ШЕФСТЬВО
НАД МЕСТНОЙ
ПРОМЫШЛЕННОСТЬЮ
	В КИЕВСКОМ
РАЙОНЕ
	НУЖНОЕ
ПОСОБИЕ
	Современный жилой дом — слож-
ное хозяйство. Он оборудован водо-
проводом, канализацией, центральным
отоплением, ‘газовой — аппаратурой,
электричеством, телефонами.

В подвалах расположены MacTep-
ские, машинное отделение с насоса-
ми, качающими воду на,верхние. эта-
	жи высоких зданий. Эти механизмы.
	работают при помощи моторов. Для
обогревания квартир в зимнее время
иная московская котельная расходует
три-четыре тысячи тонн угля.
	/Килое здание тесно связано с под-
земными коммуникациями города.
В коллекторе, расположенном под
улицей, — трубы, питающие дом теп-
лом, водой, газом.
	Понятно, что’ правильная эксплоа-
тация такого хозяйства немыслима
без знания разнообразной и сложной
техники. Не. менее необходимо и зна-
ние экономики жилишного хозяйства.
	В. последние годы учебные заведе-
ния Министерства коммунального хо-
зяйства РСФСР стали уделять боль-
ше внимания вопросам подготовки
квалифицированных работников Жи-
лищного хозяйства, В системе Mo-
сковского жилищного управления
кроме учебно-производственного ‘ком-
бината создан специальный техникум:
	Он должен выпускать будущих уп-
равляющих домами и участковых тех-
ников. `Этой же задаче будут спо-
собствовать издание учебников, вы-
пуск популярной литературы.

Книжная полка жилищного работ-
ника пока не богата. Сейчас она
пополнилась учебником, написанным
кандидатом экономических наук Д. Л.
Бронером, «Курс жилищного хозяй-
ства» *). Это первый опыт создания
специального курса по данному во-
просу. .

Автор освещает вопросы экономики
и организации управления жилищным
хозяйством, правильной постановки
планирования, учета и отчетности.
Книга поможет повысить уровень эко-
номической подготовки молодых спе-
циалистов городского хозяйства.

Московские домоуправления, 06’-
единяющие обычно по нескольку жи-
лых. корпусов, насчитывают сотни
квартирос’емщиков. = Управляющему
домом ‘надо детально ‘знать закон о
квартирной плате. Отдельная‘ глава
книги ‘посвящена вопросам советского
жилищного законодательства,

В жилищном хозяйстве накоплен
богатый опыт практических работни-
ков. Автор изучил и систематизиро-
вал стахановские методы труда луч-
ших людей домового. хозяйства столи-

цы. В книге приведены многочислен-
ные примеры умелого использования
	механизмов в эксплоатации и теку-
щем ремонте зданий.

«Куре жилищного хозяйства» пред-
назначен для учащихся техникумов.
Но книга с успехом может быть ис-
пользована как ценное пособие ра-
ботниками домоуправлений — техни-
ками, инженерами, управляющими.
	Л. лдеонилов.
	Ценный почин коллектива Москов-
` ского инструментального завода, при-
  нявшего шефство над предприятием
местной промышленности, встретил

поддержку на заводах и фабриках
‚Киевского района.
  На-днях по этому вопросу, в рай-
	  коме партии состоялось совещание.
	Директор Московского трубного
завола тов. Коляда сообщил, что
	завода тов. Коляда сообщил, что.
предприятие уже взяло шефство над.
	заводом «Металлоизделие» раинром-
треста Киевского района, выпускаю-
щим детские велосипеды. Инженеры,
техники, мастера и стахановцы труб-
ного завода помогут коллективу под-
шефного предприятия наладить поточ-
ную обработку деталей, передадут
ему опыт работы лучших людей, бу-
дут снабжать отходами труб.

Директор Дорогомиловского хими-
ческого завода имени Фрунзе тов.
Кутепов рассказал, какую помошь
`окажет завод химическому комбинату
треста местной промышленности.

