ПРИЕЗД БЕЛОРУССНОГО
АНСАМЬЛЯ ПЕСНИ
И ТАНЦА
	В Москву на-днях приезжает Госу-
дарственный ансамбль песни и танца
Белорусской ССР. (художественный
руководитель заслуженный деятель
искусств БССР Г. Ширма). В составе
ансамбля, существующего около де-
вяти лет, 60 танцоров и певцов, вы-
шедших из кружков художественной
самолеятельности.
	В репертуаре белорусские песни Hy
танцы, классические хоры, произве-
дения советских композиторов. В про-
грамму концертов’ недавно включены
произведения белорусских композито-
ров, отмеченные на конкурсе, побвя-
щенном 30-летию БССР:  кантата
А. Богатырева «Беларусь», финаль-
ный хор из 3-Й симфонии Е. Тикоцко-
го и другие.

Ансамбль даст в залах столицы, в
крупвых клубах и дворцах культуры
и в высших военно-учебных заведени-
ях свыше двадцати концертов.
	Первый концерт Государственного
ансамбля песни и танца БССР со-
стоится 27 января в Зале имени Чай-
ковского. В нем примут участие при-
езжающие на-днях в столицу вид-
ные белорусские певцы-солисты.
	КОНКУРС МАСТЕРОВ
ДЕКОРАТИВНОГО
ИСКУССТВА
	Свыше пятидесяти произведений по-
ступило на конкурс декоративных из-
делий, об’явленный Художественным
фондом СССР. Жюри конкурса под
предселательством — вице-президента
Академии художеств, народного ху-
дожника РСФСР, лауреата Сталин-
ской премии Ф. Ф. Фелоровского рас-
смотрело представленные участника-
ми конкурса эскизы и присудило! пре-
мии.

Первой премии удостоена работа
художника Т. Опрышко — портрет
И. В. Сталина, исполненный по спо-
собу флорентийской мозаики — из
кусочков цветного мрамора редких
сортов. Портрет сложен по технике
и предназначен для украшения мо-
нументальных интерьеров.
	Второй премии удостоено произве-
дение М. Гортынской. Художница
представила панно на тему «Ленин с
нами», посвященное дружбе народов
СССР. Второй же премией отмечен
настенный ковер работы Т. Опрышко.
	Две третьих премии присуждены
С. Сенькину — за мозаичный портрет
В. И. Ленина и Н. Ростовцевой — за
эскиз хрустальной вазы. Поощри-
тельными премиями отмечены работы
Н. Солодовниковой — кружевной за-
навес на тему «Народное искусство
шестнадцати республик» и С. Тере-
гуловой — ковер, отражающий моти-
вы восстановления и развития народ-
ного хозяйства СССР.
	енко. Либретто написано М. Ал!
3-го действия. Дуня — заслуженная
	РСЗ2СР Ю. ЮНИЦКИИ.
	Телеграммы из-за границы
		Обращение американских деятелей науки и искусств.
	рсжает неотемлемому праву амери-
канского народа выслушивать все от-
тенки общественного мнения. обсуж-
дать их и самим судить о них. Хо-
лодная война — это дорогостоящая
война. Она враждебна развитию прин-
ципов яскусства, науки, религии и
этики, которые мы поддерживаем.
Псловины военного бюджета этого
гсда, составляющего от 15 до’ 18
миллиардов долларов. было бы 60-
лее чем достаточно для улучшения
положения с жилишным строитель-
ством, здравоохранением и просвеще-
нием и для финансирования програм-
мы роста и развития культуры. По-
литика холодной войны привела нас
к открытому выступлению с помо-
шью оружия и долларов в поддерж-
ку реакциснных неприемлемых пра-
вительств Греции и Китая. Эти за-
траты ‘вместо того, чтобы привести к
экономическому восстановлению или
к политической стабильности, стиму-
лируют гражданскую войну.
	В целом ряде критических положе-
ний наше правительство обходило ор-
ганизацию Об’единенных наций, вна-
чале отказываясь от продолжения
предоставления совместной междуна-
ролнсй помощи через ЮНРРА, а за-
тем совершенно открыто своей поли-
тикой в вопросе о создании нового
государства Израиль. План Маршал-
ла не оправдал надежд многих, кто
видел в его провозглашении обеща-
ние подлинно гуманной помощи нуж-
лающейся Европе. Большая часть
средств, отпускаемых по плану Map-
шалла, используется для восстанов-
ления Германии, развязавшей обе ми-
ровые войны. Союз с ‘гитлеровским
союзником Франко поощряется, как
«необходимое условие» холодной
войны. Холодная война действитель-
но дорого обходится в материальном
и моральном отношениях. Но кто
смог бы подсчитать, во что обойдет-
ся новая мировая война в век атом-
ной энергии. Мы считаем, что чело-
вечество не должно оплачивать этой
цены, превосходящей все расчеты.
	Чтобы мы ни думали относитель-
но позиции Советского Союза в со-
пиальной, политической и эконэмиче-
	ГААГА, 10. (ТАСС). Как сообщает
нгентство АНП, голландские войска
в различных районах Явы продолжа-
ют военные действия против индоне-
зийцев.

