мы из-за границы
	- Tesgerpam
	156. КОРОТКОМЕТРАЖНЫХ
ОИЛЬМОВ
	«Костромичка», научно-популярная
киволента о русском рысаке.

Болыное место в плане занимают
фильмы, пропагандирующие  сталин-
ский план преобразования природы
степных и лесо-степных районов стра-
HH.
	В различные места страны выедут
путешественники-кинооператоры для
с емок новых видовых картин. Серия
«Путешествия по СССР» пополнится
двадцатью новыми картинами. Среди
них «Зима в Подмосковье», «Рыбин-
ское ‘морех, «Липецк», «Эльбрус»,
«Теберда», «Араратская ^_долина»,
«Валдай — Селигер», «В стране озер
	В 1948 году киностудии научно-по-
пулярных и учебных фильмов страны
выпустили на экраны пять полномет-
ражных картин, двадцать восемь ко-
роткометражных, двенадцать номеров
киножурнала «Наука и техника» и сто
тридцать фильмов, сделанных по за-
казам различных министерств и орга-
низаций. Кроме того для школ, изб-
читален, красных уголков было сде-
лано 317 диафильмов.

Успехом у зрителей пользовались
картины: «Они видят вновь» — о ра-
ботах академика Филатова, «Искусст-
во актера», посвященная’ творчеству
зародного артиста СССР М. М. Тар-
ханова, а также серии фильмов «Бесе-
ды агронома» и «Беседы зоотехника».

Большой интерес представили ки-
ноленты: «У истоков истины» — об
учении Павлова, «История одного
кольцах — об инстинктах и повадках
птиц, «В гостях у старейших» —
фильм, рассказывающий о старейших
жителях Абхазии.

В 1948 году сняты одиннадцать
фильмов из серии «Путешествия по
СССР», а также картины, посвящен-
ные архитектурным памятникам —
«Владимиро-Суздальская Русь», «Ар-
хангельское» и другие.

В новом году значительное Место
уделяется выпуску фильмов, пропа-
гандирующих учение И. В. Мичурн-
на. Выпускаются несколько картин об
учении Мичурина и Вильямса, ©
лучиих колхозах страны, о мичурин-
цах-практиках,

На Урале операторы снимут фильм
«Селекнионер Мальцев». Здесь же
будет итти работа над картиной «Ог-
ни Урала» — об электрификации кол-
хозов. В Узбекистане намечено снять
картину о хлопководческом колхозе
имени Сталина. Новыми. кинолентами
пополнится серия -«Беседы агронома».
Для серии «Беседы зоотехника» со-
злаются картины «Академик Иванов»,
	Трудовой под‘ем
в Болгарии
	СОФИЯ, 11. (TACC). Трудящиеся
городов и сел Болгарии изучают по-
литический отчет Центрального ко-
митета болгарской коммунистической
партии  5-му с’езду ‘партии, сделан-
ный Георгием Димитровым, а. также
исторические решения с’езда, воспри-
нимая их как боевую программу дей-
ствий в деле построения экономиче-
ских и культурных основ социализма
в Болгарии.

Коллективы предприятий активно
обсужлают ‘производственные планы
первого квартала первого года пяти-
летнего плана. Рабочие, инженеры и
техники паровозо-вагонного завода
имени Георгия Димитрова заявили о
своем решении выполнить `.пятилея-
ний план в 4 года. Коллектив Пле-
венской фабрики «Красная звезда»,
выполнивший план 1948 года на 184
процента, подечитав свои’ ресурсы,
также дал. обязательство реализовать
пятилетний план в 4 года. Такие же
обязательства принимают коллективы
и других передовых предприятий
страны. ‘

С большим под’емом приступили к
выполнению плана первого года пя-
тилетки шахтеры угольного бассейна
Перник. Задание первой недели янва-
ря по добыче угля ими выполнено на
102 процента.

В трудовых  кооперативно-земле-
дельческих хозяйствах, в машинно-
тракторных станциях началась подго-
товка к весенним полевым работам.
	Заявление Притта
и Плэттс-Миллса
	Возрождение фашистских
	в Германии
	данным, «движение» Штрассера уже
получило от немецких промышленных
кругов финансовую поддержку в
размере одного миллиона марок. Га-
зета напоминает в связи с этим, что
в 1930 голу точно так же была ока-
gaa помошь гитлеровской партии,
организованная рурским магнатом
Кирдорфом.

