Новые исполнители
в старых спектаклях

«ЗАБАВНЫЙ СЛУЧАЙ»
В. ТЕАТРЕ ИМЕНИ
МОССОВЕТА
	Богатый голландский купец Фили-
берт от негодования не находит слов.
Подумать только! Этот невежда от-
купшик Рикардо’ наотрез отказался
выдать свою дочь Констанцию за дру-
га Филиберта — поручика Деля Кот-
ри, который для него, видите ли, не-
достаточно богат. Но — ничего! Он,
Филиберт, устроит‘`эту свадьбу и без
согласия отца, он отомстит этому
грубияву Рикардо! И купец с оже-
сточением, со страстью плетет нити
коварной интриги, жертвой которой
оказывается сам.

Филиберта в спектакле «Забавный
случай» со дня премьеры играет ар-
тист Б. Оленин. Остальные участники
спектакля, кроме М. Эттинген (Кон-
станция), — дублеры, новый состав.

На первом месте среди них по ма-
стерству и законченности сценическо-
го рисунка молодая актриса Н. Тка-
чева ‚(Жанина — дочь Филиберта).
Эта Жанина, влюбленная в поручи-
ка, придумала хитроумную затею с
женитьбой офицера на Констанции,
чтобы отвести подозрения недоверчи-
вого отца. Это она была главной ви-
новницей «забавного случая», который
приключилея ©. купцом Филибертом,
уговорившим офицера похитить свою
собственную дочь. Жанина у Ткаче-
вой обрисована энергично, смело.

Поручика играет Б. Иванов. Он
молод, обаятелен, искренен. Ему ве-
ришь от начала до конца. Но одной
лишь непосредственности, искренно-
сти мало для этого образа, так свое-
образно, ярко разрешенного поста-
новщиком спектакля Ю. Завадским.
Это не просто  «герой-любовник»,
а французский офицер ХУШ столе-
тия, воспитанный на сентиментальных
стихах и романах, готовый просле-
зиться по всякому поводу. И вместе
с тем, это — крепыш, здоровяк, от
пожатия руки которого Филиберт с
отчаянным криком приседает наземь.
Артист воспроизводит весь этот ри-
сунок в роли, но в его исполнении
нет нужного богатства оттенков.

Нехватает их и выпускнику учили-
ща при театре А. Адоскину (слуга по-
ручика Гасконь). Способный молодой.
актер главным образом подчеркивает
то, что его герой старается быть по-
хожим на Деля Котри. Но ведь Гас-
конь вовсе не копия своего госполи-
на, а разбитной и неглупый малый,
искренно преданный поручику, но ни-
когда не забывающий о себе.

Невеста Гасконя — служанка в
доме Филиберта — Марианна сыграна
выпускницей того же училища
А. Молчадской превосходно. Ее Ма-
рианна’— девушка с характером, с
острым, бойким ‘языком, никому не
дающая спуска.

Богатый откупщик Рикардоу Л. Пи-
рогова забавен, нелеп, чудаковат. Но
ведь в пьесе он кроме того и мело-
чен, скуп, бессердечен. Образ этот
должен вызывать у зрителя смех, но
смех сатирический, осуждающий.

Новый состав артистов хорошо пе-
редает задор, веселье, легкость ко-
медии Карло Гольдони.

Б. Тверской.
	Телеграммы из-за границы
		Молодежный
©‘езд
в Аргентине
	НЬЮ-ИОРК, 8. (ТАСС). Выходя-
щая в Буэнос-Айресе газета «Ла
Ора» сообщила о состоявшемся в
прошлом месяце в гор. Росарио с“ез-
де представителей молодежных ор-
ганизаций, представляющих профсо-
юзные, крестьянские, студенческие,
спортивные и другие организации. На
с‘езде был создан «Союз молодых
аргентинских патриотов». В работах
с‘езда приняли участие четыреста де-
легатов, являющихся членами перо-
HHCTCKOH, радикальной, коммунисти-
ческой, социалистической и других
партий.