Газета «Де Ваархейд», комментируя
события в Индонезии, пишет, что
правительство Дрейса игнорирует все
решения Совета безопасности и требо-
вания мировой общественности 9
прекращении военных действий и ос-
вобождении лидеров Индонезийской
республики из-под ареста. «Ван Рой-
ен от имени голландского правитель-
	Пеложение
	в Хайдарабаде
	ДЕЛИ, 10. (ТАСС). Экономическое
и политическое положение в княже-
стве Хайдарабад продолжает оста-
ваться весьма напряженным. После
посещения Хайдарабада премьер-ми--
нистром Индии Неру режим военно-
го управления княжеством продлен
еще на шесть месяцев.

Экономическое положение народ-
ных масс за последние месяцы резко
ухудшилось. Вследствие массового
голода в княжестве распространяет-
ся эпидемия холеры. За последчюю
неделю декабря в одном лишь ropo-
де Хайдарабаде было отмечено 213
случаев заболевания холерой.

Хайдарабадский корреспондент га-
зеты «Фри пресс джорнэл» сообщает,
что в провинции Телингана происхо-
дят бои между карательными отря-
лами военной полиции и крестьянами.
	К положению в Индонезии
	ской областях, мы считаем, STO Hed
обходимо восстановить взаимопонич
мание и сотрудничество между Cox
единенными Штатами и Советским
Союзом, которые лишь одни могут
сделать возможным достижение ми-
ра. Необхсдимость достижения мира
пугем установления взаимопонимания
была официально признана многими
перквами. Мы не считаем, что вопрос
о том, могут или не могут сосущест-
вовать капитализм и социализм, до-
стоин обсуждения. Оба существуют.
Единственным вопросом, достойным
обсуждения, является вопрос о том,
каким образом восстановить взаимное
признание этого факта, который ари-
вел-к побеле вс второй мировой вой-
не и который один лишь способен
предотвратить третью мировую вой-
ну.

Таксвы соображения, побудившие
нас созвать совместный с’езл деяте-
лей науки и культуры в защиту меж-
дународного мира, созвать американ-
ских артистсв, ученых и работников
свободных профессий для того, ято-
бы путем обсуждения найти основу
для сбшего действия по центрально-
му вопросу, вопросу о мире, так как
он влияет на нашу работу и на наши
чаяния в различных областях куль-
туры».

Обращение, в частности, подписали
писатели Дороти Кэнфилд Фишер,
Лилиан Хэллмен, Стефав Гейм, Лэнг-
стон Хьюз, Меттью Джозефсон, Ай-
ра Вольферт, Луис Адамич, Микаэлл
Бланкфорд, Нормав Майлер, Эмиль
Ленгиэл, Луис Унтермейер, Роберт
Коте, Говард Фаст, Альфред Крейм-
борг, Миллард Лампелл, Джон Лер-
днер, Клиффорд Одете, Роберт Сент-
Джон;  хуложники Леон  Кролл,
Алольф Дэн, Филипп Эвергуд, Макс
Вебер, Лжон Слоун, Рафаэль Сойер,
Антон Рефриджер; экономист Мэри
Ван Клик, режиссер Герман Шумлин,
негритянские лидеры Поль Робсон и
Уильям Дюбуа; профессора Дороти
Брюсер, Ирвин Эдман, Колстон Вар-
нэ, Дэрк Струик, Генри Пратт Фейр-
чайлд, Уолтер Раутенштраух; актеры
Моррис Карновский, Канада Ли, ксм-
	позитор Аарон Копленд; прокурор
Джон Рогге.