Пе сообщениям из Парижа, про-
должает «Телеграф», Отто Штрассер
покинул Канаду и находится на пути
в Париж. Здесь он предполагает за-
держаться до тех пор, пока ‘поступит
разрешение на деятельность в запад-
ных зонах «Союза обновления Герма-
нии». Заявление о разрешении «Не-
мецкого союза»,,как считает «Теле-
граф», свидетельствует о том, что на
всякий случай «в огне держатся два
куска железа».
	<Гелеграф» сообщает также о за-
метном усилении пропаганды в поль-
зу Отто Штрассера. Выходящая во
французской зоне газета «Зибен таге»
начала публикацию глав из книги
Штрассера «Гитлер и я», а в изда-
тельстве Асмуссена в Констанце из-
даны «труды» Штрассера. Как заявил
зять Штрассера, полковник B OT-
ставке Гофлер, половина дохода от
публикации произведений Штрассера
передается для финансирования «Со-
юза обновления Германии»,
	Газета «Берлинер монтагсэхо» со-
общает, что в Ганновере по разреше-
нию английской военной администра-
ции состоялось открытое собрание
сторонников Отто Штрассера. На со-
брании с откровенно реваншистской
речью выступил председатель правле-
ния «Союза обновления Германии»
земли Бавария Вадзак.
	Приговоры
		ТОКИО, И. (ТАСС). Как пере-
дает агентство Киодо Цусин, окруж-
ной суд. в Асахигава (остров Хок-
кайдо) приговорил двадцать желез-
нодорожников к тюремному заклю-
чению сроком от 5 до 8 месяцев за
нарушение правительственного при-
каза, запрещающего забастовки.
	Забастовка ремесленников
и торговцев в Греции
	АФИНЫ, 10. (ТАСС). Несмотря
на угрозы военных властей привлечь
бастующих к военному суду, все
кустарные и ремесленные мастер-
ские и мелкие магазины, а также
часть средних и крупных магазинов
сегодня закрыты в знак протеста
против налоговой ° политики прави-
тельства. Полиция разыскивает вла-
дельцев магазинов по домам и при-
лагает. все усилия, чтобы сорвать
забастовку.
	организации
	БЕРЛИН, И. (ТАСС). - Агентство.
ДИД сообщило, что 22—23 января В
городе Брауншвейге (английская 30-
на) состоится учредительный с’езд
новой партии, именующей себя «Не-
мецким союзом». Судя по отрывоч-
ным сведениям, проникшим в. немец-
кую печать, «Немецкий союз» хочет
об`единить все крайние правые и
фашистские элементы ‘по образцу и
подобию движения де Голля во
Франции. \

Как сообщает газета «Телеграф», в
начале января «Немецкий союз» по-
дал заявление о разрешении его цея-
тельности в земле Северный Рейн—
Вестфалия. Из циркуляра организато-
ров «Немецкого союза» видно, что
будущая партия поддерживается ли-
дером партии центра д-ром Шпике-
ром, южногерманской организацией
«Союз середины» и сторонниками вто-
рого председателя Христианско-демо-
кратического союза Баварии Гауслей-
тера. Кроме того, активную роль в
создании «Немецкого союза» играют
сторонники Отто Штрассера, бывшего
руководителя «Черного фронта» и ны-
нешнего руководителя «Союза обнов-
ления Германни».

Почти одновременно. с заявлением
от «Немецкого союза» поступило за-
явление от дюссельдорфского архи-
тектора Альфреда Гиссена, который
просит разрешить в Северном Рейне—
Вестфалии «Союз обновления Герма-
нии». Об этом архитекторе известно,
что он пользуется покровительством
крупных промышленников, которые
рассчитывают, что в Германии удаст-
ся создать такую же партию под ру-
ководством Штрассера, какая созда-
‘на во Франции под руководством де
Голля. По имеющимся у «Телеграфа»
	Мрачные признания
	«Эксномиста»

ЛОНДОН, 10. (ТАСС). Журнал
«Экономист» публикует на первой
	странице передовую статью, посвя-
щенную отчету так наз. организа-
ции европейского экономического со-
трудничества о ходе осуществления
«плана Маршалла». Журнал считает,
что отчет раз и навсегда кладет ко-
нец точке зрения, что тяжелое эко-
номическое положение Европы яв-
ляется преходящим несчастьем, обус-
	ловленным войной. На самом деле,
пишет журнал, вопрос обстоит со-
вершенно иначе. Обе последние вой-
ны обострили кризис, но не являлись
его причиной. Кризиз был вызван
общим переворотом в экономических
отношениях всего мира. Далее отчет
совершенно ясно показывает, что Ев-
ропа к 1952 году не достигнет‘ ни
довоенного жизненного уровня, ни
экочомической независимости.