Делегаты одобрили — программу.
требующую улучшения положения
аргентинской молодежи, предусматри-
вающую борьбу против империалистов
и их агентов в Аргентине. С‘езд по-
требовал, чтобы новая конституция,
которая будет утверждена в марте,
предусматривала оплату молодым ра-
бочим за время обучения, равную
оплату за равный труд, закон 06
охране труда, распределение земли
между бедными крестьянами и свет-
ское обучение. С‘езд потребовал, что-
бы аргентинские делегаты в органи-
зации Об‘единенных наций прекрати-
ли оказывать поддержку фашистской
Испании. Участники с“езда выразили
солидарность с молодежью  Гре-
ции и Китая, борющейся за на-
циональное освобождение, и дали
обещание сохранять братские от-
ношения с молодежным антиимпе-
риалистическим движением  латино-
американских стран и со Всемирной
федерацией демократической молоде-
жи. Горячими аплодисментами были
встречены приветственные послания,
полученные от Всемирной федерации
демократической молодежи, а также
от профсоюзных молодежных орга-
низаций Аргентины и других стран
Латинской Америки.

Газета указывает,. что молодежный
с‘езд прошел исключительно успеш-
но, несмотря на попытки полиции
	сорвать его.
	«ДЕНЬ СВОБОДЫ ГРЕПИИ»
	Движение солидарности в Италии с греческим народом
	Союз итальянских женщин в спе
циальном призыве поддержал ини-
циативу «Комитета свободы Греции»,
подчеркнув, что она является прак-
тическим осуществлением лозунга
солидарности трудящихся всех стран
с греческим народом, провозглашен-
	ного’ на Международном конгрессе
женщин в зашиту мира.

Как сообщают газеты, правитель-
ство де Гаспери решило запретить
	проведение дня солидарности с де
мократической Грецией. Газета де
Гаспери «Пополо» в специальной за-
метке пишет, что «Италия не потер-
пит» проведения «Дня свободы Гре-
ции».

Председатель «Комитета свободы
Греции» сенатор Террачини  реши-
тельно выступает сегодня на страни-
цах газеты «Унита» против попыток
правительства запретить  демонстра-
ции солидарности с греческим наро-
дом и разоблачает вмешателъетво
американцев во внутренние дела Гре-
ции. «Подниси министров не связы-
вают совесть народов», — пишет
Террачини по поводу маневров Сфор-
ца и де Гаспери, направленных к ло-
стижению сговора с  афинскими
правителями.
	РИМ, 7. (ТАСС). Существующий
в Италии «Комитет свободы Греции»
совместно с демократическими пар-
тиями и организациями постановил
провести 9 января во всей Италии
«День свободы Греции», посвящен-
ный  манифестациям солидарности
итальянского народа с борцами де-
мократической абомии Маркоса,
	Комитет призывает провести в этот
день народные митинги, собрания и
сборы пожертвований деньгами, Mpo-
довольствием, одеждой и медикамен-
тами в фонд помощи демократиче-
ской армии Греции.
	В манифесте, опубликованном По
этому поводу, «Комитет ‘свободы
Греции» призывает итальянский на-
род «оказать посильную помощь
всем демократическим гражданам
Греции, всем бойцам народной ар-
мии». «Если бы свобода Греции бы-
ла задушена, — говорится в мани-
фесте, — это нанесло бы тяжелый
удар всем народам, стремящимся к
свободе и борющшимся за ее обеспе-
чение в рядах международного фрон-
та мира.

За свободу и мир всех наролов!
Окажем помощь греческому народу!
Руки прочь от Греции!»,
	На стэнде — макеты, эскизы, де-
корации, костюмы ‘нервой постановки
в Большом ‘театре. оперы «Борис Го-
дунов». ° Рядом’ — макеты’ ‘первых
слектаклей «маленьких трагедий»
А..С. Пушкина, костюмы и эскизы де-
кораций к.балетам, поставленным в
XIX веке на пушкинскне темы.
  История постановок драм, сказок н
повестей А. С. Пушкина до револю-
ции и в советское время — такова
‘тема выставки, подготовляемой к
` юбнлейным дням великого русского
  поэта театральным музеем имени Бах-

рушина. Особые стэнды выставки рас-
‹ скажут о замечательных русских ак-
 терах и певцах, выступавших в глав:
ных ролях пушкинских спектаклей
	’ рушина. Особые стэнды выставки рас-
‚скажут о замечательных русских ак-
  терах и певцах, выступавших в глав-
‚ ных ролях пушкинских спектаклей
(Шаляпин, Собинов, Смирнов и дру-
‘тие), а также о режиссерах и худож-
никах, работавших над постановками
на сцене пьес, поэм, сказок поэта и
его бессмертного романа «Евгений
Онегин».