в Индонезии

ства, — пишет газета, — цинично за-
	явил Совету безопасности, что прави-
тельство полностью придерживается
решений Совета безопасности, в TO
время как ни одно из этих решений
не выполнено».

ГААГА, 9. (ТАСС). Как сообщает
агентство АНП из Джакарты (Бата-
вия) голландские оккупационные
	власти в Джакарте арестовали более
трехсот индонезийцев, принадлежав-
ших к различным республиканским
организациям.
	Активизация Фашистов
	в [Голландии
	ГААГА, 10. (ТАСС). Как сообща-
ет газета «Де Ваархейл». фашистская
кателическая. организация в Тильбур-
ге, в одном из центров юга страны,
решила демонстрировать фашистский
фильм, выпущенный по приказу Геб-
бельса в 1941 году. Газета указыва-
ет, что этот фильм сохранен голланд-
скими фашистами ван Тритом и Вей-
да, выпущенными голландскими вла-
стями -на свободу.

Сейчас, пишет газета, геббельсов-
ский фильм при помоши голландских
гитлеровцев демонстрируется в Тиль-
бурге. Мы еще раз спрашиваем, на-
мерено ли наше правительство вме“
	шаться в это дело и привлечь K Ol
ветственности фашистов, которые хо-
тят показывать геббельсовский фильм
	в нашей стране?
	НЬЮ-ЙОРК, 10. (ТАСС). Свыше
двухсот известных — американских
ученых, артистов, писателей, профес-
соров и других лиц через посредство
председателя «Национального совета
работников науки и искусства и сво-
бодных профессий» астронома Шепли
обратилссь с призывом к с’езду дея-
телей культуры и науки в защиту
международного мира при восстанов-
лении взаимопонимания и сотрудни-
чества между Соединенными Штата-
ми и Советским Союзом. Этот с’езд,

открывающийся 25 марта в отеле

«Вальдорф-Астория» в Нью-Йорке,
«путем обсуждения постарается най-
ти основу для общего действия в
центральном вопросе — вопросе о
мире».

Указывая, что американские арти-
сты, ученые и работники свободных
профессий стремятся углубить куль-
туру страны и содействовать счастью
и прогрессу народов всех стран, ав-
торы заявления пишут: «Пока суще-
ствует напряженная обстановка в ми-
ре, мир в нашей стране, наш жизнен-
ный уровень и демократические пра-
ва американского народа подвергают-
ся опасности. Мы считаем, что на но-
ябрьских выборах большинство аме-
риканского народа отвергло реакцию
и голосовало за программу экономи-
ческого и социального прогресса.
Мы, однако, убеждены, что эта про-
грессивная внутренняя политика не-
совместима с внешней политикой, ос-
нованной на так называемой холод-
ной войне. Со времени начала поли-
тики холодной войны мы были сви-
детелями угрозы научному и куль-
турному прогрессу во всем мире.
Наука в основном перешла под кон-
троль военных, которые огравичива-
ют ее развитие в мирных целях. Сво-
бедному международному — обмену,
источнику жизненной силы. искусст-
ва, науки и свободных профессий,
угрожает опасность. Академическая
свобода в наших колледжах и уни-
верситетах урезывается; для наших
писателей, для кинопромышленности,
театра и радио устанавливаются цен-
зура и самоцензура. Просвещение и
религия не могут процветать в атмос-
фере ненависти. Холодная война уг-

Морозы
в Иране
			женный мастер спорта В. ПРОШИН, занявший первое место, идет на 19.000
метров в паре с Ю. КУРБАТОВЬ!ГМ; спраза — чемпионка мира и CCCP
	М. ИСАКОВА, завоевавшая первое
	место среди женщин.
Фото Г ЯБЛОНОВСКСГО.
	КПИЖНАЯ
ПОЛКА
	АКАДЕМИК А. Е. ФЕРСМАН.
ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГЕОХИМИЯ.
ХИМИЯ ЗЕМЛИ. —Детгиз. 1948 г.
Стр. 304. Цена в переплете 15 руб.
40 коп.

Изданная Ленинградским  отделе-
нием Детгиза книга А. Е. Ферсмана
принадлежит к серии замечательных
научно-популярных книг ученого-
энтузиаста, написанных для советской
молодежи и пленивших ее горячей
любовью к родной науке и мастерст-
вом стилиста и популяризатора. Из
вышедших при жизни автора книг
Этой серии особенно широкую извест-
ность приобрела его «Занимательная
минералогия».