ие _ FHapOBOso- ‘BaLOHHOrO

и BowomanoBs — Oo Карело-Финской

республике, а также фильмы, восвя-
щенные Свердловску, Киеву и горо-
дам Северной Буковины.

Среди новых научно-просветитель-
ных короткометражных фильмов сле-
дует отметить картины «Побежденный
север», «Шветы и насекомые», «Как
начиналась жизнь», «Лампочка Яб-
лочкова», «Что такое радиолокация».
	В связи со 125-летием Большого
театра готовится фильм «Советский
балет». Он расскажет о двух поколе-
ниях артистов современной хореогра-
фии. Специальные картины посвяща-
ются работе Государственного ку-
кольного театра, старейшей школе
мастеров русского прикладного ис-
кусства — бывшему Строгановскому
училищу. Продолжая запечатлевать
на пленке крупнейшие архитектурные
памятники, операторы снимут фильмы
«Кусково», «Троице-Сергиева лав-
ра», «Ансамбль Росси», «Адмиралтей-
ство». .
	В 1949 году будет выпущено 16 на-
учно-просветительных короткомет-
ражных фильмов, 20 видовых, 120
по заказам различных ведомств, а
также 10 журналов «Наука и тех-
ника».
	По мастерским
художников
	НОВЫЕ РАБОТЫ
А. М. ГЕРАСИШОВА
	Рано начинается рабочий день В
	мастерской народного художника
СССР, лауреата Сталинской премии
Александра Михайловича Герасимо-
ва. С утра художник становится за
мольберт. Уверенными и твердыми
ударами кисти он наносит на холст
нужную гамму красок, мастерски
осуществляя свой творческий замы-
сел.

Автор многих популярных художе-
ственных произведений, А. М. Гера-
симов снискал у советского народа
горячую любовь и уважение. Соче-
тая большую общественную деятель-
ность с творческой работой, он не-
утомим в поисках новых путей раз-
	BETHA советского — изобразительного
искусства.
Актуальные, жизненные темы на-
	ходят свое отображение в его по-
лотнах. Выдающийся = портретист
А. М. Герасимов всегда очень точен
в передаче характера портретируе-
мого и внешних черт его образа.

Недавно мы побывали в мастер-
ской художника. Он заканчивает
портрет великого преобразователя
приролы И. В. Мичурина. Замеча-
тельный советский  естествоиспыта-
тель изображен в своем саду среди
цветущих яблонь, в обычной рабо-
чей обстановке.

..Весенний воздух прозрачен и
свеж. Голубое небо’ ` просвечивает
сквозь темнбзеленую ‘листву. Мичу-
рин стоит у яблони, приготовившись
срезать` с нее для исследования пу-
YOK светлорозовых ‘цветочков. ‘Вся
его фигура как бы выражает им же
высказанную мысль: «Мы не можем
ждать милостей от природы, взять
их у нее — наша задача».

Над этим портретом А. М. Гераси-
мов работал около года. В основу
произведения легли этюды, написан-
вые во время встреч художника с
ученым.

Рядом с портретом Мичурина дру-
ran, недавно законченная картина:
«И. В. Сталин у гроба А. А. Жла-
нова». В этом полотне художник за-
печатлел скорбный момент прощания
товариша Сталина с ближайшим сво-
им соратником, верным сыном боль-
шевистской партии А. А. Ждановым.

Оба произведения будут экспони-
рованы на Всесоюзной художествен-
пой выставке 1949 года.
	Ив. Левишкин.
		В ТЕАТРАЛЬНЫХ
И МУЗЫКАЛЬНЫХ
МУЗЕЯХ

Работа крупных театральных и Му-
зыкальных музеев обсуждалась на
совещании, созванном отделом науч-
но-исследовательских учреждений
Комитета по делам искусств при Со-
вете Министров СССР. В совещании
участвовали директора и научные со-.
трудники музеев Москвы, Ленингра-
да и Московской области.