Значительная часть выставки по-
священа сценическому воплощению
гениальных творений поэта на совет-
ской сцене и в частности постанов-
кам на сцене в Москве и Ленинграде
опер «Борис Годунов», «Евгений Оне-
гин», «Пиковая дама», а также бале-
тов «Барышия-крестьянка», «Кавказ-

ский пленник» и «Бахчисарайский

фонтан»,
ae GR ee
	СЛСВАРЬ «ДЕЯТЕЛИ РУСЬНОИ
МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ»
	Больше полутораста музыковедов
приняли участие в составлении био-
графического словаря «Деятели рус-
‚ ской музыкальной культуры». Сло-
_варь содержит биографические дан-
‚ные, описание творческой деятельно-
сти, нотографию и критические мате-
риалы, посвященные двум тысячам
русских композиторов, музыкантов-
исполнителей, педагогов, народных
‘певцов и сказителей.
	Этот четырехтомный труд подготов:
лен Государственным центральным
музеем музыкальной культуры и пе-
редан для печати в Государственное
музыкальное издательство. В редак-
ционную коллегию, образованную
Комитетом по делам искусств при
Совете Министров СССР, входят ака-
демик Б. Асафьев (главный  редак-
тор), народный артист СССР В. За-
харов, член-корреспондент Академии
наук СССР А. Оссовский и другие
видные музыкальные деятели.
	На клубной
сцене

* ДРАМАТИЧЕСКИЙ коллектив
клуба фабрики «Красные текстиль-
щики» показал инсценировку «Италь-
янских сказок» А. М. Горького (ре-
жиссер П. Сушко). Главные роли в
спектакле исполняют слесарь Иванов,
лаборантка Сабитова и другие.
	5 художественно-ремесленном училище № 65. Мастер производственного
обучения А. УСТИНОВ просматривает ученические работы будущих шту-
	ЗВАНИЦТЕВ,

А.

Н.
	И. ГОРЯЧЕВ, Д. АЛЕК

САН

ДРИН и М БА-
	Фото К. ВДОВИНОИ.
>

катуров-декораторов. НА СНИМКЕ:
Н. КЛИМОВ, А. ЧЕРНЯЕВ. И. ГОРЯ
диков.
	БУДУЩИЕ
ОФОРМИТЕЛИ ЗДАНИИ
	ство других лепных декоративных
укращений. Летом группа лепщиков
работала над внутренним оформле-
	дома № 2! на `Гоголевском
бульваре и отделывала кинотеатр
«Родина».
	Среди учеников этой группы выде-
ляются своими способностями Васи-
лий и Иосиф Кейдук. Потеряв во вре-
мя войны в Сталинграде родителей,
они обрели в училище новую семью
в лице товарищей по учебе, мастеров
и преподавателей. Братья настойчи-
во овладевают избранной профессией.
Один из них трудится сейчас над
разработкой формы ионической ка-
пители, другой занят скульптурным
эскизом на тему «Молодежь в труде
и учебе».

Напряженная учеба идет и у аль-
фрейщиков-живописцев и у столяров-
краснодеревцев. Одни осваивают
технику росписи потолков и стен,
другие заняты изготовлением худо-
жественной мебели — столов, тум-
бочек, лабораторных шкафов, трель-
	яжей, разделанных затеиливой ин-
крустацией.
Во всех ‘уголках училища весь
	день не смолкает кипучая жизнь. Ча-
сы теоретических занятий сменяются
практической работой в мастерских.
Будущие мастера приобретают навы-
ки  художественно-оформительского
ремесла, чтобы вложить потом евои
силы в украшение зданий родной сто-
лицы,

Ив. Левишкин.
	В драматических
театрах страны
	СПЕБТАБВЛИ
НА СОВРЕМЕННУЮ ТЕМУ
	Драматические театры страны, вы-
полняя постановление ЦК ВКП(б) о
репертуафе, покажут в этом году
каждый не меньше двух-трех спек-
таклей на современную тему. Коми-
тет по делам искусств при Совете
Министров СССР обязал руководство
театров обеспечить. эти спектакли
лучшими творческими силами:
	В ближайшие дни начинается смотр
слектаклей на современные темы. Он
продлится несколько месяцев. Ито-
ги смотра будут обсуждены на спе-
циальных творческих конференциях.
Лучшие постановки покажут в столи-
цах союзных республик.