В новой книге А. Е. Ферсман столь
же увлекательно излагает результа“
ты своей работы над созданием (вме-
сте с другим выдающимся ссветским
ученым — академиком -В. И. Вернад-
ским) новой науки — геохимии.

Четыре части книги названы
«Атом», «Химические элементы в
природе», «История атома в природе»
и «Прошлое и будущее геохимии».
Каждая часть содержит ряд очерков,
которые автор старался сделать «сз-
мостоятельными, по возможности не
зависящими от других частей».

Смерть, к сожалению, помешала
А. Е. Ферсману закончить книгу. По-
этому некоторые главы дописаны его
друзьями и учениками — академиком
В. Г. Хлопиным, В. В. Щербиной,
членами-корреспондентами Академии
наук А. П. Виноградовым, Д. И.
Шербаковым, часть глав составлена
по материалам автора профессором
Н. К. Разумовским, научным редак-
тором книги. Все они стремились сде-
лать з:е, чтобы книга вышла такой,
какой ее задумал А. Е. Ферсман.

Кроме основных частей книги, в
ней даны «Краткие сведения о хими-
ческих элементах», об’яснение слов и
специальных выражений, — содержя-
щихся в тексте, приложена большая
таблица элементов Менделеева.
	Премьера оперы В. Врюкова
Станиславского и Вл. И. Неми]
	А. С. Пушкина. НА СНИМКЕ: сцена из
	Минский — заслуженный артист
	МАТЧ ВОСЬМИ ГОРОЛОВ
	Приз выиграла команда Горького
	Первые места завоевали москвичи М. Исакова и В. Прошин
Два дня на стадионе ЦДКА шли   столику, где установлены призы, Bu-
	соревнования сильнейших конькобеж-
цев страны. “

В первый же день юные конько-
бежны столицы проигрывают горь-
ковчанам, ленинградцам и девушкам
Горького, Кирова и Ленинграда. Опа-
сения мастеров сбываются: они выну-
ждены отвоевывать преимущество,
накапливаемое в юношеских забегах
нногородними участниками.
	Как ни странно, юные конькобеж-
цы Москвы, где в каждом районе
имеется спортивная школа отдела на-
родного образования, где есть стади-
он Юных пионеров, Центральная спор-
тивная школа МосгорОНО, многочис-
ленные юношеские секции и школы
спортивных обществ, где много опыт-
ных инструкторов и тренеров, —
уступают воспитанникам юношеских
секций, школ и спортивных обществ
Ленинграда, Горького и Кирова. Ни
один из юных москвичей и москви-
чек не попал в первую тройку! Ю.
Годлевский занял четвертое, а силь-
нейшая из юных москвичек Епифано-
Ba — шестое место.

Победителями у юношей и деву-
шек вышли 17-летний  ленинградец
слесарь Анатолий Павлов (тренер Ма-
кароз) и ученина заслуженного масте-
ра спорта Е. Летчфорда, ученица 9-го
класса Горьковской средней школы
Наталия Донченко.
°В женской и мужской группе конь-
кобежцев москвичи никому не усту-
пили первенства. Болыной успех вы-
пал на долю заслуженного мастера
спорта В. Прошина. Еще одну победу
одержала тепло встреченная чемпи-
онка мира М. Исакова.

Отдельные пары дали яркую спор-
тивную борьбу — забеги на 1.000
метров Исаковой и Холщевниковой,
чемпионки РСФСР горьковчанки Ан-
тоновой и свердловчанки Жуковой.
на 5.000 метров Жукова бежит в паре
с москвичкой Аникановой и выходит
победительницей, показав лучшее
время. Ее результат — 9 м. 57,6 с.

Розыгрыш личного первенства для
женщин закончен. В центр поля К
	зываются трое участниц. Чемпионка
мира Исакова—вновь победительница
всей программы многоборья. На двух
дистанциях она была первой и на

двух — второй. Второе место заняла
москвичка 3. Холшевникова и тре-
тье — Р. Жукова (Свердловск).

В мужской группе успех москвича
Владимира Прошина был еще более
ярким. На трех дистанциях из четы-
рех он был победителем.

