Телеграммы из-за границы
	„КЛУБ
ЗНАМЕНИТЫХ
КАПИТАНОВ“
	НА ЕЛКЕ В ЗАЛЕ
имени ЧАЙКОВСКОГО
	На фоне белого занавеса пенятся
веленые волны, ветер рвет вымпелы,
я в холодную морскую даль уходит
под тугими парусами  красавец-
корабль...

В кают-компанию «Клуба знамени-
чых капитанов» превратилась на вре-
мя новогодних каникул просторная
эстрада Концертного зала имени Чай-
Koscxoro. По мотивам любимых coO-
ветскими детьми географических ра-
диопередач К. Минц, С. Богомазов,
О. Абдулов создали увлекательное
праздничное представление. Шумными
аплодисментами приветствуют москов-
ские школьники знаменитых капита-
нов, появляющихся один за другим
из-за корешка гигантской книги. Клет-
чатый плед и тирольская шапочка
Тартарена из Тараскона, восточная
чалма и мантия Немо, плащ и тре-
уголка «самого правдивого человека
на земле», только что оторвавшегосяе
от хвоста кометы барона Мюнхгау-
зена...

Разнообразные новогодние приклю-
чения «знаменитых капитанов» изоби-
луют атрибутами морской романтики,
столь милой для юных сердец. На
сцене появляется классический «пПоч-
товый голубь моряков» — бутылка,
запечатанная сургучом, которую вы-
ловил с опасностью для жизни храб-
рый пятнадцатилетний капитав Дик
Сенд. Многие слова заключенного в
ней важного документа смыты MOp-
ской водой.

На разгадку тайны отправляются
все члены клуба. Но решение зада-
чи — очень простое — принадлежит
новому отважному члену семьи зна-
менитых капитанов. Это — полярный
летчик Саня Григорьев, герой попу-
лярного романа В. Каверина «Два
капитана». Он один разобрал таинст-
венные полустертые цифры на запи-
ске. Это — координаты Москвы. Сю-
да, на встречу в Зале имени Чайков-
ского, созвала знаменитых капитанов
своей запиской московская школьница
Оксана.

Когла новогоднее ` представление
кончается общей веселой песней,
юные зрители бросаются к эстраде,
чтобы лучше разглядеть героев лю-
бимых книг. Образы их мастерски во-
площены О. Абдуловым, Р. Пляттом,
В. Сперантовой М. Названовым,
А. Хованским и другими артистами
	московских театров.

К. Самойло.
	Пушкинские
	балеты
	КНИЖНАЯ
ПОЛКА
	А. ПИСЬМЕННЫЙ. «воСсточ-
НЫЕ МЕРИДИАНЫ». «Советский
писатель», 1948 г., 295 стр.

Сборник об’единяет двенадцать
рассказов на разные темы и повесть
«Поход к Босфору», посвященную
действиям русского военного флота
в годы первой мировой войны.
	Канвой повести «Поход к Босфо-
	ру» послужили реальные факты и
события эпохи 1914—1917 годов: соз-
дание русским конструктором Нале-
товым (в повести он назван штабс-
	капитаном Чупровым) первого в МИ-
	ре минного заградителя типа подвод-
	ной лодки, операция этого загради-
	теля по постановке мин у Босфора,
налет турецких миноносцев на чер-
	номорские порты, высадка турецкого
	десанта вблизи Аккермана.
	О событиях отдаленного прошлого
автор рассказывает живо и занима-
	тельно. Хорошо показана атмосфера
	царской России, в которой задыха-
лись талантливые русские изобрета-
тели, пытавшиеся возвеличить роди-
ну, усилить ее военную мощь.

Воскрешая забытую историю три-
умфального похода «Спрута» к Бос-
фору, автор подчеркивает значение
русской науки, которая всегда про-
кладывала новые пути и могла бы
сделать гораздо болыше, если бы
русским ученым не мешали продаж-
ные царские министры.

Герои печатаемых в этой же книге
рассказов А. Письменного — совет-
ские люли. Он показывает инжене-
ров и бурщиков уральских рудников,
охотников Балхаша, рыбаков Черно-
го моря, танкистов и строителей. С
большой любовью и теплотою рас-
крывает он богатый внутренний мир
простого советского человека.