На совещании отмечалось, что
ошибки, имеющиеся в театроведении
и музыкознании, были допущены и в
отдельных музейных экспозициях, NO-
священных историн театральной и
музыкальной культуры нашей стра-
ны. В частности Центральный музей
музыкальной культуры пропаганди-
ровал в одной из своих экспозиций
творчество композиторов-формали-
стов. В экспозициях Центрального те-
атрального музея имени Бахрушина и
Ленинградского -театрального музея,
посвященных истории русского теат-
ра, недостаточно глубоко и полно
раскрывался богатейший процесс раз-
вития советского театра.

Участники совещания говорили о
необходимости разработать новые
экспозиции, посвященные русскому
дореволюционному ‘и советскому те-
атрам, а также создать новые выстав-
ки, пропагандирующие советскую му-
зыкальную культуру в свете Поста-
новления ПК ВКП(б) от 10 февраля
1548 года. Кое-что” уже сделано. Так,
вапример, Центральный театральный
музей имени Бахрушина закончил
нсвый вариант выставки по истории
советского театра. Сейчас работники
музея приступают к разработке пла-
‘на экспозиции по истории дореволю-
ционного русского театра.

Центральный музей музыкальной
культуры, открывший постоянную
экспозицию на тему «История раз-
вития русской классической музыки и
музыкальной критики», готовит боль-
шую выставку, посвященную совет-
ской массовой песне.

В этом году все музеи широко от-
мечают 150-летие со дня рождения
А. С. Пушкина. В одном из парков
столицы откроется к этой дате вы-
ставка на тему «Пушкин в театре
и музыке».

В прениях указывалось на необхо-
димость активизировать культурно-
массовую работу музеев. Отмечен по-
ложительный опыт Музея музыкаль-
ной культуры, открывающего свою
новую выставку «Советская массовая
песня» во Дворце культуры авто-
завола имени Сталина.
	короткомет-   мые лейбористы Притт и Плэттс-
20 видовых, 120   Миллс опубликовали вчера вечером
IX ведомств, а  заявление, в, котором говорится:
	«Поведение английского правитель-
ства, которое послало войска в Ака-
бу и чьи самолеты летают над ареной
военных дейатвий, равнозначно по-
пытке вмешаться в Конфликт между
Египтом и государством Израиль, и
если такое поведение будет продол-
	существования   жаться, то Англия будет втянута в
	Краснознаменный имени А. В. Алек-   войну на Среднем Востоке. Весьма
	такой
	сандрова ансамбль
	песни и пляски   трагично, что в результате
	Советской Армии вырос в большой

творческий коллектив. За 20 лет он

побывал во’ всех союзных республи-
ках. лав свыше 6 тысяч концертов, из

ошибочной политики уже принесены
в жертву жизни англичан. Мы счи-
таем необходимым отвести англий-
ские войска и прекратить всякое вме-
	прави-
	них около 750 в частях Советской   шательство для того, чтобы
	Армии в годы Великой Отечествен-   тельство Израиля и арабские  госу-
	дарства могли своооднс заключить
прочный мирный договор. Признание
Англией государства Израиль было
	ной войны. С большим успехом вы-   дарства могли свободно
	ступал ансамбль за границей.
По окончании доклада с«‹
	доклада состоялся   Англией государства
	большой концерт, в котором принял   бы важным вкладом в дело восста-
участие весь коллектив ансамбля.   новления мира в этом районе».
		ВСТРЕЧА СОВЕТСКИХ ВОИНОВ © НОЛЛЕКТИВОМ
KPACHOSHAMEHHOTO АНСАМБЛЯ ИМЕНИ А, В, АЛЕКСАНДРОВА
	32 голы. своего
	Вчера в связи с 20-летием Красно-
знаменного ‘имени ‘А. В. Александро-
ва ансамбля песни и пляски Совет-
ской Армии в Большом зале Москов-
ской государственной консерватории
имени П. И. Чайковского состоялся
вечер-встреча коллектива ансамбля
с воинами Советской Армии. Присут-
ствовали генералы, офицеры, сержан-
ты и солдаты столичного гарнизона.

С докладом о творческом пути ан-
самбля выступил его художественный
руководитель — народный артист
РСФСР Б. А. Александров.
	Трудящиеся Франции требуют
повышения заработной платы
	жи, Об’единение профсоюзов Париж-
ского района приняли решение тре-
бовать от депутатов Национального
собрания —некоммунистов, чтобы они
голосовали за предложение коммуни-
стической группы о том, чтобы повы-
шение квартплаты не проводилось
раньше предоставления трудящимся
соответствующей компенсации за это
повышение.