На совещании ‘выступили также
главный инженер одного из заводов
района тов. Цыганков, директор ка-
рандашной фабрики имени Сакко и
Ванцетти тов, Леженко и другие ра-
ботники предприятий Киевского рай-
она. Они единолушно одобрили почин
инструментальщиков и наметили ме-
роприятия по развитию шефства в
своем районе, :

А eee
	ПАСТЕРИЗОВАННОЕ
HOHCEPBHOE МАСЛО
	Во Всесоюзном научно-иселедова-
тельском институте молочной про-
мышленности сегодня закончились
лабораторные испытания производст-
ва и хранения пастеризованного кон-
сервного масла. Испытания дали хо-
рошие результаты. Начато производ-
ство новой продукции.

В беседе с корреспондентом «Ве-
черней Москвы» директор института
тов. В. Богданов сообщил:

— Сливочное маело, как известно,
трудно хранить при комнатной тем-
пературе. Оно довольно быстро пэр-
тится и становится негодным к упо-
треблению. Создать пастеризованное
консервное сливочное масло было по-
ручено работникам маслодельной и
консервной лабораторий института.
Работа проводилась под руководст-
BOM кандидата технических ‘наук
тов. А. Желтакова. После ряда ис-
следований удалоеь разработать тех-
нологию производства такого масла.
Для создания его требуются высоко-
жирные сливки.

Наша новая продукция ‘обладает
прекрасными вкусовыми и питатель-
ными свойствами, может месяцами
храниться в комнатах. Новый вид ма-
сла очень удобен для длительных эк-
	спедиций.
	ФАБРИКА
с ДИПЛОМОМ
	-изве-   календарь, по условиям технологии,
	не нумеруются. Работницы, комилек-
тующие календарь, должны пола“
гаться больше” на свою память. Поэто-
му и контроль за качеством. издания
здесь особенно’ ‘сложен. Он. прохо-
дит через. много ‘рук, каждый работ-
ник проверяет, другого. Система
двойного и тройного контроля, при-
меняемая в. производстве календарей,
распространяется‘ постепенно на. все
издания фабрики,

«Запуск» в производство нового
издания — :0с0бо ответственное дело.
Ему предшествует тщательное иН-
структирование всех. работников,
имеюнтих отношение к данному’ за-
казу. К пробным ста экземплярам лю-
бой продукции приглядываются сот-
ни глаз. В этом участвуют и работ-
ники отдела технического контроля, и’
мастера, и начальники цехов, и ра”
ботники редакции, и авторский ак“
тив фабрики. Только после Toro.
как издание проверено со всех сто-
рон, его начинают печатать массо-
вым тиражом.

Практика ‘фабрики показала, что
отдел технического контроля дол-
жен быть отделен от производствен-
ных цехов. Контролеру надо рабо-
тать ‘в полной тишине, в отдельной
комнате. Когда это было осуществ-
лено, дефектов стало еще меньше.

„Много брака давала когда-то тре--
тья смена — ночная. Ее ликвидиро-
вали, а освободившимися ‘рабочими
заполнили основные смены — Ут-
реннюю и вечернюю. Это ‘тоже по-
могло улучшить качество продукции.
	В текущем году москворецкие по-
лиграфисты ставят перед’ собой боль-
шие задачи. В сотне‘ запланирован-
ных к производству изделий будет
не меньше 80 новинок. Директор фа-
брики тов. Д. П. Любимов обещает
намного улучшить оформление всех
изданий, повысить качество. так на-
зываемых беловых товаров. К 0фор-
	млению детской КНИГИ ‘привлекаются
	новые художники, в работе над эти-
ми изданиями примут участие и вид-
ные педагоги..

Сплоченный, дружный, на 70 про-
центов состоящий из кадровиков
коллектив предприятия закончил
1948 год с болышим производствен-
ным успехом. Выпущено продукции
на десятки миллионов рублей. Чет-
вертый месяц подряд: фабрике при-
суждается переходящее Красное
Знамя Москворецкого райкома
ВКП(б) и райсовета.