В рассказах нет острых проблем и
вопросов, которые вызывают споры.
Автор изображает повседневную, са-
мую будничную жизнь советских лю-
дей, но жизнь эта значительна, бо-
гата содержанием, пронизана светом
и радостью благородного творческо-
го труда.

Ив. Арамилев.

*

ЕВГ. ПЕРМЯК. «KEM БЫТЬ».
«Молодая гвардия», 344 стр., цена
8 руб.

Автор в живой  полубеллетристи-
ческой форме своеобразного «путе-
шествия по профессиям» написал
ряд очерков, цель которых помочь
молодым людям в выборе профессии,
в поисках своего места в общем тру-
де на благо Родины. Книге предпос-
лано предисловие ее редактора —
лауреата Сталинской премии В. В.
Данилевского. .

П. БАЖОВ. «КАМЕННЫЙ ЦВЕ-
ТОК». Челябгиз, 1948 г., 180 стр.
цена 13 руб.

Книга содержит 29 сказов лауре-
ата Сталинской премии П. Бажова
(в том числе «Медной горы хозяй-
ка», «Малахитовая шкатулка» и
«Каменный цветок») и большой
исторический очерк «У старого руд-
ника».

И. СОКОЛОВ-МИКИТОВ. «ИЗ-
БРАННОЕ». Гослитиздат, 1948 г.,
530 стр., цена 12 руб.
	Окончательные
итоги выборов
		Американский журнал
о текушем бюджете США
	удовлетворить насущные потребности
	‚в области начального и среднего об-
	разования (только по официальным
данным в настоящее время в Соеди-
ненных Штатах около 6 млн. детей
лишено возможности посещать шко-
лу). На строительство новых боль-
ниц требуется 8,5 млрд. долларов.
На улучшение запущенной системы
водоснабжения городов необходимо
9.5 млрд. долларов. Десятки мил-
лиардов долларов требуются для
строительства жилых и общественных
зданий, строительства парков, ста-
дионов, реконструкции и постройки
новых шоссейных дорог, в особенно-
сти в горных местностях. Однако,
по сообщению Федерального управ-
ления по общественным работам в
марте 1948 г. штатами было запла-
нировано ассигновать на эти цели в
текущем бюджетном году менее 2,5
млрд. долларов, из них на строи-
тельство больниц — около 138 млн.
долларов; на строительство жилых и
общественных зданий и на создание
парков — около 218 млн. долларов.

Судя по сообщениям печати и по
заявлениям официальных представи-
телей правительства, никаких особых
увеличений в федеральных ассигно-
ваниях на указанные цели в пред-
	стоящем бюджетном году не ожи-
дается. Наоборот, ожидаются еще
большие ассигнования на военные
пели.
	НЬЮ-ЙОРК, 6. (ТАСС). По теку-
щему бюджету в Соединенных Шта-
тах расходуются огромные суммы на
военные цели и на так называемую
«помощь» по «плану Маршалла». В
то же время на удовлетворение жиз-
ненно необходимых потребностей. аме-
риканского народа отпускаются дале-
ко не достаточные средства. Так,
в текущем бюджетном году военный
бюджет Соединенных Штатов, кроме
ассигнований по «плану Маршалла»,
составил свыше 14 млрд. долларов.
Ассигнования же на просвещение
составляют всего 250 млн. долларов.
Неудивительно поэтому, что в стра-
не ощущается острая нехватка школ,
больниц, жилых и общественных
зданий и т. д.

Журнал «Юнайтед стейтс ньюс»,
основываясь на исследованиях, про-
веденных Федеральным управлением
общественных работ, пишет, что
только правительствам штатов необ-
ходимо было бы затратить около
100 млрд. долларов для удовлетво-
рения потребностей населения. Жур-
нал отмечает при этом, что в эту
цифру не включены затраты, связан-
ные с’осушествлением «федеральных
проектов», ибо в таком случае пона-
добится «еще больше миллиардов».