В первый день Прошин показал
лучший результат на 5.000 метров —

м. 56 с. Вчера он завершил свое
участие в матче победой в беге на
1.500 и 10.000 метров. Стартуя на
1.500 метров в одной паре с абсо-
лютным чемпионом СССР горьковча-
‘вином Г. Пискуновым, москвич на 1,1
секунды приходит к финишу раньше.
Третий результат в этом беге у абсо-
лютного чемпиона РСФСР Ю. Голов-
`ченко (Омск).
  Заключительная дистанция матча—
10.000 метров. Вопрос о командном
первенстве уже решен. Горьковчане,
имея большое преимущество после
окончания программы для юношей и
девушек, уверены в победе.

Стартуют В. Прошин и Ю. Курба-
тов. Они берут быстрый темп. Про-
шин показывает результат 18 м.
17,3 е., Курбатов — 18 м. 25,4 с.

Ни один из участников, в Том 4H-
сле и чемпион страны в беге на 10.000
метров горьковчанин Чулков, не мо-
гут улучшить достижения москвича.
Прошин занимает первое место по
всей программе многоборья. Вторым
остается Беляев и третьим — горь-
ковчанин Пискунов.

Приз вручается команде Горького.
’Москва в третий раз терпит пораже-
ние в матче городов и остается на
втором месте.

Московский городской Комитет по
делам физической культуры и спорта
и спортивные общества столицы дол-
жны обратить на подготовку юных
конькобежцев самое серьезное внима-
ние.

Г. Колодный.
	ТЕГЕРАН, 9. (ТАСС). В Иране
продолжаются сильные холода. Вче-
ра в Зенджане было 24 градуса ни-
же нуля, а в некоторых пунктах
Иранского Азербайджана — 25 гра-
дусов ниже нуля. В ночь на 8 января
в Мешхеде и Исфагане было 13, в
Ширазе 9 градусов ниже нуля и да-
же в Абадане (на юге Ирана) тем-
пература воздуха не превышала
	О градусов.
	Первенство СССР по хоккею
	ЦДКА — «Спартак»
	сывает первую шайбу в ворота «Спар-
така», затем точно передает шайбу
назад Никанорову, и тот второй раз
заставляет спартаковцев начать с
центра, Вскоре Орехов сравнивает
счет, а через несколько минут неуто-
	мимый Бобров дает своей команде
перевес в один гол.
Спартаковцы пытаются исправить
	свою ошибку и бросаются в атаку.
Это сразу же дает свой результат.
Молниеносная комбинация двух за-
щитников Сеглина—Соколова, и счет
4:4. Идут последние секунды. Шайба
снова у Боброва, сильнейший выход
вперед, бросок...

Со счетом 5:4 в пользу ЦДКА за-
канчивается этот интересный матч.
		Это был один из интересных мат-
чей сезона. После второго периода
чемпион страны проигрывал со сче-
том 0:3! «Спартак» в течение сорока
минут держал инициативу в своих
руках, играя тактически более про-
думанно и коллективно. Защитники
«Спартака» Сеглин и Соколов сейчас
одни из самых сильных. Сеглин в
первых двух периодах плотно закрыл
лидера атаки ЦДКА Боброва. Ho
особенно хорошо играл Б. Соколов.

В середине первого периода Сеглин
точным броском издалека делает счет
1:0. Начинаются вторые 20 минут
игры, и вскоре Б. Соколов неудер-
жимо выходит вперед; следует силь-
нейший бросок, шайба попадает в
борт, отскакивает в поле, где ее под-
хватывает Нетто и забрасывает в во-
рота. Необходимо отметить, что этот
молодой нападающий от матча К
матчу играет лучше. В конце второго
периода Нетто доводит счет до 3:0.
Над командой ЦДКА нависла угроза
поражения!

Но в третьем периоде тренер и
игроки «Спартака» допустили  гру-
бую ошибку — спартаковцы ушли в
защиту. Этим воспользовалась коман-
да ЦДКА, она быстро перестроила
игру и подвергла ворота «против-
ника» беспрерывным атакам. В пол-
fro силу заиграл Бобров. Он забра-
	ЖЕНСНИЙ ШАХМАТНЫЙ
ЧЕМПИСНАТ GECP
	ПЕРЕД ТРИНАДЦАТЬМ
TYPOM
	Последние два дня Ha женском
шахматном чемпионате СССР доигры-
вались неоконченные партии.

Неожиданно потерпела поражение
Чудова в партии с Рубцовой.