В социалистическом соревновании
в честь. предстоящей  об’единенной
партийной конференции большевиков
столицы и области работники фаб-
рики приняли на себя и успешно вы-
полняют новые, повышенные обяза-
тельства. Многие из них уже рабо-
тают в счет 1951 года. Это резаль-
щики тт. Ильинский. и Медведев,
линовщица Ильичева, переплетчицы
Белова и Перепелова, переводчик
Никифоров и многие другие.
		ЧЕГО НЕХВАТАЛО
`НА ДЕТСКОМ
ПРАЗДНИКЕ...
	AHEM
ВО ДВОРЦЕ КУЛЬТУРЫ
АВТОЗАВОДА

‚.В зале медленно гаснет свет. Ты-
сяча пар детских глаз прикована к
сцене. На ней появились любимые
‘персонажи сказок — дед-мороз, сне-
гурочка, зайчата, кот в сапогах. На-
чалась новогодняя интермедия.
	Радостным смехом и дДружными
аплодисментами встречают юные зри-
тели выступление артистов художе-
ственной самодеятельности. Утренник
во Дворце культуры ‘автозавода.

имени Сталина — в самом разгаре.
За дверьми шумного театра, в
фойе, залах и коридорах — тишина,

„Их только что покинули школьники,
сидящие сейчас в зале. Они вошли
сюда через вестибюль; украшенный
пестрыми фонариками, гирляндами,
снежинками. На красочных картин-
ках слова приветствий и приглашений
посетить деда-мороза, покататься ©
«ледяной» горки.

Однако не всё продумали устроя-
тели праздника, В первом же фоЁе
среди массы растений одиноко стоит
зеленая елочка с одной гирляндой
лампочек. Трудно поверить, что для
этой елки нехватило игрушек. Her
выдумки в общем оформлении залов.
	Как правило, не все дети участву-
ют в хороводах и плясках, проводи-
мых массовиками. Детям‘нужны зани-
мательные аттракционы. Во Дворце
культуры развлечься почти’ нечем. А
сколько интересного мог бы приду-
мать, изготовить для детей коллектив
автозаводцев, особенно электрики.
	Недоумение вызывает буфет, при-
званный обслуживать ‘маленьких по-
сетителей во_время утренников. Злесь
нет воды, бутербродов, пирожков,
сдобы. Однако на видном месте вы-
ставлены бутылки... с коньяком,

портвейном и другими алкогольными
напитками.
	Прекрасное, просторное помещение
	дворца в дни каникул используется
недостаточно. Пока в театре идет
представление, сотни ‚Школьников
	толпятся на улице в ожидании, когда
откроется окно, где продаются биле-
ты на киносеанс. Если верить одной

афише — заветное окошечко должно
раскрыться в час дня. В другой ска-
зано — в 2 часа. Поэтому школьни-

ки пришли сюда к 11 часам, хотя ки-
носеанс начнется только в 4 часа.
Почему не устроить несколько дет-
ских киносеансов?

Погода явно не благоприятствует
школьникам. Закрыты лыжные базы,
нет снежных горок. Поэтому во мно-
го раз увеличилось число желающих
	‚попасть в клубы, дворцы культуры,
	в кино на детские сеансы. рРуководи-
тели дворцов культуры и клубов
обязаны в оставшиеся дни каникул
решительно расширить мероприятия
по обслуживанию детского досуга.
	3. Васильева.
	Изделия этого предприятия “Hen
стны не только в Москве. И ча да
леких окраинах Советского Cola
можно встретить знакомый каждому
дошкольнику столицы «Детский ка-
лендарь», книжки сказок и басен с
картинками, настольные печатные иг-
ры, а`Также папки, блокноты и дру-
гие предметы, на, которых” стоит мар-
ка полиграфической динлома третьей
степени фабрики треста местной про»
мыитленности Москворенкого района.
	Диплом ‘за хорошее качество про-
дукции присужден фабрике несколь-
ко лет назад. С тех пор ‘полиграфи-
сты прочно удерживают в своих ру-
ках это трудом завоеванное отличие.
В сотнях писем, получаемых от юных
читателей и их родителей, они на-
ходят достойную оценку своим ста-
раниям выпускать только хороший
товар.