Далее журнал приводит некоторые
статистические данные. Например,
штатам сейчас требуется 10,5 млрд.
долларов на строительство новых на-
 чальных и средних школ, чтобы
	НЬЮ-ЙОРК, 6. (ТАСС). Вашиня
тонокий корреспондент агентства Ав
сошиэйтед Пресс передает окончая
тельно пересмотренные итоги выбо-
ров в США. Эти итоги показывают,
что всего в выборах президента
принимало участие 48.690.075 чело-
век. За Трумэна было подано
24.104.130 голосов, за Jlsion —
21.970.896; за Турмонда — 1.169.118;
за Уоллеса—1.156.883; за кандидата
сопиалистической партии Томаса —
139.543 голоса. Остальные голоса
разделились между кандидатами
второстепенных. партий. Таким обра-
зом, Трумэн получил меньше поло-
вины всех голосов.
	Почему средний
американец
покупает газету
	НЬЮ-ЙОРК, 6. (ТАСС). По с0903
щению агентства Ассошиэйтед Пресс;
выступивший на конференции авто-
ров передовиц американских газет
бывший председатель комиссии по
вопросам свободы печати президент
Чикагского университета Хатчинс
критиковал американскую печать за
враждебное отношение к критике.

Хотя читатели и покупают амери-
канские газеты, заявил Хатчинс, «од-
нако они не обращают никакого вни-
мания на предлагаемые им газетами
советы... Причина этого заключается
в том, что они не верят тому, что
вы пишете. Они не верят потому, что
не считают вас беспристрастными.
Они не считают вас достойными до-
верия». Американские читатели, зая-
вил он, покупают газеты по различ-
ным причинам: одни, чтобы просмот-
реть карикатуры, другие — узнать
результаты скачек, третьи — осве-
домиться о том, что продается в ма
газинах.
	Медицинское обслуживание.
детей в США
	НЬЮ-ЙОРК, 6. (ТАСО). По с096-
щению агентства Ассошиэйтед Пресс,
в докладе Американской академии
педиатрии указывается на недоста-
точность медицинского обслуживания
детей, особенно в сельскохозяйст-
венных районах США. Многие окру-
га, удаленные от крупных городских
центров, не имеют достаточного ко-
личества врачей, госпиталей и сани-
тарного обслуживания для предуп-
реждения заболеваний.

Медицинские школы не имеют до-
статочных средств, чтобы обеспечить
квалифицированную подготовку дет-
ских врачей. Половина детских те-
рапевтов либо совсем не получила
никакого образования, либо имеет
совершенно недостаточную подготов-
ку.
	Холода
в Иране

ТЕГЕРАН, 6. (ТАСС). По сообще-
нию газеты  «Эттелаат». наиболее
	низкая температура в Иране отмече-
на в районе Резайе, близ озера Ур-
мия. В ночь на 2 января температу-
ра в этом районе достигала 30 грз-
дусов ниже нуля. Необычно низкая
температура была зарегистрирована
также и в юго-восточной части Ира-
на.
_ Депутат меджлиса Аббас Искан-
Repu, выступая 4 января в меджли-
се и критикуя политику правитель-
ства, проводимую, как ов сказал,
«не в пользу иранского народа»,
подчеркнул наличие жертв от холо-
да, «число которых возрастает».
Газета «Вазифе» сообщает, что
только по данным, полученным от
клалдбищенских служащих в Тегера-
не, за последние дни замерзло более
семилесяти человек.
	Концертном зале имени П. И. Чайковского на встрече членов «Клу-
ба знаменитых капитанов» со школьниками. НА СНИМКЕ: Тартарен из
Тараскона рассказывает о своих приключениях. Слева направо — ка-
питан Гаттерас — заслуженный артист РСФСР Л. ШИХМАТОВ, Тартарен из
Тараскона — народный артист РСФСР 0. АБДУЛОВ, пятнадцатилетний ка-
питан Дик Сенд — заслуженная артистка РСФСР В. СНЕРАНТОВА.
		«КИРГИЗСКАЯ КОЛХОЗНАЯ
СЮИТА»
	«Полдень» — «Вечер». Первая его
часть приобретена Третьяковской гал-
лереей. Картина изображает фигуры
женщины и ребенка на фоне отдален-
ных гор и селения. Уже восходит го-
рячее солнце, и женщина BCMaTpH-
вается вдаль, прикрывшись рукой от
жгучих лучей.

Вторая часть триптиха — «Пол-
день» — изображает отлых колхоз-
ников в тени большого стога све-
жего сена. В картине «Вечер» мы
видим огромное поле пшеницы: по
дороге едут на коне мальчик и ‘де-
вочка. Хорошо переданы спускаю-
щиеся на землю сумерки, глубокое
настроение покоя.