Партия Рубцовой с Руденко закон-
чилась вничью. Руденко выиграла у
Барышевой, чемпионка Москвы Бар-
дина — у Воскресенской. С Чудовой
Бардина закончила партию вничью, а
Руденко проиграла.

Второе поражение в турнире по-
терпела Игнатьева, сдав партию
Вольперт без доигрывания.
	Вничью закончились встречи Лоба-
нова—Страндстрем,  Быкова—Крез-
берг, Барышева—Белова, Лауберт—
Быкова и Быкова—Гурфинкель.

Вчера доигрывались две партии
Быковой — с Вольперт и Рубцовой.
В первой партии была зафиксирована
ничья, вторая же партия‘ вновь отло-
жена с перевесом на две пешки у
Рубиовой, но Быкова сохраняет шан-
сы на ничью.

Перед тринадцатым туром впереди
Биглова (Ленинград) — 9 очков
из 12 и Рубцова (Москва) —9 очков
из   . Вольперт и Руденко (обе —
Ленинград) набрали по 8 очков из 12.
	Обращение студентов Белградекого университета
к демократической молодежи мира
	ского университета, верные своим
традициям, солидаризировались с ре-
золюцией.

Зная, что студенты всегда шли и
всегда будут итти по пути марксизма-
ленинизма, прелательское  руковод-
ство набросилось на студентов, ос-
тавшихся верными коммунизму и ме-
ждународной пролетарской  солидар-
ности. Самые прогрессивные студен-
ты и лучшие коммунисты избивают-
ся, изгоняются из партии и универ-
ситета, арестовываются  Арестован-
ные товарищи находятся в тюрьмах
в тяжелых условиях, с ними плохо
обращаются, они подвергаются истя-
заниям и мукам голода. До настоя-
щего времени арестовано более двух-
сот пятидесяти студентов. Об их
судьбе никто ничего не знает.

Обращаемся к вам, товарищи: по-
могите нашей борьбе за возвращение
нашей партии в братскую семью дру-
гих коммунисгических ‘партий.

Поднимайте свой голос против из-
гнания из университета ‚ подлинных
коммунистов, против ареста людей,
которые хотят остаться верными
учению Ленина и Сталина.

Да здравствует Информационное
бюро!

Да здравствует товариш Сталин!»

Обращение подписано комитетом
помощи Белградскому университету.
	ПРИБЫТИЕ В ТРИЕСТ
КРЕЙСЕРА «ЛИВЕРПУЛЬ»
	‚ РИМ, 8. (ТАСС). Агентство АНСА
сообщает, что вчера в Триест прибыл
крейсер «Ливерпуль» под команло-
ванием контрадмирала Маунтбэтте-
на, командующего первой эскадрой
крейсеров в Средиземном море. 10
января крейсер выйдет в Венецию, а
на его место прибудет другой крей-
сер из той же эскадры.
	Cmoscwdoy
	ж ПО СООБЩЕНИЮ японской
газеты «Ниппонтайме», на-днях умер
от рака один из главных. японских
военных преступников — Иосидзиро
Умедзу, приговоренный трибуналом к
пожизненному заключению.

Ж ВЫХОДЯЩАЯ В ГААГЕ газета
«Хет пароль» сообщает, что голланд-
ские власти в Джакарте (Батавия)
запретили выход индонезийских = га*
зет «Берита Индонезия» и «Мембар
Индонезия» за опубликование статей,
«протнворечащих мнению  голландз
ских чиновников».
	СОФИЯ, 7. (ТАСС). Редакция «Ра-
ботническо дело» получила обраще-
ние студентов Белградского универ-
ситета к демократической молодежи
всего мира с просьбой опубликовать
его в газете. В обращении говорится:

«Прошло 6 месяцев со дня опуб-
ликования исторической резолюции,
разоблачившей предательскую дея-
тельность ЦК югославской коммуни-
стической партии. Студенты Белград-
	Государственном музыкальном театре имени БК. С.
ано М. Алигер по одноименному произведению
заслуженная артистка РСФСР К. МАЛЬКОВА,
		Крюкова «Станционный смотритель» в
И. Немировича- Данченко. Либретто Hal
	ИНО EEE ¢

pL PPP PPP LLL LL LPL IA AD ALA AAA A ALAA A A ALIAS ALA AP AAP AA AS AAA AAAI APA NINA AP PND AN
	Еще больше их в афишах KHHO-
театров. Советские фильмы букваль-
но покорили венгерского зрителя. Он
	познакомился и с такими картина-
ми, как «Чапаев», «Ленин в 1918
году», «Петр Первый», «Богдан
	Хмельницкий», какие ныне по праву
считаются уже классическими, ‘и с
лучшими произведениями наших со-
временных  кинематографистов. Co-
ветское кино явилось наиболее по-
пулярным пропагандистом советской
культуры в демократической Венгрии,
и каждая его новинка, появляющая-
ся на киноэкранах, — всегда празд-
ник для венгерского зрителя. Харак-
терно, что число американских филь-
мов в репертуаре венгерских кино-
театров сокращается с каждым  го-
дом, а число советских неуклонно
растет, завоевывая внимание и лю-
бовь самой широкой аулитории.`

Интерес в Венгрии к советской
культуре в значительной степени сти-
мулировался и гастролями советских
артистов, побывавших за эти годы в
Будапеште и других городах стра-
ны. Выступления ‘Краснознаменного
ансамбля песни и пляски Совет-кой
Армии, Государственного ансамбля
народного танца и других советских
художественных коллективов, а так-
же таких выдающихся солистов, как
Барсова, Лисициан, Гилельс, Мержа-
нов, Лепешинская, Кондратов и мно-
гие другие, немало . способствовали
ресту и укрецлению зоветско-венгер-
ских культурных связей. Этому же
содействовали и специальные вы-
ставки, организованные в Булапеште
и других городах Венгрии к 800-ле-
тию Москвы и 30-летию Великой
Октябрьской социалистической ре-
волюций,

Такова далеко не полная картина
венгерско-советских культурных свя-
зей, свидетельствуощая о крепну-
щей дружбе народов Советского
Союза и Венгрии, родившейся в огне
освободительного похода Советской
Армии весной 1945 гола.
	В. Артемьев.
	данные о всех произведениях рус-
2кой классической и современной со-
	ветской литературы, переведенных
на венгерский язык.

Большой общественный резонанс
	имела в демократической Венгрии
«Педагогическая поэма» Макаренко.
Огромный успех ее у читателей по-
будил издательство выпустить вто-
рое, массовое издание. Книга широко
обсуждалась и в писательских и В
педагогических кругах, о ней чита-
лись публичные лекции, неизменно
привлекавшие многочисленную ауди-
торию. :

Каждая крупная библиотека в де-
мократической Венгрии стремится
расширить и пополнить собрание
русских книги в подлинниках, и в
переводах. Филиал библиотеки име-
ни Сабо Эрвина — известного вен-
герского социолога, например, спе-
циально подбирает комплект русских
книг, какими все больше и’ больше
интересуется венгерский читатель.
	Характерно, что интерес этот He
ограничивается только переводами
русских классиков и советских пи-
сателей на венгерский язык, зача-
стую советская книга читается в
Венгрии и по-русски. Число изучив-
ших и изучающих русский язык рас-

тет здесь с каждым месяцем. Кроме

обычных курсов для взрослых в.

стране функционируют еще специ-
альные расширенные курсы для пре-
подавателей русского языка в шко-
лах. Только в одном Будапеште рус-
ский язык преподается в двадцати
одной средней школе, а для совер-
шенного изучения русского языка

при университете имени Пазмань.

учрежден специальный русский ин-
ститут.

Многочисленную аудиторию при-
влекают лучшие произведения рус-
ской классической и советской дра-
матургии, появляющиеся за послед-
ние годы на сцене драматических
театров Будапешта и других горо-
дов Венгрии. «Три сестры» и «Виш-
	невый сад» Чехова, «Бедность не
порок» Островского, «На дне» и
«Егор Булычев» ‘Горького — та-
ков далеко не полный список пьес
классиков русакой драматургии, с
которыми познакомился за последнее
время венгерский зритель. Но по-
становки этих пьес имели не только
познавательное и  общекультурное
значение, — они, как указывает вен-
герский критик Ленкеи Лайош, по-
могали ‘борьбе передовых  деяте-
лей венгерского театра. во главе с
Хонт Ференцем и Майор Тамашем
за реализм в театральном искусст-
ве.