Пезатники, переплетчики, резаль-
вики, линовальщики не успокаивают-
ся на достигнутом. Решения ТУ cec-
сии Московского городского Совета
депутатов трудящихся об улучше-
нии качества и расширении ассорти-
мента товаров. широкого  потребле-
ния, выпускаемых промышленноетью
Москвы, были приняты ими как важ-
	нейшая директива.

Тотчас после сессии Moccopera Ha
фабрике провели совещание работни-
ков отдела технического контроля с
мастерами и ‘начальниками- цехов.
Они вносили предложения, помогаю-
щие еще выше поднять качество
продукции, пополнить ассортимент.

Ведущее издание фабрики — «Дет-
ский календарь». Он получил заслу-
женное признание. В прошлом году з
печати было высказано пожелание,
чтобы цена его была снижена. Те-
перь это пожелание осуществилось:
календарь удешевлен на одну треть
попутно с новым повышением его
качества. С
	..Нелегко дается фабрике это
	сложное и интересное издание, От-
дельные листы, из которых состоит
	уничтожая людей, вдруг занялся
странным делом. В специальвых бас-
сейнах он исследовал модели судов,
названия которых вошли в печальную
историю кораблекрушений. С вели-
чайшей точностью Макаров повторял
трагические сцены, происходившие в
Атлантическом океане, и в Желтом
море, в Индийском океане и на рей-
дах Балтики. На моделях «Викто-
рии», «Кэптэна», «Русалки», «Непо-
колебимого» и многих других он про-
верял свои теории и расчеты. Флото-
водец сам придумывал. и делал раз-
личные приборы и аппараты, позво-
лявшие воспроизводить реальные ус-
ловия о кораблекрушений,  осущест-
влять все необходимые измерения.

В прозрачной воде бассейна кре-
нились и тонули только «игрушеч-
ные» кораблики, но Макаров, смотря
на них, слышал грохот воды, врыва-
ющейся в пробоину, свист пара, об-
жигающего людей, топот матросов,
	бегущих по трапам и палубам. Считая.
	минуты агонии модели, он изобретал
пластыри, которые за это время мож-
но наложить на рану корабля. Так
был сделан знаменитый макаровский
рейковый пластырь, позволяющий бы-
стро’ закрывать очень большие про-
боины. Наблюдая за ходом  «игру-
шечных катастроф», С. О. Макаров
создает новую науку о непотопляе-
мом, живучем корабле. Ему принад-
лежат самые термины «непотопляе-
мость» и «живучесть». вошедлиие в
	мировую терминологию кораблестрое-
НИЯ.
	ПО АРХИТЕКТУРНЫМ МАСТЕРСКИМ
	ЗЧЛЕНЧЬ И ТРАНИГ
	Весной 1947 года Болотную пло-
wath обходила небольшая труппа
людей — садоводы, строители и ар-
хитекторы. В те дни Москва готови-
лась к Первомаю. На площади уст-
раивали затейливые теремки и из-
бушки. Но не праздничный базар
интересовал пришедших. Они слуща-
ли архитектора Долганова, и каждый
мысленно представлял себе, как за-
зеленеют здесь газоны, зашумит ли-
ства деревьев.
	Сквер на Болотной площади с03-
дан. Прекрасно летом сочетание его
зелени, гранита и бронзы. Вдоль са-
довых дорожек и широких аллей под-
нялись молодые тополя и клены. На
высоких постамэвтах гранитные ва-
зы и шары. По бокам парадных лест-
ниц увзенчанные светильниками  ко-
лоннНы. ve
	Проект сквера на Болотной площа-
ди создан в архитектурной  мастер-
ской на Кузнецком мосту. По ‘пла-
нам работающих здесь зодчих по-
строен сквер на Неглинной, реконст-
руировав Цветной бульвар, созданы
цветники на площадях   Дзержинского
и Свердлова,