Одна из наиболее удачных работ
С. Чуйкова \— «Дочь советской Кир-
гизии». Художник любит изображать
радостных киргизских детей,  кото-
рым незнакомы тяготы  бесправной
кочевой жизни их отцов и дедов. В
образе девочки-пионерки, твердо и
смело, с открытым лицом идущей
вперед, как бы раскрывается новая,
счастливая жизнь киргизского  на-
рода.

Заслуживают внимания лирически
светлые, жизнерадостные полотна —
«На полях Киргизии», «У ручья»,
«Хлеба созрели», «В родных краях»
и другие.

Следует отметить и недостатки не-
которых картин. Однообразен, скуч-
новат колорит «Портрета акына».
Образ лихого весельчака никак не
вяжется с вдохновенным обликом на-
родного поэта. Задача красочного ре-
щения иных пейзажей выдвигается
художником на первый план и за-
слоняет главное — глубокое и прав-
дивое решение большого замысла
произведения.

В Осокин.
	В выставочных залах оргкомитета
союза советских художников СССР
(Кузнецкий мост, 20) экспонированы
произведения народного художника
Киргизской ССР С. Чуйкова.

Творчество художника развивалось
и крепло в Киргизии. В его произве-
дениях отражены привольная жизнь
свободного киргизского народа, его
труд на благо Родины, красота при-
роды.

На выставке представлены полот-
на, созданные художником В
1939—1948 годах. Это своеобразный,
органически связанный цикл, Ha-
званный живописцем «Киргизской
колхозной сюитсй».

Тот, кто побывал в тех краях, сра-
зу почувствует, что художник прав-
диво передает колорит своей Роди-
ны — прозрачные, постепенно и не-
прерывно меняющиеся краски ланд-
шафта, какой-то особенно легкий,
струящийся воздух, наполненный apo-
матом цветов. Но пейзаж, имеющий
громадное значение в его картинах,
не существует сам по себе. С ним
гармонично соединены люди. Это
счастливые и радостные советские
граждане, показанные или в момент
напряженной созидательной работы
или в часы отдыха. .

Именно таков триптих «Утро» —
	электрогитара
инженера Кононова
	Владимир Кононов — не профес-
сиональный музыкант. Он работает
инженером-электриком в’ Мосэнерго.
В свободное время Кононов сконстру-
ировал оригинальную электрогитару,
с которой выступает на концертах в

своем клубе.
	Недавно изобретатель продемонст-
	рировал этот инструмент на четвер”
том конкурсе солистов художествен-
ной самодеятельности в Московском
городском доме народного творче-
ства.

Электрогитара сама по себе не зву-
чит. Источником звука является элек-
тромагнитный прибор — адаптер, рас-
положенный под струнами внутрн
корпуса гитары. Там же находятся
тембровые устройства, благодаря ко-
торым во время исполнения можно
изменять тембр и силу звука.

При включении в электросеть
стальные струны являются как бы
проводниками электричества, и меха-
ническая энергия (колебание струн
медиатором) через адаптер превра-
шается в электрическую, а электри-
ческая энергия в свою очередь при
помоши усилителя превращается в
звуковую. В результате маленькая
гитара звучит, как мощный оркестр.

— Электрогитару я делал три го-
да, — рассказывает Кононов. — Два
образца оказались неудачными, и
только третий оправдал вложенные в
него труд и время.

За исполнение на электрогитаре в
заключительном концерте солистов
художественной самодеятельности
песни Новикова «Дороги» и за кон-
струкцию инотрумента инженер-элек-
трик Владимир Кононов получил гра-
моту Московского городского дома
народного творчества.
	Гр. Мерлинский.
	Выставка картин С. Чуйкова
	Создание концентрационных лагерей
	на Яве и
	Суматре
	ГААГА, 6. (ТАСС). В последнем
номере еженедельника «Параат» по-
мещено сообщение с острова Ява о
том, что «голландские оккупацион-
ные власти разрабатывают мероприя-
тия, которые давали бы возможность
подвергать аресту на неопределен-
ный срок любого ‘индонезийца, кото-
	 рый придерживается других полити-
	ческих убеждении, чем голландские
оккупационные власти. Для этой це-
ли созданы концентрационные лаге-
ри на Яве и Суматре. Число иятер-
‘нированных в этих концлагерях уже
	Эпидемия гриппа
во Франции
	и Италии
	превышает несколько тысяч человек».
Комментируя это сообщение, газе-
та «Де Ваархейд» пишет, что ежене-
дельник «Параат», орган «партии
труда», критикует Беела за создание
этих концлагерей. «Но кто этому
способствует? — спрашивает газета.
— Партия труда дала согласие на
колониальную войну. Партия труда
хочет господствовать над Индонези-
ей. Партия труда считает, что луч-
шими символами демократии в Индо-
незии являются наручники и кон-
центрационные лагери».
	Провал франко-
бельгийских торговых
	переговоров
	БРЮССЕЛЬ, 6. (ТАСС). Бельгий-
ское телеграфное агентство сообща-
ет, что франко-бельгийские торговые
переговоры окончились провалом.
	Во время переговоров бельгийская
делегация настаивала на том, чтобы
Франция открыла французский ры-
нок для бельгийского экспорта.