Комитет по делам искусств пред-
ложил театрам широко привлекать
драматургов к участию в производ-
ственно-творческой жизни коллекти-
вов. Создается литературный актив
для помоши драматургам в раболе
над пьесами. В состав актива войдут
режиссер, художник, ведущие акте-
ры.

Пятнадцать пьес драматургов со-
юзных республик намечено перевести
на русский язык. Одновременно. со
спектаклями на современные темы
театры будут продолжать постанов-
ку пьес классического репертуара.
Московские и ленинградские драма-
тические театры в ближайшее время
разработают трехлетние планы по-
становок произведений русской и за-
падной классической драматургии.
	ГИ К Ач
	THM. 3a «белорусским. котлом» —
знаменитый прорыв на Висле. Совет-
ские соединения оказались осенью в
непосредственной близости от гра-
ниц Чехословакии. И вот осенью. в
Словакии началось восстание, быстро
охватившее несколько районов.
	Повстанцы освободили довольно
значительную территорию с центром
в городе Банская Быстрица, ‚ликви-
дировали гитлеровские учреждения и
установили демократическую власть.
Население с энтузиазмом встретило
возникновение правительства, сфор-
мированного на основе коалиции де-
мократических партий. Душой и моз-
том правительства, его организующей
и направляющей силой была компар-
THA.

Шли дни, недели. Немцы предпола-
гали в первое время, что Тисо и так
называемая гвардия Глинки собетвен-
ными силами справятся с восстанием.
Однако ‘им пришлось очень скоро
убедиться, что словацкий фашизм не
имеет шансов ‘на победу в борьбе с
народом. Со всех сторон в повстан-
ческие ‘отряды стекались доброволь-
цы — рабочие, железводорожники,
крестьяне, интеллигенция. Некоторые
части фашистской «армии Тисо», сна-
ряженные немцгми, перешли на сто-
рону народа. Восстание  разраста-
		„ Проходя по улицам и бульварам
Етоликы, мы часто любуемся внеш-
Ней облицовкой вновь построенных и
реставрированных зданий. Бывая в
Бовых клубах и дворцах культуры,
мы восхищаемся их внутренней от-
 делкой — росписью стен и потолков,
резными капителями и карнизами,
орнаментом. Все это сделано искус-
ными руками мастеров-оформителей.

Искусству внешней и внутренней
отделки зданий учит художественное
ремесленное училище № 65 Москов-
ского городского управления трудо-
вых резервов. Свыше 300 подростков
под руководством опытных мастеров
и преподавателей овладевают ‘здесь
профессиями — штукатуров-декорато-
ров, лепников-моделировщиков, аль-
фрейщиков-живописцев и столяров-
краснодеревцев. На протяжении трех
лет они изучают историю стилей и
композицию, живопись и рисунок,
применяя на практике полученные в
классах теоретические знания.

В первом этаже большого, светлого
здания размещены производственные
мастерские. В олной из них под ру-
ководством старейшего мастера Афа-
насия Никитича Устинова занимают-
ся штукатуры-дексраторы. 50 лет
жизни отдал мастер художественно-
му оформлению московских зданий.
 А прошлым летом его ученики уже
облицовывали фасад Белорусского
вокзала и жилой дом № 11/2 в Ору-
жейном переулке.