Деревья на улицах, цветы на пло-
щади, зеленый уголок на оживлен-
ном перекрестке стали неот’емлемой
частью архитектурного облика совет-
ской Москвы. Разве не замечатель-
но гармонируют раскидистые липы
центральных магистралей с новыми
монументальными зданиями?
	Ведущие архитекторы мастерской
В: Лукьянов, В. Долганов, М. Прохо-
рова, М. Коржев, Ю. Гриневицкий
вместе с молодежью! емело загляды-
вают в завтрашний день столицы,

Вспомним, как выглядит весной
сквер у Большого театра. В нежный
бледнорозовый наряд одеваются: тог-
да его яблони. Сотни алых тюльпа-
нов расцветают на клумбах.
	Сейчас. разработан проект улучше-
ния этого сквера. В центре его  по-
строят фонтан. Старую железную из-
городь сменит красивая чугунная ог-
рада,

Среди многочисленных ‘работ  со-
трудников мастерской запоминается
проект еше одного сквера с плодо-
	площади Свердлова, там, где высится
сейчас старинный фонтан. Здесь сни-
мут асфальт, проложат садовые. до-
рожки, завезут землю, посадят де-
ревья, кустарник. :
	Когда освобожден от лесов новый
дом, архитектор может сказать:
— Ла, идея моя осуществилась. -
	Иное у зодчих зелени, Сквер соз-
дан, но многие годы должны пройти,
пока подрастут деревья, разовьются
кусты. Лишь тогда можно во всей
полноте оценить творческий замысел
архитектора.
	В мастерской на Кузнецком роди-
лись проекты озеленения Театраль-
ного проезда, Охотного ряда, площа-
ди Дзержинского, улицы Горького и
других магистралей центра. Сейчас
архитекторы намечают, где посадить
деревья на 1-й Мещанской, Садовом
кольце, Ярославском шоссе, на набе-
режных Москвы-реки.»
	Переходя в Мастерской от одного
стола к другому, мы как бы совер-
шаем путешествия в различные райо-
ны города.
	Вот сад «Эрмитаж». Два плана ле-
жат перед архитектором. На одном—
небольшой садик. Здесь мало деревь-
ев, узки дорожки. А вот один изва-
риантов проекта его реконструкции.
Сад стал просторнее. Аллеи деревьев,
ленты кустарника, много клумб, цве-
точные партеры. Преображена и ог-
рада, выходящая в Каретный paz,—
	это будет монументальная металли-
ческая изгородь.

А sor проект реконструкции
	Краснопресненского парка. Архитек-
тор Ю. Гриневицкий, в основном со-
храняя исторически сложивигуюся пла-
нировку этой местности, наметил, где
пройдут широкие аллеи, где построят
эстраду, читальню, детский городок.
	Б мастерской рождаются проекты
реконструкции парков Ждановского,
Киевского, Дзержинского районов.
	Скоро архитекторы начнут работать
над проектами цветников и клумб
для центральных бульваров и скве-
ров города.
	А. Карпов.
	a. Л. Бронер, «Куре жилищного
хозяйства». Издательство Министерства
коммунального хозяйства РСФСР,
стр. 255, цена 10 руб. 30 кон.
	ПОБЕДИТЕЛИ
СОРЕРНОРАНИЯ
	Коллектив Московско-Донбасской
дороги выполнил обязательства, дан-
ные товарищу И. В. Сталину. Дорога
погрузила более одного миллиона
тонн угля сверх годового плана. Сре-
ди победителей соревнования много
предприятий Московского узла.

Лузше других работала станция
Москва-пассажирская. Ее коллектив
обеспечил в 1948 году отправление
всех пассажирских поездов строго
по расписанию. Станция и Павелец-
кий вокзал дали миллион сто двад-
цать тысяч рублей. сверхплановых
накоплений.
	НА СНИМКЕ: архитекторы М. KOP-
ЖЕВ и Ю. ГРИНЕВИЦКИЙ в ма-
стерской.

ото Е БОРИСОВА.
	А  СЕЧИ СВ ВЕ:

выми деревьями, Его создадут: на! Фото Б. БОРИСОВА.