Бельгийское правительство намере-
валось предоставить Франции новые
кредиты. Франция отказалась от
бельгийских предложений.
	Австрийский военный
	преступник выпущен
на свободу

ВЕНА, 6. (ТАСС). Министерство
юстиции сообщило, что в связи с
якобы тяжелым сердечным заболе-
ванием бывший австрийский министр
финансов военный преступник Ней-
майер, приговоренный к пожизненно-
му тюремному заключению, выпущен
на свободу.

Комментируя это сообщение, «Эс-
террейхише фолькситимме»  заявля-
ет, что освобождение Неймайера яв-
ляется частью «акции по умиротво-
рению» замаскированных активистов
гитлеровской партии и новым вызо-
вом демократической  общественно-
сти.
	  ПАРИЖ, 6. (ТАСС). Газеты co-
общают о распространении эпидемии
  гриппа по всей Франции. Согласно
официальным статистическим  дан-
ным, которые приводятся газетами,
в Париже из каждых пяти парижан
один болен гриппом. В городе Мец
из восьмидесяти тысяч населения
двадцать тысяч больны гриппом.
Эпидемия грипиа распространяется и
в других крупных городах Франции
и, в частности, в Лилле, Руане, Нан-
те. Во многих парижских аптеках
ощущается недостаток медикамен-
тов.

Газеты: сообщают также, что в
Италии 60 процентов населения
больны гриппом.
	ГАЗЕТА «КОРРЬЕРЕ ДЕЛЛА СЕРА»
0 ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ ИТАЛИИ
	РИМ, 6. (ТАСС). Миланская га-
зета «Коррьере делла сера», тесно
связанная с правительственными кру-
тгами, сообщает, что в настоящий мо-
мент «обсуждается вопрос о вклю-
чении Италии в политическую си-
стему Запада». Речь идет, по сло-
вам газеты, о «включении Италии в
западную политическую систему и о
соответствующих обязательствах ©
итальянской стороны».

Данный вопрос обсуждался в по-
следние дни де Гаспери в его бе-
седах сс Сфорца, Сарагатом; [lay-
чарди, послом Галларати-Скотти и
другими деятелями.
	К положению
	в Шанхае
	Гениальные творения А. С. Пуш-
кина не раз вхлохновляли мастеров
русского хореографического искусст-
ва. Еще в то время, когда Моэт и не
думал о том, что на сцене появятся
его произведения, в Москве показа-
	ли первый пушкинский балет.
	Это было спустя год после появле-
ния в печати поэмы «Руслан и Люд-
мила». В декабре 1821 года на сце-
не Московского ‘казенного театра,
который помещался на Моховой ‘ула-
пе, был показан фантастический ба-
лет «Руслан и Людмила или низвер-
жение Черномора, злого волшебни-
каз. При жизни Пушкина появился
спектакль «Кавказский пленник». по-
ставленный знаменитым балетмейсте-
ром Дидло на музыку Кавоса. В дни
премьеры автор поэмы находился В
Кишиневе.

Раснвет пушкинских балетов при-
ходится на годы советской власти. В
музыкальном театре имени Станис-
лавского и Немировича-Данченко был
поставлен спектакль «Цыганы», 8
Большом театре — балеты Б. Аса-
ф-ева «Бахчисарайский фонтан»,
«Кавказский пленник»,  «Барышня-
крестьянка» (либретто Н. Волкова),
в Ленинградском Малом оперном те-
атре — «Балда».

