вогнать в последний штопор!
	Так 2 коммуниста, два бойца ве-
дут борьбу «на двух фронтах одной
войны за будущее мира».

Огромен человечий океан,
Ни края не сыскать ему, ни меры,
И снова; «Пролетарии всех
стран»
Встает над ним, как грозный
. символ веры...—
говорит молодой поэт Сергей Наров-
чатов в чеканных строках стихотво-
рения «Манифест Коммунистической
партии».

Превосходны в сборнике стихи
Я. Смелакова. Поэт восооздает живой
облик советского человека, отразнв-
ший не только личное, но и то ти-
пическое, что заложено в характере
советских людей, строителей комму-
нистического общества. Советский че
ловек сердцем, мыслями вместе с
теми, кто борется за подлинную сво-
боду и счастье народов;
	ПАУКЕР (Московский педагогический институт имени Ленинз). Е. ТЕРБУЦЩУ (9
ck инотитот инзкенеров железнопорожного транспорта имени Дзержинского) и М.
	Голодным читатель видит сцену казни
негра Тома в Америке, «преступление»
которого состояло только в том, что
кожа у него не белого, а черного
цвета-
	..А вот другая сцена, ее показы-
вает читателю Вера Инбер... В душ-
	сковский государственный экономический институт).
		 11оэзия, зову
к борьбе
	КНИГА «За мир, за демократию»*),   ды и счастья народов. В превосхол-  ной ковроткацкой мастерской, где ра-
ео Banna nv6nnity-   ном слакотворении. #9, экалах Пара.
	ботают триста человек, имеется толь-
ко один... кувшин воды. Работающие
	вершено советскими ЛЮДЬМИ в ГОДЫ здесь хилые шестилетние дети через
Отечественной войны;   четыре года умирают от чахотки. Ха-
	Полей Европы властелин недолгий рактернейшая деталь подмечена по-
Лишь потому Ламанш не переплыл, зтессой: хозяин этой каторжной жиз-
	Что не сумел перешагнуть он
Волгу.
	Британен! Ты об этом не забыл?
К тем, которые забыли это, обра-
	лю а .
людей,   щено стихотворение Михаила Голод-
	ного «Не выйдет это, господа», на-
писанное в форме политического пам-
`флета и разоблачающее поджигателей
новой мировой войны. «Сорвите мас-
‚ки с убийц!» — обращается ко всем
`’честным людям мира поэт Алексей
	Сурков.

Советскому человеку, построивше-
‚му социализм, не страшны угрозы им-
‚ периалистов. Достойную отповедь им
дает белорусский поэт Аркадий Ку-
 лешов:

О бомбе скажу я смело:
Бахвалиться ею рано.

Не очень большое дело
Разрушить атом урана.

Мы большее дело когда-то

В своей стране совершили, —
Мы старого мира атом

В семнаднатом расщепили.
	Поэты строка за строкой срывают
маски с тех, кто стремится устано-
вить новый порядок по «плану Мар-
алла». Вместе с поэтом Михаилом
	ни одет в английский клетчатый ко-
стюм.
Поэты ведут читателя по Китаю,
	  Индонезии, Греции.

С. Гудзенко поэтически верно вос-
` создает отвратительный облик импе-
 ’риалистических хищников, за которы-
‚ми встают «тени берлинских покой-
	‚ ников». Читатель ясно видит тех, кто
	безжалостно выжег селения в Пар-
насских горах, уничтожил на южных
островах хижины мирных рыбаков:
	Ночами далекая рация

взывает к народам земли:

Китай, Индонезия, Греция

в крови и в кирпичной пыли.

<..Земля горит, подожженная «ва-

лютой свинца», — говорит поэт
Ярослав Смеляков. И вот в миссо-
лунгской низине, погребенное среди
каменных плит, от карательных зал-
лов проснулось даже мертвое сердце
Байрона. :

В горах Греции, в Китае, в Индоне-

_зии стоят насмерть «видавшие виды

партизанские полки». Народы мира
связывает одна великая цель: борьба
за свободу и независимость, вера в

‚торжество справедливости,
	‚о 4 а.

стической страстностью, открывается Микола Бажан с большой яркостью
	словамн В. Маяковского:
И я,
как весну человечества,

рожденную

в трудах и в бою,
пою

мое отечество,

республику мою!
	65 поэтов славят силу и мощь ва-
шей Родины, советских людей,
которые под рукозодством партии
Ленина-—Сталина строят коммунисти-
цеское общество. Позты ведут чита-
теля по родной земле, и он видит чу-
десные плоды своего творческого
труда: фабрики, заводы, красивые
города, зелень садов, золото колося-
щихся хлебов — страну, где человек
рожден для счастья.
	Как прекрасен этот мир строителей
	коммунизма! О нем написали замеча-_
	тельные стихи русские поэты Анато-
лий Софронов, Маргарита Алигер, по-
эты братских республик, творчество
которых расцвело под солнцем Ста-
линской Конституции: литовский поэт
Миколайтис-Путинас, = азербайджан-
ский поэт Сулейман Рустам, казах-
ский поэт Касим Аманжолов.
	Поэты запечатлели в стихах исто-
рический подвиг советского народа,
уничтожившего фашизм во имя свобо-
	*) Издательство «Советский писатель»,
1948 г.
	отобразил величие того, что Obiio co- , KO OA