На многих предприятиях трудящи-
еся составляют петиции в поддержку
предложения коммунистической груп-
пы и направляют эти петиции депу-
татам Национального собрания.
	Сегодняшние газеты сообщают, что
	в ряде мест продолжает усиливаться
единство действий низовых профсоюз-
ных организаций ВКТ, ФКХТ (Фран-
цузская конфедерация христианских
трудящихся) и «Форс увриер», борю-
щихся 34 удовлетворение местных
требований трудящихся.

В знак протеста против отмены до-
полнительных часов работы и уста-
новления 40-часовой рабочей недели,
что неизбежно приведет к снижению
зарплаты, рабочие арсенала Тулона
решили об‘явить 12 января 24-ча-
совую забастовку.

7 января забастовали рабочие вер-
фей и мастерских Прованса (южные
департаменты Франции)’ борющиеся
за удовлетворение своих требований
и возвращение на работу уволенных
товарищей.
	На выборах ‘делегатов в органы
социального страхования и охраны
труда в шахте «Антуан Барбье»
	(шахта города Фирмини, названная в
честь горняка, погибшего от руки ка-
рателей во время забастовки) из 517
голосовавших 455 подали голос за
кандилата ВКТ Жана Малле, ‘в TO
время как кандидат «Форс увриер»
получил лишь 55 голосов.
Кандидаты ВКТ также одержали
победу на выборах в органы социаль-
ного страхования и охраны труда в
шахтах городов департамента Луара
Рош-ла-Мольер и Сент-Этьенн.
	ЖЕНСКИЙ ШАХМАТНЫЙ
“ЧЕМПИОНАТ СОР
	ТРИНАДЦАТЬТИ
тур
	Вчера на женском шахматном чем-
пионате СССР состоялся тринадца-
тый тур. Закончились всего четыре
партии.

Руденко в двадцать ходов одержа-
ла победу над Воскресенской. Крез-
берг потерпела поражение от чемпи-
онки Ленинграда Зворыкиной. Семе-
нова хорошо выиграла у Гурфинкель.
Партия Лауберт—Вольперт закончи-
лась вничью.

Остальные партии отложены.

Биглова проиграла Страндстрем две
пешки, и, казалось, поражение ее не-
избежно. В последний момент, одна-
ко, Страндстрем допустила ошибку.
Теперь исход борьбы зависит от то-
го, какой ход она записала. При пра-
вильном продолжении Страндстрем
может выиграть партию.

Превосходно провела Белова пар-
тию против Рубцовой и заслуженно
добилась выигрышной позиции. Вряд
ли Рубцовой удастся избавиться от
угроз.

После тринадцати туров впереди
попрежнему Биглова (Ленинград) —
9% очков из 12 и Рубцова (Москва)
— 9 очков из 11, далее идут Руден-

ко (Ленинград) — 9 очков из 13,
Вольперт (Ленинград) — 83 очков
из 1З ит. д.

Сегодня — четырнадцатый тур.
	ПАРИЖ, 11. (ТАСС). В связи ©
ростом цен, а также в связи с пред-
стоящим повышением квартплаты не
только Всеобщая конфедерация тру-
да (ВКТ), но под давлением трудя-
щихся масс и так называемый Ко-
ординационный комитет ФКХТ (Фран-
трудящихся), «Форс увриер» и «Все-
общей конфедерации кадров» заявил
	о необходимости увеличения зарпла-
	ты и о предоставлении компенсации
за повышение квартплаты.

ВКТ требует увеличения зарплаты
на 25 процентов, установления прожи-
точного минимума в 15.500 франков и
выплаты компенсаций в размере 650
франков в месяц за предстоящее уве-
личение квартплаты.

Отражая позицию правительства,
статс-секретарь по вопросам экономи-
ки Антуан Пиней в своем выступле-
нии на собрании ассоциации предпри-
нимателей заявил, что правительство
будет противодействовать пересмотр?
заработной платы. Движение за пре-
доставление трудящимся компенсации
за повышение квартплаты ширится по
всей Франции. Национальная ассоцн-
ация бывших фран-тиреров и парти-
зан, Союз республиканской молоде-
	ты будущего, черты социализма. Его
поиски в некоторых случаях дают по-
разительные результаты.