К 150-летнему юбилею со дня рож-
дения поэта Большой театр предпо-
лагает поставить новый пушкинский
балет «Медный всадник». Музыка
написана Р. Глиэром, либретто П.
Аболимова. Спектакль ставит Р. За-
харов, художник М. Бобышев. Ин-
тересно отметить, что поэма «Мед-
ный всадник» ранее не имела сцени-
ческого воплощения ни в драме, ни
в опере, ни в балете.

В балетном спектакле «Медный
всадник» перед зрителем пройдут
эпизоды «На берегу nyc Tanne
волн», «Окно в Европу», «Ассамб-
лея», картины Сенатской площади,
исторического наводнения 1824 года.
		Кому выгоден «воздушный мост»?
	БЕРЛИН, 5. (ТАСС). Берлинская
газета «Националь цейтунг» опубли-
ковала сообщение о крупных cie-
кулятивных сделках (совершенных
при участии американских и англий-
ских офицеров) с грузами,  достав-
ляемыми в западные секторы Берли-
на по так называемому «воздушному
мосту». По полученным газетой дан-
ным, об’единенные в спекулянтскую
	‚.у нищих вырывают

Изо рта кусок последний...

Подлинным шедевром его поэзии
является стихотворение «Хаджи Ди-
митр», где поэт как бы предсказал
свою трагическую судьбу:

Кто в грозной битве пал за свободу,

Тот не погибнет: по нем рыдают

Земля и небо, зверь и природа,

И люди песни о нем слагают...

Христо Ботев отдал служению ро-
дине всю свою жизнь. «Единствен-
ный выход из тяжелого положения
народа» он видел в «революции и
притом в революции народной». Тем
не менее Ботев в политической борь-
бе не смог выработать правильной
ориентации. Он не понимал истори-
ческой миссии пролетариата, который
в Европе уже вышел на арену классо-
вой борьбы. Под «народной» Ботев
подразумевал крестьянскую револю-
цию. Подобно идеалам народников
70-х годов социалистические идеалы
Ботева сводились к идеализации
сельской общины.

Однако, говоря о Ботеве, следует
прежде всего оценивать его как вы-
разителя интересов порабощенного, но
рвущегося к своему раскрепощению
народа:

«В нынешней борьбе за демократию,
за демократическую республику и на-
циональную независимость, за про-
гресс и под’ем нашей нации, — гово-
рит Г. Димитров, — Христо Ботев —
это знамя, которое все выше и выше
будет развеваться над новой демокра-
тической Болгарией».

Успешное строительство  социали-
стической Болгарии явится лучшим
памятником Ботеву — замечательно-
му революционеру-демократу, класси-
ку болгарской литературы.
		организацию американские и англий-
ские военнослужащие, занятые Ha
аэродромах Темпельгофа и Гатов, су-
мели продать на черном рынке 8 ты-
сяч тонн угля. Если допустить, пишет
газета, что на один самолет тяжело-
го типа можно погрузить 8 тонв уг-
ля, то это означает, что тысяча та-
ких самолетов была направлена по
‹воздушному мосту» в Берлин в це-
лях обогащения американских и
английских бизнесменов (т. е. дель-
nos. — Прим. ред.).
	Так как этот скандал, продолжает
газета, принял уже угрожающие раз-
меры и может еще более ухудшить
отношение берлинских жителей к
англо-американским оккупационным
властям, последние произвели арест
некоторых участников спекулятивной
шайки, в том числе полковника Брук-
ca, капитана Тордей и капитана
Джирда. Считают, что аресту под-
вергнутся также некоторые работни-
ки  раскольнического — магистрата,
принимавшие участие в спекуляциях
товарами, доставляемыми по «BO3-
душному мосту»,