Рядом расположена мастерская
лепщиков-моделировщиков. Занятия-
ми руководят мастера Н. Кулаканов
и Т. Тоноян. В мастерской разнооб-
разные эмблемы и гирлянды, барелье-
фы и потолочные розетки, ионические
капители, маски, карнизы и множе-
	САМОДЕЯТЕЛЬНЫЙ
ХОР
	В большой ансамбль, состоящий из
250 человек, об’единены хоровые са-
модеятельные коллективы Дома
культуры имени Горького, клубов Мя-
сокомбината, Министерства сельского
хозяйства и Министерства финансов.
	Ансамблем руководит  хормейстер
В. Успенский.
Ансамбль готовит  «Кантату о
	Сталине» А. Александрова, заключи-
тельный хор из «Ивана Сусанина»,
песни советских композиторов и ма-
стеров русской классики.
		БЕСЕДА
РЕН ИССЕРА
	Во Дворце культуры Метростроя
состоялась творческая встреча членов
‘драматического и литературного кру-
жков с режиссером и артистом Мало-
го театра лауреатом Сталинской пре-
мии народным артистом PCCP
 А. Диким, шефствующим над худо-
жественной самодеятельностью стро-
ителей метрополитена. А. Дикий рас-
сказал о своей работе над новыми ро-
лями в театре и кино и поделился
интересными воспоминаниями о доре-
волюционных любителях драматиче-
ского искусства в Москве.
		Протесты в Голландии против
колониальной войны в Индонезии
	Как сообщают . голландские газе-
	ты, народная партия борьбы за
свободу и демократию послала теле-
грамму правительству Дрейса с
	протестом против колониальной вой-
ны в Индонезии, требуя предостав-
ления свободы индонезийскому наро-
		К событиям
в Индонезии
	ГААГА, 8. (ТАСС). Согласно поз
следним сообщениям из Индонезии,
голландцы продолжают военные дей-
ствия на Яве и Суматре. Крупные
операции имели место в городе
Бандунг.
	ГААГА, 8. (ТАСС). Среди членов
«партии труда» ширится  недоволь-
ство правительством Дрейса и руко-
водством «партии труда»,  ответст-
венными за агрессию в Индонезии.
Как сообщает газета «Хет пароль»,
организация «партии труда» крупно-
го промышленного центра — торода
Эйндховен приняла на чрезвычайном
заседании резолюцию, в которой
подчеркивается, что в политике
Дрейса, а также министров и депу-
татов парламента (членов «партии
труда») нет ничего общего е прин-
ципами демократии.

Организация «партии труда» Эйнд-
ховена потребовала немедленного со-
зыва чрезвычайной конференции
«партии труда» для обсуждения по-
литики центрального руководства.
		паселение Южной Кореи
требует вывода
американских войск
	ПХЕНЬЯН, 8. (ТАСС). По сооб-
щению пхеньянского радио, полиция
южно-корейского марионеточного.
«правительства» продолжает репрес-
сии против населения, требующего
немедленного вывода американских
войск из Южной Кореи и ликвида-
ции нынешнего ненавистного народу
режима Ли Сын Мана. На-двях
сеульская полиция арестовала од-
новременно сто шестьдесят членов
трудовой партии и демократических
деятелей. В городе Квандю аресты
произведены на 40 предприятиях.
	В Сеуле после выхода так назы-
ваемого «закона о государственной
безопасности» возбуждены дела про-
тив 9.490 человек.
		ДЕМОНСТРАЦИЯ ПРОТЕСТА ПРОТИВ ПОЛИТИКИ ГОЛЛАНДСКОГО
ПРАВИТЕЛЬСТВА НА ССТРОВЕ КЮРАСАО
	вез на Кюрасао 3 января замести-
тель голландского премьер-министра
Ван Схайк. Демократические члены
местного законодательного органа
	выступили с протестом против пред*
ложений Ван Схайка, которые озна-
чают дальнейшее урезывание поли“
тических прав местных органов.
	«Манчестер гардиан»
о продовольственном
положении в Запалной
	Германии
	НЬЮ-ИОРК, 8. (ТАСС). Как сооб-
щает корреспондент агентства Юнай-
тед Пресс, в Виллемстаде (Кюрасао—
Голландская Вест-Индия) состоялась
народная демонстрация протеста про-
тив голландской агрессии в Инло-
незии и против голландских предло-
жений о реформе так наз. прави-
тельства Вест-Индии, которые при-
	План мелиоративных
работ в Польше
	ВАРШАВА, 8. (ТАСС). Вскоре
после освобождения Польши от не-
мецко-фашистских захватчиков поль-
ское правительство нометило  гран-
диозный план мелиоративных работ.
План рассчитан на 50 лет и для его
осуществления ассигнуются 540 мил-
лиардов злотых.
	План предусматривает осушение
3 миллионов гектаров заболоченных
земель, строительство дренажей на
площади 4 миллионов гектаров, стро-
ительство дамб протяжением 2 тыся-
чи километров и регулирование бо-
лее 20 тысяч километров рек.

3-летний план восстановления на-
родного хозяйства Польши преду-
сматривал восстановление 2 тысяч
километров дамб, осушение 330 ты-
зяч гектаров заболоченных ‘земель,
вбсстановление дренажей на площа-
ди 8 тысяч гектаров и регулирова-
ние 4 тысяч километров рек.