Весь устремлен в будущее Кирилл
Извеков. Вот едет он палящей при-
волжской степью. «С детских лет OH
разделял тоску своего края; грезил о
дубравах на этом нескончаемом пла-
то... Сейчас Кирилл думал о том, что
надо сделать для обогащения степей.
Как напоить их? Какие деревья наса-
дить по оврагам, какие на холмах?
Где та порода, которая устоит от су-
ховеев?.. Через какое время лес’ пе-
рестанет требовать у человека влаги
и сам станет ее източником?.. Мечта
устройства, будущего ставовилась де-
лом устройства, мечтатель становил-
ся делателем...». Действенность меч-
ты, ее реальность — идейная основа
романа. «Чаемое» и «должное» не на-
ходятся больше в непримиримом про-
тиворечии.

Так страница за страницей откры-
вает перед нами К. Федин героиче-
скую историю мира и войны, твори-
мую рабочим классом России и его
великой партией большевиков.

Война не кончается в романе. За
«вторым походом Антанты» следовал
третий. ‚Но автор подводит нас к ос-
мыслению нового исторического эта-
па в сцене встречи Извекова, сформи-
ровавшего кавалерийский доброволь-
ческий отряд, с товарищем Сталиным,
производящим смотр Первой конёой
армии... Лавины победоносной красной
конницы несутся, приветствуя вождя
советских народов, организовавшего
разгром ‚ деникинской  контрреволю-
ции. В этом могучем и радостном
порыве — залог грядущих побед.

Этот финал закономерно венчает
фединский роман, в ‘котором так орга-
нически слиты история народа и исто-
рия человеческих судеб. Написанный
прекрасным, можно сказать, прозрач-
ным и богатым языком, роман сво-
боден от искусственной стилизации,
которой грешил писатель в прошлом,
от ТОЙ «литературной кори», кото-
рой некогда, по собственным сло-
вам, он переболел. «Необыкновен-‘
ное лето» будет с радостью принято
советским читателем как новое дока-
зательство расцвета созетской лите-
ратуры послевоенных лет.
	Вл. Млечин.
	НА СНИМКЕ: народный художник
СССР А. ГЕРАСИМОВ У своей но-
вой работы — портрета и. в. Ми-
чурина.
Фото К. ВДОВИНОЙ.
	Ггосударстеенный Центральный театральный музей имени А. Бахрушина. НА СНИМБЕ: посетители осматрива-
ют выставку «Русский оперный театр и Ф. И. Шаляпин». = Фото Г. КОРАБЕЛЬНИКОВА.
	определяющая судьбы действующих
лиц, их взаимоотношения, характеры.
Роман охватывает многие стороны
жизни той взволнованной эпохи, в
нем действуют представители самых
различных общественных слоев того
времени: Тут и бывшие «столпы» цар-
ского режима — известный погром-
щик генерал Мамонтов, свирепый пес
охранки жандармский полковник По-
лотенцев, тут и купцы Мешков, Шуб-
виков. Они еще барахтаются, пытают-
ся изменить ход событий или, по
крайней мере, спасти шкуру и хотя
бы‘ часть своего добра. Но эти облом-
ки старого мира уже на ущербе. Как
соломинки в водовороте, они обрече-
вы или быть низвергнутыми в стрем-
нину или медленно догнивать где-ни-
будь в заболоченной канаве.

Уходит понемногу и тот странный,
чудаковатый люд, который так был
свойственен старой русской действи-
тельности. Люди с хорошими задатка-
ми, но без устойчивого места в жизни,
охваченные какими-то неопределенны-
ми, даже невысказанными  стремле-
ниями, тоской, порожденной безвре-
меньем, они обычно становились жерт-
вами «зеленого змия». Таков в рома-
не Парабукин, человек «с короткой
пружиной», таков его приятель и со9-
бутыльник, бывший актер Мефодий.

Странным и чудаковатым кажется
мечтатель Дорогомилов, один из нан-
более привлекательных образов рома-
на. Это — идеалист, но _ по-своему
деятельный. Он делает очень много,
неизменно оставаясь в тени. Это у
него прятался в 1910 году Рагозин,
когла полиция сбилась с ног, пытаясь
найти  руководителя революционной
организации. Ребятишки городской
окраины в нем души не чают. А он
умело приучает их к чтению, к разум-
вым занятиям, отвлекая от улицы, от
озорства. И только немногие знали,
цто всю жизнь свою «мечтал он о бу-
дущем, о великом будущем челове-
чества, и помогал растить это буду-
mee». Дорогомилов сразу понял зна-
чение революции. понял, что «сейча?
сказано бессмертное слово, слово о
власти труда...».