В последнее время в берлинских
журналистских кругах получили ши-
рокое распространение слухи о том,
что спекуляции, связанные с «воз-
душным мостом» и с наличием двух
валют, достигли в западных секто-
рах Берлина колоссальных размеров,
в то время как положение трудя-
щихся слоев населения, особенно
безработных и пенсионеров,  стано-
вится там все более невыносимым.
Шумахеровские руководители «ма-
гистрата» вместе с промышленными
и финансовыми дельцами сколотили
себе миллионные состояния на спе-
куляциях и мошенничествах. Газета
«Нейес Дейчланд» сообщает об од-
ной такой крупной афере, проведен=
ной преступными руководителями
«магистрата» западных секторов Бер=
лина.
	Руководитель экономического OT-
	дела магистрата»  Клингельхофер
(член социал-демократической  пар-
тии) и городской казначей доктор
	Хаае (член партии «Аристианско-де-
мократический союз»), привлеченные
ими к спекулятивной сделке Фюль-
зак, Зволинский, Хеншель (все трое
— члены  социал-демократической
партии), Хармс (ХДС —  Шрейбера)
и Шепке (СДП — Швеннике) е по-
мощью жульнических валютных опе-
раций «заработали» 12 миллионов
	марок.
	АНХАЙ, 6. (ТАСС). На улицах
Шанхая ‘ежедневно находят сотни
замерзших нищих. По сообщению га-
зеты «Чайна пресс», за последние
три дня на улицах Шанхая было най-
лено триста одиннадцать трупов за-
мерзших людей, в том числе двести
восемьдесят пять детей. Почти все
замерзшие были плохо одеты и край-
не истощены.
	о том, что восстание уже подавлено,
Ботев и его славные бойцы по бездо-
рожью, без воды и продовольствия с
тяжелыми боями достигают окрест-
ностей города. 2 июня 1876 года Хри-
сто Ботев пал, пронзенный пулей вра-

га.

Такова краткая история этой слав-
ной жизни. Христо Ботев погиб в рас-
цвете своего поэтического дарования.
Он успел создать всего лишь около
двадцати стихотворений. В одном из
его ранних стихов («Моей матери»)
мы видим, как мучительно было мо-
лодому поэту сознавать, что ему не
с кем разделить свои патриотические
порывы:

За что же юность моя до срока

Так смертно вянет во мгле
жестокой!

Готовясь к предполагавшейся пере-
праве ‘через Дунай, Ботев пишет вол-
нующее стихотворение «Прощанье»:
	Не плачься, мать, не кручинься,
Что сделался я хайдуком.
Хайдук теперь, бунтовщик я...
	заключительные строки говорят 0
том, что для Ботева интересы народа
были превыше всего:

Быть может погибну я в битве,

Но хватит и той награды,

Что скажет народ когда-то:

Он умер, бедняга, за правду,

За правду и за свободу!

В одном из стихотворений поэт-ре-
волюционер выражает свое презрение
тем, кто безропотно влачит цепи раб-
ства:

..раб все терпит. И мы годами

Бесстыдно молча считаем время.
	Величие Ботева-поэта выразилось
особенно ярко в его стихотворении
«В корчме». Поэт пытается хоть на
мгновенье вином заглушить муку,
терзающую его сердце при мысли о
родине, где
	Участник художественной самодеятельности инженер Мосэнерго В. KO-

HOHOB выступает © электрогитарой на вечере самодеятельности.
Фото К ВЛОВИНОЙ,
	скитается он в окрестностях Калофе-
ра со своими сверстниками, пропове-
дуя освободительные идея. Всюду —
в школе, на посиделках, в корчме —
он говорит, что наступил час реши-
тельной борьбы за свободу.

И мая 1867. года городская управа
Калофера созвала собрание по случаю
чествования памяти известных просве-
тителей Кирилла и Мефодия. Ботев
выступил с пламенной речью, которая
прозвучала, как гром среди ясного
неба. Обыватели, богатеи-чорбаджии
— рьяные прислужники турок при-
шли в ужас. Это крайне обеспокои-
ло отца Ботева. Он прилагает все
усилия к тому, чтобы снова отпра-
вить сына в Россию и заставить его
завершить свое образование.

В августе 1867 года родные и близ-
	кие проводили юного бунтаря в
Николаев. Но Ботев не хотел и
думать о личной карьере, следо-
	вательно, и о николаевской гимна-
зии. Он отправился туда, где групии-
ровались лучшие силы болгарской ре-
волюционной эмиграции — в Буха-
рест. В Румынии Ботев работает то
учителем, то корректором, терпит
страшную нужду, думая лишь об од-
ном, как лучше применить свой силы
в борьбе за освобождение родины.
	10 июня 1871 года Ботев издает в
Браиле первый номер газеты «Слово
болгарских эмигрантов». Он сам ре-
дактирует, набирает, корректирует. Он
пишет стихи и публицистические ста-
тьи, полные гнева против врагов сво-
его народа.