В течение 1947 и 1948 годов вос-
становлено 1600 километров дамб,
осушено 375 тысяч. гектаров заболо-
ченных земель, построены дренажи
на 7500 гектарах и отрегулировано
3200 километров рек.
	Большое внимание проведению ме-
лиоративных работ уделяется и в
б-летнем плане. Если трехлетним
планом восстановления народного хо-
зяйства на мелиоративные работы
было ассигновано 9. миллиардов зло-
тых, то в шестилетнем плане на эти
же нели предусмотрена сумма в 50
миллиардов злотых.
	ЛОНДОН, 8. (ТАСО. Дюссель-
дорфский корреспондент «Манчестер
гардиан», сообщая, что в течение
всего дня 6 января комитеты анг-
лийской военной администрации 0б-
суждали вопрос о нехватке зерна
для выпечки хлеба и о возможноста
сокращения норм выдачи хлеба в
Западной Германии, пишет: «Сейчас
обсуждаются. две возможности: обра-
щение к администрации во Франк-
фурте с просьбой выделить допол-
нительное количество зерна из уже
значительно истошенных запасов и
создание «особого района» в Руре.
Если в этом районе нормы выдачи
хлеба будут сохранены на нынешнем
уровне в 11 килограммов в месяц, это
будет означать, что население Бизо-
нии получит всего лишь 6 или 7 ки-
лограммов, т. е. только 60 процентов
нынешних норм... Это привело бы к
спекуляциям зерном на черном рынке
и вызвало бы возмущение в остальной
части Германии. Особо скверное впе-
чатление произвело бы то, что район,
который в скором времени должен
номинально перейти в ведение меж-
дународного контрольного органа,
поставлен. в привилегированное поло-
жение».
	(07%086009]
	yx МОРСКОЕ министерство США
об’явило, что 100 кораблей и 35 тыс.
американских солдат, матросов, сол-
дат морской пехоты и летчиков при-
мут участие в маневрах в районе Ка-
раибского моря и западной части
Атлантического океана в период от
14 февраля по 1 апреля 1949 г.
	х КАК СООБЩАЕТ вашингтон-
ский корреспондент агентства Юнай-
Tea Пресс, федеральный судья
Швейнгаут отдал распоряжение отло-
жить суд над бывшим председателем
комиссии по расследованию антиаме-
риканской деятельности Томасом, об-
виняемым в казнокрадстве, на 7 фев-
раля. Первоначально суд был‘ ‘назна-
чен на 10 января, а затем был’ отло-
жен до 17 января под предлогом бо-
лезни Томаса.
	МЕНСНИЙ ШАХМАТНЫЙ
ЧЕМПИОНАТ Сб
	ДВЕНАДЦАТЬТЯА
тур
	В двенадцатом туре закончились
всего четыре партии. Первое пораже-
ние в чемпионате потерпела Игнатье-
ва — от чемпионки Ленинграда Зво-
рыкиной. Партия изобиловала обою-
доострыми моментами. Биглова встре-
тилась с чемпионкой Латвии Лауберт.
В начале партии перевес был на сто-
роне Бигловой. Однако, когда ‘игра
перешла в эндшпиль, партнерши при-
знали ничью. Чудова выиграла у Вос-
кресенской. Гурфинкель неправильно
пожертвовала фигуру Страндетрем и
потерпела поражение. Остальные пар-
тии отложены. У Рубцовой против
Быковой перевес на пешку, но вряд
ли его удастся реализовать.

После двенадцати туров впереди
попрежнему Биглова (Ленинград) —
91/2 очков из 12, далее Рубцова (Мо-
сква) — 7 /з очков из 9, Игнатьева
(Ленинград) — 7 очков из 11, Воль-
перт (Ленинград) — 6 очков из 9
ид.