То. что понимает,’ чистой’ душой
воспринимает старик. Дорогомилов,
недоступно тонкому, изошренному и
образованному интеллигенту,  петер-
	бургскому  драматургу Пастухову.
Тема интеллигенции в революции
всегда занимала болышое место в
творчестве К. Федина. На протяжении
многих лет писатель вел своеобразный
спор со своими героями, с читателем,
с самим собой о судьбах интеллиген-
ции о природе художественного
творчества.

Сейчас, по прошествии двух деся-
тилетий, писатель вновь ставит и эти
вопросы: Но решаются они совершен-
но по-новому. «Факты-социалистиче-
ского опыта», говоря словами Горько-
го, существенно обогатили писателя,
раскрыли перед ним горизонты, кото-
рые некогда казались туманными, за-
волоченными. Тепврь Федин отчетли-
во видит, что противоречия в созна-
вии таких людей, как Пастухов, по-
рождены ‘лишь ‘их полной разобщен-
ностью с жизнью и интересами наро-
да, их самонадеянностью, неискоре-
нимой уверенностью, Что они-то И
есть подлинная «соль земли».

Улачливый _н неглупый литератор
Пастухов не понимает великого смыс-
ла революции. Он озабочен лишь тем,
чтобы подобрать соответствующую
<бстановке звонкую фразу. То он го-
ворит, что «весь народ... как некогда
раскольники» двинулся в поход «за
праведной жизнью, за сказкой», то он
видит только «беспорядок».

Автор последовательно и Очень
товко разоблачает своего холодного
и велеречивого героя: Посидев в
тюрьме генерала Мамонтова, в «мест-
ном филиале Дантова ада», и осво-
божденный советскими войсками, от
которых он, только что бежал, Па-
стухов вновь старается сделать «хо-
рошую мину» и уверяет жену, что сам
«делает выбор» и готов работать для
революции. Он даже говорит об от-
вратительном облике всякого «меже-
умка». Но жена его ‘Ася; мастерски
выписанная Фединым, трезво коммен-
тирует эти декларации: «Повинную
голову не рубят». Впрочем, читателю
и бёз того ясно, что «перестройка»
Пастухова — Менее всего акт зрелой
мысли, нового отношения к действи-
тельности. Опять только поза, слова
и, конечно. обида на белых, которые
без всякой вины волворили его в
тюрьму. Он охоташивается, любуется
самим собой. Но за позой — лишь
	черствая душа, робкая мысль и, глав-
ное, непроходимый эгоцентризм. :
`Равнодушный себялюбец о Пасту-
хов — не. единственный интеллигент
в романе. Есть люди более достойные.
Помимо чудаковатого  Дорогомилова—
это: рядовой русский офицер Дибич.
Он храбро дрался с немцами, попал
в плен, откуда дважды пытался бе-
жать: Каторжная жизнь в плену, об-
щение: с немцами, с французскими
пленными донельзя обострили у Ди-
бича чувство родины. Он, вернулся
измученный физически и растерянный
морально. Но привычка трезво оцени-
вать факты и чутье патриота помогли
ему найти правильный путь, понять,
кто спасает страну, создает ее вели-
чие, а кто предает ее. Бандитская пу-
ля обрывает трудную жизнь, этого
простого и. мужественного человека.

Противостоит Пастуховым молодая
поросль советской” интеллигенции,
пробивающаяся из’ народных низов.
Дочь Парабукина Аночка уже истор-
гает слезы восторга у собравшихся
красноармейцев своей игрой на сцене.
Конечно, толькоблагодаря ревояюции
могла эта девушка осуществить свою
мечту. И взволновавные бойцы при-
глашают юную актрису на фронт, ку-
да она. ‘вероятно, и последует. Здесь
автор завязывает новые и тесные уз-
лы между народом и’ искусством,
жизненно воплощает ту идею «един-
ства революционного и национально-
го искусства», которую он чувствовал
двадцать лет назад, когда выпускал
в свет роман «Братья».

К. Федин смог выполнить такую за-
дачу благодаря новому отношению к
действительности, к героям: Это —
сознательная цель автора, его виде-
ние жизни. Симптоматичен в Этом
смысле разговор между Рагозиным и.
Извековым ©б отношениях к людям,
о связи между идеей и реальным че-
ловеком. Старый подпольщик говорит:
«Ты умей найти такого человека, в
котором немножко будущего есть.
В труде его, в службе народу, и еще
в чем.. Практикуй идеал свой на
зеловеке...». Извеков о подтверждает
эту мысль ссылкой на Чернышевско-
го, требовавшего. приблизить будущее.