__ 7 января

VY KA3bI Президиума Верховного   хва Гудаутского района недавно ис-

< Совета СССР 06 об’единении Ми-
нистерства угольной промышленно-
сти западных районов, Министерства
угольной промышленности восточных
районов и Министерства строитель-
ства топливных предприятий в Мини-
стеретво угольной промышленности и
о назначении тов. Засядько А. Ф.
Министром угольной промышленно-
	CTH опубликованы в газетах.

*
O ПЛАНЕ и мерах по восстанов-
лению и развитию шоссейных
дорог Московской области на 1949—
1951 годы — решение Московского
областного Совёта депутатов трудя-
шихся опубликовано в газете «Мос-
ковскни большевик».
	ЧЕРА в зале имени Чайковского

состоялось торжественное засе-
дание, посвященное 100-летию co
дня рождения замечательного болгар-
ского поэта и революционера Христо
Ботева, организованное Союзом со-
ветских писателей, Славянским коми-
тетом СССР и Всесоюзным общест-
вом культурной связи с заграницей.
На вечере присутствуют главы и
динломатический состав посольств и
миссий стран народной демократии
в СССР. Доклад о жизненном и
творческом пути Христо Ботева сде-
лал А. А. Сурков. На заседании вы-
ступил Чрезвычайный и Полномоч-
ный Посол Народной Республики
Болгарии в. СССР г-н Н. Николов.
В заключение своей речи г-н Нико-
лов провозгласил здравицу в честь
братского союза свободолюбивых де-
мократических и миролюбивых наро-
дов, в честь Советского Союза’ и
его славной армии, в честь великого
вождя И. В. Сталина. На торжест-
венном заседании были изполнены
государственные гимны Народной
Республики Болгарни и Советского
Союза. Вечер закончилея  болышим
	концертом.

*
КотдАло народ сложил послови-
цу «Старость не радость...» Нет,
не скажешь этого, глядя, как 112-
летний Лука Шария легко танцует
абхазский народный танец. Он зажи-
гает своей энергией и более моло-
дых. Правда, самому «юному» 13
них 54 года. 95-летний Адамия, со-
	ревнуясь с Шария, исполняет сва-
дебный танец. Необычный концерт,
гле девяти исполнителям вместе
	около тысячи лет, открыл сольным
выступлением певец Хасан, Палба,
родившийся до восстания декабри-
стов, при жизни Бетховена и Байро-
на. Хасану Палба из селения Джир-
	полнилось 150 лет. Но и это не са-
мый старый человек в Абхазии, он
лишь старший среди ее ашугов. Не-
давно состоялся слет абхазских
сказителей. Он явился большим сот
бытием в культурной жизни Абхазии
(«Комсомольская правда»):’
	НА СНИМКАхХ; слева — начальник
печатного цеха И. КРАЮШКИН,
имеклций личный диплом за высо-
кое качество продукции; справа —
переплетно-броптировочный цех; на
переднем плане швея Л. КОНДРА-
Е

ео ЭВ > рр
	ото В.

КУНОВА.
	зыдающийся русский
‘адмирал
	К 100-летию со дня рождения С. О. Макарова
2.
		Е сентября 1870 года у
мыса Финистерре в полночь пе-
ревернулбя английский военный ко-
рабль «Кэптэн», мгновенно утонув-
пий вместе с матросами и офицерами.
Из 550 человек спаслось только 17.
«Кэптэн» погиб в погоду, безопасную
даже для рыбачьих шхун. Причина
была в его конструкции. Суд, разби-
равший это дело, вынес  порицание
«невежественному упрямству» лордов
адмиралтейства, приказавших устано-
вить на броненосце громадный ран-
гоут с железными трехногими мачта-
MH.
Судебное порицание не помогло:
бронированные корабли тонули один
за другим. Получив сравнительно
легкое повреждение, потонул англий-
ский флагманский броненосец «Вик-
тория». Вместе с адмиралом на «Вик-
тории» погибли 22 офицера и 336 мат-
росов; Гибель «Кэптэна», «Ре-д’Ита-
лия», «Вангарда», «Гроссе Кюрфюр-
ста» — броненосных судов, построен-
вых со всевозможными ухищрениями,
— тяжко отозвалась на моральном с5-
стоянии моряков. Английские матро-
сы стали называть броненосцы «же-
лезными ловушками». Команды ко
раблей порою охватывала беспричин-
ная паника, и матросы с криками бро-
сались из внутренних помещений на
палубу. Морские офицеры и даже ко-
раблестроители высказывали  сомне-
ния в том, что новые военные суда
приспособлены для случайностей,
подстерегающих в бою, — ведь они
со страшной быстротой тонули в мир-
ное время. Военное кораблестроение.
зашло в тупик. Выход из него был