Газета из-за отсутствия денег за-
крылась. Ботев снова приезжает в
Бухарест, работает корректором в ре-
дакции газеты «Независимость», а
вскоре начинает издавать новый пе-
чатный орган — «Знамя». Как и в
прежних своих газетах, он развивает
идеи борьбы за освобождение болгар-
ского народа от ига турок.
	Пришло время, когда Ботев и его
друзья убедились, что созданные на
территории Болгарии революционные
комитеты действуют достаточно HH-
тенсивно. Центральный революцион-
ный комитет в Бухаресте, фактически
руководимый Ботевым, принимает ре-
шение о всеобщем восстании. Сам Бо-
тев отправляется в Одессу, а потом
в Николаев для сбора денег и для
подбора опытных военных руководи-
телей.

Болгария была разделена на’ три
революционных округа с центрами
Тырново, Ловеч, Старая Загора. На-
чало восстания наметили на 16 сен-
тября 1875 года. Однако из-за несо-
гласованности действий и недостаточ-
ной подготовленности в назначенный
день подняли знамя восстания лишь

старозагорцы.

Неудача старозагорского восстания
не сломила волю патриотов. В ряды
революционной эмиграции вливаются
новые силы. Вновь организованный ре-
волюционный комитет назначает HO-
вую дату всенародного восстания —
И мая 1876 года.

На этот раз восстание вопыхнуло
раньше времени — 20 апреля, сперва
в Панагюрище, а потом и в других
округах. Восставшие нуждались В
помоши. Они не имели достаточно
опытных воевод и оружия. Ботев в
срочном порядке создает чету из
двухсот вооруженных юнаков и гото-
вится перейти Дунай. Простившись с
родными, отважный революционер по-
грузился со своим отрядом на авст-
рийский пароход «Радецкий», в пути
потребовал от капитана обеспечить
высадку отряда на болгарском бере-
гу и высадился вблизи села Козло-
дуй.

После этого отряд Ботева двинулся
с развернутыми знаменами в направ-
лении города Врацы. Не подозревая
	100 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ХРИСТО БОТЕВА
	MCh MOST-
	зыпаюнщи
	Пять веков Болгария находилась
год игом чужеземцев.
	Османские турки обрекли ее народ
на вымирание, превратили его в бес-
правную «райю». Однако расчеты сул-
танской Турции навсегда лишить бол-
гар национальной самостоятельности
кончились крахом. Болгарский народ
вынес тяжкие испытания и вышел по-
бедителем из неравной борьбы. С
братской помощью великого русского
народа в 1878 году Болгария сброси-
ла цепь многовекового рабства и 0б-
рела национальную независимость.
	История борьбы болгар с инозем:
ными насильниками изобилует приме-
рами героизма. Одной из замечатель-
ных фигур в истории освободительно-
го движения в Болгарии является вы-
дающийся поэт-революционер Христо
Ботев.
	Ботев родился 7 января 1849 года
в семье известного болгарского про-
светителя Ботю Петкова в городе Ка-
лофере. Будуший поэт окончил здесь
в 1863 году трехклассное училище,
где учительствовал его отец. Ботю.
Петков получил образование в Одес-
се. Он мечтал послать учиться в Рос-
сию и своего сына. Его желание. сбы-

лось. При содействии русского кон-
сула в Пловдиве ему удалось уст-
роить Христо в ноябре того же года
	в третий класс одесского реального на
	чилища.

Во время пребывания в Одессе Бо-
тев с головой ушел в живую науку
русской революционной демократии.
Он зачитывается трудами Чернышев-
	революционер
	ского, Добролюбова, Герцена, Писа-
рева, его настольными книгами явля-
ются «Современник» и «Отечествен-
ные записки». Он с жаром читает так-
же произведения Пушкина, Лермонто-
ва. Тургенева, а самой любимой кни-

~ eO)}F
	Гомо we

’гой его был роман «Что делать?» Чер-
	нышевского, который он, по свиде-
тельству одного из современников,
читал и перечитывал «до дыр».
Идеи передовой русской интелли-
генции привели Ботева на путь рево-
	люционера-демократа. Не забывая ни.
	на минуту тяжелую долю своего
народа, Христо Ботев готовил себя
к трудной борьбе за его освобожде-
ние.

Весной 1866 года Ботев sosspa-
шается на родину. По целым суткам