Автор следует этому великому за-
вету. Он ищет в людях, в жизни, в
сложных отношениях тех времен чер-
	„Необыкновенное лето“
	шли подготовленные к борьбе и со-
зиданию, вооруженные пониманием
закономерностей исторического про-
цесса, огромным житейским опытом,
неиссякаемым запасом’ любви И вни-
мания к трудовому народу.

Особое и важное свойство федин-
ского письма — широкий охват исто-
рических событий изображаемой эпо-
хи. «Необыкновенным» очень точно
развано лето 1919 года, период «вто-
pero похода Антанты» против моло-
дой Республики сонетов — эпохи на-
пряженной и кровавой борьбы нашего
варода против многочисленных и во-
оруженных до зубов армий  импери-
алистической интервенции. .

«В равноденственные бури сентяб-
ря белые, развивая свое генеральное
наступление на юге, захватили район
Курска... Корниловцы шли к Орлу,
дроздовцы на Брянск, алексеевцы и
марковны на Елец. Конный корпус
Шкуро, соедивившись с Мамонтовым,
направлялся к Воронежу для сов-
местных действий с левым крылом
донской армии.

В середине октября пал Орел, и
войска Деникина вышли на дорогу к
Туле, создав прямую угрозу главному

2 И
	нсточнику снабжения Красной Армии.
	патронами, винтовками, пулеметами”.
Пентральный Комитет партии при-
звал народ к борьбе с Деникиным.
Десятки тысяч коммунистов, сотни
тысяч рабочих шли на фронт. Совет-
ский народ приступил к осуществле-
нию гениального плана Сталина. Ре-
волюпионные армии нанесли белогвар-
дейским полчищам  сокрушающие
улары и вышли в промышленные рай-
оны Украины и Дочбасса, население
которых восторженно встретило сво-
их освободителей. Последовательное
и неуклонное проведение сталинского
плана привело к разгрому девикин-
ской контрреволюции. у
Таков в сжатых чертах историче-
ский фон, на котором развертываются
события романа. Brrouem, «pou» —
это весьма неточно. Историческая o6-
стачовка — органическая ткань по-
вествсвания, его оскова, во многом
	ОЛЬШОЕ и яркое художественное

дарование Константина Федина
всегда привлекало внимание передо-
вого советского читателя. Роман «Не-
обыкновенное лето», печатавшийся на
протяжении двух истекших лет в
журнале «Новый мир», — свидетель-
ство идейной и творческой зрелости
писателя.

Со многими героями этого произве-
дения мы уже познакомились в пред-
шествующем романе К. Федина «Пер-
вые радости». Действие. его относится
к 1910 году, к эпохе безвременья,
глухой реакции. Федин сумел пока-
зать, что и в те тяжелые времена, да-
же в «городе сарпинки, отставных ге-
нералов и мучных королей» зреют
молодые и могучие силы, вступающие
в решительную борьбу за обновление
жизни человечества. Предчувствие
неизбежных и Чаемых перемен — ду-
ховная атмосфера романа. Здесь мы
и знакомимся с главными героями но-
вых произведений К. Федина — Ки-
риллом Извековым и Петром Рагози-
вым. .

Большую и тяжелую школу жизни
прошли эти люди перед тем, как мы
встречаемся с НИМИ ВНОВЬ в «необык-
новенное лето» 1919 гола в Саратове,
«самолюбизо прозванном старожила-
ми столицей Поволжья». Извеков пос-
ле ареста в 1910 году провел значи-
тельную часть времени в заточении,
в период империалистической ВОЙНЫ
под чужим именем был в армии рядо-
вым солдатом, работая в военной ор-
ганизации партии большевиков.
Не шадя себя, Извеков ведет среди
солдат революционную пропаганду:
Столь же бесстрашно ведет он себя в
бою.

Рагозину удалось тогда скрыться
от преследований царской полиции, и
жизнь его была заполнена тревогами!
п радостями партийца-подпольцика
тех времен. Но тяжелая травма оста-
лась в душе Рагозина: жена его умер-
ла в тюрьме, и о судьбе родившегося
там ребенка он ничего узнать не мог.
К великем событиям револющии оба
друга — Рагозин и Извеков — при-
	a i