указан двумя замечательными русски-
	ми учеными: адмиралом Степаном
	С. О. Макаров всю жизнь стремил-
ся к познанию тайн моря. Он произ-
вел интереснейшие исследования нод-
водного течения в проливе Босфор,
за которые Академия Hayk присуди-
ла Макарову премию. го научная
работа «Витязь и Тихий океан» —
замечательный труд ученого, влюб-
ленного в океанскую стихию. Мани-
ли Макарова и просторы, скованные
льдами. Знаменитый ледокол «Ер-
мак», с честью до сих пор служа-
щий нашей стране, — детище С. О,
Макарова. Макаров сам’ плавал на
«Ермаке» и впервые в мире применил
киноаппарат для получения точной.
записи движений корабля, преодоле-
вавшего громадные ледяные прегра-
ды.

Матросы прозвали С. О. Макарова
«беспокойным адмиралом». Он нико-
гда не успокаивался на достигнутом.
Немало «беспокойства» причинял ‘он
своим подчиненным — да и не толь-
ко подчиненным, — но все его уси-
лия были направлены лишь на уве-
личение боеспособности русского
флота, ‘улучшение условий жизни
матросов, повышение уровня их зна-
ний. Он писал: «Человек так создан,
что он пойдет на верную смерть, ес-
ли опасность ему знакома, но его
пугает даже шум трюмной воды, ес-
ли он к этому не привык».

В 1897 году С. О. Макаров напе-
чатал свои «Рассуждения по вопро-
сам морской тактики». Эта работа
была встречена с огромным интере-
сом не только в России, но и во всех
странах, имеющих морской флот. Де-
визом к «Рассуждениям» Макаров
выбрал слова: «Помни войну!». Cam
он всегда помнил о грозной тени
воины, висевшей над флотом России.

Когда началась война с Японией в
1904 году, адмирала С. 0. Макарова
назначили командующим Тихоокеан-
	ской эскадрой, против которой стоял

вдвое более сильный японский флот.
aoe и
	EE -

гго очень не любили в высших сфе-
	рах, но флот ждал только Макарова.
‹ «Беспокойный адмирал» поднял‘ бое-
	вой дух Тихоокеанской эскадры. Как
будто снова молодой, он сам crys
скался в машинные отделения кораб-
лей, осматривал орудия, лично про
верял знания офицеров и матросов.

31 марта (12 апреля) 1904 года бро“
неносец, «Петропавловск», под фла-
гом адмирала Макарова идя в бой ©
японской эскадрсй, подорвался на
мине. „Броненосец погиб за две ми-
нуты вследствие страшной детона-
ции — он весь был набит торпедами,
снарядами, порохом. Мз 642 человек
спаслись только девяносто. На вабе<
режной Порт-Артура толпа замерла,
когда матрос, вышедший из шлюпки,
молча высоко поднял шинель Мака-
рова. Струи океанской воды стекали
с нее ка каменные плиты набережной,
В этой шинели адмирала постоянно
видели среди матросов — на кораб-
лях, на берегу. В ней в дыму и огне
сражения адмирал стоял на капитан-
ском мостике легкого крейсера «Но-
вик», выручавшего миноносцы «Pe
шительный» и «Стерегущий», окру-
женные врагами...
	„Сто лет назад, 8 января 1849 года,
родился С. О. Макаров, . доблестный
человек, замечательный _кораблестро-
итель и исследователь моря. Почти
сорок пять лет прошло после его
смерти, но память об этом адмирале
живет в нашем флоте и сейчас,
	Макаров возродил в русском фло-
те традиции Ушакова, Лазарева, Кор-
нилова, ‚Нахимова. Его’ героические
усилия принесли ‘свои плоды. Науки,
которым. положил начало выдающий-
ся: русский адмирал, достигли в на
шей стране при советской власти ога
ромных успехов,