Сегодня доигрывание неоконченных
партий,
		B Музее истории и реконетрукции Москвы в дния школьных каникул очень оживленно. Музей ежедневно
	московской области. ЛПля ребят выделены специ-
	посещают сотни пионеров и школь ‚ников столицы и районов
	альные экскурсоводы. НА СНИМКЕ; труппа учащихся солнечногорской средней школы №1 в одном из залов
музен. Фото Н. КИРЕЕВА и В. СТЕПАНЕНКО (ТАСС.
	ское значение края, охваченного вос-
станием.
	Несмотря на героическое сопротив-
ление словаков, защищавших каждый
клочок родной земли, на помощь,
оказанную им пробившимися через
фронт советскими партизанами, не-
мецкие каратели методически сужи-
вали кольцо вокруг свободной’ терри-
тории. На каждого повстанца прихо-
дилось по ‘крайней мере пятеро нем-
цев. Фашистские войска наступали,
зверски расправляясь с мирным насе-
лением, убивая женщин, детей, стари-
ков.
	У повстанцев остался крохотный
клочок земли. Атаки немцев, торо-
пившихся покончить с угрозой в сво-
ем тылу, становились все яростнее.
И, когда немцы уже не сомневались,
что повстанцы будут полностью
истреблены, отряды словацких пат-
риотов совершили невозможное —
прорвали окружение и ушли в горы.
Здесь при активной помощи советских
партизан, явивших пример выдержки,
мужества, стойкости, организованно-
сти, они продолжали борьбу с вра-
гом и лождались счастливого дня —
	прихода Советской Армии.
	Таков фон, на котором происходят
события, описанные Петером Илем-
нинким. Писатель не ставил перед
собой задачи показать восстание в
	целом. Он взял лишь кусочек ero.
Один из героев повести — лесничий.
Гондаш спокойно, неторопливо ведет
рассказ о маленьком, ‘затерянном в.
горах районё: ‘Отсюда далеко‘ до’
центра восстания. Сведения о TOM,
что делается на большой дороге со-
бытий, доходят в горы обрывками, с
опозданием. Но люди здесь, в горных
деревеньках, такие же; как и по ме
Словакии.

Гондаш вспоминает о том, что apo-
исходило на ‘его глазах ocenbio 1944!
года. Шаг за шагом перелистывает on
	страницы хроники восстания, насы-
щенной тонкими и точными деталями,
образными характеристиками. Лесни-
чество Гондашат и прилегающая к
нему местность — частица всей стра-
ны. Настроения, мысли, чувства то-
варищей Гондаша характерны для
трудящихся Чехословакии.
«Хроника» принадлежит перу пи-
сателя-коммуниста. Автор, хорошо
знает среду, которую рисует, с боль-
шой теплотой выписывает образы
борцов народного сопротивления.
Простое и бесхитростное повествова-
ние Гондаша дает повод для обобще-
ний. Читатель видит типические чер-
ты людей, не щадивших крови и
самой жизни во имя победы над злей-
шим врагом человечества — фашиз-
		щих о встрече Советской Армии и 0] слова, прекрасно передающие
	слова, прекрасно передающие OTHO-
шение словацкого народа к велико-
	..Чемцы теснят повстанческий от-
ряд. Слишком неравны силы. Вот-
вот иссякнет сопротивление.

«..По берегу ручья, увязая в сне-
гу, бежал какой-то человек. От вер-
бы к вербе, от ивы к иве, скачок сю-
да, скачок туда. Он явно старался,
чтобы немцы его не заметили... Залег
он к нашим в канаву и ошеломил их
новостью*
	— Назад—ни шагу. Русские здесь.
Придут сюда.

И повстанцы держатся до прихода
русских и, дождавшись их, переходят
в контратаку и обращают немцев в
бегство.
	Книга Петера Илемницкого и пред-
посланная ей статья Б. Полевого как
бы связывают вчера и сегодня Чехо-
словакии. Те самые люди, что с вин-
товкой вышли на оккупантов, теперь
строят заводы, школы, научные ин-
ституты, закладывают фундамент со-
пиализма.
	К недостаткам «Хроники» надо от-
нести то, что писатель не показал
подлинного лица явных и тайных по-
собников фашизма; По ‘книге полу-
чается, что они легко уходили. со
сцены. На деле было иначе. Внут-
ренняя словацкая реакция не брез-
говала никакими средствами, чтобы
помешать повстанцам, чтобы внести
раскол и смятение в их ряды.
	Но этот недостаток не снижает
ценности книги Петера Илем-
ницкого. Она должна быть причис-
лена к значительным произведениям
послевоенной чехословацкой литера-
туры. «Хроника» знакомит с народом,
разгромившим темные силы прошлого
и достигшим выдающихся успехов в
строительстве новой жизни.
	Бор. Львов.
	торжестве победы, «Хроника» про-
никнута оптимизмом, глубокой верой
в народ.