Еще большее значение в этом от-
ношении имели постановки пьес со-
временных советских авторов. Пьеса
Л. Рахманова «Беспокойная  ста-
рость», поставленная вскоре после
освобождения нашими войсками Бу-
дапешта, произвела огромное впечат-
ление на венгерских зрителей, рас-
крыв им значительность идейных и
художественных задач, какие ставят
перед собой советские  драматурги.
Вторым крупным успехом советской
драматургии на венгерской театраль-
ной сцене были «Русские люди»
К. Симонова, а впоследствии его же
пьеса «Русский вопрос». «Смелость
стиля советских пьес, — пишет Лен-
кеи Лайош, и жизненная важ-
ность проблем, затрагиваемых ими,
произвели сильное воспитательное
влияние ‘на венгерскую публику.
Новый зритель, пришедший за по-
следнее время в театр, ‘решительно
отвергает импортированные с Запада
лжелитературные изделия и с возра-
стаюшей любовью и интересом при-
нимает произведения рузской клас-
сической и советской драматургии».

Неудивителен поэтому и успех та-
ких пьес, как «Чужой ребенок»
Шкваркина, «Машенька» Афиногено-
ва. Анонсируется постановка памфле-
та Евгения Петрова «Остров мира».
Словом, советский человек найдет в
афишах венгерских театров немало
знакомых имен и названий.
	_ Интерес в Венгрии
к советской культуре
	пественности к культуре великой
страны-освободительницы.
В 1937 году . из пятисот книг,
	переведенных в Венгрии с иностран-
ных языков, только четыре были
русских авторов. В 1947 году коли-
чество книг, переведенных с русско-
го языка, доходит уме до 90, и
главным образом за счет книг совре-
менных советских писателей.

За три года, с 1945 по 1948, по-
мимо новых изданий лучших произ-
ведений А. М. Горького венгерский
читатель получил на родном языке
книги Шолохова, Фурманова, Фаде-
ева, Серафимовича, Горбатова, Си-
монова, Эренбурга и многих других
советских писателей. Вышли две об`-
емистые антологии русской классиче-
ской и современной советской лите-
ратуры, составленные Трочани Зол-
таном и Лани Шаролтой. Известный
венгерский  поэт-переводчик Радо
Льерль перевел на родной язык поз-
му Маяковского «Владимир Ильич
Ленин». Перевелены и’ другие про-
изведения Маяковского, а также
стихи Константина Симонова, Сергея
Михалкова и других советских поз-
тов. В общем количество произведе-
ний советской литературы, вышед-
ших в венгерзких переводах, превы-
шает за три года 200 томов.

Растущий интерес читателя к с0-
ветской литературе стимулировал и
появление специального издания —
библиографии всех русских книг,
когда-либо переводившихся на вен-
герский язык. Такое издание было
подготовлено по заданию отдела
культуры министерства иностранных
лел Венгрии профессором Kosova
Шандором. Книга Козоча дает под-
робные и точные библиографические
	ее венгерским поэтом, при-
ветствовавшим рождение совет-
ского строя в России, был Ади
Эндре — один из самых выдаю-
щихся представителей венгерской
поэзии ХХ века. Выражая огромный
интерес и симпатии передовой вен-
герской общественности к созданию
единственного в Мире социалистиче-
ского государства, поэт писал:
Алая звезда, блести, царствуй!
Все надежды человечества

Тянутся к алой звезде!
	Кровавая фашистская диктатура
Хорти сделала все от нее завися-
щее, чтобы оттолкнуть от советской
страны сердца прогрессивных пред-
ставителей венгерской  интеллиген-
ции. Двадцать пять лет свирепой
реакционной цензуры и разнуздан-
ной антизоветской пропаганды спо-
собствовали созданию самых прев-
ратных представлений о нашей стра-
не, но не смогли убить интереса к
советской жизни и культуре в раз-
личных слоях венгерского обще-
ства Книги прогрессивных  пи-
сателей о Советском Союзе, изда-
вавшиеся на венгерском языке за
границей, проникали в Венгрию че-
рез таможенные рогатки и доходили
до читателя, несмотря на все поли-

цейские репрессии.

Освобождение Венгрии войсками
Советской Армии в 1945 году послу-
жило могучим стимулом зарождения
и роста венгерско-советских  куль-
турных связей. Советский фильм на
венгерских экранах, советская кни-
га в руках венгерского читателя,
зоветская пьеса на сцене венгерско-
го театра — все это расширяло и
вдохновляло интерес венгерской об-