Военно-Морской Флот CCCP A
один из. сильнейших в мире. Благо“
даря неусыпным заботам партии, пра-
вительства и лично товарища Сталина
он в полной готовности встретил ко-
варное нападение фаптистской Герма-
нии Ha нашу страну в 1941 году. Со-
ветские моряки самоотверженно за=
щищали Родиву и вписали немало res
роических страниц в славную исто-
рию ‹русского флота.
	А, Морозов,
	Осинповичем Макаровым и академиком
Алексеем Николаевичем Крыловым.

..Восемнадцатое марта 1903 года.
Кронштадтское морское  собравие.
Большой зал собрания переполнен —
А. Н. Крылов читает лекцию «О не-
потопляемости судов и ее обеспече-
нии». Крылов известен не только как
великолепный знаток морского дела,
но и как резкий критик косности, не-
поладок, бюрократизма. В зале, рас-
пвеченном золотым шитьем погон
	‘высшего командного состава, напря-
	женная тишина, слышен только глу-
бокий, сильный голос докладчика.
Все чувствуют, что это не простая
лекция, которую можно прослушать
и спокойно забыть, — русский флот
накануне тяжких испытаний. Крылов
заканчивает. В зале еще тише: что
скажет сейчас этот ученый, в чье гор-
дое лицо бросит он, горький упрек?

Но А. Н. Крылов говорит: «Все
то, что я вам здесь изложил, принад-
лежит не мне, а целиком взято из
ряда статей «Морского сборника», ох-
ватывающих тридцать лет; эти ста-
тьи подписаны так: мичман Степан
Макаров, лейтенакт Степан Макаров,
флигель-ад’ютант Степан Макаров,
контр-адмирал Степан Макаров и, на-
конец, недавно вышедшая. статья но-
сит подпись вице-адмирал Макаров.
Его превосходительство Степан Оси-
пович — вот кто истинный основа:
	тель учения о непотопляемости су-
дов».
И прославленный ученый  визко-
	низко склоняет . голову неред адми-
	ралом Макаровым. Он кланяется . не
его мундиру главного командира фло-
та, а человеку, вся жизнь которого—
подвиг. Он знает, скоро будет бой, и
		этот человек, чьи труды изучаются
как руководства во ‘флотах Англии,
Франции, Германии, США, Аргенти-
ны, станет впереди.

Всея жизнь адмирала Макарова
словно прошла на капитанском мо-
стике, где мысль об ответственности
за людей, за огромное дело никогда
не покидает командира. «В море —
как дома», — говорил он.. Но, по-
жалуй, море для него значило боль-
ше, чем дом. Юношей он записал в
дневник: «Расставаться CO своим
судном гораздо больнее, чем расста-
ваться с родным городом или. роди-
тельским домом». А когда пробьет
час, он бестрепетно ведет свой пло-
вучий «дом» в ад морского сражения.

...1877 год. У турецких берегов во
мраке крадется пассажирский паро-
ход ‹Великий князь Константия»; Во
тьме мелькают огоньки вражеской
эскадры. По. едва уловимым призна-
кам Макаров узнает броненосец «Ас-
сари-Шевкет». Пароход спускает мин-
ные‘ катера, и матросы выполняют
фантастическую по смелости задачу:
катера подходят к броненосцу и под-
рывают его пловучей миной, букси-
руемой тросами. Броненосцы «Асса-
ри-Шевкет», «Идлали», болышой па-
роход «Интибах» — на счету у мо-
	MOAOTO отважного командира, сумев-
	шего беспомощный пассажирский па-

роход превратить в грозу турецких
моряков...

Война кончена. Боевой командир,
видевший, как тонут настоящие ко-
рабли, как рвутся мины и торпеды,