Читатель проникается уважением к
Лексо Безаку, отважному революци-
онеру, руководителю повстанческих
отрядов. Перед лицом смертельной
опасности Безак действует, как по-
добает коммунисту. Смелость  соче-
тается в нем с расчетливостью, ор-
ганизаторские способности ‘команди-
ра — с талантом пропагандиста. На-
род верит таким вожакам, идет за
партией, воспитавшей их. Рядом c
Безаком — рабочий Адам  Панчик,
машинисты Робо МЛишак и Иожо
Дебнар, мясник Сламка, лесоруб Ши-
мон и многие другие. Не все участ-
ники восстания полностью осознали
стоящие перед ними задачи. Они по-
винуются скорее порывам горячего
сердца, чем уму, Но скоро, очень
скоро они распознают недруга под
личинфй доброжелателя, сумеют. рас-
кусить соглашателей, играющих на-
	руку фашизму.
	Книга о словацком восстании
<
	РЕДИ книг, рассказывающих о

жизни народов стран новой де-
мократии, советский человек с боль-
шим интересом прочтет книгу сло-
вацкого писателя Петера Илемниц-
кого — «Хроника». Тема ее — борь-
ба слованкого народа с фашизмом.

..Тяжелая фашистская пята прида-
вила Чехословакию. Чехия об’явле-
на протекторатом и отдана во власть
фашистских наместников, заливших
страну кровью лучших ее сынов. В
Словакии создано «самостоятельное»
государство во главе с предателем
Тисо.

Гитлер преследовал цель навсегда
оторвать Словакию от Чехии и, рас-
колов республику на две части, раз-
жечь ‘между чехами и словаками
огонь вечной розни. Однако ни пала-
чам-протекторам, зверствовавшим в
Чехии, ни квислингу Тисо не удалось
подавить дух свободолюбия, стрем-
ление народа разбить фашистские
оковы. И в Праге и в Братиславе
зрело народное движение, руководи-
мое коммунистической партией.

Коммунисты были загнаны в под-
полье. По одному только подозре-.
нию — даже не в принадлежности,
а лишь в сочувствии коммунистам
посылали на плаху. И тем не менее
компартия возглавила чехословацких
патрнотов, срганизанию отрядов со-
	противления, численность которых.
росла по мере того, как Советская
Армия гнала фашистские войска все
далыне на’ Запад.
Лето 1944 года. Удары советских.
вооруженных сил, обрушившиеся га
гитлеровцев, следовали один за дру-
	Автор вдумчиво и серьезно рас-
крывает психологию жителей гор.
Ничто не приходит сразу, само со-
бой, говорит он. Постепенно, черпая
политический опыт из самой жизни,
узнают крестьяне, обманутые като-
лической церковью, опутанные сетью
пюовинистической пронаганды, где их
враги и где друзья.

Коммунистическая партия — вождь
и вдохновитель восстания. В горькие
дни неудач, когда попутчики из бур-
жуазных партий готовы были при-
знать, что «все кончено», компартия
верила в конечную победу, знала, что
Советский Союз разгромит гитлеров-
ский фашизм и протянет братскую
руку славянским народам. К сожале-
нию, автор, ограничив себя узкими
рамками одного района, не смог дать
птирокой картины общественно-поли-
тической жизни в Словакии.

От первых эпизодов книги, в кото-
рых Гондаш находит в дремучем
лесу чехословацкого  надпоручика
Паволя и трех русских десантников,
и до последних ее страниц, говоря-
	С особым интересом читаются те’
места книги, где говорится о‘ совет-
ских бойцах, о СССР. Наглядно
представляешь угрюмые горные пе-
ревалы и русских людей, пришедших
сюда, чтобы помочь словакам в их
схватке с врагом. Каждая весточка
о Советском Союзе, о его победах
вселяет радость в сердца простых
людей Словакии. «В эту зиму, — рас-
сказывает Гондаш, — когда русекие
наголову разбили немцев под Сталин-
градом, у нас родилась дочурка.... Я
стал радостно ждать, что война ско-
ро кончится и настанут лучшие вре-
мена. Вот и решили мы с женой на-
звать девочку Надеждой в память
этих всеобщих надежд... ».

ne
	Когда Петер Илемницкий пишет о
русских воинах — Егорове, Попове,
братьях Козловых, — он находит
	Невзирая на огромные потери нем-
цев на советско-германском фронте,
гитлеровекое командование вынужде-
но было бросить против повстанцев
кадровые дивизии с танками и авиа-
цией: так велико было стратегнче-.